Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты и вопросы к экзамену по психологии - файл 1.doc


Билеты и вопросы к экзамену по психологии
скачать (375.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc376kb.18.11.2011 15:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ответы

на экзаменационные вопросы

по психологии


Содержание.

1. Предмет и задачи современной общей психологии. 3

2. Место психологии в системе наук о человеке. 3

3. Основные категории психологии, их характеристика. 4

4. Методы исследования в психологии. 5

5. История развития психологии как науки. 6

6. Развитие психики и сознания. 7

7. Сознание и самосознание. 8

8. Сознательное и бессознательное в структуре личности. 8

9. Характеристика волевой сферы личности, волевые качества. 9

10. Структура волевого акта. 11

11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность. 12

12. Структура личности с точки зрения различных теорий личности. 13

13. Направленность личности. Формы направленности. 14

14. Активность личности. 15

15. Понятие деятельности. Структура деятельности. 16

16. Основные виды деятельности, их характеристика. 17

17. Основные способы выполнения действий: умения, навыки и привычки. 17

18. Внимание и его физиологическая основа. 18

19. Виды внимания. 19

20. Основные свойства внимания. 20

21. Понятие об общении. Структура общения. 21

22. Роль общения в жизни человека. 21

23. Понятие об ощущениях, виды ощущений. 22

24. Основные свойства ощущений. 23

25. Общая характеристика и физиологические основы восприятия. 23

26. Основные виды восприятия. 24

27. Свойства восприятия, их характеристика. 25

28. Память и ее физиологические основы. 26

29. Основные виды памяти. 26

30. Характеристика основных процессов памяти. 27

31. Запоминание, условия успешного запоминания. 29

32. Мышление и физиологические основы мышления. Виды мышления. 30

33. Основные мыслительные операции. 31

34. Основные формы мышления и их характеристика. 31

35. Понятие о воображении и его физиологические основы. 32

36. Виды и типы воображения. 33

37. Основные приемы воображения. 34

38. Речь. Функции и виды речи. 35

39. Связь мышления и речи. 35

40. Общие понятия об эмоциях в психологии. Виды эмоциональных состояний. 36

41. Чувства, их виды. 37

42. Понятие о темпераменте, физиологические основы темперамента. 37

43. Типы темперамента, их психологическая характеристика. 38

44. Понятие о характере, физиологические основы характера. 39

45. Черты характера, их характеристика. 40

46.Понятие о способностях. Задатки и способности. 41

47. Структура способностей. Общие и специальные способности. 42

48. Мотивы и мотивация. 43

49. Понятие самоактуализации в психологии. 44

50. «Я – концепция», ее структура. 44



^

1. Предмет и задачи современной общей психологии.


Если сформулировать обобщенно предмет психологии, то можно сказать, что ПСИХОЛОГИЯ - это наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы возникновения, протекания и проявления психических явлений. Таким образом, психология изучает психику или психические явления.

^ Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в конкретный момент времени.

Психические образования – психические явления, возникающие в ходе жизненного опыта человека и выражающиеся в уровне знаний, умений, навыков, в совокупности привычек.

^ Психические свойства – устойчивые особенности личности, обеспечивающие типичное поведение, проявляющееся в деятельности и общении с другими людьми.

Психические процессы – динамические психические явления, обуславливающие отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира.

^ Психические познавательные процессы - совокупность явлений, которые позволяют человеку изучать окружающий мир, других людей, самого себя.

Можно говорить о специфических задачах психологии в конкретных сферах (семье, профессиональной деятельности, политике, образовании и т.д.). Также необходимо отметить, что задачи психологии определяются теми общими проблемами, которые разрешает общество в конкретном государстве в тот или иной исторический период.

Коротко задачи психологии можно сформулировать так:

  • Научиться понимать сущность психологических явлений и их взаимосвязь;

  • Научиться управлять ими;

  • Использовать полученные знания на практике;

  • Быть теоретической основой практики психологической службы.



^

2. Место психологии в системе наук о человеке.


Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке.

Психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется прежде всего в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией, выражается в существовании таких отраслей как патопсихология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией и анатомией ЦНС реализуется через нейропсихологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с логопедией выражается в существовании специальной психологии, психолингвистики; с юриспруденцией отчетливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

^

3. Основные категории психологии, их характеристика.


Категория – наиболее общие фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения предметов и явлений объективной действительности.

^ Категория образа характеризует психологическую реальность со стороны познания и является основой формирования индивидуальных и социально-групповых картин мира. Это чувственная форма психического явления. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия, О. представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т. п.). О. является важнейшим компонентом действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели.

^ Категория мотива. Мотив – это 1) материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок; 2) психический образ данного предмета. В широком смысле – это нечто внутри субъекта, побуждающее его к действию, осознанный человеком смысл его действий. С помощью мотива поддаются описанию поведение человека, его цели, ценности, механизмы принятия решений.

^ Категория личность. Подходов к пониманию и объяснению личности довольно много. Это связано с тем, что понятие "личность" является интегральным и любое, существующее ранее и сейчас определение, выделяет лишь отдельные его аспекты.

Личность в широком смысле – это конкретный человек, как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей. В узком смысле – это качество индивида, которое формируется благодаря жизни человека в обществе, в процессе его социального развития.

Личность – важнейшая среди метапсихологических категорий. В ней оказываются интегрированы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.

^ Категория действие – единица анализа деятельности, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действие, как и поступок, есть истинное бытие человека, в нем проявляется индивидуальность. Действие м. б. относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в. более широкие структуры деятельности.

Структура Действия включает 3 основных компонента: а) принятие решения; б) реализация; в) контроль и коррекцию.

Психологические категории делят на 2 группы:

• Базисные (образ, мотив, действие, отношение, переживание, индивид)

• Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я»)

Психологические категории не существуют отдельно, независимо друг от друга, между ними существует связь и соотношение.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (375.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru