Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Валютные рынки и валютные отношения - файл Валютные рынки и валютные отношения лекции.doc


Лекции - Валютные рынки и валютные отношения
скачать (167.2 kb.)

Доступные файлы (1):

Валютные рынки и валютные отношения лекции.doc846kb.18.04.2010 22:31скачать

содержание
Загрузка...

Валютные рынки и валютные отношения лекции.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекции по дисциплине

Валютные рынки и валютные отношения


Содержание

Тема 1. Мировые валютные системы и международные валютные отношения

в условиях глобализации мировой экономики


Тема 2. Эволюция мировых валютных систем и современные валютные проблемы


Тема 3. Роль золота в мировой валютной системе. Рынки золота


Тема 4. Валютный рынок и его развитие в условиях глобализации экономики


Тема 5. Валютный курс и факторы на него влияющие


Тема 6. Валютная политика и ее формы. Валютные ограничения


Тема 7. Валютные операции


Тема 8. Международные валютно-кредитные и финансовые организации ООН


Глоссарий


Рекомендуемая литература


ТЕМА 1.

Мировые валютные системы и международные валютные отношения в условиях глобализации мировой экономики


Краткое содержание

1. Мировая, международная (региональная) и национальная валютные системы; связь и различие их основных элементов. Функциональные формы мировых денег. Элементы мировой и национальной валютной системы Противоречия процесса глобализации связанного с обострением общечеловеческих проблем, решение которых влияет на изменения мировой валютной системы.

2. Субъекты и объекты валютных отношений. Место и роль транснациональных банков в современных валютных отношениях.

3. Международные валютные отношения как форма экономических отношений в условиях глобализации экономики. Международная валютная ликвидность.

4. Российская валютная система и место России в мировой валютной системе.


Валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. Целью валютных систем является создание условий для того, чтобы обеспечивались денежные расчеты внутри страны и между странами. Важными элементами валютных систем являются определение валютного курса, наличие или отсутствие валютных ограничений, формы международных расчетов, условия взаимной обратимости валют, режим международных валютных рынков и рынков золота, статус международных валютно-кредитных организаций, например, Международного валютного фонда и др.

^ Мировая валютная система – форма организации международных валютных отношений, сложившаяся на основе развития мирового рынка и закрепленная межгосударственными соглашениями.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны.

Особенности национальной валютной системы определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.


Особенности валютной системы России

В 90-х гг. ХХ в. валютная система РФ была реформирована в соответствии с принципами формирующейся в стране рыночной экономики и с учетом требований МВФ, устав которого регламентирует функционирование мировой валютной системы.

Валютная система РФ как форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная законодательством, является составной частью денежной системы страны.

Но валютная система относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. По мере интеграции кругооборота национального капитала во всемирное хозяйство часть денежного капитала выражается в иностранной валюте, а привлеченный иностранный капитал конвертируется в национальную валюту. Это происходит при международных расчетах, валютных, кредитно-финансовых операциях. В этой сфере переплетаются экономика и политика, производство и торговля, коммерция и дипломатия. Валютная система занимает важное место в национальном хозяйстве. Будучи вторичной по отношению к воспроизводству, она оказывает на него обратное влияние – позитивное или негативное. Стабильная валютная система стимулирует развитие национальной экономики; нестабильная – напротив, отрицательно влияет на нее.

Валютная система РФ окончательно не сложилась и отражает трудности переходного периода от планово-централизованной экономики, основанной на государственной собственности, к рыночной экономике, базирующейся на частной и других формах собственности. К концу XХ в. валютная система РФ приблизилась к критериям, присущим большинству стран, сохранив некоторые особенности. Они определяются степенью развития и состоянием рыночной экономики и международных экономических отношений страны и проявляются в элементах валютной системы страны.

Основные элементы национальной валютной системы:

1. национальная валюта;

2. условия конвертируемости валюты;

3. валютные ограничения и валютный контроль;

4. режим валютного курса;

5. регулирование международной валютной ликвидности;

6. регламентация использования международных кредитных средств обращения;

7. регламентация международных расчетов страны;

8. режим национального валютного рынка;

9. режим национального рынка золота;

10. национальные органы, управляющие и регулирующие валютные отношения страны.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

1. Основой валютной системы РФ является российский рубль, введенный в обращение в 1993 г. на основе Закона 1992 г. взамен рубля СССР. Рубли, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой. Категория «валюта» обеспечивает связь и взаимодействие национального и мирового хозяйства. Иностранная валюта не является законным платежным средством на территории РФ. Но в условиях десятилетнего экономического спада (до 2000 г.), затяжной инфляции и нестабильности курса рубля произошла значительная долларизация российской экономики – вытеснение национальной денежной единицы более стабильной иностранной валютой, прежде всего долларом США, а также евро (с 2002 г.).

В соответствии с измененным в 1976–1978 гг. уставом МВФ, который запретил золотые паритеты – соотношение валют на основе их золотого содержания, РФ также отменила золотое содержание рубля, которое в 1922–1992 гг.часто волевым решением фиксировалось законодательно.

^ 2. Важным элементом валютной системы, адекватной принципам рыночной экономики, являются условия конвертируемости, т. е. возможности обмена национальной валюты на иностранные.

В зависимости от условий конвертируемости, определенной и закрепленной нормативными документами государства с учетом валютного регулирования в стране, различают:

  • свободно конвертируемые валюты (СКВ), – это валюты, которые без ограничений обмениваются на иностранные валюты в любой форме и во всех видах операций;

  • частично конвертируемые валюты – это валюты стран, где валютное регулирование и валютный контроль ограничивают валютные операции. Различают: внутреннюю конвертируемость валюты – способность национальной денежной единицы свободно обращаться в любые товары и услуги на внутреннем рынке, а также обмениваться на другие валюты для резидентов; внешнюю конвертируемость валюты – возможность для нерезидентов свободно обменивать данную национальную валюту на любую иностранную по действующему валютному курсу;

  • экзотические валюты – это валюты, котировка по которым всегда есть, но возможны значительные ограничения по объемам операций, а также рынку срочных сделок, последний может совсем отсутствовать; не исключены и законодательные лимиты со стороны соответствующих стран на более широкую торговлю их валютами. Это справедливо для Индонезии, Таиланда, Гонконга:

В 1992 г. РФ ввела частичную конвертируемость рубля по текущим операциям платежного баланса, а в середине 1996 г. официально присоединилась к статье VIII (п. 2-4) устава МВФ о введении конвертируемости валют. Тем самым РФ вошла в число 147 стран – членов Фонда (на сегодняшний день в МВФ входит 184 страны), признавших эту статью и ориентирующихся на рыночный механизм конкуренции в валютноэкономической сфере.

На выбор момента и темпа введения размена рубля на иностранные валюты существенно повлиял внешний фактор – давление МВФ. Фонд выдвигал требование немедленного введения конвертируемости рубля в качестве одного из условий предоставления кредита РФ. Поэтому был выбран шоковый вариант без создания необходимых предпосылок конвертируемости рубля. РФ не использовала опыт развитых стран Западной Европы, Японии, которые предпочли более эффективный вариант поэтапного введения размена национальных валют на иностранные, создав солидные предпосылки. В их числе: стабилизация экономики, сокращение бюджетного дефицита, сдерживание инфляции, уменьшение дефицита платежного баланса, урегулирование внешней задолженности, нормализация социально-экономической обстановки в стране. Требование МВФ о введении конвертируемости валют по истечении пяти лет после вступления в Фонд эти страны выполнили спустя 14 лет, в конце 1958 г. (Япония к 1980 г. ввела конвертируемость и по финансовым операциям), по текущим операциям платежного баланса.

В отличие от мировой практики, согласно которой конвертируемость валют вводилась сначала для нерезидентов РФ, с целью заинтересовать иностранных партнеров в сотрудничестве отдала предпочтение резидентам – юридическим и физическим лицам страны. Это вызвало негативные последствия – нерациональное использование инвалютной выручки, «бегство» капитала. Лишь присоединение РФ в 1996 г. к статье VIII Устава МВФ предусматривало официальное распространение конвертируемости рубля на нерезидентов.

Переход от частичной к полной конвертируемости рубля требует создания необходимых предпосылок.

^ 3. Под валютными ограничениями понимается система государственных мер по установлению правил поведения на валютном рынке. Несмотря на отмену валютных ограничений по текущим операциям, в РФ они сохранены по финансовым операциям платежного баланса. Это соответствует мировой практике. Даже развитые страны либерализовали их постепенно в течение двадцати лет (с середины 70-х гг.). Например, страны ЕС окончательно отменили валютные ограничения по финансовым операциям платежного баланса лишь в середине 90-х гг. ХХ в. Это объясняется стремлением стран защитить свою экономику от негативных последствий бесконтрольного движения мировых финансовых потоков и кризисных финансово-экономических потрясений. При отмене валютных ограничений по международным финансовым операциям и переходе к свободной конвертируемости валюты большинство стран предпочитают обеспечить ее стабилизацию, а не падение курса. В мировом сообществе либерализация валютных отношений сочетается с сохранением валютного контроля для надзора и учетно-статистических функций.

4. В 1992 г. РФ ввела единый курс рубля, отменив множественность курсовых соотношений валют и режим плавающего валютного курса, который зависит от ряда факторов, влияющих на спрос и предложение на валютном рынке.

Режим плавающего валютного курса, практикуемый большинством стран с марта 1973 г., имеет некоторые особенности в РФ. Так, с июля 1995 г. по август 1998 г. регулирование валютного курса рубля осуществлялось путем установления пределов его колебания в абсолютных величинах, а не в относительных, как в европейской валютной системе (± 15% с августа 1993 г.) до введения евро. Границы валютного коридора в РФ неоднократно расширялись в условиях падения курса рубля. После августовского кризиса 1998 г. валютный коридор был отменен. Однако режим валютного курса не стал свободным. В РФ, как и в большинстве стран, сохранилось регулируемое плавание валютного курса. Но регулирование курса рубля стало осуществляться иными методами. Центральный банк РФ ежедневно объявляет официальный курс рубля по итогам торговой сессии Московской межбанковской валютной биржи. Курс рубля не привязан к какой-либо иностранной валюте или валютной корзине в отличие от ряда стран. Как и в большинстве стран, в РФ применяется, прямая котировка валют, т. е. единица иностранной валюты приравнивается к определенному количеству рублей (например, 1 доллар США = 32 рубля). Курс других инвалют к рублю определяется на основе кросс-курса: в качестве промежуточных показателей используется их курс по отношению к доллару.

^ 5. Элементом валютной системы РФ, как и других стран, является регулирование международной валютной ликвидности (МВЛ), т. е. способность страны обеспечивать своевременное погашение своих международных обязательств приемлемой для кредитора валютой. МВЛ служит показателем платежеспособности страны.

МВЛ включает четыре основных компонента: валютные и золотые резервы, счета в СДР, резервную позицию в МВФ.

(СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую специальными правами заимствований (Special Drawing Rights). СДР не имеет реального эквивалента, а применяется как резервный актив дополнение к золотовалютным позициям стран-членов МВФ. Подробнее см. тему 8)

2/3 официальных резервов – валютные – находятся во владении и распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Структура валютных резервов официально не раскрывается и, по оценкам экспертов, включает доллары (75%), евро (20%) и другие валюты (5%). Эти средства вложены в первоклассные ценные бумаги США, ФРГ. В валютные резервы включаются также поступления в Министерство финансов РФ государственных кредитов, полученных РФ от международных организаций и правительств других стран.

1/3 официальных резервов составляют золотые запасы, которые значительно сократились в период перехода РФ к рыночной экономике (до 400 т в 2000 г.). Их объем колеблется в зависимости от состояния экономики, внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, динамики курсовых соотношений валют.

Объем золотовалютных резервов в середине 1997 г. составил 24,6 млрд долл., затем снизился вдвое (около 12 млрд) в связи с августовским кризисом 1998 г., далее превысил 28 млрд долл. в 2000 г. и 49 млрд долл. в феврале 2003 г. В середине 2005 г. он превысил 140 млрд долл.

Российский счет в СДР в МВФ незначителен, как и квота РФ в этой международной организации.

Резервная позиция в МВФ дала право РФ при вступлении в Фонд автоматически получить безусловный кредит в долларах в пределе 25% ее квоты.

6. Что касается следующего элемента валютной системы – международных кредитных средств обращения, то наша страна давно руководствуется унифицированными международными правовыми нормами, которые регламентируют их использование. Форма, реквизиты, условия выставления и оплаты векселей регулируются вексельным законодательством, которое базируется на Единообразном вексельном законе, принятом Женевской вексельной конвенцией 1930 г. Аналогично формы и реквизиты чека регламентируются Чековой конвенцией 1931 г.

7. Регламентация международных расчетов как элемента валютной системы РФ также осуществляется на базе национального законодательства с учетом Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, инкассо, банковских гарантий.

8. Деятельность валютного рынка как элемента валютной системы определена национальным законодательством с учетом мировой практики. Как принято в мировом сообществе, в условиях валютных ограничений в РФ проводится лицензирование валютных операций, которые могут осуществлять уполномоченные банки и восемь валютных бирж.

9. Что касается рынка золота, то он постепенно формируется в РФ. Двойственность рынка золота заключается в том, что он сочетает черты финансового и товарного рынка в силу роли золота и как реального резервного актива, и как сырьевого товара. Его функционирование регламентируется Законом РФ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вступившим в силу 26 марта 1998 г., и другими нормативными документами. Коммерческие банки и физические лица получили право приобретать, хранить и продавать золото, платину и серебро. Центральный банк РФ ежедневно осуществляет куплю-продажу драгоценных металлов, ориентируясь на цены Лондонского рынка. С 1997 г. коммерческие банки имеют право экспортировать золото и серебро.

10. Институциональная структура валютной системы включает органы управления и регулирования валютных отношений страны. В их числе: Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др. Эти институты призваны разрабатывать валютную стратегию и валютную политику и обеспечивать режим безопасного, бескризисного развития международных валютнокредитных отношений РФ.

Национальная валютная система должна удовлетворять требования рыночной экономики: обеспечивать международные экономические отношения достаточным объемом приемлемых всемирному хозяйству платежно-расчетных средств; поддерживать относительную валютную стабильность; приспосабливать валютный механизм к изменениям в национальной и мировой экономике с учетом тенденции к глобализации и либерализации; способствовать развитию национальной экономики и благосостоянию народа.

Таким образом, с 90-х гг. ХХ в. валютная система РФ постепенно формируется и адаптируется к принципам рыночной экономики и мировой валютной системы.


^ ТЕМА 2.

Эволюция мировых валютных систем и современные валютные проблемы

Краткое содержание

1. Развитие мировой валютной системы от золотомонетного к золотодевизному стандарту. Структурные принципы Парижской валютной системы. Генуэзская валютная система, ее структурные принципы. Мировой экономический и валютный кризисы 1928-1933 гг. Валютные блоки. Девальвация валют.

2. Структурные принципы Бреттонвудской валютной системы. «Долларовый голод». Особенности массовой девальвации валют в 1949 г. Кризис Бреттонвудской системы.

3. Ямайская валютная система и современные валютные проблемы. Структурные принципы современной мировой системы. Утрата долларом США монопольной роли. Проблема многовалютного стандарта. Юридическая и фактическая демонетизация золота. Нестабильность плавающих валютных курсов.

4. Европейская валютная система. Создание экономического и валютного союза. Понятие валютной интеграции: необходимость, элементы и этапы ее развития в Западной Европе. Маастрихтские соглашения. Достижения и недостатки ЕВС. Значение введения евро.


^ Первая мировая валютная система сложилась к концу XIX в. с подписанием в Париже соглашения о золотомонетном стандарте, который базировался на следующих структурных принципах:

  • каждая валюта имела золотое содержание;

  • в соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты;

  • валюты свободно конвертировались в золото;

  • сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек.

Постепенно золотой стандарт изжил себя, так как не соответствовал масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Золотомонетный стандарт перестал функционировать в период первой мировой войны.

^ Вторая мировая валютная система юридически была оформлена межгосударственным соглашением 1922 г. в Генуэ. Она функционировала на следующих принципах:

  • ее основой являлись золото и девизы – иностранные валюты;

  • были сохранены золотые паритеты;

  • восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов;

  • валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний.

В результате мирового экономического кризиса 30-х гг. золотой стандарт был отменен во всех формах и во всех странах.

^ Третья мировая валютная система была оформлена на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г.

Основные положения Бреттон-Вудской валютной системы:

  • основу МВС составили золото и две резервные валюты: доллар США и английский фунт стерлингов;

  • роль доллара как валютного эталона заключалась в том, что доллар приравнивался к золоту (0,888671 г чистого золота) и все другие страны – члены МВФ устанавливали паритет своих валют либо по отношению к золоту, либо по отношению к доллару с золотым содержанием;

  • страны устанавливали и поддерживали фиксированные курсы своих валют по отношению к доллару;

  • цена золота сохранялась неизменной на уровне, установленном США в 1934г., а именно $US 35 за тройскую унцию чистого золота. Только доллар США свободно обменивался на золотые слитки по официальной цене.

Впервые в истории международных валютно-кредитных отношений оформление элементов валютной системы приняло полностью законченную форму – были созданы МВФ и МБРР как специализированные валютно-кредитные и финансовые органы ООН. С конца 60-х гг. наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Необходимость переориентации мировой экономики привела к созданию новой валютной системы, которая функционирует по сей день, – Ямайская валютная система.

Принципы Ямайской валютной системы:

  • отмена фиксированных курсов;

  • вытеснение золота из международных расчетов и фиксация к золоту доллара США;

  • усиление роли СДР;

  • переход к плавающим валютным курсам.

Таким образом, в 1973 г. начала формироваться относительно новая рыночная структура – международный валютный рынок.

Основу современной мировой валютной системы составляют национальные валюты ведущих промышленно развитых стран, а также международные СДР. Эти денежные единицы называют мировыми деньгами, так как они обслуживают международный платежный и расчетный оборот.


Европейская валютная система

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕС создали собственную международную валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции. 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС).

Валютные рынки и валютные отношения

ЕВС базировалась на ЭКЮ – европейской валютной единице. Условная стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины, включающей валюты всех 12 стран ЕС. Европейская комиссия каждый день рассчитывала стоимость ЭКЮ в различных валютах стран – членов ЕС на основе обменных курсов. Пересмотр состава валютной корзины проводился один раз в 5 лет, а также по требованию страны, курс к ЭКЮ валюты которой изменился больше, чем на 25%.

Основными целями ЕВС являлись: создание зоны стабильных валютных курсов в Европе, отсутствие которой затрудняло сотрудничество стран – членов Европейского сообщества в области выполнения общих программ и во взаимных торговых отношениях; сближение экономических и финансовых политик стран-участниц. Выполнение этих задач способствовало построению европейской валютной организации, способной отражать спекулятивные атаки рынка, а также сдерживать колебания международной валютной системы.

Основные принципы построения ЕВС:

  • страны-участницы ЕВС зафиксировали курсы своих валют по отношению к центральному курсу ЭКЮ;

  • на основе центрального курса к ЭКЮ были рассчитаны все основные паритеты между курсами валют стран-участниц;

  • страны – участницы ЕВС обязаны были поддерживать фиксированный курс валют с помощью интервенций. В начале создания системы курс валют не мог отклоняться более чем на +/- 2,25% от паритетного; в 90-е гг. допускалось колебание в пределах +/- 15% от паритета.

В рамках ЕВС европейская валютная единица выполняла ряд функций:

  • счетной единицы, так как с помощью ЭКЮ определялись взаимные паритеты валют Сообщества. Кроме того, она делала возможным определение величины бюджета ЕС, сельскохозяйственных цен, расходов и т.п.;

  • платежного инструмента, так как ЭКЮ позволяла центральным банкам определять и оплачивать взаимные долги, выраженные в ЭКЮ;

  • инструмента резервирования, так как каждый центральный банк вносил 20% своих авуаров золотом и долларами в Европейский фонд валютной кооперации, который, в свою очередь, снабжал банк суммой в ЭКЮ, соответствующей внесенным авуарам.

Благодаря введению фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился так называемый феномен валютной змеи. Валютная змея, или змея в тоннеле, – кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других валют, которые не входят в данную валютную группировку.

Роль МВФ по отношению к ЕВС выполнял Европейских фонд валютного сотрудничества. Долларовые накопления образовали кредитный фонд ЕВС. Его объем для краткосрочного кредитования составлял 14 млрд ЭКЮ, а для среднесрочного кредитования – 11 млрд ЭКЮ.

Несмотря на имеющиеся в функционировании ЕВС противоречия, она выполнила поставленную перед ней задачу. До 1992 г. в ЕВС наблюдалась стабильность обменных курсов. За 5 лет (1987–1992 гг.) центральные курсы основных валют не изменились, тогда как доллар успел потерять и снова набрать 30% своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. К началу 90-х гг. предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню интеграции. Эти настроения получили свое выражение в тексте Маастрихтского договора, который предусматривал переход к Валютно-экономическому союзу к 1999 г.

«В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колебался в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка – 19,9%, фунта стерлингов – 1,5%, итальянской лиры —8,1%, датской кроны – 2,7% и т.д.»

В качестве реальных резервных активов ЕВС использовали золото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ была частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью был создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества.

^ Наиболее реальные достижения ЕВС:

  • успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела черты мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле;

  • режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах, относительная стабилизация валют, периодический пересмотр их курсовых соотношений;

  • объединение 20% официальных золотодолларовых резервов;

  • развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов;

  • межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.


Единая валютная система для Европы

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции – программа создания валютного и экономического союза, разработанная комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г.

«План Делора» предусматривал:

  • создание общего рынка;

  • поощрение конкуренции в ЕС;

  • координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов покрытия.

На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Первый этап фактически начался в июле 1990 года одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.

Второй начался с января 1994 г. созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов. Целью создания Европейского валютного института была подготовка к организации Европейской системы центральных банков и эмиссии банкнот ЭКЮ.

Европейский совет, проходивший в декабре 1995 г. в Мадриде, подтвердил решение о введении единой европейской валюты с 1 января 1999 г., что станет третьим, заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия «ЭКЮ», приняв вместо него «евро». По замыслам совета «евро» станет не параллельной, наднациональной валютой, каковой является ЭКЮ, а именно единой, общей для всех членов Евросоюза валютой, которая окончательно заменит марки, фунты, франки...


Для введения единой европейской валюты страны Европейского союза должны удовлетворять следующим критериям:

  • уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5% средний уровень трех стран – членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

  • государственная задолженность должна составлять менее 60% от ВНП.

  • государственный дефицит должен составлять менее 3% от ВНП.

  • на протяжении по меньшей мере двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран – членов ЕС.

  • долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.


Условия действительно жесткие, но без их выполнения, переходить на единую валюту было бесполезно, так как началась бы перекачка национального богатства из более развитых стран в менее процветающие, за тем последовало бы обесценивание и угроза полного краха как собственно валюты, так и экономической системы союза в целом.

Выбор среди стран ЕС тех, кто станет членом Европейского валютного союза, был сделан в начале 1998 г. По предварительным оценкам, страны, удовлетворяющие квалификационным требованиям, составляют половину от общего числа стран ЕС. Это – Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Австрия, Ирландия и, возможно, Финляндия.

Технический переход предусматривал три этапа. ^ На первом, с 1 января 1999 г. По 1 января 2002 г., на евро переводятся безналичные взаиморасчеты банков и корпораций, идет пересчет кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран – участниц союза. На втором этапе – первое полугодие 2002 г. – в наличном обращении появляются банкноты евро и разменные монеты. В это время нынешние национальные деньги обращаются параллельно с евро, но идет постепенный их обмен и выведение из обращения.

После 1 июля 2002 г., на третьем этапе, единственным законным платежным средством в федерации европейских государств останется только «евро».

Эмиссия и контроль за обращением наличных «евро» – ответственность Европейского центрального банка.

Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик.

По мнению экспертов, «евро» позволяет гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд долл. благодаря исчезновению обменных рисков в Западной Европе.


^ ТЕМА 3.

Роль золота в мировой валютной системе. Рынки золота


Краткое содержание

1. Изменение роли золота в международных валютных отношениях. Эволюция роли золота как мировых денег. Золото как чрезвычайные мировые деньги.

2. Понятие рынка золота. Мировые, региональные и национальные рынки золота.

3. Особенности функционирования и организационной структуры рынков золота. Источники предложения и спроса на золото

4. Операции с золотом. Факторы, влияющие на цену золота.


Последняя треть двадцатого века войдет в мировую историю товарных и денежно-валютных отношений как период, когда практически завершился процесс демонетизации золота. Драгоценный металл, с древнейших времен выполнявший общественно-экономическую функцию денежного товара, ныне утратил свое предназначение как базис денежного и валютного обращения, уступив эту роль кредитно-бумажным деньгам. Золото вернулось в товарный мир, но не как рядовой товар, подобный другим металлам, а как товар «особого сорта», обладающий некоторыми специфическими чертами, унаследованными от свойств бывшего денежного материала.

Наиболее развитой стадией использования золота в качестве денежного металла была, как известно, система золотого монометаллизма, основанная на официальном признании золота как единственного денежного товара и всеобщего мерила ценностей. Высшей фазой золотого монометаллизма было денежно-валютное устройство в форме так называемого золотомонетного стандарта. Эта система предполагала свободную циркуляцию полноценных золотых монет во внутреннем денежном обращении; беспрепятственную их чеканку для любого владельца золота; неограниченный размен денежных заменителей, включая бумажные деньги, на драгоценный металл по твердым паритетам; свободный вывоз золота за границу и ввоз его в страну в любой форме и по любым каналам.

Родоначальницей золотомонетного стандарта была Великобритания, законодательно оформившая эту систему в 1816 г. Большинство других европейских стран (Германия, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Скандинавские государства), а также США перестроили свои денежно-валютные системы на золотую основу в 70-ых гг. XIX веке, Япония – в 1897 г.

Россия перешла на золотомонетный стандарт в результате реформы графа Сергея Юльевича Витте в ноябре 1897 г. Накануне первой мировой войны в мире насчитывалось 44 страны и территории, где обращавшиеся банкноты беспрепятственно разменивались на золото, и, кроме того, было еще 15 стран, где гарантировался такой размен на золото или на другие денежные единицы, в свою очередь, свободно разменные на него.

Первая мировая война явилась тем историческим этапом, который знаменовал начало процесса разрушения золотого монометаллизма путем превращения денежно-валютных систем из золотых в кредитно-бумажные и, соответственно, процесса демонетизации золота – утраты им функций денежного товара. На этом этапе золотомонетный стандарт практически перестал существовать: в течение двух-трех лет после начала военных действий в подавляющем большинстве стран была прекращена свободная чеканка золотых монет и приостановлен размен банкнот на золото. Драгоценный металл больше не стал обслуживать внутренние денежные потоки, по существу утратив функции национального средства обращения и средства платежа. Сузилась и функция золота как мировых денег, поскольку его международная циркуляция подверглась серьезным ограничениям. В большинстве стран было установлено эмбарго на вывоз золота, а совершение соответствующих международных сделок с монетарным металлом сосредоточилось в государственных органах.

Послевоенная стабилизация не сопровождалась возвратом к золотомонетному стандарту, ибо свободное обращение золотых монет нигде восстановлено не было, и внутренний денежный оборот продолжал обслуживаться кредитно-бумажными деньгами. А в странах, которые сумели восстановить размен банкнот на золото, это осуществлялось в урезанных формах золотого стандарта, которые исключали использование золота для целей внутреннего денежного обращения и сосредоточивали ресурсы драгоценного металла на обслуживании международных платежей. Золотослитковый стандарт предусматривал размен банкнот только на золотые слитки, причем непременным условием было предъявление к размену банкнот на довольно крупные суммы. В Великобритании, например, такой лимит составлял не менее 1700 фунтов стерлингов, во Франции – не менее 315 тысяч франков (эти суммы были эквивалентны стоимости стандартного золотого слитка весом в 400 унций, или около 12,5 кг). При еще более ограниченном режиме так называемого золотодевизного стандарта непосредственный размен банкнот на драгоценный металл не производился вовсе, однако допускался обмен на иностранные валюты, которые официально разменивались на золото.

Следующий этап демонетизации пришелся на годы мирового экономического кризиса 1929–1933 годы. В обстановке свертывания производства, биржевых и банковских крахов, сжатия международной торговли и расстройства платежных балансов большинство стран вынуждены было отказаться и от этих урезанных форм золотого стандарта, ликвидировав последние остатки свобод использования драгоценного металла для денежных целей. Дальше других пошли Соединенные Штаты, вообще запретившие частную собственность на монетарное золото. По распоряжению президента, сохранявшемуся в силе до конца 1974 г., золотые слитки и золотые монеты, находившиеся во владении у частных юридических и физических лиц, объявлялись государственной собственностью. Они подлежали сдаче казначейству по официальной цене, которая была повышена с $US 20,67 до $US 35 за тройскую унцию. Заметим, что эта мера позволила США мобилизовать огромную массу металла: к концу 1940 г. в официальных золотых запасах числилось 19,6 тыс. т, что составляло без малого три четверти видимого золотого запаса всех стран мира.

В результате сосредоточения ресурсов драгоценного металла в государственных резервах и широкого распространения в годы мирового кризиса и особенно в годы Второй мировой войны государственного валютного контроля и валютных ограничений частно-коммерческие структуры были окончательно отстранены от использования золота для регулирования международных платежей, что означало дальнейшее ущемление последней оставшейся у него денежной функции – функции мировых денег.

После войны рудиментами золотослиткового стандарта обладала лишь одна страна – США. Власти этой страны располагали правом продажи монетарного золота в слитковой форме государственным органам других стран по официальной цене. Благодаря этому режиму американский доллар продолжал с определенной долей условности считаться валютой, разменной на золото, но не для частных лиц, а только для официальных владельцев. На этой основе сложилось послевоенное валютное устройство в рамках Международного валютного фонда, правила которого предусматривали двоякий метод фиксации паритетов национальных валют – либо прямо в долларах, либо путем установления золотого содержания с последующим пересчетом в американскую валюту по твердой официальной цене $US 35 за тройскую унцию. Одновременно МВФ предписывал, чтобы его участники совершали операции с монетарным золотом только через государственные валютные органы и только по названной твердофиксированной цене. Таким образом, выполнение золотом функции мировых денег сосредоточилось исключительно в рамках межгосударственных отношений, тогда как весь остальной оборот драгоценного металла по существу демонетизировался, переместившись в сферу рыночной торговли, которая в большинстве стран также подвергалась государственной регламентации и регулированию.

Заключительный этап демонетизации начался в 1968 г., когда валютные власти ведущих промышленных держав мира, оказавшись не в состоянии удерживать рыночные цены золота на уровне официальной цены, по взаимной договоренности перестали регулировать рыночный оборот и пустили его в свободное «плавание». Процесс продолжился в 1971 г., когда американская администрация захлопнула, как тогда говорили, «золотое окошко». Власти США отказались продавать монетарный металл другим государствам по официальной цене, разорвав тем самым связь доллара с золотом и, по существу, ликвидировав последние остатки золотого стандарта.

А в 1978 г. демонетизация драгоценного металла получила юридическое оформление в рамках Международного валютного фонда. Поправками к его уставу была упразднена официальная цена золота и отменены золотое содержание и золотые паритеты валют. Члены МВФ перестали использовать золото для регулирования взаимных платежей. Вместо золота международным валютным эталоном провозглашена искусственная валютная единица – так называемые «специальные права заимствования» (СДР).

Демонетизация золота означает, что этот драгоценный металл теперь перестал быть монетарным металлом, т. е. перестал выполнять денежные функции и быть деньгами как в рамках суверенных национальных государств, так и в международном масштабе. Состояние дел в мировой валютной системе говорит о необратимости этого кардинального перелома. Демонетизация – свершившийся факт. Вероятность возврата золота к исполнению денежно-валютных функций исключается. Это признано экономической наукой, и все дискуссии относительно демонетизации и превращения золота в товар прекратились.

Золото как товар, удовлетворяющий специфические потребности покупателя и владельца, теперь находит применение в четырех основных сферах.

  • ювелирное дело;

  • использование золота в промышленности, науке, медицине;

  • накопление золота различными слоями частных владельцев, которые видят в золотых слитках и монетах удобный объект материализации ценности;

  • накопление золота в государственных резервах.

Что касается четвертой сферы, то в настоящее время ее роль и значение отошли на второй план.

В результате упразднения золота как мирового валютного эталона государственные золотые запасы, которые раньше предназначались для регулирования международных расчетов, теперь для этой цели больше не используются. В лучшем случае золото в государственных хранилищах может рассматриваться в качестве резервных фондов сравнительно легко реализуемого товара, хотя ведущие промышленные страны в свое время отказались от их пополнения и до сих пор держат свои официальные золотые накопления в «замороженном» состоянии. В итоге практически весь металл, поступающий на рынок из новой добычи и других источников, ныне минует государственную сферу, оседая в той или иной форме в частном владении.


Рынки золота

Современный потребитель золота – будь то государственный Центробанк страны, промышленник или частное лицо – не вступает в прямые отношения с производителем. Он приобретает драгоценный металл на специальных рынках.

Рынок золота является местом, связывающим производителей «нового», недавно добытого золота, с его будущими потребителями. Здесь же встречаются спрос и предложение «старого» золота, находившегося прежде в частном или государственном владении. Золото поступает на рынок в основном в виде слитков, реже – в форме монет, медалей и медальонов высокой пробы, почти никогда – в изделиях, в которых работа ювелира может цениться дороже, чем сам металл.

Рынок золота – отдельные банки или их объединения. Некоторым из них отведена роль верховных жрецов; они решают, сколько золота допустить на рынок и по какой цене. Эти банки, как правило, не покупают сами золото у производителей металла, а являются как бы их оптовыми сбытовыми органами.

Стандартные слитки, в которых золото поступает на рынок или в хранилища, представляют собой кирпичики среднего размера со слегка скошенными краями. Стандартный слиток весит 12,5 кг, но на рынок поступают и иные расфасовки и формы: слитки весом в 1 кг, а также золотые пластины, монеты, медальоны, золотой лист и даже золотая проволока. Однако золото, поступающее на рынок, имеет более высокую пробу, чем почти все, что мы видим или носим. Откуда же металл попадает на рынок золота, а через него – в промышленность и к частному потребителю?

Рынки золота в деловом понятии – это специализированные центры, где происходит купля-продажа драгоценного металла главным образом для промышленного потребления и для частной тезаврации (накопления), а в некоторых случаях – и для монетарных целей. Кстати, «монетарное» золото отнюдь не означает золото, используемое для изготовления монет; данное золото идет в государственный резерв для чрезвычайных платежей, когда у страны нет иных источников погашения задолженности, а частично – как гарантийное средство от обесценивания, присущего бумажным деньгам.

В связи с потреблением золота в двух сферах – монетарной и товарной, операции с ним полвека – с 20-х по конец 60-х гг. – осуществлялись соответственно на рынках двух категорий: на официальном (межгосударственном) и на частном.

На первом совершались межправительственные операции по официальной цене металла. На втором производились операции частными лицами по рыночным ценам. До середины 70-х гг. официальная цена золота устанавливалась законодательным путем и сохранялась неизменной многие годы. В отличие от нее цена на частном рынке могла колебаться и часто, и значительно, но в целом до 1968 г. цена золота по частным и государственным операциям оставалась примерно на одном уровне. Этому способствовал не только почти повсеместный запрет на частное владение золотом, но и период бурного послевоенного развития экономики капиталистических стран, нуждавшегося не в золоте, а в валюте, желательно как можно более стабильной. Стремление государств к достижению валютной стабильности ограничивало деятельность спекулянтов благодаря как умеренному спросу на золото, так и стабильности его цены. В результате спрос и предложение уравновешивались ценой в $US 35 за тройскую унцию, а если и случались отклонения, то они не были чрезмерными.

В соответствии с соглашением 1968 г., принятым центральными банками семи стран (Бельгии, Великобритании, Италии, Нидерландов, США, ФРГ, Швейцарии), была установлена система двух цен на золото (официального и частного рынков) и введен запрет на операции центральных банков на частном рынке.

В 70-е гг. цены на частном рынке золота впервые за сорок лет освободились от официальных ограничений и стали складываться в основном под воздействием спроса и предложения. Теперь уже спекулятивное вмешательство стало существенным фактором, влиявшим на цену. Играя на повышение или понижение цены путем обильных покупок или продаж металла, спекулянты распускали слухи, например, о возможном сокращении или увеличении предложения золота в целях изменения цены в желаемом для них направлении. Однако спекулянты зачастую сами оказывались жертвами рынка.

В одном из своих годовых отчетов Банк международных расчетов, находящийся в швейцарском городе Базель, отмечал, «что цена на золото является перевернутым отражением доверия к валютам, а повышение его цены свидетельствует об уменьшении доверия к бумажным деньгам». До 1968 г., когда существовал, по существу, единый рынок золота и его цена удерживалась правительственными валютными органами фактически на неизменном уровне путем купли-продажи металла за их счет (т. е. золотой интервенции), индикатором доверия к валютам служила не цена золота, а размер колебаний спроса и предложения на рынке. После отделения в 1968 г. частного рынка от официального цена золота стала играть свою действенную роль, и ее стремительный рост в 70-е годы свидетельствовал о явном кризисе доверия к капиталистическим валютам.

Цена золота зависит от сложного комплекса факторов, включающего состояние спроса и предложения, местоположение рынка, транспортные и страховые расходы, пробу металла, степень вмешательства государственных органов в деятельность рынка, экономическое, валютное и финансовое положение страны, где находится рынок.

Например, в первые послевоенные годы, когда добыча золота была на низком уровне, так как золотопромышленники большинства золотодобывающих стран обязывались сдавать металл центральным банкам по относительно низкой официальной цене и, следовательно, не были заинтересованы в увеличении его производства, а частный спрос на золото был высок, рыночная цена металла значительно превышала официальную цену в $US 35 за тройскую унцию, доходя до $US 50 в Цюрихе, до $US 70 в Бейруте и т. д.

Официальный рынок в период своей деятельности был ограничен как по составу участников, так и по объему обращавшегося на нем золота. В его операциях могли участвовать только государственные органы капиталистических стран и международные валютно-кредитные организации. Все сделки осуществлялись по официальной цене.

Цели операции с золотом между официальными органами капиталистических стран и международными валютно-кредитными организациями были различны. Они могли включать в себя:

  • полное или частичное погашение золотом отрицательного сальдо платежных балансов и внешней краткосрочной задолженности, ранее полученных кредитов у Международного Валютного Фонда (МВФ);

  • передачу МВФ золота в счет увеличения размера квот;

  • операции МВФ со странами-членами по покупке и продаже золота и т. д.

Жизнеспособность официального рынка золота обеспечивалась в первую очередь возможностью конверсии внешних краткосрочных долларовых обязательств США иностранным официальным органам в золото. Именно эти операции носили более или менее регулярный характер и были довольно значительны по объему. Прекращение Соединенными Штатами Америки в августе 1971 г. обмена долларов на золото при межгосударственных сделках практически остановило операции на официальном рынке, а принятое в ноябре 1973 г. центральными банками семи стран решение о частичной отмене заключенного ими соглашения 1968 г. фактически „заморозило» деятельность этого рынка. Решение 1973 г. позволило центральным банкам выходить на частный рынок по его цене, но только с продажами металла. Однако в условиях дальнейшего повышения цен частного рынка, повторявшихся вспышек валютного кризиса, небывалого роста инфляции и обесценения валют, а также при невозможности центральных банков покупать золото на частном рынке (этот пункт оставался в силе до конца 1975 г.) деятельность центральных валютных органов по операциям с золотом не оживилась и не привела к активизации деятельности центральных банков.

В 1975 г., после проведения ряда совещаний в различных рабочих органах МВФ по вопросу о роли золота, были намечены мероприятия по его вытеснению из сферы межгосударственных валютных отношений.

Частных рынков различного масштаба и значения довольно много. Их количество приближается к ста, но подавляющее большинство из них носит локальный характер и практически не влияет на мировую торговлю драгоценным металлом.

Основными центрами мировой торговли золотом по праву считаются Лондонский и Цюрихский рынки. Значительную роль в последние годы стали играть рынки США, расположенные в Нью-Йорке и Чикаго, а также рынки золота, расположенные в Юго-Азиатском регионе. Среди последних хочется выделить рынок Китая (роль в мировой экономической жизни этой страны с каждым годом растет, что вызывает потребность захватывать новые сегменты рынков мировой торговли; мировое значение имеет рынок золота в Гонконге (Сянгане), который был передан Китаю Великобританией первого июля 1997 г.).

Несмотря на различия в организации рынков, обороте операций, направлении их деятельности и мировом значении, цены в долларах на слитковое золото на всех ведущих капиталистических рынках примерно равны и ненамного отклоняются от цены лондонского рынка, котировки которого являются исходной базой для цен других рынков.

По-иному обстоит дело на периферийных рынках, цены которых обычно выше цен основных международных торговых центров. Это является, во-первых, следствием дополнительных транспортных расходов на перевозку металла из Лондона, куда поступает значительная часть всего южноафриканского золота, и, во-вторых, – результатом высокого спроса на металл, который уравновешивается относительно небольшим предложением при помощи повышенной цены. Но больше всего взвинчивает цену контрабандный ввоз золота, который очень развит на периферийных рынках в силу запретов в ряде стран на ввоз металла в сочетании с высоким спросом. Обычно это происходит в таких странах, как Индия, где традиционно существует высокий спрос на металл, а официального поступления его в страну для частных целей практически нет. Золото, контрабандой переходя из рук в руки, естественно, растет в цене, так как увеличиваются издержки по его доставке, хранению и пр. Поскольку риск велик, а сеть посредников разветвлена, цена, по которой продается золото, достигает высокого уровня: вследствие того, что другого источника поступления золота все равно нет, цена фактически диктуется продавцом. Самая высокая цена складывается на мелких местных рынках, носящих замкнутый характер и являющихся конечными потребителями драгоценного металла.


Операции с золотом

До 1974 г. преобладали наличные сделки с золотом, которые исполнялись через 48 часов после их заключения. Они были сосредоточены на рынках в Лондоне, Цюрихе, Париже, Гонконге. Специфика лондонского рынка состоит в процедуре «фиксинг». Представители пяти фирм – членов этого рынка дважды в день собираются на «фиксинги» для фиксирования ориентировочной цены золота (в $US с 1968 г.). Подобная процедура практикуется также в Цюрихе и в Париже, но лондонская котировка существенно влияет на эволюцию мировой цены золота.

В России расчетная цена золота устанавливается Министерством финансов РФ исходя из мировой цены, динамика которой влияет на стоимость выпущенных им золотых сертификатов.

Для страхования риска инфляционного обесценивания денег инвесторы иногда приобретают золото в натуре (в слитках, монетах). Для получения прибыли и одновременного страхования инфляционного риска они покупают акции золотодобывающих компаний, рассчитывая на высокие дивиденды. Для осуществления рискованных инвестиций инвестор предпочитает срочные сделки с золотом, получившие распространение в США с 1975 г., Они заключаются обычно на срок 1, 3, 6 месяцев и исполняются по цене, фиксированной при заключении сделки. Объем контракта строго определен в соответствии со специализацией рынка. Наиболее распространенные сделки по 100 унций, менее – по 1 и 3 кг.

Создание рынка срочных контрактов с золотом полностью видоизменило механизм торговли желтым металлом. Это позволило США стать с 1978 г. мировым центром операций с золотом, оттеснив Лондон и Цюрих. Канадская биржа, начавшая срочные сделки с золотом с 1972 г., не выдержав конкуренции с Нью-Йорком и Чикаго, стала предлагать инвесторам опционы с золотом.

На рынке форвардных (срочных, фьючерсных) операций с золотом различаются три основные разновидности:

  • хеджирование с целью страхования риска изменения цены золота. Опасаясь снижения цены, владелец продает золото на определенный срок контрагенту, который должен завершить срочную сделку по продаже золота, однако опасается повышения его цены. Объем этих операций невелик;

  • спекулятивные срочные сделки – купля-продажа золота с целью извлечения прибыли – наиболее распространены;

  • арбитражные операции с золотом аналогичны валютному арбитражу. Но в отличие от него практикуется не только временной, но и пространственный арбитраж, поскольку сохраняется разница в цене золота на разных рынках.

Специфической операцией является сделка «своп» с золотом – сочетание наличной и срочной контрсделки. Например, дилер покупает 1000 унций золота на условиях наличной сделки (по цене $US 358) и одновременно продает 10 контрактов по 1000 унций на срок (по цене $US 369 за тройскую унцию). Операция «своп» с золотом так же надежна, как депозит в банке, и более прибыльна. Круг участников срочных сделок с золотом расширился за последние двадцать лет. Не только крупные банки, но и небольшие финансовые институты осуществляют торговлю золотом за свой счет и за счет клиентов.

Получили распространение операции «своп» с золотом против иностранной валюты, как правило, американских долларов, а с некоторых пор и евро. В настоящее время эти операции достаточно стандартизованы и распространены на мировом рынке золота, что усиливает его связь с валютным и депозитным рынками. Центральные банки также практикуют операции «своп» с золотом с целью приобретения иностранной валюты. По существу, это означает получение валютного кредита под золотое обеспечение, при этом банк-заемщик сохраняет право собственности на это золото.

Кроме рынков золота функционируют рынки серебра, платины. Крупнейший рынок серебра в Нью-Йорке, созданный в 1937 г., специализируется на фьючерсной торговле стандартными контрактами по пять тысяч унций. С 70-х гг. Чикагский рынок серебра оттеснил Нью-Йоркский по объему операций. Лондонский рынок серебра, действующий с 1968 г., специализируется на торговле контрактами по десять тысяч унций.


  1   2   3   4   5



Скачать файл (167.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации