Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Исследование взаимосвязи структурных компонентов личности и уровня невротизации - файл 1.doc


Контрольная работа - Исследование взаимосвязи структурных компонентов личности и уровня невротизации
скачать (309.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc310kb.18.11.2011 16:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу: «Экспериментальная психология»

на тему: «Исследование взаимосвязи структурных компонентов личности и уровня невротизации »


Содержание


Введение……………………………………………………………………….......3

1. Понятие стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ…………………………………………………………….….....5

2. Исследование структурных компонентов личности посредством СМИЛ..16

3. Анализ уровня невротизации и определение типа личности и вероятностных расстройств данного типа………………………………….22

Выводы…………………………………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….29

Литература………………..…………………………………………………...…30

Приложения….…………………………………………………………………31


Введение

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий богатый спектр таких структурных компонентов личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств.

Проблема валидности различных методик, связанных с исследованием личности, очень актуальна в психодиагностике, поэтому большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличению имеющихся проблем или к их сглаживанию.

^ Цель - исследование взаимосвязи структурных компонентов личности и уровня невротизации.

Объект исследования – стандартизированный многофакторный метод исследования личности.

^ Предмет исследования – взаимосвязь структурных компонентов личности и уровня невротизации.

Гипотеза: профиль СМИЛ не только обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, но и подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированный путь подхода к нему в целях оказания социально-психологической помощи или умелого использования свойств и способностей данного человека в контексте общественной, профессиональной активности, в плане его сосуществования с семейным или производственным окружением.

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ современной научной психолого-педагогической литературы по проблеме использования СМИЛ в исследовании структурных компонентов личности.

2.Провести эмпирическое исследование структурных компонентов личности посредством СМИЛ.

3. Провести анализ уровня невротизации и определение типа личности и вероятностных расстройств данного типа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:

1. СМИЛ [1].

2. Методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа (Приложение №1)[8, с. 456-480].

3.Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (Приложение №2) [8, с. 587-593].



  1. Понятие стандартизированного многофакторного метода исследования личности СМИЛ

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста ММРI, созданного в 1942— 1949 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых данных от субъективности и опыта экспериментатора (при этом имеется ввиду обсчет, а не сама интерпретация, корректность которой тем выше, чем лучше обучен и более опытен психолог).

Каждая из шкал методики показывает, насколько выражены у данного индивида депрессия, ипохондричность, психопатические черты, мужественность-женственность, паранойяльность, психастения, шизотимные проявления, маниакальность, социальная интроверсия. Такой принцип построения психологических методик часто используется психологами, которые представляют себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. [1]

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально-личностными особенностями, чем и обусловливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр.

Черты характера, т.е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим социальным окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах «нормативного коридора». Однако, «коридор нормы» вполне широк, а верхняя его граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности, с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выявляют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях. Опыт показывает, что акцентуированные личности с довольно высокими пиками в профиле СМИЛ проявляют себя весьма успешно на ниве любимой ими профессиональной деятельности, а также в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий.

Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их деятельность может выглядеть и как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта направлены в социально полезное русло, то такой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в противном случае — порицание, ужас или пренебрежение, т.е. они никого не оставляют равнодушным. Поэтому в поле зрения психолога чаще всего попадают акцентуанты. [1]

Высокий профиль данной методики может послужить поводом для отсева (к примеру — кадрового) данного человека, а отобранные кандидатуры со статистически нормативными профилями попадут в группу перспективных, психически устойчивых, рекомендуемых для той или иной деятельности лиц. Однако позже может оказаться так, что эти абсолютно нормальные люди ни пороху не выдумают, ни творчески себя никак не проявят, потому что у них «психология обывателя» и все, что выходит за пределы прагматичной полезности (что не «для себя»), их не интересует.

Экспериментальные психодиагностические исследования показали, что у личностей внутренне недостаточно конгруэнтных, с определенными трудностями социально-психологической адаптации, в силу защитных механизмов развиваются те компенсаторные черты, которые не только помогают преодолеть чувство недовольства собой и другие негативные эмоции, но и способствуют большей сосредоточенности и целенаправленности мотивационной сферы.

Вопреки высказываниям отдельных психологов о том, что психодиагностика наклеивает психиатрические ярлыки здоровым людям, многолетний опыт (30 лет) и многочисленные наблюдения (свыше 10 000) показывают, что так называемый «коридор психической нормы» представляет собой не унылую однообразность, а целую галерею различных характеров, отражающихся в профилях СМИЛ разными сочетаниями показателей базисных шкал. Акцентуированные или резко усиленные (до психопатического уровня) черты характера, демонстрируемые повышенными показателями отдельных шкал методики, не являются единственной мерой социальной адекватности человека. Важно, чтобы учитывалось также и наличие тех личностных свойств, которые выявляют противостоящие, компенсирующие характеристики, способствующие усилению самоконтроля, формированию адекватной самооценки и самопонимания у данной личности.

При этом в рамках целостного подхода к изучению личности, безусловно, следует принимать во внимание иерархию ценностей и интеллектуальный уровень обследуемого лица. Профиль СМИЛ — это лишь контур индивидуально-личностной основы, по которой перипетии судьбы могут начертать свой рисунок. Поэтому в каждом конкретном случае следует принимать во внимание и биографию человека, и его образование, и послужной список, и влияющее на него окружение. В любом случае, норма — это не отсутствие выраженных психологических характеристик, а их наличие, но наличие сбалансированное. [1]

Это значит, что человек, относимый к норме, в разных ситуациях проявляется (в силу адаптивных свойств личности) по-разному. Он может быть общительным среди более близких и знакомых ему людей, но может испытывать потребность в уединении, когда ему нужно выполнить работу, требующую внимания, или когда ему досаждает присутствие неинтересных, назойливых, слишком шумных людей. Такой человек может активно отстаивать свои взгляды и соображения в окружении компетентных и доброжелательно настроенных специалистов, но он же может отступить, закрыться и не делиться своим мнением, если аудитория некомпетентна или настроена к нему враждебно. То же — в отношении гибкости и ригидности, активности и пассивности, ранимости и устойчивости и т. д.

Человек нормы обладает одновременно разными противоположно направленными качествами, которые, будучи умеренно выраженными, проявляются адекватно ситуации и уравновешивают друг друга, что и создает общую картину эмоциональной устойчивости, гармоничности.

Тест СМИЛ в первую очередь нацелен на изучение личности и опирается на авторский концептуальный подход и индивидуально-личностную типологию. Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного, она раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека, что способствует дифференцированному к нему подходу в процессе обучения, профессионального самоопределения, социальной адаптации. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека, напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации. [1]


Методика СМИЛ представляет собой книжечку-буклет, содержащую 566 вопросов-утверждений. Если ответы получены на все 566 вопросов-утверждений (полный вариант), то в результате выявляется профиль СМИЛ, который дает при интерпретации портрет личности и показатели почти 200 дополнительных шкал, играющих уточняющую и второстепенную роль.

Человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя как бы наедине с самим собой, анализирующим свое «Я», и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос. Ответы обследуемого заносятся в клеточки регистрационного листа. Если испытуемый согласен с утверждением и отвечает на определенный пункт опросника «Верно», он ставит крестик над соответствующим утверждению номером; если же он отвечает «Неверно», то ставит крестик ниже номера утверждения в соответствующей клеточке регистрационного листа. Ответ «не знаю» регистрируется как кружочек, обведенный вокруг соответствующего номера.

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими. Утверждения касаются субъективных пристрастий обследуемого человека, его взглядов на разные жизненные ценности. Они также выявляют особенности эмоциональных реакций, фон настроения, оценку собственного самочувствия, ряда конкретных физиологических функций и пр.

Важна не сама сентенция утверждения. Это всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди реагируют по-разному. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая индивидуально-личностные свойства конкретного человека. [1]

Суммируя информацию по значимым ответам, формализованная процедура обсчета выявляет степень совпадения или отклонения ответов конкретного индивида от статистически вычисленной усредненной нормы. В дальнейшем ручейки значений отдельных шкал собираются в то море информации, которое дает целостный профиль.

Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л.Н.Собчик [2] теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов. Генетически унаследованные качества являются основой темперамента. Характер человека формируется в процессе взаимодействия врожденных, базисных свойств с влияющими факторами окружающей среды. В сложной структуре характерологических свойств основными являются параллельно развивающиеся и взаимно влияющие друг на друга такие подструктуры как эмоции, мотивация, особенности интеллектуальной сферы и стиль межличностного поведения. Формирование личности не является пассивным процессом интериоризации (усвоения) культурно-исторического опыта социума. Иначе личность представляла бы собой лишь социально желательную модель поведения, лишенную индивидуальности. Ведущие индивидуально-типологические тенденции пронизывают все уровни целостной личности и проявляются на всех уровнях ее развития. Именно этим обусловлена индивидуальная избирательность человека в выборе профессиональной деятельности сферы интересов, круга общения и вида социальной активности.

Личностные свойства не столько прививаются, сколько развиваются, уходя корнями в генетически переданные индивидуальные свойства. Изучая базисную структуру, исследуется тот фундамент, который предшествует формированию более высоких уровней личности.

Лежащая в основе теории ведущих тенденций типология не противоречит воззрениям многих отечественных и зарубежных психологов, она лишь более строго упорядочивает их. В первую очередь, она делит людей по их реакции на внешние воздействия таким образом [1, с.14] :

1) реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования — агрессия в отношении других);

2) реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования — суицид, аутоагрессия).

Далее, типология конституционально-заданных свойств, продолжаясь благодаря ведущим тенденциям в психологических особенностях, может быть представлена следующими ортогональными признаками: интроверсия — экстраверсия, тревожность — агрессивность, ригидность — лабильность, сенситивность — спонтанность.

Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, как показал опыт многолетних исследований, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.

Показатели профиля СМИЛ сопоставимы с ведущими тенденциями и выявляют их как поврозь, так и в их разнообразном сочетании, обрисовывая целостный портрет личности.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений.

Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема идентичны для всех вариантов опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-й шкале в мужском и женском профилях и тех аспектов интерпретации, которые связаны с возрастными особенностями.

Процедура обследования должна проводиться в спокойной обстановке, позволяющей испытуемому сосредоточиться. В то же время нужно его иногда поторапливать, не давать ему возможности для длительных раздумий — важна первая непосредственная реакция. Если испытуемый просит разъяснений, то они должны даваться лишь в отношении отдельных слов. Смысл утверждений толковать не следует, так как каждый должен понимать их по-своему. Нужно лишь дать понять, что отрицание или согласие с утверждением не могут расцениваться ни как положительный, ни как отрицательный момент в оценке их личностных качеств. Человек не должен испытывать опасений, что обследование каким-то образом может навредить ему. Исследование направлено не на выявление социальных аспектов поведения человека, а больше касается его темперамента, свойств нервной системы. [1]

Высказывания о том, что вопросы повторяются, что многие из них — глупые, нередко связаны с защитными тенденциями, с нежеланием откровенничать с чужими людьми. С одной стороны, такая реакция может быть результатом императивного поведения психолога, отсутствием необходимой предварительной работы с обследуемым контингентом. С другой стороны, здесь возможен такой комментарий: «да, это так и должно быть! Повторы предусмотрены, чтобы проверить внимательность и избежать небрежности при заполнении регистрационного листа».

Перед обследованием испытуемый должен изучить инструкцию.

Обработка результатов опроса производится путем последовательного наложения ключей, каждый из которых соответствует той или иной шкале профиля (или дополнительной шкале). Ключи делаются из профильного листа, на котором выделены значимые ответы, подлежащие обсчету. Эти результаты называются сырыми баллами. Шкал профиля — тринадцать: З шкалы достоверности и 10 базисных шкал. После коррекции сырых баллов определенными долями шкалы коррекции К получаются стандартные баллы Т.

Шкалам присвоены следующие названия: [1, с.17]

1-я шкала — шкала невротического сверхконтроля,

2-я — пессимистичности,

З-я — эмоциональной лабильности,

4-я — импульсивности,

5-й — шкала «мужественности-женственности»,

6-я — ригидности,

7-я — тревожности,

8-я — индивидуалистичности,

9-я — оптимистичности,

О-я — шкала социальной интроверсии.

Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то эти шкалы, по сравнению со шкалами базового профиля, намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам базового профиля.

Базисные шкалы формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии, а каждая из дополнительных шкал лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание.

Ряд дополнительных шкал направлен на уточнение того, насколько связаны с отклонением от нормы некоторые показатели, свидетельствующие об эмоциональном напряжении. Они помогают разобраться в сложной проблеме: являются ли обнаруженные отклонения признаком выраженного стресса или психической патологии.

Профиль СМИЛ — это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели десяти базисных шкал.

Шкала «?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «Не знаю». Шкала L — шкала лжи — показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала F — шкала достоверности — показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от откровенности обследуемого и его готовности к сотрудничеству. Шкала К - шкала коррекции — выявляет степень искажения профиля, связанного как с закрытостью испытуемого, так и с влиянием неосознанного защитного механизма вытеснения из психики информации, травмирующей, разрушающей позитивный образ. [1]

В зависимости от показателей шкал достоверности базисный профиль признается достоверным или недостоверным, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Профильные листы взрослой и подростковой версий имеют количественные различия лишь в зависимости от пола испытуемого. Возрастные различия учитываются при анализе данных профиля, о чем говорится в разделе интерпретации. Очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том, что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, интерпретационный подход принадлежат одному автору.

Сложная жизненная ситуация, травмирующие психику события, физическое недомогание — все это может вызвать состояние временной дезадаптации.

Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.

Обследуемый человек может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования. Иногда такое собеседование несет в себе психотерапевтическое или рекомендательное содержание. Если это происходит, то психолог (экспериментатор или консультант) обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство, как правило, несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным: следует обратить внимание на те
рекомендации по коррекционному подходу, которые зависят от особенностей
профиля.

Далее будет рассмотрен пример исследования личности согласно изложенной методике.


2. Исследование структурных компонентов личности посредством СМИЛ

Было проведено исследование структурных компонентов личности.

Отобразим полученные данные на диаграммах 1, 2, 3 соответственно и дадим интерпретацию полученных профилей.

Испытуемый №1. Пол – мужской, возраст – 31 год, образование – среднетехническое.



Диаграмма 1. Профиль испытуемого №1.

В результате проведенного исследования можно говорить о следующих структурных компонентах личности и озвучить проблемы, сложившиеся на момент проведения исследования.

Налицо сознательная или непреднамеренная тенденция ухудшить результаты, склонность к драматизации сложившихся обстоятельств и своего к ним отношения; непонимание ряда утверждений или острая потребность в помощи.

Повышенная самокритичность, желание все о себе рассказать, ничего не скрывая и не утаивая; склонность скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, наличие проблем или тяжесть своего состояния.

Постоянная неудовлетворенность состоянием своего физического здоровья, наличие разнообразных жалоб на плохое самочувствие, снижение работоспособности, нарушения каких-либо функций организма; фиксированность на неприятных соматических ощущениях, их особая эмоциональная значимость, повышенное стремление обратить на них внимание окружающих, найти сочувствие и поддержку, тенденция к «уходу» в болезнь.

Тенденция к преобладанию пониженного настроения, пессимистическая оценка своих возможностей и перспектив, чрезмерная самокритичность, острая эмоциональная реакция на стресс, неудовлетворенность собой, склонность к чувству вины, тревожность, стремление к избеганию неуспеха, фиксированность внимания на своих неудачах и разочарованиях, пассивность, потребность в глубоких эмоциональных отношениях, поддержке и понимании окружающих.

Неустойчивость эмоциональных переживаний, демонстративность поведения, тенденция (в значительной степени неосознанная) к отрицанию психологического конфликта, впечатлительность по отношению к внешним эффектам, склонность к фантазированию, некоторый эгоцентризм, требование сочувствия и поддержки, высокий уровень притязаний, стремление быть в центре всеобщего внимания, производить впечатление.

Импульсивность, высказывания и действия могут опережать планомерную и последовательную продуманность поведения; отрицание авторитетов, повышенная критичность к существующим нормам и правилам, ориентация на собственное мнение, а еще больше – на собственные побуждения; стремление к доминированию, прямолинейность, некоторая неосторожность и неосмотрительность, высокий уровень притязаний, потребность в достижениях, тенденция всегда находить оправдание своим поступкам.

Повышенная чувствительность к нюансам межличностных отношений, ранимость, мягкосердечность, потребность в стабильности ситуации и защищенности от превратностей судьбы, склонность к глубоким душевным привязанностям и постоянству, избегание конфликтов с окружающими.

Склонность к застреванию на эмоционально значимых переживаниях, честолюбие, чувствительность по отношению к действительным или мнимым несправедливостям, недоверчивость, обидчивость, упорство и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции, приверженность определенной идее, трудности переключения при внезапно меняющейся ситуации, тенденция к внешнеобвиняющему типу «психологической защиты», рационализации возникающих затруднений и проблем.

Предрасположенность к тревожным реакциям и немотивированным опасениям по самым незначительным причинам, совестливость, мнительность, легкость возникновения чувства вины, тенденция к самобичеванию за малейшие неудачи и ошибки, трудности при выборе решений, склонность к тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы, бесконечному обдумыванию каких-либо проблем.

Выраженная индивидуалистичность, своеобразие взглядов, (а, возможно, и увлечений), субъективизм в оценках людей и явлений действительности, категоричность суждений, некоторая холодность и замкнутость в общении, предпочтение жить внутренним миром, склонность к переживаниям чувства одиночества и непонимания со стороны окружающих, тенденция к интеллектуальной переработке возникающих затруднений и уходу в мир мечты и фантазии.

Оптимистичность, склонность к преобладанию хорошего настроения и самочувствия, умение получать удовольствие от жизни, стремление к деятельности, потребность в переменах видов деятельности и интересов, большое количество и легкость возникновения различных планов и идей, высокая самооценка своих возможностей, широкие социальные контакты, стремление к деятельности, предприимчивость, открытость, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам.

Выраженная тенденция к уклонению от социальных контактов, тревога и напряженность при возникновении их осуществления, стремление к деятельности не связанной с общением, замкнутость и недоступность внутреннего мира, отсутствие особого интереса к людям, субъективизм, неподатливость к внешним воздействиям, низкая степень включенности в социальную среду.

Испытуемый № 2. Пол – мужской, возраст – 39 лет, образование – высшее.



Диаграмма 2. Профиль испытуемого №2.

Интерпретируя полученные результаты, можно говорить о тенденции преобладания пониженного настроения, пессимистической оценке своих возможностей и перспектив, чрезмерной самокритичности, острой эмоциональной реакции на стресс, неудовлетворенности собой, склонности к чувству вины, тревожности, стремлению к избеганию неуспеха, фиксированности внимания на своих неудачах и разочарованиях, пассивности, потребности в глубоких эмоциональных отношениях, поддержке и понимании окружающих.

Также заметен пониженный уровень оптимизма, жизнелюбия и общей активности. Налицо пассивность позиции, слабость побуждений к какой-либо деятельности, некоторая апатичность, тенденция полагаться на волю случая или действия других людей.

Выражена тенденция к уклонению от социальных контактов, тревога и напряженность при необходимости их осуществления, стремление к деятельности не связанной с общением, замкнутость и недоступность внутреннего мира, отсутствие особого интереса к людям, субъективизм, неподатливость внешним воздействиям, низкая степень включенности в социальную среду.


Испытуемый № 3. Пол – женский, возраст – 36 лет, образование – высшее.



Диаграмма 3. Профиль испытуемого № 3.

Интерпретируя данный профиль, можно выявить постоянную неудовлетворенность состоянием своего физического здоровья, наличие разнообразных жалоб на плохое самочувствие, снижение работоспособности, нарушения каких-либо функций организма; фиксированность на неприятных соматических ощущениях, их особая эмоциональная значимость для испытуемого, повышенное стремление обратить на них внимание окружающих, найти сочувствие и поддержку, тенденция к «уходу» в болезнь.

Налицо самокритичность, высокий уровень осознания имеющихся проблем, готовность к неприятностям, некоторая пессимистичность, склонность к волнению и беспокойству в стрессовых ситуациях, впечатлительность, скромность, потребность в понимании, любви и доброжелательном к себе отношении.

Склонность к быстрой смене переживаний, эмоциональная выразительность, стремление к общению, потребность во всеобщем внимании и одобрении, чувствительность к мнению окружающих, тенденция к нивелировке внешних конфликтов, дипломатичность, некоторая демонстративность в поведении, сверхкомпромиссность, высокий уровень притязаний.

Импульсивность, высказывания и действия могут опережать планомерную и последовательную продуманность поведения; отрицание авторитетов, повышенная критичность к существующим нормам и правилам, ориентация на собственное мнение, а еще больше – на собственные побуждения; стремление к доминированию, прямолинейность, некоторая неосторожность и неосмотрительность, высокий уровень притязаний, потребность в достижениях, тенденция всегда находить оправдание своим поступкам.

Склонность к независимости и самостоятельности в принятии решений, уверенная манера поведения, стремление к лидерству, направленность на практические интересы, способность проявлять твердость характера.

Тенденция к устойчивости и медленной смене эмоционально значимых переживаний, повышенное чувство справедливости, осторожность и критичность по отношению к окружающим, сомнение в их компетентности и добросовестности, внимание к собственным достижениям, забота о престиже, выраженная целеустремленность, стремление к самоутверждению, чувствительность к критике, склонность к спорам, настойчивость в отстаивании своей позиции.

Аналитический склад мышления, ориентация на собственное мнение и представления об окружающем мире, преобладание рационалистичности над эмоциональностью, своеобразие суждений и подхода к ситуации, интуитивность, способность к обобщениям, развитый внутренний мир, избирательность в контактах.


3. Анализ способностей, уровня невротизации и определение типа личности и вероятностных расстройств данного типа.

Для анализа достоверности и сравнения данных, полученных с помощью СМИЛ, мы провели диагностику испытуемых еще с помощью двух методик:

1. Методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа (Приложение №1)[8, с. 456-480].

2.Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации (Приложение №2) [8, с. 587-593].

Мы получили следующие результаты.

Методика определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа используется для определения различных типов личности, степени «представленности» у испытуемых признаков того или иного типа. Разработан Дж. Олдхэмом [8] и Л. Моррисом [8]. Предлагаемый тест определяет "норму" и "акцентуацию" определенного типа личности.

Результаты диагностики испытуемых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики испытуемых по методике определения типа личности и вероятностных расстройств данного типа

испытуемый

А

B

C

D

E

F

G

H

I

J

K

L

M

N

1

14

8

10

12

14

8

12

12

12

8

14

6

12

8

2

4

9

6

4

8

4

12

6

6

10

10

8

6

6

3

2

4

4

8

8

4

2

4

0

10

2

6

6

6


Представим автопортреты личности испытуемых в виде графиков 1,2,3.

Испытуемый №1. Пол – мужской, возраст – 31 год, образование – среднетехническое.




График 1. Автопортрет личности испытуемого №1.

В автопортрете личности испытуемого №1 преобладают три из четырнадцати типов личности: бдительный тип, деятельный и праздный.

Личности бдительного типа обладают исключительным пониманием окружающей их среды. Они как постоянно действующий рентген, просвечивающий ситуации и людей, постоянная готовность уклониться делает их опасными противниками, особенно в деловых отношениях. Бдительные типы обладают специфической способностью к восприятию, они немедленно замечают ошибочные сообщения, скрытые побуждения, уклонения, искажения правды или попытки ввести их в заблуждение; они одаренные наблюдатели.

Однако, люди с параноидальным расстройством личности ожидают от других только плохого. Они подозрительны, бескомпромиссны, убеждены в своей правоте настолько, что не оставляют даже тени сомнения.

Неуравновешенность, гнев, самоуничижение, беспокойство, неуверенность, опустошенность, сильное саморазрушение - все это чувства людей, страдающих расстройством личности - активность на грани срыва (деятельный тип). Они отчаянные, импульсивные и неуравновешенные. Они не могут использовать свои способности, их ужасает одиночество, они разрушают отношения, без которых не могут жить. Тот, кто имеет это расстройство, постоянно испытывает невозможные душевные мучения, а те, кто находится рядом с ними, все равно, что в ловушке, и вынуждены терпеть их.

Люди с расстройством личности, страдающие активностью на грани срыва, видят все в черно-белом свете. Они не допускают различных оттенков, все люди для них делятся на плохих и хороших. Они нуждаются в любви постоянно, но находят непостоянство в любви.

Они запутались в себе, минута размышлений им кажется вечностью. Чувство опустошенности не покидает их; они не могут быть в одиночестве, так как нуждаются в любви и защите, в признании того самого идеального человека. Но снова происходит срыв, и личность, терзаемая этим расстройством, снова пускается на поиски идеального партнера, снова ищет идеальной любви и понимания, а прежняя любовь становится объектом слепой ненависти или холодного равнодушия. Иногда личность, страдающая активностью на грани срыва, идет на безумные жертвы ради своей новой любви, жалость к себе в ней борется с любовью.

Находясь постоянно между черным и белым, они живут неполноценной жизнью, чувствуют себя угнетенными, пессимистичными, несчастными, они не могут избавиться от отчаяния, беспокойства, дискомфорта, чувства вины. Иногда испытывают краткие эпизоды эйфории. Они не способны сохранять последовательность в чем-либо, не могут исходить из ранее полученного опыта. Они не могут предотвратить крушений, боли, разочарований и перепадов настроения. Они не знают, как оградить свои мысли от беспокойства и боли, не могут сосредоточиться на работе, хорошей книге, кинофильме.

Личности праздного типа предрасположены ко всяким хитростям и уловкам. Они медлят, жалуются, противоречат, бездельничают, «забывают», презирают тех, кто требует их помощи, чувствуют себя обманутыми, что жизнь не предложила им лучшей работы. Их внутренний и внешний жизненный опыт ожесточил их, но все же они сами иногда замечают, что отказываются от всех возможностей. Они пассивно сопротивляются выполнению обычных повседневных социальных и профессиональных задач. Жалуются на то, что неправильно истолкованы и не оценены другими. Мрачны и противоречивы. Необоснованно критикуют и презирают власть. Выражают зависть и обиду на более удачливых. Постоянно жалуются на фортуну.

Испытуемый № 2. Пол – мужской, возраст – 39 лет, образование – высшее.




График 2. Автопортрет личности испытуемого №2.

В автопортрете личности испытуемого № 2 преобладают три из четырнадцати типов личности: самоуверенный, добросовестный и праздный.

В психиатрии нарциссизмом называется расстройство личности, характеризующееся патологической эгоцентричностью, эгоизмом, напыщенностью и недостатком манипулятивности – расстройство самоуверенного типа. При всем этом индивидуумы, страдающие этим расстройством, достигают больших высот в жизни, которые их все же не удовлетворяют.

Если подобные личности тесно общаются в жизни, то постоянно подавляют, притесняют друг друга, скандалят. В конечном счете они не могут найти счастья в жизни, применения своим достоинствам или благополучия в отношениях. Среди них встречаются и такие, которые подавляют свое расстройство, они не могут понять своих мыслей и чувств, поэтому не догадываются, что же оказывает такое сильное влияние на их жизнь.

Как правило, такие люди имеют преувеличенное самомнение (например, преувеличивает свои достижения и способности, ожидает всеобщего восхищения и превознесения своих достижений). Они подвержены фантазиям о неограниченном успехе, власти, великолепии, красоте или идеальной любви. Полагают, что они уникальны и могут общаться лишь с себе подобными людьми, занимающими высокое положение. Требуют всеобщего поклонения и восторгов. Наивно полагают, что все их ожидания должны оправдываться, и требуют автоматического согласия. Являются эксплуататорами, то есть могут использовать преимущества других для достижения собственных целей. Не желают замечать своих недостатков и считаться с чувствами и потребностями других. Часто бывают завистливыми и полагают, что другие завидуют им. Часто бывают высокомерны и надменно обращаются с другими.

Мужчины и женщины добросовестного типа личности — это люди высоких моральных принципов, они очень обязательны, не позволяют себе отдохнуть до тех пор, пока работа не выполнена и не выполнена правильно. Они преданы своим семьям, своему делу, своим начальникам. Упорный труд для них - норма.

Добросовестный тип дидактичен в работе, работает тяжело и скрупулезно, но достигает средних результатов. Очень положителен, всегда придерживается моральных и этических норм, чего ожидает и от других людей.

Добросовестные люди, оказавшись перед выбором, стараются понять, какой из пунктов будет правильным, и не сдвигаются с места, пока не поймут этого, они всегда стараются выбрать наилучшую стратегию, хотя решение босса для них всегда правильно, они всегда разбивают свою задачу на мелкие детали и не могут пропустить ни одного момента.

Добросовестных типов сложно отклонить от намеченной ими цели. Они предпочитают хорошо продуманные действия, они хорошие организаторы, архивариусы и систематизаторы, но детали их слишком поглощают.

Добросовестные типы всегда стараются расчистить поле деятельности вокруг себя и редко допускают серьезные эксцессы, они никогда не забывают как положительные, так и отрицательные моменты, происходящие в общении с людьми, и вряд ли что-нибудь кому-нибудь могут простить.

Личности праздного типа предрасположены ко всяким хитростям и уловкам. Они медлят, жалуются, противоречат, бездельничают, «забывают», презирают тех, кто требует их помощи, чувствуют себя обманутыми, что жизнь не предложила им лучшей работы. Их внутренний и внешний жизненный опыт ожесточил их, но все же они сами иногда замечают, что отказываются от всех возможностей. Они пассивно сопротивляются выполнению обычных повседневных социальных и профессиональных задач.

Испытуемый № 3. Пол – женский, возраст – 36 лет, образование – высшее.




График 3. Автопортрет личности испытуемого №3.


В автопортрете личности испытуемого № 3 преобладает добросовестный тип.

Этот тип личности подробно описан в интерпретации автопортрета личности испытуемого №2.

Следует заметить, что о расстройствах типа личности можно говорить только в том случае, когда наблюдаешь испытуемого в течение определенного периода времени и сопоставляешь результаты различных методик и поведения испытуемого.

Экспериментально-психологическая методика «Уровень невротизации» является медико-психологическим экспресс-динагностическим инструментом для выявления степени выраженности невротизации.

В результате проведенного исследования (Приложения №№ 3-5) были установлены следующие уровни невротизации испытуемых:

Испытуемый № 1 – очень высокий уровень невротизации (-65).

Испытуемый № 2 – неопределенный уровень невротизации (+1).

Испытуемый № 2 – неопределенный уровень невротизации (+4).

При высоком уровне невротизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка) может наблюдаться выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность) и легкую фрустрируемость различными «внешними» и «внутренними» обстоятельствами. Эгоцентрическая личностная направленность таких лиц проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость и, в конечном итоге, дезадаптированность в общесоциальном плане.


Выводы.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что приведенная методика достаточно полно отразила черты характера и манеру поведения различных людей. Более того, она показала, что в данный период времени испытуемый № 1 находится в состоянии сильнейшего стресса и полной дезадаптации.

Результаты исследования личности испытуемого № 2 показали его замкнутость, нежелание общаться с окружающими и, как следствие этого, трудности в социальной адаптации.

Профиль личности испытуемого № 3 показал, что у испытуемого склонность к независимости и самостоятельности в принятии решений, уверенная манера поведения, стремление к лидерству, направленность на практические интересы, способность проявлять твердость характера.

Если провести параллель и сравнить результаты, полученные методом СМИЛ, с результатами двух других методик, рассматриваемых в работе, то можно увидеть, что диагностика методом СМИЛ дала очень четкое представление о каждом из испытуемых, а исследования с помощью других методик не опровергли результатов СМИЛ.

В итоге, можно говорить о валидности метода СМИЛ и возможности его применения для установления личностных особенностей и проблем человека.


Заключение

Таким образом, анализ современной научной психолого-педагогической литературы по проблеме использования СМИЛ в исследовании структурных компонентов личности показал, что профиль СМИЛ не только обнаруживает личностные особенности и проблемы человека, но и подсказывает наиболее адекватный индивидуально-ориентированный путь подхода к нему в целях оказания социально-психологической помощи или умелого использования свойств и способностей данного человека в контексте общественной, профессиональной активности, в плане его сосуществования с семейным или производственным окружением. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира. В последние годы формализованная база методики способствовала разработке на ее основе компьютерных программ, позволяющих не только обсчитывать результаты и вычерчивать профиль личности, но и интерпретировать полученные данные с большей объективностью и полнотой, чем это может сделать начинающий психолог.

Эмпирическое исследование показало очень высокий уровень невротизации испытуемого № 1, на фоне которой проявились очень четко расстройства, соответствующие его типу личности, что было подтверждено результатами СМИЛ.

Методика СМИЛ также подтвердила акцентуации, свойственные типам личности двух других испытуемых, а также неопределенность уровня невротизации.

В результате можно говорить о высокой степени надежности метода СМИЛ, о возможности его применения для выявления изменения личности и применении совместно с другими методиками для уточнения диагноза.

Литература



  1. Собчик, Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.

  2. Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н.Собчик. – М.: ИПП, 1999 – 387 с.

  3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, М.С.Мохов. - СПб.: Питер Ком, 1999 – 528с.

  4. Константинов, В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога / В.В.Константинов. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

  5. Фресс, П. Экспериментальная психология / П.Фресс. – СПб.: Питер, 2003 – 160с.

  6. Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред. С.Т. Посоховой. – М.: АСТ, 2006. – 671 с.

  7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я.Райгородский – Самара: издательский Дом «БАХРАХ – М», 2006. – 672 с.

  8. Прохоров, А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности/Автор и составитель А.О. Прохоров. – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 176 с.



Скачать файл (309.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации