Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Региональная экономика Украины - файл 1.doc


Лекции - Региональная экономика Украины
скачать (507 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc507kb.18.11.2011 16:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
1.1. Предмет, методы и практическое значение размещения производительных сил
1.1.1. Предмет курса размещение производительных сил
Размещение производительных сил (РПС) – отрасль экономической науки, которая изучает пространственные аспекты проявления экономических законов.

Объектом изучения являются производительные силы, а предметом науки - их территориальное размещение и развитие.

Производительными силами в экономических науках называется совокупность трудовых ресурсов и средств производства. Важнейшей составляющей производительных сил выступает труд. Его можно охарактеризовать такими показателями как количество (численность работающих) и качество (уровень квалификации, половая и возрастная структура).

С развитием производительных сил возрастает роль труда, повышаются требования к качеству трудовых ресурсов.

Явления и факторы природы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности, также относятся к производительным силам и называются природными ресурсами. Природные ресурсы применяются как средства труда, источники энергии, сырья и материалов. С развитием производительных сил значение природных ресурсов в системе производительных сил уменьшается в связи с появлением заменителей сырья и продуктов питания. Но несмотря на это природные ресурсы продолжают оставаться важнейшей производительной силой.

Объединение труда и природных ресурсов происходит в процессе производства. Поэтому сфера производства, а именно его материальное проявление (промышленность, сельское хозяйство, транспорт) служат предметом изучения науки о размещении производительных сил.

Размещение производительных сил формируется в результате территориального разделения труда. Этот процесс отражает производственную специализацию отдельных регионов, усиление межрегиональной кооперации и обмена товарами и услугами. В результате территориального разделения труда возникает двуединая система отраслевых и территориальных комплексов. Таким образом, закономерности территориального разделения труда имеют решающее влияние на размещение производительных сил.

Следовательно, главными объектами изучения дисциплины РПС являются:

- размещение и качество природных ресурсов;

- размещение и состав населения и трудовых ресурсов;

- территориальная структура хозяйства региона и перспективы ее развития.
1.1.2. Задачи решаемые, наукой о размещении производительных сил
Попытаемся ответить на вопрос о том, зачем необходимо изучение размещения производительных сил и какой практический результат мог бы быть получен.

Главной задачей науки о размещении производительных сил является обоснование оптимального размещения производительных сил. Оптимальным будет такое размещение, которое позволит получить наибольший экономический эффект. На уровне предприятия оптимальным будет расположение вблизи поставщиков сырья и материалов, а также потребителей продукции при наличии рабочей силы и возможности производственной кооперации с другими предприятиями. На уровне региона оптимальное размещение производительных сил выражается в учете предпосылок и факторов специализации хозяйства, комплексном развитии и возможности перестройки отраслевой структуры; удовлетворении социально-экономических потребностей населения региона, эффективных межрегиональных экономических связях.
1.1.3. Место дисциплины «Размещение производительных сил»

среди смежных наук
По объекту своего изучения дисциплина «Размещение производительных сил» близка к экономической географии. Однако, экономическая география изучает состояние производительных сил в конкретный момент, отвечая на вопрос “Где и почему здесь?”. Для размещения производительных сил более важным является экономический результат территориальной организации производительных сил и вопрос “Как именно?”. Для ответа на эти вопросы необходимо изучение закономерностей и принципов размещения производительных сил.

К понятию размещение производительных сил близко понятие региональной экономики. Региональное размещение производительных сил является основой региональной экономики. Но наука о размещении производительных сил является более широкой, так как не ограничевается региональным уровнем и изучает закономерности размещения как в рамках региона, так и в межрегиональном и глобальном масштабах.
1.1.4. Теоретическая база размещения производительных сил
Существует ряд научных теорий, объясняющих закономерности размещения производства тех или других факторов.

Одной из таких наиболее распространенных теорий является географический детерминизм, истоки которого исходят к Древней Греции (Гиппократ, Страбон). Идеи географического детерминизма развивали русские историки С. Соловьев, В. Ключевский, украинский географ Л. Мечников.

Центральной идеей географического детерминизма является доминирование природных условий среди других факторов, формирующих структуру и размещение производства. По мнению детерминистов природные условия определяют даже ход истории и уклад жизни народов, а социальные факторы играют второстепенную роль.

Энвайроментализм (от англ. enviroment) близкая к географическому детерминизму теория возникла в США. Теоретики энвайроментализма Э. Симпл, Р. Смит, Г. Тейлор считали, что международное разделение труда определяется различиями в природной среде. Среди них наиболее популярной была теория “климатических оптимумов” Э. Гантингтона, согласно которой наиболее благоприятные условия для развития производства имеют страны умеренного пояса.

В XIX в. появилась теория размещения производства, основанием которой был А. Вебер, а в XX в. - А. Гетнер, А. Лэш, В. Кристалер. В этих теориях фактором, определяющим размещение производительных сил считалась прибыль в условиях рыночного хозяйства. А. Вебером и И. Тюненом были предложены модели, в которых отдельное производство располагалось так, чтобы обеспечивалась максимальная прибыль. А. Вебер в работе ”Теория размещения промышленности” использует модель изолированного хозяйства и таким образом значительно сужает число влияющих на него факторов по сравнению с рыночными условиями. И. Тюнен в качестве модели выбирает уже не изолированное хозяйство, а целый город, однако рассматривает его изолировано от других регионов, анализируя лишь связь “село-город”. А. Лэш уделял основное внимание рынкам сбыта продукции как определяющему фактору размещения производства.

Л. Гетнером была обоснована хорологическая концепция (от греческого choros - город) которая показывала прямую взаимосвязь между объектами и явлениями с одной стороны и территориями, с которыми они соотносятся, с другой.

Марксистская теория размещения и развития производительных сил исходила из того, что они обусловлены способом производства, и их территориальная организация существенно зависит от социального строя. Практическое применение теории в социалистических странах привело к жесткому планированию в размещении производства и имело как положительные, так и отрицательные последствия. В 1920–1950 гг. наращивание экономического потенциала в социалистических странах происходило экстенсивно, за счет увеличения числа сооружаемых объектов народного хозяйства. Подчинение жесткому централизованному плану позволило сосредоточить ресурсы в наиболее благоприятных регионах и центрах. С течением времени же выяснилось, что с позицией центра не всегда можно определить лучший вариант размещения производительных сил в регионе.

В настоящее время преобладает мнение, что экономические законы и закономерности имеют общий характер и только проявляются неодинаково в различных странах. На размещение производительных сил, их территориальную организацию, структуру, динамику, влияет весь комплекс закономерностей, предпосылок и факторов. Однако, ведущая роль отводится процессу территориального разделения труда, вследствие чего и формируется размещение производительных сил. Территориальное разделение труда проявляется на разных уровнях: от административного района до страны и мировой экономики в целом. Соответственно и в территориальной организации производства выделяется микроуровень, мезоуровень и глобальный уровень.

В результате территориального разделения труда размещение производительных сил приобретает признаки наиболее характерные для определенного региона под влиянием конкретных условий, главные из которых географические, исторические и социально-экономические.

На протяжении длительного времени размещение производительных сил осуществлялось без существенного государственного регулирования. Политика меркантилизма (XV - XII вв.) объективно влияла на размещение производства, хотя до XX в. регулирование осуществлялось преимущественно рыночными методами. Наиболее жесткое централизованное планирование было связано с системой социализма.

Единой модели размещения производительных сил в чистом виде не существует. В экономически развитых странах рыночные процессы регулируются государством при помощи различных программ, индикативных планов и т. д. В бывших социалистических государствах продолжается децентрализация управление и процесс вхождения в рыночные структуры. В то же время в обоих случаях необходимо учитывать объективные закономерности размещения производительных сил, причем на всех уровнях- независимо от того планируется ли экономика в масштабах страны или идет речь о создании отдельного предприятия. Одновременно с этим необходимо, чтобы экономические рычаги стимулирования имели правовую основу: были отражены в Конституции и других государственных актах.
1.1.5. Методы изучения размещения производительных сил
В научных исследованиях размещения производительных сил используются прикладные методы изучения экономических характеристик и пространственных категорий. Некоторые из методов взяты из политэкономии, социологии географии, математики.

Одним из важнейших методов изучения территориальной организации хозяйства является системный анализ, который относится к экономико-математическим методам. Использование системного анализа позволяет сравнивать результаты нескольких вариантов размещения производства и выбирать для практического применения лучшие, с точки зрения, интересов региона и государства в целом. Системный анализ рассматривает каждую широкую экономическую проблему как систему, взаимодействующую с другими системами, поэтому делает возможным рациональное использование информации, позволяет четко определить проблему, выявить цель и выбрать наиболее эффективные методы ее решения.

При разработке проектов капитального строительства для обоснования размещения производительных сил применяются технико-экономические методы. К наиболее распространенным технико-экономическим методам относится балансовый метод. До начала планирования разрабатываются балансы трудовых ресурсов, денежных доходов и затрат населения, которые согласуются с товарными фондами; территориальные балансы мощностей строительных предприятий, балансы местных строительных материалов и т. д. Научно - исследовательскими институтами постоянно проводятся исследования по совершенствованию региональной системы балансов. Особое значение такие системы имеют для отдельных экономических районов.

^ Методы технико-экономических расчетов используются для определения сравнительной эффективности различных вариантов размещения предприятий. Эффективность сравнивается на базе расчета себестоимости производства. При выборе места размещения предприятия учитывают показатели материало-, энерго-, фондо- и трудоемкости продукции. Особое значение имеют показатели водопотребления производства и транспортабельности продукции. Для определения эффективности работы предприятия используют методы расчета стоимостных показателей: валовой и товарной продукции, численности работающих, производительности труда, стоимости основных производственных фондов, материальных затрат и капитальных вложений.

К традиционным методам анализа размещения производительных сил относится сравнительное изучение экономических и экономико-географических явлений. Одним из таких методов является картографический метод. Экономическое картирование – это наиболее наглядный и конкретный инструмент при изучении территорий и анализе особенностей размещения производительных сил. Особое практическое значение имеет определение экономических расстояний по изолиниям тарифов на перевозку пассажиров и грузов, а также определение плотности населения отдельной территории.

Современные экономические явления и процессы, обусловившие размещение производительных сил имеют сложный характер и определяются целым комплексом причин. Поэтому их результативный анализ возможен лишь с использованием точных количественных методов, таких как экономико-математические. Сущность экономико-математических методов состоит в формализованном описании экономических явлений и процессов в виде математических моделей. Наиболее часто используют балансовые и оптимизационные модели. Балансовые модели содержат балансы затрат населения и выпуска продукции, капитальных вложений и природных ресурсов. Широко применяются на практике межотраслевые и районные балансы производства и распределения продукции. Оптимизационные модели представляют собой наиболее перспективную форму технико-экономических расчетов, предназначенных для выбора оптимального расположения не только предприятий и отраслей, но и территориально производственных комплексов. В оптимизационной модели используются матричная (табличная) и графическая (сетевая) формы. Поскольку разработка единой модели развития и размещения производительных сил в масштабах страны практически невозможна, на практике используется система моделей.

В настоящее время экономико-математическое моделирование применяется для определения территориальных пропорций развития государства, формирование хозяйства регионов страны. Целью оптимизационной модели размещения производства является минимизация затрат. На заключительном этапе изучения и прогнозирования территориальной организации хозяйства определяется возможный экономический эффект от нового размещения производительных сил. Чаще всего суммируется экономический эффект, рассчитанный для отдельных отраслей. Одновременно учитывается межотраслевой эффект от комплексного развития отраслей в каждом регионе, а также эффект от группового размещения предприятий в непосредственной близости от другого на компактной территории.
^ 1.2. Закономерности размещения производительных сил и региональная экономическая политика
Современная территориальная организация производительных сил Украины сформировалась под влиянием плановой экономики. Переход к рыночной экономике обусловит значительные изменения в размещении производительных сил.

1.2.1. Закономерности размещения производительных сил

Рациональное размещение производства является следствием закона экономии труда, который регулирует затраты на преодоление пространственной несбалансированности между районами добычи, сырья, производства товаров и их потребления. Поскольку в Украине наблюдается значительная территориальная дифференциация в размещении природных ресурсов и населения, то и роль этого закона становится определяющей. Рациональная территориальная организация производства направлена в первую очередь на снижение транспортных расходов в сумме общих производственных затрат. Закономерность рационального размещения производительных сил реализуется в первую очередь через размещение промышленных объектов вблизи источников сырья, топлива и потребителей готовой продукции. Для современного этапа развития и размещения производительных сил характерно ухудшение экологической обстановки во многих регионах Украины. Это загрязненность атмосферы и воды в Донбассе, Приднепровье и других промышленных регионах. Поскольку охрана окружающей среды имеет в основном социальную направленность, то решению социальных проблем будет способствовать ограничение чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах и приведет к более равномерному размещению промышленных предприятий. В условиях перехода к рыночной экономике исключительная роль в реализации принципов рационального размещения производительных сил принадлежит местным Советам народных депутатов.

^ Пропорциональное размещение производительных сил является следствием экономического закона концентрации производства. Для Украины пропорциональное размещение производства имеет огромное социальное значение, так как ведет к выравниванию в разрезе областей показателя национального дохода на душу населения и соответственно реальных доходов населения. В условиях перехода к рыночной экономике пропорциональное размещение производительных сил может быть практически реализовано путем предоставления соответствующих льгот инвесторам капитала.

Территориальные пропорции в развитии государства можно подразделить на:

- пропорции в региональном распределении природных ресурсов;

- социально-экономические региональные пропорции;

- территориальные пропорции промышленности;

- пропорции АПК;

- пропорции транспортного комплекса.

Используя методы анализа территориальной организации хозяйства экономических районов, определяют:

- экономическую оценку природных ресурсов;

- уровень обеспеченности собственными трудовыми ресурсами;

- территориальное размещение населения;

- соотношение специализированных и дополнительных отраслей;

- соотношение между ввозом и вывозом продукции и т. д.

Анализ элементов территориальных пропорций хозяйства позволяет определить главные направления регионального развития экономики Украины, тенденции его развития на перспективу, научно обосновать подход к формированию территориальных пропорций. Для выявления экономической сущности территориальных пропорций в системе народного хозяйства необходимо проанализировать экономические показатели, отражающие значение каждого региона в экономике страны, доли региона в производстве валового общественного продукта, национальном доходе, капитальных затратах. Сравнение произведенной в регионе чистой прибыли с затратами труда и средств производства делает возможным определение экономической эффективности хозяйственного развития каждого региона.

^ Комплексное размещение производительных сил является следствием экономического закона общественного разделения труда, который в пространственном аспекте модифицируется в закон территориального разделения труда и проявляется в формировании экономических районов и специализации их хозяйств. Комплексное развитие и рациональная специализация отвечают самому важному условию хозяйствования - достижению максимального результата при минимальных затратах. Правильное объединение и взаимосвязанное развитие отраслей региона дает народнохозяйственную экономию за счет снижения затрат основного производства, а также удешевления перевозки сырья и готовой продукции.

Особенностями комплексного развития экономических районов можно считать:

- соответствие хозяйства района пропорциям хозяйства страны;

- наиболее полное использование всех ресурсов района;

- отраслевую и территориальную структуру хозяйства, соответствующую природным и экономическим условиям;

- ведущую роль нескольких крупных и наиболее эффективных в условиях Украины отраслей;

- тесную взаимосвязь и сбалансированность всей структуры хозяйства.

В современных условиях возрастает актуальность комплексного размещения производительных сил. На практике комплексное размещение хозяйства реализуется в виде территориально-промышленных комплексов (ТПК). ТПК формируется за счет взаимообусловленного объединения предприятий, расположенных на определенной территории в соответствии с ее ресурсной базой и транспортно-географическим положением. Основой формирования ТПК выступают производственные связи, а именно:

- связи, обусловленные использованием общей инфраструктуры хозяйства;

- материально-технические связи по сырью, топливу, дополнительным материалам, потребителям готовой продукции;

- кооперативные связи между предприятиями;

- связи комбинирования, которые основываются на последовательной переработке сырья, комплексном использовании и утилизации производственных отходов.

В условиях существующего ТПК по сравнению с изолированно расположенными предприятиями экономится 10% территории, 20% протяженности транспортных и хозяйственных коммуникаций и 15-20% капиталовложений в производство.
1.2.2. Факторы размещения производительных сил

Закономерности рационального размещения производительных сил могут быть реализованы на практике только при условии учета конкретных условий - факторов размещения, влияющих на выбор и размещение промышленных предприятий и формирование территориально-промышленных комплексов. Факторы размещения подразделяются на четыре группы: природно-географические, демографические, технико-экономические и социально-экономические.

^ Природно-географические факторы включают качественную и количественную характеристики месторождений полезных ископаемых, энергетических, водных, лесных и земельных ресурсов, природно-климатических и природно-транспортных условий. Особенно велико влияние этих факторов на размещение отраслей добывающей промышленности, гидроэнергетики, отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Количественная и качественная характеристики полезных ископаемых, их физико-технические свойства и характер залегания определяют размеры предприятий, методы добычи и уровень технико-экономических показателей (себестоимость продукции, производительность труда, трудо- и капиталоемкость, рентабельность).

^ Демографические факторы охватывают: численность населения и его размещение, количественную и качественную характеристики трудовых ресурсов. Неравномерность размещения населения делает необходимым размещение промышленности с учетом потребителей готовой продукции, а также оценку мобильности населения. Эффективное использование трудовых ресурсов предполагает размещение производства в малых и средних городах и сокращение в крупных. Демографические факторы оказывают наибольшее влияние на размещение трудоемких и наукоемких отраслей промышленности (приборостроение, радиотехника, электротехника и электроника и т. д.). Размещение предприятий этих отраслей наиболее зависит от наличия квалифицированных кадров.

^ Технико-экономические факторы, влияющие на размещение производительных сил, это: научно-технический прогресс, транспортные условия, формы организации производства. Научно-технический прогресс играет все более решающую роль и снижает влияние природно-географических и демографических факторов. Внедрение научных разработок, особенно передовых технологий, в производство сокращает потребление всех видов ресурсов, способствует ускорению развития производительных сил всех регионов и их более равномерному размещению. Значительное влияние на размещение промышленного производства оказывают такие формы его организации как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование. Совершенствование этих форм позволяет наращивать мощности предприятий.

^ Социально-экономические факторы играют исключительно важную роль в размещении производства. Они влияют на масштаб социально-экономических различий между городом и селом, промышленностью и сельским хозяйством, охрану природы, развитие образования, здравоохранения, сферы услуг.

В современных условиях на размещение и развитие производительных сил в Украине все большое влияние будет оказывать геополитический фактор. Украина имеет очень удобное географическое положение: размещение вблизи акватории Черного моря, близость к странам Европы и Ближнего Востока; наличие развитой транспортной сети международного значения; границы с Россией, Польшей, Турцией, Белоруссией, Молдовой, Словакией и Венгрией. Геополитический фактор играет важную роль в формировании внешнеэкономических связей Украины со странами Европы, Азии, СНГ.

Воздействие фактора рыночной конъюнктуры на структуру и размещение производства происходит при изменении соотношения величины спроса на товар и его предложения. В качестве примера можно привести ситуацию, сложившуюся на мировом рынке энергоресурсов в XX веке. В первой трети столетия в качестве главного топливного ресурса выступал каменный уголь - его удельный вес в топливно-энергетическом балансе развивающихся стран достигал 75-80%. В местах добычи угля возникли многоотраслевые территориальные комплексы: Донбасс, Рур, Йоркшир, Пенсильвания. Постепенно более экономичные виды топлива - нефть и газ стали вытеснять уголь в топливно-энергетическом балансе. В новые нефтехимические комплексы (Волго-Уральский и Западносибирский регионы России, американские штаты Техас и Калифорния, страны Персидского залива) начался приток капитала, трудовых и материальных ресурсов, а экономика традиционно-угольных регионов стала приходить в упадок. Уголь оказался неконкурентоспособным, т. к. в пересчете на условное топливо его себестоимость в пять раз превышает себестоимость нефти и в десять раз превышает себестоимость газа. Большинство угольных шахт в Европе и США были закрыты. Доля угля в мировом энергетическом балансе снизилась до 26%.
1.2.3. Основные принципы региональной политики в Украине

Региональная политика, проводимая государством - это по сути дела воплощение в жизнь определенных принципов. Такими принципами служат объективные потребности и требования общества к территориальной организации хозяйства.

Наиболее важными принципами размещения производительных сил, которыми руководствуются при размещении предприятий и отраслей, являются:

1. Близость производства к источникам сырья, топлива, потребителям продукции;

2. Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, внедрение ресурсосберегающих технологий;

3. Обеспечение благоприятных условий жизни населения;

4. Ограничение концентрации промышленности в крупных городах;

5. Выравнивание уровней экономического развития регионов и областей;

6. Укрепление обороноспособности государства;

7. Учет интересов международной экономической интеграции.

Принципы размещения в различных странах похожи и в то же время могут различаться на каждом этапе развития. Например, в условиях современной Украины приоритетными являются социально ориентированные принципы размещения производительных сил. В переходный период экономики Украины к рынку возрастает значение региональной политики.

^ Региональная политика - это деятельность государства, направленная на обеспечение комплексного экономического, политического, социального и культурного развития отдельных территорий страны. Цель региональной политики – обеспечение сбалансированного комплексного и пропорционального развития отдельных регионов, создание благоприятных условий для успешного функционирования хозяйства и проживания населения, развития рыночных отношений. Стратегическая (перспективная) задача региональной политики состоит в обосновании и разработке оптимальной территориальной структуры жизнедеятельности населения. Главным условием эффективности региональной политики является развитие национальной экономики, которое сделает возможным перераспределение производства в пользу менее развитых областей и регионов.

Региональная политика в Украине находится на стадии формирования основных направлений. До конца не обоснованы уровни регионального управления (общегосударсвенный, региональный и локальный), не разработаны четкие методики прогнозирования социально-экономического и экологического развития регионов. Как и прежде продолжает господствовать ведомственный монополизм. Без реализации специальных региональных программ, государственных субсидий, льготного налогообложения отдельные регионы Украины будут деградировать, что будет иметь не только экономические и социально-политические последствия. Таким образом, региональная политика может стать важным резервом улучшения социально-экономической и экологической ситуации в Украине.

^ Основным методом осуществления долгосрочной региональной стратегии является создание региональных программ социально-экономического развития отдельных регионов и областей.

^ Конкретные задачи региональной политики состоят в следующем:

1. Количественная и качественная оценка ресурсного потенциала - природного, трудового, финансового, рекреационного, научно-технического, транспортно-географического, а также возможностей развития внутренних и внешнеэкономических связей.

2. Пространственный анализ демографических процессов.

3. Совершенствование административно-территориального устройства Украины за счет оптимального соединения государственных интересов и местного самоуправления.

4. Анализ и эффективное использование социально-экономического и культурного потенциала нового и геополитического положения территории Украины.

5. Изучение возможностей формирования свободных экономических зон, районов приграничной (беспошлинной) торговли, зон и объектов совместного предпринимательства.

6. Эколого-географическая оценка территории, ее районирование и экспертиза отдельных региональных проектов.

7. Совершенствование экономического механизма такими методами как:

- укрепление финансовой базы местных органов самоуправления за счет территориальных налогов, штрафов, целевых кредитов, инвестиционных и ценовых мероприятий, льгот, государственного протекционизма;

- создание общегосударственного фонда для реализации региональных программ, помощи при ликвидации стихийных бедствий, аварий;

- внедрение принципа регионального хозрасчета (на базе региональной собственности);

- развитие рыночной экономики и предпринимательства (совместных предприятий, свободных экономических зон и т. д.);

- организация региональных заказов на товары и услуги;

- организация внутригосударственного товарооборота при открытости территориальных рынков и установление внешнеэкономических связей на базе мировых и национальных цен.

8. Комплексный подход к внедрению достижений научно-технического прогресса за счет активизации региональных факторов в форме научно-технических программ, технополисов, технопарков, технических, научных и инновационных центров.

9. Совершенствование управления развитием региона за счет расширения хозяйственных и организационных полномочий областных администраций.

10. Концентрация научных сил и кадровое обеспечение выполнения конкретной региональной работы на всех уровнях управления.

Кризисное состояние экономики Украины, практическое прекращение централизованного финансирования вынуждает регионы существовать за счет собственного производительного потенциала с привлечением внутренних и внешних инвестиций. Таким образом, территория региона представляет собой своеобразный объект рыночных отношений, с которым местные органы власти (“продавец”) выходят на рынок инвестиций. Субъектами (“покупателями”) территории выступают ее жители как потенциальные инвесторы, а также государственные органы власти областного или государственного уровня.

Инвестиционный маркетинг территории предусматривает:

- количественную и качественную оценку ее социально-географического расположения в первую очередь транспортно-географического;

- определение вида и уровня территориальной специализации трудовой деятельности;

- оценку уровня комплексности и пропорциональности трудовой деятельности;

- оценку существующих и перспективных возможностей обмена производимой продукцией или услугами с другими территориями;

- районирование (отраслевое и интегральное) основных видов трудовой деятельности на территории региона.

Методика осуществления регионального инвестирования предполагает определение его приоритетных направлений. При этом необходимо создание условий для привлечения иностранных инвестиций: льготы, развитие малого и среднего бизнеса, стабильность экономики. Наиболее важными объектами региональной инвестиционной деятельности должны быть приграничные районы, свободные экономические зоны, технополисы и технопарки, инженерные центры, крупные города и городские агломерации.

Научно обоснованная региональная политика может успешно претворяться в жизнь лишь при условии эффективного управления регионом. Главным условием успешного регионального управления является рациональная система экономического районирования. В Украине в настоящее время не существует официально принятой схемы районирования, что усложняет проведение региональной политики.
1.2.4. Экономическое районирование территории Украины

Экономическим районом принято считать территорию имеющую:

- отличия в уровне развития и хозяйственной специализации от других территорий;

- стабильные внутренние трудовые и транспортно-экономические связи;

- единые перспективы развития.

С научной точки зрения наиболее перспективным считается выделение девяти экономических районов на территории Украины:

1. Столичный (Киевская, Житомирская и Черниговская области);

2. Центральный (Черкасская и Кировоградская области);

3. Северо-Восточный (Харьковская, Полтавская и Сумская области);

4. Донецкий (Донецкая и Луганская области);

5. Приднепровский (Днепропетровская и Запорожская области);

6. Причерноморский (Одесская, Николаевская, Херсонская и Автономная республика Крым);

7. Подольский (Винницкая, Тернопольская и Хмельницкая области);

8. Прикарпатский (Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая области);

9. Волынский (Волынская и Ровенская области).


^ 1.3. Природно-ресурсный потенциал
Природные условия и ресурсы оказывают значительное влияние на особенности территориальной организации хозяйства. Природные условия включают такие понятия как, климат рельеф, геологическое строение, географическое положение. В одних случаях природные условия могут тормозить развитие производства (сельское хозяйство в Сахаре или на Крайнем Севере, транспорт в горных странах) и считаться неблагоприятными, в других случаях создавать преимущества: нормальное увлажнение грунта, плодородие почвы, залежи полезных ископаемых. Природные условия и ресурсы влияют на отраслевую структуру хозяйства страны и зависящие от них отрасли производства. По степени зависимости от природных ресурсов отрасли промышленности можно классифицировать, как показано в табл. 1.3.1.

^ Таблица 1.3.1.
Степень зависимости размещения отраслей

народного хозяйства и видов производства от природных ресурсов


  1   2   3   4   5



Скачать файл (507 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru