Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Бюджетная система Российской Федерации - файл 1.doc


Загрузка...
Лекции - Бюджетная система Российской Федерации
скачать (214.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc215kb.18.11.2011 17:24скачать

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы любого государства. Согласно Бюджетного Кодекса РФ, бюджет это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач , функций государства и местного самоуправления.

Как экономическая категория государственный бюджет – это совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением национального дохода в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств для выполнения государством своих функций.

^ С юридически-правовой точки зрения бюджет – это план государства на текущий год, который имеет силу закона и утвержден соответствующим законодательным органом государственной власти.

^ По материальному содержанию бюджет представляет собой форму образования и использования денежных средств.

По социальной сущности государственный бюджет необходим для выравнивания доходов между бюджетами различных уровней, а также решения социальных задач.
Функции бюджета:

1)Распределительная – реализуется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням власти и управления

2)Регулирующая – входе составления и исполнения бюджета решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в государстве.

3)Обеспечивающая – при помощи бюджета национальный доход перераспределяется на территории РФ, а также производственной в непроизводственную сферу.

4)Контрольная – функция, которая отражает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная деятельность осуществляется через бюджетный механизм.

^ Бюджетный механизм – это совокупность бюджетных отношений и их форм, а также методов мобилизации и использования финансовых ресурсов.

В целом бюджетная система основана на правовых нормах, на типе государственного устройства и экономических отношений.

^ Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, закрепляющих бюджетное устройство страны, порядок формирования доходов и расходов бюджета, порядок использования бюджетных фондов.

Тип бюджетного устройства определяется типом государственного устройства. Различают:

1)Унитарную государственную бюджетную систему для которой характерны два уровня:

а)Государственный бюджет

б)Местный бюджет

2)Федеративное государственное устройство для которого характерна трех уровневая бюджетная система:

а)Федеральный бюджет(бюджет центрального правительства)

б)Бюджеты членов Федерации(штаты, земли, провинции, области)

в)Местные бюджеты(районов, округов)
В условиях Федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов Федерации, а расходы и доходы членов Федерации не включаются в Федеральный бюджет.

Сегодня большая часть средств сосредоточена в Федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширения его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства, для целей наиболее эффективного их использования.

Правовой статус участников бюджетных отношений в РФ регламентируется:

1)Конституцией РФ

2)Бюджетным Кодексом РФ

3)Соответствующими законами федеральных органов и субъектов Федерации

4)Указами Президента РФ

5)Международными нормативными актами

6)Соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
^ КЛАССИФИТКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ

Эта классификация ориентированна на четное закрепление доходов бюджетной системы за администраторами. Включает коды администраторов поступлений в бюджет, которые соответствуют номеру главного распорядителя бюджета средств, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы, коды экономической классификации доходов. Эти коды включают в себя определенные разряды:


Код

администратора

Виды расходов

Программа

Экономическая

Классификация

доходов




группа

подгруппа

статья

подстатья

элементы







1 2 3

4

5 6

7 8

9 10 11

12 13

14 15 16 17

18 19 20

I часть

II часть

III часть

IV часть



Цифры от 1 до 20 – это разряды бюджетной классификации. Такой единый двадцатизначный код классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней был утвержден Приказом МИНФИНА от 10.12.2004 года за номером №114-н.

Двадцатизначный код позволяет осуществлять сквозной анализ движения денежных средств , доходов и расходов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса.

Доходы бюджета объединены в 3 группы:

1)Доходы;

2)Безвозмездные поступления;

3)Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Каждая группа делится на подгруппы, например, группа «доходы» включает 19 подгрупп, которые включают основные налоговые и не налоговые доходы.

Подгруппа включает статьи, которые классифицируются на подстатьи, которые в свою очередь включают элементы дохода. Например, в группе «доходы» есть подгруппа, которая называется «Налоги на прибыль, доходы».

Статьи :

1)налог на прибыль организации;

2)налог на доходы физических лиц.

Подстатьи :

Статья 2 включает 5 подстатей:

а)налог на доходы физических лиц с доходов, полученных виде дивидендов от долевого участия в деятельности организации;

б)налог на доходы физических лиц 13%;

в)налог на доходы физических лиц с доходов.

Различают ведомственную классификацию расходов федерального бюджета и бюджета субъектов РФ , и ведомственную классификацию расходов местных бюджетов.

^ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Определяет направление расходов в зависимости от экономического содержания операции в секторе государственного управления.

Все расходы делятся на группы, статьи и подстатьи.

  1. по группам

1)200 – расходы

2)300 – поступление не финансовых активов

3)500 – поступление финансовых активов

4)600 – выбытие финансовых активов

Затем каждая группа делится на статьи

  1. статьи

Например, группа 200 включает следующие статьи:

1)оплата труда и начисление на оплату труда;

2)приобретение услуг;

3)обслуживание долговых обязательств;

4)безвозмездные и возмездные перечисления организациям;

5)безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджету;

6)социальное обеспечение;

7)прочие расходы.

Затем каждая статья делится на подстатьи.

  1. Статьи

Статья оплаты труда и начисления на оплату труда включает следующие подстатьи:

1)заработная плата

2)прочие выплаты

3)начисления на оплату труда.
^ КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Структура двадцатизначного кода включает:

1)код администратора (с 1 по 3)

2)вид источников финансирования дефицитов бюджетов :

а)группы (4-5 разряды)

б)подгруппы (6-7 разряды)

в)статьи (8-9 разряды)

г)подстатьи (10-11 разряды)

д)элементы (12-13 разряды)

е)программа (14-17 разряды)

3)коды экономической классификации источников финансирования бюджетов (18-20 разряды).
Администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов – это органы государственной власти, органы местного управления, имеющие право в соответствии с законодательством РФ осуществлять государственные и муниципальные заимствования, предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной собственности.
Источники внутреннего финансирования:

1)долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, выраженных в ценных бумагах (валюте РФ);

2)кредитные соглашения и договоры;

3)прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

4)исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте РФ;

5)акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

6)земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

7)государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

8)остатки средств бюджетов;

9)курсовая разница.
Источники внешнего финансирования :

1)долговые обязательства РФ, субъектов РФ в ценных бумагах , в иностранной валюте;

2)кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, субъектов РФ в иностранной валюте;

3)прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

4)исполнение государственных гарантий в иностранной валюте;

5)кредиты международных финансовых организаций;

6)кредиты правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков, фирм, предоставленных России;

7)прочее внешнее финансирование.

^ Доходы государственного бюджета

Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

Государственные доходы понятие более широкое, чем доходы бюджетных фондов и доходы государственных предприятий и организаций.
Классификация доходов бюджетов:

1)в зависимости от методов взимания:

а)налоговые

б)неналоговые

2)в зависимости от государственного устройства страны:

а)доходы феде6рального бюджета

б)доходы субъектов федерации

в)доходы местных бюджетов

3)в зависимости от уровня бюджетной системы, за которым закрепляются доходы:

а)собственные – закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;

б)регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений;

4)в зависимости от источника образования :

а)доходы от юридических лиц

б)доходы от физических лиц

5)в зависимости от гражданства субъектов налогообложения:

а)резиденты

б)нерезиденты

6)по конкретным видам налогов

^ НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Налоговая система представляет собой совокупность федеральных и региональных, местных налогов, принципов, форм и методов их установления, взимания и применение мер по обеспечению их уплаты, осуществлению налогового контроля.

Сущность и функции налогов

Налоги – это обязательные, безэквивалентные, безвозвратные и безвозмездные платежи взимаемые с юридических и физических лиц, для обеспечения деятельности государства.

Функции налогов:

1)фискальная, обеспечивает формирование доходов бюджета и реальную возможность перераспределения части национального дохода;

2)регулирующая функция, позволяет государству активно влиять на процессы воспроизводства, стимулируя или сдерживая его темпы.
В основе теории налогов лежат и правила Адама Смита:

1)правило справедливости – налоги должны платить все граждане в соответствии со своими доходами;

2)правило определенности – налоги, которые платят граждане, должны легко рассчитываться;

3)правило удобства – налоги должны взиматься в удобное время и удобным способом;

4)правило экономности – затраты по взиманию налогов должны быть минимальными.
^ Элементы налогообложения:

1)единица налогообложения (налогооблагаемая база) – это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

2)источник налога – это доход, за счет которого выплачивается налог;

3)ставка налога – это размер налога с единицы обложения;

4)объект налогообложения – доход, имущество, оказываемые услуги;

5)субъект налогообложения – физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога;

6)налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налога в соответствии с законодательством;

7)налоговая санкция – это увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
Все налоговые ставки делятся на:

1)твердые – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения;

2)долевые:

а)пропорциональные

б)регрессивные

в)прогрессивные

3)по способу налогового изъятия :

а)по декларации

б)у источника дохода

в)кадастровый

Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога. Это может быть сам налогоплательщик, налоговая организация или третье лицо.

Способы начисления налога: по частям и нарастающим итогом.

Сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу.
^ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

Налоговое право – это совокупность юридических норм, определяющих вид налогов и порядок их уплаты. В основе налогового права лежат законы о налогах и подзаконные акты, указы президента и правительства РФ, а также инструкции налоговых органов.

Функционирование налоговой системы осуществляется в рамках Налогового Кодекса.

Налоговая политика – это система мероприятий государства в области налогообложения. Налоговую политику государство осуществляет через налоговый механизм.

Налоговый механизм – это совокупность организационно правовых норм и методов управления налогообложения. Изменяя налоговую политику через налоговый механизм государство осуществляет налоговое регулирование, которое помогает стимулировать общественное производство.

Элементы налогового механизма:

1)налоговое планирование

2)организация взимания налогов

3)стимулирование взимания налогов

4)налоговый контроль
Налоговая система государства призвана:

1)обеспечивать полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета;

2)создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования.
В Налоговом Кодексе РФ принципы налоговой политики следующие:

1)обязательность уплаты налогов;

2)налоги должны иметь экономическое обоснование;

3)не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство;

4)принцип всеобщности;

5)принцип обязательности;

6)принцип однократности;

7)принцип стабильности;

8)простота и доступность для восприятия;

9)гибкость.

Налоги не должны быть высокими. Американский экономист Лафер рассчитал, что у плательщика без болезненно можно изъять до 20% совокупного дохода. Максимальное изъятие дохода – 25% , дальнейший рост налогов ведет к прекращению даже простого воспроизводства.

^ Прямые и косвенные налоги

Прямые налоги – взимаемые непосредственно с дохода или имущества.

Субъектами в прямом налогообложении являются как юридические так и физические лица.

Объект налогообложения – это доход или стоимость имущества. При взимании прямых налогов, лицо чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо уплачивающие налог являются одним и тем же. Это наиболее ранняя форма налогообложения.

Косвенные налоги – налоги, которые включаются в цену товара или услуги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Такой налог платит конечный потребитель блага, но сначала он перечисляется в налоговый орган предпринимателями и производителями. И только после реализации товара или услуги последние возвращают себе суммы уплаченных косвенных налогов виде выручки от реализации. Сегодня преобладают косвенные налоги.
^ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА

В зависимости от взимания доходы бюджета подразделяются на:

1)Налоговые – в РФ устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги;

2)Федеральные:

а)НДС

б)акцизы

в)налог на прибыль организации (20%)

г)налог на доходы физических лиц (13%)

д)налог на отдельные виды транспортных средств

е)ЕСН, уплачивается предприятием (26%)

ж)государственная пошлина

з)налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

и)сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

к)водный налог

3)Региональные:

а)налог на имущество организации;

б)транспортный налог;

в)налог на игорный бизнес

4)Местные:

а)земельный налог

б)налог на имущество физических лиц.
Кроме этого НК РФ устанавливает специальные налоговые режимы:

1)единый с/х налог

2)упрощенная система налогообложения

3)единый налог на вмененный доход

4)система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Обязанности налогоплательщика

1)уплачивать законно установленные налоги;

2)встать на учет в органах налоговой службы;

3)вести учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения;

4)предоставлять в налоговые органы налоговые декларации.
Права налогоплательщика

1)получать официальное разъяснение акта налогового законодательства;

2)получать в органах налоговой службы информацию о налогах, законах и иных нормативных актах и их изменениях;

3)использовать налоговые льготы, установленные законодательством о налогах;

4)требовать от органов налогового контроля, соблюдения налогового законодательства.
Не налоговые доходы – в общей сумме доходов бюджетов их мало, однако, они отличаются большим разнообразием:

1)доходы от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

2)доходы от внешне экономической деятельности;

3)доходы от платных услуг;

4)доходы от операций с государственными ценными бумагами (35%);

5)часть прибыли унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей;

6)доходы целевых бюджетных фондов;

7)безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Доходы территориальных субъектов:

1)Собственные доходы – это средства полученные территориальными органами власти в результате собственных действий, решений и полномочий. К ним относятся доходы от территориальных налогов; доходы, полученные в результате экономической, административной деятельности территориальных органов власти; доходы, поступающие от выше стоящих бюджетов по нормативам; средств от реализации имущества.

2)Перераспределяемые доходы – это финансовые ресурсы, поступающие в территориальные бюджеты в порядке перераспределения средств внутри бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе. Безвозмездные и безвозвратные ресурсы из бюджетов других уровней; отчисления от региональных и местных налогов в бюджеты муниципальных районов и поселений.

3)Заемные источники – средства , поступившие в бюджет виде полученных банковских, коммерческих кредитов, выпуска облигаций, акций.

4)Привлеченные источники – средства переданные территориальным органам власти юридиче6скими и физическими лицами на добровольной и безвозмездной основе для решения территориальных, экономических и социальных задач.

Такая классификация территориальных доходов позволяет устанавливать уровень финансовой самостоятельности территорий и повышает уровень управления доходами..

Таким образом, в территориальные бюджеты поступают собственные и регулирующие доходы, которые поступают из федерального бюджета. В местный бюджет в свою очередь выделяется необходимый объем регулирующих доходов из бюджетов субъектов федерации. Поскольку на местные бюджеты было возложено финансирование большей части общегосударственных расходов, связанных с жизнеобеспечением населения.

Размер местного бюджета стал определяться величиной расходов на местное хозяйство (R=DC+DP)

R – размер расходов;

DC – размер собственных доходов;

DP – размер регулирующих доходов.

Преимущества такого финансирования:

1)достигается единство источников всех бюджетов;

2)создается механизм оказания финансовой помощи территориям;

3)правительство страны имеет определенные рычаги для регулирования экономического и социального развития территорий.
^ РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Это экономические отношения, возникающие в связи с распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. В соответствии с функциями, выполняемыми государством. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на:

Текущие – это часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов власти, бюджетных учреждений, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Капитальные – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Включает статьи расходов, предназначенных для инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. В составе капитальных расходов формируется бюджет развития, главные статьи которого строительство новых объектов, приобретение оборудования, финансирование проектно-изыскательных работ.

Основные формы расходов:

1)ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

2)выделение средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным или муниципальным заказам;

3)трансферты населению;

4)ассигнование на осуществление отдельных государственных полномочий;

5)ассигнование на компенсацию дополнительных расходов;

6)бюджетные кредиты юридическим лицам;

7)субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

8)бюджетные ссуды;

9)дотации;

10)субсидии и субвенции;

11)бюджетам ниже стоящих уровней бюджетной системы;

12)кредиты и займы внутри страны;

13)кредиты иностранным государствам;

14)средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных и муниципальных гарантий.
Расходы бюджетных учреждений:

1)на оплату труда;

2)перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

3)трансферты населению в соответствии с законом;

4)командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

5)оплата товаров, работ и услуг по заключенным и муниципальным контрактам;

6)оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами.


Национальные проекты

Являются важным фактором роста бюджетных расходов. В числе важнейших приоритетов были выделены национальные проекты в социальной сфере:

1)развитие системы здравоохранения;

2)образование;

3)решение задач в жилищной сфере;

4)развитие агропромышленного комплекса страны.


^ СТРУКТУРА РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1)расходы на социальные нужду;

2)расходы на военную службу;

3)на экономические цели;

4)на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельности;

5)расходы на управление.
Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

Экономическая сущность расходов на социальные нужды заключается в том, что через финансирование социально-культурных мероприятий государство развивает систему образования, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения. Расходы на социальные цели финансируются государством по конкретным мероприятиям и по видам затрат отдельно по каждому бюджетному учреждению.

Объем финансирования определяется на основе сметы, которая составляется бюджетным учреждениям, а так же из расчетов, размеров, выделяемых ассигнований.

В основу расчетов, закладываются показатели, которые служат расчетными величинами и на основе которых устанавливается норма денежного расхода.

Ассигнования ,в основном, осуществляются виде расходов на социально-культурные мероприятия, жилищно-коммунальное хозяйство. Они являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных услуг.

При бюджетном финансировании применяются следующие виды денежных норм:

1)нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей;

2)нормы, построенные на основе размеров индивидуальных выплат;

3)нормы, построенные на обобщении статистических показателей расходования средств в прошлые годы с учетом бюджетных возможностей.

Расходы на социальные мероприятия, частично финансируются из бюджета посредствам государственных дотаций. Такая форма предоставления средств применяется для тех учреждений, услуги которых являются платными, однако, этих ресурсов не достаточно для расширения своей деятельности. Дотации через бюджетную систему поступают на предприятия при условии, что цены за их продукцию и услуги будут ниже себестоимости.
Расходы на военные нужды

Общий уровень и размер данных расходов зависит от ряда внутренних и внешних факторов, а именно:

1)международная обстановка;

2)протяженность границ;

3)размер территории страны;

4)экономические возможности государства.

Все военные расходы подразделяются на :

Прямые – затраты связанные непосредственно с подготовкой и ведением военных действий.

Косвенные – затраты связанные с гонкой вооружения и наращивания военного потенциала.

Объем государственных расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения.
Расходы на экономические цели:

1)расходы направленные на

А)стимулирование НТП

Б)развитие производственной и социальной инфраструктуры, которое помогает повышать конкурентоспособность национального хозяйства в целом;

В)на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

Г)поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности на данной территории;

Д)субсидии из федерального бюджета местным бюджетам (бюджетные кредиты, предоставление частным фирмам и местным органам власти для инвестиционных целей).

Расходы на внешнеэкономическую, внешнеполитическую деятельности

Средства направляются на :

1)расширение внешней торговли;

2)борьбу за сферу влияния;

3)защиту интересов национальных фирм зарубежом;

4)финансирование международной безопасности ( предоставление финансовой помощи другим государствам виде кредитов, поставок военной техники и т.д;

5)затраты по оказанию гуманитарной помощи.

Расходы на управление

Обусловлены выполнением государства хозяйственно организационной функции и включает расходы на содержание законодательных и исполнительных органов власти( министерств, ведомств и т.д.)
^ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Местный бюджет – это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование и утверждение которого осуществляют органы местного самоуправления. К местным бюджетам относят районные, городские, поселковые и сельские бюджеты.

Доходная часть бюджетов состоит из :

1)Собственные доходы – земельный налог, налог на рекламу, налог на доходы физических лиц, местные лицензионные сборы, сбор на право торговли и т.д.;

2)Не налоговые собственные доходы;

3)Регулирующие доходы – виде определенной доли отчислений от федеральных доходов, которые передаются на уровне местного самоуправления.

Расходная часть местных бюджетов:

1)содержание органов местного самоуправления;

2)организация содержания и развития муниципальных ЖКХ;

3)охрана окружающей среды;

4)уборка территорий местных образований;

5)содержание объектов муниципальной собственности
Дефицит средств местных бюджетов погашается за счет:

1)выпуска муниципальных займов;

2)бюджетные кредиты от вышестоящих бюджетов;

3)поступление от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.
^ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения меду ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджета, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств. Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. В зависимости от того, как распределяется власть между центром и административно-территориальными округами.

Различают:

  1. Унитарное государство

  2. Федеративное государство

  3. Конфедеративное государство

Унитарное (единое) государство - административно-территориальное образование, не имеющее собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2-х звеньев: государственного и местного бюджетов.

^ Федеративное государство - государственное административно-территориальное образование имеющее собственную государственность и обладающее определенной политической самостоятельностью в пределах полномочий, которые определены между ними и центром.

Бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

  1. Федеративного

  2. Бюджетов членов федерации

  3. Местных бюджетов

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических и военных целей. У государств-членов конфедерации действуют свои бюджетные налоговые системы. Россия основана на государственном федеративном устройстве.

^ Реформирование бюджетной сферы в РФ

В современной России реформы бюджетной системы начались в 1991 г.

С принятием закона от 10.10.91г №1334-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и ФЗ РФ от 27.07.91 №146 «Об основах налоговой системы в РФ». В 1991 г. Была введена единая бюджетная классификация, которая объединила в водном документе однородные доходы и расходы федерального, регионального и местных бюджетов. Следующий этап развития бюджетной системы характеризуется принятием закона №126 ФЗ от 25.09.97 г. «О финансовых основах местного самоуправления», который впервые определил состав местных финансов и принципы их образования.

В 1997 г. Была введена бюджетная классификация

В 1998 г. Были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

С 2004 г. Начался 3-й этап реформирования бюджетного процесса. Были приняты основные законодательные акты, которые внесли изменение в бюджетное устройство РФ.

В 2003 г. был принят ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 №131, а также внесены изменения в бюджетный классификатор, а также в Бюджетный кодекс РФ.

Главным итогом реформирования стало разделение на 4 уровня бюджетной системы России с определением на постоянной основе для каждого уровня полномочий, доходов и расходных обязательств.

В целом бюджетные реформы России проводились по 3-м направлениям:

  1. Реформирование бюджетных отношений

  2. Реформирование бюджетного процесса

  3. Реформирование бюджетных учреждений

В рамках реформирования межбюджетных отношений преследуется цель: повышение эффективности межбюджетных отношений и повышение качества управления общественными финансами в РФ.

В рамках реформирования бюджетного процесса происходит реализация следующих целей:

  1. Внедрение среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентирование на результат в рамках реформирования бюджетных учреждений преследуется цель оптимизации сети бюджетных учреждений и реорганизации.

  2. Внедрение новых форм их финансирования и использование методов финансирования бюджетных расходов, ориентирование на результатах.

Модели бюджетного федерализма

Существуют 2 модели бюджетного федерализма:

  1. Децентрализованная модель (США, Канада, Япония)

  2. Кооперативная модель

Децентрализованная модель (США, Канада, Япония) :

  1. Центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность регионов

  2. Система бюджетного выравнивания развита слабо

  3. Регионы вправе устанавливать собственные налоги и порядок налогообложения

^ Кооперативная модель получила широкое распространение в мировой практике и использовалась там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Выравнивание осуществляется за счет дотации, субсидий и субвенций.

Черты:

  1. Наличие собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы

  2. Повышение ответственности центром за состояние региональных финансов.

  3. Ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований

  4. Введение местных ставок к федеральным и территориальным налогам


^ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВОООТНОШЕНИЯ

Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе планирования, образования, распределения, использования денежных фондов в государстве.

Нормами финансового права регулируются: финансовая деятельность государства, налоги, банковская и страховая деятельность, денежное обращение, валютные операции и операции с ценными бумагами.

^ Бюджетное право - является частью финансового права - это совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство страны и бюджетный процесс.

Норма бюджетного права – это установленные государством строго определенные правила поведения в бюджетных отношениях, которые закрепляют юридические права и обязанности их участников.

Нормы могут быть:

  1. Обязывающие – в виде требований

  2. Запрещающие

  3. Уполномочивающие участников бюджетного процесса на совершение определенных действий.

Субъектами бюджетных правоотношений выступают:

  1. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования.

  2. Представительные и исполнительные органы государственной и местной власти.

  3. Государственные и муниципальные организации

  4. Граждане и негосударственные организации

Нормы бюджетного процесса устанавливают:

  1. Бюджетное устройство страны

  2. Состав бюджетной системы

  3. Роль и комплектацию каждого звена бюджетной системы РФ

  4. Перечень доходов каждого звена бюджетной системы и порядок их формирования

  5. Бюджетные полномочия органов власти всех уровней

Источники бюджетного права

Источники бюджетного права – это законодательные акты, регулирующие бюджетные правоотношения:

  1. Конституция РФ, в которой заложены основы бюджетных прав федеральных, региональных и местных органов власти с учетом федеративного устройства государства.

  2. Бюджетный кодекс РФ (1998) 2002 изменения. Он устанавливает общественные принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, порядок регулирования межбюджетных отношений, определенный порядок бюджетного процесса РФ.

  3. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ №131 от 2003г.»

  4. Налоговый кодекс РФ.

^ Бюджетное право органов государственной власти

Бюджетным кодексом и конституцией регламентируются полномочия федеральных органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

К полномочиям РФ относятся:

  1. Установление общественных принципов бюджетной системы РФ

  2. Разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы РФ

  3. Определение основ формирования доходов, распределение их из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

  4. Определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, управление государственным и муниципальным долгом.

К ведению федеральных органов власти относятся разграничения бюджетных доходов и расходов между федеральными и региональными бюджетами.

БК РФ регламентируется разграничение налогов и сборов между бюджетами разных уровней устанавливаются основные права на:

  1. Утверждение бюджетной классификации по осуществлению государственных внешних заимствований

  2. Управленческая деятельность государственных внебюджетных фондов, предоставление, порядок и условия предоставления бюджетных ссуд и финансовой помощи из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов.

  3. Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг.

^ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

В соответствии с БК бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов государственной власти и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов (федеральных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также по их утверждению, исполнению и контролю.

Бюджетный процесс – это последовательное прохождение бюджета через его стадии:

  1. Составление проекта бюджета

  2. Рассмотрение проекта и утверждение бюджета

  3. Исполнение бюджета

  4. Принятие отчета об исполнении бюджета

Основные участники бюджетного процесса:

  1. Президент

  2. Органы законодательной власти на федеральном уровне, а именно: Государственная Дума и Совет Федерации

  3. На региональном и местных уровнях – это областной и городской совет депутатов (законодательное собрание)

  4. Органы исполнительной власти – высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы (таможня, налоговая и т.д.)

  5. Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России )

  6. Органы государственного и муниципального финансового контроля (счетная палата)

  7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств (администраторы)

  8. Бюджетополучатель – это бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии и бюджетной росписью на текущий финансовый год



  1. ^ Составление проекта федерального бюджета

Предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ. На этом этапе определены основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год.

В проекте закона о бюджете должны содержаться:

  1. Основные характеристики бюджета

  2. Расходы бюджета по разделам и подразделам

  3. Распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств

  4. Источники финансирования дефицита бюджета

  5. Верхний предел государственного и муниципального долга

Одновременно с проектом бюджета составляется:

  1. Прогноз консолидированного бюджета соответствующих территорий на очередной финансовый год

  2. Адресная инвестиционная программа, план развития государственного и муниципального сектора экономики

  3. Программа предоставления государственного и муниципального сектора экономики

Методы составления проекта бюджета:

  1. Статистический – цифры планируемого года определяются на основе анализа данных за ряд предшествующих лет. Составленный статистический ряд, показывающий динамику отдельных статей доходов и расходов бюджета.

  2. Программно-целевой метод предполагает закрепление определенных статей бюджета за определенными программами с учетом строгого целевого использования

  3. Метод непосредственной оценки

  4. Автоматический



  1. Рассмотрение и утверждение бюджета

После того, как утвержден проект федерального закона о федеральном бюджете он вносится правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы. Бюджет там рассматривается соответствующим Комитетом по бюджету Государственная Дума рассматривает проект ФЗ «О бюджете» в 3 чтениях. В итоге Государственная Дума рассматривает основные показатели по утверждению бюджета в целом по доходам, расходам, основным программам, по государственным внешним и внутренним займам, устанавливает перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета. В 3-ем чтении проект бюджета утверждается в целом, внесение поправок не допускается. В течении 5 дней документ передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонений Советом Федерации ФЗ передается в согласительную комиссию для преодоления возникновения возникших разногласий на повторное рассмотрение Государственной Думы, которая рассматривает его в одном чтении, после чего ФЗ «О федеральном бюджете» снова передается в Совет Федерации. После утверждения Советом Федерации проект закона направляется на подпись президенту. Федеральный закон «О бюджете» на … год вступает в силу после подписания президентом со дня его официального опубликования в СМИ.

  1. ^ Участие исполнения бюджета

Имеет своей целью обеспечить поступления доходов и финансирование расходов в пределах, утвержденных бюджетом. Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи.

^ Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении расходов и доходов бюджетов и поступления из источников финансирования дефицитов бюджетов, устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составление в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Участники исполнения бюджета: таможенные, налоговые службы, службы по управлению имуществом субъектов и муниципальных образований, а также предприятия, учреждения, организации.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов, т.е исполнение бюджетов осуществляется органами казначейства. Важным элементом исполнения бюджета является эго кассовое исполнение.

^ Кассовое исполнение – сбор бюджетных средств, хранение и выдача их на мероприятия различного характера, а также ведение соответствующего учета и отчетности.

Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета, что приводит к неполному финансированию расходов , применяется режим секвестра.

Секвестр – пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.

Статья исполнения бюджета длится 1 год с 1.01 по 31.12

  1. Отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчета, исполнением бюджета, что является важной формой контроля за его исполнением. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета составляет Министерство Финансов РФ и предоставляет их в правительство, которое готовит отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

^ РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Экономическая сущность расходов на социальные нужды заключается в том, что через финансирование социально-культурных мероприятий государство развивает систему образования, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, ЖКХ, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

^ Расходы на социальные цели

Финансируются государством по конкретным мероприятиям и по видам затрат по каждому из бюджетных учреждений. Объем финансирования составляется на основе сметы, которая составляется бюджетным учреждением, а также из расчетов размеров выдаваемых ассигнований. В основу расчетов закладывается показатели (количество групп, классов, койко-место), которые служат расчетными величинами и на основе которых устанавливается норма денежного расхода.

Ассигнования осуществляются в виде расходов:

  1. Социально-культурные мероприятия

  2. ЖКХ

Они являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-комунальных услуг.

При бюджетном финансировании применяются следующие виды денежных норм:

  1. Нормы, основанные на натуральных показателях использования материальных ценностей

  2. Нормы, построенные на основании размеров индивидуальных выплат (стипендии)

  3. Нормы, построенные на обобщающих статистических показателях расходов средств в прошлые годы с учетом бюджетных возможностей (пенсии в случае потери кормильца)

Расходы на социальные мероприятия частично финансируются из бюджета постпредствам государственных дотаций. Такая форма предоставления средств применяется для тех учреждений, услуги, которые являются платными, однако собственных ресурсов недостаточно для расширения своей деятельности. Дотации через бюджетную систему поступают на предприятия, при условии, что цены за их продукцию и услуги будут ниже себестоимости.

Расходы на военные нужды

Общий уровень и размер данных расходов зависит от рода внешних и внутренних факторов:

  1. Международная обстановка

  2. Протяженность границ

  3. Размер территории страны

  4. Экономическая возможность государства

Все военные расходы подразделяются на прямые – затраты, связанные непосредственно с подготовкой и ведением военных действий, а косвенные связаны с гонкой вооружений и наращиванием военного потенциала. Объем государственных расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения.

^ Расходы на экономические цели

Выделяют расходы направленные на:

  1. Стимулирование научного прогресса

  2. Финансирование производственной и социальной инфраструктуры.

Помогает повышению конкурентоспособности национального хозяйства в целом.

  1. Охрана и воспроизводство природных ресурсов

  2. Поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности на данной территории (поддержка для малого бизнеса, льготное кредитование, налоговые каникулы)

  3. Субсидии из федерального бюджета местным бюджетом

(Н: бюджетные кредиты). Предоставляются частным фирмам и местным органам власти для инвестиционных целей.

В отличии от бюджетного финансирования бюджетные кредиты выдаются на условиях возвратности и платности, но по % значительно ниже, чем в банках.

Расходы на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность

Средства направляются на:

  1. Расширение внешней торговли

  2. Борьбу за сферы влияния

  3. Защиту интересов национальных фирм за рубежом

Финансирование международной безопасности:

  1. Предоставление финансовой помощи другим государствам в виде кредитов, поставок военной техники

  2. Затраты на оказание гуманитарной помощи

Расходы на управление

Обусловлены на выполнение государством хозяйственно-организационной функции и включает расходы на содержание:

  1. Законодательных и исполнительных органов власти

  2. Министерств, ведомств

  3. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления

  4. Органы защиты правопорядка

В расходы входит: з\п, командировки, содержание зданий.


^ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Внебюджетные фонды представляют собой перераспределение и использование финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Деятельность внебюджетных фондов регламентировано государством.

Отличительная особенность внебюджетных фондов:

  1. Запланированы органами государственной власти и имеют строго целевую направленность

  2. Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц

  3. Страховые взносы в фонды имеют налоговую природу, тарифы устанавливаются государством и носят безусловный характер

  4. Денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию на какие-либо другие цели

Задачи внебюджетных фондов:

  1. Обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных сфер экономики

  2. Расширение масштабов социальных услуг, предоставляемых населению

Функции внебюджетных фондов:

  1. Распределительная функция – перераспределяется часть дохода в пользу населения

  2. Контрольная функция

В зависимости от источника формирования внебюджетные фонды подразделяются на:

  1. Централизованные

  2. Децентрализованные

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (внебюджетных) фондов входят пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

К децентрализованным относят территориальные внебюджетные фонды. Создаются по решению региональных и местных органов власти для решения региональных и местных задач и для решения отраслевых задач.

По своему экономическому содержанию фонды подразделяют на социальные и экономические.

Государственные социальные внебюджетные фонды

Включают:

  1. Пенсионный фонд (ПФ)

  2. Фонд социального страхования (ФСС)

  3. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Государственное обязательное социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляется в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, т.ч и по независящим от них обстоятельствам.

Основные социальные риски:

  1. Риски утраты трудоспособности с возрастом или по инвалидности

  2. Риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам

  3. Риски потери работы

Всем этим фондам присущи следующие черты:

  1. Государственное регулирование

  2. Государственные гарантии

  3. Социальное страхование является обязательным общедоступным

  4. Характерен единый механизм их формирования (налогооблагаемая база – в фонд оплаты труда)

  5. Отчисления осуществляют работодатели

  6. По своей экономической природе эти фонды являются возвратными

Создавая государственные социальные фонды государство выстраивает целую систему правовых экономических и организационных мер, направленных на минимизацию негативных моментов в жизни граждан.

С 1.01.2001 г. Был введен единый социальный налог (есн). Ставка которого составляет 26% от налогооблагаемой базы до 280000 руб в год на каждого работника. Ставка является регрессивной.

В ПФР 20% (6% - в федеральный бюджет, 14% - в накопительную и страховую часть

В ФСС – 2,9%

В ОМС – 3,1%

Причем в ФФОМС – 1,1%

ТФ ОРС – 2%

Объектом налогообложения выступают все выплаты начисляемые работодателями, но есть и исключения. Определен НК РФ круг организаций, которые освобождаются от уплаты ЕСН. Выделение в качестве самостоятельных государственных социальных внебюджетных фондов не получило однозначной оценки в обществе. Существуют сторонники и противники консолидации этих фондов с бюджетом.

^ Пенсионный фонд

Был образован в соответствии с законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 22.12.1990 г.

Цель: аккумуляция средств, предназначенных на выплату трудовых пенсий и управления финансами пенсионного обеспечения.

Задачи ПФ:

  1. Осуществление целевого сбора и аккумуляции страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном порядке

  2. Финансирование выплаты пенсии, а также других расходов в соответствии с назначением ПФ

  3. Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств.

  4. Капитализация средств в ПФ, а также привлечение в него добровольных взносов юридических и физических лиц.

Функции ПФ:

  1. Участвует в определении размера взносов на государственное страхование

  2. Участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ

  3. Осуществление международного сотрудничества по вопросам, относящимся к компетенции фонда

Источники формирования средств в ПФ:

  1. Страховые взносы работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в т.ч фермеров и адвокатов

  2. Ассигнования из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий по компенсации

  3. Добровольных взносов юридических и физических лиц

  4. Доходы от капитализации средств в ПФ, различных пени и штрафов

Субъект страхования:

  1. Работодатели

  2. Индивидуальные предприниматели (7,3%)

  3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой

  4. Адвокаты и частные детективы (5,3%)

  5. Крестьянские и фермерские хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов севера (чукчи) (15,8%)

Пенсионная система построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений, т.е на выплаты пенсии пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населении, однако недостатками такого распределения является демографический фактор и состояние рынка труда. При распределительной системе учитываются общие показатели:

  1. Трудовой стаж

  2. Размеры заработка за определенный период времени

  3. Льготы

Альтернативой распределительной системе служит накопительная система, при которой поступившие взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются и инвестируются.

Плюсы такой системы:

  1. Не зависят от демографической ситуации

  2. Обеспечивают дифференциацию пенсии

  3. В государстве появляются «длинные» деньги

Недостатки: проблема сохранности накопленных средств по мере их накопления

С 1995 г. Началось реформирование пенсионной системы и в 1998 г. Была принята программа пенсионной реформы РФ. В последствии в 2002 г. Был принят ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении», ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с этим трудовая пенсия делится на 3 части:

  1. Базовая

  2. Страховая

  3. Накопительная

Базовая – одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от з\п, которую он получал. Она индексируется с учетом инфляции.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных в условно-накопительном счете (тоже подлежит индексации).

Накопительная представляет собой определенный процент пенсионных взносов, различающихся в зависимости от возраста работника и заработка.

^ Фонд социального страхования (ФСС)

Был создан в 1991 году и после распада СССР в 1992 г. Был передан из ведения правсоюзов государству. Сейчас это второй по объему аккумулированных средств внебюджетный фонд. Денежные средства и иное имущество, закрепленное за фондом, является федеральной собственностью

Задачи ФСС:

  1. Обеспечение гарантированных государством пособий

  2. Участие в разработке и реализации государственных программ, охрана здоровья

  3. Осуществление мер для обеспечения работников финансовой устойчивости фонда, в том числе создание резерва и т.д

Цель ФСС: обеспечение государственных гарантий в системе социального страхования и улучшение материальных условий определенных групп населения

Средства ФСС предназначены для использования в следующих направлениях:

  1. Страховых взносов предприятий, учреждений

  2. Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда

  3. Ассигнований из федерального бюджета

  4. Добровольных взносов юридических и физических лиц

  5. Прочих доходов

Часть поступивших в фонд взносов направляется на создание централизованного федерального резервного фонда (1,1%), а остальная часть направляется в регионы (2%).

Существующая система далека от совершенства. Ее недостаток заключается в отсутствии систем дифференциации страховых взносов от риска. Предлагается, что многие технические вопросы должны решать профессиональные страховщики.

^ Фонд обязательного медицинского страхования

Создан в 1991 г., а в 1993г. было принято несколько законов в результате которых созданы федеральные и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Система ОМС основана на принципах общественной солидарности, когда богатый платит за бедного, а здоровый за больного, т.е страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются на всех граждан, но востребование финансовых ресурсов происходит только при обращении за медицинской помощью.

Участники медицинского страхования:

  1. Застрахованные (все граждане РФ) как потребители медицинских услуг

  2. Страхователи (предприятия)

  3. Страховая медицинская организация

  4. Федеральные и территориальные фонды ОМС

Функции ОМС:

  1. На федеральном уровне:

    1. Осуществляется выравнивание условий деятельности территориальных фондов

    2. Проводит финансирование целевых программ в рамках ОМС

    3. Организует разработки нормативно-методических документов

  2. На территориальном уровне

    1. Аккумулирует финансовые средства территориальных фондов

    2. Осуществляет финансирование ОМС

    3. Выравнивают финансовые ресурсы городов и регионов, направленные на проведение ОМС

Примерно 66% основных источников средств ОМС выступают страховые взносы.

Проблемы фонда:

  1. Возникает ситуация, когда система становится заинтересованной в росте числа больных, а не здоровых

  2. Качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями

  3. Цены на медицинские услуги формируются по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности

  4. Проблема управления и получения достоверной информации о поступлении и расходовании средств системы ОМС.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Согласно МСФО государственный кредит не является собственными средствами государства, а выступают источником финансирования дефицита бюджетов РФ.

Существуют 3 основных способа финансирования бюджета дефицита:

  1. ^ Кредитно-денежная эмиссия – монетизация представляет собой увеличение количества денег в обращении, темп роста денежной массы более высокими темпами, чем темпы роста реального ВВП, что приводит к увеличению роста цен, при этом все экономические агенты платят инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через выросшие цены. У государства образуется дополнительный доход – сеньораж. Негативные инфляционные последствия монетизации, могут быть смягчены мерами жесткой денежно-кредитной политики.

  2. ^ Долговой финансирование (внутреннее и внешнее). Преимущественно такого финансирования в том, что количество денег в обороте остается постоянным, а происходит временный перерасход средств от кредитора к заемщику. Негативными факторами этого финансирования является перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства. Объем государственного долга не должен быть слишком высоким, иначе государственный долго становится трудноуправляемым.

  3. ^ Увеличение налоговых поступлений государственный бюджет, а также доходов от приватизации и продажи государственного имущества.

Классификация источников финансирования дефицита бюджетов РФ

Используется также 20-значный код, который состоит из 3-х основных частей:

  1. Администратор (3 цифры)

  2. Вид источников финансирования дефицита бюджета. Сюда включается 14 знаков, которые подразделяются:

- на группу (2 зн.)

- подгруппу (2 зн.)

- статью (2 зн)

- подстатью (2 зн)

- элемент (2 зн)

- программа (4 зн)

  1. Экономическая классификация источников финансирования дефицита бюджета РФ. Она включает 3-х значный код операций сектора государственного управления.

Администратором выступает орган государственной власти или орган местного самоуправления имеющий право на осуществление государственных и муниципальных внутренних заимствований, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставления государственных и муниципальных гарантий, осуществляющих операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

В соответствии с видом источников различают группы и подгрупп. Например, группа «Долговые обязательства РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженная в ценных бумагах». Включают 2 подгруппы:

  1. Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте РФ

  2. Долговые обязательства, выраженные в ценных бумагах, указанных в инвалюте

Статьи и подстатьи представляют собой дальнюю детализацию подгрупп, а в коде элементов включается:

  1. федеральный бюджет

02 – бюджет субъекта РФ

03 - местный бюджет

06 - ПФ

07 - ФСС

08 - ФФОМС

09 – ТФОМС

Классификация источников внешнего финансирования

  1. Государственные займы, осуществляемые в инвалюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

  2. Кредиты от представительств иностранных государств, банков, фирм (в инвалюте, привлеченные РФ)

  3. Кредиты международных финансовых организаций

Это либо выпуск в иностранной валюте, либо кредиты от международных организаций

Виды государственных внешних долгов:

  1. Задолжность по кредитам иностранных государств:

  1. Задолжность Парижскому клубу

  2. Задолжность не членам Парижского клуба

  3. Задолжность бывшим странам СЭВ (страны экономической взаимопомощи)

  1. Задолжность по кредитам коммерческих банков и фирм

  1. Задолжность Лондонскому клубу

  2. Коммерческая задолжность

  1. Задолжность перед международными финансовыми организациями (МФО)

  2. Государственные ценные бумаги РФ указанные в инвалюте: еврооблигационные займы, задолжность по облигациям внутреннего валютного займа (ОВТВЗ) 1999г., задолжность по кредитам Внешэконом банка, предоставляющим Минфину РФ за счет средств банка России

  3. Государственные гарантии в инвалюте

  4. Внешний долг субъекта РФ включает :

  1. По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

  2. По кредитам международных финансовых организаций

  3. Ценные бумаги субъектов РФ в инвалюте

  1. Внешний долг перед РФ:

  1. Правительств иностранных государств

  2. На уровне ком банков и фирм

Классификация видов внутренних долгов

Включает:

  1. Сумму долга по государственным ценным бумагам РФ, субъектов РФ, муниципальные ценные бумаги

  2. По кредитам, полученным РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям

  3. Долг по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам

  4. Обязательств по государственным гарантиям (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования)

^ Государственный кредит - совокупность экономических отношений, возникающих между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Чаще всего государство выступает как заемщик. Когда привлекают денежные средства у кредитной организации, иностранных государств или частных лиц (количество денежных средств в руках государства увеличивается)

Реже государство выступает как кредитор. Кредит в этом случае предоставляется на возвратной, платной, срочной основе.

В отличии от банковского государственный кредит:

  1. Предоставляется на покрытие бюджета

  2. Государственный кредит выступает как вторичное перераспределение национального дохода

  3. Обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности государства

  4. Не имеет строго целевого характера

  5. Сокращается количество денег в обращении

  6. Погашение государственного кредита осуществляется за счет налогов и новых займов.

  7. Находит свое выражение в формировании внутреннего и внешнего долга

Государство как гарант берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение обязательств третьими лицами, т.е в случае не выплаты долга заемщикам государство как гарант вынуждено расплачиваться за него.

Функции государственного кредита:

  1. Фискальная функция, т.е перераспределение денежных ресурсов между федеральным бюджетом, международными финансово-кредитными организациями, юридическими и физическими лицами, бюджетами разных уровней

  2. Регулирующая функция – проявляется в том, что выступая в кредитных отношениях государство тем самым воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на финансовом рынке, на производство и занятость



Скачать файл (214.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru