Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Разведки иностранных государств - файл 1.doc


Лекции - Разведки иностранных государств
скачать (1012.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1013kb.15.11.2011 23:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
А. Н. Залуцкий


ЛЕКЦИИ

по дисциплине « Разведки иностранных государств».


Город Комсомольск –на – Амуре 2008

Раздел 1

Сыск за рубежом. Международное сотрудничество в оперативно-розыскной деятельности.


Тема 1. Характеристика государственного сыска в странах с англосаксонской правовой системой.


Типичными представителями англосаксонской правовой системы, для которой характерен такой правовой источник, как судебный прецедент (Ав­стралия, Канада, Новая Зеландия и др.), выступают правовые системы Вели­кобритании, а также отчасти США. На примере их моделей сыска (специаль­ного расследования) рассмотрим, кто, по каким правилам и как проводит государственный сыск в государствах с прецедентной правовой системой.

Профессиональный сыск и контроль над ним в Великобритании. Субъекты сыска (уголовного и политического). В учебных целях в понятие этих субъектов в Великобритании включены все правоприменительные органы, уполномоченные осуществлять ОРД, так как имеют одни и те же правовые основания проведения ОРМ. К таким органам относятся:

• столичная лондонская полиция (Скотланд-Ярд) — крупнейшее по­лицейское формирование страны;

• Национальное управление по борьбе с преступностью (NCS);

• Шотландское управление по борьбе с преступностью (SCS);

• Национальная служба криминальной разведки (NCIS);

• Служба безопасности;

• Секретная разведывательная служба и др.

Кроме того, важную роль в правотворчестве в области сыска играют суды, создающие обязательные правила поведения субъектов сыска — прецеденты.

Субъекты контроля над ОРД. Одной из существенных особенностей контроля над сыском выступает наличие специальных судебных органов — се трибуналов, предназначенных рассматривать ситуации, связанные с правоограничительной деятельностью субъектов сыска.

С 2000 г. все трибуналы объединены в единый Трибунал. Он фактически является первой и последней инстанцией, куда может обратиться человек в связи нарушением его конституционных прав в ОРД.

В стране функционирует также институт Специального уполномочен­ного (Commissioner). В 2000 г. были образованы институты уполномочен­ных: для спецслужб страны — Специальный уполномоченный по разведы­вательным службам (Intelligence Service Commissioner); для полицейских органов — Специальный уполномоченный по вопросам перехвата сообщений (Interception Communications Commissioner), Специальный уполномоченный полиции, Специальный уполномоченный по розыскным полномочия в Север­ной Ирландии (Investigatory Powers Commissioner for Northern Ireland).

Кроме того, имеется институт Главного уполномоченного по наблю­дению (Chief Surveillance Commissioner), который решает вопросы, не вхо­дящие в компетенцию вышеназванных уполномоченных.

Правовые источники ОРД. Они делятся на:

законодательные акты, принимаемые Парламентом и подписываемые монархом и (или) Премьер-министром либо соответствующим министром;

акты, принятые на основе делегированного права;

ведомственные приказы и инструкции (как открытые, так и секретные);

судебные решения.

К парламентским относятся в основном акты, регулирующие деятель­ность субъектов сыска, связанную с вмешательством в частную жизнь и ограничением конституционных прав граждан. В их число входят Акты о Службе безопасности 1989 г., о разведывательных службах 1994 г., о поли­ции 1997 г., другие законодательные акты, содержащие нормы, касающиеся ОРД1, а также Акт о регулировании розыскных полномочий 2000 г. (базо­вый законодательный акт в области ОРД).

С принятием в 2000 г. Акта о регулировании розыскных полномочий произошел своеобразный «прорыв» в систематизации оперативно-розыскного законодательства. Это не просто консолидированный акт, а своего рода результат кодификации оператив­но-розыскного законодательства, касающегося ограничения конституционных прав и использования оперативных источников информации.

Акт 2000 г. — первый систематизированный законодательный акт вообще и в ОРД в частности. Он направлен на регулирование полномочий всех субъектов ОРД по исполь­зованию конфиденциальных источников информации, а также проведению ОРМ, огра­ничивающих конституционные права граждан.

1 Среди них можно выделить Акты о защите баз данных 1998 г., о полицейских и уголовных доказательствах 1984 г., о защите государственных секретов 1911, 1920 и 1989 гг., о телеграф­ной связи 1949 г.

Акт о регулировании розыскных полномочий отменил большинство норм других за­конодательных актов, касающихся ОРД, оставив в них только ссылки на сам Акт о регу­лировании розыскных полномочий и установив единый для всех оперативно-розыскных органов порядок осуществления правоограничительных ОРМ с учетом некоторых ис­ключений для спецслужб.

Содержание законодательных актов Великобритании в области ОРД, как и в США, различается от направленности их правил на борьбу с пре­ступностью или на достижение разведывательных либо контрразведыва­тельных целей. Однако вне зависимости от субъекта и целей ОРД строго соблюдается принцип «ubijus ibi remedium» («право там, где есть средства его защиты»), т.е. каждым актом предусматривается подробный порядок рассмотрения жалоб лиц, которым, вероятно, причинен вред.

В Великобритании все чаще прибегают к использованию делегирован­ного права. Акты делегированного права, более подробно регламентирую­щие порядок проведения отдельных ОРМ и операций, относятся ко второй группе. Из-за своей обширности акты делегированного права стали назы­ваться процессуальными кодексами (Code of Practice).

В области ОРД действуют кодексы о наблюдении, об операциях под прикрытием и об использовании осведомителей. Кодексы издаются в целях регламентации группы однородных ОРМ или операций, и в каждом из них даются определения понятиям, устанавливаются задачи и цели, основания, условия и сроки проведения ОРМ, порядок хранения полученной информа­ции и ее правомерного раскрытия.

Третья группа нормативных актов — это закрытые и открытые ведом­ственные инструкции и приказы. В настоящее время их издают в основном Служба безопасности, Секретная разведывательная служба и Штаб-квартира правительственной связи; они касаются организации и тактики проведения отдельных мероприятий. Однако приказы или инструкции мо­гут быть изданы и государственными секретарями в целях уточнения от­дельных норм законодательных актов.

После принятия Акта 2000 г. Государственным секретарем издано несколько прика­зов и инструкций, касающихся ОРД: Инструкции о регулировании розыскных полномо­чий (дела источников) от 1 ноября 2000 г. и о регулировании розыскных полномочий (отмена санкций) от 6 ноября 2000 г., приказы о регулировании розыскных полномочий (несовершеннолетние лица) от 6 ноября 2000 г., о регулировании розыскных полномо­чий (Би-Би-Си) от 16 марта 2001 г.

Важным источником права выступает судебный прецедент.

Отмечается растущее влияние на английское прецедентное право решений Европей­ского Суда по правам человека. Так, в результате обращения британских студентов в Европейский Суд по правам человека по делу Мэлоун против Соединенного Королевст­ва (1985 г.), по которому суд Великобритании отказал в защите Мэлоуну в связи с про слушиванием его телефонных переговоров столичной полицией, был принят Акт о мр< хвате сообщений 1985 г. Европейский Суд хотя и признал прослушивание телефон» II конным во внутригосударственном праве, однако указал, что оно нарушат пр уважение личной жизни и тайны корреспонденции.

Осуществление правоограничительных ОРМ. По Акту о регулирова­нии розыскных полномочий 2000 г. такие мероприятия поводят в зависимо­сти от полномочий соответствующих органов и в целевом порядке.

Целевой порядок предусматривает разные правила проведения право-ограничительных мероприятий в зависимости от целей, для достижения которых они проводятся. По этому критерию их делят на три категории.

Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, кон­троль почтовых, телеграфных и электронных сообщений. Эти мероприятия проводятся в целях защиты интересов национальной безопасности, преду­преждения и выявления тяжких преступлений и сохранения экономическо­го благосостояния Соединенного Королевства.

Вторая категория — наблюдение. Оно осуществляется в тех же це­лях, что и мероприятия первой категории, а также в интересах обеспечения общественной безопасности, защиты здоровья населения, в целях преду­преждения беспорядков и оценки налогов, пошлин, пеней и других сборов, подлежащих уплате Правительству. Но в отличие от ОРМ первой категории мероприятия второй категории могут быть санкционированы в целях пре­дупреждения и выявления любых преступлений, а не только тяжких.

Третья категория — мероприятия по добыванию сведений из баз дан­ных, собираемых, накапливаемых и хранящихся различными службами, независимо от форм собственности. Такие мероприятия, кроме того, могут проводиться в целях предупреждения опасности для жизни, физического и психического здоровья индивида.

Каждый субъект уголовного сыска имеет свои пространственные пре­делы деятельности, в пределах которых он полномочен осуществлять ОРД. В отличие от них спецслужбы имеют право проведения ОРМ в любой части территории Соединенного Королевства.

Особенности осуществления ОРМ, не влекущих ограничения прав граждан. В целях регламентации проведения правоприменительными ор­ганами ОРМ, не предусматривающих ограничение конституционных прав граждан, в 1997 г. приняты три процессуальных кодекса: о наблюдении (наружном), об использовании осведомителей и об операциях «под при­крытием».

Кодекс об использовании осведомителей различает осведомителя и ос­ведомителя-участника. Осведомитель — лицо, самое существование и тож­дественность которого правоприменительные органы считают необходи­мым сохранить в тайне от третьих лиц и которое предоставляет информа­цию о преступлении или лицах, занимающихся преступной деятельностью или нарушением общественного порядка.

Осведомитель-участник — осведомитель, которому с «одобрения» ее ответствующего санкционирующего должностного лица разрешено прини­мать участие в совершении такого преступления, которое другие лица намеревались совершить.

Наиболее существенная отличительная особенность использования осведомителей — возможность привлечения к негласному сотрудничеству несовершеннолетних лиц (до 18 лет, а в Шотландии — до 16 лет). Это предусмотрено кодексом об использовании осведоми­телей и приказом Государственного секретаря 2000 г. № 2793 о порядке использования несовершеннолетних источников.

К операциям «под прикрытием» относят проверочную закупку, опера­тивное внедрение и подставу. Проверочная закупка — деятельность подго­товленного сотрудника по установлению сущности и (или) пригодности реализуемых законными способами товаров или услуг, имущества, расхо­дов, а также предметов или материалов, приобретение, хранение, использо­вание либо реализация которых образует состав преступления.

Подстава — деятельность соответствующим образом подготовленного сотрудника, который в целях обеспечения осуществления ареста преступ­ника пассивно ставит себя в положение, когда он может стать жертвой на­меченного преступления.

Разница между внедрением и подставой заключается в форме прове­дения мероприятия, т.е активности или пассивности действий. Внедрение (infiltration) — это деятельность специально подготовленного сотрудника, личность которого скрыта от третьих лиц использованием вымышленных данных и вымышленного имени, которые дают возможность проникнове­ния в преступную группу, способствуют аресту преступника или противо­действию угрозе национальной безопасности или значительной угрозе об­щественной безопасности и общественным интересам.

Профессиональный сыск в США и его правовая регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. Центрального единого ведомст­ва, выполняющего общефедеральные полицейские функции, в стране нет.

На федеральном уровне расследование преступлений осуществляет Федеральное бюро расследований (ФБР), которое проводит расследования примерно 200 преступлений.

Помощь ФБР оказывают три категории лиц: 1) конфиденциальный источник — ли­цо, передающее ФБР на конфиденциальной основе информацию, к которой это лицо имеет законный доступ; 2) осведомитель — любое другое лицо, передающее ФБР ин­формацию на конфиденциальной основе; 3) осведомитель, или конфиденциальный ис­точник, используемый на «долговременной основе», — лицо, передающее информацию или оказывающее другую существенную помощь ФБР более или менее регулярно (от нескольких раз в году до нескольких раз в неделю).

Кроме ФБР, на федеральном уровне функционирует свыше 50 органов, каждый из которых имеет свой предмет оперативно-розыскного ведения. Среди них Министерство внутренней безопасности (МВБ), Управление по контролю за распространением наркотиков (DEA), Служба иммиграции и натурализации и Таможенная служба (с 2003 г. в составе МВБ).

Таможенной службе предоставлено право приобретать собственность, здания и т.д., а также право арендовать территории для проведения операций «под прикрытием» по выявлению и пресечению преступлений против США, подпадающих под юрисдикцию Минфина.

Известны также Инспекция почтового ведомства (старейшая уголов­ная полиция страны, которая, в частности, расследует кражи почтовых от­правлений), Корпус военной полиции Минобороны США, Бюро полиции безопасности ВВС США, Секретная служба и Служба внутренних доходов Минфинансов США и др.

Кроме того, существенную роль в правовом регулировании в области ОРД играют суды.

Во вступительной части Инструкции Генерального атторнея о порядке использова­ния осведомителей и конфиденциальных источников отмечается, что «использование осведомителей и конфиденциальных источников судами признано законным и часто имеющим существенное значение для эффективного проведения надлежащим образом санкционированного расследования». Правовые источники сыска. ОРД правоприменительных органов (сenforcement agencies) и спецслужб регулируется актами, которые делят на четыре группы:

1) законодательные акты, принимаемые Конгрессом США;

2) исполнительные приказы (executive order) Президента США;

3) ведомственные инструкции (guidelines);

4) судебные решения.

Хотя традиции и значение прецедентного права в стране велики, закон тем не менее занимает ведущее место в системе правовых источников сыска.

Основные нормативные правовые акты в области ОРД:

раздел о перехвате проводных и электронных линий связи Всеобщего закона 1968 г. о контроле над преступностью и безопасности на улицах, дополненный Законом 1986 г. (раздел о перехвате устных сообщений);

Закон о наблюдении за иностранной разведкой 1978 г., дополненный Законом 1994 г.;

Закон об обеспечении правоприменения средствами связи 1994 г.;

Инструкции Генерального атторнея:

об использовании осведомителей и конфиденциальных источников от 2 декабря 1980 г.;

об операциях ФБР «под прикрытием» от 31 декабря 1980 г.;

о порядке расследования по делам об общеуголовных преступлениях, предприятиях организованной преступности, внутренней безопасности и терроризме от 7 марта 1983 г.';

о порядке сбора информации об иностранных разведках и расследования дел о деятель­ности иностранных разведок (сюда же включаются дела о международном терроризме);

о методах добывания документальных материалов, находящихся у третьих лиц.

Закон США 1968 г. содержит подробное перечисление всех преступ­лений, информация о совершении или о подготовке к совершению которых является основанием для перехвата сообщений (по российской терминоло­гии — для проведения ОРМ, ограничивающих право граждан на тайну переписки и телефонных переговоров).

Принятый в 1978 г. Закон о наблюдении за иностранной разведкой уполномочивает Президента США без судебного ордера санкционировать

' Эти Инструкции имеют обязательную силу для ФБР, а для других ведомств, осуществ­ляющих ОРД, только если они проводят мероприятия с участием сотрудников или подраз­делений ФБР. Через Генерального атторнея наблюдение, в том числе электронное, на срок до одного года для сбора информации о деятельности иностранных разве­док, т.е. по делам, связанным с угрозой национальной безопасности.

Закон о борьбе с международным терроризмом 1984 г. (дополнен в 1994 г.) предусматривает, что в целях предотвращения актов терроризма на территориях, находящихся под юрисдикцией США, Генеральный атторней может санкционировать выдачу денежного вознаграждения за предоставле­ние информации для ареста или осуждения в любой стране любого лица или лиц, совершивших, планирующих совершить либо сговорившихся с целью совершения акта терроризма против США либо их собственности.

Конгрессом США признано право ФБР проводить специальные операции за преде­лами США (так называемая экстерриториальная юрисдикция), если возникает необхо­димость их проведения в контрразведывательных целях, предупреждения планируемых актов терроризма или ареста лиц, совершивших их. Однако право санкционирования та­ких операций принадлежит Президенту США, а не Генеральному атторнею.

Особенности правового регулирования ОРМ, ограничивающих консти­туционные права граждан (правоограничительных мероприятий). В стране установлен порядок проведения правоограничительных мероприятий в зависимости от целей. В одном случае — это проведение мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, а также в целях проти­водействия международному терроризму, а в другом — в целях борьбы с общеуголовной преступностью.

Кроме того, по субъекту, санкционирующему проведение ОРМ, их можно разделить на две категории. Первая категория — прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, устных, теле­графных и иных сообщений, а также мероприятия, проводимые с ограниче­нием права на неприкосновенность жилища. Для проведения этих меро­приятий требуется решение суда. Вторая категория — остальные меро­приятия, для проведения которых не требуется получение санкции суда.

В отличие от предписаний ФЗ об ОРД и аналогичных норм законов европейских го­сударств в США прослушивание телефонных переговоров допускается в связи с совер­шением (подготовкой) не тяжкого, а любого преступления, наказуемого смертной каз­нью или лишением свободы на срок более одного года. Причем санкцию на перехват со­общений по ходатайству соответствующих должностных лиц выдает не любой судья, а судья компетентной юрисдикции.

Перехват может быть осуществлен и без ордера, но в таком случае ордер должен быть получен в течение 48 ч после начала перехвата, а в случае невыдачи ордера пере­хват должен быть прекращен. Общий срок осуществления перехвата — 30 суток.

По федеральным правилам уголовного процесса США информация, полученная в результате проведения правоограничительных мероприятий (по Законам 1968 и 1978 гг.), может быть использована в суде в качестве доказательства. Это возможно при условии, что за десять суток до судебного разбирательства сторонам будут представлены копии ходатайства судье о выдаче ордера на перехват и копии самого ордера, разрешившего перехват.

Особенности осуществления ОРМ, не ограничивающих конституци­онные права американских граждан. Порядок проведения этих обычных мероприятий установлен в инструкциях Генерального атторнея. В них рег­ламентированы такие мероприятия, как использование осведомителей и конфиденциальных источников, наведение справок, опрос, физическое (наружное) наблюдение за лицом, внедрение, тайные операции («операции под прикрытием»), прослушивание телефонных переговоров и электрон­ное наблюдение с согласия одного из участвующих лиц.

Под операцией «под прикрытием» (или тайной операцией) понимается каждая ро­зыскная операция, в которой используется тайный сотрудник. Тайный сотрудник — любой сотрудник ФБР, или сотрудник местного или федерального правопримени­тельного органа, или органа штата, действующий под руководством и контролем ФБР, связь которого с ФБР в ходе расследования скрыта от третьих лиц использованном вымышленных данных. Таким образом, тайным сотрудником может быть сотрудник любого правоприменительного органа США, действующий под руководством ФБР.

В ходе проведения тайных операций ФБР имеет право: приобретать или передавать в аренду имущество, сырье и материалы, оборудование, здания или сооружения; созда­вать и обеспечивать падежное прикрытие для сотрудников или осведомителей путем введения в заблуждение третьих лиц, а также сокрытия причастности Правительства к операции; создавать коммерческую организацию; использовать доходы, полученные та­кой организацией; размещать соответствующие фонды и доходы от тайных операций в финансовых учреждениях и др.

Тайные операции проводятся только на лапе полного расследования, т.е. их прове­дение на этапе предварительной проверки не допускается. Срок проведения тайной опе­рации не может превышать шести месяцев, если его не продлить дополнительно.

Тайный агент или содействующее частное лицо с предварительного разрешения со­ответствующего руководителя имеют право в ходе тайной операции принимать участие в противоправной деятельности.

Иные ОРМ, которые не предусмотрены различного рода нормативны­ми правовыми актами, проводятся субъектами сыска, как правило, без пра­вовой основы, но в последующем такие действия обязательно рассматри­ваются в судах, которые признают их правомерными или неправомерными (например, судами США признается законным такой метод, как поиск с помощью специально тренированных служебных собак).


^ Тема 2. Характеристика государственного сыска в странах с континентальной правовой системой.


Для континентальной модели сыска, базирующейся на континенталь­ной системе права (одна из ее отличительных черт — доминирование тако­го правового источника, как нормативный правовой акт), характерны дос­таточно жесткая централизация деятельности правоохранительных органов и спецслужб, а также традиционное использование отдельных общенацио­нальных полицейских органов со взаимопсрссскающимися, порой парал­лельными функциями и полномочиями полиции и жандармерии (Австрия, Голландия, Италия, Испания, Португалия, Швейцария и др.). Типичными пред­ставителями континентальной модели профессионального сыска являются полицейские системы Германии и Франции. На их примере рассмотрим, кто, по каким правилам и как осуществляет сыск в континентальной Европе.

Профессиональный сыск в Германии и его регламентация. В число федеральных сыскных ведомств (уголовного и политического сыска) входят:

Федеральное ведомство по уголовным делам (криминальная поли­ция — ВКА);

Федеральное ведомство по охране конституции (политическая развед­ка и контрразведка);

Федеральная пограничная охрана;

Служба таможенного сыска Минфина;

Военная полиция Бундесвера;

Федеральная разведывательная служба (БНД);

Служба военной контрразведки (МАД) и др.

Кроме того, в субъектах Федерации (землях) имеются свои сыскные органы, например земельные ведомства по охране конституции.

Правовые источники сыска и их характеристика. Так же, как и в дру­гих западноевропейских государствах, законодательство Германии в облас­ти ОРД не кодифицировано и включает большое количество нормативных актов различной юридической силы.

В системе нормативных правовых актов в области ОРД выделяют две группы: 1) законодательные акты — по вопросам правового регулирования правоограничительных мероприятий; 2) подзаконные акты — по иным вопросам. Последние делятся на акты Правительства и ведомственные акты (эти акты в области ОРД носят в основном закрытый характер). Все норма­тивные акты в области сыска также делят на федеральные и земельные.

Федеральными законодательными актами в области ОРД являются:

Уголовно-процессуальный кодекс;

Закон от 15 марта 1951 г. «Об образовании Федерального ведомства по уголовным де­лам» (с изменениями, внесенными Законом от 28 июля 1973 г.);

Закон 1968 г. об ограничении тайны переписки, почтовых отправлений и телефон­ной связи (с изменениями, внесенными Законом от 13 сентября 1978 г.);

Закон 1978 г. о парламентском контроле над разведывательной деятельностью Федерации;

Закон о борьбе с терроризмом 1986 г.;

Закон о Федеральной разведывательной службе 1990 г.;

Закон о Службе военной контрразведки 1990 г.;

Федеральный закон об охране конституции 1990 г.;

Закон о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и иными проявлениями организованной преступности 1992 г. и др.

Цели ОРД определяют порядок проведения ОРМ, т.е. происходи деление порядка проведения правоограничительных мероприятий в разведывательных и контрразведывательных целях, с одной стороны, и в целях борьбы с преступностью — с другой. Причем условия проведения меро­приятий в разведывательных и контрразведывательных целях значительно упрощены и в отличие от мероприятий по борьбе с преступностью, где требуется обязательное получение санкции суда, предусматривается воз­можность их проведения без судебной санкции.

Особенностью законодательства является перечисление видов ОРМ в разных законодательных актах. Повторяя перечень мероприятий, преду­смотренных Законом об охране конституции, в таких законодательных актах не установлен порядок (основания и условия) проведения конкрет­ных ОРМ.

Осуществление сыска с ограничением конституционных прав граж­дан. В соответствии с Законом 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (Закон G10) установлены два основания для ограничения конституционных прав, связанных с тайной переписки, почтовой, телеграфной и телефонной связи.

Во-первых, общий порядок — наличие реальных оснований подозре­вать, что лицо планирует, совершает или совершило одно или несколько преступлений, предусмотренных статьями УК ФРГ, т.е. в отношении по­дозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (§ 2 Закона).

Во-вторых, исключительный порядок используется в целях сбора сведе­ний, необходимых для своевременного выявления возможной угрозы воо­руженного нападения на страну и противостояния такой угрозе» (§ 3, 5, 9 Закона). Не требуется наличия информации о совершении или подготовки преступления, предусмотренного конкретной статьей УК ФРГ.

Право проведения правоограничительных мероприятий в исключи­тельном порядке предоставлено только БНД.

Разграничение порядка проведения таких ОРМ обусловлено не толь разграничением оснований для их осуществления. Имеются еще два крите­рия их разграничения.

Первый — по субъектам, правомочным проводить эти мероприятия. При общем порядке просматривается многосубъектность, т.е. такое право предоставлено, с одной стороны, БНД и Службе безопасности Бундесвера в целях обеспечения собственной безопасности, а с другой — Федеральному ведомству по охране конституции — в связи с совершением или планированием всех перечисленных в Законе преступлений.

Из этого перечня субъектов исключены полицейские органы. Они не вправе на пер­вом этапе общего порядка проводить мероприятия, предусмотренные Законом G10. По­лиция их вправе проводить только в соответствии с УПК ФРГ в рамках возбужденного уголовного дела.

Второй критерий — по порядку санкционирования правоограничительных меро­приятий. В этом отношении порядок их проведения зависит от стадии выявления или раскрытия общественно опасного деяния: первой или второй стадии. Причем применя­ется исключительно формальный критерий, т.е. уголовно наказуемое деяние может быть и совершено, но, поскольку нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, информация о вероятном совершении преступления или лице, его совершившем, только проверяется или уточняется.

Особенностью законодательства, относящегося к порядку проведения ОРМ, ограничивающих отдельные конституционные права граждан, является наличие правовой нормы, предусматривающей порядок уведомления об огра­ничении конституционных прав тех лиц, права которых были ограничены.

Такая норма появилась в результате внесения поправки в Закон 1968 г. после реше­ния Конституционного Суда ФРГ от 15 декабря 1970 г. о том, что этот Закон является неконституционным, так как в нем не предусмотрена обязанность органов, проводивших правоограничительные мероприятия, уведомлять об их проведении лиц, в отношении которых эти мероприятия проводились.

Осуществление сыска без ограничения конституционных прав граж­дан. В германском праве не предусмотрено детальное регулирование той части ОРД, которая не влечет за собой ограничения отдельных конституци­онных прав. Субъекты сыска на практике используют весь спектр ОРМ (проверочная закупка, создание юридических лиц и т.д.), исходя из закон­ной обязанности использовать все возможные способы для установления истины. Все мероприятия, независимо от их сложности, регулируются, с одной стороны, различными подзаконными инструкциями, а с другой — признаются судом не противоречащими праву.

Для выполнения своих функций БВФ может использовать методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, доверенных лиц и агентов, наружное наблюдение (§ 6 Федерального закона об охране консти­туции). Установленный этим Законом порядок проведения данных меро­приятий распространяется и на другие спецслужбы — МАД и БНД.

Кроме того, правила УПК ФРГ допускают использование следующих категорий негласных помощников полицейских органов: анонимных сотруд­ников полиции, законспирированных следователей, агентов-провокаторов, доверенных лиц, осведомителей (информаторов).

Существенной чертой использования в стране осведомителей является возможность их приобретения среди любых категорий граждан вне зависи­мости от их общественного или служебного положения (не исключая свя­щеннослужителей и т.д.).

Профессиональный сыск во Франции и его регламентация. Субъекты уголовного и политического сыска. В полицейскую систему ор­ганизационно входят:

Национальная (гражданская) полиция, которая подчинена МВД (рас­следуют преступления Центральная дирекция судебной (уголовной) поли­ции и ее региональные службы). Кроме того, МВД подчиняются Дирекция по наблюдению за территориями (DST) — служба контрразведки;

Национальная жандармерия (подчинена Минобороны);

Центральная дирекция пограничной полиции (DCPAF);

Служба охраны высших должностных лиц (SPHP).

В сыскной деятельности полиции применяют негласные источники в виде ее осведомителей, провокаторов и наводчиков.

Правовые источники сыска. Деятельность субъектов сыска регламен­тируется законами, декретами Правительства, распоряжениями Президента и премьер-министра, а также ведомственными инструкциями и циркуляра­ми (последние являются самой распространенной формой правового регу­лирования ОРД, которая не ограничивает конституционные права граждан). Ведущими законами в области ОРД являются УПК, Законы 1991 г. № 91-6463 о тайне корреспонденции на каналах телекоммуникаций и 1991 г. № 91-1264, который содержит правила контролируемой поставки в области противодействия торговле и употреблению наркотиков.

Кроме того, сыск регулируется следующими правительственными Декретами:

от 26 мая 1975 г. № 75-752 (определено положение НЦБ Интерпола Франции в структуре МВД Франции);

от 2 апреля 1982 г. № 82-306 «О создании и функциях Генеральной дирекции внеш­ней безопасности» (главной разведывательной службы Франции — DGSE);

от 22 декабря 1982 г. № 82-1100 «О функциях Дирекции по наблюдению за территорией»; от 28 ноября 1986 г. № 86-1216 (утверждена структура МВД); от 17 июля 1998 г. № 98-608 «Об организации защиты секретов национальной обороны». Нормы декретов, касающиеся ОРД, носят бланкетный характер и отсылают к прави­лам ведомственных нормативных актов.

Осуществление правоограпичительных ОРМ. В соответствии с Законом № 91-646 перехват информации на каналах телеграфной, телефонной, почто­вой и иной связи может быть двух видов: административный и судебный.

При административном перехвате большое значение имеет определе­ние его целей. В отличие от Германии, где вне рамок уголовного дела пере­хват осуществляется в целях сбора сведений, необходимых для выявления возможной угрозы вооруженного нападения и противостояния этой опасно­сти, во Франции такие цели изложены шире. Это сбор разведывательных данных для обеспечения национальной безопасности, защиты важных эле­ментов научного и экономического потенциала страны или предотвращения терроризма, пресечения бандитизма и организованной преступности, а также для обеспечения собственной безопасности Минобороны.

Санкция на административный перехват дается премьер-министром или одним из двух назначенных им лиц по письменному и мотивированно­му запросу Министра обороны. Под руководством премьер-министра таю проводится учет мероприятий по административному перехвату с регист рацией даты и времени начала и окончания каждого мероприятия.

Второй вид — «судебный» перехват, осуществляемый на основан санкции следственного судьи в рамках такого уголовного дела, когда совершение расследуемого преступления уголовный закон предусматрива тюремное заключение на срок два года или более.

Срок такого перехвата — не более четырех месяцев, но он может быть продлен такой же срок. По каждому осуществленному перехвату и записи составляется прото! с указанием даты и времени начала и окончания записи.

В законодательстве не содержится исключений на перехват сообщений, связанных занятием государственной должности отдельным лицом (депутаты, судьи и т.д.).

Предусматривая множественность субъектов, обладающих правом осу­ществления правоограпичительных ОРМ, законодательство не ограничива­ет деятельность этих субъектов пределами их компетенции. По букве зако­на любой субъект вправе проводить эти мероприятия по всем основаниям, предусмотренным в законе, и в полном объеме.

Проведение сыска без ограничения конституционных прав граждан. Характерной чертой законодательства в области ОРД является неопреде­ленность в разграничении компетенции многочисленных полицейских служб и спецслужб, отсутствие систематизированного правового регулиро­вания порядка проведения ОРМ, не ограничивающих конституционные права. Более того, ОРМ, не ограничивающие конституционные права, не подвергнуты законодательному регулированию (за исключением контроли­руемой поставки). Такие мероприятия регулируются закрытыми ведомст­венными инструкциями, издание которых законодательными актами пред­писывается соответствующим министрам. Помимо закрытых инструкций, некоторые ОРМ регулируются в отдельных судебных решениях.

Кроме того, в 1991 г. принят закон, направленный на противодействие распространению и торговле наркотиками, в котором в качестве главного метода борьбы с наркобизнесом предусмотрена контролируемая поставка, осуществляемая в целях фиксирования преступлений, связанных с импортом и экспортом средств или растений, классифицированных как наркотические средства; идентификации руководителей и участников таких преступлений, а также лиц, принимающих в них участие как заинтересованные лица.

Особенностями проведения контролируемой поставки является то, что, во-первых, субъектом ее проведения является только таможенная служба, которая при этом в обяза­тельном порядке немедленно уведомляет прокурора и в дальнейшем действует под его контролем, а во-вторых, это ОРМ проводится только в борьбе с наркобизнесом.


Раздел 2.

Международное сыскное сотрудничество


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1012.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru