Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - файл 1.doc


Лекции
скачать (114 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc114kb.18.11.2011 18:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекции по прокурорскому надзору.

Оглавление


Лекции по прокурорскому надзору. 1

Литература 1

Лекция №1,2 (08.10.2009). Тема: «История возникновения и развитие прокуратуры». 1

Лекция №3,4 (15.10.2009). Тема: «Сущность прокурорского надзора». 3

Взаимоотношение прокуратуры и органов гос власти. 3

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. 3

Система, структура органов прокуратуры. 4

Служба в органах и учреждениях прокуратуры. 5

Лекция №5,6 (22.10.2009). Тема: «Основные направления деятельности органов прокуратуры». 6


Литература


Винокуров, Сухарев, Химичева. Год издания не позже 2008.

Закон.

^

Лекция №1,2 (08.10.2009). Тема: «История возникновения и развитие прокуратуры».



1352 год – возникновение во Франции основ, направление. Наиболее сложно процесс протекал в Италии. В России первые шаги были сделаны Петром. В 1711 году его указом был создан ФизКалан. Орган тайного формата. Следил за чиновниками, правильностью суда и исполнением указов, поступление в казну. В 1722 году создал Петр прокуратуру. Орган действовал гласно, поставлены конкретные задачи.

Интересно было то, что целю было осуществление гласного контроля. «Быть при сенате генерал прокурору, а также во всех коллегиях». «Назывался он оком государя».

На генерал-прокурора возлагался надзор за законностью деятельности высшего гос-ого органа страны – сената и в последствии всех гос-ых органов. Генерал прокурор повинен сидеть в сенате и наблюдать за правильностью ведения дел в гос-ве.

Приоритетными направлениями деятельности прокурора было:

  1. Наблюдение за интересами казны;

  2. Надзор за соблюдение в арестантских делах, тюрьмах.


В широком смысле прокуратура – это органы (должностные лица), осуществляющие надзор как особый вид государственной деятельности.

В узком смысле – это собственно система государственных органов, специально предназначенных для осуществления надзорных действий.

Окончательно сформировалась служба в 1775 году, когда был введен институт губернских прокуроров. На губернских и подчиненных прокуроров, возлагались задачи целости власти, установление интересов императора. Наблюдение за тем, чтоб запрещенных сборов с народа никто не собирал и истребления повсюду вредных взяток

С 1802 года возникает ситуация под названием смешение функций. Министр юстиций стал занимать должность генерального прокурора. Некоторые изменения произошли в 1862 году, когда госсовет принял основные положения о прокуратуре. В них цель прокуратуры определялась как наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской империи. Были установлены принципы организации деятельности прокуратуры. Единственная и строжайшая централизация органов прокуратуры, строжайшая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящих, несменяемость прокуроров. Независимость их от местных органов при принятии решения.

В 1864 году произошла судебная реформа. В рамках этого закона, прокуратура лишилась общего надзора и становится органом уголовного преследования (деятельность была ограничена делами уголовной юстиции).
Согласно уставу уголовного судопроизводства на ряду с функцией поддержания гос-го обвинения в суде, прокуроры:

  1. Осуществляли руководство полицейским дознанием;

  2. Наблюдали за деятельностью судебных следователей;

  3. Были вправе присутствовать при всех следственных действиях;

  4. Были вправе давать указания следователям;

  5. Контролировали взятие под стражу обвиняемого;

  6. Требовали дополнительного расследования.


Начиная с 1917 года с момента упразднения прокуратуры в законе РСК РСФСР «о суде». Надзор осуществлялся коллегией обвинителей, которые избирались в местном совете. В 1922 году проект декрета о прокуратуре. В этом году положение о прокурорском надзоре, в котором был сформулирован принцип единства законности.

Прокуратура создавалась достаточно активно, формировалась военная, охранная, трудовая прокуратуры.

В 1922 году было принято положение о судопроизводстве РСФСР, где было связано что деятельность следователей учреждает в отделе прокуратуры народного комиссариата юстиций для производства расследований по важнейшим делам поднадзорно органам прокуратуры. В том же документе существовали положения, которые обеспечивали правовую защиту прокурора, и обеспечивалась гарантия.

В 1929 году было принято положение о верховном суде СССР и прокуратуре верховного суда.

В 1933 году была учреждена прокуратура СССР. Появилась должность прокурора и в 1936 году чрезвычайным съездом советов, было принято положение конституционное, по средствам которого на прокурора СССР было возложено осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.

В 1955 году было утверждено положение о гос надзоре СССР.

В 1979 году вышел закон «о прокуратуре». Основой послужила конституция 1977 года.
В законе было установлено, что принесение прокурором протеста на акт нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан и в иных предусмотренных законом случаев, приостанавливает действие такого акта до рассмотрения протеста.
После распада СССР, в 1992 году был принят закон «о прокуратуре РФ», в 1995 году был принят закон «О прокуратуре РФ» в редакции федерального закона от 17 ноября 1995 года.

Одна из важных статей «Надзор за соблюдением прав и свобод человека». Была выделена специальная функция, как уголовное преследование, а также функции координации действия прав-х органов по борьбе с преступностью. Деятельность прокурора в суде теперь именуется не «надзором», а «участие прокурора в рассмотрении дел суда». Предусматривалась обращение прокурора в суд о признании правовых актов - недействительными. Предусмотрен надзор за органами, ос-ие оперативно розыскную деятельность.

^

Лекция №3,4 (15.10.2009). Тема: «Сущность прокурорского надзора».



Надзор осуществляется от имени государства. Смысл надзора – правильность исполнения законов и подзаконных актов.

С помощью прокурорского надзора осущ-ся выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, а также восстановление нарушенного права физических и юридических лиц и привлечение виновных к ответственности.
Связь с конституционным правом. Связь с теорией государства и права. Связь с криминологией.
Цель прокурорского надзора – это обеспечение верховенства закона, обеспечение единства законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение охраняемых законом интересов, общества и государства.

А также:

  1. Осуществление прокурорского надзора;

  2. Уголовное преследование;

  3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

  4. Участие в рассмотрение дел суда;

  5. Участие в правотворческой деятельности.


Задачи прокурорского надзора:

  1. Общий – укрепление законностей и охрана от посягательств;

  2. Специальный – определяются направлениями деятельности.

  3. Частный.


Правовая основа деятельности органов прокуратуры:

  1. Конституция РФ;

  2. Федеральный закон о прокуратуре;

  3. Такие законодательные и иные нормативные акты, как: АПК, КОАП, О безопасности, о милиции, об оперативно-розыскной деятельности и т.д.

  4. Общепризнанные нормы международного права, международные нормы, конвенции, соглашения, меморандумы.

  5. Указы президента;

  6. Акты, издаваемые генеральным прокурором.

  7. Приказы, инструкции, указания, распоряжения, постановления конституционного суда, разъяснение пленумов верховного суда и высшего арбитражного суда.



^

Взаимоотношение прокуратуры и органов гос власти.


Генеральный прокурор назначается на должность и снимается с нее советом федерации по представлению президента.

В рамках уголовного преследования поддерживает обвинение. Прокурор приносит протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение, постановление, судебный приказ не вступивший в законную силу.

Прокурор вправе истребовать иск суда для проверки законности и обоснованности решения любое дело, по которому решение вступило в законную силу в процессе надзора.
^

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.



Общие принципы:

  1. Законность;

  2. Единство и централизация органов прокуратуры;

  3. Независимость;

  4. Обязательное исполнение требований прокуратуры;

  5. Гласность;

  6. Взаимодействие с органами гос власти, местного самоуправления и гражданами.


^

Система, структура органов прокуратуры.



Система органов прокуратуры РФ – это возглавляемая генеральным прокурором РФ единая централизованная совокупность федеральных органов и учреждений, выполняющих взаимосвязанные задачи и функции, направленные на обеспечение единой законности, правопорядка, федеральной государственности РФ, построенная на единых принципах с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления гос-ва.
Систему прокуратуры составляет:

  1. Генеральная прокуратура;

  2. Прокуратуры субъектов РФ;

  3. Военные и иные специализированные прокуратуры;

  4. Научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий.


К территориальным относят:

  1. Республик;

  2. 7 территориальных округов.

  3. Прокуратура края, области;

  4. Городов Москвы и Санкт Петербурга;

  5. Автономных областей и округов;

  6. Городов, районов и межрайонные.


Территориальные делят на:

Военные, природоохранные, транспортные.
Военные бывают:

Видов войск, военных округов, флотов, групп войск, армий, флотилий, соединений, гарнизонов.
Компетенция региональных прокуратур:

  1. Надзор за исполнением законов на территории РФ;

  2. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

Кроме того, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно розыскную деятельность. Надзор за ведением дознания, за деятельностью органами ФСБ, органов пограничной службы.
Территориальные прокуратуры занимаются:

  1. По делам наиболее опасных преступлений, жизни и здоровья человека;

  2. По делам о преступлениях по половой свободы и неприкосновенности;
    Против гос власти в интересах государственной службы;

  3. По делам в сфере информации;

  4. Против мира и безопасности человечества;

  5. Против правосудия;

  6. По делам по делам совершенных преступлений прокурорами, судьями, правоохранительными органами.


Специализированные прокуратуры:

  1. Взаимодействие прокуратур;



^

Служба в органах и учреждениях прокуратуры.



Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом гос службы, связанные с профессиональной деятельностью по обеспечению исполнения полномочий конкретного государственного органа.

Трудовые отношения работников прокуратуры регулируются трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных для работников прокуратуры.
Принципы гос службы в органах прокуратуры РФ:

  1. Верховенство конституции и федеральных законов над всеми иными правовыми актами;

  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина;

  3. Равный доступ к государственной службы органов прокуратуры;

  4. Обязательность для работников прокуратуры решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством;

  5. Единство требований, предъявляемых гос служб в органы прокуратуры;

  6. Профессионализм и компетентность;

  7. Сочетание гласности и конфиденциальности при подборе и расстановке кадров и при осуществление ими службы;

  8. Ответственность работников прокуратуры за подготавливаемые и принимаемые решения, не исполнение, либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

  9. Внепартийность (деполитизированность) службы;

  10. Стабильность кадров.


Требования, предъявляемые к лицам назначаемых на должность прокуроров и следователей:

  1. Граждане РФ

  2. Юридическое образование;

  3. Необходимые моральные качества;

  4. Состояние здоровья;


Государственный служащий не вправе:

  1. Заниматься другой оплачиваемой и не оплачиваемой деятельностью;

  2. Заниматься предпринимательской деятельностью;

  3. Использовать вне служебных целей гос имущество, информацию, средства, и т.д.

  4. Получать подарки, вознаграждения и т.д.

  5. Принимать без разрешения президента награды, почеты и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций.

  6. Принимать участие в забастовках.


Не может быть принят на службу лицо, если:

  1. Имеет гражданство иностранного гос-ва;

  2. Признан решением суда не дееспособным;

  3. Лишено решением суда право занимать гос должности;

  4. Имело или имеет судимость или считается административно наказанным.

  5. Имеет заболевания;

  6. Состоит в родстве с лицом под началом которого служит или которое контролирует его деятельность.

  7. Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям.


Перевод прокурорского работника в другую местность в интересах службы допускается, только с его согласия, а в случае в тяжелые климатические условия только при наличии справки о нормальном здоровье.

Прекращение службы:

  1. По собственному желанию;

  2. При достижении предельного возраста, может продлеваться не более 5 лет;

  3. Потеря гражданства;

  4. Нарушение присяги;

  5. Нарушения;

  6. Разглашение информации;



^

Лекция №5,6 (22.10.2009). Тема: «Основные направления деятельности органов прокуратуры».



Виды (направления) деятельности прокуратуры.
В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность органов прокуратуры, выделяют следующие виды прокурорского надзора:

  1. Надзор за исполнением законов и за соответствием законам, издаваемых правовых актов;

  2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

  3. Надзор за исполнением закона, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознаний и предварительное следствие;

  4. Надзор за исполнением законов судебными приставами;

  5. Надзор за исполнением законов администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.


Помимо надзора прокуратура осуществляет и иные виды деятельности:

  1. Участие в рассмотрении дел судами;

  2. Уголовное преследование;

  3. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

  4. Участие в правотворческой деятельности;

  5. Международное сотрудничество.


Отрасль прокурорского надзора – это самостоятельная часть надзора, характеризующаяся спецификой предмета и полномочием прокурора.
Предмет надзора – соблюдение конституции РФ и исполнение законов действующих на территории РФ.

Объекты надзора – федеральные министерства, ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы гос власти субъектов РФ.

Органы управления коммерческих и не коммерческих организаций.
Данный вид надзора осуществляется в 2-х органах:

  1. Надзор за соблюдением конституции и исполнением закона;

  2. Надзор за соответствием закона, правовых актов, издаваемых объектами, которые связаны с возникновением;


Закон «О надзора за соблюдением прав и свобод человека»

Предмет отрасли – соблюдение положений конституций, определяющих основные права и свободы граждан и исполнение соответствующим им положение.
Надзор за соблюдением закона органами осуществляющими ОРД.

Предмет:

  1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

  2. Соблюдение установленного порядка разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях;

  3. Соблюдение установленного порядка ОРМ;

  4. Соблюдение установленного порядка проведения расследования;

  5. Законность принимаемых решений.


Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвана гарантировать права и свободы не только лицу совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим в результате совершения преступления, а также вовлеченным в совершение преступлений.
Предмет надзора: исполнение закона о судебных приставов и «о исполнительном производстве».
Объекты – службы судебных приставов.

Значение отрасли определяется необходимостью соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан, задержанных в связи с подозрением совершения преступления, заключенных под стражу, осужденных и отбывающих наказание спецификой деятельности администрации этих органов.

Предмет надзора:

  1. Законность нахождения лиц в указанных местах;

  2. Соблюдение установленных законодательством прав и обязанностей этих лиц, порядка и условий их содержаний.

  3. Законность исполнения наказаний, в том числе не связанных с лишением свободы;


Функции уголовного преследования напрямую связаны с деятельностью по расследованию преступлений.
Участие в рассмотрении дел в суде.

Прокурор участвует во всех видах делопроизводства (уголовном, гражданском, административном, арбитражном и на всех этапах рассмотрения дел судов) и решает задачу опротестовать или нет незаконное или необоснованное решение, определение, постановление, приговор. При этом прокурор действует в 2-х направлениях:

  1. Принимает непосредственное участие в рассмотрении дел в качестве равноправного участника стороны судопроизводства;

  2. Осуществляет прокурорский надзор за законностью и обоснованностью актов, издаваемых судом.


Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Без оснований. Нельзя в личное пространство семьи и т.д.

Рассмотрение заявлений и жалоб и иных сообщений о нарушении законности.

Средства реагирования прокурора на нарушения законности.

  1. Он передает эту информацию в виде мотивированного постановления в соответствующие органы дознания.

  2. Если правонарушение имеет характер административного правонарушения, то прокурор возбуждает производство и передает по подведомственности или передает сообщение о правонарушении и материалы проверки (если таковы есть) в орган или должностному лицу, который полномочный рассматривать и разрешать дела данной категории.

  3. В случае нарушений прав и свобод человека и гражданина защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в судах свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (общественно значимые), либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

  4. Предостережение. Направляется руководителем соответствующей организации в случае наличие достоверной информации о готов-ся преступлении.

  5. Протест. В случае выявлении формального нарушения закона.


Участие в правотворческой деятельности.

Участие в законодательстве;
Координация деятельности правоох-х органов по борьбе с преступностью.

Координация деятельности по борьбе с преступностью – это согласованная деятельность прав-х органов направленная на разработку, обсуждение и осуществление в рамках компетенции каждого органа, совместных мероприятий по своевременному выявлению, пресечению, предупреждению и раскрытие преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
Задачи координации:

  • Повышение эффективности борьбы с преступностью, своевременное выявление, предупреждение, пресечение, расследование и раскрытие преступления.

  • Устранение причин и условий, способствующих свершению правонарушений.

  • Укрепление законности и правопорядка.

  • Обеспечение всестороннего анализа состава преступности, ее структуру и динамику.

  • Прогнозирование тенденций развития преступности на основе изучения практики;

  • Равенство всех участников координационной деятельности;

  • Самостоятельность правоохранительных органов в пределах предоставленных им законов полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведений мероприятий;

  • Гласность;

  • Ответственность.





Скачать файл (114 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации