Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Гостиничный бизнес - файл 1.doc


Контрольная работа - Гостиничный бизнес
скачать (341.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc342kb.15.11.2011 23:44скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Оглавление


Введение 2

1.Закономерности и тенденции развития экономики. Выявление и анализ основных тенденций развития отрасли. 4

2.История возникновения и развития отрасли. Этапы развития отраслей: формирование, рост, зрелость, спад. 8

3.Факторы, определяющие развитие отрасли: экономические; социальные; демографические; международные; научно-технические; и др. 11

4.Инновационная деятельность как фактор развития отрасли. 18

5. Аналитическая часть. 23

Заключение 26

Российская Федерация, всего 28

Список литературы 30



Введение


Одной из важнейших отраслей туристской индустрии является гостиничное хозяйство. Гостиничная индустрия специализируется на предоставлении одной из важнейших (наряду с перевозками) туристских услуг – услуги размещения. В ряде случаев в гостиничное дело включается и предоставление услуг питания. Тем самым современные гостиничные услуги предстают в форме комплексного пакета обслуживания туристов.

С точки зрения бизнеса отель является предприятием по производству и предоставлению услуг (гостиничного продукта) коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю.

В эту концепцию входит несколько факторов :

  • место расположения, от которого зависит удобство доступа к отелю и привлекательность его окружения (инфраструктуры) для гостя, которая зависит во многом и от цели посещения (бизнес, отдых, обучение и т.д.) средства обслуживания (удобства) - спальни, рестораны, бары, рекреационные удобства,

  • доступные для клиентов и дифференцированные по типам, размерам, цене уровень сервиса, включающий ассортимент услуг, наличие разных видов удобств, их стиль и качество, и способствующий удовлетворению потребностей клиентов имидж -обеспечение благоприятного восприятия отеля, известного клиентам. Имидж отеля определяется его месторасположением, предлагаемыми услугами и удобствами, внешним восприятием и внутренней атмосферой отеля, квалификацией обслуживающего персонала и т.п. цена - выражает стоимость обслуживания.

Целью исследования является: выявление тенденций развития и управления отечественной индустрии ресторанно-гостиничного бизнеса; определение путей ее совершенствования в ближайшей и долгосрочной перспективе для разработки конструктивной программы развития и управления этой отраслью.

Для достижения выбранной цели в работе решаются следующие задачи:

  • дать обобщающую характеристику и выявить основные особенности гостиничной и ресторанной индустрии, возникающие на современном этапе ее развития;

  • выявить причины негативных тенденций и нерешенных проблем ресторанно-гостиничной отрасли с целью определения и реализации неиспользованных резервов в этой сфере;

  • определить целесообразность и эффективность внедрения прогрессивных инструментов и современных технологий, совершенствования форм и методов стратегического и оперативного менеджмента предприятий гостиничной и ресторанной индустрии;

  • разработать предложения об использовании более эффективных методов финансирования ресторанно-гостиничной индустрии и улучшения механизма поддержки отечественных предприятий по оказанию данных услуг;

В качестве предмета исследования в работе выступают закономерности и особенности процесса становления российской индустрии гостиничного и ресторанного бизнеса в условиях современной экономики России.

  1. ^

    Закономерности и тенденции развития экономики. Выявление и анализ основных тенденций развития отрасли.



В последние десятилетия международный туризм сделал гигантский рывок, превратившись в одну из самых крупных и высокодоходных отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 5% всех налоговых поступлений и треть мировой торговли услугами. Международный туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, выступая катализатором социально экономического развития. Он обеспечивает занятость более 250 млн человек, то есть каждого восьмого работника в мире.

При всем впечатляющем росте индустрии гостеприимства именно качественные сдвиги в туристском спросе и предложении определяли развитие международного туризма в последние десятилетия. В середине 80 х гг. в туристском спросе западноевропейских государств проявились новые тенденции. Они были обусловлены рядом факторов экономического и социального порядка, а также изменениями в психологии современного человека. Решающее влияние на структуру туристского потребления оказало ухудшение экономической конъюнктуры. Кризис, охвативший индустриально развитые страны, сопровождался резким падением покупательской способности населения.

Перемены в социальной сфере, связанные с ухудшением экономической конъюнктуры, в свою очередь, сказались на характере туристского спроса. Был снижен возраст выхода на пенсию, удлинен отпускной период, сокращена рабочая неделя и введен гибкий график работы. Эти меры, направленные на сглаживание сложившихся диспропорций на рынке труда, одновременно способствовали увеличению фонда свободного времени населения и расширению круга потенциальных потребителей туристских услуг.

Наконец, современный характер туристского спроса складывается под воздействием субъективных факторов. С появлением новых ценностей в психологии человека происходят глубокие перемены. Они обусловлены следующими моментами: более свободным, непосредственным самовыражением и самоутверждением личностью своих физических и духовных данных; пересмотром отношений с другими индивидуумами, социальными группами и учреждениями; формированием иного отношения к природе.

Объём российского гостиничного рынка превышает 2,5 млрд. долл. США, почти половина рынка приходится на Москву. На данный момент в стране насчитывается 13 тысяч гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам. 10 тысяч из них находятся в Москве, еще 1,5 тысячи – в Санкт-Петербурге, и всего лишь еще 1,5 тысячи – в других городах России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80% формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, класса 3*1.

За последние 3 года мировая гостиничная отрасль пережила настоящий подъем — загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами росла и российская гостиничная отрасль, которая по мировым меркам является слабо развитой. Международные гостиничные сети – InterContinental Hotels Group, Hilton Hotels Corporation, Kempinski Hotels, Marriott International и др. – продолжили экспансию в Москве и Санкт-Петербурге и начали уверенное развитие в регионах. Наконец-то начали появляться российские гостиничные сети, которые в значительной степени заимствовали управленческий опыт у своих зарубежных коллег. Некоторым российским гостиничным сетям даже удалось открыть первые отели за рубежом, причем не только в странах СНГ. Здесь следует упомянуть компанию Heliopark Group, которая в 2008 г. открыла отель Heliopark Bad Hotel Zum Hirsch в Германии (Баден-Баден). Также в октябре 2008 г. «АЗИМУТ» открыл отели в Мюнхене и Кельне.

Однако в конце 2008 – начале 2009 гг. гостиничный бизнес в России оказался под ударом экономического кризиса. Ряд отельеров не смог справиться с растущими издержками и не успел выполнить свои обязательства по кредитам.

В результате, многие гостиничные проекты как в России, так и за рубежом сейчас заморожены. Девелоперы стремятся довести до конца лишь те проекты, которые уже близки к завершению. Проекты на начальных стадиях реализации откладываются на неопределенный срок. Загрузка гостиниц и цены на проживание в гостиничных номерах стремительно падают. Так, в феврале 2009 г. загруженность российских гостиниц сократилась на 22,8% по сравнению с февралем 2008 г. В Москве в четвертом квартале 2008 г. цены упали на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Впрочем, несмотря на это, московские гостиницы остались самыми дорогими в мире.

В настоящее время в российском гостиничном бизнесе существует множество проблем. По мнению многих экспертов, самой острой проблемой в отрасли является дефицит квалифицированных кадров. В связи с кризисом обострилась проблема финансирования проектов, а сложности с поиском земельных участков уже давно не дают покоя российским гостиничным девелоперам и инвесторам. Такая проблема, как длительный срок окупаемости, в последние годы стала менее ощутима, поскольку сроки окупаемости в других сегментах недвижимости выросли в связи с исчерпанием потенциала этих рыночных ниш.

Исследование состояния и тенденций развития рынка услуг коллективных средств размещения и проживания позволили выделить детерминанты развития гостиничного бизнеса на мезоуровне, основными из которых являются: тенденции и закономерности развития международного и внутреннего туризма; повышение уровня образования и культуры населения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли; повышение безопасности условий путешествий; динамика доходов населения; тенденция к более позднему вступлению в брачные отношения; рост численности бездетных пар в составе населения региона; увеличение возможностей загранкомандировок; появление и увеличение рабочих мест, предполагающих гибкий график рабочего времени; расширение возможностей обучения за рубежом; расширение каникулярных периодов; волотильность валютного рынка; изменение конкурентной среды в связи с появлением новых субъектов рынка, турпродуктов и «пакетов услуг» гостиниц и других средств размещения и проживания; интеграционные процессы в сфере туризма и гостиничного хозяйства; обеспеченность туризма и гостиничной отрасли квалифицированными кадрами. Указанные факторы определяют параметры развития гостиничного бизнеса в РФ (табл. 1).

Таблица 1

Фактические и прогнозные показатели развития

гостиничной отрасли РФ2


Показатель

По данным Росстата

Прогноз

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Количество гостиниц, ед.

4812

5375

6000

6700

7500

8300

Число ночевок в гостиницах, тыс.

51922

55148

78000

87100

97240

107900

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн. руб.

60098

74711

88900

107560

130140

157490


Российский рынок услуг размещения достаточно неоднороден вследствие специфики экономики регионов. В г. Москве и г. Санкт-Петербурге, по данным Росстата, сконцентрировано 18 % и 8 % гостиничного номерного фонда страны соответственно. Лидерами по данному показателю также являются: Екатеринбург, Казань, Нижний-Новгород, Владивосток, Красноярск, Новосибирск.

  1. ^

    История возникновения и развития отрасли. Этапы развития отраслей: формирование, рост, зрелость, спад.



Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

В структуру индустрии гостеприимства входят собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм (рис. 1.).



Рис. 1. Структура индустрии гостеприимства по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину3

Собственно гостеприимство (гостеприимство в узком смысле слова) включает продовольственный сектор и сектор размещения. Путешествия и туризм, в свою очередь, предполагают развлечения и отдых, транспорт, агентства и туроператорские фирмы. В отличие от представленных точек зрения, Дж. Торкилдсен предлагает считать перечисленные компоненты единицами структуры индустрии досуга. Однако за основу автор берет критерий провайдера – поставщика услуг. Соответственно, выделяются коммерческие и некоммерческие виды досуга. Развернутая схема индустрии досуга представлена на рисунке 2.



Рис. 2. Структура индустрии досуга по Дж. Торкилдсену4

Понятие «индустрия гостеприимства» столько же многогранно и, соответственно, сложно для определения, как и понятие «гостеприимство». Современные модели индустрии гостеприимства, досуга и туризма, представленные выше, явно показывают неоднозначность концептуального определения содержания и границ индустрии гостеприимства, а также сложность ее соотнесения с индустрией туризма и индустрией досуга5.

По меткому выражению Г. Пейджа, гостеприимство – самое первое и самое главное дело для человека. Гостеприимство это философия поведения, но индустрия это уже сервис за вознаграждение. Индустрия гостеприимства, согласно Д. Уэбстеру, это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям.

Однако Б. Л. Соловьев и Л. А. Толстова полагают, что главной составляющей индустрии гостеприимства является не перечень перечисленных выше видов деятельности, а основной принцип гостеприимства: «Потребитель всегда прав!» Этот принцип является основным критерием эффективной деятельности в бизнесе гостеприимства.

  1. ^

    Факторы, определяющие развитие отрасли: экономические; социальные; демографические; международные; научно-технические; и др.


Индустрия гостеприимства развивается под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы – внешние и внутренние. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии гостеприимства. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий индустрии гостеприимства.

К внешним факторам относятся6: политико правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, инфраструктурно коммуникационные, демографические, развитие торговли, новые и новейшие технологии.

Политико правовые факторы. Если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития индустрии гостеприимства, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма и гостиничного хозяйства, а также в финансово экономических мерах по поддержанию и развитию инфраструктуры размещения, строительству гостиниц и развитию индустрии гостеприимства.

Фактор безопасности путешествий. По мере развития туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для туристов развитых стран стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересованных в приеме гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте. Путешественники проявляют обеспокоенность по поводу санитарного состояния средств размещения и предприятий общественного питания в посещаемых странах.

Экономико финансовые факторы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции значительно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Уровень цен на туристские услуги рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеют валютный курс, простота и доступность валютного обмена.

Культурные факторы. Культурная среда – один из тех ресурсов, который приводит к генерированию массовых туристских потоков. Туристы посещают определенные места, имеющие мировую культурную ценность. Туристов также интересует жизнь и быт других народов, поэтому для них представляет интерес выступление местного хора, ансамбля, элементы народного быта, фольклора, народных забав, игр, развлечений, праздников. В связи с этим предприятия размещения часто делают ставку на организацию экскурсионных и анимационно досуговых программ, ориентированных на соприкосновение туристов с культурным наследием дестинации.

Социально демографические факторы оказывают большое влияние на развитие индустрии гостеприимства. В результате роста населения Земли увеличивается туристский потенциал мира, в гостиничную деятельность втягиваются новые трудовые ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции.

Для развития индустрии гостеприимства наибольшее значение играют возрастной, семейный и социальный состав населения. Различия в возрастном составе путешествующих привели к появлению специализированных средств размещения – для молодежи, лиц среднего и пожилого возраста. Социальный статус туристов приводит к появлению гостиниц различных ценовых категорий, ориентированных на людей самого разного достатка. Важным фактором является и семейный состав путешествующих, что вызвало появление отелей для семей с детьми, гибкой системы скидок для туристов, путешествующих семьями и т. д.

Инфраструктурно коммуникационный фактор. Важное значение для туризма имеет состояние инфраструктуры транспорта, размещения и питания. С позиций индустрии гостеприимства, для развития международного туризма первостепенное значение имеет сложившаяся в туристской дестинации система предприятий размещения и питания. У туристов и постояльцев отелей не должно возникать коммуникационных барьеров при налаживании контактов с персоналом отелей и получении необходимой для них информации.

Развитие торговли. Склонность к тратоголии характерна почти для всех без исключения туристов, желающих увезти из региона или страны сувениры, национальные изделия, поделки, печатную продукцию, карты, спортивный инвентарь, одежду. Большинство предприятий размещения осознали выгоду от развития торговли туристскими товарами, и практически каждый уважающий себя отель предлагает услуги по приобретению туристских товаров и выполнению туристских работ как в структуре комплексного гостиничного продукта, так и в качестве отдельных дополнительных услуг.

Технологические факторы. Достижения научно технического прогресса широко используются в индустрии гостеприимства, и в частности в таких областях, как транспортные перевозки, системы дистрибуции и потребительская информация. Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, которые позволяют бронировать места в средствах размещения в режиме он лайн. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по разработанному им самим маршруту.

Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально технические факторы. Особое своеобразное место в туристской деятельности занимает индустрия размещения и питания. Уровень гостиничного и ресторанного сервиса играет немаловажную роль в обслуживании иностранных туристов. Но индустрия туризма, и в особенности индустрия размещения и питания, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года, что, несомненно, приводит к возрастанию затрат на содержание предприятий размещения и питания и удорожанию их услуг.

Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма, необходимо выделить и конкретизировать достаточно большую группу внутриотраслевых факторов, к которым относятся: совершенствование гостиничного продукта; развитие сферы гостиничных услуг; создание гостиничных цепей и ассоциаций; развитие систем дистрибуции; фактор трудовых ресурсов; маркетинговые факторы.

Совершенствование гостиничного продукта. Гостиничный продукт является наиболее важным элементом турпродукта. В связи с этим большое внимание уделяется качеству и дальнейшей модернизации гостиничного продукта. Качество гостиничного продукта во многом зависит от состояния окружающей среды и инфраструктуры, в этом отношении велика роль туристских организаций: региональных туристских администраций, правительственных структур, профессиональных ассоциаций, которые могут объединить усилия для создания атмосферы гостеприимства, привлечь необходимые инвестиции.

Развитие сферы гостиничных услуг. В настоящее время гостиничный бизнес превратился в один из наиболее прибыльных сегментов туристского рынка. Гостиничные услуги все чаще предстают в виде комплексного гостиничного продукта, предоставляющего туристу максимальное количество удобств, помноженное на гостеприимство и радушие персонала. Автономное существование гостиничных предприятий уже давно сменилось процессом интеграции отелей с предприятиями транспорта, связи, туроператорами и турагентами, экскурсионными и анимационно досуговыми организациями.

Создание гостиничных цепей и ассоциаций. В последние десятилетия, благодаря возникновению и развитию информационных технологий и коммуникаций, крупнейшие гостиничные предприятия стали объединяться в гостиничные цепи с целью регулирования развития бизнеса, а также для роста и более равномерного распределения доходов. Известные гостиничные цепи Мариотт, Шератон, Холидей ИНН, Аккор и многие другие служат гарантом качества предоставляемых туристам услуг. Широкое распространение получили и гостиничные ассоциации. Наиболее авторитетной организацией является Международная гостиничная ассоциация (МГА).

Развитие систем дистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь поставщиков, продавцов и покупателей гостиничного продукта. Новые информационные технологии позволили значительно упростить систему дистрибуции гостиничных услуг, сделать ее более информативной и эффективной для всех участников. Современные системы дистрибуции легко адаптируются к нуждам покупателей, предоставляя им различные варианты размещения и дополнительных услуг.

Фактор трудовых ресурсов. Развитие индустрии гостеприимства способствуют повышению занятости в развитых и развивающихся странах. При этом характерно то, что развитые страны и наиболее известные туристские дестинации (Турция, ОАЭ, Египет), испытывая нехватку в рабочей силе, активно импортируют рабочую силу из других стран мира. Так, в отелях Турции и Египта можно легко встретить аниматоров из России и Украины, экскурсоводов из Польши и Белоруссии, переводчиков из Германии, Словакии и Казахстана.

Маркетинг – один из основных элементов деятельности любого предприятия размещения, ориентированного на прием туристов и предоставление им конкурентоспособных и качественных услуг. Грамотно разработанная маркетинговая стратегия отеля – ключ к его успеху в развитии бизнеса и победе в конкурентной борьбе. При этом в центре маркетинга любого предприятия гостеприимства должен находиться потребитель гостиничных услуг – турист.

Особое место занимает и фактор сезонности. Фактор сезонности оказывает весьма значительное влияние на функционирование любого предприятия размещения, так как гостиницы зависят, прежде всего, от мощности туристских потоков в дестинацию. Выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на сезонность обслуживания: природно климатические; особенности вида туризма; особенности труда и отдыха потребителей.

Сезоном для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (чаще всего летнего и зимнего) между ними протекают межсезонные периоды. При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон» (красный, высокий); период почти полного отсутствия туристов принято называть «мертвым сезоном» (синим, низким).

Если же рассмотреть сезонность более детально, то можно говорить о существовании в течение года пяти сезонов. Пик сезона отмечается в течение незначительного периода времени – чаще всего, одной двух летних недель. Для него характерен максимум притока туристов в дестинацию. Пик сезона обычно выделяется в рамках горячего (высокого) сезона, характеризующегося значительным притоком туристов в дестинацию и продолжающегося в разных регионах мира от двух трех недель до трех четырех месяцев.

В ряде регионов мира (в том числе и в России) выделяют так называемое межсезонье, которое соответствует весеннему и осеннему сезонам года. Для этого времени характерны достаточно невысокий приток туристов в дестинацию и специализация на определенных видах туристской деятельности. Так, межсезонье позволяет развивать лечебный, спортивный, экстремальный, образовательный, деловой, научный туризм, но почти всегда исключает возможности организации пляжно купального туризма.

В зимний сезон года отмечается значительное снижение туристского потока и настает так называемый синий или низкий сезон. Наступает «рынок покупателя», когда производители гостиничных услуг вынуждены снижать цены до минимального уровня для привлечения дополнительного количества туристов. Вместе с тем понятие синего сезона в высшей степени относительно, так как в этот период возможно развитие зимних видов туризма: спортивного, лыжного, а также экстремального, приключенческого, лечебного.

В пределах синего сезона выделяется мертвый сезон (продолжительностью в 2 3 недели), характеризующийся практически полным отсутствием притока туристов в дестинацию и оборачивающийся для большинства гостиничных предприятий стран или районов, специализирующихся на туризме, простоями и убытками. И только грамотная политика отеля вкупе с турфирмами может позволить привлечь туристов в дестинацию в период мертвого сезона.

К негативным последствиям сезонности можно отнести тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах практически остается невостребованной. Для привлечения туристов вне сезона или для развития еще одного сезона – зимнего, предприятия размещения вынуждены проводить гибкую ценовую политику или осваивать новые услуги. Расширению сезона способствует и предоставление бизнес услуг – организация конференций, семинаров, встреч.


  1. ^

    Инновационная деятельность как фактор развития отрасли.



Гостиничный бизнес, являясь одной из самых личных сфер экономики, представляет собой высоко насыщенную информационную отрасль. Известно, что успех бизнеса некоторых отраслей экономики напрямую зависит от скорости передачи и обмена информацией, от ее актуальности, своевременности получения. Это касается и любого средства размещения, то есть успешное развитие гостиничного бизнеса предполагает широкое использование новейших технологий, как в области введения новых гостиничных услуг, так и в их продвижении на рынок услуг. Совершенно очевидно, что введение инновационных технологий стало неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия, а также способствует улучшению качества обслуживания одновременно при сокращении персонала.

Гостиничная индустрия позволяет использовать все многообразие компьютерных технологий, начиная от специализированных программных продуктов управления гостиничным предприятием до применения глобальных компьютерных сетей. На сегодняшний день в гостиничной индустрии используется достаточно много новейших компьютерных технологий: глобальные компьютерные системы резервирования, интегрированные коммуникационные сети, системы мультимедиа, Smart Cards, информационные системы менеджмента и др. На российском рынке представлены в основном такие системы глобального резервирования как: Amadeus, Galileo, Wordspan. Их внедрение идет с начала 90-х годов быстрыми темпами. В настоящее время многие туроператоры и турагенты выдвигают гостиничным предприятиям рекомендации о присоединении их к одной или нескольким мировым компьютерным системам бронирования. Компьютерная система бронирования Amadeus насчитывает более 600 туристских предприятий - пользователей системы.

Наибольшее влияние современные компьютерные технологии оказывают на продвижение гостиничного продукта. Так, в области рекламы широкое распространение получила прямая рассылка гостиничной информации по электронной почте - direct mail, что дает возможность молниеносно связаться с компаниями.

В последние годы многие гостиничные предприятия создали свои собственные сайты в Интернете. Это направление следует рассматривать как весьма перспективное.

Высокая надежность и удобство компьютерных систем резервирования CRS (Computer Reservation System) способствовали их быстрому и широкому распространению. Они позволили ускорить процесс резервирования, осуществить его в режиме реального времени, тем самым повысить качество предоставляемых услуг за счет сокращения времени обслуживания гостей.

В Европе наблюдается в последнее время электронное наступление на традиционный гостиничный бизнес. Появилась электронная коммерция. Так, туристское бюро "Экспедия" фирмы Microsoft дает возможность любому владельцу кредитной карты приобрести тур, забронировать места в гостинице, на самолет, приобрести билеты на культурно-зрелищные мероприятия, заказать напрокат автомобиль в любом городе земного шара.

Преимущества электронной коммерции очевидны - это экономия на выплате агентских комиссионных, уменьшение расходов на издание рекламно-информационных материалов, создание нетрадиционных сбытовых каналов и т.д.

По оценкам экспертов Всемирной туристской организации около 25%-40% всех продаж туристских услуг в ближащем будущем будут реализовано через электронную коммерцию.

Одним из основных направлений инновационных технологий в гостиничном и туристском бизнесе является внедрение мультимедийных технологий, в частности справочников, буклетов, каталогов. В настоящее время и турфирмы, и гостиницы выпускают справочники и каталоги в книжном исполнении, на видеокассетах, на лазерных дисках, в сети Интернет. Электронные каталоги по гостинице позволяют виртуально путешествовать по номерам различных категорий, залам ресторанов, конгресс-центрам, вестибюлю, посмотреть полную информацию о гостиничном предприятии, ознакомиться со спектром предоставляемых услуг, системой льгот и скидок.

Использование мультимедийных технологий дает возможность оперативно предоставлять потенциальному гостю информацию об отеле и, тем самым, позволяет быстро и безошибочно выбрать тот гостиничный продукт, в котором нуждается гость.

Разработка программ автоматизации деятельности гостиницы, ресторанов и других подразделений гостиничного предприятия приводит к существенным изменениям в менеджменте, а также повышает качество обслуживания.

Ежегодно более четырех миллиардов жителей нашей планеты путешествуют как внутри своих стран, так и за пределами страны проживания и, естественно, нуждаются в ночлеге и требуют более высокого уровеня безопасности, чем раньше, в связи с частыми террористическими актами на разных континентах. Важно, чтобы гостиничные предприятия приняли меры по безопасности до того, как это может произойти.

Проблема обеспечения безопасности гостиничного предприятия также решается с помощью инновационных технологий.

В настоящее время безопасность проживания гостя можно обеспечить: телевизионной системой наблюдения; системой контроля за доступом; системой защиты.

Все гостиничные предприятия отличаются друг от друга, поэтому выбор системы безопасности должен решаться индивидуально для каждой гостиницы.

При беседе с проживающими гостями часто слышишь: "Никогда не остановлюсь в гостинице, где над входом нет видеокамеры". Это справедливо, так как хозяин данного предприятия не сможет установить личности входящих гостей.

Еще одним эффективным средством является внутриномерные электронные сейфы. Согласно Правилам проживания в гостиничных предприятиях Российской Федерации, гости обязаны сдавать на хранение ценные бумаги, вещи, деньги. Если раньше это вызывало недовольство гостей, так как сейфы для хранения находились в службе приема и размещения, гость тратил время на спуск с этажа и подъем, то в настоящее время все двадцать четыре часа в сутки гость может воспользоваться такой услугой.

Очень жаль, что такая инновационная услуга существует в гостиничных предприятиях категории четыре и пять звезд. Гости были бы очень рады, если такую услугу будут предлагать все гостиничные предприятия независимо от звездности.

Установка системы электронных замков - одно из самых эффективных профилактических средств защиты от краж. Внедрение этой системы, по словам директоров московских гостиниц, сократило кражи вещей из гостиничных номеров на 95%. Практически невозможна подделка конкретного ключа, а также можно определить, какими карточками был открыт номер, в какое время и кто их выдал.

Американская автомобильная ассоциация, которая занимается присвоением категории гостиничным предприятиям, не классифицирует гостиницы, не имеющие карточных замков. Да, это дорогое удовольствие, увеличивающее издержки гостиничного предприятия. Но это надо делать сейчас, так как на следующий год установка системы электронных замков будет еще дороже. Можно привести много примеров, когда кражи в гостиницах влияют на прибыль предприятия, на качество предоставляемых услуг и, самое главное, клиенты уходят к конкурентам снижает количество постоянных, гостей.

Так, в гостинице "Балчуг Кемпински" (г. Москва) электронный ключ от номера дает возможность открыть дверь лифтовой кабинки, дверей поэтажных холлов и многое другое. В результате доступ незнакомым людям, не проживающим в отеле, на жилые этажи исключен. Если приходят знакомые к проживающему в отеле гостю, то он спускается и принимает их в вестибюле, или они идут в сопровождении гостя к нему в номер.

Вопросы оборудования гостиничных предприятий электронными системами безопасности особо важны для небольших гостиниц, где ограничено количество персонала.

За последние десять лет современные компьютерные технологии позволяют значительно снизить затраты на междугородные, а тем более международные переговоры, без которых не обходится ни одно гостиничное предприятие. Использование компьютерной телефонии намного ускоряет процесс управления на предприятиях, повышая его эффективность и качество при общем снижении затрат. Связь с туроператорами, турагентами осуществляется по компьютерным сетям, в частности по сети Интернет. Такая связь называется IP-телефония. Это современная компьютерная технология передачи голосовых и факсимильных сообщений с использованием Интернета. Она позволяет осуществлять междугородную и международную голосовую связь, используя обычный телефонный аппарат или компьютер, подключенный к Интернету. Сейчас на рынке появились специальные фирмы-операторы, имеющие свою собственную сеть с PIN-кодом, с помощью которой можно звонить с любого телефона и на любой телефон в разные страны. Это удобно и для гостиницы, так как не приходят счета от телефонной компании и их не надо обрабатывать сотрудникам и бухгалтерам, и для гостя, который может позвонить с любого телефона (сидя в ресторане, кафе), не поднимаясь к себе в номер.

Многие представленные на рынке программные продукты в области компьютеризации гостиничного бизнеса хорошо зарекомендовали себя на практике, постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с потребностями пользователей. Внедрение инновационных компьютерных систем во все сферы деятельности гостиничного предприятия позволяет гостям получить обслуживание, достойное их внимания.


^

5. Аналитическая часть.


В исследовании приведены результаты апробации внедрения элементов стратегического управления в деятельности ряда гостиниц г. Москвы, подтвердившие эффективность стратегических методов управления. Так, например, в гостинице «Восход», вследствие снижения уровня рентабельности в 2006–2007 гг. были внесены коррективы стратегического характера: изменился целевой сегмент (ориентация на клиентов средней платежеспособности); сделан акцент на повышение качества производства гостиничных услуг и сервисного обслуживания; при установлении цены использовался поправочный коэффициент, отражающий соотношение «цена – качество». В результате повысилась доходность номерного фонда гостиницы, что обеспечило прибыль в 2008 и 2009 гг. (табл. 2).

Полагаем, что в качестве критерия оптимальности структуры номерного фонда можно использовать показатель фактического спроса на услуги размещения и проживания (Сд) в номерах различных категорий i . В отличие от показателя загрузки номеров данный показатель учитывает количество отказов клиентам и альтернативные размещения, обусловленные отсутствием свободных номеров запрашиваемой категории в момент поселения.


Сдi = Ki + [(n + m – f)  Di / Ni  Д]  100 ,

где Ni – количество номеров i-ой категории;

Ki – показатель загрузки номеров i-ой категории в исследуемом периоде;

n – количество отказов с предложением альтернативных вариантов;

m – количество отказов от услуг гостиницы;

f – количество поселений в качестве альтернативы;

Di – средний условный срок проживания в гостинице;

Д – количество дней в исследуемом периоде.

Таблица 2

Анализ доходности номерного фонда гостиницы «Восход»






2007 год

2008 год

2009 год

Процент

заселения

Условный фактический доход

Доля в доходе

Процент

заселения

Условный фактический доход

Доля в доходе

Процент

заселения

Условный фактический доход

Доля в доходе

Люкс

40

3042640

10,1

45

3524805

10,9

54,5

4535490

12,2

1-мест. 1 кат.

72,2

6996722

23,2

77,8

7764308

24.0

88,9

9403575

25,3

2-мест. 1 кат.

70

4547900

15,1

65

4351165

13,4

68

4815080

13,0

1-мест. 2 кат.

75,2

6060518

20,1

78,3

6500979

20,1

82,6

7280984

20,0

2-мест. 2 кат.

52,2

6713515

22,3

56,5

7484730

23,1

57,5

8061299

21,7

1-мест. 3 кат.

50

1112520

3,7

50

1146100

3,5

55,5

1345098

3,6

2-мест. 3 кат.

42,5

771902

2,6

37,5

701895

2,2

45

893520

2,4

3-мест. 3 кат.

37,5

865597,5

2,9

37,5

891877,5

2,8

32,5

818512,5

2,2

Итого:




30111314

100




32365859

100




37153558

100

Фактический доход

с НДС




26617298







28420326







34601929




Абсолютное

отклонение




3494016







3945533







2551629




Относительное отклонение




13,1%







13,9%







7,4%





Показатель фактического спроса имеет особое значение для малых и средних гостиниц и должен учитываться при формировании и реструктуризации номерного фонда в зависимости от конъюнктуры локального рынка услуг коллективного размещения. По гостинице «Восход» значения указанного показателя приведены в табл. 3.

Расчет показателя фактического спроса позволил оптимизировать структуру номерного фонда гостиницы, что положительным образом отразилось на загрузке номеров (рис. 3) и рентабельности.

Таблица 3

Фактический спрос на номера гостиницы «Восход»


Категория

Ni

K%i

n

m

f

Di

К

Сд%i

2009 год октябрь

Люкс

10,00

60,30

11,00

4,00

17,00

3,70

31,00

57,91

Одноместный 1категории

18,00

96,20

67,00

19,00

12,00

3,70

31,00

145,27

Трехместный 3 категории

4,00

54,30

0,00

0,00

14,00

3,70

31,00

12,53

2009 год июль

Люкс

10,00

39,90

5,00

2,00

11,00

3,70

31,00

35,13

Одноместный 1категории

18,00

59,10

12,00

14,00

5,00

3,70

31,00

73,02

Трехместный 3 категории

4,00

29,40

4,00

10,00

7,00

3,70

31,00

50,29





Рис. 3. Динамика загрузки номеров по категориям


Внедрение технологии аутсорсинга при реализации неспецифических видов деятельности предприятий гостиничного хозяйства, а также изменения в управлении предприятием, в т.ч. применение стратегического подхода, позволят хозяйствующим субъектам, функционирующим на региональном рынке услуг размещения и проживания, повысить уровень конкурентоспособности.

Заключение


Рынок гостиничных услуг является одним из наиболее привлекательных и динамично развивающихся видов деятельности. Развитие туризма непосредственно зависит от развитости гостиничной инфраструктуры и является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного потока туристов в Россию. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ) за шесть месяцев 2009 года въездной туристский поток в Россию по сравнению с 2008 годом снизился на 10,6%. Одной из основных причин является дефицит современных гостиниц туристского класса как в регионах, так и в Москве и Санкт-Петербурге. Среди 115 туроператорских компаний, работающих на рынке въездного туризма, эту ситуацию оценили как критическую 47% туроператоров. Это означает, что состояние гостиничной инфраструктуры стало важнейшим негативным и сдерживающим развитие туризма фактором. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только путем серьезных инвестиционных вложений в гостиничную индустрию.

 На сегодняшний день гостиничный фонд г. Москвы располагает 167 средствами размещения (62,4 тыс. мест). К 2010 году предполагается его увеличение в три раза. Согласно постановлению правительства г.Москвы, туристско-гостиничный комплекс отнесен к приоритетным видам деятельности. Это призвано способствовать развитию предпринимательства в сфере гостеприимства. Предпринимательство в гостиничном бизнесе - это особый вид экономической активности, которая основана на инициативе, инновационной предпринимательской идее и направлена на производство и реализацию гостиничных услуг с целью извлечения прибыли. Предпринимательство предполагает умение эффективным и новаторским способом соединить основные факторы производства и создать такие условия, которые позволят производить и реализовывать высококонкурентные гостиничные услуги. К основным особенностям предпринимательства в гостиничном бизнесе как вида деятельности относится наличие риска и получение предпринимательского дохода.

 Предпринимательская деятельность в гостеприимстве предполагает умение адекватно оценивать и прогнозировать потребности туристского рынка в услугах гостеприимства, способность выявлять те услуги, которые в максимальной степени удовлетворяют потребности туристов. Важно правильно определить место расположения отеля и объем предлагаемых гостиничных услуг, в том числе, с учетом сезонности, а также создавать и использовать новые технологии с целью минимизации издержек и максимизации прибыли.

 Предпринимательство в гостеприимстве отличается обязательным наличием инновационного момента, который может быть связан с созданием новой гостиничной услуги, внедрением прогрессивных информационных технологий, с использованием новых организационных форм и т.п. Наилучшим вариантом для предпринимательства в сфере гостеприимства является новое направление деятельности или инновационный вид предлагаемых услуг, т.к. гостиница, которая начинает функционировать первой на рынке, не имеет конкурентов, формирует спрос, может определять ассортимент и цены.

 

Задача 4. На основе данных таблицы с показателями общественного питания в 2000г. и 2006г. по регионам Российской Федерации, используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить соответствующие ячейки таблицы):

  • показатели региональной структуры товарооборота общественного питания;

  • темпы роста товарооборота в 2006г. по сравнению с 2000г. по регионам;

  • сравнить темпы роста и изменение структуры товарооборота по регионам страны;

  • выявить факторы, которые могли оказать влияние на динамику и структуру товарооборота общественного питания по регионам Российской Федерации;

  • построить графики, иллюстрирующие аналитические выводы.



2000г.

2006г.

Темпы роста оборота 2006г. к 2000г., %

^ Оборот общественного питания, млрд. руб.

Доля региона, в % к итогу

Оборот общественного питания, млрд. руб.

Доля региона, в % к итогу
^

Российская Федерация, всего


81,3

100%

399,6

100%




^ В т.ч. по округам
















^ Центральный федеральный округ

26336




128425







В т.ч.
















Московская область

2489




18661







г. Москва

16954




82527







^ Северо-Западный федеральный округ

8858




41244







В т.ч.
















г. Санкт-Петербург

3936




20431







^ Южный федеральный округ

6541




41047







В т.ч.
















Краснодарский край

2441




13728







^ Приволжский федеральный округ

15124




64840







^ Уральский федеральный округ

10167




57619







В т.ч.
















Свердловская область

3136




15299







Тюменская область

4271




32648







^ Сибирский федеральный округ

10214




46285







^ Дальневосточный федеральный округ

4089




20096









Задача 8. На основе данных таблицы со структурой затрат на производство и реализацию продукции общественного питания в 2002-2004 гг., используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить пустые ячейки таблицы):

  • недостающие показатели по видам затрат;

  • проанализировать структуру затрат, их динамику, сделать выводы из анализа;

  • построить графики, иллюстрирующие структуру затрат в общественном питании.







2002

2003

2004

Затраты на производство и реализацию
продукции (работ, услуг) - всего

100

100

100

в том числе:










сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, спецодежда,
спецоснастка

47,3




42,1

топливо и энергия

2,7

2,8

1,9

затраты на оплату труда




22,2

21,1

единый социальный налог

5,6

5,7

5,2

амортизация основных средств

2,0

2,1

2,6

амортизация нематериальных активов

0,1

0,0

0,0

арендная плата

4,2

5,2

4,4

обязательные страховые платежи

0,4

0,5

0,4

добровольные страховые платежи

0,1

0,1

0,7

представительские расходы

0,1

0,1

0,1

суточные и подъемные

0,1

0,1

0,1

налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции

1,3

1,6

1,3

оплата услуг сторонних организаций

7,5

8,2

9,3

другие затраты

6,0

5,0






^










Список литературы





  1. Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Мн.: Новое знание, 2006. – 450 с.

  2. Боуэн Док., Котлер Ф., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: Юнити, 2007. – 358 с.

  3. Волков Ю. Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 612 с.

  4. Волков Ю. Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов. – Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 102 с.

  5. Волков Ю. Ф. Технологии гостиничного обслуживания. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 345 с.

  6. Волов А. Б., Иванов В. В. Гостиничный менеджмент. – М.: Инфра М, 2006. – 254 с.

  7. Денисенко А. В., Сенин В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 278 с.

  8. Елисеева Т. И., Косолапое А. Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства. – М.: КноРус, 2008. – 125 с.

  9. Жукова М. А., Сенин В. С. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. – М.: КноРус, 2007. – 452 с.

  10. Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме. – М.: Форум, Инфра М, 2007. – 542 с.

  11. Кононыхин С. В. Организация гостиничного и ресторанного хозяйства. – Донецк: ДИТБ, 2004. – 345 с.

  12. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство. – Томск: ТПУ, 2005. – 458 с.

  13. Уокер Дж. Управление гостеприимством. – М.: Юнити, 2006. – 345 с.

  14. Чудновский А. Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве. – М.: КноРус, 2007. – 478 с.


1 www.colliers.ru/hotel-development-consulting-service.xml

2 Источник. Составлено по данным Росстата.


3 Уокер Дж. Управление гостеприимством. – М.: Юнити, 2006. – С. 78


4 Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство. – Томск: ТПУ, 2005. – С. 90


5 Волов А. Б., Иванов В. В. Гостиничный менеджмент. – М.: Инфра М, 2006. – С. 75


6 Жукова М. А., Сенин В. С. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. – М.: КноРус, 2007. – 452 с.





Скачать файл (341.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru