Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции. Основы Медицинских Знаний - файл Л. 6 Соц здоровье и организация здравоохранения.doc


Загрузка...
Лекции. Основы Медицинских Знаний
скачать (1115.3 kb.)

Доступные файлы (16):

Л. 10 Повреждения.doc353kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 11 Первая помощь при повреждениях.doc413kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 12 Неотл.сост Первая пом..doc232kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 13 Основы микроб. иммун. эпидем..doc269kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 14 Лекарств. терапия.doc427kb.25.04.2008 21:59скачать
Л. 15 Осн. инф. заболевания.doc269kb.30.09.2008 10:36скачать
Л. 16 Методы иссл. и ухода.doc196kb.21.04.2009 09:27скачать
Л. 1 Болезнь и здоровье.doc254kb.22.02.2009 17:04скачать
Л. 2 Экология и здоровье.doc239kb.22.02.2009 20:38скачать
Л. 3 Здоровье и наследств.doc133kb.04.05.2008 10:23скачать
Л. 4 Репродуктивное здоровье.doc121kb.04.05.2008 10:24скачать
Л. 5 Психическое здоровье.doc239kb.10.03.2009 10:23скачать
Л. 6 Соц здоровье и организация здравоохранения.doc289kb.14.04.2009 11:13скачать
Л. 7 Зд. образ жизни.doc145kb.31.03.2009 10:23скачать
Л. 8 Вредные привычки.doc152kb.22.04.2008 12:37скачать
Л. 9 Терм.сост. Реанимация.doc182kb.25.04.2008 11:04скачать

Л. 6 Соц здоровье и организация здравоохранения.doc

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 6.
Социальное здоровье и организация здравоохранения.
По заключению экспертов ВОЗ, лишь 10% здоровья населения зависит от организации медицин­ского обслуживания и достижений медицинской науки.

Медицина как наука с самого возникновения была ориентирована именно на сохранение и укрепление здо­ровья, на предупреждение болезней. Владыки Древнего Востока платили врачам толь­ко за дни своего здоровья и сурово спрашивали за свои болезни.

Со временем медици­на все в большей степени стала специализироваться на лечении болезней и все меньше уделять внимания здо­ровью. Многие считают что, если имеется доста­точно медицинского обеспе­чения, население будет здоровым. Именно со здравоохранением большинство людей свя­зывает свои надежды на здоровье. Это обусловлено тем, что о здоровье че­ловек вспоминает только тогда, когда заболел. Выздоровление же он связывает именно с медициной.

В расчете на 100 тыс. населения у нас врачей в 2,6 раза, а больничных коек — на 65% больше, чем в США. При этом лишь 7—11% детей и 14—18% взрослых жителей России могут быть признаны здоровыми. Каждый четвертый житель нашей страны ежегодно поступает на стационарное лечение, каждый десятый обращается в различные медицинские учреждения и каждый третий пользуется услугами скорой меди­цинской помощи.

В выполнении задач здравоохранения по профилак­тике заболеваний большая роль принадлежит воспитанию, образованию и культуре.
^ 1. Оздоровительные доктрины мира

Изучая эволюцию человеческой цивилизации, мож­но выделить три основные оздоровительные доктрины:

Доктрина Соломона. Здоровье — есть мудрость жизни. Около 80 % причин всех болезней лежит в нару­шении человеком меры жизни (переедание, гиподина­мия, вредные привычки, эмоциональные стрессы и пр.).

Доктрина Сократа. В ее основе лежит рационализм в отношении к своему здоровью: «Человек! Познай са­мого себя», «Здоровье не все, но все без здоровья — ничто». Эта доктрина ориентирована на физическое совершенство человека, она возникла и получила свое развитие в Европе.

Доктрина Конфуция (восточная доктрина): «Ты хо­чешь быть здоровым — сотвори себе здоровье». Эта доктрина подчеркивает духовную силу человека, кото­рый силой своей воли может совершенствовать себя.

Таким образом, объединив все три доктрины мож­но вывести правило: «Человек познай, сотвори и из­мени себя». В основе этого правила лежит рациона­лизм, самопознание и совершействование.
^ 2. Модели организации здравоохранения

Здравоохранение — система государственных, со­циально-экономических, общественных, медико-са­нитарных мероприятий, направленных на повыше­ние уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей.

При большом разнообразии национальных и исто­рических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчи­вых моделей здравоохранения, принципиально отли­чающихся друг от друга степенью вмешательства го­сударства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения про­граммами государственной поддержки, источниками финансирования.

^ Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной (частной) основе. К таким моделям относятся системы без существенной госу­дарственной поддержки малоимущих категорий граж­дан, основанные на простых законах потребительско­го рынка. Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет досту­па к квалифицированной медицинской помощи. В развитых странах мира такие системы существо­вали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сво­дилось к обеспечению необходимых противоэпиде­мических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а так­же ряде мер по изоляции и лечению больных, пред­ставляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т. п.). В настоящее время такие си­стемы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.

^ Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицин­ского страхования для отдельных категорий граждан. В эпоху раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полост­ная хирургия, наркоз, рентген и т. п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, спе­циализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства на­селения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие част­ного страхового дела. Принцип общественной солидар­ности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зар­плату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно уси­ливалась роль государства в формировании законода­тельной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдель­ных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определен­ных групп, которым медицинская помощь оказывает­ся бесплатно или на льготных условиях: государственным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.

В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаи­моотношения между производящей, финансирую­щей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, дву­сторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.

Значительная часть населения не имеет гарантиро­ванной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13—18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской по­мощи имущими слоями населения, отсутствие эффек­тивных регуляторов цен и объемов медицинской дея­тельности.

В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.

^ Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования. Более современная и со­вершенная модель всеобщего обязательного медицин­ского страхования зародилась в конце XIX века в Гер­мании и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран. Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантиро­ванной медицинской помощью большинства населе­ния (за исключением самых богатых) посредством за­кона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на ме­дицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций.

Таким образом, имея рыночную структуру здраво­охранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осу­ществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в меди­цинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя.

Государственные органы управления здравоохра­нением в основном выполняют функции экспортно-аналитических и арбитражных служб при муниципа­литете, реализуют отдельные государственные и тер­риториальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия.

Внедрение общенациональных систем обязатель­ного медицинского страхования в большинстве разви­тых стран мира позволило обеспечить их население га­рантированной медицинской помощью, повысить эф­фективность здравоохранения и резко ограничить затраты.

По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхова­ния (8— 12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).

^ Организация национальных систем здравоохра­нения на основе всеобщего государственного меди­ко-социального страхования. После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного ре­гулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые моде­ли, которые существенно отличаются от «классичес­кой» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели госу­дарственного медицинского страхования.

Характеристикой такой модели является то, что го­сударство непосредственно координирует всю верти­каль взаимоотношений и само обеспечивает производ­ство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления за­кладывается ответственность за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой на­логовой инспекции по сбору средств, полное управле­ние финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принци­пом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным це­нам, при которых они практически работают как госу­дарственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объе­мов. И, соответственно, совершенно конкретные обя­зательства для всех граждан.

Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в ор­ганизации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6 — 9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.

В некоторых странах (Великобритания, Италия, Ис­пания) бесплатная помощь оказывается только на ос­новных этапах курса лечения, а условия ее предостав­ления (комфортность, очередность) существенно от­личаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пре­делах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, ис­пользующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхо­вание почти не развито (Япония) или вообще отсутст­вует (Канада).

^ Организация национальных систем здравоохране­ния на основе монопольной государственной модели. Монопольная государственная система здравоохране­ния, существовавшая в бывшем СССР и странах соци­алистического содружества, основывалась на распоря­дительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизован­ный механизм формирования бюджета отрасли, орга­низацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабже­ния по фиксированным ценам, формирование и раз­витие лечебной сети в соответствии с государственны­ми нормативами по штатам, ресурсам, заработной пла­те и т.п.

Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизация медицинской помощи без возможностей предоставле­ния дополнительных платных услуг и элитного гости­ничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицин­ского персонала.

Финансирование медицинской деятельности осу­ществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступле­ний и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицин­ской помощи в лице государства.

Исходя из этого, система управления здравоохра­нением не требовала отдельной независимой структу­ры заказчика, отвечающего за сбор средств и интере­сы населения на каждой территории и фактически бы­ла представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территори­альный (облздрав), местные органы управления и уч­реждения здравоохранения.

Основные принципы российской системы здра­воохранения.

Основные принципы охраны здоро­вья:

  • соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья человека;

  • приоритет профилак­тических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи;

  • социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

  • от­ветственность органов государственной власти и уп­равлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

^ Организация системы здравоохранения России.

В основе лежит Федеральный закон «О медицинском страховании граж­дан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 июня 1991г. с дополнениями и изменениями от 1993 года.

В 1990-х годах возросла роль региональных органов управления здравоохранением. Стала формироваться сеть негосударственных, в т.ч. частных медицинских учреждений. Поиск направлений реформирования си­стемы здравоохранения нацелен, в первую очередь, на сохранение и оптимизацию существующей систе­мы организации медицинской помощи, основанной на принципах бесплатности и общедоступности, законо­дательно гарантированных объемов и качества меди­цинской помощи населению. Это привело к решению о необходимости введения медицинского страхования населения. Была ликвидирована система финансиро­вания здравоохранения централизованного типа, рас­считанная на койку, врачебную должность.

С 1991 года создана единая государственная система, при которой обязательное медицинское страхование (ОМС) является видом всеобщего социального страхова­ния. Социальные гарантии и финансовую устойчивость ОМС обеспечивают структуры, действующие на неком­мерческой основе.

Для ре­ализации государственной политики в области ОМС со­зданы федеральный и территориальные фонды ОМС, предназначенные для накопления финансовых средств. Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей (организации, государственная и территориальная исполнительная власть) в страховые фонды. Страховой тариф взносов на ОМС определяется федеральными органами законодательной власти по представлению Правительст­ва РФ.

^ Страхователями неработающих, детей, уча­щейся молодежи, инвалидов, пенсионеров выступают органы государственного управления и местная админи­страция соответствующей территории с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств на здравоохранение, предусмотренных в соответствующих бюджетах.

^ Страхователями работающих являются администрация соответствующих пред­приятий, предпринимательских структур.

Медицинское страхование является формой соци­альной защиты интересов населения в охране здоровья. В основе медицинского страхования лежит принцип вне­сения регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных рас­ходов. Цель медицинского страхования заключается в осуществлении гарантий гражданам при возникнове­нии страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профи­лактических мероприятий (извлечения из статьи 1).

^ Основные организационно-экономические и правовые принципы ОМС:

Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включен­ных в государственную программу ОМС. Нормы, касаю­щиеся ОМС, распространяются на всех работающих взрослых граждан с момента заключения с ними трудо­вого соглашения, а также на детей и пенсионеров.

^ Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС находятся в госу­дарственной собственности РФ. Для реализации государ­ственной политики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные не­коммерческие финансово-кредитные учреждения.

^ Общественная солидарность и социальная спра­ведливость. Все граждане имеют равные права на получе­ние медицинской помощи за счет средств ОМС. Востребование финансовых ресурсов осуще­ствляется лишь при обращении за медицинской помо­щью. Перечень и объем предоставляемых услуг не зави­сят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода, и, соответственно, с различ­ным объемом начислений на заработную плату имеют равные права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип общественной солидарности «Богатый платит за бедного, молодой за старого, здоровый за больного»).

^ Субъекты медицинского страхования (извлечения из статьи 2):

граждане;

страхователи (для неработающего населения — госу­дарство в лице местных органов исполнительной вла­сти; для работающего — предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса в размере 3,6% от фонда оплаты труда);

федеральный и территориальные фонды ОМС (спе­циализированные некоммерческие финансово-кре­дитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

страховые медицинские организации, имеющие ли­цензию на право деятельности по ОМС;

медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

^ Страховой медицинский полис. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор само­стоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. (Извлечения из статьи 5).

^ Права граждан РФ в системе медицинского страхо­вания. Граждане РФ имеют право на: обязательное и до­бровольное медицинское страхование; выбор медицин­ской страховой организации; выбор медицинского уч­реждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхова­ния; получение медицинской помощи на всей террито­рии РФ, в том числе за пределами постоянного места жи­тельства; предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования; воз­вратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условия­ми договора. (Извлечения из статьи 6).

^ Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью (утверждается постановлением администрации территории). Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного, местных бюд­жетов, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

В качестве примера использована Программа госу­дарственных гарантий обеспечения жителей Псковской области.

Перечень видов медицинской помощи:

A. ^ Скорая медицинская помощь при состояниях, угро­жающих жизни или здоровью гражданина или окружаю­щих его лиц, вызванных внезапным заболеванием, обост­рением хронического заболевания, несчастным случаем, отравлением, осложнением беременности, травмой и пр.;

Б. ^ Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерное наблюдение за больными с хроническими заболеваниями и здоровыми детьми), диагностике и ле­чению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

B. ^ Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосу­точного медицинского наблюдения и изоляции по эпиде­миологическим показаниям; при патологии беременнос­ти, родах и абортах; при плановой госпитализации с це­лью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляется бесплатное лекарственное обес­печение в соответствии с «Перечнем жизненно необхо­димых и важнейших лекарственных средств, изделий ме­дицинского назначения и расходных материалов». Подробный перечень заболеваний, мероприятий и медицинских услуг, а также жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, расходных мате­риалов, предоставляемых бесплатно, приводится в при­ложениях к Программе.
^ 3. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России

Правовое регулирование взаимоотношений человека и общества во все времена не могло обойти сферу охра­ны здоровья граждан и медицинскую деятельность. Од­нако право на охрану здоровья и доступную медицин­скую помощь лишь сравнительно недавно стало предус­матриваться в законодательстве различных стран. В 1948 году это право было декларировано в международном масштабе во Всеобщей декларации прав человека.

Несмотря на очевидную значимость в жизни совре­менного общества правового регулирования охраны здоровья граждан, в Российской Федерации законода­тельное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 года было весьма ограниченным и исчерпывалось «Основами законодательства СССР и союзных рес­публик о здравоохранении» (1961г.) и законом РСФСР «О здравоохранении» (1971г.), принятый в соответст­вии с вышеуказанными основами.

С 1990 года в России начались радикальные преоб­разования государства и общества, которые не могли не затронуть здравоохранение. Основные направ­ления правового регулирования в области охраны здоро­вья:

надзорные законы, обеспечивающие безопасные условия жизни;

законы, обеспечивающие профилактику заболева­ний и здоровый образ жизни;

права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

ответственность за правонарушения в области ох­раны здоровья граждан;

организация деятельности системы здравоохране­ния;

регулирование профессиональной медицинской и фармацевтической деятельности;

финансирование здравоохранения, налоги, тамо­женные пошлины и льготы;

специальные законы по актуальным разделам ме­дицины и конкретным заболеваниям.

К сожалению, правовое регулирование основных ви­дов медицинской деятельности мало известно специали­стам и врачам. Что же касается рядовых пациентов, то они осведомлены еще меньше и еще хуже ориентиру­ются в вопросах медицинского права. Поэтому необхо­димо, чтобы будущие педагоги были ознакомлены с ос­новами законодательства в вопросах здравоохранения.

Главным законодательным документом страны яв­ляется Конституция Российской Федерации 1993 го­да, статья 41 которой гласит:

Каждый имеет право на охрану здоровья и меди­цинскую помощь. Медицинская помощь в государ­ственных и муниципальных учреждениях здраво­охранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджете, страхо­вых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются феде­ральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию госу­дарственной, муниципальной, частной систем здра­воохранения, поощряется деятельность, способст­вующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответ­ствии с федеральным законом.

^ Основой реформы правовой системы здравоохра­нения являются законы:

- «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» № 1499-1 от 28 ию­ня 1991г. с изменениями и дополнениями от 1993, 1994г.;

- «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993, 1998, 1999 и 2000г.г.;

- «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения № 52-ФЗ от 30 марта 1999г.

«Основы законодательства Российской Федерации об ох­ране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 года с изменениями и дополнениями от 1993,1998, 1999 и 2000гг. (извлечения)

^ Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социально­го, культурного, научного, медицинского, противоэпиде­мического и санитарно-гигиенического характера, на­правленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержа­ния его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья в соответ­ствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами.

^ Право граждан на информацию о факторах, влияю­щих на здоровье. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая инфор­мацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствия санитар­ным нормам и правилам, о других факторах (Извлече­ния из статьи 19).

^ Право граждан на медико-социальную помощь. При заболевании, утрате трудоспособности и в иных слу­чаях граждане имеют право на медико-социальную по­мощь, которая включает профилактическую, лечебно-диа­гностическую, реабилитационную, протезно-ортопедичес­кую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и ин­валидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Граждане имеют право на бесплатную ме­дицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем меди­цинской помощи предоставляется гражданам в соответст­вии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Гражда­не имеют право на дополнительные медицинские и другие услуги на основе программ добровольного медицинского страхования.

Граждане имеют право на медицинскую экс­пертизу, в том числе независимую, которая производится по их личному заявлению в специализированных учрежде­ниях в соответствии со статьей 53 настоящих Основ....

Де­ти, подростки, учащиеся, занимающиеся физической куль­турой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.

Работающие граждане имеют право на пособие при каран­тине в случае отстранения их от работы санитарно-эпиде­миологической службой вследствие заразного заболева­ния лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несо­вершеннолетние, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи.

Работающие граждане в случае болезни имеют право на три дня неоплачиваемого отпуска в течение года, который предоставляется по личному заявлению гражданина без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания (извлечения из статьи 20).

^ Права семьи. Каждый гражданин имеет право по ме­дицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально-значи­мых заболеваний и заболеваний, представляющих опас­ность для окружающих, ... медико-генетические консуль­тации с целью предупреждения возможных наследствен­ных заболеваний у потомства. Семья имеет право на выбор семейного врача. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и де­тей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установ­ленные законодательством. Одному из родителей или ино­му члену семьи по усмотрению родителей предоставляет­ся право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка с выда­чей листка нетрудоспособности. Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или сов­местного пребывания с ребенком в больничном учрежде­нии, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. (Извлечения из статьи 22).

^ Права несовершеннолетних. В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: диспан­серное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную домощь и питание на льготных условиях за счет средств бюджетов всех уров­ней; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья и исключающих воз­действие на них неблагоприятных факторов; бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной при­годности; получение необходимой информации о состоя­нии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а так­же за счет средств родителей или лиц, их заменяющих. (Извлечения из статьи 24).

^ Права пациента (Статья 30). При обращении за меди­цинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследо­вание и лечение в условиях, соответствующих санитар­но-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалис­тов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными спо­собами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоя­нии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья; 10) получение медицинских и других ус­луг в рамках программы добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) до­пуск к нему адвоката для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя.

В случае нарушения прав пациента он может обра­щаться с жалобами непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская по­мощь, в соответствующие профессиональные медицин­ские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

^ Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья. Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о со­стоянии своего здоровья, включая сведения о результа­тах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риском, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случае не­благоприятного прогноза развития заболевания инфор­мация должна сообщаться в деликатной форме гражда­нину и членам его семьи, если гражданин не запретил со­общать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Гражданин имеет право непосредственно заниматься с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.

Информация, содержащаяся в медицинских доку­ментах гражданина, составляет врачебную тайну и может предоставляться без согласия гражданина только по основаниям, предусмотренным статьей 61 настоящих Основ. (Извлечения из статьи 31).

^ Согласие на медицинское вмешательство. Необхо­димым предварительным условием медицинского вме­шательства является информированное добровольное согласие гражданина. В случаях, когда состояние граж­данина не позволяет ему выразить свою волю, а меди­цинское вмешательство неотложно, вопрос о его прове­дении в интересах гражданина решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлени­ем должностных лиц лечебно-профилактического уч­реждения.

Согласие на медицинское вмешательство в отноше­нии лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители. (Извлечения из статьи 32).

^ Отказ от медицинского вмешательства. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотрен­ных статьей 34 настоящих Основ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным пред­ставителем, а также медицинским работником. (Извлече­ния из статьи 33).

Раздел VIII настоящих Основ посвящен гарантиям осуществления медико-социальной помощи гражданам.

Первичная медико-санитарная помощь. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступ­ным и бесплатным для каждого гражданина видом меди­цинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравле­ний и других неотложных состояний; проведение сани­тарно-гигиенических и противоэпидемических меропри­ятий, медицинской профилактики важнейших заболева­ний: санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.... Объем первичной медико-санитарной помощи устанав­ливается местной администрацией в соответствии с тер­риториальными программами обязательного медицин­ского страхования. (Извлечения из статьи 38).

^ Врачебная тайна. Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья граждан, ди­агнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Предоставление сведений, составляющих врачеб­ную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается: 1) в целях обследования и ле­чения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения ин­фекционных заболеваний, массовых отравлений и пора­жений; 3) по запросу органов дознания и следствия, про­курора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помо­щи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для ин­формирования его родителей или законных представите­лей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий. (Извлечения из статьи 61).

^ Основания возмещения вреда, причиненного здоро­вью граждан. В случаях причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодатель­ством РФ Вред, причиненный здоровью граждан в ре­зультате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физичес­ким лицом, причинившим вред, в порядке, установлен­ном законодательством РФ. (Извлечения из статьи 66).

^ Право граждан на обжалование действий государст­венных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья (статья 69). Действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан, определенные настоящими Основами, в области охраны здоровья, могут быть обжалованы в вышестоящие государственные орга­ны, вышестоящим должностным лицам или в суд в соот­ветствии с действующим законодательством.
^ Организационные принципы работы Российской системы здравоохранения сформированы по трем направлениям: лечебно-про­филактическое, охрана материнства и детства, сани­тарно-эпидемиологическое.
^ 4. Лечебно-профилактическое направление работы здравоохранения

На современном этапе здравоохранение РФ представлено четырехуровневой системой лечебно-профилактической помощи.

^ Первый уровень — учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению в городах и сельской местности. Это поликлиники, врачебные амбулатории, участковые сельские больницы, женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты, а также служба скорой медицинской помощи. Главный принцип их работы — оказание амбулаторно-профилактической и консультативной помощи на оп­ределенном территориальном участке. На учреждения первичной медико-санитарной помощи ложится ос­новная нагрузка по всем видам медицинской профи­лактики, оказанию лечебной помощи 70 — 80% пациен­тов, обратившихся за помощью при острых заболева­ниях и обострениях хронических.

^ Второй уровень условно можно обозначить как ме­дицинскую помощь в учреждениях города или района. Это преимущественно учреждения больничного типа: центр, районная больница, городские больницы, ро­дильные дома общего профиля, учреждения реабилитационно-восстановительного назначения, стациона­ры дневного пребывания. Кроме того, функционируют специализированные диспансеры, ведущие динамическое наблюдение за хроническими больными: противотуберкулезные, он­кологические, кожно-венерологические, психоневро­логические.

^ Третий уровень — региональные медицинские уч­реждения республиканского, краевого, областного значения. Наиболее типичные учреждения — круп­ные многопрофильные больницы, в которых оказыва­ется медицинская помощь по 20 — 30 специальностям, а также специализированные акушерские стационары (для женщин с невынашиванием и резус-конфликт­ной беременностью, с экстрагенитальной патологией и пр.). На базе этих учреждений функционируют спе­циализированные центры, такие, как центры реанима­ции, интенсивной терапии, реабилитации и восстано­вительного лечения, перинатальной медицины и др. В крупных городах создана сеть консультативно-диагностических центров (КДЦ), оснащенных новей­шей аппаратурой, позволяющей применять современ­ные медицинские технологии.

^ Четвертый уровень — учреждения федерального и межрегионального значения, оказывающие наи­более сложные и дорогостоящие виды медицинской помощи. Они функционируют в составе научных центров МЗ, Академии медицинских наук, клиник медицинских ВУЗов, федеральных клинических уч­реждений.

Руководство здравоохранением осуществляется высшим органом государственной власти — Минис­терством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития РФ), в регионах — террито­риальными органами управления здравоохранением (министерства, управления, отделы здравоохранения).

Министр здравоохранения и социального развития РФ Голикова Татьяна Алексеевна. ^ Направления деятельности: социальное развитие, здравоохранение, пенсионное обеспечение, трудовые отношения

Центральный аппарат

+ Департамент анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы

+ Департамент высокотехнологичной медицинской помощи

+ Департамент государственной службы

+ Департамент занятости и трудовой миграции

+ Департамент заработной платы, охраны труда и социального партнерства

+ Департамент имущественного комплекса

+ Департамент информатизации

+ Департамент международного сотрудничества

+ Департамент науки, образования и кадровой политики

+ Департамент организации медицинской помощи и развития здравоохранения

+ Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека

+ Департамент развития медицинского страхования

+ Департамент развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения

+ Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения

+ Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники

+ Департамент социальной защиты

+ Департамент управления делами

+ Департамент учетной политики и контроля

+ Правовой Департамент

+ Финансовый департамент

^ Службы, Агентство, Фонды

+ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (Онищенко Геннадий Григорьевич – обеспечение санэпидблагополучия населения)

+ Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) (Юргель Николай Викторович)

+ Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

+ Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)

+ Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

+ Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) (от 12 февраля 1994г. N 101)

+ Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) (Юрин Андрей Владимирович - обязательное медицинское страхование граждан как составная часть государственного социального страхования).

Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств;

5) нормированного страхового запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
^ 5. Охрана материнства и детства

Возникновение учения о ребенке принято относить к IV в. до н.э., когда была написана книга «О природе ребенка» отцом медицины Гиппократом. Тысячелети­ями медицинская помощь матери и ребенку находи­лась в основном в руках бабок повитух, передававших свой опыт из поколения в поколение. «Для дитя луч­ший врач — мать» — старинная русская пословица.

В XVI —XVII вв., начиная с правления Алексея Ми­хайловича, на Руси важной государственной задачей становятся вопросы охраны детей раннего и дошколь­ного возраста. В «Домострое» Петра I содержатся пра­вила бытовой гигиены детей и подростков в сочетании с правилами этикета. Важным государственным делом стало призрение подкинутых и больных детей, учет рождаемости и смертности, охрана здоровья учащих­ся. В 1717 году Петром I выпущено руководство по санитарно-культурным навыкам «Юности честное зер­цало». В 1727 году Петром I был издан указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконно рож­денных младенцев...» М.В. Ломоносов в своем письме «О размножении и сохранении Российского народа» указывает на необходимость издания наставлений по излечению детских болезней. Первые труды, в кото­рых рассмотрены вопросы питания, гигиены одежды, ухода, двигательной культуры детей, гигиены восприя­тия, культуры чувств, связаны с именем И.И. Бецкого.

Первая детская больница в России была открыта в Петербурге в 1834 году. В настоящее время она носит имя Н.Ф. Филатова. К моменту открытия эта больница была второй детской больницей в Европе.

В медико-хирургической академии в 1870г. была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней. С этого периода педиатрия выделяется как са­мостоятельная наука и начинается новый период ее развития: быстрое становление земской медицины, возникновение детских консультаций, молочных ку­хонь и яслей.

В конце XIX и начале XXв. отечественная педиат­рия достигла наиболее высокого уровня, чему в значи­тельной степени способствовала плодотворная дея­тельность Н.Ф. Филатова, Н.П. Гундобина, К.А. Раухфуса. Было открыто 30 детских больниц, организовано Всероссийское попечительство по охране метеринства и младенчества. Однако уровень детской смертнос­ти оставался высоким: в 1913 среди детей до 1 года умирало 273 ребенка на 1000 родившихся живыми, а 43% не доживали до 5 лет.

В нашей стране со­здана и функционирует уже много лет стройная систе­ма «Охраны материнства и детства» — это комплекс­ная система государственных, общественных и меди­цинских мероприятий, направленных на снижение заболеваемости среди детей, достижение высокого уровня здоровья детей, снижение материнской и дет­ской смертности.

Сложность решения этой социально-гигиенической проблемы определяется, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями женского и детского ор­ганизма. У женщин они связаны с детородной функци­ей, у детей — с ростом и физическим развитием. В на­ше время службу охраны здоровья матери и ребенка представляет самостоятельная отрасль здравоохране­ния. В ее состав входят 15,5 тысяч амбулаторно-поликлинических учреждений (женские консультации, дет­ские поликлиники и амбулатории), 478 самостоятель­ных детских больниц (87,4 койки на 10000 детей в возрасте от 0 до 14 лет). 101,8 тыс. коек для беремен­ных и рожениц, 109,4 тыс. коек для гинекологических больных. Обеспеченность врачами педиатрами состав­ляет 25,6 на 10000 детей, акушерами-гинекологами — 5,4 на 10000 женщин. Кроме того, что охрана здоровья матери и ребенка обеспечивается широкой сетью ле­чебно-профилактических учреждений, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей осуществляют дет­ские дошкольные учреждения, школы, детские санато­рии, реабилитационные центры.

Система «Охраны материнства и детства» состоит их нескольких этапов:

    • подготовка молодежи (Закон о половом и сексуаль­ном воспитании);

    • подготовка молодых семей по вопросам брака (Центры планирования семьи);

    • подготовка женщин к материнству (профилактика абортов);

    • мероприятия по охране здоровья плода (наблюде­ние в женской консультации, дородовый отпуск, рациональное трудоустройство в период беремен­ности пр.);

    • мероприятия по охране здоровья новорожденного (родильные дома, детские поликлиники, патронаж новорожденных, послеродовый отпуск, отпуск по уходу за ребенком до 3 лет);

    • мероприятия по охране здоровья детей в дошколь­ных учреждениях;

    • мероприятия по охране здоровья детей в школьный период, которые включают: а) создание соответст­вующих гигиенических условий обучения (школь­ный участок, здание, класс, микроклимат, воздуш­но-тепловой режим, вентиляция, освещение, ме­бель, учебная нагрузка, питание и пр.), б) контроль за уровнем физического развития, в) контроль за состоянием здоровья.

  1   2



Скачать файл (1115.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru