Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции. Основы Медицинских Знаний - файл Л. 7 Зд. образ жизни.doc


Загрузка...
Лекции. Основы Медицинских Знаний
скачать (1115.3 kb.)

Доступные файлы (16):

Л. 10 Повреждения.doc353kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 11 Первая помощь при повреждениях.doc413kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 12 Неотл.сост Первая пом..doc232kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 13 Основы микроб. иммун. эпидем..doc269kb.22.04.2008 12:38скачать
Л. 14 Лекарств. терапия.doc427kb.25.04.2008 21:59скачать
Л. 15 Осн. инф. заболевания.doc269kb.30.09.2008 10:36скачать
Л. 16 Методы иссл. и ухода.doc196kb.21.04.2009 09:27скачать
Л. 1 Болезнь и здоровье.doc254kb.22.02.2009 17:04скачать
Л. 2 Экология и здоровье.doc239kb.22.02.2009 20:38скачать
Л. 3 Здоровье и наследств.doc133kb.04.05.2008 10:23скачать
Л. 4 Репродуктивное здоровье.doc121kb.04.05.2008 10:24скачать
Л. 5 Психическое здоровье.doc239kb.10.03.2009 10:23скачать
Л. 6 Соц здоровье и организация здравоохранения.doc289kb.14.04.2009 11:13скачать
Л. 7 Зд. образ жизни.doc145kb.31.03.2009 10:23скачать
Л. 8 Вредные привычки.doc152kb.22.04.2008 12:37скачать
Л. 9 Терм.сост. Реанимация.doc182kb.25.04.2008 11:04скачать

Л. 7 Зд. образ жизни.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 7.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
1. Понятие «здоровый образ жизни».

Образ жизни это система устойчивых взглядов, потребностей человека, выражающихся в его повседневном поведении, сложившаяся в процессе жизни и достижения поставленных целей на различные проблемы, в том числе и на проблемы здоровья и долголетия.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это устойчивый стереотип поведения человека, направленный на сохранение и укрепление здоровья, продление жизни. Это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

Понятие ЗОЖ включает все положительные стороны деятельности людей (соответствующие 10 заповедям): удовлет­воренность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность и т.д.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую (производ­ственную), познавательную, деятельность в быту, медицинскую активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности отно­сятся: степень удовлетворенности, уровень профессионального ма­стерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, ини­циативность и т.д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на до­машние обязанности, отношения между супругами, число детей и т.д.

К показателям медицинской активности относятся: санитар­ная грамотность, гигиенические привычки, отношение к медосмотрам, выполнение ме­дицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность об­ращений за медицинской помощью.

Понятия, тесно связанные с понятием образа жизни.

Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, се­мейные отношения, образование, питание и т.д.).

Качество жизни — качество тех условий, в которых осуществ­ляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищ­ных условий, питания, образования, медицинской помощи).

^ Уровень жизни (уровень благосостояния) отражает количественные показатели ус­ловий жизни. Уровень жизни определяется размером валового про­дукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения.

^ Уклад жизни — сложившийся устойчивый стереотип поведения, порядок жизни, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

^ Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в по­вседневной жизни.

Задача работника любой отрасли социальной сферы в конечном итоге состоит в по­мощи человеку восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения его качества жизни.
^ 2. Пути формирования здорового образа жизни.

Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни являются образование и просвещение в их конкретном выраже­нии, т.е. в системе гигиенических знаний, навыков и умений, на­правленных на сохранение и укрепление здоровья. Это также и воспитание - долгий и трудный про­цесс педагогического воздействия на человека на всем протяжении его роста и развития, становления его личности, характера, в том числе формирование установки на здоровый образ жизни. От того, что будет заложено в человеке с самого раннего детства, во многом будут зависеть его мировоззрение, культура и образ жизни.

^ Формирование устойчивой установки (внутренняя необходимость, потребность) на ЗОЖ является важнейшей зада­чей государства, ор­ганов здравоохранения, социальной защиты, образования, так как образ жизни является определяющим фактором здоровья.

На фор­мирование ЗОЖ направлены рекомендации ВОЗ:

питание с малым содержанием жиров животного происхож­дения;

сокращение количества потребляемой соли;

сокращение потребления алкогольных напитков;

поддержание нормальной массы тела и регулярные физичес­кие упражнения;

снижение уровня стрессов и т.д.

ЗОЖ должен формироваться по следующим двум направлени­ям:

  1. усиление и создание положительного в образе жизни;

  2. пре­одоление, уменьшение факторов риска.

Здоровый образ жизни базируется на научно-обо­снованных санитарно-гигиенических нормативах (принципы здорового образа жизни):

  1. рациональное питание;

  2. физическая активность;

  3. закаливание;

  4. отсутствие вредных привычек;

  5. умение выходить из стрес­совых состояний (например, владение методиками аутотренинга);

  6. высокая медицинская активность (своевременность прохождения мед­осмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации);

  7. умение оказать первую помощь при внезапных заболевания, травмах и т.д.


^ 3. Рациональное питание

Рациональное питание (от лат. ratioразум) питание, которое сбалансировано в энергетическом отношении по калориям, составу в зависимости от пола, возраста и рода деятельности.

Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организ­ма общеизвестна: поддержание обменных процессов на относительно постоянном уровне, энергообеспечение, синтез ферментов, пласти­ческая роль и т.д. Неправильно организованное пи­тание приводит к снижению трудоспособности, повышению вос­приимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению про­должительности жизни.

Значение основных питательных веществ.

Процесс питания связан с обеспечением организма нутриентами, обладающими энергетическими, пластическими и регуляторными функциями. К нутриентам относятся белки, жиры и углеводы. Соотношение белков, жиров и углеводов для людей среднего возраста должно быть (по массе) 1:1:4 (при тяжелой физической работе 1:1:5), для молодых — 1:0,9:3,2.

Белки используются в качестве источника энергии (окисление 1г белка в организме дает 4ккал энергии), строительного материала для регенерации (восстановления) клеток, образования ферментов и гормонов. Функции белков: каталитическая, питательная, транспортная, сократительная, структурная, гормональная (регуляторная), защитная, рецепторная и др. Потребность организма в белках зависит от пола, воз­раста и энергозатрат, составляя в среднем в сутки 70-100г, в том числе животных белков 50г (при энергозатратах 12000кДж). Белки должны давать примерно 10-15% кало­рийности суточного рациона (не менее 5% энергозатрат). В состав белков входят аминокис­лоты, которые подразделяются на заменимые и незаменимые. Чем больше белки содержат незаменимых аминокислот, тем они пол­ноценнее, там выше их биологическая ценность. Из 20 аминокислот 10 являются незаменимыми: аргинин, лизин, валин, гистидин, лейцин, изолейцин, тре­онин, триптофан, метионин, фенилаланин. Исключение из рациона какой-либо из них приводит к отрицательному азотистому балансу, истощению, остановке роста. Дефицит триптофана вызывает катаракту, выпадение волос, поражение зубов, потерю массы тела; лизина – повышенную восприимчивость к шуму, тошноту, головокружение; лейцина – у молодых людей сопровождается головными болями, лёгкой утомляемостью, психической подавленностью.

В желудочно-кишечном тракте белки, лишенные своей видовой и тканевой специфичности, в виде аминокислот всасываются, по воротной вене поступают в печень, где подвергаются различным превращениям. Кровь освобождается от аминокислот уже через 5 мин

Депонирования аминокислот в организме не происходит, ежедневно у человека меняется 1-2% белков тела.

^ Азотистое равновесие – состояние, когда количество азота, поступающего в организм равно выводимому. Характерно для здорового взрослого человека.

Синтезируемый организмом из аминокислот свой индивидуальный белок имеет свое нормальное содержание 65-85 г/л и патологическое в виде гипопротеинэмии (недостаточность поступления белков, их переваривания, всасывания, синтеза в печени, чрезмерное выделение почками) и гирерпротеинэмии (сгущение крови, потери жидкости, токсический или инфекционный процесс, хронические гепатиты и циррозы печени, паразитарные заболевания). Имеют значение не столько для дифференциальной диагностики, сколько для оценки тяжести состояния больного. Диспротеинэмии (нарушение нормального соотношения белковых фракций крови – альбумины, глобулины, белки «острой фазы», ферменты и др.) позволяют различать между собой различные заболевания.

Жиры (липиды) являются основным источником энергии в организме (окисление 1г жиров дает 9ккал).

Суточная потребность орга­низма в жирах составляет в среднем 80-100г, в том числе расти­тельных жиров 20-25г. Жиры должны давать примерно 35% кало­рийности суточного рациона.

В желудочно-кишечном тракте жиры перевариваются до: полиненасыщенные жирные кислоты, триглицерины, фосфатиды, холестерин, липопротеины (белково-липидные комплексы), жирорастворимые витамины А, Е, К. Наибольшую ценность для организма представляют жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кисло­ты, т.е. жиры растительного происхождения.

Нарушения метаболизма липидов включают: гиперлипидэмии, гиполипидэмии и нарушения накопления липидов. У 60% населения уровни холестерина составляют > 5ммоль/л, у 25% - > 6,5ммоль/л и у 10% - > 7,3ммоль/л. Кровь для определения липидов берут после 14-часового голодания для предотвращения влияния приёма пищи. Определены группы риска развития ишемической болезни сердца (ИБС) в зависимости от содержания холестерина в крови: низкий риск (< 5,2ммоль/л), умеренный (5,2-6,4ммоль/л) и высокий (> 6,5ммоль/л). Причинами дислипопротеинэмий могут быть: сахарный диабет, ожирение, алкоголизм, гипотиреоидизм, заболевания почек, печени, отравления, в т.ч. лекарственные и др.

Углеводы являются одним из основных источников энергии (окис­ление 1г. углеводов дает 3,75ккал). Суточная потребность организ­ма в углеводах составляет от 400-500г. Углеводы должны да­вать примерно 55-60% калорийности суточного рациона. Если углево­дов в организме избыток, то они переходят в жиры, т.е. избыточ­ное количество углеводов способствует ожирению.

Человек способен синтезировать некоторые углеводы из глицерина и аминокислоты, но большинство поступает с растительной пищей. Пищевые углеводы существуют двух видов: усваиваемые, которые перевариваются в тонком кишечнике (полисахариды – крахмал, гликоген; дисахариды – сахароза, лактоза; моносахариды – глюкоза, фруктоза, галактоза) и неусваемые (пищевые волокна – пектины), метаболизируемые бактериальной флорой толстого кишечника.

В желудочно-кишечном тракте углеводы расщепляются до моносахаридов, которые всасываются. Полисахариды и дисахариды непосредственно превращается в глюкозу, а фруктоза и галактоза – в печени. Нормальное содержание глюкозы в крови натощак – не более 5ммоль/л.

Нарушения углеводного обмена: сахарный диабет, гипогликемия и наследственные метаболические заболевания. Инсулин – фермент, синтезируемый клетками островков поджелудочной железы, является основным гипогликемическим фактором, он утилизирует глюкозу крови, превращая её в энергию АТФ. При его недостатке развивается сахарный диабет, сопровождающийся гмпергликемией, глюкозурией и нарушениями белково-липидного обмена.

Витаминыбиологически ак­тивные органические соединения, необходимые для нормаль­ной жизнедеятельности. Витамины в организме не образуются, а попадают с продуктами. Различают водорастворимые 1, В2, никотиновая кислота – РР, В5, В6, фолиевая кислота – В9, биотин, цианокобаламин – В12, аскорбиновая кислота – С), и жиро­растворимые витамины (А, D, Е, К) .

Недостаток витаминов приводит к гипо­витаминозу (недостаток витаминов в организме) и авитаминозу (отсутствие витаминов в организме).

Минеральные вещества используются в каче­стве пластического материала и для синтеза ферментов. Различа­ют макроэлементы (Са, Р, Mg, Na, К, Fe) и микроэлементы (Си, Zn, Mn, Co, Cr, Ni, J, Ft, Si, Мо).

^ Принципы рационального питания:

  • Сбалансированность. Сбалансированное питание значит, что ко­личество энергии, полученной с пищей, должно быть равно коли­честву затраченной энергии. Как избыток, так и недостаток потребляемой энергии одинаково вредны для здоро­вья. Каждый лишний килограмм - это дополнительная нагрузка на сердце, опорно-двигательный аппарат, легкие, железы внут­ренней секреции и т.д., это повышенный риск заболевания сер­дечно-сосудистой системы, обмена веществ, иммунной системы и др. Недостаток энергии сопровождается снижением функций ор­ганизма и отдельных его систем, снижением способности орга­низма защищаться от неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды;

  • ^ Есть медленно, не переедать. Поступление питательных веществ в кровь начинается уже че­рез несколько минут от момента приема пищи. Насыщение насту­пает тогда, когда уровень питательных веществ в крови достигает определенной величины. И в этот момент надо остановиться. Но как это сделать, если в течение 5-10 минут было поглощено такое количество пищи, которое превышало потребности организма в 2-3 раза. Насытившись, следует остановиться;

  • ^ Соблюдение режима питания. Кратность приема пищи, распределение суточной калорийности, массы и состава пищи по отдельным приемам пищи. Нервная система вырабатывает ус­ловный рефлекс на определенное время, одну и ту же обстановку и постоянное место. При соблюдении всех этих условий происхо­дит «настройка» всей пищеварительной системы на прием пищи. Для здорового человека оптимально четырехразовое питание. При четырехразовом питании соотношение числа калорий пищи по отдельным приемам пищи должно быть: 30, 15, 35, 20%. Продукты, богатые животными белками (мясо, рыба), полез­нее употреблять утром и днем, так как они повышают работоспо­собность. Второй завтрак может включать в себя кисломолочные продукты, овощные блюда, бутерброды, фрукты. Обед должен быть самым значительным по объему пищи. Ужин должен быть неболь­шим по объему и состоять из легкоусвояемых блюд. Последний прием пищи должен быть за 2-3 ч до сна;

  • Питание должно быть разнообразным, т.е. ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т.д. Разнообразная пища включает шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба, яйца, хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия, жиры, карто­фель;

  • В способах приготовления предпочтение следует отдавать от­варному;

  • Знать калорийность и химический состав пищи.

Эмпирическая формула расчета идеальной массы тела для любого возраста (принятая в эндокринологии).

^ Для мужчин:

(рост в см х 3 - 450 + возраст) х 0,25 + 40,5 кг = идеальная мас­са тела.

Для женщин:

(рост в см х 3 - 450 + возраст) х 0,225 + 45 кг = идеальная масса тела.

Если масса реальная не превышает массу идеаль­ную более чем на 20 %, то это означает, что у вас нормальный вес. В том случае, когда реальный вес превышает идеальный бо­лее чем на 20 %, можно с уверенностью говорить о наличии у вас избыточного веса, и вам следует задуматься над его нормализа­цией.

Для предуп­реждения ожирения необходимо:

  • обращать внимание на сведения о составе и калорийности про­дуктов на этикетках;

  • не увлекаться мучными изделиями, особенно сдобами, содер­жащими жир и сахар;

  • избегать излишнего потребления сахара и сладостей, исполь­зовать заменители сахара;

  • избегать пищевых продуктов, богатых жиром (сосиски, сар­дельки, колбасы, жирные молочные продукты);

  • помнить, что алкогольные напитки, включая пиво, калорийны;

  • выходить из-за стола с легким чувством голода, так как орга­низм уже получил достаточно пищи, но сигнал об этом еще не успел дойти до головного мозга;

  • тщательно пережевывать пищу, так как это способствует уга­санию аппетита;

  • при увеличении массы тела увеличивать физическую активность.

Лечебное питание. Питание больного наряду с медикаментами играет большую роль в лечение больного. Определенная диета яв­ляется важнейшим фактором лечения заболеваний органов пище­варения, сердечно-сосудистой системы, почек, органов эндокрин­ной системы и т.д.

Лечебное питание организуется по номенклатуре диет, разра­ботанных Институтом питания РАМН — лечебные столы (таких лечебных столов 15). Каждому номеру ле­чебного стола соответствует определенное заболевание, при ко­тором этот стол (диета) применяется.
^ 4. Физическая активность

является одним из важ­нейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и кончая глубокой старостью. Вследствие изменившихся условий жизни и производственной деятельности большинство населения в настоящее время испытывает дефицит двигательной активности, т.е. гиподинамию – один из боль­шим, или главных, факторов риска здоровью. За последние 100 лет физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась более чем в 90 раз.

^ Потребность в движении как проявление биологической сущности человека есть такая же есте­ственная потребность, как и все остальные - в пище, тепле, доб­роте, уважении, безопасности и т. д.

Движение как функция мышечной системы в развитии ребенка имеет огром­ное значение как инструмент познания окружающего мира и сред­ство гармоничного развития личности, особенно на ранних ста­диях формирования. Нет ни одной функции организма, которая напрямую или опосредованно не связана с движением. Движение человеческой мысли - это тоже движе­ние, хотя и скрытое от наших глаз.

Физическая активность является важнейшей составляющей здо­рового образа жизни. Оптимальными (кроме ежедневной утрен­ней гимнастики) считаются еженедельные занятия физической культурой не менее 2-3 раз по 45-60 мин. Физиологический уровень ежесуточного расхода энергии на мышечную деятельность составляет 2 000-4 800 ккал. Минимальной суточ­ной физической нагрузкой считается мышечная работа, эквива­лентная 10км спокойного пешего хода. Для пожилых людей эта дистанция уменьшается до 5-7км. Виды физических упражне­ний очень разнообразны: ходьба, бег, плавание, коньки, велоси­пед, гимнастика, волейбол, теннис и др.

Физическая культура - использование физических упражнений в опре­деленном количественном и качественном сочетании, направленных: 1) на закаливание организма, 2) поддерживание и укрепление здоро­вья человека, 3) рациональную организацию труда и отдыха, 4) фор­мирование активной жизненной позиции и долголетия.

Для каждого человека характерен оптимальный уровень мы­шечной активности. Он зависит от наследственной предрасположенности (состав мышечных волокон у каждого человека генети­чески детерминирован), пола, возраста, условий жизни (прежде (всего от количества и качества питания).

Процесс занятий физическими упражнениями - мышечная тре­нировка - увеличивает общую двигательную активность орга­низма человека. Это достигается с помощью двух различающих­ся по характеру и направленности тренировочных упражнений: развивающих и поддерживающих. Принципы тренировок — постепенность, последовательность, систематичность, индивидуальный подход к занятиям с контро­лем самочувствия и объективных показателей.

Прежде чем приступить к регулярным физическим трениров­кам, необходимо обратиться к врачу с целью обследования и определения так называемой группы здоровья.

Основ­ная для лиц которые могут заниматься физкультурой без ограни­чений, так как не имеют отклонений в состоянии здоровья и до­статочно адаптированы к физическим нагрузкам.

Подготовитель­ная для лиц с хроническими заболеваниями, которые не препят­ствуют выполнению обычной трудовой и бытовой деятельности, т.е. для лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья. Для занимающихся в этой группе требуется ограниче­ние интенсивности нагрузки.

Специальная, в которую входят лица, имеющие хронические заболевания, препятствующие выполне­нию обычной трудовой деятельности. Таким лицам, как правило, рекомендовано занятие лечебной физкультурой (ЛФК). Для лиц этой группы желательно проводить тренировки под руководством тренера и контролем врача. Перед началом занятий, как правило, проводят тесты для определения физического состояния.

Лица, регулярно занимающиеся физической культурой, дол­жны проходить медицинское обследование не реже 1 раза в пол­года.
5. Закаливание

— тренировка организма для приспособления к изменениям внешней среды.

^ Физиологическая сущность закаливания заключается в повтор­ном воздействии на организм охлаждения, высокой температуры или поочередных температурных воздействий, а также действия солнечного света или искусственного ультрафиолетового излучения. Закаливающие процедуры следует рассматривать как один из эф­фективных способов акклиматизации по отношению к постоянно изменяющимся метеорологическим условиям внешней среды.

Для закаливания необходимо повто­ряющееся и длительное воздействие на организм того или иного физического фактора (воды, воздуха, солнечного света). Оптималь­ным вариантом является сочетание закаливания с физическими упражнениями.

^ Принципы закаливания: постепенность, последовательность, регулярность. Возмож­ности для закаливания открываются сразу после рождения ребен­ка. Воздушные ванны являются неотъемлемой частью гигиены де­тей с самого раннего возраста.

Закаливающие процедуры очень разнообразны, например: растирания, обливания, душ, «морже­вание». Причем водные процедуры могут быть общими и местны­ми. Оздоровительным эффектом обладают парная баня и сауна. Закаливание воздухом помимо воздушных ванн предусматривает и местное охлаждение отдельных участков тела воздушными по­токами. Простым и эффективным видом закаливания является хождение и бег босиком. Эффективно и закаливание солнечными лучами.

Закаливание водой. Для закаливания применяют прохладную воду при температуре 24-16 °С и холодную - ниже 16 ° С. Высокая эффективность водных процедур связана с возникнове­нием активной общей реакции организма на действие прохладной или холодной воды при достаточно короткой экспозиции воздейст­вия. В коже находится разнообразная популяция рецепторов: теп­ловые и холодовые, тактильные, свободные нервные окончания. Все участки тела имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга. Улучшается микроциркуляция, повышаются интенсивность кровообращения и тканевого дыхания, тонус нервно-мышечного аппарата, совершенствуются механизмы терморегуляции.

Самое благоприятное время приема водных процедур - утрен­ние часы, после утренней зарядки, когда кожа равномерно согрета и наблюдается более отчетливая сосудистая реакция. В это время значительно быстрее происходит переход организма в активное состояние, от сна к бодрствованию.

Если водные процедуры проходят на воздухе, это дополни­тельный фактор, который надо учитывать при достижении эф­фекта закаливания.

После любой водной процедуры надо обязательно вытереться, растирая тело махровым полотенцем докрасна. При значительных охлаждениях организма целесообразно выполнение активных физических уп­ражнений.

Закаливающие водные процедуры разделяют на обтирание, обливание, душ и купание.

Купальный сезон в летнее время открывают при температуре роды и воздуха не ниже 18-20°С, а заканчивают при температуре воды 13-14°С и воздуха 15-16°С. Самые благоприятные часы для купания утренние или вечерние. Недопустимо купаться сразу после приема пищи, нужно, чтобы прошло не менее 1,5-2 часов. Поскольку купание связано с большими энергозатратами, время купания не должно быть очень продолжительным.

Купание зимой, кроме вышеперечисленных изменений, являет­ся сильнейшим раздражителем для нервной системы в целом и для центральной нервной системы в частности. Подросткам моложе 18 лет зимнее купание непозволительно.

Солнечные ванны. Солнечное излучение обладает очень выраженным биологиче­ским действием на все живые существа. Наибольшей биологической активностью обладает ультрафиоле­товое излучение. Однако и в этом очень узком диапазоне видимо­го спектра выделяют по характеру биологического действия два участка. Первый - с длиной волны 320 нм и более (одна тысячная доля микрона) - вызывает эритему (покраснение) кожи, образова­ние пигмента (приспособительная реакция) и витамина D, обла­дающего антирахитическим действием. Второй - с длиной волны 320 нм и менее. Этот диапазон жесткого (короткого) излучения обладает выраженным бактерицидным действием, которое наи­более сильно проявляется при длине волны 280-305 нм.

Физиологический механизм действия всего диапазона солнеч­ного излучения (от инфракрасного до ультрафиолетового) опре­деляется рядом рефлекторных реакций, возникающих в ответ на раздражение популяции рецепторов, заложенных в кожных по­кровах. Кроме того, в коже под влиянием солнечной радиации образуются биологически активные вещества (БАВ) - гистамин, холин, аденозин и др. Всасываясь в кровь, эти вещества разносят­ся по всему организму и оказывают разностороннее воздействие на различные органы и ткани.

Ультрафиолетовое излучение вы­зывает ответную реакцию со стороны симпатоадреналовой систе­мы, а следовательно, повышает работоспособность и укрепляет общее функциональное состояние организма.

Длинноволновый диапазон солнечного излучения также обла­дает достаточно выраженным биологическим действием. Ультрафиолетовые лучи проникают в кожу на глубину не более чем на десятые и сотые до­ли миллиметра, и биологический эффект длится довольно про­должительное время. Он выражается в покраснении кожи (эритемное действие), которое наблюдается через 5-6 часов и дости­гает максимального развития ровно через сутки. Повторное воздействие ультрафиолета вызывает образование в поверхностных слоях ко­жи пигмента меланина. Пигментация является самой настоящей защитной реакцией от избыточного воздействия солнечной ра­диации, и в первую очередь ультрафиолетовых лучей, от перегре­ва, так как пигмент интенсивно поглощает избыточную энергию.

Крайне важным положительным свойством ультрафиолетово­го излучения является образование витамина D из эргостерина (жироподобного вещества), который находится в норме в коже. Витамин D регулирует обмен кальция в организме и поэтому име­ет первостепенное значение в предупреждении рахита.

Наблюдается целый ряд положительных физиологических изменений. Увеличи­вается содержание гемоглобина и эритроцитов в крови, повыша­ется фагоцитарная активность лейкоцитов, возрастает количество кальция и фосфора в организме, ускоряется процесс свертывания крови за счет повышения функции системы свертывания, возрас­тает резервная щелочность крови, повышается обмен веществ - т. е. белковый и углеводный обмены.

Не следует загорать натощак и раньше чем через 1 -1,5 часа после еды. После солнечной ванны следует принять прохладный душ или искупаться. Наиболее бла­гоприятные часы для приема солнечных ванн - утренние, когда в спектре солнечного излучения меньше всего тепловых лучей. В средней полосе это 8-11 часов, на юге- 7-10 часов, а на севере-9-12 часов. Детям подросткового возраста надо принимать сол­нечные ванны в период от 10 до 12 часов (на юге - с 9 часов) при температуре воздуха не ниже 20 и не выше 32°С в тени.

Активный отдых. Еще в 1863г. Илья Михайлович Сеченов привел теоретические доводы и практические результаты исследований в пользу актив­ного отдыха.
^ 6. Умение выходить из стрессовых ситуаций.

Психо­гигиена является неотъемлемой частью здорового образа жизни: отсутствие или уменьшение стрессов, отсутствие посто­янного психического напряжения, которые являются большими, или главными, факторами риска. Одним из моментов психопро­филактики является аутотренинг.

Аутотренингнервно-психическая саморегуляция внутренних регуляторных и защитных механизмов организма. Аутотренинг яв­ляется синтетическим методом, объединившим эмпирические и на­учно обоснованные открытия в области психогигиены. Источника­ми аутотренинга являются: древнеиндийская система йоги, гипно­тическое внушение, самовнушение, исследование нервно-мышеч­ных компонентов эмоций. Академик И. П. Павлов неоднократно под­черкивал, что головной мозг «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле». Аутогенная тренировка как метод был пред­ложен в 1932 г. В последние годы интерес к аутотренингу значи­тельно возрос. С помощью аутогенной тренировки достигается са­морегуляция эмоционально-вегетативных функций организма, сти­мулируется состояние покоя и активности.

Главным элементом ауто­генной тренировки является мышечная и психическая релаксация (расслабление), которая нормализует регуляцию деятельности внутренних органов. Аутотренинг применяется с целью психопрофилактики и психоте­рапии (лечения) неврозов, вегето-сосудистых дистоний, гиперто­нической болезни, бронхиальной астмы, язвенной болезни.

Со стрессом можно и нужно бороться. Борьба будет более ус­пешной, если она начата своевременно. Вот некоторые самые об­щие правила борьбы со стрессом, рекомендуемые зарубежными психологами:

  1. ^ Измените свое отношение к жизни. Надо по­нять, что ваше здоровье, а следовательно, эмоциональное и физи­ческое благополучие зависят исключительно от вас самих. Никто не вправе решать за вас - быть или не быть вам счастливым. Вам решать, как этого достигнуть. Вы должны достигнуть такой сте­пени эмоционального и физического благополучия, которая по­зволит вам полноценно прожить каждый день своей жизни.
    Ждать, что кто-то за вас это сделает, - пустая затея.

  2. Всех людей можно разделить на оптимистов и пессимистов.
    ^ Причиной стресса является не само событие, а его отражение в нашем сознании. Великий Шекспир считал, что нет событий плохих или хороших, таковыми мы их делаем в своем сознании. Единственный способ избавиться от пессимизма - перестроить собственное мышление.

  3. Занятия физическими упражнениями – очень хороший способ снятия напряжения. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую спортивную форму.

  1. Ста­райтесь вести организованный образ жизни. Научитесь ранжировать свои дела по степени важности. Неряшливость, беспорядок, неорганизованность внешне ка­жутся пустяковыми недостатками, однако все эти отрицательные качества человеческой натуры - источник развития стресса. В первую очередь выполняйте наиболее важные и срочные дела, остальные потом. Не планируйте то, что вы реально не можете выполнить.

  2. ^ Если вы не умеете говорить «нет», надо научиться. Некоторые люди не умеют отказывать, хотя заведомо знают, что выполнение той или иной просьбы нереально из-за большой занятости. Заканчивается это неприятностью и развитием стресса.

  3. Надо научиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от нас самих. Можно и нужно радовать­ся каждому дню своей жизни, чистому небу, яркому солнцу, зеле­ной траве.

  4. ^ Максимализм не делает человека счастливым, постарайтесь избавиться от него. Некоторые люди хотят по­лучить все и сразу. Люди, которые ставят перед собой недостижимые це­ли, как правило, терпят фиаско. Нетерпимость к недостаткам дру­гих людей и к своим собственным вызывает стресс, делает челове­ка раздражительным и агрессивным.

  5. ^ Постарайтесь увидеть себя, свои поступки как бы со стороны, глазами других людей. Если человек увлечен каким-либо интересным делом, которое поглощает его с головой, это, безус­ловно, заслуживает одобрения, к тому же создает эмоциональное благополучие. Вы оцениваете других людей, а они оценивают вас.

  6. ^ Учиться на прошлых ошибках, а жить «здесь и сейчас», т. е. настоящим и будущим. Углубление в прошлое мешает человеку жить настоящим и вызывает стресс, особенно когда человек пребывает в горестном состоянии отно­сительно упущенных возможностей в прошлом.

  7. Огромное значение в преодолении стресса имеет правиль­ное питание. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном ко­личестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положи­тельные эмоции. Помогают этому соблюдение постов и вегетарианство.

  8. Одним из важнейших факторов противодействия стрессу яв­ляется правильный режим жизни, в частности режим сна. Продол­жительность сна, удовлетворяющая физиологическим требованиям, составляет 7-8 часов в сутки. Это то время, которое необходимо для поддержания здоровья, восстановления утраченных сил.

  9. ^ Злоупотребление алкоголем усиливает стресс. Само по себе опьянение и последующее со­стояние - сильнейший стресс для организма. Более того, в состоя­нии опьянения человек совершает неконтролируемые поступки,
    которые после возвращения сознания способны ввергнуть его в тяжелый стресс. Помимо алкоголя стрессовым фактором может быть кофеин, который содержится не только в кофе, но также в шоколаде, в различных напитках-тониках. Кофеин вызывает повышенную ак­тивность, которая сопровождается целым рядом физиологических реакций, напоминающих стресс.

^ Варианты выхода из стрессовых ситуаций:

Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок. Он включает пересмотр целей или путей их достижения. Компромисс не означает отступления, напротив, это умение найти выход из создавшегося положения без серьезных потерь.

Сотрудниче­ство, при сотрудничестве интересы и цели всех сторон учтены и удовлетворены. Сохраняется уважение к личности партнера, ра­венство с ним.

Многие люди находят разрядку от психоэмоционального на­пряжения в юморе, шутках. Посмеяться над собой, над ситуацией, представить что-то в комическом виде может любой сильный и душевно здоровый человек. Большая жажда смешного есть у де­тей. Взрослый, обладающий чувством юмора, очень ценится деть­ми, потому что «с ним весело», воспитательное воздействие тако­го человека приобретает дополнительную силу.
Контрольные вопросы
1. Понятие «здоровый образ жизни».

2. Пути формирования здорового образа жизни.

3. Рациональное питание

4. Физическая активность

5. Закаливание

6. Умение выходить из стрессовых ситуаций.


Скачать файл (1115.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru