Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебно-методический комплекс - Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей - файл 1.doc


Учебно-методический комплекс - Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
скачать (590 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc590kb.18.11.2011 18:33скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Им. М.К. АММОСОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Якутск, 2003

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Им. М.К. АММОСОВА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ
И ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС




Якутск, 2003



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебно-методический комплекс по «Основам медицинских знаний» написан для специальности 031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Педагогического института и ставит своей целью научить студентов – будущих дипломированных специалистов – успешно использовать в своей профессиональной деятельности медицинские знания, умения и навыки для:

-эффективной организации производственного (учебного) процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, уровнем функциональных возможностей организма человека, состоянием здоровья;

  • построения и организации профессиональной деятельности;

  • создания внешних благоприятных условий для производственного процесса;

  • грамотной организации досуга;

  • сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности, оказания первой медицинской , доврачебной, помощи пострадавшим при несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

  • спасения жизни в чрезвычайных условиях.



Составители:

Гольдерова Айталина Семеновна – ст. преподаватель.

Платонова Наталья Аркадьевна – ст. преподаватель

Яковлева Александра Петровна – ст. преподаватель

Степанова Анастасия Дмитриевна - ассистент

Кафедра Основы здорового образа жизни и экологии человека МИ ЯГУ.


ОГЛАВЛЕНИЕ



Раздел 1. Введение

1.1. Определение предмета и его задачи

1.2. Роль и место доврачебной помощи

1.3. Понятие о болезни, причины и стадии болезни.

1.4. Методы обследования больных.

Раздел 2. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях.

2.1. Заболевания органов дыхания.

2.2. Заболевания органов сердечно-сосудистой системы.

2.3. Заболевания органов пищеварения.

2.4. Заболевания органов мочевыделительной системы.

Раздел 3. Основы лекарственной помощи.

3.1. Понятие о лекарственном препарате.

3.2. Действие лекарственных веществ.

3.3. Пути введения лекарственных веществ.

3.4. Подкожные и внутримышечные инъекции
Раздел 4. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях

4.1. Детский травматизм. Профилактика детского травматизма.

4.2. Определение и классификация терминальных состояний.

4.3. Реанимация

4.4. Утопление, электротравма.

4.5. Раны.

4.6. Кровотечения. Временная остановка кровотечений.

4.7. Травматический шок.

4.8. Замерзание и отморожения. Ожоги.

4.9. Переломы костей . Транспортная иммобилизация.

4.10. Закрытые повреждения.

4.11. Повреждения головы, шеи, позвоночника, грудной клетки, живота.


Раздел 5. Инфекционные болезни.

5.1. Понятие о микробах.

5.2. Общие сведения об иммунитете и защитных механизмах организма.

5.3. Понятие об инфекционном и эпидемическом процессах.

5.4.Классификация инфекционных заболеваний.

5.5. Кишечные инфекции

5.6. Инфекции дыхательных путей

5.7. Детские инфекции

Раздел 6. Здоровый образ жизни

6.1. Здоровье и образ жизни.

6.2. Влияние стресса на здоровье человека

6.3. Экология и здоровье человека.

^

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ





    1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ЕГО ЗАДАЧИ.

В современных условиях стало недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения, появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний.

Доврачебная помощь предусматривает прежде всего немедленное оказание само- и взаимопомощи в первые минуты после поражения. Однако вовремя оказать такую помощь можно только при соответствующей предварительной подготовке и овладении основами медицинских знаний.

Овладение основами медицинских знаний бесспорно необходимо каждому человеку для его нормального физического и духовного развития. Особенно важно иметь эти знания в случаях, требующих оказания человеку самой первой медицинской помощи в быту, на работе, поездке, путешествии, в школе, на улице и т.д. Ситуация, когда она может и должна быть срочно оказана пострадавшему человеку, когда ему приходится рассчитывать только на помощь оказавшихся рядом лиц, своих друзей или на собственные знания и силы своего организма, в повседневной жизни нередки. В ряде случаев правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему человеку, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь предусматривает проведение ряда неотложных простейших мероприятий по спасению жизни человека или предупреждению возможных в дальнейшем осложнений. Она включает в себя 3 основные группы таких действий:

  • меры по незамедлительному прекращению воздействия внешних повреждающих факторов;

  • меры оказанию первой медицинской помощи пострадавшему или самопомощи в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания;

- меры по незамедлительной доставке больного или пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро спланировать последовательность ее этапов. Сначала используют те приемы, которые в наибольшей степени способствуют сохранению жизни потерпевшего, а также те, без которых невозможно выполнение последующих приемов. Все они должны производиться бережно и осторожно, поскольку грубые действия нередко могут только ухудшить состояние пострадавшего. Если помощь оказывают несколько человек, то их действия должны быть не только оперативными, но и слаженными, скоординированными. В этом случае один из тех, кто оказывает помощь, должен принять на себя обязанности старшего группы и руководить действиями всех остальных.

В современных условиях значение доврачебной помощи еще больше возросло в связи с появлением оружия массового поражения и возникновением угрозы образования очагов массового поражения.
^

1.2. РОЛЬ И МЕСТО ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ


Различают следующие виды медицинской помощи:

  1. первая медицинская помощь;

  2. первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь;

  3. первая врачебная медицинская помощь;

  4. квалифицированная медицинская помощь;

5) специализированная медицинская помощь.

Первую медицинскую помощь оказывают люди, которые чаще всего не имеют специального медицинского образования.

Первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку.

Первую врачебную медицинскую помощь оказывает врач, который имеет необходимый инструмент и лекарственные средства.

Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в многопрофильной больнице или госпитале.

Специализированная медицинская помощь осуществляется на самом высоком уровне в профилированной больнице, где лечение проводят высококвалифицированные специалисты.

Первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь оказывается на месте происшествия, в очаге поражения, при транспортировке пострадавших и в лечебных учреждениях до прихода врача. При этом помощь оказывается более квалифицированно, выполняются реанимационные мероприятия, используются стандартные средства для временной остановки кровотечения, проводятся инъекции лекарственных средств, накладываются табельные транспортные шины, исправляются повязки на ранах, вводятся антидоты. В комплексе мероприятий доврачебной медицинской помощи большое значение имеет своевременная и правильная транспортировка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение.

Для оказания доврачебной медицинской помощи необходимо владеть определенными знаниями и уметь:

– осуществлять временную остановку кровотечения;

– владеть техникой обработки ран;

– выполнять транспортную иммобилизацию при переломах и вывихах;

– накладывать повязки;

– проводить искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца;

– делать внутримышечные и подкожные инъекции;

– измерять артериальное давление и температуру тела;

– оказывать первую помощь при обмороке, коллапсе, шоке, электротравме, отморожениях, ожогах, стенокардии, инфаркте миокарда, инсульте, гипертоническом кризе, коматозных состояниях;

– транспортировать пораженных и тяжелобольных;

оказывать первую помощь пострадавшим с комбинированными поражениями.

^ 1.3. ПОНЯТИЕ БОЛЕЗНИ, ПРИЧИНЫ И СТАДИИ БОЛЕЗНИ.

Болезнь – это процесс, который развивается в организме человека под воздействием разных внутренних и внешних неблагоприятных факторов и сопровождается острыми или хроническими расстройствами жизнедеятельности организма и ослаблением его защитных реакций. Болезнь приносит человеку физические и психологические страдания, снижает умственную и физическую трудоспособность. Болезни бывают острые и хронические. Острые имеют ограниченное по времени течение, хронические могут сопровождать человека всю жизнь, хотя возможно и полное выздоровление.

Периоды острого заболевания:

скрытый (латентный, инкубационный), во время которого в организме протекают процессы, внешне не ощущаемые больным;

продромальный период – промежуток времени от появления первых признаков болезни до ее полного развития;

период полного развития болезни;

период выздоровления.

При хронической форме заболевания выделяются те же периоды, но исход не всегда заканчивается выздоровлением. В течении хронического заболевания выделяют фазы рецидива или обострения болезни, когда все ее симптомы приобретают выраженный характер, а также фазы ремиссии – значительно нарастающего улучшения состояния больного до полного восстановления трудоспособности человека.

В развитии заболевания могут возникать осложнения – изменения в органах и системах, которые ранее не были вовлечены в патологический процесс. Осложнения исчезают при выздоровлении.

Исход острого заболевания – выздоровление, смерть, переход в хроническую форму. Исход хронического заболевания не всегда бывает летальным.

Наука, изучающая закономерности возникновения, причины и механизмы развития заболеваний, отдельных патологических процессов и состояний, называется патологией.

Наука, исследующая условия и причины возникновения заболеваний, называется этиологией.

Причины заболеваний:

экзогенные (внешние) – вызванные внешней средой

эндогенные (внутренние) – вызванные внутренними факторами

Внешние и внутренние причины заболеваний подразделяются на:

механические – травмы, ранения, переломы, сотрясения и.п.;

физические – изменения температуры, влажности, атмосферного давления, воздействия электрического тока, света, радиации и др.;

химические – воздействие на организм различных химических веществ;

биологические – различные возбудители – патогенные (вирусы, микробы, грибки) и др.;

психические – воздействия на центральную нервную систему;

нарушения питания – недостаточное или избыточное поступление в организм питательных веществ (гипо- и авитаминозы, гипотрофии, снижение иммунитета, ожирение, нарушение обмена веществ.);

социальные – неудовлетворительные условия жизни и труда, временные производственные условия;

генетические – передающиеся по наследству.

Каждое заболевание проявляется свойственными для него признаками (симптомами), которые выявляются при помощи клинических методов обследования.

Симптомы делятся на объективные и субъективные.

Объективные симптомы – признаки болезни, которые выявляются при непосредственном визуальном и инструментальном обследовании больного (повышение АД, изменение ЭКГ, увеличение сердца, печени и др.

Субъективные симптомы – ощущения больного (боль в грудной клетке, слабость).

Синдром – сочетание разных, но тесно связанных между собой симптомов (при заболевании легких и бронхов наблюдается сочетание кашля, мокроты.)

Знание симптомов и синдромов заболеваний необходимо для правильного установления диагноза и назначения рационального лечения.


  1. ^ ОСНОВНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ.


Ситуации, когда больному или пострадавшему в чрезвычайных ситуациях необходимо оказать срочную доврачебную помощь, довольно часты. В таких случаях требуется не только быстрая реакция того, кто оказывает эту помощь, но и достаточные знания, твердость, решительность, умение его быстро и точно сориентироваться в жалобах больного и объективных симптомах заболевания. Заболевания внутренних органов, которые требуют неотложной помощи, условно можно разделить на несколько групп. Одна из них – острые нарушения дыхания в результате закупорки верхних дыхательных путей (дифтерия гортани), отек Квинке, отек гортани и трахеи, вдыхание инородного тела; острая недостаточность дыхание при закупорке бронхиального дерева (бронхиальная астма, астматический статус); острая дыхательная недостаточность, сопровождающаяся резким изменением функции легких (тромбоэмболия легких, спонтанный пневмоторакс, острые пневмонии и др.). Следует отметить также острую сердечно- сосудистую недостаточность, которая сопровождает отек легких, кардиогенный шок и др.; боли в грудной клетке и брюшной полости (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночные и почечные колики; коматозные состояния (при сахарном диабете, уремии, отравлениях лекарственными препаратами, сильнодействующими веществами, алкоголем и его суррогатами, ядовитыми ядовитыми растениями и ядами животных); кровотечения (кровохарканье и ле6гочное кровотечение, желудочно-кишечное кровотечение); аллергические реакции; внутренние травматические повреждения и т.д.
^ 1.4. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ.

При обследовании больного пользуются субъективными и объективными методами.

Субъективные методы обследования основаны на анамнезе, т.е. на расспросе больного, который вспоминает о признаках начала и течения болезни. Расспрос начинают с выявления возраста, пола, места жительства, профессии и места работы. Далее выслушивают жалобы больного, выясняют анамнез болезни и жизни, данные о наследственности, перенесенных заболеваниях и вредных привычках.

^ Объективные методы обследования больных можно разделить на 4 группы:

  1. основные методы, включающий наружный осмотр, ощупывание, выстукивание и выслушивание

  2. вспомогательные методы (измерение температуры тела, роста, веса, окружности груди, определение количества мочи, мокроты)

  3. лабораторные методы (исследование крови, мочи, желудочное содержимое, мокрота и т.д.)

  4. инструментальные методы (измерение АД, рентгеноскопия, рентгенография, томография, ЭКГ и др.)

^ Наружный осмотр – позволяет выяснить, ходячий или лежачий больной, чтобы назначить ему определенный двигательный режим и соответствующий уход.

Выражение лица обычно отражает состояние больного. Страдальческое выражение свидетельствует о наличии болей и тяжелого заболевания. Спокойное выражение указывает на отсутствие болей и хорошее состояние больного. Отеки, возникающие по утрам на лице в области век, чаще всего говорят о заболевании почек. Синюшность губ, кончика носа и мочек ушей является признаками тяжелой сердечной болезни. При тяжелых заболеваниях органов брюшной полости лицо приобретает страдальческое выражение, кожа покрывается холодным липким потом, черты лица заострены, глаза западают. Такое лицо известно как лицо Гиппократа.

^ Реакция зрачков на свет определяют, поставив больного против источника света. У здорового человека под влиянием света расширенны зрачки быстро сужаются. Реакция на свет может отсутствовать при патологических процессах в головном мозгу, коматозных состояниях, отравлениях морфином, атропином и другими ядами. Зрачки могут быть неравномерны при патологических процессах в головном мозге.

Телосложение – это сочетание роста, формы тела, строения скелета, развития мускулатуры и упитанности. В пределах физиологической нормы рост человека колеблется от 139 до 195 см.

^ Осмотр кожи должен проводиться по всей поверхности тела, так как при некоторых заболеваниях изменения могут возникать только на отдельных ее участках. При осмотре обращают внимание на изменение цвета, тургора, влажности кожи, наличие сыпи, кровоизлияний, состояние волосяного покрова. Бледность кожи может вызываться малокровием, слабым развитием сосудов и т.д. Покраснение кожи зависит от расширения сосудов. Цианоз, или синюха – это посинение кожи и слизистых оболочек, связанное с высоким содержанием в крови углекислоты, при котором кровь приобретает синюшный оттенок. Прежде всего цианоз выявляется на слизистых оболочках, а затем в местах с тонкой кожей (кончик носа, мочки ушей, под ногтями). Желтуха – это окрашивание в желтый цвет кожи, слизистых оболочек и склер лаз, вызванное накоплением в крови билирубина и отложением в тканях.

^ Кожные сыпи могут сопутствовать различными заболеваниям. Сыпь – это появление на коже и слизистых оболочках пятен, пузырьков, узелков, гнойчиков при воздействии на организм различных внешних и внутренних факторов. Пятно – это ограниченный участок кожи необычного цвета, который не возвышается над поверхностью и возникает вследствие местного расширения сосудов. Розеолы – мелкие пятнышки круглой формы бледно-розового или розовато-красного цвета размером 2-3 мм в диаметре. Возникают вследствие местного расширения капилляров кожи. Характерны для брюшного тифа и паратифов. Петехии – мелкие пятнышки величиной от 2 до 5 мм в диаметре, по форме и цвету напоминают розеолы, но при надавливании пальцем не исчезают, так как возникновение их связано с местным кровоизлиянием в кожу капилляров. Эритема, или краснота, - ограниченное или разлитое покраснение кожи при воздействии лучевого, химического, теплового, инфекционного и других факторов. Бывает при скарлатине, рожистом воспалении и других инфекционных заболеваниях. Отеки – это скопление избыточной жидкости в тканях и полостях организма. Возникает иногда в коже, подкожной жировой клетчатке, плевральной и брюшной полости, околосердечной сумке и между тканевой и жидкой частью кожи.

^ Осмотром полости рта завершается наружный осмотр больного. Изменение слизистых оболочек полости рта наблюдается при многих заболеваниях. При осмотре обращают внимание на состояние десен, щек, языка и зева, на наличие красноты кровоточивости.

^ Пальпация, или ощупывание, помогает определить форму исследуемого органа, консистенцию, характер поверхности, величину, положение и отношению к близлежащим органам, местную температуру, состояние кожи. По реакции больного, выражающей мимикой лица или рефлекторными движением, определяется чувствительность или болезненность органа.

^ Перкуссия, или выстукивание – это метод обследования, состоящий, в постукивании по участкам тела с целью определения по характеру возникающего при этом звуки физических свойств органов, расположенных под местом выстукивания.

^ Аускультация, или выслушивание – это обследование внутренних органов методом выслушивания и оценки возникающих в них звуковых явлений. Аускультация может быть непосредственной, при которой ухо прикладывается непосредственно к телу больного, и посредственной, т.е. с применением акустических приборов – стетоскопа и фонендоскопа. С помощью аускультации оценивают тоны и выявляют шумы сердца, дыхательные шумы в легких, перистальтику кишечника.

^ Лабораторные методы применяются для исследования крови и выделений организма (мочи, испражнений, мокроты, желудочного и дуоденального содержимого и др.). При лабораторной диагностике применяются химические, микроскопические и бактериологические методы исследования.

Инструментальные методы обследования больных используются для выявления изменений, которые нельзя обнаружить другими методами. С этой целью применяются различные инструменты и приборы от простейших (для измерения температуры тела, взвешивания и пр.) до очень сложных (для электрофизиологических исследований).
^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите цели и задачи доврачебной помощи.

  1. Перечислите основные причины возникновения заболевания.

  2. Что называется симптомом и синдромом?

  3. Назовите основные методы обследования больных.


Раздел 2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ и ОТРАВЛЕНИЯХ.

Краткий обзор основной клинической симптоматики.
Бронхит- воспаление слизистой оболочки бронхов, возникающее в результате инфицирования или действия аллергенов. По течению болезни различают острые и хронические. Острому бронхиту, как правило, предшествует заболевания верхних дыхательных путей.

В начале болезни ухудшается самочувствие больного, повышается температура тела, появляется охриплость ,боль и саднение в горле и за грудиной, затем – сухой болезненный кашель. Через несколько дней отхаркивание становится более легким, мокрота выделяется в большом количестве.

При несвоевременно начатом лечении и недостаточном уходе острый бронхит может перейти в хронический, осложнится пневмонией, ревматизмом, отитом, острым нефритом.

^ Лечение и уход. Больному назначают постельный режим и лечение антибиотиками либо сульфаниламидными препаратами.

Комнату часто проветривают, при потливости - регулярно переодевают. Для разжижения мокроты и облегчения откашливания больному дают отвары мать -и- мачехи, подорожника, корня алтея, солодки, горячее молоко с содой или минеральной водой. Полезны щелочные ингаляции, согревающие компрессы на ночь, натирание камфорным маслом с последующим укутыванием, горчичники и банки. Пища больного должна быть калорийной, легкоусвояемой, неострой.

^ Очаговая пневмония (бронхопневмония) характеризуется воспалением легких с поражением легочных пузырьков (альвеол) и окружающих тканей, охватывающее небольшой участок легкого. Возбудителями являются различные микробы и вирусы. Дыхательные пузырьки легких при очаговой пневмонии заполняются жидким слизисто- гнойным содержимым. Чаще развивается как осложнение других заболеваний таких, как грипп, бронхит, реже как первичное заболевание.

Болезнь начинается с простуды. Кашель постепенно усиливается, и через 1-2 недели после начала заболевания появляется довольно легко


^ 2.1. ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

К основным признакам заболеваний органов дыхания относятся кашель, выделение мокроты, кровохаркание, боль, одышка, легочное кровотечение.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (590 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru