Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по валеологии - файл 1.doc


Лекции по валеологии
скачать (504.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc505kb.15.11.2011 23:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекционное занятие № 1. Введение в науку «Валеология».

План:

  1. Предмет и задачи валеологии.

  2. Основные понятия о здоровье.

3. Признаки здоровья

4. Факторы риска для здоровья.

5. Основные составляющие здорового образа жизни 6. Социальные условия формирования здорового образа жизни

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ВАЛЕОЛОГИИ

Валеология - наука о закономерностях проявления, механизмах и способах поддержания, укрепления и сохранения здоровья человека.

Термин "валеология" впервые был введен в 1980 г. И.И, Брехманом в книге "Валеологпя - наука о здоровье". Он образован о г латинскою слова vale -"здравствовать", "быть здоровым".

Необходимость создания специального направления в медико-биологическом цикле наук вызвана тем, что проблема первичной профилактики заболеваний не укладывается в рамки медицины и возникает необходимость в содружественной медицине науке. Современная медицина, по мнению И.И.Брехмана. занимается преимущественно болезнями - случайными явлениями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым. Знания о здоровом образе жизни человечество накапливало веками, но они были разрозненны, не систематизированы и порой не имели научного обоснования, а наука валеология занимается именно этими вопросами. Вооружившись знаниями валеолечип. человек сможет целенаправленно и верно построить свою жизнь так. чтобы оградить себя от нервных стрессов, болезней и преждевременной смерти.

В предмет валеология включены знания по анатомии и физиологии человека, гигиене (личной, питания), сексуальной культуре, знания по профилактике различных заболеваний человека, в том числе и венерических, по профилактике употребления алкоголя, табака, наркотиков, знания по закаливанию, физической культуре, туризму и др.

^ 2. Основные понятия о здоровье.

С(.)1ласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)., здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Благополучие касается всех аспектов жизни человека: необходимо гармоническое сочетание социального, физического, интеллектуального, карьеристского, эмоционального и духовного элементов в жизни. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если стремишься к здоровью и благополучию.

Хотя в последние годы наблюдается значительный интерес к этой проблеме, многие россияне мало что делают для улучшения собственного здоровья. Нсли проанализировать главные причины смерти люден, то можно согласиться с тем заключением, чтя во многих случаях трагической) исхода можно было избежать, если бы люди вели здоровый образ жизни.

Важным показателем благополучия нации является количество преждевременных смертен. Преждевременной принято считать смерть, наег> пившую до 65 лет. Конечно, это порог очень низкий, большинство из нас хочет жить дольше 65 лет.

Сколько же в среднем живет человек"' Средняя продолжительность жизни в Древней Греции была 18 лет, в Риме к началу нашей эры - 21 год, в дореволюционной России - 32 года, в СССР - 72 года. В настоящее время средняя продолжительность жизни в экономически развитых странах достигла 80 лет и более (например, в Японии у женщин - 83 года, у мужчин - 76 лет). Средняя продолжительность женщин выше, чем у мужчин, так как у женщин более высокая биогенетическая выносливость, связанная с миссией продления рода, меньше вредных привычек, более благоприятный липидный обмен.

В России в 1995 г. средняя продолжительность жизни составляла 65 лет: у мужчин - 58 лет, у женщин - 72 года. Численность населения России сокращается, основной причиной этого является превышение смертности над рождаемостью, которое наблюдается с 1992 г.

^ Физическое здоровье - состояние, при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

^ Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе. Психическое здоровье предусматривает тренировку психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.). воспитание дисциплины ума и чувств.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

^ 3. Признаки здоровья
Признаками здоровья
являются:

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • показатели роста и развития в пределах среднестатистической нормы;

  • функциональное состояние организма в пределах среднестатистической нормы;

  • наличие резервных возможностей организма;

  • отсутствие какого-либо заболевания или дефектов развития:

  • высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Норма определяется как диапазон оптимального функционирования организма (В.П.Петленко, 1998). При оценке состояния здоровья пользуются возрастными и индивидуальными нормами (рост и вес тела, жизненная емкость легких, чхтота пульса, уровень артериального давления, уровень глюкозы в крови и т.д.). Однако входящие в одну и ту же группу люди существенно отличаются друг от друга, что определяется многими факторами: полом, профессией, местом жительства, образом жизни и т.д. В связи с этим понятие нормы в здоровье строго индивидуально. Здоровье следует рассматривать в динамике изменений внешней среды, в процессе индивидуального развития организма в течение всей жизни.

И.И. Брехман указывал на то, что между здоровьем и болезнью лежит промежуточное "третье состояние", когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Академик В.П.Петленко называет это состояние предболезнь или предпатология. Предпатология - это состояние крайнего напряжения нормального функционирования организма, это экстремальная норма (В.П.Петленко, 1998). В этом состоянии находится более половины всех людей, живущих на Земле. К находящимся в "третьем состоянии" относятся люди, подвергающие себя воздействию вредных химических веществ (смог, химикаты в продуктах сельского хозяйства, химические добавки в пищевых продуктах, синтетические лекарства), нерационально питающиеся (с излишней массой тела или ожиревшие, с кариесом зубов), регулярно употребляющие алкоголь, курильщики; работающие в ночные смены; подверженные трансмеридиональным перемещениям По мнению ИИ, Брехмана. в "третьем состоянии" человек располагает только половиной психофизических возможностей, заложенных в него природой В третьем состоянии заключены истоки всех болезней. Предвидеть, распознавать, предотвращать и ликвидировать "третье состояние" организма человека -важнейшие задачи валеологии.

^ 4. Факторы риска для здоровья

Важным условием решения задач валеологии является выявление факторов риска для здоровья. К ним относят те факторы, которые способствуют развитию таких заболеваний как ожирение, атеросклероз, гипертония, сахарный диабет, иммунодепрессия, онкологические заболевания.

Основными факторами риска для здоровья человека являются избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, курение.

Таким образом, здоровье человека - это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психическую и физиологическую устойчивость в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Природа снабдила от рождения организм человека способностью к саморегуляции и поддержанию жизни с большим запасом прочности, дальнейшая его жизнь будет зависеть оттого, как он распорядится природным даром, а именно от его образа жизни.

Нсли принять условно уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, т.е. от экологии. 1 ()"-о - or здравоохранения, а 50% здоровья зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

^ Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды. Под взаимоотношениями подразумевается сложный комплекс действий и переживаний, наличие полезных или вредных привычек.

К факторам внешней среды относятся: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Образ жизни человека зависит от пола, возраста, состояния здоровья, условий обитания (климат, жилище), экологических условий (питание, одежда, работа, отдых), наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание), отсутствия вредных привычек (курение, пьянство гиподинамия).

1 Ыкакие пожелания, приказы, наказания не могуч заставить человека вес™ здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье. если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. В основе формирования здорового образа жизни могут лежать следующие мотивы:

1 Самосохранение - человек не совершает определенные действия, так как они угрожают его здоровью и жизни.

  1. Подчинение правилам культуры и быта - человек подчиняется правилам культуры и быта, чтобы быть равноправным членом общества, в
    ко юром живет.

  2. Получение удовлетворения от самосовершенствования - ощущение здоровья приносит человеку радость, поэтому он делает все. чтобы испытать
    ■>то чувство.

  3. Возможность для самосовершенствования - здоровый человек сможет подняться на более высокую ступень общественной лестницы.

  4. Сексуальная реализация - здоровье дает человеку возможность для сексуальной гармонии.

6. Достижение максимально возможной комфортности.
В течение жизни мотивы у человека могут изменяться.

^ 5. Основные составляющие здорового образа жизни

Образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных -и взаимонезаменяемых элементов, трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

Основными факторами, обеспечивающими возможность для здорового образа жизни конкретной личности, являются: способность к рефлексии, состояние среды обитания (пространство), приемлемый режим труда и отдыха.

Рефлексия - это способность к размышлению, самонаблюдению, самопознанию, осмыслению своих действий. Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются; когда они осознаны. Здоровый образ жизни требует от человека волевых усилий и осмысления поступков. прогнозирования последствий как для себя лично, так и для других людей, в том числе возможного потомства. Последнее особенно важно, так как от здоровья конкретно существующего поколения зависит здоровье и счастье последующего.

^ Пространство, которое влияет' на здоровье - это климатическая зона и жилище. У здорового человека есть компенсаторные механизмы, позволяющие быстро адаптироваться к новым климатическим условиям. Микроклимат жилища характеризуется следующими показателями: температурой (в норме от +17° до +22°); влажностью (в холодном климатическом поясе - 30%. в умеренном -45%, в теплом - 65%); нормой жилой площади (в России средняя гигиеническая норма 9 кв. м. на человека); концентрацией кислорода и углекислого газа в помещении (норма кислорода во вдыхаемом воздухе -21%, углекислого газа -0,04%).

^ Разумный режим труда и отдыха - важный фактор здорового образа жизни, поскольку в основном жизнь человека проходит в чередовании труда и отдыха. Труд бывает умственный и физический, отдых - активный и пассивный. Активный отдых - это переключение с одного вида деятельности на другой. Пассивный отдых - что когда человек ничего не делает, а только спокойно лежит пли спит. Универсального для всех режима труда и отдыха нет п не может быть. Жесткие рамки режима ведут к стрессу.

11о современным представлениям, в понятие здоровый образ жизни входят исследующие составляющие: положительные эмоции, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных пристрастий (курение, злоупотребление алкоголем и употребление наркотиков), упорядоченные половые отношения.

Итак, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в благоприятных психических и физических условиях, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.

^ 6. Социальные условия формирования здорового образа жизни

Культурная история человечества изучена в основном за последние пять тысяч лет. Большая часть исследований представляет сведения по развитию точных наук и становлению материальной культуры. Сведения по изучению самого человека, его анатомии, физиологии, основам здравоохранения весьма отрывочны, неполны и противоречивы. Со II века после Рождества Христова до X1V-XV веков в Европе проповедовалось отречение от собственного тела как греховной плоти. Презрение к плоти, самоистязание и самобичевание признавались благими деяниями. О здоровом образе жизни в эпоху раннего и позднего средневековья нельзя было упоминать под страхом отлучения от церкви и публичной казни.

Результатом такого неуважения к физиологической сущности человека стало падение общей санитарной культуры, рост числа болезней, в том числе и инфекционных. Чума в Европе свирепствовала в течение четырехсот лет, в результате чего население континента к XIV веку уменьшилось на четверть В XV веке Европа вступает в эпоху Возрождения. Вместе с восстановлением культурных традиции античной цивилизации восстанавливается п культура быта. На смену мрачным, холодным, плохо освещаемым и проветриваемым средневековым замкам, приходят полные солнечного света и тепла дворцы. Разрабатываются определенные требования к культуре быта, к личной гигиене, гигиене питания, создается система общественного здравоохранения. В системе общественного здравоохранении огромную роль играет непосредственное окружение самого человека, его семья, семейные фадицни

Безусловно, роль экономического и социального благополучия общества очень значима для системы общественного здравоохранения. Ведь если раньше, столетия назад, по сути ни богатый, ни бедный не мог получить реальной квалифицированной медицинской помощи (по современным стандартам), то теперь уровень медицинского обслуживания напрямую зависит от толщины кошелька пациентам еще полтора десятка лет мы об этом не задумывались. Теперь все совсем иначе.

Россия в настоящее время находится в переходном периоде, ее экономическое, политическое и социальное устройство отличается нестабильностью Характерным явлением стаю расслоение общества Соответственно у представителей различных слоев свои представления о здоровом образе жизни.

Большое количество семей живет в районе черты бедности, где они порой лишены необходимого - полноценного питания, благоустроенного жилья, сезонной одежды, средств личной гигиены. Такие люди относятся к группе риска, в которую попадает человек, если он находится под воздействием факторов, угрожающих его жизни или здоровью.

Новую категорию труппы риска составляют члены сверхобеспеченных семей, так называемые "новые русские", особенно семей, которые приобрели капитал быстро и незаконно. Как правило, в таких семьях низкий уровень образования, культуры, морально-этических представлений при внешнем материальном благополучии создает тяжелый психологический климат в семье и наносит вред как психическому, так и физическому здоровью ее членам.

Однако встречается и другая крайность в семьях, где здоровье превращается в единственный культ. Каждый шаг расценивается с точки зрения пользы пли вреда для физического состояния. Это приводит к травме психики, которая может перерасти в ипохондрию. Ипохондрики не живут, а постоянно отслеживают свое состояние здоровья. Они, как правило, эгоистичны, не пользуются уважением и симпатией окружающих. Таким образом, данное семейное воспитание наносит вред здоровью личности и делает его членом группы риска.

Итак, образ жизни и создание условий для формирования здоровой жизни каждого человека зависит от пяти социальных факторов:

^ 1. макросоцпальный фактор - конкретные исторические условия и культурные традиции государства:

2 микросоциальный фактор - экономическое положение отдельной семьи;

  1. психосоциальный фактор - место здоровья в иерархии потребностей конкретной семьи;

  2. психологический фактор - установки самой личности в вопросе определения места здоровья в иерархии потребностей;

  3. фактор риска - наличие условий и реальности проявления факторов риска.

^ Лекционное занятие № 2 Организм человека как единая биологическая система

План:

1 Уровни организации человеческого организма

2. Основные функции обеспечения жизнедеятельности организма

3. Онтогенез, его возрастные периоды

Строение и функции организма изучают такие разделы биологии, как анатомия, физиология и гигиена.

^ Анатомия человека - наука, изучающая строение тела человека, его органов и систем.

Физиология человека - наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, opianax. системах органов и целостном организме.

^ Гигиена человека - наука о влиянии физических, химических, биологических и социальных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.

Эти науки тесно взаимосвязаны и составляют основу современной медицины, педагогики, психологии и валеологии.

Строение и жизнедеятельность различных органов и всего организма не отделимы друг от друга (единство строения и функции). Знание строения и функций человеческого организма позволяет каждому сознательно соблюдать научно-обоснованные правила личной и общественной гигиены, избегать различных заболеваний и бьнь здоровым, физически развитым.

Организм - самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения внешней среды.

Каждый организм обладает совокупностью признаков и свойств, отличающих его от неживой природы: обмен веществ и энергии, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, саморегуляция.

Человек с его сложным анатомическим строением, физиологическими и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира.

^ 1. Уровни организации человеческого организма

Для каждого оритнизма характерна определенная организация ею структур. Выделяют шесть уровней организации человеческого организма: 1) молекулярный; 2) клеточный: 3) тканевой; 4) органный; 5) системный:

6) организмениый.

^ Молекулярный уровень организации. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул (биополимеров): нуклеиновых кислот, белков, жиров (липидов), полисахаридов, витаминов, ферментов и других органических веществ. Молекулы белка, в свою очередь, расщепляются в организме на молекулы мономеры - аминокислоты, жиры - на молекулы глицерина и жирных кислот, углеводы - на молекулы глюкозы и т.д. С молекулярного уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности ор1анизма.

^ Клеточный уровень организации. Клетка -элементарная структурная, функциональная и генетическая единица многоклеточного организма. В теле человека насчитывают приблизительно К)'4 клеток. Клетки сложного организма специализированы

Каждая клетка имеет клеточную мембрану, цитоплазму и ядро. Мембрана ограничивает внутреннюю среду клетки, защищает ее от повреждений. регулирует обмен веществ между клеткой и средой, обеспечивает взаимосвязь с другими клетками. Цитоплазма - внутренняя полужидкая среда клетки, к которой находятся органоиды клетки, в том числе и ядро, которое выполняет функции хранения и передачи наследственной информации, регуляции синтеза белка; деление ядра лежит в основе размножения клеток

^ Тканевой, уровень организации. Ткани - это группы клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением, функцией и происхождением. Различают четыре основные группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

^ Эпителиальная (пограничная) ткань находится на поверхностях, граничащих с внешней средой, и выстилает изнутри стенки полых органов, кровеносных сосудов, входит' в состав желез организма. Эпителий обладает" высокой способностью к восстановлению (регенерации), служит материалом для волос, ногтей, эмали зубок.

^ Соединительные ткани (ткани внутренней среды) выполняют питательную, транспортную и 'защитную (кровь, лимфа), а также опорную (е\хожмлия. хрящи, костная ткань) функции. Разновидностью соединительной ткани является жировая.

Мышечная ткань делится натри вида:

  • поперечно-полосатую (скелетные мышцы, мышцы языка, глотки, гортани);

  • гладкую (образует стенки внутренних органов); \

  • сердечную (как и скелетная она имеет поперечно-полосатое строение, но подобно гладкой мускулатуре сокращается непроизвольно).

^ Нервная ткань, состоящая из нервных клеток (нейронов), участвует в проведении нервного импульса от различных органов и тканей в центральную нервную систему и обратно.

^ Органный уровень организации. Различные ткани, соединяясь между собой, образуют органы: сердце, почки, легкие, головной мозг, спинной мозг, мышца, мочевой пузырь, матка, грудная железа, желудок, глаз, ухо и т.д. Орган занимает постоянное положение, имеет определенное строение, форму и функции Органы, сходные по своему строению, функции и развитию, объединяются в системы органов

^ Системный уровень организации. Совокупность органов, участвующих в выполнении какого-либо сложного акта деятельности, образующих анатомические и функциональные объединения - системы органов. Различают девять основных систем организма.

^ 1 .Система органов движения или опорно-двигательный аппарат объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки) и скелетные
мышцы. Благодаря этой системе организм передвигается во внешней среде; кости скелета защищают внутренние органы от механических повреждений
(черен - защищает мозг, грудная клетка - сердце и легкие).

2 ^ Пищеварительная система объединяет органы, выполняющие функции приема пищи, ее механической и химической переработки, всасывания
питательных веществ в кровь и лимфу и выведения непереваренных частей пищи. Пищеварительная система состоит из ротовой полости, глотки, пищевода,
желудка, тонкого и толстого кишечника. К пищеварительной системе относятся слюнные железы, печень и поджелудочная железа.

  1. ^ Дыхательная система осуществляет потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. т.е. функцию газообмена между
    dpi аиизмом и внешней средой. К системе органов дыхания относятся носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

  2. ^ Мочевыделигельная система выполняет функцию выделения из организма конечных продуктов обмена и функцию поддержания постоянства
    внутренней среды организма (гомеостаза). в частности водно-солевого баланса. К мочевыдедительной системе относятся почки, мочевой пузырь,
    мочеточники и мочеиспускательный канат.

5 ^ Половая система объединяет органы размножения и выполняет функцию продления рода человеческого. Различают мужскую и женскую половые системы., которые включают наружные и внутренние половые органы (гонады).

К" мужским половым органам относятся наружные (половой член, мошонка) и внутренние (яички с придатками, семявыносящис н ссмявыбрасывающие протоки, семенные пузырьки, предстательная и куперовы железы). Яички - парные мужские половые железы, вырабатывающие мужские половые клетки (сперматозоиды) и выделяющие в кровь мужские половые гормоны - андрогены. Процесс реста и развития мужских половых клеток называется сперматогенезом.

К женским половым органам относятся наружные (большие и малые половые губы, клитор) и внутренние (яичники, маточные грубы, матка, влагалище). Матка полый мышечный орган, предназначенный для вынашивания плода. Ее внутренний слой (эндометрий) выстлан слизистым эпителием, который обновляется в каждом менструальном цикле. Яичник - парная женская половая железа, в которой происходит развитие и созревание женских половых клеток (яйцеклеток)., а также образование женских половых гормонов - эстрогенов и прогестерона. Процесс выхода созревшей яйцеклетки из яичника называется, овуляцией.

^ 6. Эндокринная система состоит из желез внутренней секреции, к которым относятся гипофиз, эпифиз, вилочковая железа, щитовидная,
поджелудочная, паращитовидная. половые железы, надпочечники. Они вырабатывают особые активные вещества (гормоны), которые непосредственно
всасываются в кровь. Гормоны разносятся кровью по всему организму и оказывают регулирующее влияние на различные функции, прежде всего на обмен
веществ, активность генов, процессы онтогенетическою развития, днфференцировку тканей, формирование пола, размножение, тонус коры головного
мозга и т.д.

7. ^ Сердечно-сосудистая система (ССС) обеспечивает непрерывное движение крови в организме (кровообращение), благодаря чему
осуществляются транспортные функции крови: доставка тканям кислорода, питательных веществ и гормонов и удаление из тканей веществ, образующихся

^ИТльтате процессов обмена. ССС включает сердце, кровеносные (артерии, вены и капилляры) и лимфатические сосуды. ССС играет важную роль в ^интеграции организма в единое целое. Через кровь и лимфу осуществляется связь между органами.

8.^ Система органов чувств объединяет органы зрения, слуха, обоняния, «куса и осязания. Они воспринимаю] информацию внешней среды, играют важную роль в обмене информацией между организмом и средой.

0.Нервная система играет ведущую роль в объединении организма в единое целое, регулирует деятельность всех внутренних органов и систем оркшов. Она осуществляет связь организма с окружающей внешней средой на основе условных и безусловных рефлексов, обеспечивая приспособление к изменяющимся условиям жизни, а также осуществляет психическую деятельность человека, возникающую на основе физиологических процессов ощущения, восприятия и мышления.

Нервная система включает головной и спинной мозг, отходящие от них нервы и все их разветвления. Головной и спинной мозг образуют центральную нервную систему (ЦНС). Высшим отделом ЦНС является кора головного мозга. Все нервы, отходящие от головною и спинного мозга, составляю'!' периферическую нервную систему. Деятельность спинного мозга и периферической нервной системы регулируется вышележащими отделами ЦНС. т.е. головным мозгом.

Головной мозг расположен в черепе. В нем находятся нервные центры, обеспечивающие важнейшие функции организма и психическую деятельность человека. Масса головного мозга мужчин в среднем составляет 1400 г, а женщин - 1300 г. Эти различия отражают не умственную способность, а соотношение массы мозга к массе тела.

В головном мозгу различают большие полушария и ствол мозга. В стволе мозга находятся центры дыхания, сердечной деятельности, пищеварения, рвош, координации движений и регуляции тонуса мышц, регуляции ощущений органами чувств и т.д. Это центры безусловных рефлексов - врожденных ответных реакций организма, обеспечивающих важные жизненные функции организма: дыхание, сердцебиение, пищеварение, терморегуляция, поддержание тонуса мышц.

^ Большие полушария (левое и правое) состоят из серого и белого вещества. Серое вещество, состоящее из тел нервных клеток, образует кору головного мозга толщиной около 3-4 мм. Белое вещество, образованное, отростками нервных клеток, расположено под корой. Между правым и левым полушариями головного мозга существует межполушарнаи асимметрия. Это означает, что функции обоих полушарий не совсем одинаковы. Например, у правшей (люди, у коюрых главная действующая рука правая) центр речи находится в левом полушарии. Левое полушарие у правшей является главным нервным субстратом человеческого сознания и называется доминантным

Лобные доли больших полушарий у человека - самые большие по площади участки коры (у животных они отсутствую!, кроме шимпанзе). Одна из функций лобной доли состоит в управлении врожденными поведенческими реакциями при помощи накопленного опыта. Для больных с пораженными лобными долями коры характерна импульсивность, несдержанность, раздражительность и другие проявления психической неустойчивости. Такие больные часто становятся грубыми, нетактичными, хотя интеллект у них сохраняется, они часто вступают в конфликт с другими людьми.

Кора головного мозга оказывает влияние на все функции организма и обеспечивает связь организма с внешней средой, обусловливая высшую нервную деятельность организма (психическую деятельность, мышление, память, речь и т.д.). В коре больших полушарий находятся центры условных рефлексов. Условные рефлексы - это приобретенные в процессе обучения знания, в течение жизни - навыки и умения. Если при повреждающих воздействиях погибают клетки коры головного мозга, то человек полностью или частично лишается знаний, умений и навыков, полученных им ранее. Такое воздействие возможно при клинической смерти, когда клетки коры головного мозга погибают от недостатка кислорода. Память имеет огромное значение в жизни человека. Можно лишь приблизительно оценить информационную емкость человеческого мозга. Обитая информационная емкость головного моз! а человека равна примерно Зх10хбит (бит - единица информации). Из всей информации, окружающей человека, в долговременную память поступает лишь 1%.

Уровень целостного организма. Организм человека функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Взаимосвязанная, согласованная работа всех органов и физиологических систем обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.

^ 2. Основные функции обеспечения жизнедеятельности организма

Гуморальная (химическая) регуляция функций осуществляется за счет переноса током крови или лимфы гормонов, неорганических веществ. газов, продуктов обмена и других активных веществ. Этот вид регуляции с точки зрения эволюционного развития является более древним, чем нервная регуляция. Однако за счет ^моральной регуляции невозможна быстрая перестройка деятельности организма, т.к. этот вид регуляции ограничен скоростью движения крови по сосудам.

^ Нервная регуляция обеспечивает быструю перестройку функций органов и организма в целом в соответствии с условиями существования. Это возможно потому, что скорость распространения нервных импульсов по нервным проводникам значительно превышает скорость движения крови по сосудам, нервные импульсы всегда имеют точную направленность к определенным клеткам, тканям, органам. Примером нервной регуляции могут служи 1ь различные рефлексы: коленный, зрачковый, чихательный, глотательный, ориентировочный и другие.

В целостном организме существует' единая нейрогуморальная регуляция функций. Например, дыхание регулируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. При возбуждении дыхательного центра происходит вдох, при торможении - выдох. Возбуждение дыхательного центра происходит как нервным (рефлекторным), так и гуморальным путем. Специфическим химическим раздражителем дыхательного центра является СО: Повышение содержания СО2 в крови сопровождается возбуждением дыхательного центра (наступает вдох), понижение - его торможением (наступает выдох).

Постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют
  1   2   3   4   5



Скачать файл (504.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru