Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломный проект - Экономическое сотрудничество России и Германии - файл 1.doc


Дипломный проект - Экономическое сотрудничество России и Германии
скачать (46.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc47kb.18.11.2011 18:43скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Экономическое сотрудничество

России и Германии
Объем экономического сотрудничества между Россией и Германией за 1991-1995 гг. существенно сократился: товарооборот снизился почти в два раза, 93% российского экспорта в Германию составляют сырье и полуфабрикаты. Хотя Германия и занимает 1-е место среди зарубежных инвесторов, вкладывающих капитал в российскую экономику, эти вложения не так велики по сравнению с теми средствами, которые Германия вкладывает в экономику других европейских стран. Так, в 1993 году частные капиталовложения из ФРГ в Россию составили 31 млн. нем. марок. Для сравнения: объем прямых немецких капиталовложений в Венгрии в том же году достиг 707 млн. нем. марок. Перспективы в этой области также далеко не обнадеживающие. Так, выступая в мае 1994 года на встрече Б.Н. Ельцина с немецкими промышленниками, патриарх делового мира ФРГ О. Вольф фон Амеронген напомнил, что немецкие деловые круги готовы проявлять инициативу в России, но для этого нужны определенные условия:

а) четкая позиция руководящих финансовых институтов, таких, как центральный банк;

б) однозначные торговые законы;

в) внутриполитическая стабильность;

г) снижение криминогенной напряженности.

Одной из серьезных проблем, осложняющих развитие экономического сотрудничества России и Германии является проблема российских долгов.

Наследием "горбачевского" периода в российско-германских отношениях во время из расцвета в 1988-1991 гг. явилась значительная задолженность России ФРГ, как на государственном, так и на частном уровне. Она состоит из задолженности частным немецким банкам, кредитным институтам, компаниям и фирмам, а также непосредственно немецкому государству, естественно, различаясь по структуре, срочности и т.д. В основе долгов банкам лежат разнообразные кредиты, полученные СССР в 1989-1991 гг. Среди них можно упомянуть целевой кредит на развитие легкой и пищевой промышленности в 3 млрд.марок, полученный в 1989 г. от консорциума банков ФРГ во главе с "Дойче банк АГ" (кстати, 500 млн. марок из него так и не были использованы); кредит в 2 млрд.марок в октябре 1990 г. (консорциум банков во главе с "Весдойче Ландесбанк АГ").

Именно кредитные линии, предоставленные немецким государством бывшему СССР, а затем, и России на закупку немецких товаров составляют одну из основных частей российского внешнего долга ФРГ. По оценкам специалистов их совокупный объем с 1991 г. по 1993 г. составил величину около 20 млрд. марок, а с учетом процентных платежей - 28 млрд.марок.

Другой существенной частью нынешнего российского долга немецкому государству стала существующая с начала 1991 г. задолженность по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР, величина которой была в одностороннем порядке оценена ФРГ в 15,2 млрд. немецких марок.

Россия признала себя преемником совокупных внешних обязательств бывшего СССР, в том числе по отношению к ФРГ, на которую приходится их основная часть. На протяжении 1992-1994 гг. Россией предпринимались попытки по своевременному и полному обслуживанию внешних долгов, но это не всегда удавалось.

Десятки миллиардов марок, полученных на возвратной основе в последние годы существования СССР, бесследно исчезли в "черных дырах" его экономики, так и не создав каких-либо материальных предпосылок для их воспроизводства и возврата. Нынешние источники, из которых российское государство берет средства для погашения задолженности, никакого отношения к немецким кредитам не имеют.'

К 1993 г. ФРГ в силу ряда объективных причин (структурно- циклический кризис западногерманских и трансформационный кризис восточногерманской экономики), заняла позицию, согласно которой она в последующие годы не будет более предоставлять России существенных финансовых средств и основное внимание направит на урегулирование вопросов имеющейся задолженности. В этом отношении были достигнуты два важных для обеих сторон соглашения. Согласно первому из них, подписанному в декабре 1992 г., ФРГ представила России восьмилетнюю отсрочку в выплате долга по трансфертным сделкам с предприятиями бывшей ГДР. Дополнительно к нему, в сентябре 1992 г., Германия пролонгировала в рамках Парижского клуба на десять лет выплату 8 млрд.марок российской государственной задолженности. При этом процентные платежи по пролонгированной сумме будут осуществляться только вторые пять лет.

Кроме того, в ноябре 1993 г. обе стороны достигли предварительной договоренности о заключении соглашения, которое должно включить в себя вопросы урегулирования задолженностей. Речь идет примерно о 1,5-2 млрд. марок непогашенных требований и соответствующих процентных платежей по ним, которые в свое время не покрывались гарантиями немецкого страхового общества "Гермес'' и достались в наследство России от прежнего СССР. Предполагается, что возврат просроченных платежей будет перенесен на конец нынешнего десятилетия, причем российская сторона с момента заключения вышеуказанного соглашения будет платить по данной задолженности соответствующие проценты по рыночным ставкам.

В совокупности достигнутые договоренности стабилизируют на среднесрочную перспективу состояния кредитно-финансовой сферы, создавая благоприятные предпосылки для постепенного и регулируемого погашения Россией своих долгов Германии, что, в свою очередь, создает основу для развития в будущем качественно новых двусторонних кредитов и финансовых отношений.

Можно отметить и такой положительный фактор в развитии двусторонних связей, как межбанковское сотрудничество.

В целом, следует отметить, что официальные структуры Германии занимают позиции, согласно которым как немецкие, так и европейские рынки должны иметь минимум ограничений для ввоза российских товаров и быть в целом открытым для них. Во многом благодаря ФРГ, при подготовке соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Россией были учтены пожелания российской стороны, которые создают дополнительные благоприятные возможности для кооперации как в торговой, так и в валютно-финансовой сфере.

Во взаимном сотрудничестве одно из важнейших мест занимает сфера капиталовложений. Капиталовложения российских предприятий в экономику ФРГ пока незначительны и составляют около 2% от общей величины иностранных инвестиций в экономику ФРГ, хотя увеличивается их интерес к расширению своей производственной и торгово-сбытовой базы за счет немецких, в первую очередь восточногерманских предприятий, в том числе путем участия в приватизации этих предприятий в соответствии с программами, осуществляемыми попечительским ведомством ФРГ.

В отличие от российского капитала, в Германии немецкие компании и фирмы инвестировали 8 млрд. марок в бывшую советскую и нынешнюю российскую экономику, что составляет 60% всех накопленных в РФ иностранных инвестиций, величина которых достигла к осени 1993 г. почти 12,5 млрд.марок. Западногерманские инвесторы одними из первых начали проникать в конце восьмидесятых годов на российский (советский) рынок практически единственно возможным в то время путем создавая совместные предприятия. Однако, к концу 1993 г. активность немецкой стороны в этой сфере ощутимо снизилась, т.е. ФРГ в 1994 году с 1-го места в списке инвесторов, складывающих средства в экономику России, переместилась на 2-е: и по объему капиталовложений, и по количеству инвесторов. Среди основных причин снижения интереса германских компаний и фирм к капиталовложениям в российскую экономику отметим следующие. Во-первых, многие потенциальные инвесторы вложили значительные средства в восточногерманские предприятия.

Правительство ФРГ создало для этого все предпосылки, обеспечив, благодаря различным льготным механизмам, высокую доходность инвестиций в новых федеральных землях. Во-вторых, существенные средства 3 млрд.марок немецкие фирмы вложили в экономику Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, которые создали благоприятный климат для иностранных инвестиций. В-третьих, за последние два года в России инвестиционный климат не только не улучшился, а, наоборот, стал менее благоприятным. Причинами этого стала политическая нестабильность, криминализация экономики, нестабильность правового режима деятельности иностранных инвесторов, в том числе в части их налогообложения, отсутствие эффективных механизмов страхования, предоставления гарантии и защиты иностранных инвестиций, появление на российском рынке ранее не существовавших рисков, как угроза личной безопасности бизнесменов и др. В-четвертых, большинство крупнейших германских компаний уже осуществили свои первоначальные капиталовложения в экономику России, несмотря на существующие опасности и возможные убытки. В то же время, для подавляющего большинства мелких и средних фирм вышеперечисленные факторы являются достаточными два откладывания планов инвестирования в российскую экономику (при всей их многообещающей прибыльности) на будущее или вообще отказа от них.

Вышесказанное не означает полной остановки притока германских инвестиций в Россию. Компании ФРГ (в основном крупные), несмотря на риски, продолжают инвестировать в различные отрасли России, прежде всего, в торговлю и сферу услуг значительных российско-германских инвестиционных проектов является модернизация концерна "Камаз'' в Набережных Челнах. С немецкой стороны в проекте, размер которого оценивается в 500 млн.марок, принимают участие Попечительское ведомство ФРГ и федеральная земля Саксония. Они планируют создать в России совместное предприятие, которое будет выпускать около 200 тыс. моторов в год. Предполагается, что половина необходимой суммы инвестиции будет финансироваться через банки, а половина Камазом и восточногерманскими фирмами, которым немецкое государство окажет поддержку. КАМАЗ и восточногерманские фирмы будут владеть СП на паритетных началах. Данный инвестиционный проект интересен тем, что при его осуществлении будут применяться не только традиционные западные методы управления и финансирования проектов, но также изыскиваться новые принципиальные решения, адекватные особенностям переходного периода в российской экономике, включая учет различных рисков. Думается, что именно такие инвестиционные проекты, которые воплощают в себе западную практику с учетом российских реалий, составят основу будущих немецких капиталовложений в экономику России.

Говоря о российско-германских экономических отношениях, хотелось бы уделить внимание и такой сфере взаимного сотрудничества, как технико-консультативная помощь. Как представляется, техническая и консультативная помощь при минимальной затрате средств дает возможность получить наибольшую отдачу при достижении в ее рамках основной цели создания предпосылок и благоприятных условий для построения рыночных и демократических структур в России.

Разумеется, сам по себе этот вид помощи еще не гарантирует эффективности его использования. Широко известны случаи, когда предоставленные отдельными государствами или международными организациями для этого средства, в силу ряда причин (некомпетентность чиновников, распыленность средств, бюрократизм институциональных структур и др.) просто растрачивалось лишь подрывая идею данной помощи. Заслуга Германии состоит в том, что она одна из первых обратила внимание на данный факт и в течение 1992-1993 гг. предприняла последовательные шаги, направленные на повышение эффективности мероприятий и их отдачи для экономики России.

Так, к началу 1992 г. в оказании технико-консультативной помощи России участвовало около 12 различных государственных ведомств и министерств ФРГ. Их работа не координировалась, конкретные результаты были неизвестны, имело место дублирование и распыление средств. В целях устранения недостатков, правительство ФРГ 18 марта 1992 г. приняло концепцию, предусматривающую координацию мер в области экономического содействия, в том числе России. Были созданы три межминистерские рабочие группы (по экономике, праву и культуре), которым была вменена обязанность оперативного управления программами помощи. Общая координация была возложена на ведомство федерального канцлера, при котором для этих целей был создан Межведомственный координационный совет. Несмотря на достижение определенных положительных результатов, эксперты пришли к выводу о необходимости дальнейшего совершенствования системы технической помощи.

13 июля 1993 г. правительство ФРГ внесло ряд изменений в вышеуказанную концепцию. В частности, были ликвидированы группы по праву и культуре. Вопросы координации перешли от ведомства канцлера к федеральным министерствам экономики и иностранных дел. Официальным координатором помощи назначен государственный секретарь В. Киттель. При посольстве ФРГ в Москве создано Бюро по координации помощи (на основе представительства государственного кредитного учреждения "Кредитанштальт фюр Видераифбау").

На 1994 г. была разработана соответствующая программа, в которую включены только наиболее важные проекты, способные, с точки зрения германской стороны, дать наибольшую отдачу. Приоритетными федеральное правительство выбрало следующие сферы: оказание консультационных услуг российскому правительству в области экономики, в том числе в сфере законодательства; помощь в приватизации и структурной перестройке предприятий, в поощрении развития мелкого и среднего бизнеса; сельское хозяйство; финансовый и банковский сектор, обучение и повышение квалификации кадров; сфера инфраструктуры.

В 1991-1994 гг. (особенно в зимние сезоны) ФРГ оказала наибольшую часть предоставленной бывшему СССР и России гуманитарной и продовольственной помощи. При этом Германия взяла на себя роль организатора и координатора среди других западных стран. ФРГ не только предоставляла кредиты для закупок продовольствия, но и бесплатно поставила значительные партии продуктов питания. Немаловажную роль сыграла помощь в форме поставок медикаментов, особенно в 1991 г.

Помимо государства, активное участие в финансировании данного вида помощи сыграли немецкие граждане, перечислившие на специальный счет в 1991-1992 гг. почти 0,5 млрд.марок. Естественно, помимо этого не учтены различные посылки, пожертвования и др. на частном уровне. Свою важную роль продовольственная помощь сыграла, хотя она могла бы быть существеннее, если бы не негативные явления при ее использовании в России (бюрократизм, коррумпированность). По-видимому, в будущем эта помощь на федеральном уровне практически сойдет на нет и стабилизируется на уровне партнерских отношений между гражданами.

Немаловажное значение продолжает играть гуманитарная медицинская помощь, в рамках которой выделяются проекты строительства в России ряда онкологических центров, а также детского ортопедического центра в Дмитрове Московской области. Эти проекты в нынешних условиях, несомненно, важны для решения социальных проблем в России, и задача соответствующих российских государственных органов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы взять их осуществление под особый контроль и предоставить им режим наибольшего благоприятствования.

Несмотря на принятие в России в последнее время документов, улучшающих условия для иностранного инвестирования (Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР" (1991 г.), подготовлен проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об иностранных инвестициях в РФ"), объем прямых немецких инвестиций в российскую экономику еще пока незначителен. По данным Минэкономики ФРГ, объем германских инвестиций, гарантированных государством, в России составляет на середину 1994 г. 79 млн. ДМ при 1140 зарегистрированных СП. Кроме того, имеются заявки фирм ФРГ на предмет получения гарантии для инвестиций в России еще на 788 млн. ДМ что свидетельствует о возрастающем интересе германских деловых кругов. К концу 1995 г. российскими и немецкими партнерами было определены около 40 совместных проектов сотрудничества, в том числе с участием фирм новых земель. Реальность будет зависеть от поддержки с обеих сторон на уровне правительственных структур, учитывая трудности осуществления экономических реформ в России и напряженность бюджета ФРГ. Очевидно, что без привлечения частного капитала обеих стран, пакет этих проектов может оказаться невостребованным. Контроль и координацию по его выполнению могли бы взять на себя Минэкономики обеих стран и кооперационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству России и ФРГ, а контроль за взаимными поставками - МВЭС.

В свою очередь, имеются возможности для российских предпринимательских структур участвовать в инвестировании в немецкую экономику, в том числе в процессе приватизации предприятий в новых землях Германии

В настоящее время неприватизированными остаются более 200 предприятий в новых землях (там к весне 1994 г. было передано в частные руки 14 тыс. предприятий). Примеров инвестирования российского капитала в немецкое производство пока единицы. Одним из крупнейших вложений российских партнеров здесь называют создание немецко-французско-российского нефтеперерабатывающего завода в Лейне.

По оценке специалистов управления стратегии экспорта и импорта регионов МВЭС РФ для интенсификации инвестиционного сотрудничества необходимо создание информационного центра (с участием МВЭС и Минэкономики России), с банком данных об инвестиционных проектах и правовой основе их осуществления в России и ФРГ. При этом должны быть учтены интересы регионов как субъектов внешнеэкономической деятельности.

По данным, имеющимся в МВЭС РФ, только в 1994 г. имелось около 60 германских фирм, осуществлявших инвестирование непосредственно в регионы, на основе договоров с краевой, областной администрациями, либо напрямую с предприятиями. Например, среди фирм, осуществлявших финансирование российских машиностроительных предприятий, есть: "Эльбшлиф", "Кизерлинт" "Вернер унд кольб", "Швинг-Штеттер", "Крупп Индустритехник" и др. Отметим и то, что в условиях коррупции, криминализации всех сфер жизни России, в том числе и внешнеэкономического, развитие экономического сотрудничества с зарубежными странами нередко осуществляется в ущерб национальным интересам России.

Очевидным является то обстоятельство, что из России происходит неконтролируемый вывоз сырья по дешевым ценам. Западные предприниматели стремятся не вкладывать деньги в Российское производство, а развивать коммерческие контакты.

Особенно бесконтрольный характер вывоз сырья принял после получения российскими регионами статуса субъектов Федерации и статуса субъектов международной экономической деятельности.

Эти процессы существенно тормозят развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества. Однако, сама практика сотрудничества между немецкими фирмами и их русскими партнерами не дают оснований для оптимизма. Мотивы действий русской стороны зачастую остаются непонятными для немцев, однако вывод, который они делают для себя, однозначный: русские ненадежные партнеры. Как отмечал влиятельный гамбургский еженедельник "Ди цайт": "Период пристального внимания со стороны немецких деловых кругов к бизнесу в России сменился периодом скептического ожидания“.


Скачать файл (46.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru