Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Внутригрупповой конфликт в малой группе - файл 1.doc


Контрольная работа - Внутригрупповой конфликт в малой группе
скачать (402.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc403kb.18.11.2011 18:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Внутригрупповой конфликт в малой группе……………………...…..6

1.1. Общая характеристика и определение понятий «конфликт» и «малая группа»………………………………………………………………………….....6

1.2. Возникновение, причины и функции конфликтов в малых группах……18

1.3. Последствия конфликта, профилактика и способы выхода из него……..24

Заключение……………………………………………………………………….36

Глава 2. Описание диагностических методик изучения конфликтов в малых группах на примере конфликтов в семье………………………………………38

2.1. Анкета «Конфликты в вашей семье»………………………………………39

2.2. Опросник удовлетворенности браком……………………………………..43

2.3. Тест «Конфликтная ли Вы личность?» ..…………………………………..48

2.4. Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»………………………………………………………………………..51

2.5. Конфликтологическая методика К.Н. Томаса…….………………………57

2.6. Тест «Доминирующие стратегии конфликтного поведения» (метафорический вариант) ……………………...………………………………61

2.7. Тест «Понимаете ли вы друг друга?»……………………………………...65

Список литературы………………………………………………………………68

Введение

То, что конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни, сегодня уже признано всеми. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, они давно обратили на себя внимание психологов. Психологические традиции изучения этого сложнейшего и интереснейшего явления складывались в психоаналитической и социологических школах и включали в себя большой арсенал методов распознавания, описания и исследования.

За последние годы отношение к конфликтам существенно изменилось. Западные психологи ведут огромную работу по психологическому оснащению достаточно широкого круга людей, прежде всего педагогов и управленцев. Например, Австралия и США имеют сегодня несколько национальных центров по изучению конфликтов, а начиная с 1980 года – специальные учебные заведения по подготовке менеджеров по конфликтам. Теорию и практику конфликтов преподают в 150 колледжах и университетах США, выпускники по этой специальности получают степень магистра наук.

Что касается нашей страны, то в 1990 году в Красноярске прошла первая в стране научно-практическая конференция, посвященная непосредственно проблематике конфликта, а с 1991 года начал издаваться Бюллетень клуба конфликтологов. С этого времени традиционными стали международные ежегодные конференции по разрешению конфликтов, которые проводятся в Санкт-Петербурге. Здесь же началась подготовка первых специалистов на базе специально созданного конфликтологического отделения университета. В Калужском институте социологии с 1994 года издается научно-практический журнал «Социальный конфликт», а в 2000 году в Казани состоялся первый в России конгресс конфликтологов.

Несмотря на степень изученности данного явления западными и отечественными исследователями, большинство из них ограничивают свои исследования изучением внутриличностных, межличностных, групповых конфликтов (между неформальными малыми группами в составе одной общности), конфликтов в организациях (где конфликтующими сторонами являются группы – коллективы подразделений организации) и межгрупповых конфликтов между большими социальными группами (политические, межкультурные и др.). Происходит игнорирование такого вида конфликтов как внутригрупповые конфликты или конфликты в малых группах.

Это связано с тем, что обычным основанием для разграничения видов конфликта являются его стороны (личностные образования одного субъекта, разные субъекты или группы людей), а в вычленении внутригрупповых конфликтов это основание явным образом нарушается. Действительно, кто является сторонами внутригруппового конфликта? Либо отдельные члены группы, либо отдельные группировки внутри нее, либо член группы и остальная ее часть (позиция которой, как правило, персонифицируется лидером или другим активным членом группы). Это стало основанием для принятого мнения, что внутригрупповые конфликты фактически не имеют самостоятельной феноменологии и принимают форму либо межличностных, либо межгрупповых конфликтов. Для такой точки зрения есть свои основания, но в любом случае приходится констатировать то, что нам не знакомо удовлетворительное описание внутригрупповых конфликтов, которое не сводилось бы к одной из упомянутых разновидностей.

И с тем, чтобы хоть немного восполнить недостаток внимания к проблеме внутригрупповых конфликтов, мы решили посвятить свою работу изучению конфликтов в малых группах.

На наш взгляд, изучение и описание данного явления сегодня очень актуально и обладает немаловажной практической значимостью.

Долгое время господствовала традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, о том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Сегодня же всем известно о позитивных функциях конфликта, особенно конфликта внутри малых групп (развитие группы, диагностика отношений, снятие напряжения, сплачивание группы и др.).

Кроме того, при дополнительном изучении конфликтов и действий по их разрешению можно сделать шаг к специальному искусственному проектированию и конструированию конфликтов для решения задач развития личности в группе и самой группы.

Глава 1. Внутригрупповой конфликт в малой группе

1.1. Общая характеристика и определение понятий «конфликт» и «малая группа»

О понятии конфликта толкуется во многих теориях, многими современными авторами, в справочной литературе. Существует масса политических, социологических и психологических определений данного явления. Слово «конфликт» применительно к широкому кругу явлений – от вооруженных столкновений и противостояний различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувство долга и т. п.

Слово «конфликт» произошло от латинского слова “conflictus”, что означает «столкновение».

В психологии под конфликтом понимается противостояние или столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения – коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.

Конфликт – это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.

Конфликт – явление соци­альное, порождаемое самой природой общественной жизни. Это явление ши­роко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликт прогнозируем и подвержен регулированию.

Участники конфликта – это субъекты (отдельные личности, группы, организации, государства), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

В современной литературе по конфликтологии иногда прибегают к более детальному описанию характеристик участников конфликтного взаимодействия. В конфликте есть прямые и непосредственные участники конфликта, и также такое понятие, как сторона конфликта. Иногда отмечают, так называемых эпизодических участников. К ним относят организаторов, подстрекателей и пособников.

Источником возникновения любого конфликта являются противоречия, возникающие между людьми, группами, организациями, государствами, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:

  • целей, интересов, позиций;

  • мнений, взглядов, убеждений;

  • личностных качеств;

  • межличностных отношений;

  • знаний, умений, способностей;

  • функций управления;

  • средств, методов деятельности;

  • мотивов, потребностей, ценностных ориентациий;

  • понимания: интерпретации информации;

  • оценок и самооценок.

Черты характера, особенности поведения человека, характерные для конфликта:

  • стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;

  • быть настолько «принципиальным», что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;

  • излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях;

  • критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная;

  • плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется;

  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, не желания преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии;

  • стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;

  • стремление к независимости – хорошее качество, но до определенных пределов;

  • излишняя настойчивость (навязчивость);

  • несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека;

  • неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка;

  • инициатива, особенно творческая (там, где это не нужно).

Пересмотрев общую теорию конфликта (Б. И. Хасан, В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов, Лефевр В. А.) были разработаны и построены целостная, полная структура конфликта и процесс его развития.

Структура конфликта включает:

1. Конфликтующие стороны – две или несколько конфликтующих сторон, кроме того, могут быть и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, невинные жертвы.

2. Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия.

3. Представления о ситуации – сложившиеся в зоне разногласий представления участников конфликта, очевидно, не совпадают, что создает почву для их столкновения.

4. Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию установок, потребностей и т.д. Мотивация определяет формирование цели, которой хочет достигнуть индивид. Мотивы и цели сторон расходятся.

5. Действия – конфликтующие стороны начинают вести себя так, что их действия сталкиваются и мешают другой стороне достичь своей цели.

Процесс развития конфликта:

  1. Предконфликтная ситуация – положение дел накануне конфликта.

  2. Инцидент – первая стычка конфликтантов.

  3. Эскалация – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов – действий и противодействий конфликтующих сторон.

  4. Кульминация – верхняя точка эскалации, обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

  5. Завершение конфликта – сравнение цены конфликта и цены выхода из конфликта позволяет решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт. Завершение конфликта может достигаться потому, что конфликтанты устают враждовать и приспосабливаются к сосуществованию. Чаще конфликт завершается посредством специальных усилий, направленных на его разрешение.

  6. Постконфликтная ситуация – последствия конфликтов: позитивные, негативные.

В научной литературе рассматриваются различные классификации, виды, подвиды конфликта. Существуют множество типологий. Наше внимание занимает наиболее распространенная типология конфликта:

I. По субъекту конфликта могут быть подразделены на следующие типы:

1) внутриличностные конфликты:

  • мотивационные. К. Левин выделил 3 вида конфликтов выбора: конфликт в условиях изобилия; конфликт наименьшего зла; конфликт равенства положительных и негативных целей. З. Фрейд говорит о противоречии между тремя составными частями личности: бессознательное, «Я», социальное «Я»;

  • когнитивные – противоречия несовместимых представлений: аргументация выбора, конфликты – фантомы;

  • деятельностные – противоречия, затрагивающие деятельностную сферу личности: ролевые, межролевые и внутриролевые.

2) межличностные конфликты:

  • ценностные конфликты – различия между людьми с точки зрения их ценностных ориентаций;

  • конфликты интересов – различия интересов;

  • конфликты из-за нарушения групповых норм или правил взаимодействий.

3) личностно-групповые конфликты;

4) межгрупповые конфликты.

II. По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть подразделены на следующие:

недовольстворазногласиепротиворечиеразмолвкараздорперебранка стычкассораскандалвраждавойна.

III. Конфликты с точки зрения властных отношений подразделяются на:

1) вертикальные: конфликты власти и конфликты безвластия;

2) горизонтальные.

IV. По проблемно-деятельностному признаку выделяют, например, следующие типы конфликтов:

  • управленческие;

  • педагогические;

  • экономические;

  • политические;

  • творческие;

V. По степени публичной объективации взаимодействия:

1) скрытые;

2) открытые.

Открытые конфликты принимают форму ссоры, скандала, драки и т.д. Скрытые же конфликты не имеют яркого внешнего проявления, это скорее внутреннее недовольство. Показателями скрытого кон­фликта являются: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в ка­кой-то сфере жизни; подчеркнутая холодность в от­ношениях. Открытый конфликт проявляется чаще через: открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопанье дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др.

VI. По последствиям все имеющиеся конфликты рассматриваются как:

1) конструктивный конфликт – чаще возникает в случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Сам конфликт способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения.

2) деструктивный конфликт – ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию, чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие, а именно расширение количества включенных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая черта – «эскалация» конфликта – означает наращивание напряженности, рост предубежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого конфликта особенно сложно.

VII. По включенности в сознание:

1) Стихийно возникающие.

2) Целенаправленно, сознательно возникающие.

VIII. По способу возникновения:

1) Объективно возникающие.

2) Субъективно возникающие.

IX. По разрешению конфликты также могут быть:

1) легкоразрешимыми;

2) трудноразрешимыми.

В-первых, причина может быть легко установлена и устранена. В случае трудноразрешимых конфликтов, даже при выявлении причины, их нелегко ликвидировать. Однако причину, испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.
  1   2   3   4



Скачать файл (402.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru