Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Горное право - файл Горное право.doc


Загрузка...
Лекции - Горное право
скачать (303.2 kb.)

Доступные файлы (11):

Введение.doc39kb.27.09.2003 13:33скачать
Горное право.doc508kb.03.09.2006 21:37скачать
закон о недрах.doc251kb.13.09.2003 11:52скачать
Земельный кодекс.doc430kb.11.01.2003 13:20скачать
тема 1.doc55kb.27.09.2003 13:33скачать
тема 2.doc151kb.27.09.2003 13:21скачать
тема 3.doc95kb.27.09.2003 13:30скачать
тема 4.doc81kb.27.09.2003 13:30скачать
тема 5.doc251kb.27.09.2003 13:52скачать
тема 6.doc81kb.11.10.2003 13:41скачать
тема 7.doc95kb.11.10.2003 13:36скачать

Горное право.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Лекция № 1


Строение Конституции РФ

Конституция РФ 1993 года состоит из преамбулы, двух разделов и насчитывает 137 статей. Раздел I (Глава 1. Основы Конституционного строя; Глава 2. Права и свободы человека и гражданина; Глава 3. Федеративное устройство; Глава 4. Президент РФ; Глава 5. Федеральное Собрание; Глава 6. Правительство РФ; Глава 7. Судебная власть; Глава 8. Местное самоуправление; Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции). Раздел II (Заключительные и переходные положения).

1. Система принципов конституционного строя РФ

1. Демократизм. Принцип свободного участия народа в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти); свобода людей от чрезмерной опеки государства, то есть демократический режим (многообразие, плюрализм в политической системе, свобода слова и вероисповеданий, право на защиту своих прав и свобод и др.).

2. Федерализм. Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили необходимость использования структуры федеративного устройства. В России 89 равных субъектов федерации (21 республика, 10 авт округов, 1 авт область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения - М и С-Пб).

^ 3. Верховенство права. Россия – правовое государство. Конституция РФ и федеральные законы обладают высшей юридической силой, и "обязывает к соответствию" другие нормативные акты (ст.15).

^ 4. Приоритет прав человека. Положение раскрывается в ст.2, которая объявляет права и свободы человека высшей ценностью. Это ставит государственную машину в подчинение законным интересам личности, поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

^ 5. Суверенитет Российской Федерации характеризуется прежде всего верховенством государственной власти, создает политические, экономические гарантии суверенитета Российской Федерации, обладает правом диктовать свою волю другим субъектам (в рамках, установленных законом). Суверенитет неразрывно связан с независимостью и самостоятельностью государства в международных отношениях.

^ 6. Экономическая свобода – Ст.8 единство экономического пространства, свободное перемещ товаров, услуг и фин средств. Гос-во признает и защищает частную, государственную и иные формы собственности.

^ 7. Разделение властей - необходимое требование к устройству любого демократического государства. Законодательная, исполнительная и судебная ветви образуют надежную систему "сдержек и противовесов". Каждая власть наделяется самостоятельной компетенцией (сферой деятельности) и правом контроля за действиями других властей, что позволяет предотвратить сосредоточение полномочий в одних руках.


^ 2. Народовластие и формы его осуществления.

Ст. 3 Конституции РФ - носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет власть в следующих формах:

Непосредственно - прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни (референдум, свободные выборы, собрания, митинги, всенародные обсуждения законопроектов и др.). Через органы государственной власти - государств органы в той или иной области от имени народа.

Через органы МСУ - охватывает уровень отношений власти, мах близко соприкасается с народовластием.


Принципы проведения выборов и референдума.

Представительная демократия есть осуществление власти народом через выборные органы. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодательную власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других государственных органов, связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

1. ^ Всеобщее избирательное право. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях. Право избирать и быть избранными имеют все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Граждане, проживающие за пределами РФ, также могут принять участие в голосовании. Для этого дипломатические представительства и консульские учреждения должны оказывать гражданам содействие в реализации избирательных прав путем предоставления соответствующих возможностей для голосования.

2. Равенство. Граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и каждый имеет один голос. Избирательные округа формируются с примерно равным числом избирателей, возможность голосов-я в отдаленных местах.

3. Прямое избирательное право означает непосредственное участие каждого избирателя в голосовании и выборах. Гражданин должен лично прийти на избирательный участок.

^ 4. Голосование на выборах тайное. При голосовании на избирательном участке заполнение избирательного бюллетеня осуществляется в закрытой кабине, что исключает контроль за волеизъявлением лица.

^ 5. Добровольный и свободный характер выборов и голосования. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. В отличие от России в Бельгии, избиратель, не принявший участие в голосовании, должен уплатить штраф.

^ 6. Гласность и открытость. Все мероприятия по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума осуществляются открыто и гласно под контролем независимых наблюдателей, с официальным опубликованием для всеобщего ознакомления отчетов о всех значимых событиях. Избирательная кампания - период со дня официального опубликования решения уполномоченного органа о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
^

3. Политическая система общества, многопартийность


Политика - сфера, напрямую касающаяся и всецело посвященная государственной власти. Политическая система - совокупность государственных органов и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Место и роль государства в политической системе определяются его признаками и задачами. Прежде всего, государство - независимый арбитр, устанавливающий и обеспечивающий соблюдение правил, которые действуют в политической сфере жизни общества. Правила (нормы поведения) закрепляются в различных отраслях законодательства, а обеспечение их соблюдения осуществляется аппаратом принуждения (правоохранительными органами). Государственная власть - заветная цель, к которой стремятся политические партии государство ставит себя в подчиненное положение основополагающим принципам, отраженным в нормах международных договоров и Конституции РФ. Демократический режим государства означает идеологическое и политическое многообразие. Идеология - система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность. Идеологическое многообразие означает, что каждый может иметь свое мнение по поводу состояния дел в обществе и государстве, пропагандировать и отстаивать это мнение без каких-либо ограничений. Другой стороной идеологического многообразия является равенство всех идеологий. Это означает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Многопартийность характеризуется не только существованием нескольких политических партий, но и реальной возможностью для них участвовать в политической жизни страны воздействовать на государство. Как и идеологический плюрализм, многопартийность означает равенство общественных объединений перед законом. Конституционное ограничение в этой сфере - запрет создания и деятельности общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение Конституционного строя, нарушение целостности России, подрыв безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Основы правового статуса человека и гражданина в РФ

Общественная жизнь, урегулированная нормами права, состоит из множества мельчайших частиц, которые взаимодействуют, подчиняясь требованиям закона. Статус человека определяется правами и обязанностями, которыми он наделен. Основы правового статуса человека и гражданина - это права и обязанности личности, закрепленные в соответствующих статьях Конституции (Глава 2).

Конституция РФ ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах международного права, относящихся к правам человека. Во вторых, это свидетельство уважения и гарантия соблюдения этих норм России в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их неотчуждаемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения - никто, в том числе и их обладатель, не вправе лишить этих благ (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов). Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (ст.9: "...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина..."), так и применительно к отдельным сферам (ст.38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства"). Действенной гарантией такого положения вещей является принцип приоритета международных норм, в том числе и относящихся к правам человека, установленный статьей 15 Конституции РФ. Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека. Конституция РФ базируется на предусмотренных в этих актах нормах, поскольку возникли они раньше, и их авторитет весьма высок. Декларация прав и свобод человека и гражданина была принята в РФ в 1991 году. Она устанавливает основные права и свободы, определяя при этом некоторые гарантии их соблюдения права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, определение национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должностям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные органы. Экономические и социально-культурные права дают возможность быть собственником, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; свободно пользоваться учреждениями культуры. Данные права осуществляются в соответствии с принципами неотчуждаемости, равенства, защиты их государством и приоритета международных норм.

Гарантиями, можно считать право на защиту прав и свобод, установленный порядок уголовного суда (в т.ч. презумпция невиновности и отсутствие обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников). Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской неприкосновенностью.


^ 4. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина

Конституционные права и свободы - дозволительная часть основ правового статуса личности, закрепленная в Конституции.

1. Личные права неразрывно связаны с человеком, взятым вне системы каких-либо отношений с государством и обществом. Мужчины и женщины, пожилые и молодые, разных национальностей и политических взглядов - все люди, вернее, каждый из нас обладает неотчуждаемым кругом личных прав: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, тайна личной и семейной жизни и др.

^ 2. Экономические права касаются сферы материальных благ. Это, прежде всего, право частной собственности, возможность осуществления предпринимательской деятельности.

^ 3. Социальные права реализуются в области общественных отношений (право на объединение, получение пособий по старости и инвалидности).

4. Культурные права закрепляются в возможности получения образования, осуществления литературного, художественного и других видов творчества, участия в культурной жизни. Во второй главе Конституции закрепляются возможность защиты своих прав и, свобод как самостоятельно, так и с помощью государства (в том числе и судебная защита прав и свобод) или через обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Демократический характер государства определяет многообразие форм и способов осуществления принадлежащих прав (например, статья 28 устанавливает право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой). Возможное ограничение основных прав и свобод не стеснено строгими рамками закона, сюда же относится перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению ни при каких обстоятельствах. Таким образом, гарантии основ статуса личности можно разделить на политические (определяют направленность политики государства на защиту личности, возможность контроля власти со стороны общества), социально-экономические (установленные законом государственные пенсии и социальные пособия) и юридические (провозглашение принципов правового государства, презумпции невиновности и др.). В статье 55 особо оговорено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

^ Основные обязанности, закрепленные в Конституции, делятся на две группы. Одни из них определены для всех лиц, находящихся под юрисдикцией России (платить установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры). Другие относятся к гражданам РФ (защиты Отечества и несение военной службы в соответствии с законом).


5. Федеративное устройство России

Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и определенная экономическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в условиях сегодняшнего дня к модели союзного государства с самостоятельными территориально-политическими образованиями внутри него. На сегодняшний день в составе РФ - 89 субъектов - 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами, равноправии и самоопределении народов РФ. Органы центральной государственной власти и государственной власти субъектов образуют систему исполнительной власти, предусматривающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Разграничение полномочий установлено с учетом равноправия народов (при этом круг предметов ведения, определяемый Конституцией, равен для всех субъектов). Самоопределение народов проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта стать ли республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т. д.).

Конституцией урегулированы отношения России с субъектами, входящими в ее состав. Ст.71 и 72 очерчивают круг предметов ведения Российской Федерации в различных сферах. Республики, относящиеся к субъектам РФ, являются государствами в составе России, обладающими всей полнотой власти в пределах своей компетенции. Как государства республики характеризуются своими конституциями и законами, государственной властью, гражданством, территориальной целостностью, возможностью установления государственного языка наравне с русским, символами государства. Остальные субъекты действуют на основе своих уставов и законодательства. Как и республики, они устанавливают собственную систему органов государственной власти, обладают собственной территорией.

^ Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. большинством представителей нынешних субъектов РФ предусматривал больший объем полномочий субъектов. Усиление исполнительной власти после событий осени 1993 года по-иному урегулировало эти отношения. Однако процесс детального разграничения полномочий осуществляется с каждым субъектом в отдельности при помощи индивидуальных договоров.

Общими правилами разграничения являются:

^ 1. Установление перечня сфер, находящихся в исключительном ведении РФ (ст.71). Как правило, эти полномочия касаются областей, в которых требуется приложение усилий всего государства или представляющих особую ценность и значимость для федерального уровня власти: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, установление системы и формирование федеральных органов государственной власти, федеральная государственная собственность и управление ею, федеральные налоги и сборы, энергетика» транспорт, связь, космос, ядерные и расщепляющиеся материалы, внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность, государственная граница, судоустройство, прокуратура, основные отрасли права (гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство), стандарты и эталоны, государственные награды и звания РФ, федеральная государственная служба и др.

^ 2. Установление перечня предметов совместного ведения РФ и субъектов (ст.72) - эти сферы более близки субъектам, однако участие центра в качестве координатора и контролера по этим вопросам необходимо; обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Конституции РФ федеральным законам, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, вопросы природопользования, разграничение государственной собственности, общие вопросы образования, воспитания, физкультуры и спорта, координация здравоохранения и социальная защита, борьба с катастрофами и стихийными бедствиями, общие принципы налогообложения, отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, об охране окружающей среды и др.), кадры правоохранительных органов, адвокатура, нотариат, защита малых народов, общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления, координация международных и внешнеэкономических связей субъектов, выполнение международных договоров РФ и др.

^ 3. Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст.73). С одной стороны, такое положение вещей позволяет наиболее полно реализовать положительные стороны федеративного устройства с точки зрения прав субъектов. Ведь все, что выходит за рамки компетенции центра или предметов совместного ведения, уже не может служить объектом для притязаний со стороны общефедеральных органов государственной власти. С другой стороны, опасения по поводу чрезмерного усиления прав субъектов тоже излишни, поскольку индивидуальное разграничение (в рамках договоров федерации и субъектов) решает эти проблемы более или менее успешно.


6. Система государственной власти в Российской Федерации

Ст.10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение единой государственной власти выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную – Правительство, а судебную – федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды. Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст.80,94, 110, 125, 126, 127). Принцип разделения властей реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие. Обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (едеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичною обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнении Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента произведен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция – право усмотрения в рамках, определенных законом). Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия, судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.


Лекция № 2

^ 7. Нормы права и правовые отношения

Нормой права или правовой нормой называется общее обязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечивае­мое государством, направленное на урегулирование общественных отноше­ний. Понятия «право» и «.норма права» необходимо рассматривать как целое и часть целого. Выделяются следующие признаки правовой нормы :

общеобязательность - норма права предписывает правильный с точки зрения государства и потому обязательный образ поведения для каждого, кто оказывается в сфере ее деятельности;

формальная определенность - правовая норма внешне выражается в письменной форме в официальных документах; внутренняя определен­ность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, в указаниях на последствия ее нарушения;

связь с государством - норма права устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - при­нуждением и стимулированием;

представительно-обязывающий характер - правовая норма представ­ляет, с одной стороны, права субъектам, а с другой стороны, возлагает на них обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обя­занности без права.

Правовая норма регламентирует правила поведения в неразрывной связи с условиями применения, в которых эта норма вступает в действие, и мерами принуждения к ее соблюдению. Эта связь образует структуру право­вой нормы, которая показывает, из каких элементов состоит норма и как эти элементы взаимосвязаны. В структуре правовой нормы выделяют следую­щие элементы:

гипотеза - часть правовой нормы, определяющая условия применения пра­вил нормы (круг субъектов, которым она адресована, обстоятельства, при которых следует руководствоваться данной нормой);

диспозиция - часть правовой нормы, устанавливающая правила поведения субъектов правоотношений в условиях, закрепленных в норме;

санкция - часть правовой нормы, определяющая меры государственного принуждения к субъекту за невыполнение или ненадлежащее выполне­ние нормы.

Существуют следующие формы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:

^ Прямой способ изложения. Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Мож­но найти множество примеров такого построения нормативного материа­ла, когда бы оно идеально соответствовало трехчленной структуре нормы права. В действующих нормативных актах такое совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или актов все структурные элементы, так как только при их наличии норма может обеспечить государственно-властное регулирование общественных от­ношений.

Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее струк­турные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведе­ния.

Бланкетный способ изложения. При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение оп­ределенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится, и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В та­ких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только назы­вается, содержание ее не раскрывается.

Нормы права подразделяются на определенные виды по различным основаниям :

по отраслям права (правовые нормы государственного, административ­ного, уголовного, гражданского, горного и других отраслей права):

по функциям, которые выполняют нормы права (регулятивные или охра­нительные);

по характеру правил поведения, содержащихся в нормах права (обязы­вающие, запрещающие, управомочивающие);

по степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах (абсолютно определенные, относительно определенные и альтернативные);

по кругу лиц (всеобщие или для узкого круга лиц);

по специализации права (закрепительные, дефинитивные и нормы-принципы).

Возможны и другие классификации правовых норм (например, по времени действия, по юридической силе), но во всех случаях они вьшолняют роль государственного регулятора общественных отношений.

Право охватывает не все общество, а лишь ту область, которая называ­ется сферой правового регулирования. Часть общественных отношений, вхо­дящих в сферу правового регулирования, называется правовыми отноше­ниями.


8. Источники права

Право как юридическая категория реализуется через систему общеобя­зательных правил или правовых норм (норм права), которые устанавливают­ся органами государственной власти в официальных формах, называемых источниками права.

Различают следующие основные источники права: правовой обычай, юридический прецедент {судебная практика) и нормативно-правовой акт.

^ Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое сложилось ранее в результате длительного по­вторения людьми определенных действий и закрепилось как устойчивая норма.

^ Под юридическим прецедентом понимается судебное или админист­ративное решение по конкретному юридическому делу, которому государст­во придает общеобязательное значение.

^ Нормативно-правовой акт - акт правотворчества, в котором содер­жатся нормы права.

В российской практике среди современных источников права ведущее место занимают нормативно-правовые акты. Они должны отвечать следую­щим требованиям:

1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным орга­ном.

2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо него­сударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.

3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы, феде­ральные конституционные законы и постановления; Правительство РФ -постановления и распоряжения; Президент РФ издает указы и распоря­жения; федералъгЕые министерства и ведомства, а также другие феде­ральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т.п.

4. Для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.

Существует несколько классификаций нормативно-правовых актов .

^ 1. По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты.

Законы как источники права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием РФ. состоящим из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы.

Согласно ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициати­вы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депу­татам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по вопросам их ведения.

Основным законом страны, занимающим высшую ступень в рос­сийском законодательстве, является Конституция Российской Федера­ции, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В соответствии с Конституцией РФ законы могут быть разделены на федеральные констшуционные, федеральные и иные законодательные акты.

^ Федеральные конституционные законы и федеральные законы при­нимаются по предметам ведения РФ и имеют прямое действие на всей территории РФ. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются фе­деральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регу­лирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых ак­тов. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в установленном поряд­ке.

Подзаконные нормативно-правовые акты издаются органами ис­полнительной власти на основе законов и не могут им противоречить.

К числу подзаконных актов относятся указы президента РФ, поста­новления правительства РФ, ведомственные и местные нормативно-правовые акты.

Решения судебных органов также могут иметь нормативный харак­тер.

Кроме вновь принятых нормативных актов существует большой па­кет законов и нормативных документов СССР и РСФСР, чье действие продолжается.

В настоящее время в России действуют следующие законодательные акты:

• Конституция Российской Федерации 1993 года;

• федеральные конституционные законы:

• федеральные законы (обычные);

• нормативные постановления Государственной Думы:

• нормативные постановления Совета Федерации: » нормативные указы Президента РФ;

• не \тратившие силу ранее изданные законы и нормативные поста­новления Съезда народных депутачов СССР и Съезда народных де­путатов РСФСР:

• не утратившие силу ранее изданные законы п нормативные поста­новления Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР.


^ 9. Толкование норм права

В процессе реализации права необходимо осуществить выбор нормы права и произвести ее толкование, разрешение возможных коллизий между правовыми нормами, преодоление пробелов в праве.

Толкование норм права – это уяснение и разъяснение смысла правовой нормы, действительного содержания находящихся в ней положении в целях их правильной реализации.

Уяснение – первый и обязательный элемент толкования, позволяю­щий понять для себя содержание правового акта, раскрыть содержание пра­овой нормы.

В полной мере значение толкования проявляется в разъяснении, когда в той или иной форме внешне (для других) выражается понимание содержа­ния правовой нормы. Цель этих двух элементов – практическая реализация.

Толкование закона одно из центральных звеньев в процессе приме­нения права. С этой точки зрения каждый акт применения права есть резуль­тат толкования закона. Различают следующие виды толкования:

  1. ^ Официальное толкование – разъяснение, которое дают в официальном порядке государственные органы и должностные лица в рамках их ком-

петенции. Официальное толкование подразделяется на нормативное и ка­зуальное.

^ Нормативное толкование — официальное разъяснение, которое, как и норма права, обладает общим действием, т.е. распространяется на неопределенный круг лиц и на неограниченное количество случаев. Оно может быть двух видов: > аутентическое — это разъяснение органа, который издал толкуемую норму; > легальное — разъяснение компетентного органа в отношении

толкуемой нормы, изданной другим органом.

Казуальное (индивидуальное) – разъяснение, обязательное только для

конкретного случая, конкретного дела.

^ 2. Неофициальное толкование – разъяснение, не имеющее формального, юридически обязательного значения (юридической силы). Может быть:

• доктринальное – разъяснение научных работников, препода­вателей, ведущих исследовательскую работу в этой области;

• профессиональное – разъяснение, основанное на профес­сиональных знаниях права (разъяснение адвокатов, юристов-практиков, разъяснения в юридических консультациях и т.д.);

• обыденное – пояснения и мнения людей в обыденной жизни на

основе житейского опыта.

Способы толкования правовых нормэто приемы, основанные на данных определенной отрасли знаний и используемые для раскрытия содер­жания правовых норм, в целях их практической реализации. Основные спо­собы толкования правовых норм следующие:

1. ^ Грамматическое толкование – способ, основанные на данных тщатель­ного анализа морфологической и синтаксической структуры текста пра­овой нормы. Этот способ толкования охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Среди других способов он является первичным, так как правовые нормы существуют только в языковой форме, конструируются в виде грамматических предложений.

2. ^ Логическое толкование – способ, основанный на законах и правилах ло­гики, использующий формально-логические приемы (аналогию, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и др.) Поскольку мысль и воля законодателя выражаются не только в виде грамматических предложений, но и в логическом содержании, то, не выходя за пределы текста правовой нормы, путем формальной логики раскрывается содержание правовой нормы.

3. ^ Специально-юридическое толкование – способ, основанный на специаль­ных юридических знаниях, на данных юридических наук. Специальные юридические знания использует юрист-профессионал в процессе толко­вания правовой нормы. Во многих случаях только с их помощью воз­можно раскрыть в необходимом объеме содержание юридических норм. Данные юридических наук могут содержаться в самом тексте закона в виде понятий, определений (понятие о залоге), в научных комментариях, разъяснениях юрисдикционных органов.

4. ^ Систематическое толкование – способ, основанный на знаниях связей юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными по­ложениями, с принципами права. Этот способ позволяет раскрыть содер­жание правовой нормы в связи с другими нормами, поскольку она дейст­вует не изолированно. Норма сопоставляется с другими нормами, уста­навливается ее место в данном нормативном акте, в отрасли права, в пра­овой системе.

5. ^ Историческое толкование – способ, основанный на данных историче­ской обстановки, исторических событий при издании закона. Этот способ может затрагивать основательные историко-правовые данные, которые используются только как способ толкования.


Лекция № 3

^ 10. Правовые отношения

Правоотношение - это юридическая форма общественных отноше­нии, 6 которых субъекты права связаны междг собой взаимными юридиче­скими правами и обязанностями, сараитиросаьпыми сосуоарством. Правоотношения имеют характерные признаки (Храпанюк. 1999): • правоотношение представляет собой такую форму фактического общест­венного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обя­занности людей - типовые образцы тех общественных отношений, кото­рых люди могут или должны придерживаться в соответствии с правовы­ми предписаниями. Они реализуются тогда, когда определенные лица выполняют требования правовых норм, то есть вступают в правоотношения. Стороны правоотношений наделяются конкретными юридическими правами и обязанностями, в общей форме закрепленными в нормах пра­ва: их поведение строится в соответствии с данными правами и обязан­ностями;

• участники правоотношений наделяются взаимными юридическими пра­вами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагается юридическая обязанность. Так, по до­говору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования;

• правоотношения имеют сознательно-волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зави­симости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят ин­дивидуально-волевой характер. Сознательно-волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно-волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотрен­ные нормами права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий;

• правоотношения гарантируются государством и охраняются в необ­ходимых случаях его принудительной силой. Государство создает не­обходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы право­мочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента:

субъекты, объекты, право и обязанност.

^ 1. Субъекты правоотношений это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъек­тивных юридических прав и обязанностей. Они подразделяются на:

• у правомочных субъектов правоотношения (носителей права);

• правообязанных субъектов правоотношения (носителей обязанно­стей).

Мера участия субъектов-индивидов в правовых отношениях опреде­ляется их правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность — это закрепленная в законодательстве способ­ность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязан­ности. Она начинается с момента рождения человека и прекращается смертью. Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в связи с его ликвидацией или реорганизацией в соответствии с действующим законодательством. Правоспособность не отчуждается.

Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Правосубъектность — способность быть носителем прав и обязан­ностей и участвовать в правоотношении, т.е. это правоспособность и дееспособность, вместе взятые.

^ К индивидам как субъектам правоотношений относятся гражда­не государства, иностранные граждане (иностранцы) и лица без граж­данства, находящиеся на территории данного государства.

К организациям - коллективным субъектам правоотношений -относятся государственные, общественные, частные организации и го­сударство в целом. В отличие от индивидуальных субъектов правоспо­собность и дееспособность организаций ограничивается теми целями и задачами, ради которых они создаются и функционируют. Деятельность различных организаций определяется законами или их собственными ус­тавами (положениями), признанными государственной властью и не про­тиворечащими ее правовым установлениям.

Права и обязанности организаций строго и точно определены их компетенцией, в рамках которой и осуществляется правоспособность и дееспособность этих организаций. Дееспособность организаций непо­средственно выражается в действиях определенных должностных лиц, представителей, выступающих от имени организаций.

2 ^ Объекты правоотношений. Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, то, по по­воду чего возникают правоотношение.

Содержание юридической обязанности выражается в двух разновид­ностях:

в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Например, по договору купли-продажи продавец обязан передать по­купателю в собственность имущество, за которое последний уплатил определенную денежную сумму. Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения;

в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Так, например, сдача в поднаем имущества, предоставленного нанимателю по договору бытового проката, не допускается. Такие юридические обязанности носят пассивный характер, так как требу­ют от участника правоотношения воздержания от запрещенных зако­ном действий.


Лекция № 4


^ 12. Трудовое право

Трудовое право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения по созданию материальных и нематериальных благ, возникающие при включении наемного работника в трудовой коллектив (подчинении его трудовому распорядку) на добровольной основе, а также иные, связанные с ними, общественные отношения. Прежде всего, трудовое право регулирует непосредственно трудовые отношения, возникающие в процессе нормального функционирования предприятия, учреждения, при обычных взаимоотношениях работника и работодателя. Кроме этого, трудовым правом охватываются и иные отношения, возникающие за пределами территории завода или вне коридоров учреждения (трудоустройство, профессиональная подготовка, разрешение споров в суде и др.). Несмотря на их кажущуюся отдаленность от основных признаков непосредственно трудового правоотношения, их обязательным участником, пусть в опосредованной форме (через трудовой коллектив, профсоюзный орган) является конкретный работник со всеми исходными признаками.

^ В субъективном смысле право на труд есть возможность каждого лица свободно распоряжаться своими способностями к труду как через участие в деятельности трудовых коллективов, так и в индивидуальном порядке или вообще не участвовать в трудовой деятельности, поскольку в отличие от недавних лет принудительный труд (за исключением последствий приговора суда) запрещен.

Наряду с Конституцией РФ (ст. 37), закладывающей основополагающие принципы правового регулирования, в России действует Трудовой Кодекс РФ 2002 г. Важную роль в правовом регулировании труда выполняют федеральные законы ("О коллективных договорах и соглашениях" 1992 г., "О занятости населения в Российской Федерации" 1991 г. Задачи оперативного реагирования на изменена общественных отношений в сфере труда, заполнения правового вакуума выполняют Указы Президента и Постановления Правительства. По вопросам, отнесенным к его компетенции, специальные постановления принимает Министерство труда и социального развития. Оно также дает разъяснения по вопросам применения актов Президента и Правительства.

Согласно Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются ратифицированные в установленном порядке международные договоры, имеющие приоритет в применении. Большая их часть вышла в виде конвенций из стен Международной организации труда (МОТ), например, конвенции "О принудительном и обязательном труде" 1930 г., "Об охране заработной платы" 1949г., "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" 1983 г. и др. Кроме этого, свое действие на территории сохраняют нормы бывшего Союза СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.


^ 13. Коллективные договоры и соглашения

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

^ Сфера действия коллективного договора - конкретное предприятие (организация, учреждение) или его структурное подразделение (цех, участок). Сторонами трудового договора являются, с одной стороны - работники организации через выборный профсоюзный орган или иных представителей, с другой стороны - работодатель. Срок действия договора - от одного года до трех лет. По истечении срока заключается новый договор или сохраняет действие старый.

Коллективный договор: конкретизирует положения трудового законодательства, определяя взаимные права и обязанности работника и работодателя на предприятии; служит одной из гарантий соблюдения прав работников предприятия; является внезабастовочным способом разрешения конфликтов; •заключаемый при участии трудового коллектива, становится одной из форм самоуправления на предприятии. Соглашение - правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключается на уровне РФ, субъекта РФ, территории, отрасли, профессии. В зависимости от сферы регулирования могут заключаться следующие виды соглашений:

генеральное (устанавливает общие принципы регулировании социально-трудовых отношений во всероссийском масштабе);

региональное (регулирует социально-трудовые отношения в республике, крае, области, городах федерального значения, словом, ограничивает свое действие территорией субъекта РФ);

отраслевое (устанавливает нормы оплаты и другие условии труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли; •соглашения, регламентирующие эти условия для нескольких отраслей, носят название межотраслевых); •профессиональное (решает аналогичные вопросы в отношении работников одной профессии); •территориальное (осуществляет трудовое регулирование с учетом территориальных особенностей города, района, иного адмистративно-территориального образования).

^ Участниками трудовых соглашений являются, с одной стороны, объединения работодателей соответствующего уровня (так, для генерального соглашения - это общероссийское объединение работодателей, для территориального - объединение работодателей соответствующего административного образования). Аналогичное представительство работников осуществляют профсоюзные органы и их объединения. Если для выполнения конкретного соглашения будет необходимо привлечь средства из государственного бюджета, то в заключении этого соглашения обязательно должна участвовать третья сторона - орган исполнительной власти соответствующего уровня.

^
14. Трудовой договор

Трудовой договор (контракт) - есть договор между трудящимся (работником) и предприятием, учреждением, организацией (работодателем), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, организация, учреждение обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать соответствующие условия труда.

^ Сторонами трудового договора являются:

1. работник (по общему правилу, гражданин, достигший 15, а в исключительных случаях и 14-летние лица);

2. работодатель (не только предприятие, организация, учреждение, наделенное правами юридического лица (через должностных лиц, управомоченных на заключение трудовых договоров), но также и отдельные физические лица (например, индивидуальный предприниматель при найме работников).
  1   2   3   4   5   6   7



Скачать файл (303.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru