Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Монументально-декоративное искусство и его виды - файл 1.docx


Реферат - Монументально-декоративное искусство и его виды
скачать (1105.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1106kb.18.11.2011 19:28скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
НОУ ВПО Томский институт Бизнес

Факультет дизайна


«Монументально-декоративное искусство и его виды»
Реферат по предмету дизайн и Монументально-декоративное искусство

Выполнил: студент гр. 171

Проверил: старший преподаватель

Томск 2010



Содержание:

Введение……………………………………………………………………….....3

Глава 1. Живопись монументально-декоративная……………………………...4

1.1 Живопись монументальная……………………………………………..4

1.2 Мозаика…………………………………………………………………..7

1.3 Фреска…………………………………………………………………...10

1.4 Витраж…………………………………………………………………..12

Глава 2. Декоративно-монументальная скульптура……………….…………..18

Заключение……………………………………………………………………….21

Примечание………………………………………………………………………22

Список используемых источников………………………………………….…23

Список к иллюстрациям………………………………………………….……24




Введение

Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный — «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминатой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, облладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности.




Глава 1. Живопись монументально-декоративная

1.1 Живопись монументальная

ЖИВОПИСЬ МОНУМЕНТАЛЬНАЯ – род живописи, относящийся к монументально-декоративному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска, энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, [сграффито], майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Монументальную живопись называют также монументально-декоративной живописью, или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемно-пространственном или плоскостно-декоративном ключе.

Монументальная живопись приобретает цельность и законченность лишь во взаимодействии со всеми составляющими архитектурного ансамбля.

Древнейшие известные украшения стен – процарапанные контурные изображения животных в пещерах Дордони во Франции и на юге Пиреней в Испании. Вероятно, они были созданы кроманьонцами между 25 и 16 тыс. до н.э. Широко известны пещерные росписи Альтамиры (Испания) и более совершенные образцы этого искусства эпохи позднего палеолита в пещере Ла Мадлен (Франция).



Настенные росписи существовали в додинастическом Египте (5–4 тыс. до н.э.), например в гробницах Иераконполя (Гиераконполя); в этих росписях уже заметна склонность египтян к стилизации человеческих фигур. В эпоху Древнего царства (3–2 тыс. до н.э.) сформировались характерные черты египетского искусства и были созданы многие прекрасные настенные росписи. В Месопотамии настенных изображений сохранилось мало, что связано с непрочностью использовавшихся строительных материалов. Известны фигуративные изображения, отражающие некоторую склонность к реализму в передаче натуры, но для Месопотамии более характерны орнаменты.

Во 2 тыс. до н.э. Крит становится культурным посредником между Египтом и Грецией. В Кноссе и других дворцах острова сохранилось много фрагментов великолепных фресок, выполненных с живым реализмом, что сильно отличает это искусство от иератической египетской живописи. В Греции доархаического и архаического периодов роспись стен продолжала существовать, но от нее почти ничего не сохранилось. О расцвете этого жанра в классический период свидетельствуют многочисленные упоминания в письменных источниках; особенно были знамениты росписи Полигнота в Пропилеях Афинского акрополя. Прекрасные образцы древнеримской монументальной живописи сохранились под слоем пепла на стенах домов в городах Помпеи, Геркуланум и Стабии, погибших при извержении Везувия в 79 г., а также в Риме. Это полихромные композиции с разнообразными сюжетами, от архитектурных мотивов до сложных мифологических циклов, например фреска Одиссей в стране лестригонов из дома на Эсквилине в Риме; в подобных композициях видно великолепное знание художником натуры и умение ее передать.

В раннехристианский период (3–6 вв.) и в Средние века монументальная живопись была одним из ведущих видов искусства. В этот период фресками украшались стены и своды катакомб, а затем настенные росписи и мозаика стали главными видами монументальной декорации храмов как в Западной 

Римской империи (до 476), так и в Византии (4–15 вв.) и других странах Восточной Европы. В Средние века в Западной Европе храмы в основном украшались фресками или росписями по сухой штукатурке; в Италии также продолжала существовать мозаика. В росписях романского стиля (11–12 вв.) в отличие от классической и ренессансной живописи отсутствует интерес к пластической моделировке объема и передаче пространства; они плоскостны, условны и вовсе не стремятся точно воспроизводить окружающий мир.

Пластическая моделировка снова появляется в произведениях итальянских мастеров конца 13 – начала 14 в., особенно у Джотто. В Италии в эпоху Возрождения фреска получила необычайно широкое распространение. В своих произведениях художники этой эпохи стремились достичь максимального подобия реальности; их прежде всего интересовала передача объема и пространства.

Художники Высокого Возрождения также начинают экспериментировать с живописными техниками. Так, композиция Тайная вечеря Леонардо да Винчи в трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане написана маслом по плохо подготовленной поверхности стены. Однако она сильно пострадала от времени и оказалась почти неразличимой под слоем позднейших обновлений. В 16–18 вв. в итальянской монументальной живописи нарастает стремление к пышности, декоративности и иллюзионизму.

В 19 в. настенные росписи часто применяли для украшения общественных зданий как в Европе, так и в Америке. В 20 в. монументально-декоративная живопись испытала новый подъем благодаря деятельности мексиканских художников Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса.



1.2 Мозаика

МОЗАИКА (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum, букв. – посвященное музам) – разновидность монументальной живописи, а также техника монументальной декорации, в которой изображение создается из мелких кубиков (тессер, от лат. tesserae) мрамора, гальки, керамической плитки, смальты (глушенного стекла) и др. на сглаженной загрунтованной поверхности пола, стен или потолка. Обнаруженные во время раскопок в шумерском городе эль-Убейд (Междуречье) фрагменты красных и черных глиняных конусов в форме гвоздя свидетельствуют о том, что техника настенной мозаики была известна уже в 3500 до н.э. Небольшая плакетка, называемая «Штандарт войны» (ок. 2600 до н.э., из города Ура в Междуречье, ныне в Британском музее в Лондоне) украшена плоским рельефом, выложенным из лазурита и розового песчаника, тоже принадлежит шумерскому искусству. Египтяне применяли стеклянную мозаику в ювелирных изделиях. Следы мозаик обнаружены в раскопках городов минойской культуры на Крите и микенской на территории материковой Греции (ок. 2000–1400 до н.э.). Также в разных частях Греции при раскопках находят напольные мозаики, выложенные черной и белой галькой; некоторые из них датируются концом 5 в. до н.э. В эллинистический и римский периоды напольные мозаики, набранные из разноцветных мраморных кубиков на светлом фоне, создавались по всему Средиземноморью. В раннехристианскую эпоху мозаика стала использоваться для украшения не только полов, но и стен и сводов. В Северной Африке и языческие, и христианские надгробия нередко украшались мозаикой. В Византии в 5–15 вв. было создано множество прекрасных настенных мозаик, кубики которых изготавливались из смальты, перламутра и других драгоценных материалов. Фоны выкладывались золотой смальтой, сделанной из прозрачной стеклянной массы, наплавленной на тонкий лист золота. Техника мозаики продолжает использоваться и в настоящее время.



Метод изготовления мозаики в древней Греции и Риме состоял из ряда процессов. Сначала землю утрамбовывали, чтобы образовалась ровная поверхность. На нее укладывали основание из камня, сухой гальки и извести толщиной 15–23 см. На образовавшийся слой наносили другой, 10–15 см толщиной, составленный из извести и битого кирпича, смешанных с водой. По еще мягкой поверхности наносился предварительный рисунок, а затем клали кубики или гальку гладкой стороной кверху. Поверх мозаику заливали жидким закрепляющим цементом, щели и трещины промазывали кистью. Когда все застывало, поверхность полировали. Другого типа мозаика полов, называемая opus sectile, а позднее opus alexandrinum, составлялась из крупных осколков мрамора или других разноцветных камней. Современные узорные полы создаются подобным образом.

Техника мозаики, восходящая к античной традиции, называется римской мозаикой. Такая мозаика выкладывается из кубиков смальт и камня. Существует также тип т.н. флорентийской мозаики, когда изображение выкладывается по контуру и составляется из тонких пластин разноцветных мраморов и яшм. Если мозаичный набор изготавливается из различных пород дерева, такое произведение называется интарсия.

Смальтовая мозаика может быть изготовлена двумя способами: 1) «прямой набор» – изображение выкладывается непосредственно на архитектурных поверхностях и закрепляется в незатвердевшем штукатурном слое; 2) «обратный набор» – изображение выкладывается на кальке будущей картины лицевой стороной вниз и, после закрепления тыльной стороны, лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском. «Обратным набором» были выполнены мозаичные картины во 2-ой пол. 19 в. для Исаакиевского собора в Петербурге, точно повторявшие живописные оригиналы.

В России мозаика применялась для украшения храмов издавна, известна еще со времен Киевской Руси (Софийский собор, Михайловский златоверхий монастырь в Киеве). В 18 в. М.В.Ломоносов с учениками возродил искусство 

мозаики и создал ряд мозаичных картин. С сер. 18 в. появилась т.н. русская мозаика: набор из пластинок камня одной породы: малахита, яшмы, лазурита и др. самоцветов на поверхности столешниц, колонн, ваз, шкатулок, имитирующий изделие, высеченное из цельного камня.

В 20 в. в технике мозаики работали Антонио Гауди (Испания), Фернан Леже (Франция), Диего Ривера (Мексика), Ханс Эрни (Швейцария). В России мозаика применялась для украшения станций метрополитена и общественных зданий (А.А.Дейнека, П.Д.Корин, И.М.Рабинович, Б.А.Тальберг и др.)




1.3 Фреска

ФРЕСКА (итал. fresco – свежий), техника настенной росписи водяными, реже – казеиново-известковыми красками по сырой или сухой штукатурке, а также живописное произведение, выполненное в этой технике. Фреска может быть выполнена двумя способами: а секко (a secco – по сухому), т.е. написана по сухой штукатурке, и в технике аффреско (аль фреско), когда водяные краски наносятся на сырую штукатурку; такая фреска (buon fresco), без последующих исправлений темперой, наиболее сложна в исполнении, поскольку требует быстрого завершения работы. Как только влажный грунт высыхал, живопись становилась неотъемлемой частью поверхности стены. Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться. Тайная вечеря Леонардо да Винчи (в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие, 1495–1497) – наиболее известный пример того, как великое произведение разрушается по той причине, что мастер не использовал в качестве грунта сырую штукатурку. Средневековые художники смешивали порошкообразные красящие пигменты с казеином или яичным белком, однако с 16 в. наиболее часто употреблявшимся эмульгатором стала вода. Итальянский художник Ченнино Ченнини (ок. 1370 – ок. 1440) детально описал технику фрески в своем Трактате о живописи (Trattato della Pittura, 1437). Работая в технике аффреско, художник использует картоны в размер росписи, частями перенося с картона на стену ровно такую часть изображения, которую можно написать, пока штукатурка еще влажная.

Наиболее древние фрески сохранились в Фивах в Египте; они относятся к эпохе Нового царства (1555–1090 до н.э.). Греки в Микенах и Тиринфе и критяне в росписях Кносского дворца применяли наравне с а секко технику аффреско. В античной живописи классического и эллинистического периодов фреска оставалась популярной и позднее применялась первыми христианами для росписи катакомб. Великолепные античные фрески сохранились в разрушенных зданиях Помпеи и Геркуланума. В последующие 

столетия техника чистой фрески (т.е. живописи по сырой штукатурке и без применения каких-либо иных связующих, кроме воды) использовалась мало. Во Франции и Германии сохранились романские фрески 11 в., что говорит о продолжении существования этой традиции. Фреска во Франции была почти полностью забыта с увеличением популярности витража и стремительным нарастанием высоты готических сводов. Однако в Италии, особенно в Сиене и во Флоренции, благодаря творчеству Симоне Мартини и Джотто фресковая живопись получила новый импульс к дальнейшему развитию. Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. В эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо, А.Мантенья, Л.Синьорелли, Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи, украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Еще в 18 в. фреска оставалось главной и наиболее популярной формой монументальной декорации; одним из выдающихся мастеров, работавших в этой технике, был Дж. Б.Тьеполо. Несмотря на то, что фресковая живопись распространена по всему миру, до сих пор ее развитие связывают преимущественно с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов 19–20 вв. Д.Риверы, Х.Ороско и Д.Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.



1.4 Витраж

ВИТРАЖ (от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. Предполагается, что витражи были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. В раннехристианских базиликах 5–6 вв. окна заполнялись прозрачными плитками алебастра и селенита. Расцвет искусства витража пришелся на Средние века. В основном витражные окна из вырезанных по контуру цветных фрагментов стекла, скрепленных свинцовыми переплетами, использовались в церковном зодчестве, хотя иногда появлялись и в жилых зданиях, особенно начиная с эпохи Возрождения. Витражи продолжали создаваться и в 19 в., а в 20 в. это искусство пережило новый расцвет в церковной и светской архитектуре.

Вероятно, средневековые стекольщики научились делать цветную стеклянную массу, окрашивавшуюся в процессе плавления, в 9 в., переняв опыт восточных ремесленников, где мастерство окраски стекла имело уже долгую традицию. Первое письменное упоминание о настоящих витражах содержится в рукописи 10 в., в которой говорится об их использовании для украшения собора в Реймсе во время его перестройки в 969–988. Самые ранние из сохранившихся витражей – несколько изображений пророков из собора в Аугсбурге (Германия), датирующиеся 11 в., а также окно с композицией Вознесение из собора Ле Ман (Франция), относящиеся к тому же времени.

Витражи 12 в. гораздо более многочисленны. Лучшие из английских образцов, созданных в этом столетии, находятся в соборе Кентербери. На них представлены предки Христа (ок. 1180). Прекрасные витражные окна 12 в. сохранились в Шартрском соборе во Франции, здесь на знаменитом западном окне, получившем название La belle Verriиre (прекрасный витраж), изображено Древо Иессеево с предками Христа на ветвях и Богоматерь с Младенцем. В витражах 12 в., сохранившихся также в Анжере, Сен-Дени, 

Шалон-сюр-Марн, Бурже, Страсбурге и Пуатье, чувствуется характерная для романского искусства условность композиции, но меньшая строгость, чем в более ранних произведениях.

В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты, связанных между собой по смыслу, но отделенных друг от друга перегородками. Увеличилось количество разнообразных живописных деталей, лицам персонажей стали придавать характерные выражения: черты лица рисовали гризайлью – коричневато-серой глазурью, которая в печи для обжига вплавлялась в кусочки светлого стекла, сделанные в форме голов и рук. В то же время в фонах витражей стали изображать различные второстепенные эпизоды. В результате получались композиции, напоминавшие позднеготические гобелены, с их многослойными и многоплановыми композициями. Знаменитые круглые окна – готические «розы», помещавшиеся в центральной части фасадов соборов (например, в соборе Парижской Богоматери, соборах в Реймсе и в Шартре), представляют собой образцы чисто декоративных композиций 13 в. Эти круглые витражные окна имели очень сложную, но ясную и согласованную структуру. Рисунок их переплетов, симметричный и абстрактный, состоит из геометрических фигур и изогнутых линий, исходящих из центра-розетки. Эти творения средневековых ремесленников по красоте близки к произведениям ювелирного искусства.

Готические витражи изготовлялись по всей Европе. Прекрасные образцы произведений этой эпохи сохранились в Кентербери и Линкольне в Англии; в Шартре и Руане во Франции; в Кёльне и Марбурге в Германии. В дворцовой капелле Людовика XI Сент Шапель (начата в 1244, Париж) простенки между окнами верхнего этажа настолько тонки, что кажется, будто ее стены целиком состоят из витражей.

В середине 14 в. наступила реакция на пышность стиля предыдущего столетия. Первое время запрет на изготовление витражей, содержавшийся в специальных эдиктах цистерцианского и францисканского орденов, имел 

силу и за пределами этих братств. Кроме того, из-за свирепствовавшей по всей Европе чумы прервалась ремесленная традиция, сильно сократилось число мастеров, коммерческое процветание городов, обеспечивавших строительство крупных соборов, было подорвано. Окна стали делать из чистого стекла в форме ромбов. Единственный вид украшения, который продолжал использоваться, – гризайльные контурные рисунки, наносившиеся глазурью темных цветов и вплавлявшиеся в белое стекло. Цветное стекло использовалось лишь в маленьких круглых окнах или отдельных сценках.

В начале 14 в. желтое стекло стали получать путем нанесения на поверхность белого стекла раствора нитрата серебра, вместо того чтобы окрашивать всю стеклянную массу, как это делалось прежде. Еще раньше тот же раствор придумали наносить на синее стекло, получая таким образом великолепный зеленый цвет. Однако в конце 14 в. желтый был чуть ли не единственным цветом, использовавшимся для украшения окон наряду с росписью гризайлью. Поскольку раствор наносился на белое стекло, цвет мог варьироваться от бледно-лимонного до ярко-оранжевого. Обрамлением для композиций, выполненных в технике гризайли, могли служить резные каменные кивории. Сначала они были очень простыми и состояли из колонн и арок, а впоследствии к концу 15 в. приобрели замысловатые и вычурные формы.

В 15 в. сказался упадок искусства витража в предыдущем столетии: сильно снизились технические навыки и качество живописи, несмотря на то, что снова появилась полихромия. Витражи собора в Экзетере и знаменитое Окно пяти сестер в соборе Йорка демонстрируют тенденцию к использованию гризайльного рисунка для разработки фона. Художники, работавшие в каждой стране, как правило, имели учеников, которые продолжали ремесленные традиции мастерской, и можно говорить о существовании различных национальных школ в этом виде живописного искусства. Лучшие английские мастера работали в Йорке, Ковентри, 

Уинчестере, Оксфорде, Уэльсе, Линкольне, Норвиче и Вестминстере. Начиная с 15 в. много замечательных витражей было создано в английских приходских церквах, находившихся недалеко от упомянутых центров.

Очень эффектны геральдические композиции, выполненные в технике витража, распространившиеся с 15 в. Их предшественником можно считать витраж 13 в. из апсиды собора Вестминстерского аббатства с изображением трех простых щитов. Использование геральдических мотивов, без сомнения, было продиктовано желанием указать на происхождение заказчика или увековечить память человека, похороненного в данном храме. В Англии, Голландии и особенно в Швейцарии искусство витражных геральдических композиций достигло высочайшего уровня. Изображения на поле герба наносились разными цветами на стекло и процарапывались, свинцовые перемычки между стеклами различных тонов уже почти не использовались.

В конце 15 – начале 16 в. многие мастера переехали из Нидерландов в Лондон. Они привезли в Англию свой стиль, сформировавшийся в Нидерландах, Франции и Германии. В основе его лежит соединение северных традиций с приемами живописи итальянского Ренессанса, такими, например, как использование перспективы. В композиции витражей произошли большие изменения: теперь витраж понимался как вид из окна и строился как ренессансная картина. В Англии наиболее совершенный образец этого стиля – окна капеллы короля Генриха VII в Вестминстере, созданные нидерландским мастером Бернардом Флауэром, поступившим на королевскую службу в 1505. Другой комплекс витражей, вероятно, выполненных тем же мастером, находится в церкви Фэрфорда в Глостершире. Во Франции лучшие образцы данного стиля находятся в Руанском соборе. Сохранились также замечательные витражи в соборах Антверпена, Брюсселя, Льежа и Амстердама. В конце 16 в. были закончены знаменитые витражи собора в Гауде, созданные братьями Дирком и Воутером Крабетами и их учениками.



В Германии, особенно в Кёльне, и в Италии значительно больше была распространена роспись по стеклу. Большая школа возникла в Милане в связи со строительством собора. Среди работ, выполненных мастерами этой школы, особенно выделяются произведения Кристофоро де Мотти и Никколо да Варалло. Другой итальянский мастер живописи по стеклу, Гульельмо де Марчиллат, работал в Ареццо, Риме и Кортоне.

Росписи по стеклу, созданные в это время, оказались не столь долговечными, как более древние витражи, составленные из кусочков цветного стекла. Только в Швейцарии произведения расписного стекла сохранились достаточно хорошо, в основном это небольшие окна жилых домов. Причина плохой сохранности большинства расписных окон заключается в том, что цветная глазурь и стекло, на которое она наносилась, претерпевали различные изменения (сжатия и расширения) при смене температур, поэтому глазурь со временем трескалась и осыпалась.

В 17, 18 и 19 вв. искусство живописи по стеклу продолжало существовать, однако произведения этого времени не представляют особого интереса. В конце 19 в. в Англии художник У.Моррис возглавил движение за возрождение английского готического витража. К нему присоединились англичанин Э.Бёрн-Джонс и француз Э.Виолле-ле-Дюк; оба создали несколько очень изящных произведений из цветного стекла.

В Америке в конце 19 в. строилось много новых церквей; часто это были здания, выполненные в псевдоготическом стиле, со стеклянными окнами, напоминающими витражи. Замечательными мастерами этого вида искусства были Чарлз и Льюис Тиффани, Джон Ла Фарж, Чарлз Дж. Конник, Фредерик Коул, Клемент Хитон и Джоэл Николас.

Восстановление церквей и соборов, разрушенных в Европе во время войн нашего столетия, привлекло общественное внимание к необходимости создания новых витражей. Во многих случаях вместо утраченных фрагментов вставлялись панели современного образца, созданные по новым рисункам и технологиям. Самые поразительные результаты были достигнуты 

во Франции, где в обновлении витражей участвовали такие знаменитые художники, как Жорж Руо, Жан Люрса, Фернан Леже, Ханс Арп, Жорж Брак и Анри Матисс. В Англии замечательные расписные окна были созданы Лоренсом Ли, Джеффри Кларком и Кейт Нью для украшения нефа нового собора в Ковентри.

В современных витражах используется цветное и бесцветное стекло, литое стекло, толстое колотое стекло, цветные зеркала, а также различные виды обработки: роспись, травление, гравирование, пескоструйная обработка. Литому и прессованному стеклу придается разнообразная фактура и разная степень прозрачности.




Глава 2. Декоративно-монументальная скульптура

ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. Искуство монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в СПб. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произв., выполненные итальянским, голландскими, немецкими мастерами, носили преимущественно дидактический характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульп. К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульп. А. Шлютер); ступени Большого каскада, (скульп. Б. К. Растрелли) в символич. форме отражали события Сев. войны 1700-21. В числе первых декорат. скульптур работы рус. мастеров - медная статуя Нептуна в Нижнем парке Петергофа (1716, отливка М. Арнольта). В елизаветинское время декорат. орнаментальные рельефы, скульптура и вазы - неотъемлемая часть убранства дворцов барокко (Строгановский дворец, Шувалова И. И. дворец, Зимний дворец и др.). Высоким мастерством отличались работы лепщика И. Дункера, пом. Ф. Растрелли, работавшего в России с 1743. В 18 в. в осн. сложились комплексы парковой декорат. скульптуры в парках Петродворца, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины. В нач. 19 в. Д.-м. с. играет важную смысловую роль в крупных градостроит. ансамблях: изваяния рек и морских божеств в ансамбле Стрелки Васильевского острова, скульптуры Горного института, Казанского собора. Богатое скульпт. убранство Гл. Адмиралтейства (сохр. частично) символизировало триумф России как великой мор. державы. Декорат. скульптура аллегорич. содержания, как правило, украшала портики зданий эпохи классицизма, широко были распространены фигуративные рельефы в простенках и над окнами, замковые камни с масками Горгоны и львиными мордами. Кам. скульптуру рубили из известняка и гранита артели С. К. Суханова (фигуры у Ростральных колонн, Казанского собора), Г. Балушкина (атланты Нового Эрмитажа, по модели А. И. Теребенева). Мастерская Трискорни в 1810-х гг. 

ставила мраморные декорат. скульптуры (Диоскуры у Манежа; львы у Лобанова-Ростовского дома). Интересно скульпт. убранство мостов и пристаней: пристань у Академии художеств (1832-34, К. А. Тон, сфинксы Аменхотепа 3-4 в. до н. э.); ограда с 29 львами Кушелевых-Безбородко усадьбы на совр. Свердловской наб. (сер. 19 в.); Банковский мост, Львиный мост, Египетский мост, Аничков мост, пристани со львами и вазами на Адмиралтейской наб. Садово-парковая скульптура 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. имеет исключительно декорат. характер, по камерности форм приближаясь к станковой. В сов. время декорат. скульптурой украшали парки культуры и отдыха, дет. площадки, спорт. сооружения (работы Е. А. Янсон-Манизер в ЦПКиО, 1936; Ц. А. Дивеевой в Московском парке Победы, 1953). Сложился стереотип многократно тиражированных "девушек с веслом" и "пионеров с горном". С 1990-х гг. в СПб. произошел всплеск украшательства декорат. скульптурой центр. р-нов города ("Городовой" на М. Конюшенной ул., "Остап Бендер" на Итальянской ул., "Кошки", "Собака" и "Фотограф" на М. Садовой ул.), что входит в противоречие с ист. ансамблями.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, 

металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.


Заключение

История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерстово и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале» Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаюются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств.



Примечание

^ 1.Граффито, сграффито (от ит. "sgraffito") - разновидность монументально-декоративной живописи, техника стенописи, суть которой состоит в последовательном нанесении тонких цветных слоев известково-песчаного или цементно-песчаного растворов на архитектурную плоскость, и процарапывании специальными инструментами свежих верхних слоев до обнажения нижних, отличающихся по цвету и тону, в соответствии с передавленным с кальки рисунком. Помимо "мокрого" существует также "сухой" способ сграффито, когда процарапывание или резба выполняется по мягким пористым материалам, покрытых сверху левкасом или покраской другого цвета. Впервые сграффито появилось в Италии в XV веке, когда там стали оштукатуривать большие плоскости фасадов зданий и возникла настоятельная необходимость их декора.

2. Граффити (итал. graffiti, множественное число от graffito, буквально — нацарапанный) - посвятительные, магические и бытовые надписи на стенах зданий, металлических изделиях, сосудах и т.п. Граффити в большом количестве находят во время раскопок древних и средневековых городов и поселений во многих странах мира. Почти на всех древнерусских зданиях имеются граффити; особенно интересны в Софийских соборах Киева и Новгорода. Граффити вводят в малоизученную область живого языка древнего населения, пополняют сведения по палеографии. Граффити - в современном значении - надписи и рисунки, оставленные детьми или взрослыми на стенах домов, на монолитных оградах, в метро.

3. Гризайль (французского gris - серый) - вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо цвета (чаще серого). Применяется с XVII века, широко распространен в росписях интерьеров в стиле классицизма главным образом как имитация скульптурного рельефа.




Список используемых источников

  1. Бринкман А. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935

  2. Толстой В.П. Об основных понятиях монументального искусства. – Советское искусствознание, 1980, № 2

  3. Прокофьев В.Н. Монументальное и станковое. К вопросу об определении понятий. – Творчество, 1971, № 5




Список к иллюстрациям

  1. ФРЕСКА НА КОЛОННЕ В ЦЕРКВЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Ярославль. 1911

  2. ЖОТТО. ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. Фреска.

  3. АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ КАМЕРЫ ДЕЛЬИ СПОЗИ. в Палаццо Дукале, Мантуя. Фреска

  4. Ул. Чичерина, 19. Фото 2008 г.

  5. Училище олимпийского резерва. Фото 2007 г.

  6. Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович - «Солидарность». Фото 2008 г.

  7. Памятник "Научным экспериментам" (ул. Академика Павлова, 12)

  8. Скульптура на крыше Зимнего дворца.

  9. Скульптура льва на набережной Макарова.

  10. Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре.

  11. Исаакиевский собор.



Иллюстрации
^ 1. ФРЕСКА НА КОЛОННЕ В ЦЕРКВЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА.

2. ЖОТТО. ВВЕДЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ВО ХРАМ. Фреска.



3. АНДРЕА МАНТЕНЬЯ. ФРАГМЕНТ НАСТЕННОЙ РОСПИСИ КАМЕРЫ ДЕЛЬИ СПОЗИ. в Палаццо Дукале, Мантуя
4. Ул. Чичерина, 19.



5. Училище олимпийского резерва.

6. Дом моды. Металлический барельеф А. Арцимович - «Солидарность».



7. Памятник "Научным экспериментам" (ул. Академика Павлова, 12)



8. Скульптура на крыше Зимнего дворца.



9. Скульптура льва на набережной Макарова.



10. Богоматерь с младенцем. Витраж собора в Шартре.



11. Исаакиевский собор.




Скачать файл (1105.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru