Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по дисциплине Психология здоровья - файл 1.doc


Лекции по дисциплине Психология здоровья
скачать (215.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc216kb.17.11.2011 16:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Литература

Психология здоровья: Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2000.

Серкач М.Ф. Психология здоровья: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Изд-во «Академический проспект Гаудеамус», 2005.

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003.

Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья / Под. ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1999.

Практикум по психологии здоровья / Под. ред. Г.С. Никифорова. СПб: Изд-во «Питер», 2005.
Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования

^ Психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Задача психологии здоровья: психология здоровья стремится выстроить психосоматическое развитие человека в творческий процесс преобразования себя и самочувствие себя в системе окружающей действительности.

Пути становления новой отрасли человеческого знания проходили в 3 этапа:

    1. Запугивание и устрашение населения различными недугами. В этот период была основа на патогенную основу факторов риска.

    2. Обращение к разуму человека: активно давалась статистика о различных оздоровительных системах, об их положительном воздействии, предлагались различные модели здорового образа жизни.

    3. Каузальный этап (кауза - причина) – причинный этап: ориентация на исходные причины состояния человека, т.е. на выявление и устранение причин, а не на борьбу со следствием.

В психологии здоровья выделили следующие направления исследований:

      • Выявление роли психологических факторов в укреплении здоровья человека.

      • Формирование внутренней картины здоровья, т.е. психологического состояния отношения к здоровью.

      • Поиск оптимальных методов психологического воздействия, направленных на развитие здоровой личности.

      • Создание системы обучения здоровью.

Т.о. психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от зачатия до смерти и представляет собой психологическую базу первичной, вторичной профилактики и реабилитации.
В 1997 г. А. Маслоу высказал предположение, что жизнеспособность психологии здоровья, возможно, определяется не столько анализом глубин человеческого поведения, сколько анализом высот, которых каждый индивидуум способен достичь.

З. Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью.

^ Исторический аспект проблемы

Основа учения о здоровой психике была заложена еще в трудах Гиппократа, в его сборнике были впервые научно обоснованы проблемы не болезни, а здоровья.

Древний философ Демокрит в свое время писал Гиппократу: «Здоровье просят у Богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в распоряжении средства к этому».

О Гиппократе знают не только как о врачевателе, но и как о непреклонном гигиенисте. Именно с гигиеной связаны пути сохранения здоровья, и об этом писал Гиппократ.

Но еще гораздо раньше Гиппократа в античной литературе была достаточно широко освящена тема гигиены. В древней мифологии существует миф об Аполлоне и его сыне Эскулапе и кентавре Хероне – лучшем врачевателе, который обучал Эскулапа врачеванию собственной души. У Эскулапа было 2 дочери: Панацея и Гегея, первая решила изобрести лекарство от всех болезней и была осмеяна, а вторая - проповедовать гигиену души и тела, стала известной. Гегею изображали как красивую девушку в тунике, которая держит в одной руке чашу, а в другой – змею (это символ медицины).

Авиценна в средние века издал пятитомный труд «Канон врачебной науки», где разработал и обосновал собственную систему сохранения здоровья, которая не потеряла значение до сих пор. Он говорил, что человек может и должен жить до 140 лет.

^ В.М. Бехтерев впервые заговорил о психологии здоровья. Он говорил, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности. Бехтерев особо подчеркивал «определяющее влияние социально-экономических условия на распространение душевных расстройств». Среди всех оздоровительных мероприятий важнейшее значение Бехтерев придавал 3 китам: психогигиене, психопрофилактике и воспитанию. Он предложил создать программу «Забота о здоровье ради здорового человека». До сих пор идеи Бехтерева воплощаются в жизнь в Санкт-Петербурге.
Проблемы психологии здоровья

  1. ^ Убыстрение ритма жизни. Нарастающие нагрузки на нервную систему и психику человека, негативная динамика межчеловеческих отношений приводит к формированию эмоционального напряжения. Она ведет к «болезни спешки» и является одним из факторов развития заболеваний.

  2. ^ Проблема жизни в условиях неопределенности. Ее породила ситуация, связанная с переходом с одной ступени развития общества на другую. Произошла кардинальная смена устоявшихся стереотипов поведения. Следовательно, повысилось беспокойство человека за свое будущее, за будущее своих детей и близких. Повышенный стойкий уровень беспокойства выливается в психосоматическую патологию. Неопределенность сама по себе не имеет знака, знак зависит от личностных особенностей человека, заполняющих неопределенность собственными ожиданиями. Чаще всего неопределенность представляет собой дефицит в прогнозировании своего будущего. Проведенные психологами исследования показали, что существуют 2 полярные группы людей, которые по-разному реагируют на неопределенность. Первая группа реагирует страхом, усталостью, безразличием и растерянностью (интравертированные интерналы). Вторая группа – это люди, которые реагируют озлобленностью и агрессивностью (экстравертированные экстерналы).

  3. ^ Проблема «информационного бума». Нахлынувшая волна информации о прошлом и настоящем пропорционально увеличила приток лиц, которые обращаются к психотерапевтам, психологам и психиатрам. Многие чувствительные люди не могут адекватно переработать информацию – ее слишком много и она ужасающая. Т.о. растет количество лиц, страдающих от «синдрома информационного изнурения».

  4. ^ Разрушение идеологической базы, которое повлекло за собой разрушение индивидуальной картины мира. Большинство населения сумело перестроить свою мировоззренческую картину, причем, в основном опираясь на религию или на собственную философскую модель описания действительности. Однако по исследованиям около 12-15 % населения не имеют никакой системы описания, т.е. образовался мировоззренческий вакуум. Он очень близок по своим характеристикам к состоянию неопределенности, поскольку он может заполниться любыми шовинистическими идеями. Он может спровоцировать социальные катаклизмы.

  5. В настоящее время актуализировались все смертные грехи человека: гордыня, сребролюбие (любовь к деньгам), блуд, чревоугодие, гнев, зависть и уныние. Именно зависть и уныние могут в полной мере рассматриваться как важные факторы риска психических заболеваний.

  6. ^ Снижение уровня социальной поддержки. Оно приводит к одиночному переживанию преодоления стрессовых ситуаций. Это снижает толерантные способности человека. Социальная поддержка бывает двух видов: институциональная (исходит от государственных структур) и межличностная. Социальная поддержка – это барьер между стрессом и его последствием. Социальная поддержка тесно связана с социальной интеграцией, которая тоже является барьером между здоровьем и болезнь. Социальная интеграция включает в себя привязанность к кому-либо. Возможность кого-то воспитывать, получение подтверждения своей значимости, чувство надежности партнеров по общению и т.д. Социальная поддержка прямо пропорциональна уровню заболеваемости и здоровья.

  7. ^ Проблема вестернизации (от слова «вестерн»). В течение трех последних столетий это направление продолжает завоевывать российское пространство. Вестернизация – это усвоение обществом ценностей и паттернов социального поведения, изначально присущих западному обществу. Ученые обнаружили, что воздействие вестернизации несет повреждающий характер (эффект):

    1. Снижение численности населения в результате снижения среднего возраста жизни, снижения рождаемости и роста межгосударственной миграции.

    2. Рост общей и нервно-психической заболеваемости с преобладанием психосоматических заболеваний.

    3. Рост инфекционной заболеваемости, обусловленный распадом системы контроля над инфекционными болезнями и внутригосударственной миграцией.

    4. Рост профессиональной заболеваемости и индустриального травматизма из-за снижения внимания к охране труда и технике безопасности вследствие необходимости снижения производственных затрат.

    5. Появление значительных по объему маргинализированных социальных групп.

    6. Рост всех видов социальных девиаций: преступности, проституции, алкоголизации, суицида и т.д.

    7. Экономическая депривация больших групп населения, которая приводит к обнищанию.

    8. Неспособность институтов контроля нейтрализовать негативное влияние социальных изменений на общественное здоровье. Т.е. у государства нет возможности удержать стресс социальных изменений и его последствия.

Стресс социальных изменений влияет на психологическую устойчивость личности – это сложное качество личности, синтезирующее в себе следующие составляющие: способность к личностному росту, своевременное адекватное разрешение внутриличностных конфликтов, относительная стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения, развитая волевая регуляция.

В психологической устойчивости объединены уравновешенность и соразмерность, стойкость и стабильность, сопротивляемость или резистентность. Это главный критерий психического здоровья.

Выделяют ^ 2 составляющие психологической устойчивости: внутренние (личностные) ресурсы человека и внешние ресурсы (социальная поддержка). Г. Олдпорт определял, что если у человека дефицит психологической устойчивости, снижается сопротивляемость организма, и возникает психологическая зависимость.

Существует ^ 3 группы психологических зависимостей: химическая зависимость, акцентуированная активность, интеракционная зависимость. Химическая зависимость возникает при выходе эмоциональных событий за границы оптимума (либо дефицит чего-то, либо пресыщение чем-то). Чем уже границы оптимума, тем меньше психологическая устойчивость. Например, алкоголь оглушает реактивность организма, что снижает значимость событий при их пресыщении. Акцентуированная активность включает в себя поглощение играми, сексом, трудоголизм. Причина в том, что происходит редуцированное личностное развитие (личностная дисгармония). Происходит попытка заменить истинные ценности. Интеракционная зависимость – это снижение самодостаточности, ослабление чувства социальной принадлежности к определенной группе. Все это ведет к деструктивному культу.

Здоровье человека как предмет

комплексного междисциплинарного исследования

Понятие здоровья является основополагающим в литературе и культурологии. Вересаев в книге «Записки врача» в 1936 г. давал 28 определений здоровья. В философии основное определении дал Шопенгауэр: это одна из приоритетных ценностей человека, жертвовать им ради чего-либо есть величайшее безумие. Т. о. здоровье считалось определяющей и самой главной ценностью.

Проблема здоровья, его определения ставится в один ряд с фундаментальными науками: физикой, химией и математикой. По своей актуальности это одна из самых значимых наук. В психологии говорят о феноменальности здоровья.

^ Феномен здоровья состоит в следующем:

  1. В абсолютном смысле здоровья не существует, это идеал.

  2. Каждый человек здоров условно, ни один человек на протяжении всей жизни не бывает вполне здоровым.

  3. Каждый человек может быть здоров в определенных условиях. Условия, нормальные для одного, могут быть ненормальными для другого.

^ 5 моделей здоровья:

    1. Биологическая модель: здоровье определяется как отсутствие болезней, нормальное функционирование организма на всех уровнях его организации, т.е. такое функциональное состояние, которое обеспечивает продолжительность жизни, физическую и умственную способность, функцию воспроизводства здорового потомства.

    2. Медицинская модель: здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Эту модель предложило Всемирное Министерство здравоохранения ООН, она считается идеальной.

    3. Биомедицинская модель: здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех его органов и систем уравновешено с внешней средой, отсутствуют болезненные проявления и субъективное ощущение нездоровья.

    4. Ценностно-социальная модель: здоровье – это ценность для человека, необходимая предпосылка полноценной жизни, удовлетворения материальных потребностей и участия в разных видах деятельности.

    5. Биосоциальная модель (Лисицын): здоровье – это гармоничное единство социальных и биологических качеств человека, позволяющих ему успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды и быть полноценным членом семьи и общества.

^ Структура здоровья

      • «Я хочу»: психическое здоровье.

      • «Я могу»: соматическое (имеется при рождении) и физическое (динамика физиологических изменений организма на протяжении всей жизни) здоровье.

      • «Я должен»: социально-нравственное здоровье.

Психическое здоровье – это состояние психической сферы (психических явлений) человека, общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию человека в среде и обществе.

Социально-нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационно-потребностной жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей индивида. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
Факторы, формирующие здоровье

Определяющим фактором является образ жизни (modus Vivendi), вследствие этого здоровье рассматривается как социально-психологическая категория.

По Лисицыну образ жизни – это определенный исторически обусловленный тип жизнедеятельности в материальной и духовной сферах, который включает в себя 4 категории:

  • экономическую (уровень жизни человека);

  • социологическую (качество жизни);

  • социально-экономическую (уклад жизни);

  • социально-психологическую (стиль жизни).

Здоровье – категория общественная, о здоровье общества судят по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости и продолжительность жизни. Понятие здоровья располагается между 2-мя точками: рождаемостью (от зачатия) и смертностью.

Петленко (один из основоположников медицинской психологии) говорил, что здоровый организм должен быть довольно устойчивым в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

Образ жизни занимает 50 % среди всех факторов, влияющих на здоровье человека, и представляет собой систему взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

^ Сфера влияния факторов

Факторы, влияющие на здоровье

Примечания

Факторы риска

Факторы, укрепляющие здоровье

Образ жизни

(50 %)

Вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами

Отсутствие вредных привычек

^ Современные тенденции относительно вредных привычек: ювенилизация вредных привычек (снижение возраста их возникновения); повышение спектра вредных привычек, повышение доступности факторов риска (только 1/5 часть наркотиков используется как лекарство, 80 % - бизнес)

Несбалансированное в количественном и качественном отношении питание

Рациональное питание




Гиподинамия и гипердинамия

Адекватная физическая активность




Стрессовые ситуации (дистресс, хронический стресс)

Здоровый психологический климат, прежде всего, в семье




Недостаточная медицинская активность

Внимательное отношение к своему здоровью




Сексуальное поведение, способствующее распространению ЗППП, непланируемой беременности и препятствующее стабильным, постоянным партнером


Сексуальное поведение, препятствующее распространению ЗППП, адекватное репродуктивное поведение

30 % детей с 12-ти лет имеют полигамный сексуальный опыт

Внешняя среда

(20 %)

Макросреда

Неблагоприятные природно-климатические условия

Благоприятные природно-климатические условия




Загрязнение окружающей среды

Экологически чистая окружающая среда

Валеология изучает последствия загрязнения окружающей среды для человека

Микросреда

Вредные условия труда и обучения

Отсутствие вредных факторов труда и обучения

В школе существуют дидактогенные заболевания, связанные с процессом обучения

Миграционные процессы

Оседлый образ жизни

В 1996 г. 1 млн. мигрантов из Таджикистана приняла Россия и произошла вспышка брюшного тифа

Плохие материально-бытовые условия

Хорошие материально-бытовые условия

На первых этажах домах может быть плохое бетонирование, из подвальных помещений выделяется газ – радон, который вызывает онкологические заболевания

Биологические факторы (20 %)

Наследственность, предрасполагающая к заболеваниям

Здоровая наследственность

Каждое 5-е заболевание наследственное

Возрастные, половые и конституциональные особенности, ведущие к развитию заболеваний

Особенности, способствующие формированию здоровой личности и здорового организма

Риск заболевания инфарктов миокарда выше у мужчин, женщины чаще болеют варикозным расширением вен. В детском возрасте существует одна железа, которая может вызвать заболевания. Особенности конституции влияют на психосоматическое здоровье, например, астеники страдают заболеваниями нервной системы, пикники – заболеваниями ЖКТ, атлетики – заболеваниями опорно-двигательного аппарата

Организация медико-психологической помощи (8-10 %)

Некачественная помощь и обслуживание

Высокий уровень помощи, широкий охват населения

При высоком уровне медицинского обслуживания в Японии (2 раза в год все проходят обследование с помощью эндоскопической техники) дети умирают в 5 раз чаще, чем в России. Почему?


^ Психологические факторы здоровья

Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.



Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:

    1. Предрасполагающие факторы:

      1. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».

      2. ^ Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.

      3. ^ Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.

    2. ^ Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:

      1. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).

      2. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.

      3. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.

    3. Факторы социальной среды:

      1. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).

      2. Брак и семья.

      3. Профессиональное окружение.

    4. Демографические переменные:

      1. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.

      2. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.

      3. ^ Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.

^ Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:

  1. Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.

  2. ^ Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.

  3. ^ Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.

  4. Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.

Мотиваторы:

  1. Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.

  2. ^ Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).

Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.

^ ДЗ: измерить рост, вес, пульс, кровяное давление.
Нормы и патологии личности в психологии здоровья.

Общей принятой концепции не существует, однако можно выделить три основных:

Панпсихиатрическая: основной тезис – «все люди психически ненормальны и страдают психопатологическими состояниями». Доказательством служит характеристика современного общества в которую входят особенности: отчужденность от себя, других и мира вообще, конфликтность, снижение социальной поддержки, преступность, войны, угроза глобального самоуничтожения. Человечество ведет себя к деструкции.

Антипсихиатрическая: отрицает правомерность самой постановки вопроса о норме и патологии. Все люди психически нормальны и патологии не существует. Негативные отношения тоже нормальны, такова природа людей. Психиатрия это лже наука и служит средством подавления нестандартных личностей. Психически больные люди рассматриваются как жертвы плохого патогенного общества, которое признает сумасшедшим того, кто не соглашается с предписанием религии и государства. Они требуют отмены больничных порядков, термин психиатрия и заменить его термином социальные болезни.

Клиническая: выделяют два аспекта определения психической нормы: негативный и позитивный, разработал профессор Кравосарский.

Негативный подход: при этом подходе неспецифическим признаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотипов жизненного, социального и ситуативного поведения.

Критерии:

  1. способность концентрации внимания на предмете.

  2. удержание информации в памяти.

  3. способность к логической обработке информации.

  4. адекватная ориентация в пространстве и времени.

Нарушение отдельных элементов может быть компенсировано другими функциями, патология предполагает нарушение нескольких признаков одновременно.

Позитивный подход: основные критерии – тенденции к развитию, росту, самореализации.

Критерии:

  1. сознательная способность руководить своими действиями и поступками.

  2. быть ответственным перед собой и другими.

  3. иметь развитую систему ценностей.

  4. способность адекватно воспринимать самого себя и окружающих.


Внутренняя картина здоровья

Обязательным фактом отношения человека к своему здоровью является формирование внутренней картины здоровья, т.е. особого отношения к здоровью, выражающееся в осознании его ценности и активно-позитивного стремления к его совершенствованию. Это самосознание и самопознание себя в условиях здоровья.

Внутренняя картина здоровья включает в себя ^ 3 основные грани:

  • Когнитивная или рациональная сторона внутренней картины здоровья представляет собой совокупность субъективных умозаключений, мнений о причинах, содержании, возможных прогнозах, а также оптимальных способах сохранения и развития здоровья.

  • Эмоциональная или чувственная сторона включает в себя переживания здорового самочувствия, связанные с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон человека. Эмоциональный фон здоровой личности состоит из следующих переживаний: спокойствие, радость, умиротворенность, свобода, легкость, симпатия и т.д.

  • Поведенческая или моторно-волевая сторона представляет с собой совокупность усилий, стремлений, конкретных действий здорового человека, обусловленных его системой верований и направленных на достижение субъективно значимых целей.

Формирование внутренней картины здоровья происходит с раннего детства, опирается на холистический (целостный) подход в науке о человеке и осуществляется через раскрытие потенциалов, заложенных в человеке.

Существует комплексная программа развития и формирования внутренней картины здоровья – «Цветок потенциалов», которая включает в себя основные задачи психологии здоровья. Ее создал петербургский психолог В.А. Ананьев в 1996 г. Она символически представлена в виде цветка, 7 лепестков которого формирует узор взаимосвязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Главная цель программы – максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов:

  • Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) – это способность человека развивать свой интеллект и уметь им пользоваться.

  • Потенциал воли (личностный аспект здоровья) – способность человека к самореализации, т.е. умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

  • Потенциал тела (физический аспект здоровья) – это способность человека развивать физическую составляющую, осознавать собственную телесность как свойство личности.

  • Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья) – способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.

  • Общественный потенциал (социальный аспект здоровья) – это способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности и вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.

  • Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) – это способность человека к созидающей активности, к творческому самовыражению в жизни и деятельности, выходу за рамки ограничивающих знания и сковывающих стереотипов.

  • Духовный потенциал – (духовный аспект здоровья) способность развивать духовную природу человека.

Управление стрессами

Представители когнитивной психологии, а также известный психолог в области психологии здоровья Ю. Мельник определили индивидуальные различия по отношению к стрессу. Они выявили, что индивидуальные различия обусловлены своеобразными особенностями личности и могут укладываться в 6 диспозиционных типов:

  1. ^ Честолюбивый тип. К этому типу относятся люди с сильной потребностью в достижении успеха. Они энергичны, подвижны, доминантны, агрессивны и ориентированы на дело. Причинами стресса для них являются интенсивная деятельность и межличностные отношения, а также недостаточное понимание себя. Симптомы стресса: бессонница, боли в области сердца, высокое кровяное давление. Этот тип чаще всего использует заменителей стресса или заместителей-пожарников: курение, алкоголь и заедание стресса. Брунер говорил, что они используют престижные виды заместителей.

  2. ^ Спокойный тип. К нему относятся безмятежные, спокойные люди, ориентированные, в основном, на прошлое, мечтательные, малоактивные. Чаще всего они соблюдают баланс между работой и домом. Считается, что они меньше всего уязвимы стрессу. Причинами стресса для них могут стать или другие люди или требования профессиональной деятельности (срочные, неспланированные виды деятельности), которые нарушают размеренное течение их жизни. Уход от стресса, склонность к депрессивным состояниям.

  3. ^ Совестливый тип. К этому типу относятся люди совестливые, дотошные, тщательные, догматичные, стабильные, педантичные, консервативные и обязательные. Это люди, которые верят авторитетам и подчиняются традициям. Причиной стресса для них является нарушение стереотипов поведения. Для них характерна средняя степень уязвимости стрессу. Больше всего им ванна поддержка других людей и личная психотерапия (возвращение к привычным делам - хоббитерапия). Снизить стресс может забота о других людях.

  4. ^ Неотстаивающий тип. К нему относятся люди, которые не могут постоять за себя, отстоять свои права. Такие люди стремятся угождать другим, избегают межличностных конфликтов, боятся конфронтаций, проблем с другими людьми. Причиной стресса является повышенное внутреннее напряжение на почве межличностных отношений, которое проявляется в психосоматических заболеваниях. У них выше среднего степень подверженность стрессу. Реакция – уход в болезнь.

  5. ^ Жизнелюбивый тип. Это сильные, энергичные люди, живущие полноценной жизнью, жаждущие новых событий, впечатлений, импульсивные, рискованные. Для них характерна частая смена интересов. Причиной стресса для них является рутинная скучная работа – «серые будни». Степень уязвимости стрессу средняя. Чтобы снизить внутреннее напряжение, им нужна смена событий, сильные впечатления.

  6. ^ Тревожный тип. Эти люди испытывают беспокойств по поводу возможных неудач, они страдают «синдромом Элизы». Такие люди ориентированы на будущее, чрезмерно рефлексивны, имеют низкую самооценку. Причинами стресса для них являются ответственные дела, работа, а также резкие изменения в жизни. Такие люди отличаются высокой уязвимостью к стрессу. Они могут впасть в глубокое депрессивное состояние, для них свойственен суицид.

Преодоление стресса требует соответствующей компетентности при формировании стратегий борьбы с ним. Эффективность преодоления стресса во многом зависит от психологической готовности встретить стресс, умения управлять эмоциями, способности изменять социальные обстоятельства. Т.о. можно говорить о 3 основных стратегиях преодоления стресса (по мнению Мельника, Никифорова и Ананьева):

    • Использование копинг-стратегий.

    • Личностный рост.

    • Управление изменениями.

Копинг-стратегии

Копинг – это выработка поведения, имеющего целью уменьшение или исключение психологического дистресса или обстоятельств, его вызывающих. Копинг называют еще совладающим или защитным поведением.

Чаще всего в психологии пользуются моделями стресса и копинга, предложенными Р. Лазарусом (1987 г.). Лазарус считает, что индивидуальные различия в характеристиках копинга зависят от 2 качеств личности: восприимчивости и сопротивляемости. Восприимчивость – это тенденция реагировать на определенные ситуации с большей степенью стресса, чем реагируют другие. Сопротивляемость – это присутствие в человеке внутренних источников для противостояния стрессу.

^ 2 основных принципа, которые нужно использовать при выборе копинг-стратегий: вера и система. Все копинг-стратегии делятся на 2 группы:

  • эмоционально-сфокусированный копинг: усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс;

  • проблемно-сфокусированный копинг: усилия направлены на устранение и уменьшение влияния события, являющегося источником стресса.

Сначала нужно использоваться проблемно-сфокусированный копинг, но когда вы почувствуете, что управление ситуацией невозможно или неразумно, то тогда следует перейти к эмоционально-сфокусированному виду, который позволяет нам по-другому интерпретировать обстоятельства и изменить отношение к ним.

Карвер на основе теории Лазуруса провел исследование и предложил эти виды копинга расширить и создать методику для выявления копинг-стратегии. Он выделил 12 типов копинга (1993 г.):

  • Активный копинг. Вы концентрируете свои усилия на том, чтобы что-то сделать с ситуацией, в которой оказались.

  • Подавление конкурирующей деятельности. Вы откладываете все другие дела, концентрируетесь на проблеме, привлекаете для ее решения других людей.

  • Планирование. Вы пытаетесь найти стратегию, как поступить, рассматриваете проблему с разных точек зрения, иногда применяя методы рациональной терапии.

  • Самообладание. Вы останавливаетесь, перестаете суетиться и спешить, оцениваете, какие ваши действия могут спровоцировать ситуацию, усилить стресс, и приостанавливаете их.

  • Использование социальной поддержки. Мы выбираем среди людей того, к кому испытываем большую симпатию или на чье мнение и дружеское участие полагаемся, т.е. пытаемся получить поддержку и совет от этого человека.

  • Позитивный настрой. Вы пробуете найти что-то хорошее в том, что случилось.

  • Религия. Вы всем полагаетесь на Божью волю.

  • Принятие. Вы принимаете реальность того, что случилось. Одним из видов принятия является смена своих установок и позиций.

  • Отказ. Вы отказываетесь поверить в то, что случилось.

  • Поведенческий выход. Вы оставляете все попытки справиться с ситуацией, переключаетесь на выполнение другой деятельности.

  • Использование юмора. Вы пытаетесь превратить проблему в шутку.

  • Самоотвлечение. Вы срочно переключаетесь на какой-то другой вид деятельности.

^ Улучшение своей модели копинга

У каждого человека есть свои привычные способы ответа на стресс. Если ваша стратегия вам помогает, ее надо придерживаться, но иногда используемые навыки начинают вас подводить, и вы хотите использовать другие и расширить диапазон возможностей.

^ Стратегии улучшения копинга (Д. Тьюбсинг):

  1. Организуйте себя. Эта стратегия полезна, когда вы чувствуете, что жизнь уходит из-под контроля. Методы:

    1. ^ Навык оценки – это умение выбрать, что для вас здесь и сейчас наиболее важно. Подумать, насколько то, что вы выбрали сейчас, было бы полезно в прошлые выходные для того, чтобы убедиться, что вы правильно сделали свой выбор.

    2. ^ Навык персонального планирования включает в себя:

      1. Ответьте, чего вы хотите в жизни, но в обратном порядке: через 5 лет, через год, через 6 месяцев, на следующей неделе, на следующий день. Это необходимо для того, чтобы была ясность мыслей и ясность целей.

      2. Обновляйте список каждые 3 месяца.

      3. Составьте план на один день, ранжируйте дела по их важности.

      4. Разбейте жизненные цели на более мелкие. Можно идти от глобального к мелкому или наоборот

    3. Навык обязательности – умение налагать на себя обязательства, дать себе слово, принять решение, рискнуть. Найти награду для себя, выполнив обязательно это дело.

    4. Навык разумного использования времени – умение расходовать время эффективно, сократив непроизводительные затраты. Методы:

      1. Назовите расточителей вашего времени.

      2. Начните с главного, сделайте 3 списка: А (существенные цели), В (важные, но ненасущные), С (мелочи). Определите наиболее продуктивное для вас время суток и выполняйте список А.

      3. Получайте удовлетворение от выполненной части работы.

      4. Перестаньте опаздывать.

      5. Проверяйте себя, как вы расходуете время.

    5. Навык выдержки темпа – умение регулировать свой ритм. Попробуйте экспериментировать, например, если вы ходите пешком, попробуйте пройти квартал медленно, потом квартал в быстром темпе и опять медленно. Попробуйте планировать время, план держать всегда с собой и придерживаться этого плана. Будьте последовательны.

  2. ^ Меняйте декорации. Эта стратегия особенно полезна, если вы не получаете социальной поддержки, дружбы, если физическое окружение доставляет вам беспокойство. Нужно развивать в себе 6 следующих навыков:

    1. ^ Умение контактировать и общаться с людьми. Во время беседы задавайте больше вопросов. Давайте добровольную информацию о себе. Говорите, что чувствуете. Признайте свою неосведомленность в чем-то, в чем собеседник может быть вам консультантом. Войдите в индивидуальный ритм беседы (техника эмпатийного слушания). Попробуйте новые варианты поведения. Попытайтесь знакомиться каждый день, по крайней мере, с одним новым человеком. Упражняйтесь в запоминании имен. Можно около дома, в лифте, в магазине улыбнуться кому-то. В течение недели ежедневно общайтесь с пятерыми.

    2. ^ Умение понимать. Принимайте людей, не осуждая (слово «интересно» не имеет знака, оно индифферентно). Повторите собеседнику то, что его услышали. Создавайте ситуации, способствующие углубленной беседе (прогулки на природе, огонь).

    3. ^ Навык самоутверждения. Умение сказать нет, сохранять дистанцию. Подготовить ответы для самоутверждения. Нужно ими пользоваться любезно, но твердо: «Благодарю Вас, но не в этот раз», «Скорее всего я не стану это делать, потому что сейчас мне это было бы неудобно», «Это серьезное поручение, мне нужно организоваться для этого». Уважайте себя, если нетвердо в себя верите, то самопрограммируйтесь.

    4. Умение бороться, удерживать позиции, что помогает сохранить дистанцию. 3 правила:

      1. Не говорите слов «всегда» и «никогда».

      2. Не давайте брать себя за горло.

      3. Не бейте ниже пояса другого.

Не тратьте энергию на борьбу с любым вызовом

    1. Умение лавировать. Нужно уметь отступать, чтобы выиграть время и пространство, когда надо избежать стресса:

      1. Когда возникает стресс, можно ускользнуть от него на 10-15 часов, дать себе реванш, подготовиться.

      2. Прием воображения, внутренней визуализации, фантазий.

      3. Отвлекайтесь, делайте все, что на время отвлекает от проблемы.

    2. Умейте устроить свое гнездо: постарайтесь превратить свой дом в ресурсное место, сделайте жилище уютным:

      1. Повесть любимые фотографии.

      2. Найдите удобное кресло.

      3. Хорошее освещение.

      4. Приятная музыка.

      5. Избавьтесь от хлама, подарите вещи кому-нибудь.

      6. Экспериментируйте.

  1. Развивайте свой ум. Эта стратегия полезна, когда одолевает депрессия, мы пессимистически смотрим на жизнь, испытываем горе от утрат. Нужно развивать способности:

    1. ^ Способность к переименованию – называть вещи другими именами. Это помогает интерпретировать смысл событий. Дайте своим источникам стресса позитивные названия. Рассматривайте свои неприятности в отдаленной перспективе. Творчески используйте время, которое проводите в ожидании. Например, вспоминайте стихи, созерцайте пейзаж. Вспоминайте приятные вещи. Думайте о друге.

    2. ^ Способность к капитуляции – умение сложить оружие и расставаться с сокровищами прошлого. Сосредоточьтесь на том, с кем расстаетесь. Расскажите, как бедствуете без него или без нее. Скажите «прощай» и отпустите. Признайте, что жизнь не кончена и поделитесь этим с другом.

    3. ^ Способность к вере – умение допускать непостижимое и непознаваемое. Пользуйтесь трагедией, чтобы развить в себе глубину восприятия.

    4. Способность к самовнушению. Умейте настроить себя позитивно, это не позволяет нам забывать, что вы достойный человек. Проверяйте свои убеждения. Наблюдайте за окружающими, попытайтесь понять, что они говорят сами себе.

    5. ^ Способность к воображению. Умение быть свободным, творить и с удовольствием смеяться. Однако не старайтесь быть смешным, иметь чувство юмора и быть смешным – это разные вещи. Превращайте жалобы в шутки. Учитесь создавать юмористические ситуации в уме.

  2. ^ Укрепляйте свои силы.


Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

Обзор литературы различных исторических эпох и выделение в ней различных дефиниций здоровья позволяет получить определенные представления о феномене здоровья, которые выдержали испытание временем и могут быть объединены в 3 наиболее распространенных эталона.
Таблица

Характеристики социокультурных эталонов здоровья

^ Структурные элементы эталонов

Виды эталонов

Античный

Адаптационный

Антропоцентрический

Дефиниция здоровья

Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы

Приспособленность индивида к окружающей среде

Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности

Характеристики здоровой личности

Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия

Приспособленность к природному окружению, нормальность (соответствие социальным нормам), стрессоустойчивость (способность поддерживать оптимальный уровень функционирования), гармоничная включенность в сообщество людей

Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность (согласованность мыслей, чувств и действий), духовная автономия, целостность

Основные условия и принципы оздоровления

Умеренность и соразмерность, забота о себе, «жизнь, согласно природе»

Природосообразность, всесторонняя социализация личности, примирение биологического и социального начал в человеке

Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция

Пути оздоровления

Очистительный ритуал, катартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой

Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами), единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и природным окружением), гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества

Творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики, мистический путь освобождения


^ Античный эталон здоровья. Основные положения его концепции

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

  1. Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

  2. Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

  1. Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

  2. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

  • ^ Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

  • Катарктика (катарсис - очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

  • ^ Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

^ Адаптационный эталон здоровья

Это альтернативная модель. Такое представление о здоровье стало продуктом научной мысли XIX в. Оно возникло на стыке социологического подхода и биологических наук и является основным для медицины и психиатрии. Данная модель также является базовой и для психологии. Ее часто рассматривают в социальной психологии в западных концепциях.

Адаптационная модель здоровой личности использует главным критерием оценку оптимального функционирования человека, т.е. характер и степень включенности индивида в эколого-биологические и социальные системы.

Теоретические предпосылки модели:

  1. Эволюционное учение Ч. Дарвина (естественный отбор, борьба за существование).

  2. Социология Э. Дюркгейма, который рассматривал любое проявление психической или духовной жизни человека как функцию, прежде всего, его социальных отношений.

Из этих двух теорий медицина и психология позаимствовала 2 главных параметра: приспособленность или адаптация к окружающей среде и гармоничная включенность человека в сообщество людей.

^ Биологический подход

Включает в себя 2 уровня: индивидуальный и общевидовой. Рассмотрим индивидуальный подход.

Теория стресса Ганса Селье. Выделяется 3 стадии стресса: мобилизация всех ресурсов, собственно резистенция (сопротивление, создание системы собственных психологических защит и копинг-стратегий) и истощение. Селье говорил о том, что стресс – это нормальное явление, есть зависимость от стрессоустойчивости организма. Стресс организму нужен для того, чтобы без серьезных потерь организм мог встречаться с более серьезными неприятностями. На основе своей теории Селье предложил кодекс здорового и полноценного существования. С помощью правил этого кодекса человек может поддержать стресс на оптимальном уровне и избежать дистресса.

^ Теория Уолтера Кеннона. У него было то же самое понимание здоровье: наш организм может сам справляться с негативными условиями среды. Он соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость (постоянство внутренней среды). Он ввел в науку термин «гомеостаз».

^ Иоган Шульц на основе этого учения создал свое собственное учение. Он разработал особую систему психофизического саморегулирования – «аутогенная тренировка». Один из последователей И. Шульца – Хеннон Линдеман – видел в болезни нарушение системы психофизиологической саморегуляции. Главной причиной нарушения является урбанизация и негативное переживание по поводу неудач. Он полагал, что необходимым условием оздоровления является установка на поддержание внутренний стабильности, т.е. нужна не просто аутогенная тренировка, а нужно «аутогенное погружение». Это эффективный метод сознательного формирования очень сильной установки, которая может быть сформирована только в экстремальной ситуации. Он проводил собственный эксперимент (плавание на надувной ложке через Атлантику).

Существуют биологические общевидовые теории. Они используются для оздоровления нации, общей популяции человечества. Теория нормального функционирования может изучаться в свете теорий приспособления человечества как вида:

  • ^ Теория К. Лоренца. Лоренц говорил, что любые «проявления душевной жизни» и любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. В книге «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания» он рассматривает эволюцию человечества, которая при определенных условиях может привести к негативным последствиям. По Лоренцу, «эволюция есть процесс познания», т.е. познание – это видовая приспособительная функция.

  • ^ Теория В.И. Вернадского. Здоровье определяется в масштабах биосферных процессов. Человечество – это составная часть биосферы, которая обеспечивает постепенное преобразование ее в ноосферу, т.е. в сферу духовной активности человека.

  • ^ Концепция «космопланетарного» феномена человека Казначеева и Спирина. Авторы предлагают четко разграничить здоровье отдельного человека и целой популяции, т.к. здоровье популяции – это процесс долговременного приспособления или развития жизнеспособности в ряду поколений. Поэтому обязательно нужно рассматривать здоровье одного человека, критерием которого является производительность и продуктивность. Основной параметр, определяющий продуктивность – количество лет здоровой жизни.

^ Социальный аспект

Основным является понятие социальной адаптации. На первый план выступает всесторонняя социализация личности.

Социологический подход Э. Дюркгейма. Он противопоставляет человека как существа социального «единому царству природы», т.е. личность – это исключительно продукт социальных отношений, общество – альтернатива природе, человек – это «социальное животное». «Высшей духовной реальностью, стоящей над индивидом признается коллектив». Дюркгейм раскрыл феномен суицида: причина ухода из жизни лежит все индивида, в сфере его отношений и связей с социумом.

^ Подход «социального конструирования реальности» или социальный конструкционизм М. Вебера. В рамках этого подхода была создана концепция Бергера и Лукмана: «человеческая природа – это социокультурная переменная». Социальный конструкционизм нанес сокрушительный удар по главному духовному достоянию запада – человеческой субъективности.

^ Концепция П.Д. Тищенко. Он выпустил книгу «Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез», пытаясь применить теорию социального конструирования объективной реальности к изучению феноменологии здоровья на материалах современной биомедицины и генетики. «Здоровье – это не естественный феномен, а социальный артефакт». В результате появилась проблема биологической этики.

В социальном плане на основе всех этих теорий здоровье понимается как нормальное состояние, а болезнь – отклонение от нормы. Адекватность поведенческих реакций, способность к научению, работоспособность – таковы устойчивые социальные характеристики здорового человека. В современной психологии и медицине сформировался социально ориентированный и дискурсивный подход к проблематике здоровья. Он является более мягким по отношению к предыдущим концепциям, однако определяет здорового человека как того, кто эффективно функционирует. Согласно такому нормоцентрическому подходу любое нарушение психического здоровья – это отклонение от нормы и может рассматриваться как определенная форма социальной дезадаптации.

В психологии представителем такого подхода была теория Адлера. Адлер сделал вывод, что необходимо принять логику нашей общественной жизни как истину. Правила общественной жизни так же очевидны, как законы климата. Человек – слабое животное, и он сможет выжить только благодаря стадному образу жизни. Либо человек представляет собой неполноценный организм, который постоянно преодолевает свою неполноценность, изобретая механизмы и способы адаптации. Наиболее здоровый способ, как считал Адлер, – это всестороннее развития социального чувства, социального инстинкта, стремление к солидарности, т.е. способность кооперироваться с другими людьми. Основными источниками психопатологии и здоровья является чувство неполноценности и чувство общности. Уход в болезнь – это своеобразный способ компенсации неполноценности. Идеальная личность – это такая личность, которая ведет жизненную игру согласно законам общества. Подход Адлера представляет собой выражение крайнего социологизма в рамках психологических теорий.




Скачать файл (215.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru