Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по Вспомогательным историческим дисциплинам - файл 1745.doc


Лекции по Вспомогательным историческим дисциплинам
скачать (173 kb.)

Доступные файлы (1):

1745.doc971kb.02.09.2008 19:13скачать

содержание
Загрузка...

1745.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

С. А. Величко
Вспомогательные исторические дисциплины
Конспект лекций
для студентов заочной и дистанционной формы обучения

специальности 030402 «Историко-архивоведение»


Омск

Издательство ОмГТУ

2008
УДК 930

ББК 63.2

В 27


Рецензенты:

С.В. Новиков, д-р ист. наук, профессор ОмГАУ;

С.Г. Сизов, д-р ист. наук, профессор СибАДИ

Величко, С. А.

В 27 Вспомогательные исторические дисциплины: конспект лекций /
С.А. Величко.
Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 144 с.

ISBN 978-5-8149-0583-3
В учебном пособии излагается конспект лекций по «Вспомогательным историческим дисциплинам», в котором рассматриваются основные вопросы курсов палеографии, нумизматики, сфрагистики, геральдики, исторической метрологии, хронологии, ономастики, генеалогии и систем социального этикета. Пособие соответствует Государственному стандарту специальности 030402 «Историко-архивоведение». К каждой лекции приводится список литературы и контрольные вопросы. В конце пособия приводятся список сокращений.

Предназначено для студентов 2-го курса специальности «Историко-архивоведение» заочной и дистанционной формы обучения.
^ Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета.

УДК 930

ББК 63.2

© Омский государственный

ISBN 978-5-8149-0583-3 технический университет, 2008






Предисловие

Историческая наука очень обширная и разнообразна, но познание человеческого прошлого невозможно без изучения курса вспомогательных исторических дисциплин, которые занимаются внешней критикой исторических источников. Вспомогательные исторические дисциплины – довольно молодые науки, их становление относится к началу XIX в. На сегодняшний день вспомогательных исторических дисциплин более 30, и их количество постоянно растет, т.к. исторические источники разнообразны и вспомогательные исторические дисциплины все больше специализируются.

Изучение вспомогательных исторических дисциплин очень важно для историка-архивиста, т.к. именно архивисты занимаются обработкой и хранением исторических источников. Поэтому они должны знать методические приемы работы с историческими источниками каждой из 8 вспомогательных исторических дисциплин, входящих в предлагаемый курс лекций. В этом курсе мы будем изучать палеографию, нумизматику, сфрагистику, геральдику, историческую метрологию, хронологию, ономастику, генеалогию и системы социального этикета. Каждая из этих дисциплин своеобразна и имеет свой объект и предмет изучения, цели и задачи каждой из этих наук разные. Но все вместе они помогают воссоздать историческую картину становления славянской письменности, эволюции денежного обращения, развития государственной символики (печати и гербы), изменения системы мер и весов, трансформации систем измерения времени, модифицирования состава русского именника, происхождения различных родов и семей. Из курса вспомогательных исторических дисциплин Вы узнаете о графике букв, украшениях, орнаменте в русских летописях и письменных источниках, об истории утверждения в нашей стране десятичной денежной системы, которая была первой десятичной денежной системой в мире, об истории происхождения таких символов, как двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея. Мы погрузимся в систему древних мер длины (пядь, локоть, сажень, аршин), веса (пуд, золотник, фунт), жидких и сыпучих тел (кадь, четверть, ведро, корчага). Все дисциплины, кроме хронологии, изучаются в основном на российском материале. Хронология – единственная дисциплина, в которой рассматриваются самые известные мировые системы исчисления времени. В разделе «Ономастика» содержится много интересных сведений о происхождении российских географических названий, имен, фамилий и псевдонимов. Генеалогия и системы социального этикета покажут, как в разные времена структурировалось общество.

Изучив этот курс, каждый студент углубит свои знания по истории России, в некоторых случаях по всемирной истории, узнает много нового и овладеет основными методами работы с историческими источниками. Каждая лекция снабжена контрольными вопросами, что позволит студентам закрепить изученный материал. Приглашаю всех вместе со мной в увлекательное путешествие по страницам истории, в мир вспомогательных исторических дисциплин! Желаю успехов в изучении курса!

Лекция 1

^ ВВЕДЕНИЕ В КУРС

1.1. Внешняя и внутренняя критика исторических источников. Предмет изучения вспомогательных исторических дисциплин

При воссоздании подлинной картины исторического прошлого исследователи в своей работе пользуются разнообразными историческими источниками. Исторические источники – все свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Любой предмет, к которому хотя бы дважды была применена трудовая деятельность человека, является историческим источником.

Исторические источники бывают:

  • вещественные (разнообразные предметы быта и культуры, созданные человеческой цивилизацией);

  • этнографические (сохранившиеся традиции в нравах, обычаях народов);

  • устные (фольклор);

  • лингвистические (устаревшие слова и названия, которыми в древности называли различные явления и предметы);

  • письменные (выполненные на органическом или неорганическом материале знаки, которые можно идентифицировать как письменность);

  • кино-, фото-, фоно-, видео- документы.

Исторические источники разнообразны и чтобы доказать их подлинность они должны подвергаться критике. Критика источников подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя критика – это в первую очередь получение информации о происхождении источника. Этим и занимаются вспомогательные исторические дисциплины – установлением времени и места составления источника, авторства, условий его написания, подлинности, а также восстановлением первоначального текста.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют провести анализ текста, данных языка, имен собственных, географических сведений, наблюдение за формуляром, почерком, знаками письма и материалом для письма.

Цель внешней критики – определение степени правомерности использования источника в научном исследовании.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, то есть выяснение степени соответствия жизненных событий их отражению в источнике. Устанавливается полнота информации и научной ценности источника. При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает. Внутренней критикой исторического источника занимается источниковедение.

Источниковедение – это вспомогательная историческая дисциплина, которую нужно выделить на первое место, которая разрабатывает методику и теорию изучения и использования исторических источников. Источниковедение занимается приемами выявления, классификации исторических источников, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников.

Предмет изучения источниковедения – письменные источники.

Основные задачи источниковедения:

  1. Выявление источников, поиск источников;

  2. Установление текста (выявление более поздних вставок – интерколяций). Прочтение текста.

  3. Установление происхождения источников – авторство, место написания, год написания, подлинность, установление цели написания.

  4. Определение полноты сведений, политической направленности документа.

  5. Синтез исторических источников.

Источниковедение, выделившись из состава вспомогательных исторических дисциплин, в настоящий момент стремится стать специальной исторической дисциплиной.
1.2. Классификация исторических наук.

Состав вспомогательных исторических дисциплин

Историческая наука, возникшая еще в Древнем мире, весьма многообразна. По мере развития историческая наука проходила стадии специализации.
В настоящее время исторические науки делятся на три группы:


1. Самостоятельные исторические дисциплины (история древнего мира, история средних веков, новая и новейшая история, история России, история Англии, история Болгарии и др.). Отличительные признаки:

  • широкий уровень обобщения, глобальность выводов;

  • комплексность исследования;

  • широкое использование разноплановых исторических источников.

2. Специальные исторические дисциплины (история дипломатии, история войн, история театра) – разрабатывают тот или иной специальный вопрос в широком хронологическом аспекте.

3. Вспомогательные исторические дисциплины заняты изучением исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины – целый ряд научных дисциплин, которые разрабатывают общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования.

Вспомогательных исторических дисциплин сейчас более 30, причем их количество постоянно растет. Из палеографии, которая изучает технику возникновения письма, выделились «папирусология», «берестология». От нумизматики, изучающей монеты и денежное обращение, отделилась бонистика, изучающая бумажные деньги.

В курсе лекций будут изучаться следующие вспомогательные исторические дисциплины:

Палеография – изучает внешние признаки рукописных источников, выполненных на органическом материале (пергаменте, бересте, дереве, бумаге). Исследует графику букв, материал для письма, художественные украшения.

Нумизматика – изучает денежные системы, монеты, надписи на них и денежное обращение.

Сфрагистика – изучает печати, сохранившиеся на документах и в отрыве от них.

Геральдика – изучает государственные, городские и дворянские гербы.

Метрология – исследует старинные меры длины, веса, площади, объема.

Хронология – исследует различные системы исчисления времени.

Историческая ономастика – изучает историю имен собственных.

Генеалогия – занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных.
1.3. История развития вспомогательных исторических дисциплин

Донаучный период становления вспомогательных исторических дисциплин был связан с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, вырабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.

По мере дальнейшего развития Русского государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин все более часто применялись в жизни. В XV–ХVII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий:

  • рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте;

  • руководства для писцов-рисовальщиков, в них содержались разъяснения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него золотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой (правилом), циркулем (кружалом).

Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и украшении печатных книг, а также в оформлении печатных азбук и букварей: «Азбуки» Ивана Федорова (1574), «Азбуки» Василия Бурцева (1634), Букваря Кариона Истомина (1694).

Практическая метрология. Развитие внутренней и внешней торговли, начало складывания всероссийского рынка, попытки усовершенствования податного обложения повысили потребность в знаниях, необходимых при подсчетах площадей, длины, веса, объема. Эта же потребность вызвала к жизни специальные руководства – справочники, содержащие обобщенные сведения из области практической метрологии. Среди них важное место занимала «Торговая книга», составленная в ХVI в. и существенно дополненная в ХVII в. Книга содержала сведения о товарах и ценах и предназначалась для обучения молодых людей торговому делу. В одной из ее статей «О мерах» был дан достаточно полный перечень и описание существовавших тогда мер, и указывалось на соотношение между ними. О мерах единого русского государства мы узнаем из еще одного сочинения ХVII в. – «Счетных мудростей», руководства по арифметике и основам алгебры. В ХVI–ХVII вв. для составителей писцовых книг было создано руководство по измерению земельной площади «Книга сошного письма».

В ХV–ХVII вв. практическая хронология развивалась по двум направлениям. Одно из них было связано с накоплением практических знаний в области астрономии и математики, необходимых для определения времени. Другое продолжало предшествующие традиции вычисления пасхалий как главных вех, к которым привязывались остальные переходящие праздники церковного календаря. Подсчет церковных праздников на Руси был доведен только до 7000 г. (по эре от сотворения мира, от РХ – 1492 г.), с наступлением которого в древности ожидался конец света и Страшный суд. Пророчество не оправдалось, и по прошествии 7000 г. были сделаны расчеты пасхалий и составлен так называемый «Круг Миротворный». В ХVI в. его дополнили информацией о високосных годах, месяцах, временах года, числах церковных праздников.

Развитие практической генеалогии в ХV–ХVII вв. было связано с деятельностью государственной власти и нуждами боярства и дворянства. В Русском государстве требовалось соблюдение строгой иерархичности назначения на службу и необходим был учет местнических порядков при получении того или иного места. Это и явилось причиной появления частных родословных книг, которые после их переработки были включены в середине XVI в. в официальный источник – «Государев родословец». Он употреблялся для справок в местнических спорах. В 1682 г., в связи с отменой местничества, была сделана попытка обновить и пополнить родословные росписи. Результатом работы явилось создание «Бархатной книги», содержащей родословия старинного русского боярства и дворянства.

В 1672 г. по указу царя Алексея Михайловича в Посольском приказе была подготовлена «Большая государственная книга, или Корень российских государей» («Титулярник»). Книга содержала помещенные в хронологической последовательности портретные изображения киевских и московских великих князей и царей (от Рюрика до Алексея Михайловича включительно). В «Титулярнике» был записан полный царский титул и давались рисунки государственного герба и 33 гербов земель и княжеств, названия которых входили в царский титул.

Следующая ступень в развитии вспомогательных исторических дисциплин была связана с выявлением, публикацией и критикой исторических источников и написанием научных трудов по истории России. Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в сочинениях XVIII в. В.Н. Татищев открыл и исследовал «Русскую Правду» и «Судебник» 1550 г., а также использовал большое количество летописных и других источников. Сведения по хронологии, палеографии, генеалогии, топонимике давались в исторических трудах М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.И. Болтина, в комментариях к изданиям источников Н.И. Новиковым. В 1773–1791 гг. Н.И. Новиков осуществил многотомное издание «Древней Российской Вивлиофики» (вивлиофика – библиотека), в котором впервые опубликовал духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, родословицы («Бархатную книгу») и др. источники.

В 1722 г. по указу Петра I при Сенате была создана Герольдмейстерская контора, обязанностью которой являлось составление не только городских, но и частных гербов. С 1725 г. основные нумизматические находки начали сосредотачиваться в Академии наук. С 1755 г. сбором монет стал заниматься нумизматический кабинет Эрмитажа.

Само понятие о палеографии, метрологии, хронологии, сфрагистике, нумизматике и др. получило развитие только в ХIХ в. Именно в это время начинается научный период развития вспомогательных исторических дисциплин. На этом этапе шло выявление и накопление фактического материала, имеющее итогом появление работ, в которых давалось описание материала, делались первые шаги по его научному осмыслению, обобщению и классификации. С публикацией статей о русских мерах длины и веса, о торговых ценах на товары и хлеб началось описание материалов по русской метрологии, завершившееся книгой Ф.И. Петрушевского «Общая метрология», вышедшей в 1849 г. и обобщившей ранее собранный материал.

Практическая необходимость научной датировки публикуемых источников, в первую очередь Полного собрания русских летописей, открыла страницу жарких споров о летосчислении Древней Руси, старшинстве мартовского или сентябрьского годов. Тогда же были обобщены и популярно изложены сведения о календарях, а П.В. Хавский обратился к составлению хронологических таблиц, существенно облегчивших определение дат исторических событий (Хавский П.В. Таблицы для проверки годов в русских летописях. М., 1856).

Сводным трудом по сфрагистике и геральдике стала работа А.Б. Лакиера «Русская геральдика» (кн. 1—2, СПб., 1855). В первой книге этого труда давался исторический обзор русских печатей и делалась попытка их научной классификации. Вторая книга содержала историю дворянских гербов. В тесной связи с геральдикой развивалась генеалогия. Столкнувшись с необходимостью разобраться в чрезвычайном обилии повторяющихся имен князей в ранний период Российской истории, авторы трудов по истории России приступили к составлению княжеских родословных росписей и таблиц.

В ХIХ в. к палеографии относилось все «древлеписание» – не только рукописи, но и надписи на камне, монетах. Первая научная работа по палеографии – А.Н. Оленин «Письмо о камне Тмутараканском» (1806). В работе И.И. Срезневского «Славяно-русская палеография XIXVI вв.» (СПб., 1885) к объекту изучения палеографии были отнесены и надписи, сделанные на твердых предметах: иконах, монетах, камнях. Только со временем к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописей. Изучение надписей на камне стало уделом эпиграфики, надписей на металлической печати – сфрагистики, на монете – нумизматики.

Возможность использования более частных палеографических приемов датировки давала работа Н.П. Лихачева, посвященная бумажным водяным знакам. Достижением историографии явился учебник по палеографии В.Н. Щепкина, вышедший в 1918 г. Работа В.Н. Щепкина и сегодня в значительной степени сохранила свою научную ценность.

Интерес к вопросам летосчисления, усилившийся главным образом в связи с кампанией, проводимой в пользу замены юлианского календаря григорианским, дал толчок к изучению часосчисления и летописного летосчисления на Руси. Компромиссная гипотеза Н.В. Степанова об отставании мартовских годов от сентябрьских на полгода или, наоборот, опережении их (так называемые ультрамартовские годы) положила конец спорам о начале года на Руси, продолжавшимся еще с первой половины ХIХ в.

Трудами Н.П. Лихачева начала ХХ в. были заложены основы научной сфрагистики.

Со второй половины ХIХ в. в ряде вузов было введено чтение лекционных курсов по палеографии, нумизматике, метрологии, сфрагистике, генеалогии и геральдике. Однако в конце ХIХ – начале ХХ в. все еще продолжали оставаться нечетко выраженными предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Некоторые из них рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам: сфрагистика – как прикладная дипломатики, геральдика – как прикладная генеалогии. Хронология, находившаяся в процессе становления, часто рассматривалась в учебных курсах по палеографии. Разработка теоретических вопросов отличалась неравномерностью. Например, палеография развивалась преимущественно на источниках, написанных уставом и полууставом. Деловые бумаги, в том числе и частные акты, написанные скорописью, исследовались недостаточно. Не стали объектом исследования такие признаки бумаги, как клейма и штемпели. Не равномерно развивались отдельные разделы нумизматики. Серьезным недостатком нумизматического собирательства являлась недооценка монетного клада как комплексного нумизматического источника. Метрология ограничивалась преимущественно изучением древнерусских мер, сфрагистика проявляла больший интерес к печатям ХVI–ХVII вв., чем к печатям древним, причем изучались печати, сохранившиеся при документах. Что же касается печатей, найденных в земле, в отрыве от документов, то за неимением методик их обработки они еще не привлекли должного внимания исследователей. Введенные во второй половине ХIХ в. в научную практику формулы перевода дат все еще отличались громоздкостью и неудобством. Некоторые классификации печатей и монет нуждались в критической переоценке.

Некоторые разработки в области вспомогательных дисциплин содержали ошибочные положения. Например, весовая метрология отрицала самобытное развитие русских единиц веса и утверждала, что славяне их заимствовали у арабов, греков, скандинавов. Факт раннего развития единиц и систем веса, в том числе гривны, у восточных славян еще до их контактов с Востоком, Византией и Скандинавией учеными-метрологами игнорировался. Противореча показаниям монетного материала о значительном дроблении денежных единиц, метрологи отрицали пестроту областных мер в период феодальной раздробленности.
В генеалогии неверным был вывод об отсутствии письменных источников о родословных рабочих и крестьян и о невозможности восстановлении их генеалогии.

В ХХ в. в научный оборот были вовлечены новые вещественные источники, найденные в ходе археологических раскопок. Еще в самом начале ХХ в. была открыта сфрагистическая сокровищница Руси – Новгородское городище. На протяжении периода существования Новгородской республики оно было главной резиденцией князя. На городище находились княжеская канцелярия и архив. Материальные остатки этих учреждений сохранились в виде печатей или их осколков, находки которых не прекращаются до настоящего времени, составив громадный сфрагистический фонд. Большое значение для накопления сфрагистического материала имели раскопки в Пскове Домонтова городища. Именно в ХХ в. началось изучение печатей, найденных в отрыве от документов.

Открытие археологами начиная с 1951 г. в Новгороде, а затем в Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске и других городах берестяных грамот дало в руки исследователям несколько сотен единиц ранее неизвестных источников. Ежегодные находки все новых и новых монетных кладов расширили исследовательскую базу нумизматов.

В советское время стали издаваться на протяжении ряда лет сборники и журналы по вспомогательным историческим дисциплинам: «Архивное дело», «Советские архивы» (сейчас «Отечественные архивы»), «Археографический ежегодник» (с 1957 г. до настоящего времени); «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968 г. до настоящего времени).

В работах ученых ХХ в. Л.В. Черепнина, М.Н. Тихомирова, А.В. Арциховского, Б.А. Рыбакова, И.Г. Спасского, В.Л. Янина, П.В. Устюгова, Е.И. Каменцевой, Н.А.Соболевой и других получили развитие глубокий исторический подход, теоретическое переосмысление целей и задач, совершенствование методик палеографии, метрологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, ономастики, хронологии.
Контрольные вопросы

  1. Что такое внешняя критика исторического источника? Чем от нее отличается внутренняя критика исторического источника?

  2. Раскройте деление исторических наук на три большие группы. Какое место среди исторических наук занимают вспомогательные исторические дисциплины?

  3. Дайте определение восьми вспомогательным дисциплинам, которые мы будем изучать.

  4. С какими нуждами было связано развитие вспомогательных исторических дисциплин в древности и средние века?

  5. Обоснуйте, почему научный период развития вспомогательных исторических дисциплин начинается в XIX в.?

  6. Какие российские ученые XVIIIXIX вв. занимались вспомогательными историческими дисциплинами?

  7. Оцените вклад советских ученых в изучение вспомогательных исторических дисциплин.

  8. Какие научные открытия ХХ в. позволили вспомогательным историческим дисциплинам эффективно развиваться?


Библиографический список

  1. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2000.

  2. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Кн. для учащихся и студентов. М., 1994.

  3. Леонтьева Г.А. Палеография. Хронология. Археография. Геральдика. М., 2000.

  4. Римский С.В. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.



Лекция 2
^ ПАЛЕОГРАФИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
2.1. Возникновение письменности у восточных славян

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина, исследующая внешние признаки (приметы) рукописных источников в их историческом развитии. Термин состоит из двух греческих слов: палайос – древний и графо – пишу. Палеография изучает надписи, сделанные на органическом материале (пергаменте, бересте, бумаге и др.). В ХХ в. из нее выделилась эпиграфика («эпиграфе» – надпись) – наука, изучающая надписи на неорганическом материале (камне, металле и т.п.)

Палеография изучает внешние признаки рукописных источников: знаки письменности, особенности их графики, почерк, материал, на котором пишут, орудия письма, украшения рукописей, краски, чернила, водяные знаки, клейма, штемпели, формат, переплет рукописей.

Палеографический метод. В основе палеографического метода лежат наблюдения над совокупностью целого ряда палеографических признаков (графикой букв, материалом для письма, украшениями, орудиями письма и др.) и выявление их соответствия друг другу для определенного периода времени.

Задачи палеографии – безошибочное чтение текстов, датировка, определение авторства и места написания документа, установление подлинности рукописей и выявление подделки.

Палеографический анализ источника должен сочетаться с изучением текста, уяснением его смысла, а также с материалом, который дают другие вспомогательные исторические дисциплины.

Создание восточнославянской письменности связано с процессом образования Русского государства, завершившимся к IХ в. Благоприятные условия для развития письменности обусловливались и складыванием древнерусской народности, объединившей все восточнославянские племена и характеризовавшейся наличием единой этнической территории, общего языка и культуры.

Первоначально для выражения простых образов и понятий славянами использовалось рисунчатое письмо – пиктография. При помощи сочетания рисунков изображались предметы и действия. Например, кругом изображалось солнце, волнистой линией – вода, крестом – огонь. Возможность передачи информации с помощью рисунчатого письма очень ограничена, и его смысл расшифровывался независимо от передачи звуковым языком. Со временем рисунчатое письмо было заменено слоговым, а затем звуковым – фонетическим. Однако образцы слогового и фонетического письма до нас не дошли.

Сохранились свидетельства о том, что до принятия христианства у славян была письменность. К этим свидетельствам относятся записи византийских и восточных авторов, а также летописные упоминания о составлении специально для руссов копий договоров Руси с греками и русские тексты самих договоров в летописи. Заслуживает внимания свидетельство из Жития Константина (Кирилла) – составителя славянской азбуки о наличии книжной письменности с «русскими письменами», образцы которой Кирилл видел в Корсуни (Херсонесе) около 860 г.

Более поздние славянские алфавиты – кириллица и глаголица. Обе азбуки почти полностью совпадают по составу (43 буквы, нет й, э, ё), порядку, названию и значению букв, но резко отличаются по их графике. Глаголица отличается крючковатостью, замысловатостью. Кириллица – более четкая и простая, близка к греческому уставному письму IX в. Сначала оба алфавита существовали параллельно. В дальнейшем алфавит глаголица, как более сложный для написания, был вытеснен у восточных и южных славян кириллицей. Алфавит кириллица лег в основу славянских систем письменности: русской, болгарской, сербской и др.

Буквы кирилловского алфавита использовались и как цифры. При этом над буквой – цифрой обязательно ставился особый знак, называемый титло: а (1), в (2), г (3). Для обозначения цифр использовались буквы только греческого происхождения (буквы б, ж не имели цифрового значения). Для обозначения единиц употреблялись буквы от А до I. Поскольку И обозначало цифру 8, а I цифру 10, то они соответственно назывались «и восьмеричная» и «и десятеричная». Десятки обозначались буквами от К до Ч. Сотни буквами от Р до Ц. Для обозначения тысячи перед буквой ставился знак апостроф ≠.

Старославянский язык был некогда разговорным языком. В древнейшие времена он был понятен во многих славянских странах, хотя определенные различия между языками различных славянских народов существовали с давних пор. Эти местные славянские языковые особенности, связанные с отклонениями от старославянской орфографии, принято называть изводами. Среди изводов необходимо отметить болгарский (среднеболгарский), сербский и русский (древнерусский).

Если старославянский язык был разговорным языком, то церковнославянский – это язык богослужебных книг, богослужения у русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, македонцев. Он являлся общим для всего славянского православного христианства. Поскольку средневековая культура имела религиозный характер, церковнославянский язык стал языком культуры в целом. Славяне читали на нем Библию, греческих, латинских богословов и учителей монашеской жизни, византийские исторические и научные сочинения.
2.2. Внешние признаки рукописных источников XI – первой трети XII вв.

Письменность в Древней Руси была уделом не только господствующего класса, она проникает в среду ремесленников, торговцев, входит в быт простых людей. Свидетельство тому берестяные грамоты, наиболее ранние из которых относятся к XI в. Берестяные грамоты использовались только для бытовых нужд.

Наиболее ранние рукописные источники, написанные уставным текстом, относятся ко второй половине XIXII вв.: «Остромирово Евангелие» (1056-1057), два «Изборника» Святослава (1073, 1076 гг.), «Мстиславово Евангелие» (1115), грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича Новгородскому Юрьеву монастырю (около 1130 г.).

Названные Евангелия и изборники (сборники статей нравоучительного и богослужебного характера) – великолепные образцы книжного искусства Руси. Они сохранили имена писцов и заказчиков. Написаны уставным текстом на пергаменте. Страницы книг богато орнаментированы, имеют иллюстрации (миниатюры). Грамота Мстислава Владимировича – образец актовой письменности Киевской Руси. Поскольку она была «жалованной», оформлявшей богатый дар князей Мстислава и его сына Всеволода по случаю освящения храма святого Георгия, «внешность» документа украшалась торжественно: буквы устава были написаны золотом, разведенным на камеди, документ удостоверяла вислая серебряная печать великого князя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (173 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru