Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Сборник материалов по психологии труда (для заочников) - файл 1.doc


Лекции - Сборник материалов по психологии труда (для заочников)
скачать (381 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc381kb.15.11.2011 23:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Возникновение и развитие психологии труда

Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной де­ятельности. Совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований не обеспечивает в полной мере требуемого уровня эффективности. Повышение инфор­мационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельнос­ти. Это ставит перед наукой задачу исследования особен­ностей психических и личностных факторов человека. Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мне­нию американского исследователя Ж. Кристенсена, поня­тие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно зна­чительно повысить эффективность своей деятельности. На­пример, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы уси­лить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возмож­ностей человека в удобстве его использования.

В истории развития психологии труда можно выделить несколько периодов:

Период «Ручных орудий» исторически длительный пери­од с медленным накоплением примитивных знаний о взаи­модействии человека и простого орудия.

Период «Промышленная революция», приходящийся на 1750—1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инже­нера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удоб­ства работника.

Период «Энергетическая революция» охватывает прибли­зительно 1870—1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможнос­тях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудова­нию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий. В этот период возникает идея о «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном способе осуществления конкретной трудовой деятельности. Ак­цент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек — машина».

Период «Интеллектуализация машин» начался в 1945 г., после окончания второй мировой войны. Научные достиже­ния в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компь­ютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудо­вую деятельность в целом и взаимодействие человека с ору­дием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, ос­тро встает проблема безопасности производства, рассматри­ваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенден­ции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специ­альной науки, занимающейся вопросами человеческого фак­тора в труде, какой и явилась психология труда.

^ Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудо­вой деятельностью. Первая научная система организации трудовой де­ятельности — тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тей­лором (1856—1915). Он считал, что рост производительнос­ти труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему ра­ционализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимиза­цию трудовых действий и интенсификацию трудового про­цесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важ­нейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал сти­мулирование. Базовым принципом является принцип материальной заинтересованности. Но мнению Ф. Тейлора, в про­изводственной системе нет места благотворительности. Каж­дый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответ­ственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства. Использование данного принципа приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда.

Собственно научное оформление первые исследования по­лучили в начале XX в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологичес­кие разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее опти­мальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотех­ники является Г. Мюнстенберг (1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впос­ледствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, тео­рии управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергну­ты научному анализу в исследованиях именно этого учено­го. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психо­гигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для ваго­новожатых, телефонистов, штурманов).

В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Ваумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направ­ление, наряду с Германией, нашло в США и России.

Наконец, в 1947г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессио­нальному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и ин­дустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учеб­ник «Индустриальная психология», первый в ряду методо­логических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занима­лись проблемами, связанными с изучением трудовой дея­тельности.

Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов органи­зации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера (1920 г.), явилось основой для круп­ных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые программы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой де­ятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Психология труда, в основном, занимается частными вопро­сами организации трудового процесса, особенностями инди­вида, эргономическими аспектами труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик в научной России.

Г.В. Чепланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России:

• исследование волевого компонента в труде;

• приспособление машины к человеку;

• исследование психологии рабочего;

• определение профпригодности. Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособно­сти и утомления, развития способностей и стимуляции тру­да.

Первым организатором и руководителем психотехничес­кого направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн (1891—1941).

Проблемы, которыми занимались отечественные психотех­ники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационали­зации физического и умственного труда, профессиографического анализа профессий, гигиены труда, профессиональных способностей, диагностики, социальной инженерии разраба­тывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личнос­ти в трудовом процессе, психологических аспектов аварийно­сти, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профконсультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ.

Но вместе с тем в развитии на­правления, как и любой другой молодой науки, наблюдались и определенные сложности. В частности, для психотехни­ков характерен был эклектический подход к пониманию ос­новных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису направления.

К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и сво­бодную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в го­сударственной производственной системе. В последую­щие три года исследования по психотехнике были сверну­ты, организационные структуры ликвидированы, уничтоже­ны публикации, многие психотехники репрессированы.

Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Вы­делились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования в большей степени стали концентрироваться в области пси­хологии управления.

Отечественные исследования трудовой деятельности во­зобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. Характерная особенность нового периода в развитии отечественной психологии труда — перенос вни­мания на общетеоретические вопросы, в то время как приклад­ные исследования концентрируются в области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессио­нальное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудо­вого процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда (НОТ). Своей задачей ее сторонники ставили разработку способов формирования адекватных мотивов трудовой деятель­ности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных дей­ствий, изучение механизмов формирования субъективного от­ражения. Анализ внешней системы труда нашел свое отраже­ние в социологической теории разделения труда, концепциях, объясняющих природу и механизмы дифференциации трудо­вой деятельности.

В 1970-е гг. сформировались четыре направления, по ко­торым осуществляли основные исследования трудовой дея­тельности:

• психофизиологическое направление. Концентрирует изучение функциональных состояний в труде, таких как ра­ботоспособность, стресс, утомление, монотония;

• инженерно-психологическое направление изучения воп­росов «человек — машина». В его рамках шла разработка системотехнических и психологических принципов проек­тирования деятельности оператора с учетом психологичес­кого обеспечения надежности человека;

• эксплуатационное направление по исследованию надеж­ности систем управления. Разработка оптимальных режи­мов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психоло­гии труда являются приоритетами этого направления;

• педагогическое направление. Объединяло работы по про­фессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.

На сегодняшний день психология труда — это наука, ре­шающая различные прикладные проблемы, например, от­бора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; про­ектирования средств предъявления информации; планиро­вания организационных изменений и т. д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рам­ках той или иной организации. Область исследований пси­хологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные со сферой труда и деятельнос­ти профессиональных организаций.


^ Проблематика предмета и метода психологии труда

Для понимания сущности современной психологии труда важно выделить предмет данной науки, т.е. то, что изучает и пытается преобразовать психолог труда.

^ Предмет психологии труда – психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительных действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

^ Субъект труда - работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Под объектом труда понимается "конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)".

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался в объект для манипуляций со стороны психолога, руководства или коллег работника, поэтому возникает сложнейший вопрос, должен ли метод быть только объективным или такой метод является сочетанием объективных и субъективных средств и подходов...

Проблема метода психологии труда связана и с проблемой неизбежной манипуляции сознанием клиента в отдельных случаях. Можно обозначить примерно следующие варианты такой неизбежной манипуляции:

 1) клиент находится в состоянии аффекта и не способен самостоятельно, а значит, и ответственно принять важные жизненные решения, касающиеся его работы или карьеры;
       2) клиент является социально незрелым существом и др.


В соответствии с представленным выше пониманием предмета и метода психологии труда можно условно выделить различные концептуальные уровни помощи человеку (развивающемуся субъекту труда) в профессиональном и личностном самоопределении.

Само выделение уровней важно для того, чтобы лучше понять следующие вопросы, возникающие перед психологом труда:

Сами уровни выглядят следующим образом:

Выделение уровней помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении неизбежно порождает практические трудности при реализации сложных уровней помощи (прежде всего - ценностно-смыслового уровня), в частности:

В итоге выделение данных уровней позволяет самому психологу труда использовать их в профессиональной рефлексии, а значит, превращает его в подлинного субъекта своей профессиональной деятельности.


^ Цели и задачи психологии труда

Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно условны. Психология труда – это по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду.

Перед психологией труда стоят две основные цели. Во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности. Во-вторых, гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

Решение этих целей возможно лишь в том случае, если будут созданы теоретические и практические предпосылки для решения задач психологии труда. В настоящее время существует несколько классификаций задач. Наиболее простой и общей является разделение задач психологии труда на теоретические (исследовательские) и прикладные (терминальные, т. е. направленные на достижение конечного практического результата психологических разработок).

К числу основных исследовательских задач психологии труда относят:

• исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности;

• изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

• изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

• исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии;

• изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности;

• установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда;

• изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности — ее стрессустойчивости;

• раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности;

• разработку психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью;

• исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Вторая группа задач определяется теми практическими потребностями, которые чаще всего возникают в ходе психологического изучения и оптимизации трудовой деятельности. Наиболее типичными и важными среди прикладных задач являются:

• разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора;

• развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме — проблеме профессиональной ориентации личности;

• оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

• психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда;

• разработка теоретически обоснованных и практически эффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»);

• разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет, психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники;

• разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности;

• определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности;

• разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации;

• разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости.

Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными.


^ Основные направления изучения человека в трудовой деятельности

Условно можно выделить следующие основные направления изучения человека в трудовой деятельности:

Можно было бы выделить и дополнительные разделы психологии труда, образуемые часто на стыке основных ее разделов: психофизиология труда; психогигиена труда; психологические (и психофизиологические) аспекты трудовой реабилитации; профориентация инвалидов; космическая психология; психология юридической деятельности; психология менеджмента, маркетинга и т.п.
 Соответственно, в каждой отрасли психологии труда конкретизируется и предмет.


Если предметом психологии труда (в широком смысле) является субъект труда, то:

    • в инженерной психологии рассматривается субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы "человек-машина", а в более современных вариантах - "человек-машина-среда-социум-культура-природа");

    • в психологии управления рассматривается субъект труда, включенный в различные иерархические производственные структуры и взаимоотношения;

    • в профориентации предметом является субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в "пространстве" личностных смыслов самой трудовой деятельности и т.п.



^ Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда

"Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии"

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии:

1. Методологические задачи: определение предмета и задач исследования; разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования; установление инженерной психологии в системе наук о человеке.

2. Психофизиологические задачи: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построения элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи: профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности, используется термин "эргономика" как комплексное изучение человека в труде (на стыке разных наук). Это изучение многообразной системы "человек-коллектив-машина-среда-социум-культура-природа", которую часто и обозначают как "эргономическая система". Но, например, уже более конкретные направления изучают и более конкретные системы, в частности, инженерная психология в своем традиционном варианте рассматривает систему "человек-машина", организационная психология изучает систему "человек-коллектив (организация)" или же систему "руководитель-подчиненный" и т.п.

Термин "эргономика" впервые предложен в 1921 г. В.Н. Мясищевым и В.М. Бехтеревым, но тогда термин не получил широкого распространения. В 1949 г. группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего началось широкое распространение термина. Но еще в 1857 г. польский биолог В. Ястшембовский предложил близкий по смыслу термин "эргология", что свидетельствует о давно назревшей необходимости появления комплексного подхода к изучению трудовой деятельности. К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует о сложности данного вопроса, и о необходимости поиска новых подходов в этом направлении.

Е.Б. Моргунов приводит определение предмета эргономики, используемое в отечественной традиции: "Предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и проективной дисциплиной". Однако такое определение значительно сужает первоначальное понимание эргономики, где предметом был человек труда. Таким образом, в последние десятилетия все же наблюдается некоторое сужение (обеднение) понимания "комплексного" изучения человека в труде. А сам эргономический подход все больше соединяется с инженерно-психологической традицией в психологии труда.


^ Методы психологии труда

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

• для психологического анализа профессиональной дея­тельности;

• для проведения разнообразных прикладных исследова­ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­нализации труда и отдыха и т. д.);

• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях, и группу эксперимен­тальных методов, включающую целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности.

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.
  1   2   3   4



Скачать файл (381 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru