Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпоры по философии - файл 1.doc


Шпоры по философии
скачать (229 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc229kb.17.11.2011 17:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1.Что есть философия.

Ф.- греч – любовь к мудрости. Платон: Философия—это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир. (+книга)

2.Античная Философия.

Античная философия (учения, школы), выраб. греч. философами, проживавшими на территории современной Гре­ции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-гос-ах) Малой Азии, Средиземноморья, в элли­нистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Основные этапы; демократический, классический (сократический) эллинистический, римский.

- демократический период- деят-сть ф-ов-"досократиков":

• милетской школы - "физиков" (Фалеса (считал воду основой всего), Анаксимандра, Анаксимена (идея эфира); Гераклита (космос есть порядок, противоположность хаосу огонь); элейской школы; атомистов (Демокрита, Левкиппа.

Основные проблемы, к-ми занимались "досократики": объясне­ние явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование соб­ственных взглядов, превращение их в догму. - классический (сократический) период - время расцвета древнегр. ф. (расцвет древнегр. полиса): ф.-просветительская деятельность софистов; ф. Сократа; зарождение "сократических" школ; философия Платона; философия Аристотеля.

- ^ Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":

меньше уделяли внимания поиску первоначала; допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства.

- Для эллинистического периода характерно:

распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.

3.Платон.

Из очень знатного аристократического рода.Воспитание очень продуманное. Обучали и дома и в группах.Благородство было в самом воспитании, красота физическая.Единство красоты и богатства. Он пытался проявить себя на поприще пписателя. Отказался. Постящал себя политической деятельности. Создает академию – “Союз мудрецов”. Там 20 лет обучался Арестотель, он был учеником Платона. Философия Платона. Идея вещи есть смысл вещи (Стол есть нечто деревянное приспособление для еды, письма...). Мировой ум из себя продуцирует эти идеи. Идея есть нечто видимое – лицо чел-ка выражает идею.Созерцание в отличие от глядение.Мы разучились созерцать. Созерцание – за вещью увидеть идею. Душа ленива, не все люди могут постичь эти идеи.

П. - основатель идеализма.

Гл. положения учения:

  • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

  • окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятельная субстанция;

  • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи;

  • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

  • любая существующая вещь является всего лишь материальным отобра­жением первоначальной идеи данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

весь мир является отображением чистых идей .

учение о триаде: все сущее состоит из трех субстанций: "единого"; "ума"; "души".

"Единое": явл. основой всякого бытия, первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений.

"Ум": происходит от "единого";явл. сущностью всех вещей.

"Душа": подвижная субстанция, к-ая объединяет и связывает "единое - нич­то" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; душа может быть мировой и душой отдельного человека; душа человека есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подзем­ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

4.Аристотель.

А. Был учителем А.Макелонского. Учавствовал в политике.Ученик платона.В основе его идей – форма,как основа всего. Форма для него и есть некая структура, кот задана тем же самым мировым умом.А материя это масса кот этой формой формируется.У него материя вне формы не существует. От сюда идея, что он материалист. Арестотель уходит от мифологического мышления, четкая логика, докозательства. У Ар-ля много работ: “Логика”, “Риторика”, “Физика”, “Метафизика”, “Некомахова этика”, “Этика”,”Политика”. У Ар-ля важна идея формы, он разбирается, как что работает, Платон же только поверхностно говорит. Форма идет от мирового ума, космос, вселенная постоянно формируются. Постоянно происходит формирование, что-то уходит в почву, потом зарождается. Форма в самой материи.

По А. бытие - это сущность (субстанция), об­ладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, поло­жения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность.

^ Важное место в ф. А. занимают проблемы материи. Что есть материя?

А: материя - это потенция, ограниченная формой (напри­мер, медный шар - это медь, ограниченная шарообразностью, и т. д.).

А также: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;

  • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо фор­мы) приводит к изменению сущности самого предмета;

  • реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

  • потенция (материал) есть пассивное начало, форма - активное;

высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

^ Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души: растительная душа; животная душа; разумная душа.

5.Ранняя Античность.

Античная мысль возникла в 6в.

Эта цивилизация развивалась в городах, полисах. Чел-к в полисе чувствовал себя защищенным. Идея гармонии. Эту картину хорошо выразила фил мысль.Мифологическое мышление образное, недоказывающее. В 6-м в в Греции появл попытки объяснить сущность гармонии (почему есть суша и море...).

^ Мелецкая школа.

Мелет – приморский город в Древней Греции, там богаче, лучше развивались. Они пытались найти источник гармонии, некое начало. Мыслитель Анаксемандр – идея апейрона – некое начало природы, космоса...Апейроны устроины так, что гармония противостоит хаосу.Анапейрон – аксеома. Фалес считал воду основой всего. Гераклит- космос есть порядок, противоположность хаосу – огонь.

^ Школа Пефагорейцы.

Основа гармонии – число. Музыка подчиняется числовым пропорциям.

Натурфилософия - философия природы, рассматриваемой в ее целостности. В древности Н. фактически сливалась с естествознанием и в древнегреч. философии обычно именовалась физикой.


6.Сократ.

Софисты (гр. - мудрецы, учителя мудрости). – ф. школа в Др. Греции, V –пер. пол. IV вв. до н. э. Философы-педагоги (ф., ораторское искусст­во и др. знаниям)

Для софистов характерно: критическое отношение к окруж. действительности; стремление все проверить на практике, логически доказать правиль­ность или неправильность той или иной мысли; неприятие основ старой, традиционной цивилизации; отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недо­казанном знании; стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и по­пытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

софизмы – логич. приемы, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.).официально не принадлежал к софистам, но разде­лял их многие идеи и использовал софистику в практической дея­тельности.

Сократ не оставил значительных ф. произведений (Платон – «Диалоги»Сократ выведен как участник диалога), но в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвес­ти собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), тема­ми которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

С его точки зрения фил-ия – учение о том, как следует жить. Главное в умении жить – умение правильно и логично мыслить. Потому в центре его фил-ии – метод доказательства и опредения понятий, кот он называл диалектикой (в переводе – искусство вести беседу, спор). Согласно Сократу, вфжнейший принцип познания – сомнения(я знаю, что ничего не знаю).Сомнение побуждает чел-ка к самопознанию.

Не был понят официальными властями и воспринимался как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.


7. Поздний эллинизм.

Период непростой. Период кризиса античной цивил-ии. Это время харак-ся: - создание и крушение Римской империи.Р.и. в период своего расцвета дала римскому гражданину права, а все жители провинций имели гражданство. Римского гражданина нельзя было наказывать физ-ки. – Период войн, эпидемий. – Рост противоречий между знатью и беднотой. – Пиры, бои гладиаторов.

Ощущение элиты – трагическое, гармония погибла, чел-к брошен в мир и оказался никому ненужен. Возникает много филосовских школ. В центре внимания индивид. Этого не было в античности, кот была акцентрирована на законы бытия. Корни христианства лежат в основе этой эпохи. Школы: Скептики, Стоики, Эпикурейцы, Неоплатоники.

Скептики. Скепсис – сомнение, непринятие каких-то ценностей. Они не отрицают, что есть какое-то начало. На 1-м плане чел чувства и разум. Не могут познать законы мира. Мир непознаваем. Истину искать бесполезно. (Для Платона и арестотеля было очевидно, что есть истина). Скептики утверждают, что чел-к должен быть спокоен, принимать мир каков он есть. Внутреннее спокойствие, никаких самомнений.

Неоплатоники. Они считали свое основание от Платона. В основе мироздания, как и у Платона – Логос (мировой ум). Они называют Единое , кот неопределимо, неделимо, его нельзя видеть, его единственное проявление – свет. Материя неотрицается, она есть, но она непоявима. Единое порождает из себя дух (греч – Нус), разум. Свет тоже Нус, разумное начало, кот идет от мирового ума. Наше сознание свет пронизывает чуть-чуть, остальное остается неосвещенным. Для них есть понятие света, кот явл производство духа. Дух творит из себя Душу. У них появляется термин мировая душа, кот впоследствие использует рус философия. Кждая душа чел-ка причастна к этому мировому началу, но в раздной степени. Есть более высокие и низкие души. Появляется развитие вины, метафизической вины. Каждый чел виноват. В нем это заложено. Он часть земного праха. Он рождается от мужчины и женщины, он кусок мяса – в этом его вина. Ребенок уже по рождению несет в себе грех. От чел-ка зависит, искупит ли он эту вину, приблизиться к вызшему, или останется виновным. (“О трех 1-х началах”).

8.Средневековая филосовская традиция.

Очень важный период – мостик между античностью и язычеством. Христианския религия становится доминантной. Брожение позднего эллинизма заканчивается. Наступает период равновесия, стабильности, кот потом опять будет нарушена Ренесансом. Эпоха Европейской стабильности. Образуются крупные монархии, гос-ые феодальные объединения. Переход крестъян в Европе был более свободным от одного феодала к другому. Каждая соц группа имела свои суды. Самочувствие чел-ка: Античность – защищенность в полисе.Здесь – интеллектуалы, эллита – двойственное ощущение. Роль христианства пронизывала все сферы. Х-во объединило Европу (дворцовые интриги). Конечно не мирным путем. Большую роль хрис-во сиграло в развитии внутренеего мира личности. Молитва – меняет содержание молитвенника, чел мог обращаться к Богу своими словами. Развивается схоластика, появляется много книг по логике.

9.Раннее средневековвье.

Раннее средневековье в Европе - это период с конца V в. (отсчет идет от 476 г., когда произошло крушение Западной Римской империи) до середины XI в. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в господстве натурального хозяйства, в падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и раннефеодальные королевства, а в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая оказывала решающее воздействие на все стороны общественной и личной жизни. Исповедь-распространенный жанр раннего средневековья.

^ Аврелий Августин (Блаженный).

хр. теолог, епис­коп г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы ка­толицизма как главного в то время направления христианства. Один из осн-лей. ранней схоластики. Гл. произв. - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на к-ый опирались ср. теологи при изучении и преподавании схоластики. + "О прекрас­ном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".(патр). (кон 4 нач 5в).Жизнь была сложной. У него много работ и чисто теолгические, но назвать его чистым теологом нельзя. Авг. Продолжает идею неоплатоников – мысль,что главное Я,личность и мое отношение к Богу. Авг вводит понятие “интерия” – внутр мир чел-ка. Внутр мир имеет ось и эта ось ведет к Богу.Мир весь зависим и освещает божьим светом.Чел пытается приблизиться к богу,показать себя,понять его. Все работы проникнуты желанием приблизиться к богу.Это касалось интеллектуалов,не простых людей. “О троице” – трактат показывает,что истина есть, в “Исповеди” он ее еще ищет.

Значение ф. АБ :

- уделено большое ввнимание проблеме истории (напр., ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств - Земного (грешного) и Божеств.) - редкость для того вре­мени);

- Церковь объявлена тоже властью наряду с государственной (а не эле­ментом государства): большинство людей грешны и далеки от Бога, свет­ская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти

- обоснована идея господства Церкви над государством, а Р. Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение к-ой и ее последующее воплощение в реальности катол. Церковь чтила и боготворила АБ, особенно в ср. века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

- воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (редкость, устраивало всех);

  • одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу (высшее блаженство - счастье человека, к-ое понималось как углуб­ление в себя, ученость, понимание истины; после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь).

10.Позднее средневековье.

(XII – XV века). Фома Аквинскнй.- настоятель монастыря, крупный филос-теол. ср. ф., систематизатор схоластики. У Ф очень много работ. Сильное влеяние логики Арестотеля

"Сумма теологии", "Сум­ма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, коммента­рии к произведениям Аристотеля (противопоставление духа и материи).

Но происходит возвращение к оправданию чувственности натуры.Ф.опирается на священное писание “И тело священно,не только дух”. На основе этого он начинает иначе интерпретировать.Мир у него четко делится на мир божетственный,духовный и материальный. Мир един,но имеет иерархию (бож,дух.матер).

Историческое значение философии ФА (прежде всего для катол. Церкви):

* даны пять доказательств существования Бога:

- движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - сле­д., есть первичный двигатель всего - Бог;

- причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог;

- случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – след., первоначальной необходимостью является Бог;

- степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – след., должно суще­ствовать высшее совершенство - Бог;

- цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, к-ое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

* истематизирована схоластика;

* закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния) - доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, его воли всего сущего (Др.-гр. ф. (напр., Аристо­тель): единая сущность - бытие, ср. ф. раз­деляет на: бытие (существование) - экзистенцию; сущность - эссенцию- их разделение - одна из ключевых идей католичества. Только в Боге сущность и существование совпадают.)

* доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют веши: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

* выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере (разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бес­смертие человеческой души и др.; не поддаются рацион. (разумному) познанию проблемы сотво­рения мира, первородного греха, троичность Бога, а след., могут быть познаны через Божественное откровение);

* вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

* разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии (философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; все остальное (божественное откровение) может познать только теология);

* логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение ФА решением Папы Р. было объявлено официальной идеологией католицизма. В наст. время – распростр. неотомизм – ф.-религ. учение, осн. на идеях ФА.

Реалисты (9вн.э.)

Реализм (от лат. realis — реальный, действительный) считал, что са­мостоятельно существуют только общие понятия (универсалии), по­добные идеям Платона, а вещи производны от них. Наиболее последо­вательные, крайние реалисты полагали, что общее — это и есть идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. На основе общих идей (универсалий) бог создал единичные предметы чувственно вос­принимаемого мира. Умеренный реализм считал, что универсалии ре­альны, но существуют в единичных вещах. Можно привести несколько упрощенный пример. Крайний реалист сказал бы, что «человек вооб­ще» — это общее понятие (универсалия), существующее до отдельных людей. Умеренный реалист уточнил бы, что «человек вообще» реально существует, но не в чистом виде, а как бы в отдельных человеческих личностях.

Суть-платонизм (идея реальная как и вещь).Эоан Эриугена.

Номиналисты (11вн.э.).

Номиналисты (от лат. потеп — имя), напротив, не допускали реаль­ного существования универсалий: общее, по их мнению, существует только после единичных вещей. Крайние номиналисты считали общее вообще бессмыслицей, пустым звуком. С их точки зрения, «человек вообще» просто не существует, существовать могут только конкретные единичные люди. Умеренные номиналисты также отрицали существо­вание общего в вещах, в реальном мире, но утверждали, что общее суще­ствует в форме понятий, созданных в процессе познания вещей. С этой точки зрения «человек вообще» — не существующая реально вещь, а по­нятие, выработанное нашим мышлением для обозначения всех людей, это только имя людей.

Есть вещи,а есть идеи,кот сущ-ют лишь в разуме.Разум несет в себе идею. Сознание (первично) несет в себе бытие (вторично).

Споры шли о природе, о природе общих понятий. Вопрос заключался в том, обладают ли универсалии реальным существованием или нет. Существенность этой проблемы закл в том, что на этот вопрос нельзя ответить, не уяснив, что собой представляет реальность. (мал книжка 47 стр).
11.Ренессанс.Временные рамки. Пантеиз, культ природы.

(13-16в). Атмосфера меняется. Церковь перестала быть единой, стала между собой сориться. В средние века в центре Бог, чел был тварью, теперь в центре внимания чел.

Чел равен Богу. Чел часть природы.

Пантеизм - философское учение, согласно к-рому бог представляет собой безличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. П. растворяет бога в природе, отвергая сверхприродное начало. Убить простого бедного чел-ка на улице – это ничто. Борьба католиков и протистантов (в Англии,во Франции). Элита была убеждена, что это шаг вперед. Культ чел-ка сливается с культом природы, т.к.чел чать природы. Бог есть природа,а природа порадила чел-ка. Натурфилософия – философия природы

Представители: Джордано Бруно,Никола Макиавелли,Л да Винчи).

От сюда колосальноая роль живописи и скульптуры.Живопись даже выше скульптуры, т.к. скульптура ограниченв. В центре внимания познающий чел,кот способен постич гармонию чел тела.

12. Ренессанский гуманизм.

В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Это мировоззрение по­лучило название гуманизм (от лат. homo - человек и humanis - челове­ческий) С точки зрения гуманистического мировоззрения наибольшей ценностью для человека обладают реальные земные дела, интересь^про-блемы чувства, эмоции. Великий итальянский поэт и гуманист Данте Алигьери (1265-1321) считал, что человек имеет двойственную приро­ду и двойное назначение - земное и небесное. Человек «предопределя­ется к двум конечным целям». Одна из них достигается в земной жизни и состоит в проявлении своей добродетели через повседневные дела. Вторая цель основана на религиозной вере и достигается только посмертно при содействии божественной воли. Земное назначение че­ловека постепенно становится главной темой литературы и искусства Возрождения. Именно на земной жизни сосредоточили внимание вели­кие поэты, художники и скульпторы этого времени. Крупнейшими гуманистами, разрабатывавшими идею свободы и достоинства человека, были Леонардо Бруни (1370-1444), Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Пьетро Помпо-нашш (1462-1526), Пико делла Мирандола (1463-1494). Их взгляды можно проиллюстрировать цитатой из трактата Джаноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»: «Человек - соперник бога в его творении Все, что появилось в мире после первого и еще бесфор­менного творения, было открыто, произведено и совершено нами бла­годаря особой и выдающейся остроте человеческого ума... Ведь это же наши т е человеческие, потому что созданы людьми, все вещи, кото­рые мы видим вокруг, все дома, деревни, города, все земные сооруже­ния которых так много и которые столь хороши, что благодаря своему великолепию они по праву должны почитаться созданиями скорее ан­гелов нежели людей! Наши - живопись, скульптура искусства, на­уки, наша мудрость, наши почти все неисчислимые изобретения, наше

создание — языки».

13.Макиавелли.

Параллельно демократическим идеям раннебуржуазных мыслителей и утопических социалистов в эпоху Возрождения получил теоретиче­ское обоснование противоположный подход к общественному разви­тию — сформировалась идеология диктаторских, тоталитарных поли­тических режимов. Наиболее детально ее обосновал флорентийский историк и общественный деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). В его трактатах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ли­вия» проводится мысль, что самой лучшей формой правления является демократическая республика, напоминающая древнеримское государ­ство. . Однако республиканская форма правления возможна отнюдь не вез­де и не всегда — для ее существования необходимо, чтобы в народе были хорошо развиты гражданские добродетели, т. е. стремление реально уча­ствовать в общественной жизни, заботиться о процветании государства. Если же гражданские добродетели развиты недостаточно (народ равноду­шен к общественным интересам и проблемам), наиболее целесообразным типом власти становится монархия, даже диктатура. Государство, по мнению Макиавелли, является высшим проявле­нием человеческого духа. Поэтому служение государству является целью и смыслом всей человеческой жизни. (В данном случае у италь­янского мыслителя слова не расходились с делом — он большую часть жизни честно и преданно служил Флорентийской республике, выпол­няя ответственные дипломатические поручения.) Воспитанием чело­века также должно заниматься именно государство, а не церковь, как было принято в Средние века. Для усиления могущества государства допустимы любые средства — в том числе аморальные и преступные. Если действия государя (монарха) направлены на укрепление госу­дарства, любые его поступки справедливы и оправданы — в том числе обман, вероломство, подкуп, заказные убийства и т. п.

Утверждение Макиавелли о том, что в интересах государства допу­стимо совершать любые преступления, обсуждалось в философии, по­литологии и искусстве в последующие века. С ним полемизировал, на­пример, Ф. М. Достоевский, считавший, что благородная цель никогда не должна достигаться негуманными или преступными средствами. Не­которые принципы Макиавелли воспроизводили идеологи Великой французской революции, рассуждавшие о том, что ради блага всей на­ции может быть необходимо убить какое-то количество людей. В XX в. методы политической борьбы, описанные Макиавелли, ис­пользовались на практике многими тоталитарными режимами, в том числе в СССР в период культа личности И. В. Сталина. В философии политики возник особый термин — макиавеллизм. Макиавеллизмом стали называть действия политика, пренебрегающего нормами мора­ли и права ради достижения поставленных политических целей.

14.Философия нового времени (17век).

Философия Нового времени формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе. Развитие новой общественной формации поставило перед наукой и техникой новые задачи, выдви­нуло своеобразный социальный заказ. Теперь от ученых ждали не рас­суждений о боге и божественной благодати, а научных исследований и технических разработок, которые позволили бы развивать промыш­ленное производство, наращивать капитал и побеждать в конкурентной борьбе. Поэтому первой важнейшей задачей философии стала разра­ботка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, техники и материального производства. Вторая задача философии Нового времени — разработка и обоснование буржу­азной концепции человека, государства и общества в целом. Формирова­ние классического капитализма требовало создания законченной буржу­азной идеологии, новой системы ценностей, определявшей отношения человека к природе, религии, другим людям, общественным организаци­ям и учреждениям. Крупнейшими философами Нового времени были англичане Ф. Бэ­кон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, французы Р. Декарт, Д. Дидро, П.-А. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, голландский мыслитель Б. Спино­за.

Характ-ся по сравнению с 16-м стабилизация. Формир-ся монархии. Консенсус между религ властью и светской. Стабил-я вызывает развитие торговых отношений,науки,поездок всевозможных. В ренессансе в центре был человек. С этим мировозрением покончено.Не все в чел-ке важно.Главное разум. Разделение на соц группы (феодалы, церков иерархии, военная элита, ремессленники...).Четкая канонизация основана на рационализации.

15.Декарт. Рационализм.

В философии XVII в. наряду с эмпиризмом возникло другое, про­тивоположное ему направление — рационализм. Создателем рацио­нализма считается великий французский ученый Рене Декарт (1596-1650). Ему принадлежат, например, исследования в области механики и оптики. Рене Декарт является классическим представителем дуализма. Его философия природы — полностью материалистическое учение. «В гра­ницах его физики материя представляет собой единственную субстан­цию, единственное основание бытия и познания», — отмечал К. Маркс. Однако Декарт считал, что человеческое мышление невозможно объяс­нить законами механики. Это свидетельствует о том, что в основе мира лежит не только материальная, но и вторая — духовная субстанция. Мир двойствен, дуален, он имеет не одну, а две независимые друг от друга основы — материю и дух. Декарт выделил главные свойства материи и духа — их атрибуты. Главным свойством материи является протяженность, а атрибутом духа – мышление.

Концепция рационализма включает в себя представление о разуме(т. е. абстрактном, логическом мышлении) как высшем способе по- стижения истины. Первая фундаментальная идея декартовского рационализма — это идея всемогущества и непогрешимости разума. Цент- ральное положение в его рационалистической системе знания занимал методологический прием сомнения. Чтобы избавиться от заблуждений и предрассудков, надо подвергнуть сомнению, пересмотреть все накопленные знания..Прием сомнения, в свою очередь, опирался на самое досто- верное положение, которое, безусловно, является истинным. Таким абсолютно достоверным положением, согласно Декарту, следует считать высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Вторая фундаментальная идея рационализма — признание суще­ствования особого, чисто рационального источника знания, находящегося где-то в глубинах сознания и не зависящего от эмпирического опыта человека. Декарт считал, что самостоятельным источником познания мира являются врожденные идеи. К ним относятся аксиомы математики, вера в существование бога и другие положения.Теория врожденных идей Декарта во многом сходна с теорией воспоминания Платона, однако Платон считал врожденными все знания, а Декарт – только некоторые фундаментальные положения.

Рационализм Декарта позволил разработать второй (после индуктив­ного) фундаментальный метод научного исследования — дедуктивный метод. При дедукции новое знание выводится из общих принципов и за­конов, которые считаются истинными. Так, зная аксиомы и теоремы ма­тематики, общие законы физики, можно на их основе объяснять отдель­ные события, решать математические задачи. Декарт считал математику наиболее совершенной наукой, так как в ней всегда получаются абсолют­но достоверные выводы, основанные на общих законах и аксиомах (мы не говорим, например, что углы при основании равнобедренного треу­гольника, «скорее всего», равны, а можем это достоверно доказать и ут­верждать совершенно точно). Эмпирические исследования, наблюдения природы рационалисты считают менее совершенным путем познания: история науки показала, что при эмпирическом обобщении фактов очень часто делаются ошибки.

16.Паскаль.

Математик, химик,монах. Как философ стал известен только в 20 веке. П.перенес клиническую смерть.

“Человек его низость и величие” ( Как часть (чел) может познать целое. Сравнение чел-ка с мыслящим тростником. Несчастным может быть только существо сознательное. Дом разрушенный не может быть несчастным. Весь долг его-мыслить и начинать с себя.


18.Рационализм.

Рационализм (от лат. - разум) - направление в ф., согласно к-ому основой как бытия, так и познания явл. разум.

два основных направления - онтологическое и гно­сеологическое.

Онтологический р. - в основе бытия лежит разум­ное начало (т.е. бытие разумно). Здесь близок к идеализму (напр., учению Платона о "чистых идеях", которые пред­шествуют материальному миру и воплощением которых данный матери­альный мир ("мир вещей") является). Но р. не тождественнен идеализму: смысл р. не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия. Р.: Демократ, Эпикур и др.

^ Основная иде гносеологического р. - в основе познания также лежит разум. Соответственно, гн. р. выступали против ср. теологии и схоластики, представители к-ых видели в основе познания Божественное открове­ние и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов - сторонников ф. направления, распростр-о­го в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов - "Знание - сила").

Главные аргументами р. в споре с эмпириками:

//сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания; //разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опыт­ным путем.

+ качестве направления р. выделяется этический рацио­нализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

К р. можно отнести множество ф. - с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ. Кант и др.), но наибольший вклад:

превращение его в официально признанное ф. направление: Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Эмпиризм - направление в ф., сторонники к-ого считают – в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание - сила".

19.Эмпиризм. Сенсуализм.

Эмпиризм(греч. опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта. Идеалистический Э. (Беркли, Юм, Мах, Авенариус, Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гобс, Локк, Французский материализм 13 в.) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализмом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: некоторые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том, что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Некоторые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) пол влиянием рационализма пришли н выводу, что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение. Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в поэнакии, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.
  1   2   3



Скачать файл (229 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru