Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по методике преподавания литературы - файл Внеклассная и внешкольная работа по литературе.doc


Лекции по методике преподавания литературы
скачать (779.3 kb.)

Доступные файлы (22):

Внеклассная и внешкольная работа по литературе.doc147kb.01.08.2011 19:01скачать
Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Лирика.doc67kb.01.08.2011 18:45скачать
Восприятие и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Эпос.doc115kb.01.08.2011 18:53скачать
Интегрированный урок литературы.doc138kb.01.08.2011 18:59скачать
Лекция - Вопросы теории и истории литературы в школьном изучении (средние классы).doc213kb.01.08.2011 18:44скачать
Литературное образование читателя-школьника. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений на уроках литературы.doc165kb.01.08.2011 18:56скачать
Методика изучения систематического курса литературы в старших классах (монографическая тема).doc132kb.01.08.2011 18:57скачать
Методика изучения систематического курса литературы в старших классах (обзорная тема).doc113kb.01.08.2011 18:52скачать
Методика обучения литературе как научная дисциплина. Литература как учебный предмет в современной средней школе.doc109kb.01.08.2011 19:36скачать
Методы и приемы изучения литературы в школе.doc109kb.01.08.2011 18:55скачать
Основные этапы развития методики преподавания литературы.doc121kb.01.08.2011 18:57скачать
Развитие письменной речи учащихся в процессе изучения литературы.doc121kb.01.08.2011 18:49скачать
Разработка интегрированного урока литературы.doc151kb.01.08.2011 18:59скачать
Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы.doc155kb.01.08.2011 18:50скачать
Содержание курса литературы на базовом и профильном уровнях.doc100kb.01.08.2011 18:55скачать
Творчество М.А. Булгакова (1891-1940).doc145kb.01.08.2011 18:48скачать
Теория и история литературы в школьном изучении (старшие классы).doc80kb.01.08.2011 18:52скачать
Уроки развития речи в системе изучения литературной темы.doc192kb.01.08.2011 18:51скачать
Урок литературы в современной средней школе.doc126kb.01.08.2011 19:02скачать
Факультативные занятия по литературе в системе учебно-воспитательного процесса.doc146kb.01.08.2011 19:00скачать
Чтение и изучение художественных произведений в их родовой специфике. Драма.doc84kb.01.08.2011 18:46скачать
Этапы изучения литературы в школе.doc156kb.01.08.2011 18:54скачать

содержание
Загрузка...

Внеклассная и внешкольная работа по литературе.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция №10

Внеклассная и внешкольная работа по литературе.
ПЛАН.

  1. Виды и формы внеклассной работы по литературе.

  2. Внеклассное освоение жизни и творчества писателя на примере пушкинской темы.




  1. Виды и формы внеклассной работы по литературе.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

На протяжении вот уже более чем двух столетий программно­му изучению литературы в школе сопутствует внеклассная рабо­та, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях все­сословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумаро­кова, читались собственные сочинения и переводы воспитанни­ков, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литератур­ного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жиз­ни России сопровождались усилением строжайшей регламен­тации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напро­тив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой само­деятельности учащихся. Так, появившиеся.в середине XIX ве­ка литературные беседы, форма организации самостоятельно­го внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым, ) H.JT.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, лите­ратурные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной ра­боты. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеуроч­ного освоения литературы обогащается разноплановыми экс­курсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, ли­тературными судами, играми. В последующие десятилетия за­метно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллекти­вов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., - примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

Почему же, несмотря на совершенствование программ и само­го процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят?

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художествен­ных впечатлений - читательских, музейных, театральных, му­зыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движу­щей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не послед­нюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спек­такль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. На­конец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, позна­вательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке мето­дических стереотипов, рождению новых подходов к преподава­нию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабо­раторией творчества словесника, в которой моделируются нетра­диционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избран­ной учеником теме и даже в форме коллективной игры (Бо­гданова Р.У. Новые подходы к проведению экзамена // Литература в школе. - 1989. - № 3). Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.

Внеклассная работа по литературе изначально - в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение кон­кретной литературной темы, проблемы может определять про­филь внеклассной работы. Выделим в ней относительно само­стоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться про­шлый недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении об­наружить высокую культурную тенденцию... Культура начи­нается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых вре­мен, которые его окружают повседневно, не может Вести себя как дикарь.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя - к большому читателю» - в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций» (Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внекласс­ной работе. - М., 1984; Бершадская Н.Р., X а л и -м о в а В . 3 . Литературное творчество учащихся в школе. -М., 1986).

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию (Я з о в и ц -кий Е . В . Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. - Л., 1963; Сорокина К.Ю. Школьный те­атр как средство литературного развития. - М., 1981; Руби­на Ю . И . и др. Основы педагогического руководства школь­ной театральной самодеятельностью. — М., 1974).

Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой ли­тературно-краеведческого материала, традициями школы, не­утомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творче­ского, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия пе­дагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена вне­классная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно про­граммному •изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, вклю­чающей, в частности, элементы, как краеведения, так и разно­образной творческой деятельности. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «систе­ма медленного чтения и длительной остановки на одной творче­ской индивидуальности» (Рыбникова М.А. Работа сло­весника в школе. - М.; Пг., 1922. - С. 11) создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо пе­речислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и ка­ким образом приведем в действие» (Мирецкая Н.В. Со­пряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. - М., 1989. - С. 20). Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы об­наружить внутренее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не-угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствую­щие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положе­ние о том, что художественные интересы личности реализуют­ся в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помо­гает упорядочить представление о структуре внеклассной ра­боты при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации» (Ф охт-Бабушк и н Ю . У . Об эффективности художественного воспита­ния // Искусство и школа. - М., 1981. - С. 17 - 32). Меж­ду тем в реальной школьной практике внеклассная работа не­редко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо зна­комству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправдан­ная диспропорциональность отдельных видов и форм вне­классной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гар­монически были представлены и впечатления от непосредст­венных встреч с произведениями искусства, и обогащение за­паса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отноше­ния школьников к различным видам художественной деятель­ности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчест­ва» (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М., 1967. -С. 8). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее пол­но выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерар­хию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной дея­тельности, который наиболее близок ребенку данного возрас­та, можно назвать актуальным. Про другие виды художест­венной деятельности можно сказать, что они не достигли вре­мени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну-' ли его черту» (Ю сов Б . П . К проблеме взаимосвязи ис­кусств в детском художественном развитии: О периодах воз­растной актуальности занятий различными видами искусства // Теория эстетического воспитания. - Вып. 3. - М, 1975. -С. 46), _ резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной дея­тельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. Пяти­классники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), иг­рам-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (напри­мер, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экс­курсовода). К VII классу спектр форм художественно-позна­вательной деятельности значительно расширяется (обсужде­ние книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло вос­приятия произведений искусства с дальнейшей их интерпрета­цией (читательской, зрительской и т.д.).

Динамика постепенно усложняющихся - с учетом преемст­венности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2.


  1. ^ Внеклассное освоение жизни и творчества писателя на примере

Рассмотрим возможности системы внеклассного освоения жизни и творчества писателя подростками на примере пуш­кинской темы.

Пушкин - особая вершина в русской культуре, в нашей ду­ховной жизни. История внеклассной работы по его творчеству имеет полуторавековую традицию, а грядущее 200-летие со дня
рождения поэта предвещает особый интерес к ней. Вместе с тем при внешней открытости Пушкина, притягательности поэта для нашего современника, в том числе и для школьной аудитории, в
общении с ним зачастую обнаруживается иллюзия «изученно­сти» писателя, его простоты и вседоступности. Поэта называют любимым, не читая его творений. Живое представление о непо­вторимости судьбы писателя и его поэтического мира подменяет­ся догмой, идеологически окрашенным стереотипом. Внеклассная
работа - один из путей, ведущих ребят в мир Пушкина. Именно его творчество, всеобъемлюще-многомерное, обращенное к чита­телям всех возрастов и поколений, позволяет с достаточной пол­
нотой и цельностью представить процесс внеклассной работы как систему и отдельные звенья ее.

Итак, эта система предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:

1. Восприятие художественных произведений:

- внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя;

- знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пуш­кина другими видами искусства.

2. Приобретение знаний об искусстве:

  • обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохе (чтение художественной, научно-популярной, мемуар­ной литературы, знакомство с иконографией и т.п.)

  • освоение пушкинского краеведения — «страны поэта».

^ Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные) В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитываю­щие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе ис­пользованные ранее дискуссионно-аналитические формы допол­няются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае - беседу, аннотиро­вание, обсуждение книг). Таким образом, за счет новых обога­щается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразных из них.

3. Исполнительская и творческая деятельность учащихся по пушкинской теме.

Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесооб­разным выбрать для каждого из классов тематические лейтмотивы, которые, отражая последовательность освоения отдельных сторон мира Пушкина и соответствуя возрастным интересам ребят, придают содержательное единство внеурочной работе на каждом этапе. При этом важно создать условия для свободного личностного выбора учениками, как пушкинского материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск индивидуально-не­повторимого решения.
V класс

Тематический лейтмотив «Пушкинское лукоморье» создает ус­тановку на перечитывание сказок Пушкина, постижение их ори­гинальности, высокого нравственного и философского смысла через переживание учениками сказочной реальности и разнооб­разной интерпретационной деятельности. Сказки открываются пятиклассникам как единый мир. Названный лейтмотив сопряжен с биографическим - «детство поэта».

Внеклассное чтение: сказки, «Руслан и Людмила» Пушкина, МДетство» А.Слонимского.

Иконография: памятники А.С.Пушкину работы А.М.Опекушина, М.К.Аникушина, К. де Местр - «Пушкин-ребенок», Е.И.Гейтман - «Пушкин», В.В.Фаворская -" серия «Детство Шушкина».

Урок «Но детских лет люблю воспоминанья...» по повести А.Слонимского «Детство», знакомящий ребят с детством по­рта, когда сказка вошла в его жизнь, может стать вводным к теме «Пушкинское лукоморье». Его дополнит краеведческий материал - заочная экскурсия в Захарове, которая сделает 6олее близким пятиклассникам мир Пушкина-ребенка: «теченье сельского досуга», «преданья старины глубокой», таинство народных поверий, радость праздников, игр. Необычным для подростков занятием могут стать народные игры, в которые мог играть с детства поэт и которые упомянуты в его произведениях: горелки, кубари, бабки, свайка (Григорь­ев В.М. «Мое Захарово...» // Литература в школе.1986. - № б; Участники этнографических экспедиций по со­биранию и изучению народных игр / Сост. В.М.Григорь­ев. - М., 1976).

Спектр игры, актуальной в младшем подростковом возрасте формы внеклассной деятельности, чрезвычайно многоцветен. Это и домашняя викторина, признанная направить самостоятельное знакомство пятиклассников с миром писателя. Возможные во­просы:

Какие памятники А.С.Пушкину вам известны? Кто их ав­торы?

Чем интересны родовые гербы Пушкиных и Ганнибалов?

Как связано имя Пушкина с нашим городом (краем)?

Перечислите все элементы волшебной сказки в поэме «Рус­лан и Людмила».

И познавательная игра с элементами исследования «Секреты пушкинской сказки» (она может быть формой проведения урока внеклассного чтения, например по «Сказке о царе Салтане»). Ученики работают в группах над решением одного из выбран­ных ими вопросов:

В сказке описано четыре посещения Салтана корабельщи­ками. Нарушен ли писателем фольклорный закон троекратного повторения?

В народной сказке нет признаков присутствия автора. Слы­шен ли в сказке голос Пушкина?

Сравните, как изображен характер царя в народной сказке и в пушкинской.

Кто наказан в сказке? Кто погибает?

Частные на первый взгляд наблюдения помогут ребятам ос­мыслить сущностные отличия пушкинской сказки от фольклор­ного канона, ощутив ее гармоническую стихию (Непомня­щий B.C. Поэзия и судьба. - М., 1983).

Обращение к интерпретациям сказок Пушкина другими ви­дами искусства (живопись, кино, мультипликация) привнесет новые краски в представление ребят о пушкинской сказочной стране; с другой стороны, поможет формировать у учеников внутреннюю установку на создание собственных интерпрета­ций, выражение личностного понимания сказки. Иллюстриро­ванию сказок, конкурсу на лучший рисунок, выставке учени­ческих иллюстраций могут сопутствовать беседа об иллюстраторах сказок Пушкина (И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина и др.), выставка иллюстрированных изданий сказок.

Зрительский опыт позволит активизировать через ролевую иг­ру-драматизацию, фантазийные игры творчество самих детей. Опираясь на богатый киноопыт подростков, можно провести конкурс «Пушкинская мультипанорама». Творческие группы, в которые входят сценаристы, художники-мультипликаторы, акте­ры, озвучивающие роли, представляют свою версию одного эпи­зода сказки; «худсовет» дает право на съемку победителям кон­курса. Вариант этого конкурса - игра «Киношанс»: творческие бригады представляют сценарий эпизода, эскизы костюмов, му­зыкальный ряд экранизаций сказки, организуется «кинопроба» для претендентов на исполнение ролей. Подобные конкурсы да­ют широкие возможности «пробы себя» каждому участнику: и тому, кто рисует, и тому, кто владеет пером, и актерам, и даже тем, кто неравнодушен к нарядам.

Более же всего пятиклассников увлекает зрелищность на­стоящего театрального действа. Инсценировка сказки либо фрагментов разных сказок более уместна на завершающем этапе изучения сказки, когда ребята, обогащенные опытом «пребывания» в сказочном мире, найдут «неслучайные» крас­ки, интонации, исполняя свои роли. Вариантом финала, вен­чающего встречу с Пушкиным в V классе, может стать кон­курс проектов сказочного городка Пушкинское лукоморье, подобного Диснейленду, но являющего национальную непо­вторимость пушкинского сказочного мира, что найдет свое во­площение и в месте расположения городка, и в маршруте, ко­торым следуют посетители, и в тех чудесах, испытаниях, ко­торые ожидают их на сказочной тропе.

На итоговом этапе эффективной представляется и игра-состязание «Турнир знатоков сказок Пушкина» с присущей ей разно­плановостью игровых заданий типа:

-«Разминка команд» (ответы на вопросы познавательного характера);

-«Домашнее задание» (команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагмент одной из сказок. Команда-со-: перница называет сказку, подтверждая правильность ответа г ее текстом);

-«Конкурс театральных костюмов»: необходимо продемонст­рировать костюмы героев спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-«У лукоморья»: предлагается нарисовать «невиданных зве­рей», оставивших следы на «неведомых дорожках»;

-«Из суфлерской будки»: нужно помочь актерам вспомнить слова роли, которые вдруг забылись, например: «А Балда зайца гладит, приговаривая...» и др.

-«Бюро находок»: надо вернуть героям утерянные ими вещи (спица, зеркало, яблоко, веревка, клюка, веретено, шелкрвый шнурок, мешок), доказав текстом правильность ответа.

Создание игровой среды делает радостным общение пяти­классников с миром пушкинской сказки.

VI класс

Чуткость подростков к красоте поэтического слова, интерес к тайне рождения поэта убеждают в целесообразности - через лейтмотив «Дар поэта» - переключения учеников из гармониче­ской стихии пушкинской сказки в гармоническую стихию лири­ки, что позволит, преодолевая сложившуюся с детства локаль­ность восприятия Пушкина как автора сказок, расширить пред­ставление школьников о необъятности «пушкинских горизон­тов», уникальности поэтического гения.

Внеклассное чтение: «Муза», фрагменты «Все волновало нежный ум...» («Разговор книгопродавца с поэтом»), «Зачем крутится ветер в овраге...» («Езерский» или «Египетские но­чи»), «Осень», «Роза», «Цветок», «Няне», «Зимний вечер», «И.И.Пущину», «Мадонна».

Иконография: О.Кипренский. «Пушкин», В.Серов. «Пушкин в парке», Б.Щербаков. «Пушкин в Михайловском», М.Ге. «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А.Брюллов. «Ната­лья Николаевна Пушкина», Н.Ульянов. «Пушкин и Арина Ро­дионовна в Михайловском».

Цикл уроков внеклассного чтения обращает шестиклассников к размышлениям о тайне рождения поэта, уникальной неповторимо­сти поэтического дара, взгляда поэта на мир, могуществе поэтиче­ского слова, о творчестве как созидающей, спасительной силе, о ценностях мира Пушкина. Сравнение интерпретаций стихотворений Пушкина чтецами, музыкантами откроет читателям неисчерпаемость лирики, настроит на ее личностное прочтение, поиск «своих» стра­ниц в томике лирики Пушкина. Свое открытие Пушкина шести­классники могут обнаружить в творческой деятельности:

-выступая составителями и оформителями сборника своих любимых стихотворений Пушкина, сопровождаемого вводной статьей или послесловием, комментариями;

-участвуя в конкурсе чтецов лирики Пушкина;

-исполняя литературно-музыкальные композиции («Времена года», «Люблю тебя, Петра творенье...» и др.);

-оформляя рукописный журнал или стенгазету: откликом на встречу с Пушкиным-лириком могут быть эссе, размышления по прочтении произведений о поэте (например, стихотворения А.Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...», финала но­веллы Ю.Нагибина «Царскосельское утро»), при знакомстве с образом Пушкина-лицеиста в живописи (Н.Кузьмин. «В Царско­сельском парке», В.Фаворский. «Пушкин-лицеист», Н.Ульянов. «Пушкин в садах лицея»);

-в собственных поэтических опытах.

Пропедевтическое знакомство с Лицеем, поэтической колыбе­лью Пушкина, начинается внеклассным чтением книг А.Слоним­ского «Юность», Л.Рубинштейна «В садах Лицея». Предложим ребятам выразить свое впечатление от полюбившихся эпизодов книг в свободно выбранной ими форме: инсценировании, панто­миме, живописной или музыкальной иллюстрации, художествен­ном пересказе и т.д. Удачные интерпретации могут быть пред­ставлены на литературном празднике.

Познавательные игры, особенно притягательные для шести­классников, позволяют активно обогащать контекст художествен­ной информации, делающей конкретным и вместе с тем объем­ным представление ребят о мире писателя. На этот раз вопросы викторины, активизирующей самостоятельное освоение биогра­фии писателя, возникают на уроках как бы исподволь, в потоке размышлений о даре поэта. Например: Когда и при каких об­стоятельствах появилось в печати первое стихотворение Пушки­на? Докажите, что поэт был прав, говоря: «И с каждой осе­нью я расцветаю вновь...». Кто из друзей поэта причастен к созданию О.Кипренским портрета А.С.Пушкина? Шестиклассни­ки обращаются к документальной повести М.Васиной «В садах Лицея», к другим популярным изданиям.

Изучение Петербурга пушкинской поры, города, воспетого поэтом и ставшего частью его самого, проводится в форме по­знавательной игры с ролевым началом. Это «Прогулки по пушкинскому Петербургу» (разновидность заочной экскурсии) с выбором участниками одного из маршрутов: с Пушки­ным по Невскому (Фонтанке, Мойке). На этапе начального накопления знаний ребята знакомятся с архитектурным обли­ком города, его бытом, пушкинскими адресами, выстраивают сюжет, форму будущей экскурсии. Затем в классе группы представляют свои маршруты, сопровождая рассказ показом видов Петербурга пушкинской поры, портретов современни­ков писателя.

В качестве итога работы по пушкинской теме в VI классе мо­жет быть проведена игра-состязание «Пушкин. Что? Где? Ко­гда?», установка на которую дается в начале рассматриваемого внеклассного цикла, поэтому работа учащихся по теме сопровож­дается составлением ими вопросов для игры. Калейдоскопич-ность вопросов и заданий позволяет свободно обращаться к раз­нообразным сферам, активизируя освоенный круг лирики, замет­но обогатившийся пласт художественно-познавательной инфор­мации (биографической, краеведческой). Это вопросы - на ху­дожественную эрудицию:

-на выявление круга чтения участниками произведений Пушкина;

-обнаруживающие поэтическое чутье, чувство слова (стили­стический эксперимент: восстановление в тексте пушкинского эпитета, рифмы, текста из фрагментов) и др.

VII класс

Ведущий лейтмотив - «Пушкинский Лицей». Пушкин и его лицейские друзья особенно близки подросткам жаждой независи­мости, самоутверждения, верностью «святому братству», понима­нием Лицея как дома, школы жизни.

В круг внеклассного чтения вводятся мемуары И.Пущина, ис­торические романы Ю.Тынянова «Кюхля» и Н.Эйдельмана «Большой Жанно», научно-популярная литература (Ю.Лотман, А.Гессен, М.Васина, Г.Волков и др.), мемуарно-эпистолярное наследие («Друзья Пушкина», «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» - сост. В.Кунин).

В VII классе расширяется спектр форм художественно-позна­вательной деятельности с ориентацией на индивидуальную, груп­повую работу, самообразование. Система внеклассного освоения лицейской темы призвана помочь каждому ученику «присвоить» мир Лицея: войдя в материал, открыть «свои» страницы в его истории, а также выразить это открытие.

Чем более разноплановыми, многовариантными будут типы рефератов, тем большей будет возможность индивидуального вы­бора семиклассниками интересующей их проблематики. Возмож­ные темы: «Пушкин и Пущин» (Дельвиг, Кюхельбекер, Горча­ков и др.), «Система обучения в Лицее», «Будни Лицея», «Ли­цейские наставники», «Традиции Лицея», «История лицейских годовщин», «Творчество лицеистов», «Благословение поэта (Пушкин-лицеист и поэты-наставники)», «Пушкин-лицеист как читатель», «Царскосельские встречи Пушкина», «Пушкин-лице­ист в поэтическом автопортрете (1814 г.) и восприятия наставни­ков и однокашников», «В садах Лицея», «Гроза двенадцатого го­да» и «Лицей», «Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве». Учитель рекомендует литературу, разнообразную как в жанровом отношении, так и по степени сложности - для учащихся с разным уровнем литературного развития. Сообщения авторов лучших рефератов выносятся на конференцию. Возмо­жен и проблемный семинар с обсуждением вопросов типа:

Какое содержание вы вкладываете в понятие «дух Лицея»?

«Он «не как все» и в то же время «как все» - и в этом главная особенность Пушкина, в этом главная особенность нор­мально-гениального пушкинского детства». Согласны ли вы с мнением литературоведа Н.Н.Скатова?

Кто из художников особенно близок вам в своем видении Пушкина-лицеиста (Р.Бах, И.Репин, Н.Кузьмин, В.Фаворский, Н.Ульянов, Н.Рушева)?

Викторина озарит радостным отсветом игры серьезную позна­вательную работу. Вопросы лицейской викторины, учитывая жи­вое присутствие ребят в материале, должны давать возможность еще одной встречи со ставшими близкими лицами, событиями. Они могут строиться, например, на эффекте узнавания лицеис­тов по характеристикам, составленным наставниками, по отзы­вам лицеистов друг о друге, шуточным именинным стихам и пр. (см.: «Прекрасен наш союз...» / Сост. Н.Эйдельман. - М., 1979). А заочная экскурсия в Лицей, царскосельский парк помо­жет семиклассникам «на время улететь в лицейский уголок все­сильной, сладостной мечтою».

Познавательная деятельность подготавливает подростков к собственному художественному творчеству. Плодотворное использование опыта литературного творчества лицеистов, знаком­ство с лицейскими рукописными журналами («Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы»), где «явно доминирует стихия литературной игры» (Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. -Л., 1987. - С. 10), дает установку для «пробы пера» семикласс­никами. Темы подскажет лицейская журналистика: рассказ о ссорах лицеистов в стиле поэтического обозрения; сообщение о необыкновенном феномене или необычной находке; репортаж о достопримечательностях лицейских; хроника внутренней жизни лицея; история города Малого Лицея и стран, ему принадлежа­щих, и др.

Праздничный финал внеклассной работы по лицейской теме -литературный вечер, пронизанный «лирическим эмоциональным сюжетом» (Румянцева Э.М. Тургеневский вечер в школе // Тургенев в школе. - М., 1981. - С. 166), включаю­щий в себя и поэзию, и музыку, и инсценировку эпизодов лицей­ской жизни. Духовной традицией школы может стать проведение Дня Лицея (Марецкая Н.В. Указ. работа; Пасту­хова Л . Н . О литературных вечерах // Литература в шко­ле. - 1984. - № 3).

^ VIII класс

Лейтмотив «Человек и время» созвучен, с одной стороны, формированию самосознания подростка, все большей его вклю­ченности в окружающую его действительность; с другой сторо­ны, сопряжен с драматическими коллизиями современности, пе­реосмыслением «судьбы человеческой, судьбы народной», раз­мышлениями о взаимоотношениях личности и «жестокого века». Темы «Моя родословная», «Образ Петра I в произведениях Пушкина» позволят рассмотреть взаимоотношения со временем и великой исторической личности, и самого поэта, и «обыкновен­ного» человека.

Внеклассное чтение: «Начало автобиографии», «Моя родо­словная», фрагмент «Два чувства дивно близки нам...», «Арап Петра Великого», «Стансы», «Полтава», «Медный всадник».

Интерес ребят к ярким судьбам предков А.С.Пушкина, лако­нично охарактеризованным в прочитанных произведениях, до­полняется интересом к потомкам писателя. Этой теме может быть посвящен семинар или конференция «Предки и потомки Пушкина». Интересные страницы пушкинской родословной, от­крытые ребятами в самостоятельной познавательной деятельно­сти, можно включить и в устный журнал (альманах). Формой же первоначального ознакомления восьмиклассников с поэмой «Медный всадник», предполагающего постановку вопросов, от­веты на которые читатель обретет при дальнейшем изучении по­эмы, может стать новый тип экскурсии - «По следам литератур­ных героев» петербургской повести, «основанной на истине». Эта заочная экскурсия направлена на освоение художественного пространства поэмы. При этом используется живопись пушкин­ской эпохи и иллюстрации А.Бенуа.

Ознакомление с пушкинской родословной делает органичным путешествие в особенно дорогой сердцу поэта уголок его «стра­ны» — Михайловское, «родное пепелище». Проведение туристско-краеведческой экспедиции, включающей культурно-охран­ную деятельность в пушкинских местах, придаст идеальную цельность и законченность путешествиям в «страну поэта» (Славина И.И., Мишина Т.С. «...обретает сердце пищу» // Литература в школе. - 1974. - № 3; Крысов А.В . Литературно-краеведческие занятия в Пушкинском заповеднике // Литература в школе. - 1982. - № 5).

Вариация лейтмотива «Человек и время» - «Пушкин в па­мяти поколений». Часто повторяемые слова о бессмертии пушкинского гения могут наполниться для восьмиклассников особым, живым смыслом, если мы предложим ребятам рас­спросить об отношении к поэту интересных им собеседников -родных, знакомых - и записать услышанное. Примерные во­просы собеседнику:

Ваши детские впечатления о Пушкине. Как изучали Пуш­кина в школе?

Самые сильные впечатления от встреч с Пушкиным.

Менялось ли с годами Ваше отношение к поэту? Чем инте­ресен Вам Пушкин сейчас?

В любом городе, крае можно найти людей, увлеченных Пуш­киным. Ребята воочию убедятся, что он - звено, связующее от­цов и детей, «наш вечный спутник». Материалы, собранные уча­щимися, оформляются в альбомах.

К этим открыткам прибавится знакомство с прочтением Пуш­кина художниками разных поколений - Мариной Цветаевой, Надей Рушевой, Михаилом Аникушиным, Сергеем Юрским и др. Страницы устного журнала, литературно-музыкальная ком­позиция, вечер сделают эти встречи праздником. Чем больше разнообразных мнений, трактовок, интерпретаций предстанет пе­ред подростками накануне новой, «большой» встречи с Пушки­ным в IX классе, тем сильнее будет внутреннее неприятие ими шаблона, стереотипа, тем настойчивееч5удет желание ребят найти у Пушкина свои страницы, прочитать его по-своему.

Как отмечалось выше, в VIII классе очевидно постепенное «выдвижение» восприятия как актуального вида деятельности, усиление роли созерцания и анализа. На активизацию художест­венного восприятия ориентированы и уроки внеклассного чте­ния, и экскурсии, и встречи с интересными читателями Пушки­на, и отзывы о книгах, выставках, телепередачах, рецензии вось­миклассников на спектакли, кинофильмы. Эта же возрастная тенденция определяет особенности заданий литературной олим­пиады, игр, форму вечеров.

Олимпиадные задания по литературе должны быть творчески-интерпретационными, отнюдь не сводиться к проверке памяти. Возможные типы олимпиадных заданий:

- Анализ стихотворения (например, «Туча», «Телега жизни» и др.).

- Эссе «Мое любимое стихотворение Пушкина».

- Выбор пушкинского стихотворения из нескольких стихов разных поэтов с обоснованием выбора.

- Представьте себе, что вы экскурсовод. Вы готовите экскур­сию по ... (укажите сами). Вам очень хочется заинтересовать слушателей рассказом о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Ка­ким будет начало вашей экскурсии?

- Произведения искусства обладают удивительной способно­стью вступать в диалог с последующими эпохами. Докажите это на примере одного из произведений А.С.Пушкина.

- Публицист Ольга Чайковская, назвав свою статью о рома­не Пушкина именем главного героя «Гринев», утверждает: «Ка­питанская дочка» недаром включена в школьную программу для тринадцатилетних: им нужен Гринев». Согласны ли вы с этим мнением?

Вместе с тем олимпиада может пройти в форме диспута, кон­курса чтецов, защиты своего ответа, игры. Приведем варианты игровых конкурсов олимпиадного турнира знатоков Пушкина:

- Представление команд (в пушкинском духе).

- Домашнее задание: а) снимите для «немого кино» фраг­мент одной из сказок Пушкина (инсценировка с музыкальным сопровождением); б) вы готовите телепередачу «Пушкинские места России»; представьте ее фрагмент об одном из адресов (сценарий, режиссура, исполнение).

-ф- Разминка команд «Экзамен по Пушкину».

-ф- «Я к вам пишу...»: ребята читают команде-сопернице по­очередно фрагменты писем пушкинских героев. Нужно назвать произведение, автора письма, адресата.

- Пушкинский кроссворд (разновидность викторины).

- «Памятник Пушкину»: команды защищают свой проект па­мятника.

Варианты форм и тематика литературных вечеров в связи с лейтмотивом «Пушкин в памяти поколений» многообразны: «Мой Пушкин» (литературно-музыкальная композиция по стихам о поэте), «Тропа к Пушкину» (диалог поколений чи­тателей Пушкина). Восьмиклассников привлекает камерность, интимность поэтических вечеров, где каждый может прочи­тать полюбившиеся строки. Праздником для ребят может стать новогодний бал пушкинских героев: каждый участник представляет одного из пушкинских героев через костюм (или его детали), а также охарактеризовав его строками авторского текста, не называя имени. Желание остаться неузнанными (условие одного из конкурсов) побуждает обратиться не к са­мым известным массовому читателю произведениям, напри­мер: «Анджело», «Русалка» и др. Ребята сами готовят сцена­рий вечера, вписывая в него инсценировки, стихи, романсы, танцы, которые переносят участников вечера в далекую эпо­ху, воскрешая атмосферу бала.

Итак, система внеклассного освоения пушкинской темы под­ростками обширна. Большая часть ее реализуется параллельно программному, изучению темы, создавая условия для «погруже­ния» учащихся в мир Пушкина. Некоторые формы, например утренники, вечера, встречи, могут быть предпосланы пушкин­ским датам (19 октября, 10 февраля, 6 июня), формируя пуш­кинские традиции школы, «календарь памяти». С VII класса (по мнению психологов, это пора кружковой активности) можно осу­ществлять программу на занятиях литературного кружка. В VIII классе возможно проведение Пушкинской недели.

Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциаль­но вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельно­сти, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив, побуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенно­стей литературного развития класса, своеобразия творческой ин­дивидуальности писателя.

Внеклассную работу в старших классах необходимо ориен­тировать на восприятие произведений искусства как актуаль­ный в этом возрасте вид деятельности, создавая условия для разнообразных ученических интерпретаций. Вместе с тем с возрастом - по мере самоопределения личности, выявления способностей, пристрастий ученика в искусстве - будет углуб­ляться процесс специализации, дифференциации в выборе школьниками сфер внеурочной работы. По справедливому за­мечанию Б.М.Неменского, «формы волно-поисковые в апогее должны проявиться именно в средних классах, чтобы в стар­ших классах передать главенство более серьезным, ответст­венным формам профессиональных знаний - факультативам, спецклассам, спецшколам» (Н еме некий Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989. - С. 132). Во вне­классной работе по литературе незаменимыми на этом этапе будут клубы с разнообразными секциями, научные общества учащихся (Славина И.И. Литературный клуб старше­классников. - Л., 1969; Богуславский С. Р. Школь­ный литературный музей-клуб. - М., 1989; Мадер Р . Д . Первые шаги в научном поиске // Литература в школе. -1981. - № 2).

Своеобразие внеклассной работы в старших классах опреде­ляется не только откликом ее содержания и форм на возрастные возможности и потребности школьников. Вкусы, литературные пристрастия самого учителя, его творческая индивидуальность не менее важный фактор выбора путей внеурочного освоения лите­ратуры старшеклассниками. Внеклассная работа - в этом убеж­дает экскурс в ее историю - чутко реагирует на общественные перемены, и новые тенденции внеурочного общения школьников с миром искусства, обусловленные изменением социокультурной ситуации, со всей очевидностью проявляются именно в старших классах.

Обратимся к опыту внеклассной работы школы № 90 Санкт-Петербурга и школы им. А.С.Пушкина Гурзуфа.

Литературный клуб «Дым отечества», появившийся в шко­ле-новостройке петербургского района Шувалово-Озерки, обязан своим рождением увлеченности словесника Аллы Ива­новны Корнеевой поэзией «серебряного века». В рекреации школы воспроизведен отдельными деталями кусочек старин­ной улицы Петербурга, помогая ощутить причастность к ми­нувшему. Литературные салоны Петербурга, литературный Крым, творчество Н.Гумилева, А.Ахматовой, М.Волошина, В.Хлебникова, М.Лозинского стали предметом серьезного изучения членов клуба. В увлечение поэзией было привнесено исследовательское начало, дух филологического поиска. Ребя­та представляли результаты своих изысканий на конференции научных обществ учащихся (НОУ) в Челябинске, на тради­ционных в Петербурге городских олимпиадах.

Но члены клуба поняли, что лишь изучения литературы не­достаточно, только наслаждения, восхищения прошлым мало -надо помогать его беречь. «Чем мы можем вам помочь?» - этот вопрос неизменно звучал в письмах, посланных в музеи. В Вы-ре, в музее станционного смотрителя, заготовили на зиму дров; были приглашены переночевать в домике смотрителя, как в пуш­кинские времена обретали здесь ночлег путешественники. Стихи Пушкина читали при свечах, на печи сказки сказывали. А в сун­дучке Дуни, дочери смотрителя, появились привезенные ребята­ми подарки. Поездки в Выру стали традиционными, как и на Клагин остров, в Приютино, где благоустраивали старинную усадьбу Олениных, здесь бывали Пушкин, Батюшков, декаб­ристы Муравьевы.

Ребята не безразличны к боли и тревоге родного города. Клуб стал коллективным членом группы «Спасение»: помогали рестав­раторам восстанавливать музей А.С.Пушкина на набережной Мойки, участвовали в спасении домика художника М.В.Матюш-кина. Д.С.Лихачев, обращаясь к членам клуба «Дым Отечест­ва», написал: «Вы заняты очень важным делом - не просто ох­раной памятников, а охраной культуры».

Активное восприятие историко-культурного материала, чело­вечески живой, действенный интерес к прошлому, когда сами ученики становятся субъектами культуры, - примета внекласс­ной работы по литературе в наши дни.

Внеклассная работа по литературе включается в широкий общекультурный контекст. Создавая в Гурзуфе школу Диало­га культур, ее директор Анатолий Федорович Пазухин унас­ледовал идею М.М.Бахтина о том, что культурное самопозна­ние возможно только при учете других культур (М арини-чева О. Письма из сада // Комсомольская правда. -20 июля 1990 г.).

Сад Диалога культур, где встретится дух Пушкина и Чехова, Вернадского и Рериха, Чижевского и Ганди, - отнюдь не утопи­ческая мечта. Школа установила связь с обществами Байрона в Англии, Гете - в Германии. В ней есть музей редкой книги и Пушкинская гостиная, где можно услышать ученические перево­ды Рериха с английского, чтение стихов Пушкина-лицеиста на языке оригинала - по-французски. Здесь выступали директор Пушкинского Дома Н.Н.Скатов, литературоведы В.Кожинов и В.Лакшин, поэт Белла Ахмадулина, историки, философы, ху­дожники, священники. В дерзких планах А.Ф.Пазухина - от­крытие школьного Малого Пушкинского Дома.

Создание культурной среды в школе - условие приобщения к высотам художественной мысли и уровню своего времени.

^ Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • Познакомьтесь со статьей Я.А.Ротковича «Поучительный опыт прошлого» (Внеклассная и внешкольная работа по лите­ратуре. - М., 1970). Что из методического опыта организации внеклассной работы по литературе кажется вам незаслуженно забытым?

  • Перечитайте главу «Суд над Евгением Онегиным» из рома­на В.Каверина «Два капитана». Почему, на ваш взгляд, эта фор­ма внеклассной работы оказалась утраченной?

  • Предложите свой план проведения Дня Лицея в школе. Ка­ким может быть День сказок?

  • Каким вам представляется воображаемое путешествие в Царское Село для семиклассников, для учащихся XI класса?

  • В зависимости от ваших литературных пристрастий" предложите вариант системы внеклассной работы для одного из классов.

Литература

Грот К . Я . Пушкинский Лицей (1811 - 1817): Бумаги 1 курса. -СПб, 1911.

Рыбникова М.А. Кружки учащихся. - М., 1919.

Збарский И. С., Полухина В. П. Внеклассная работа по литературе (IV - VIII классы). М., 1975.

Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. V - VI классы. М., 1963.

Банчуков Р. В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. - М., 1985.

Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. -М., 1984.

Б ы к о в а Е.Л. Литературные праздники в школе. - Киев, 1986.

Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки... - Минск, 1976.

Л ьвова Ю.Л. Республика муз. - Киев, 1984.

Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях // Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С.Н.Громцева. - М., 1990.










Скачать файл (779.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru