Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Теория организации - файл kontr.htm


Загрузка...
Лекции - Теория организации
скачать (448.8 kb.)

Доступные файлы (57):

001.jpg1kb.15.11.2004 17:02скачать
004.jpg1kb.11.11.2004 11:32скачать
11.jpg58kb.14.06.2005 20:24скачать
1.jpg2kb.16.03.2005 19:36скачать
Auto.htm1kb.15.06.2005 16:42скачать
autorun.inf
Desktop.ini
INDEX.htm2kb.27.05.2005 12:48скачать
body.css
glos.htm18kb.19.05.2005 17:13скачать
kontr.htm468kb.09.06.2005 21:00скачать
page10.htm108kb.09.06.2005 19:42скачать
page2.htm56kb.09.06.2005 19:41скачать
page3.htm51kb.09.06.2005 19:41скачать
page4.htm101kb.09.06.2005 19:42скачать
page5.htm107kb.09.06.2005 19:31скачать
page6.htm76kb.09.06.2005 19:41скачать
page7.htm439kb.09.06.2005 19:41скачать
page8.htm112kb.09.06.2005 19:41скачать
page9.htm194kb.09.06.2005 19:41скачать
pr10.htm3kb.26.05.2005 15:54скачать
pr11.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr12.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr13.htm4kb.26.05.2005 15:56скачать
pr15.htm3kb.26.05.2005 15:57скачать
pr16.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr17.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr18.htm3kb.25.05.2005 22:31скачать
pr19.htm3kb.26.05.2005 15:58скачать
pr1.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr20.htm4kb.26.05.2005 11:58скачать
pr21.htm3kb.26.05.2005 12:06скачать
pr22.htm3kb.26.05.2005 15:59скачать
pr23.htm3kb.26.05.2005 16:00скачать
pr24.htm3kb.26.05.2005 12:25скачать
pr25.htm4kb.26.05.2005 12:35скачать
pr26.htm3kb.26.05.2005 16:02скачать
pr27.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr28.htm3kb.26.05.2005 12:50скачать
pr29.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr2.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr30.htm3kb.26.05.2005 16:03скачать
pr31.htm3kb.26.05.2005 13:04скачать
pr32.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr33.htm3kb.26.05.2005 13:11скачать
pr34.htm3kb.26.05.2005 13:13скачать
pr35.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr36.htm3kb.26.05.2005 13:20скачать
pr3.htm3kb.25.05.2005 22:19скачать
pr4.htm4kb.26.05.2005 13:39скачать
pr5.htm4kb.25.05.2005 22:21скачать
pr6.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr7.htm4kb.26.05.2005 15:54скачать
pr8.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr9.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
Литература.doc44kb.11.06.2004 01:58скачать
Thumbs.db

kontr.htm

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теория организации
Программа Лекции Литература Хрестоматия Практикум Тесты Вопросы

 

Практикум

 

Вопросы и практические задания для самопроверки

 

Практические задания, формы которых могут быть самыми разнообразными, включают: подготовку схем, тестов, кроссвордов, рефератов, экспресс-опрос и др.

Главными целевыми установками подобной работы являются:

- закрепление полученных и приращение новых знаний;

- приобретение дополнительных навыков работы с книгой, конспектом;

- обеспечение творческого подхода к выполнению задания;

- выработка умения соединять различные идеи и взгляды в единый результат.

При работе над заданиями необходимо соблюдать принципы творчества, самоорганизации, самоответственности, самоконтроля. Именно при таком подходе качество и результативность учебной работы повышаются, и прежде всего за счет синергетического эффекта.

  

тема 1. Предмет теории организации

 

Вопросы для самопроверки:

1. Сущность и признаки социальной организации

2. Социальная организация как объект административных наук

3. Понятие организационной общности

4. Организация как система, объект управления, упорядоченность, функция управления

5. Теория организации как научная дисциплина, ее предмет

6. Цели и задачи теории организации. Статус теории организации и ее связь с другими областями знания. Функции теории организации

7. Методы изучения организаций. Диалектический метод в изучении организации

 

Вопросы и задания для размышления:

1. Фирма А – одна из крупнейших американских корпораций, уже занимающая ведущее место в электронике. Фирма Б – это всего лишь 2 человека, когда-то бросивших колледж. Начальный капитал составляет 1300 долл., полученных от продажи автобуса «Фольксваген». Их штаб-квартира располагается в спальне одного из партнеров, а сборочный «конвейер» – в гараже. Кто окажется более успешной – фирма А или фирма Б? Фирма А – это «Ар Си Эй», которая обанкротилась в 1976 г. Фирма Б – это «Эппл Компьютер Продактс», которая в 1982 г., всего лишь через 6 лет после начала деятельности вошла в список 500 самых преуспевающих фирм.

2. Две фирмы в ресторанном бизнесе. первая расположена в старой части города в старом здании. Готовят и обслуживают здесь превосходно, но владельцы отказываются вывешивать рекламу своих клиентов. Вторая компания имеет гораздо более низкие цены, повара не имеют такого опыта, готовится все большими порциями, долго хранится и разогревается по мере надобности, пока все не продастся. Она расположена в самой новой части города и предоставляет широкие возможности для рекламы. Кто из них скорее добьется успеха? Обе фирмы процветают: первая – один из лучших ресторанов в мире «Ля Тур Д’Аржан», вторая – закусочная «Макдональдс».

3. Один студент Йелльского университета написал курсовую работу, предлагая создать авиалинию, которая доставляла бы посылки и бандероли по территории страны в течение суток. План предусматривал вытеснение такого мощнейшего конкурента как Американская почтовая служба, несмотря на то, что плата за доставку почты была бы в 40 раз выше. Как вы думаете, какую оценку он получил? Автор этой работы – Фредерик У. Смит, создатель компании «Федерал экспресс», которая приносит в год 600 млн. долл. и самый высокооплачиваемый управляющий в США с доходом 58 млн. долл. в год.

Все примеры успеха и провала фирм и компаний имеют одну общую особенность. Эту же особенность имеют корпорация «Сони», Военно-Морской флот, Китайская народная республика, фондовый институт.

1. О какой особенности идет речь? Что объединяет все  ситуации?

2. Что заставляет людей объединяться в организации? Как Вы считаете, добились ли бы значительных успехов герои ситуаций, если бы действовали в одиночку?

 

Основная литература

1. Классики менеджмента. Энциклопедия. / Под ред. М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2001.

2. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. [Рекоменд. Мин. образов. РФ] – М., 1996.

3. Мильнер Б.З. Теория  организации: Учебник. [Рекоменд. Мин. образов. РФ] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Дополнительная литература 

1. Блейк Р., Маутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. – Киев, 1990.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 1-2. – М.: Экономика, 1989.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

4. Носова Н.П. Теория организаций: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТГУ, 2002.

 

Иные информационные источники

1. www.odn.ru: Теория организаций: идеи и методы OD

2. WWW.RUBRICON.RU / Словарь "Социальные теории организации"

3. ИЦ 'Socio Ego'| ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/zan_teor_org_sod.html

4. Персональный сайт В. И. Франчука http://socio-org.narod.ru/

5. Российская научная сеть: http://nature.ru/

6. Святова В.В. по дисциплине "Теория организации" http://cefv.narod.ru/Svytov_lek.html

 

 

 Тема 2. История развития теории организации

 

Вопросы для самопроверки:

1. Общая характеристика организационно-управленческой мысли

2. Концептуальные модели социальной организации

3. Классическая теории организации

4. Неклассическая теория организации

5. Системная и ситуационная организационные теории

6. Теория рациональной бюрократии М.Вебера

7. Неомодернизационная организационная система

8. Современная организационная парадигма

9. Проблемная модель организации

 

Вопросы и задания для размышления:

1. Сравните факторы, оказавшие влияние на становление и развитие науки школ управления в XX в. Проанализируйте их динамику.

2. Какие модели организации Вы можете отнести к классической теории организации, к теориям эффективной организации, к современным перспективным теоретическим разработкам?

 

^ Практические задания:

1. Разработайте тематический кроссворд: «История развития теории организации», содержащий не менее 40 слов. Соблюдайте правила составления кроссвордов.

 

Разработка схем:

1. Подготовьте схему: «Организационные теории».

 

 Основная литература

1. Классики менеджмента. Энциклопедия. / Под ред. М. Уорнера. - СПб.: Питер, 2001.

2. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. [Допущ. Мин. образов. РФ] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4. Мильнер Б.З. Теория  организации: Учебник. [Рекоменд. Мин. образов. РФ] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Блейк Р., Маутон Д. Научные методы управления / Пер. с англ. – Киев, 1990.

2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Т. 1-2. – М.: Экономика, 1989.

3. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учебник. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1993.

4. Корицкий Э.Б., Нинциева Г.В., Шетов В.Х. Научный менеджмент: российская история. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

6. Мильнер Б.З. Уроки бюрократической системы управления. // Вопросы экономики. – 1999 – № 1.

7. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М.: Экономика, 1983.

8. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М., 1995.

9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 1998.

10. Франчук В.И. Основы теории организации. – М., 1992.

11. Франчук В.И. Современная теория организаций. – М., 1996.        

12. Хачатуров С.Е. Организация производственных систем (теоретическое основание организационной науки). – Тула: Шар, 1996.

 

Иные информационные источники

1.     http://msynt.chat.ru/Article2_r.htm

2.     http://www.odn.ru/theory/index.htm

3.     www.odn.ru: Теория организаций: идеи и методы OD

4.     WWW.RUBRICON.RU / Словарь "Социальные теории организации"

5.     ИЦ 'Socio Ego'| ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

http://www.socioego.ru/teoriya/istoch/zanc/zan_teor_org_sod.html

6.     Персональный сайт В. И. Франчука http://socio-org.narod.ru/

7.     Российская научная сеть: http://nature.ru/

8.     Святова В.В. по дисциплине "Теория организации" http://cefv.narod.ru/Svytov_lek.html

 

 

ТЕМА 3. Организация как система

 

Вопросы для самопроверки:

1. Основные понятия системы

2. Организация как элементная упорядоченность

3. Вход, выход системы, обратная связь и их характеристика. Общая модель организации как открытой системы

4. Классификация систем. Универсальные системные признаки и свойства организации

5. Определение внешней среды организации. Характеристика внешней среды организации: сложность, взаимосвязь, подвижность, неопределенность. Внешняя среда прямого  и косвенного взаимодействия, их элементы. Внутренняя среда организации  и ее элементы

6. Миссия организации. Разработка миссии

7. Целевая структура организации,  классификация целей, требования к целям, «дерево целей».

 

Вопросы и задания для размышления:

 

1. Целеполагание

Определение целей, к достижению которых стремится организация в своей деятельности, является тем, с чего начинается любая управленческая технология. Умение верно определить цели, к достижению которых следует стремиться организации является залогом ее успешного развития.

 

1.1. Завод, выпускающий стройматериалы, столкнулся с ситуацией значительного повышения спроса на свою продукцию, вызванного развернувшимся строительством коттеджного поселка в окрестностях города. В связи с этим директор завода принял решение увеличить объем выпускаемой продукции на 30%. На совещании, проведенном директором, выяснилось, что узким местом, затрудняющим решение поставленной задачи, являются распределение работы между исполнителями и загрузка производственных мощностей. Для решения этой проблемы были поставлены следующие альтернативные варианты цели:

- введение основного календарного плана, обеспечивающего гибкость в работе и удобного при выполнении срочных заказов;

- переход на метод беспрерывной загрузки, который отличается от предыдущего метода большей детализацией хода производства, использованием различного рода отчетно-учетных форм, показывающих весь ход выполнения работы, а также графиков загрузки;

- использование графиков по стадиям выполнения задания, позволяющих больше детализировать ход производственного процесса с указанием времени наладки оборудования, сроков начала и завершения работы, времени перемещения материалов, количества изготавливаемых изделий и задействованных станков и т.д., но в то же время более дорогостоящего.

1. Оцените ситуацию, сложившуюся на заводе. Какую из трех возможных целей вы бы выбрали?

2. Обоснуйте свой выбор цели.                           

 

Большое практическое значение имеет умение формулировать цели, различающиеся по технологии их формирования и реализации. Так, в управленческой практике приходится формировать цели траекторные и точечные. Траекторные цели определяют направление, в котором должно изменяться состояние объекта управления, а точечные цели определяют конкретный результат, который должен быть достигнут.

Например, цель «повысить качество выпускаемой заводом продукции» является траекторной, а цель «увеличить на 30% реализацию выпускаемой заводом продукции за счет повыше­ния ее качества» – точечной.

 

1.2. Одной из основных проблем, возникших перед заводом, выпускающим трактора, является недостаточная ритмичность производства Она не позволяет обеспечить дальнейший рост произведена тракторов, пользующихся устойчивым спросом на рынке сбыта.

Для того, чтобы подготовить и принять решение о проведении специ­альных мероприятий по обеспечению ритмичного функциони­рования производства, руководство завода должно четко сфор­мулировать цель. Цель должна характеризовать, с одной сто­роны, тот уровень ритмичности производства тракторов, кото­рого хотелось бы достичь при реализации намечаемых мероприятий. А с другой стороны, — путь, за счет использова­ния которого поставленная цель может быть достигнута.

1. Как бы вы па месте руководства завода сформулировали цель, достижение которой гарантировало бы заводу необходимый уровень ритмичности производства?

2. Сформулируйте траекторную и точечную цели, достижение которых способствовало бы повышению объема производства тракторов в приведенной управленческой ситуации за счет увеличения ритмичности их производства.

 

Цели могут быть оперативными, тактическими, стратегическими. Оперативные цели определяют задачу, возникающую перед организацией или ее подразделением при решении кон­кретных управленческих проблем, в частности при реализации уже принятых управленческих решений. Пример тактической цели был приведен в ситуации 1.1.

Формулирование стратегической цели – наиболее слож­ная задача, поскольку носит более глобальный характер и, как правило, затрагивает разные направления деятельности органи­зации. При формировании стратегической цели часто используется так называемое дерево целей. Дерево целей позволяет сформулировать не только генеральную цель, т.е. не только определить желаемое состояние, к которому стремится органи­зация при достижении стратегической цели, но и детализиро­вать пути достижения генеральной цели.

При построении дерева целей сначала формулируется гене­ральная цель, стоящая перед организацией. Она образует пер­вый иерархический уровень. Затем формулируются цели вто­рого иерархического уровня дерева целей, которые являются по существу теми промежуточными целями, которые необходи­мо достичь при достижении генеральной цели. Целями третьего уровня являются промежуточные цели, достижение которых необходимо при достижении целей второго иерархического уровня и т.д.

При формировании развернутой стратегической цели, как правило, используется несколько иерархических уровней дерева целей в зависимости от сложности стоящей перед организа­цией задачи.

 

1.3. Руководство завода по производству тракторов было постав­лено перед необходимостью принятия стратегического решения о путях дальнейшего развития завода. На проведенном директором совещании было принято решение о разработке програм­мы долговременного развития предприятия.

Перед планово-экономической службой завода была постав­лена задача: прежде чем приступить к разработке программы, надо представить руководству завода согласованную систему целей, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели. В частности, в качестве одной из подцелей достижения генеральной цели, поставленной руководством завода, в систе­му целей должна быть включена подцель по повышению рит­мичности производства тракторов.

1. Как вы оцениваете принятое руководством завода решение о разработке системы стоящих перед заводом целей до разработки программы перспективного развития предприятия?

2. Сформируйте дерево целей программы перспективного развития тракторостроительного завода.

 

Разработка целей стратегического значения, и в том числе дерева целей при определении стратегических целей развития организации определяет успешность ее функционирования в будущем. Поэтому качеству их разработки придается большое значение.

Сформулированные аналитиками организации цели должны быть подвергнуты, с одной стороны, экспертизе специалистов по направлениям деятельности организации, включенным в программу. А с другой стороны, они должны пройти коллек­тивную управленческую экспертизу для оценки реализуемости разработанной системы целей и соответствия ее замыслам и ценностным установкам руководства организации.

 

2. Внешняя среда организации

Каждая организация – предприятие, фирма, инвестицион­ная компания, банк – связана неразрывными нитями с другими организациями, с людьми, которые не входят в ее состав. Каждая организация функцио­нирует в соответствии с принятыми в стране законами и норма­тивно-правовыми актами. Практически ни одна организация не может не зависеть от политической обстановки в стране, от ситуации, сложившейся на рынках сбыта (продукции, которую она производит, работ, которые она выполняет, или услуг, которые она оказывает), а также от многих других факторов, среди которых:

• социально-политическая ситуация;

• нормативно-правовая база;

• особенности стадии экономического развития страны;

• состояние рынка сбыта производимой продукции;

• уровень жизни населения;

• покупательная способность рубля;

• общий уровень предпринимательской активности в облас­ти деятельности предприятия;

• уровень инвестиционной активности;    

• эффективность банковско-финансовой системы;       

• социально-демографическая ситуация в регионе;

• погодно-климатические условия и т.д.

1. Почему на деятельность предприятия оказывает влияние социально-политическая ситуация?

2. Почему на деятельность предприятия влияет социально-де­мографическая ситуация в регионе?

3. В качестве упражнения необходимо самостоятельно опре­делить, как и почему на деятельность организации оказывают влияние все остальные из перечисленных выше составляющих внешней среды. Результаты этой работы должны быть представлены в виде таблицы, в графе 1 которой указывается состав­ляющая внешней среды, в графе 2 – на какие факторы влияет данная составляющая, а в графе 3 – какое направление дея­тельности предприятия от нее зависит.      

 

2.1. После перехода страны к рыночной экономике руководство завода полупроводниковых материалов, производящего полу­проводниковые материалы для электронных схем, столкнулось с необходимостью решения принципиально новых проблем. Промышленный спад переходного периода привел к резкому снижению объемов производства отечественной электронной продукции и как следствие – к падению спроса на основную продукцию, производимую заводом. Перед руководством заво­да встала задача выработки новой стратегии развития предпри­ятия, соответствующей новым экономическим реалиям.

1. Оцените ситуацию, сложившуюся на заводе полупроводниковых материалов при переходе к рыночным фор­мам экономики. Как изменение условий функционирования предприятия повлияло на его хозяйственную деятельность?

2. Какую стратегию развития предприятия, с вашей точки зрения, следовало бы принять руководству завода в изменив­шейся внешней среде?

 

2.2. Завод полупроводниковых материалов, о котором шла речь в ситуации 2.1, столкнулся с основными труд­ностями в своей деятельности именно вследствие изменений, произошедших на тех рынках сбыта, где традиционно находила сбыт продукция завода. Полупроводниковых материалов для электронных схем на отечественных рынках сбыта требовалось все меньше и меньше. Сокращение объемов реализации продук­ции, производимой заводом, привело к необходимости измене­ния, а точнее, к формированию новой маркетинговой стратегии предприятия.

1. Какое, с вашей точки зрения, влияние оказало изменение потребительского спроса на продукцию, производи­мую заводом полупроводниковых материалов, на экономическую деятельность предприятия?

2. Что, с Вашей точки зрения, могло бы стать основными составляющими маркетинговой политики завода, ориентированной на новые реалии потребительского рынка?

 

2.3. В связи с возросшими требованиями к качеству поставляемой продукции, более жесткими условиями поставки и требования­ми техники безопасности руководство крупного угольного раз­реза разработало программу перспективного развития предпри­ятия, в которой наряду с другими мероприятиями предусмат­ривалась замена устаревшего оборудования. В связи с разрабо­танной программой было принято решение о закупке крупной партии нового оборудования, для чего угольному разрезу тре­бовался кредит в размере 3 млн. долл. Такой суммы "свобод­ных" денег у предприятия не было.

1. Правильным ли было решение руководства угольного разреза закупать крупную партию нового оборудования?

2. Что, с Вашей точки зрения, следовало бы предпринять руководству угольного разреза для того, чтобы закупка нового оборудования стала возможной?

 

3. Миссия

Деловое кредо известной японской компании «Мацусита электрик компани»:

Миссия компании: а) быть членом промышленного сообщества; б) стремиться улучшить социальную жизнь людей; в) изготав­ливать дешевые, «как вода», электробытовые приборы в изо­билии.

Цели компании: а) развитие благодаря взаимной выгоде для ком­пании и потребителей; б) получение прибыли путем служения обществу; в) честная конкуренция на рынке; г) взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров; д) уча­стие в управлении всех работающих в компании.

Кодекс делового общения и поведения сотрудников («Семь духов» компании «Мацусита»): а) вклад «Мацусита» в промышленность; б) честность и преданность; в) гармония и сотрудничество; г) борь­ба за улучшение; д) учтивость и скромность; е) адаптация и вос­приимчивость; ж) признательность.

1. Как взаимосвязаны между собой миссия, цели и кодекс делового поведения в компании?

2. Каково, на Ваш взгляд, влияние миссии, цели и кодекса делового поведения на реальную работу персонала?

3. Сформулируйте девиз компании «Мацусита»

4. Разработайте миссию, цели и кодекс делового поведения сотрудников Вашей организации (учебной группы).

 

4. Корпорация

Международная корпорация Холдинг «Наука Т» - одна из ведущих компаний мира. Начав с создания наждачной бумаги в начале текущего столетия, Холдинг «Наука Т» сегодня выпускает 60 тыс. наименований товаров. годовой объем ее продаж 14 млрд. долл. Ее филиалы расположены в 57 странах, в компании работают около 90 тыс. человек. Холдинг «Наука Т» - одна из 25 компаний мира, владеющих наибольшим числом патентов. Треть объема ее проджа приходится на новую продукцию, которая не выпускалась еще пять лет назад. Успехи корпорацией во многом определяются ее стратегией. При формулировании стратегии на первый план выдвигаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и диверсификация, т.е. проникновение в новые для компании сферы бизнеса.

Корпоративный бизнес ориентирован на несколько ключевых параметров: создание новых изделий, обмен и передачу технологий внутри фирмы, самостоятельность хозяйственных отделений в инновационной деятельности и расширение полномочий новаторов в творческом поиске.

Организационная структура строится по продуктивному принципу с учетом общности применяемых технологий. Непрерывный процесс организационного развития предполагает создание новых подразделений, ориентированных на перспективную продукцию и рынки сбыта. В зависимости от успеха новшества меняется статус соответствующего подразделения, его непосредственного руководителя и его подчиненных. Широко развита сеть связей и соглашений Холдинг «Наука Т» с другими фирмами.

Кадровые службы Холдинг «Наука Т» имеют высокий статус и обладают широкими полномочиями при принятии решений в отношении персонала, а также при решении общих вопросов, связанных с развитием бизнеса. Корпорация верит в необходимость уважения к достоинству людей, к ценности индивида, поощрение инициативы и раскрытие творческого потенциала, предоставления равных возможностей для развития и вознаграждения по труду. Работники называются главным ресурсом корпорации.

Характерная черта корпорации – тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Для корпоративного менеджмента центральной проблемой является активизация новаторской деятельности персонала. Разработаны особые мероприятия по поддержке процессов выдвижения инноваций, стимулирования творческого поиска, вознаграждения новаторов.

Большое внимание уделяется развитию профессионального, творческого потенциала сотрудников, формированию предпринимательской этики, поддержанию высокой ответственности за качество работы и судьбу корпорации в целом.

Первостепенное внимание уделяется найму новых работников. Работать в Холдинг «Наука Т» престижно, и поэтому существует конкурс при приеме на работу. При найме будущие работники проходят весьма жесткий отбор.  Кадровыми подразделениями и менеджерами ведется целенаправленная работа по адаптации персонала в организации. В корпорации действует центр по ресурсам развития карьеры.

1. Сформулируйте миссию и девиз Холдинг «Наука Т».

2. Назовите конкретные цели, отражающие миссию: технологические, организационные, кадровые, во взаимодействии с другими организациями.

3. Сформулируйте основные корпоративные правила.

4. Опишите желаемого сотрудника организации.

 

Практикум

Молочный комбинат

Лианозовский молочный комбинат был построен в 1987 г. для обеспечения Москвы молочными продуктами и планировался как планово-убыточное предприятие, которое должно было явиться одним из крупнейших в мире в своей отрасли. При проектной мощности в 2 тыс.т. молочной продукции в сутки максимальная величина выпуска в годы застоя составляла только 1100 т. Качество продукции не выдерживало никакой критики: люди не успевали привезти молоко домой, а оно уже скисало. Уровень качества продукции предопределялся уровнем техники и технологии, которыми комбинат был изначально оснащен. Ассортимент продукции состоял лишь из двух видов молока (стерилизованное в бутылках и стерилизованное в пакетах), сметаны, творога и кефира. Торговля велась при помощи металлических контейнеров, емкостью в 150 кг молочной продукции в одной партии. Чтобы довести производство до проектной мощности, увеличили численность работающих до 1900 человек. Уровень заработной платы на комбинате был самым низким по сравнению с мясомолочным предприятиями Москвы и составлял 60-70 руб. в месяц, что порождало систему «несунов». На балансе комбината находились объекты социально сферы: детский садик и школа.

В 1992 г. коллектив комбината пошел на приватизацию убыточного предприятия по второму варианту приватизации: 51% - коллективу; 29% - поставщикам сырья; 20% - Правительству Москвы. На момент приватизации на комбинате было средств на заработную плату только на 1,5 месяца и практически полностью отсутствовали оборотные средства.

1. Проведите SWOT-анализ ситуации на комбинате и определите кардинальные проблемы, сильные стороны, потенциальные возможности и угрозы.

2. Какие цели вы бы поставили и какую бизнес-концепцию вы бы сформировали для комбината исходя из его стартового положения?

 

SWOT-анализ

При выработке стратегических и тактических решений необходимо отчетливо представлять, какие угрозы могут встретиться на пути достижения поставленных целей и какие возможности существуют в настоящее время или могут появиться в будущем.

Необходимо отчетливо представлять слабые и сильные стороны, поскольку слабые стороны могут оказаться наиболее уязвимыми при возникновении угроз, а сильные стороны можно использовать для более эффективного достижения целей.

SWOT-анализ позволяет систематизировать ожидаемые угрозы и возможности и предусмотреть влияние, которое они могут оказать на сильные и слабые стороны организации. Он дает возможность предусмотреть, в какой степени удастся использовать ожидаемые возможности и как в этой связи целесообразнее построить стратегию развития организации.

При проведении SWOT-анализа предполагается определенная последовательность действий.

Формируются перечень ожидаемых угроз и перечень ожидаемых возможностей, перечни слабых и сильных сторон организации, которые представляются в виде матрицы (см. табл. 1).

^ Таблица 1

Матрица SWOT-анализа


Стороны

Возможности

Угрозы

Слабые

1

2

3

 

 

 

 

 

 

Сильные

1

2

3

 

 

 

 

 

 

На пересечении строк и столбцов этой матрицы указываются установленные в процессе SWOT-анализа сочетания угроз со слабыми и сильными сторонами организации. Наиболее важные их сочетания должны быть учтены при принятии управленческих решений.

Далее составляются матрицы учета влияния угроз и  возможностей (см. табл. 2-3), в которой отражается степень и вероятность ожидаемого влияния угроз и возможностей на развитие организации.

 

^ Таблица 2

Матрица учета влияния возможностей


Вероятность

Влияние

сильное

умеренное

слабое

Высокая

 

 

 

Средняя

 

 

 

Низкая

 

 

 

 

^ Таблица 3

Матрица учета влияния возможностей


Вероятность

Состояние

разрушение

критическое

тяжелое

«легкие ушибы»

Высокая

 

 

 

 

Средняя

 

 

 

 

 

Для того, чтобы более отчетливо представить ситуации и тенденции их изменения, в которых придется функционировать организации в период действия разрабатываемых управленческих решений, целесообразно также заполнять таблицы, содержащие как оценку влияния возможностей и угроз, так и основные факторы, способные оказать существенное влияние на развитие организации (см. табл. 4-5).

 

^ Таблица 4

Оценка влияния возможностей (угроз)

Ожидаемые

возможности (угрозы)

Вероятность наступления возможности

(в долях единицы)

Степень влияния на

развитие организации (по 5-балльной шкале)

1

1

1

2

2

2

3

3

3

 

^ Таблица 5

Оценка факторов, влияющих на развитие организации

Факторы, существенно влияющие на развитие

организации

Влияние, которое они

оказывают

Оценка степени влияния (по 5-балльной шкале)

1

1

2

3

1

2

3

2

1

2

3

1

2

3

3

1

2

3

1

2

3

 

Разработка схем:

1. Определите и схематично покажите сущность организации.

2. Определите и схематично покажите факторы, влияющие на деятельность организации.

3. Подготовьте схему: «Организация в системе общества».

4. Подготовьте схему: «Организация как система».

 

Основная литература

1. Лафта Дж.К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

2. Мильнер Б.З. Теория  организации: Учебник. [Рекоменд. Мин. образов. РФ] – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.

3. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебник. – М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

 

Дополнительная литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Наука, 1996.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. –  М.: Мир, 1996.

3. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1-2. – М.: ИНИИПУ, 1996.

4. Литвак Б.Г. Практические занятия по управлению. Мастер класс: Учебное пособие. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

6. Мильнер Б.З. Уроки бюрократической системы управления. // Вопросы экономики. – 1999 – № 1.

7. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М.: Экономика, 1983.

8. Носова Н.П. Теория организаций: Учебно-методический комплекс. Тюмень: Издательство ТГУ, 2002.

9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. – М., 1998.

10. Франчук В.И. Современная теория организаций. – М., 1996.        

11. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент: Учебник. –  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1993.

 

 Иные информационные ресурсы

1.     EUP.RU Экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал http://alledu.eup.ru/Documents/2002-12-30/F00A.asp

2.     The Manager http://www.themanager.org

3.     Административно-управленческий портал AUP.Ru http://www.aup.ru

4.     Научно-практический журнал по вопросам управления организацией "Персонал-микс" http://www.personal-mix.ru

5.     Персональный сайт В. И. Франчука http://socio-org.narod.ru/

6.     Проект "Деловой Интернет" (Спб) www.delovoy.spb.ru/analitic/2.htm

7.     Российская научная сеть: http://nature.ru/

8.     Святова В.В. по дисциплине "Теория организации" http://cefv.narod.ru/Svytov_lek.html

 

 

ТЕМА 4. Организационная структура

 

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие структуры организации, как фактора эффективности

2. Разделение труда в организации. Уровни вертикального и горизонтального разделения труда, дифференциация, спецификация

3. Охват контролем. Департаментизация, её виды и связь со структурой организации

4. Факторы, оказывающие влияние на структуру организации. Влияние структуры на достижение целей организации

5. Структура организации как элемент внутренней среды и её взаимосвязь с другими компонентами организации

6. Механистическая и организационная части структуры организации

7. Проблемы исследования структуры организации и методы ее совершенствования

8. Структура организации как основа для разделения сфер деятельности, организационных соглашений и координации работ

9. Линейная, функциональная структуры организаций: преимущества и недостатки

10. Дивизиональная, матричная и штабная структуры организаций: преимущества и недостатки

 

Вопросы и задания для размышления:

1. Какие внешние характеристики управления отражаются в его организационной структуре?

2. Каковы направления и причины перестройки организационных структур управления?

3. Проанализируйте организационные структуры управления в зависимости от иерархизации составляющих частей организации

4. Как влияют рыночные механизмы на организационную структуру предприятия?

5. ОАО «Самаравтормет» создано в 1991 г. путем преобразования государственного предприятия «Втормет» и насчитывает 300 акционеров. В составе предприятия 9 цехов и участков по переработке лома, расположенных в Самаре, Тольятти, Сызрани, Похвиснево, Серноводске и т.д. Все участки имеют железнодорожные и автодорожные пути. Поскольку предприятие имеет широкую сеть цехов, разбросанных в разных частях Самарской области, в наличии должно быть необходимое количество транспортных средств, чтобы обеспечить бесперебойную работу предприятия. Поэтому транспортные расходы составляют 10 % от общей суммы затрат.

Основная продукция предприятия – переработанный лом черных и цветных металлов, являющийся сырьем для металлургических предприятий. На продукцию ОАО «Самаравтормет» существует постоянный спрос, однако предложение ограничено. Уже в середине года ОАО было вынуждено отказывать в поставках новым клиентам, так как поставки распланированы на полгода вперед. При этом производственные мощности загружены недостаточно.

ОАО «Самаравтормет» имеет 24 конкурента по области, которые специализируются в основном на сборе цветного лома. Это небольшие фирмы, принимающие лом у юридических лиц и населения даже в незначительных количествах. При этом, конкуренты практически не изучены. Основное отличие ОАО «Самаравтормет» по отношению к конкурирующим фирмам – стандартизированность лома, крупные партии.

Среднегодовая численность работников составляет 390 чел. Практически нет текучести кадров. Средний возраст работников предприятия – 52 года. Прием на работу новых сотрудников отсутствует, так как ОАО «Самаравтормет» имеет избыточную численность работников. Несмотря на регулярные выплаты заработной платы, работники не вполне ею удовлетворены и подрабатывают на стороне. При этом, предприятие не может ввести дополнительное материальное стимулирование, так как завод работает не на полную мощность и план выполняется не полностью.

1. Определите и сформулируйте основные проблемы, стоящие перед ОАО «Самаравтомет».

2. Какие из выявленных проблем являются следствием воздействия внешних, а какие внутренних факторов?

3. Отвечает ли организационная структура предприятия отвечающей требованиям условий деятельности предприятия? Разработайте собственные предложения по ее совершенствованию.

 

 

 

1. Планово-экономический отдел

8. Хозяйственное управление

2. Отдел кадров

9. Бухгалтерия

3. Отдел гражданской обороны

10. Отдел материально-технического снабжения

4. Отдел техники безопасности

11. Отдел кап. строительства

5. Производственный отдел

12. Производственно-заготовительный отдел

6. Отдел главного механика

13. Транспортный цех

7. Отдел главного энергетика

14. Юридический отдел
  1   2   3   4



Скачать файл (448.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru