Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Теория организации - файл page2.htm


Загрузка...
Лекции - Теория организации
скачать (448.8 kb.)

Доступные файлы (57):

001.jpg1kb.15.11.2004 17:02скачать
004.jpg1kb.11.11.2004 11:32скачать
11.jpg58kb.14.06.2005 20:24скачать
1.jpg2kb.16.03.2005 19:36скачать
Auto.htm1kb.15.06.2005 16:42скачать
autorun.inf
Desktop.ini
INDEX.htm2kb.27.05.2005 12:48скачать
body.css
glos.htm18kb.19.05.2005 17:13скачать
kontr.htm468kb.09.06.2005 21:00скачать
page10.htm108kb.09.06.2005 19:42скачать
page2.htm56kb.09.06.2005 19:41скачать
page3.htm51kb.09.06.2005 19:41скачать
page4.htm101kb.09.06.2005 19:42скачать
page5.htm107kb.09.06.2005 19:31скачать
page6.htm76kb.09.06.2005 19:41скачать
page7.htm439kb.09.06.2005 19:41скачать
page8.htm112kb.09.06.2005 19:41скачать
page9.htm194kb.09.06.2005 19:41скачать
pr10.htm3kb.26.05.2005 15:54скачать
pr11.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr12.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr13.htm4kb.26.05.2005 15:56скачать
pr15.htm3kb.26.05.2005 15:57скачать
pr16.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr17.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr18.htm3kb.25.05.2005 22:31скачать
pr19.htm3kb.26.05.2005 15:58скачать
pr1.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr20.htm4kb.26.05.2005 11:58скачать
pr21.htm3kb.26.05.2005 12:06скачать
pr22.htm3kb.26.05.2005 15:59скачать
pr23.htm3kb.26.05.2005 16:00скачать
pr24.htm3kb.26.05.2005 12:25скачать
pr25.htm4kb.26.05.2005 12:35скачать
pr26.htm3kb.26.05.2005 16:02скачать
pr27.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr28.htm3kb.26.05.2005 12:50скачать
pr29.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr2.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr30.htm3kb.26.05.2005 16:03скачать
pr31.htm3kb.26.05.2005 13:04скачать
pr32.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr33.htm3kb.26.05.2005 13:11скачать
pr34.htm3kb.26.05.2005 13:13скачать
pr35.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr36.htm3kb.26.05.2005 13:20скачать
pr3.htm3kb.25.05.2005 22:19скачать
pr4.htm4kb.26.05.2005 13:39скачать
pr5.htm4kb.25.05.2005 22:21скачать
pr6.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr7.htm4kb.26.05.2005 15:54скачать
pr8.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr9.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
Литература.doc44kb.11.06.2004 01:58скачать
Thumbs.db

page2.htm

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теория организации
Программа Лекции Литература Хрестоматия Практикум Тесты Вопросы

 

Тема 2

История развития теории организации

Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли

 

Источник: Рогожин С.В., Рогожина Т.В.

^ Теория организации: Учебное пособие. – М.:

Издательство «Экзамен», 2004.

 

Несмотря на то, что теория организации как наука уже полностью сформировалась, мы и по сей день не располагаем достаточно четким и исчерпывающим определением понятия социальной организации. Основная трудность состоит в том, что термин «организация» существует во многих науках — философии, социологии, биологии, кибернетике и других. В биологических системах синонимом организации является термин организм — живое целое существо или растение с согласованной организацией деятельности всех органов.

Термин «организация» употребляется в самом разном смысле, поэтому трудно выделить четкий набор признаков, определяющих границы этого понятия. Чаще всего это понятие ассоциируется с объединением людей. Объединения людей принято называть группами или при определенных условиях организациями. Эти объединения можно условно разделить на первичные и вторичные группы.

Объединение людей в первичных группах основано на личностных отношениях, эмоциях, взаимных симпатиях, на общих увлечениях, на вере и убежденности в чем-либо. К этим объединениям относятся семья, друзья, спортивные и творческие коллективы, некоторые религиозные общины и т.д.

Вторичные группы образуются для достижения конкретных целей. Роли людей во вторичных группах, как правило, достаточно строго распределены, и эмоциональные отношения уходят на задний план. Основу вторичных групп составляют организации, в состав которых входят коллективы людей объединившихся для достижения общественно значимой пели  К их числу относятся предприятия, фирмы, магазины, обслуживающие и медицинские учреждения, учебные заведения, армия, различные общественные организации и т.д.

Заметим, что деление на первичные и вторичные группы носит условный характер. В данном случае первичными группами будем считать объединения, создаваемые для удовлетворения первичных психологических потребностей человека в самосохранении, в продолжении рода, в общении на уровне удовлетворения личных интересов. С этих позиций семья рассматривается как первичная ячейка общества

Во вторичных группах в большей степени удовлетворяются потребности, имеющиеся психосоциальную природу, такие как самовыражение, уважение, признание, карьерный рост, повышение квалификации, власть и т.д. Эти потребности человека удовлетворяются в деловых и общественных организациях.

Если же подходить к делению на группы с позиций социальной значимости и масштабности, то первичными (т.е. более важными) можно будет считать организационные системы, выделенные нами ранее во вторичные группы.

Следует отметить, что в реальной жизни не всегда просто провести четкую грань между первичными и вторичными группами. Примером могут служить харизматические группы. Во главе такой группы стоит лидер, отличающийся огромным влиянием и особой притягательной силой — харизмой. Для членов группы он обладает непререкаемым авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности. Члены группы обожествляют лидера и готовы ему полностью и беспрекословно подчиняться. Это означает, что сплочение группы происходит на эмоциональном или духовном, а не на логическом уровне. Подобный тип взаимоотношений в группе характерен,  в частности, для  религиозных организаций, для многих творческих коллективов, а также для некоторых деловых организаций.

Харизма в переводе с греческого означает «божественный дар». В харизматических группах изначально нет служебной иерархии. Роли в таких группах определяются близостью к лидеру. Здесь нет постепенного или последовательного продвижения по службе. Все зависит только от личного расположения лидера к тому или иному члену группы. Поскольку личные отношения на эмоциональном уровне нестабильны, структура группы очень изменчива.

Роль харизматической группы в жизни людей зависит от ситуации, сложившейся в данной стране или регионе. Например, христианские общины, которые просуществовали уже два тысячелетия, вначале были чисто харизматическими группами. Известно, что во многие времена христиане подвергались гонениям со стороны различных правительств. В процессе борьбы за выживание именно в христианских общинах, создаваемых, как принято считать, на чисто духовном (эмоциональном) единении людей, в пятом веке появились и развились жесткие иерархические системы управления, которые характерны для организаций, относящихся к группам с явно выраженной целевой установкой.

Теория организации, исходя из приведенного выше условного деления на группы, ориентирована, главным образом, на социальные организации, сформированные в виде вторичных групп. Чтобы изучать организационные системы и сознательно влиять на деятельность социальных организаций, необходимо, прежде всего разобраться в том, что подразумевается под этим определением в теории организации.

Мы употребляем термин «организация», говоря об общественных объединениях, о бюджетных и коммерческих государственных к негосударственных учреждениях: профсоюзная организация, партийная организация, научная организация, промышленная  организация,  торговая  организация,  строительная организация, обслуживающая организация, деловая организация, спортивная организация и др.

В то же время термин «организация» мы можем встретить в таких словосочетаниях, как организация производства, организация управления финансовыми ресурсами, организация технической учебы, организация информационного обеспечения, организация технологического процесса, научная организация труда, организация концерта, организация движения, организация турпохода и многое другое.

Кроме того, это может быть организация системы отопления, организация водоснабжения, организация электрической сети, организация коммуникаций и т.д.

Организация (от французского слова organization) означает строение, соединение, а также хорошее, планомерное, продуманное устройство чего-либо. Поэтому в социологии термин «организация» принято рассматривать в трех различных смыслах: как объект (явление); как процесс управления; как воздействие или действие (налаживание чего-либо).

Триединство понятия организация показано условно на рис. 1.

 

 

 

Рис. 1. Триединство термина «организация»

 

Охарактеризуем кратко все три понятия.

Организация как объект — это искусственное объединение людей, являющееся элементом или частью общественной структуры и выполняющее определенные функции. В таком понимании слово «организация» относится к интересующим нас сложным формациям, таким как предприятия, фирмы, банки, органы власти, учреждения, добровольные союзы, созданные, например, по профессиональному признаку.

Организация как процесс — это совокупность мероприятий, обеспечивающих взаимосвязь между элементами системы в процессе ее существования. Другими словами, это вид деятельности, включающий в себя распределение функций между членами коллектива, обеспечение взаимодействия между людьми, контроль за исполнением приказов и распоряжений вышестоящих должностных лиц, распределение материальных и денежных фондов и т.д. В этом смысле организация представляет собой не что иное, как процесс управления деятельностью людей, т.е. «организовывание».

Организация как воздействие— это упорядочение или налаживание действия какого-либо объекта. Применительно к материальному объекту это может быть, например, организация системы водоснабжения. В принципе в этом смысле понятие «организация» применимо и к предприятию, если речь идет, скажем, о разработках схемы организационной структуры, или организационном проектировании.

Несколько утрируя сказанное выше, можно вполне корректно ответить на вопрос: «Где Вы работаете и чем занимаетесь?» — «Я работаю в организации и занимаюсь организацией». Это справедливо в том случае, если Вы работаете менеджером, и в Ваши обязанности входит, например, организация процесса переподготовки кадров. Или: «Я работаю в организации и занимаюсь решением организационно-технических задач», — если Вы разработчик какой-либо сложной технической системы.

В курсе «Теория организации» используются все три смысла термина «организация», поскольку речь идет и об организациях как управляемых объектах, и об организационной деятельности, связанной с управлением коллективом, и о проектировании организаций с разработкой их организационных структур. Понятию «социальная организация» отвечает первый вариант использования термина «организация» в приведенной выше классификации (рис. 2.1),

Итак, социальная организация — это объединение людей, направленное на достижение определенных целей.

Понятие социальной организации неразрывно связано с понятием коллектива. Состав коллектива и направления его деятельности, определяемые стремлением к достижению единой цели, регулируются административно-управленческим аппаратом, а также правовыми и этическим нормами, принятыми в данной организации и обществе в целом. Указанные нормы в большинстве своем не зависят от конкретного персонального состава коллектива и поэтому являются обезличенными.

В то же время деятельность организации во многом определяется формально нерегулируемым поведением членов коллектива. Сплоченность или конфликтность коллектива, его стабильность, уровень квалификации, сознательность работников, их деловая активность и многие другие человеческие факторы влияют на эффективность деятельности организации.

В связи с этим в процессах управления организацией, наряду с такими направлениями деятельности, как управление финансовой и административной службами, специально выделяется направление социально-психологического управления.

Понятия организационной системы и коллектива взаимосвязаны, но далеко не тождественны. Коллектив — это объединение всех работников организации, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Организация не может существовать без коллектива и включает в себя коллектив как свою основу. Показатели многих составляющих, входящих в организационную систему, зависят от состава и настроения коллектива. Коллектив может быть полностью заменен, тем не менее организация продолжит свое существование.

Связь организации с коллективом может быть охарактеризована зависимостью:

Организация = коллектив и МТБ и Ф и П и ИС и ...

Понятие организации, кроме коллектива, включает в себя также материально-техническую базу (МТБ), финансы (Ф), производство (П), информационную систему обеспечения деятельности организации (ИС) и т.д. (и — символ объединения понятий).

При таком подходе полностью автоматизированное предприятие, функционирующее без участия человека, нельзя признать организацией. Примером такого предприятия могут быть получившие распространение в Японии полностью автоматизированные магазины, работающие без продавцов и кассиров. Частное предприятие, на котором трудится только один человек, тоже нельзя считать организацией, поскольку оно лишено основной составляющей организации-коллектива.

В данном курсе мы будем, в основном, ориентироваться на социальные организации, занимающиеся производственной и экономической деятельностью, которые принято называть деловыми организациями. Это предприятия, фирмы, финансовые и другие учреждения, работающие в условиях новых рыночных отношений, характерных для современных условий России. Основой их существования является не только «коммерческая идея», т.е. получение прибыли, но и решение социально-значимых задач.

Причины создания организаций

Современное представление о создании организаций как целенаправленных объединений людей выдвигает на первый план проблему мотивации.

Исходным моментом, побуждающим людей объединяться в организации, является весьма распространенное и, безусловно, верное представление о том, что путем сотрудничества можно достичь более высоких результатов как с точки зрения отдельной личности, так и сообщества в целом. Важно, чтобы каждый член коллектива делал все от него зависящее для достижения общей цели организации. Поэтому разработке системы мотиваций, как побудительных причин трудового поведения персонала, в менеджменте уделяется особое внимание. С этой целью создается система стимулов, ориентирующих человека на выбор определенных форм деятельности, необходимых для достижения целей организации.

Прежде всего следует выяснить потребности и мотивы, которыми руководствуется человек, когда приходит трудиться в данную организацию. Необходимо также понять, каких вознаграждений он ждет за проделанную работу, и оценить, заслуживает ли он этих вознаграждений или нет. Вознаграждение — это все то, что человек считает ценным для себя.

В своем труде «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури выделяют:

внутренние  вознаграждения — достижение желаемого результата, содержание и значимость работы, общение, дружба, взаимопомощь и т.п.;

внешние вознаграждения — зарплата, дополнительные выплаты,  продвижение  по службе,  награды,  похвалы, признание и т.д.

Мотив связан с определенной потребностью и является побуждением к деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности. Для формирования мотивов важен результат индивидуализации способов удовлетворения потребностей (субъективный подход). Актуальные мотивы и потребности определяют мотивационную сферу человека. Потребность — это состояние человека, определяемое необходимостью в чем-либо. Потребности разделяются на первичные (физиологические потребности организма) и вторичные (проявления психологического характера). Заметим, что деньги — это не потребность, а лишь средство для удовлетворения потребностей.

В научных взглядах на проблемы потребностей выделяются три основных направления:

• глубинный подход, при котором пытаются выделить одну базовую  доминирующую   потребность,   определяющую поведение человека, например потребность в продолжении рода;

обобщенная   классификация   инстинктов.   В   частности, Л. Бернард предложил список из 140 различных инстинктов, которые, по его мнению, лежат в основе поведения человека;

концепция ограниченного числа основных потребностей.

Например, У.А. Томас выделил всего 4 основных потребности:  безопасность,  признание, дружба,  новый  опыт. К. Обуховский выделяет 2 основных группы потребностей:

- физиологические (в сне, пище, сексе и т.д.),

- ориентировочные   (желание   постичь   смысл   жизни, стремление к интеллектуальному познанию мира, необходимость эмоционального контакта).

Из иерархических теорий потребностей наибольшую известность получила 5-ти уровневая пирамида потребностей А. Маслоу. Заслуживает внимания классификация потребностей, предложенная Б.Ф. Ломовым, который считал базовыми потребностями условия и средства жизнеобеспечения, а также необходимость в деятельности, общении, познании и отдыхе. Все остальные потребности, по его мнению, являются производными от базовых потребностей.

Мотивационные теории, раскрывающие причины того или иного поведения людей и пытающиеся ответить на вопрос: «что побуждает людей к определенным поступкам, в частности к трудовой деятельности?», называют содержательными теориями. В их основе лежит идентификация внутренних побуждений по А. Маслоу, Д. Мак Клелланду, Ф. Герцбергу.

Теории, которые пытаются ответить на вопрос: «как стимулировать людей к трудовой деятельности?», называют процессуальными теориями. Это теория ожиданий В. Врума, теория справедливости П. Гудмэна, теория Х-У Д. Мак-Грегора, модель мотивации Портера-Лоулера Более подробно с теориями мотивации можно ознакомиться в книге: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента».

Мотивация в широком понимании — это комплекс мотивов, определяющих расположенность человека к определенным действиям и поступкам. Мотивы, по которым люди объединяются в организации, можно условно разделить на две группы: достижение общих целей через достижение индивидуальных целей, и достижение индивидуальных целей через достижение общих целей, (рис. 2.).

 



 Рис. 2. Мотивы объединения людей в организации

 

Первый тип мотивации характерен, в основном, для организаций делового типа — фирм, предприятий, финансовых учреждений и т.д. Человек, который устраивается на работу, например, на крупное торговое предприятие или в сферу услуг, будет трудиться ради удовлетворения своих личных потребностей в зарплате, в человеческом общении, в реализации своих способностей, в продвижении по служебной лестнице и признании со стороны коллег. Он решает свои собственные проблемы, для него это главное. Но при правильной организации труда суммарные усилия всех сотрудников предприятия приведут к успешному достижению общей цели, приносящей Доход предприятию при одновременном решении социально-значимых задач. В данном случае — это обеспечение населения необходимыми товарами или услугами.

Второй тип мотиваций более характерен для организаций общественного типа — партий, союзов и т.д. Мы знаем, что многие работники предприятий и фирм объединяются в профсоюзные организации ради вполне осознанной цели — борьбы за свои права. Единомышленники объединяются в партии и решают определенные общественно значимые проблемы. Образуются всевозможные союзы и клубы по интересам. Организуются самодеятельные творческие коллективы. Наиболее активные члены общества бескорыстно заботятся об охране окружающей среды.

Определение типа мотивации личности, принимающей участие в работе организации, является достаточно сложной задачей. Особенно это характерно для работников управленческого звена — менеджеров. Если в доперестроечный период работник управленческого звена был озабочен главным образом обеспечением наилучшей работы только в рамках подчиненного ему звена фирмы, то в условиях рыночной экономики он вынужден постоянно соизмерять свою деятельность с ее влиянием на работу всей организации. Таким образом, он вынужден не только правильно осознавать общую цель, стоящую перед организацией, но и работать ради ее достижения, т.е. в его деятельности должен превалировать второй тип мотиваций.

Это означает, что современный менеджер должен руководствоваться одновременно двумя типами мотиваций. В данном случае можно говорить только о преобладании одного из двух типов мотивации в его поведенческой ориентации. Какой из них будет основным, зависит от вида организации, особенностей ее работы и личных качеств менеджера. Более того, менеджер должен разработать систему мероприятий, побуждающих к сознательному труду членов коллектива, находящихся в его подчинении.

В организациях, занимающихся финансовой деятельностью (банки, фондовые биржи, и т.п.), разрабатывается специальная система мероприятий социального, психологического и экономического характера по усилению роли мотиваций второго типа. При этом определяющим является требование, чтобы любой сотрудник прежде всего думал о том, как его работа повлияет на престиж фирмы и решение общих задач, стоящих перед организацией, и уже только потом заботился о своих личных интересах. Каждый член коллектива должен понимать, чем больших успехов достигнет организация, в которой он работает, тем большую выгоду он получит для себя лично.

Итак, в условиях рыночной экономики организация успешно развивается только в том случае, когда достижение общих целей осуществляется одновременно с удовлетворением индивидуальных целей всех членов коллектива и когда достижение личных целей осуществляется с учетом интересов всей организации.

 

Схемы:

Организационные теории (Приложение 19)

 

Контрольные вопросы к теме

1.Что такое «социальная организация»?

2.Приведите примеры первичных и вторичных объединений.

3.Что такое харизма?

4.Как Вы представляете себе харизматические группы?

5.Назовите три определения термина «организация»?

6.Что заставляет людей объединяться в организации?

7.Охарактеризуйте мотивы, служащие исходным моментом для создания организаций.

8.Что такое управляемая система?

 

 

...  назад  |  вверх | вперед ...



Скачать файл (448.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru