Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Теория организации - файл page8.htm


Загрузка...
Лекции - Теория организации
скачать (448.8 kb.)

Доступные файлы (57):

001.jpg1kb.15.11.2004 17:02скачать
004.jpg1kb.11.11.2004 11:32скачать
11.jpg58kb.14.06.2005 20:24скачать
1.jpg2kb.16.03.2005 19:36скачать
Auto.htm1kb.15.06.2005 16:42скачать
autorun.inf
Desktop.ini
INDEX.htm2kb.27.05.2005 12:48скачать
body.css
glos.htm18kb.19.05.2005 17:13скачать
kontr.htm468kb.09.06.2005 21:00скачать
page10.htm108kb.09.06.2005 19:42скачать
page2.htm56kb.09.06.2005 19:41скачать
page3.htm51kb.09.06.2005 19:41скачать
page4.htm101kb.09.06.2005 19:42скачать
page5.htm107kb.09.06.2005 19:31скачать
page6.htm76kb.09.06.2005 19:41скачать
page7.htm439kb.09.06.2005 19:41скачать
page8.htm112kb.09.06.2005 19:41скачать
page9.htm194kb.09.06.2005 19:41скачать
pr10.htm3kb.26.05.2005 15:54скачать
pr11.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr12.htm3kb.26.05.2005 15:55скачать
pr13.htm4kb.26.05.2005 15:56скачать
pr15.htm3kb.26.05.2005 15:57скачать
pr16.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr17.htm3kb.25.05.2005 22:23скачать
pr18.htm3kb.25.05.2005 22:31скачать
pr19.htm3kb.26.05.2005 15:58скачать
pr1.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr20.htm4kb.26.05.2005 11:58скачать
pr21.htm3kb.26.05.2005 12:06скачать
pr22.htm3kb.26.05.2005 15:59скачать
pr23.htm3kb.26.05.2005 16:00скачать
pr24.htm3kb.26.05.2005 12:25скачать
pr25.htm4kb.26.05.2005 12:35скачать
pr26.htm3kb.26.05.2005 16:02скачать
pr27.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr28.htm3kb.26.05.2005 12:50скачать
pr29.htm3kb.30.05.2005 16:22скачать
pr2.htm4kb.25.05.2005 22:19скачать
pr30.htm3kb.26.05.2005 16:03скачать
pr31.htm3kb.26.05.2005 13:04скачать
pr32.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr33.htm3kb.26.05.2005 13:11скачать
pr34.htm3kb.26.05.2005 13:13скачать
pr35.htm3kb.26.05.2005 16:04скачать
pr36.htm3kb.26.05.2005 13:20скачать
pr3.htm3kb.25.05.2005 22:19скачать
pr4.htm4kb.26.05.2005 13:39скачать
pr5.htm4kb.25.05.2005 22:21скачать
pr6.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr7.htm4kb.26.05.2005 15:54скачать
pr8.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
pr9.htm3kb.25.05.2005 22:21скачать
Литература.doc44kb.11.06.2004 01:58скачать
Thumbs.db

page8.htm

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Теория организации
Программа Лекции Литература Хрестоматия Практикум Тесты Вопросы

 

тема 8

Принципы организации

 

Источник: Рогожин С.В., Рогожина Т.В.

Теория организации: Учебное пособие. – М.:

Издательство «Экзамен», 2004.

 

8.1. Принципы рационализации 

Рационализация — это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управленческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел от латинского слова ratio — разум, следовательно, под рационализацией следует понимать разумную организацию труда.

Принципы рационализации, сформулированные в начале XX века американскими учеными Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном, Ф. Гилбертом, М. Вебером, Г. Фордом и другими, основывались на положениях и методах организации производства и управления, обеспечивающих получение максимальной прибыли, наряду с совершенствованием техники, технологии и организации производства.

Целесообразность принципов рационализации признавал и В.И. Ленин, который, критикуя тейлоризм как средство усиления эксплуатации рабочих, в то же время отмечал, что рационализация содержит «ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильных приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т.д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области».

Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности.

Рационализация организационной деятельности — это прежде всего процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенство
вание на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.

Принципы рационализации эффективны только в том случае, если они опираются на законы организационных систем, обеспечивающие положительную динамику развития организаций. Основными направлениями рационализации деятельности организационных систем являются усовершенствование научной организации труда, результатов труда, средств труда и технологических процессов. Рассмотрим каждое из этих направлений в отдельности.

^ Усовершенствование научной организации труд. Рационализация трудового процесса предусматривает создание наиболее благоприятных условий труда, устранение перегрузок и нервного перенапряжения. Этим целям служит создание комфортных режимов работы и отдыха, разработка правил техники безопасности, уменьшение влияния производственных «вредностей» (в частности, излучений, шумов, вибрации, загазованности) на организм человека, улучшение производственной эстетики и т.д.

Необходимым условием для рационализации является пропорциональное развитие управляемой и управляющей части, а также слаженность и ритмичность работы коллектива. Осуществление принципов рационализации происходит путем улучшения нормирования и оплаты труда, совершенствования организационного планирования, отчетности и контроля. Эти меры призваны обеспечить сознательное отношение к труду, экономное использование рабочего времени, повышение производительности труда, укрепление исполнительской дисциплины.

Ощутимые успехи в рационализации деятельности предприятия могут быть достигнуты при объединении ряда предприятий в сфере товародвижения и путем налаживания корпоративных связей с различными субъектами и объектами внешней среды.

^ Усовершенствование результатов труд заключается:

· в расширении спектра оказываемых услуг;

· в упорядочении номенклатуры и ассортимента продукции;

· в улучшении потребительских качеств выпускаемой продукции;

· в стандартизации, унификации и нормализации изделий;

· в повышении качественных характеристик исходного сырья и материалов для наиболее полного и комплексного их использования.

^ Усовершенствование средств труда и технологических процессо заключается в применении ноу-хау, в техническом переоснащении, в модернизации и прогрессивных изменениях технического уровня используемого оборудования, которые обеспечивают положительную динамику развития предприятия,   интенсификацию   производственных  процессов,  прибыльность реализационной, производственной или научной деятельности, улучшение качества обработки продукции, снижение энергоемкости, фондовооруженности и других показателей. Особое значение в развитии этого направления рационализации отводится средствам автоматизации и новым коммуникационным технологиям.

Основные направления рационализации организационной и трудовой деятельности и способы их реализации представлены в обобщенном виде в табл. 1.

^ Таблица 1

Направления рационализации организационной и трудовой деятельности 

Направление рационализации

Реализация

Усовершенствование научной организации труда.

Создание наиболее благоприятных условий труда. Устранение перегрузок и нервного перенапряжения. Улучшение производственной эстетики. Обеспечение наиболее комфортных режимов отдыха. Разработка правил техники безопасности. Уменьшение влияния излучений, шумов, вибрации, загазованности.

Усовершенствование результатов труда

Повышение качественных характеристик исходного сырья и материалов и готовой продукции. Упорядочение сбора, обработки и хранения информации. Расширение  номенклатуры  и  ассортимента выпускаемой продукции. Улучшение  потребительских  свойств   выпускаемой продукции. Расширение спектра оказываемых услуг. Стандартизация, унификация и нормализация изделий.

Усовершенствование средств труда

Модернизация производства. Техническое переоснащение предприятия. Использование современного оборудования. Снижение энергоемкости.

Усовершенствование технологических процессов

Использование средств автоматизации и новых коммуникационных технологий. Интенсификация производственных процессов. Применение ноу-хау.

 

 

8.2. Повышение качества управленческого и исполнительского труда

Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализационной, производственной или научной деятельности, а также обеспечивает положительную динамику развития предприятия в условиях глобального рынка. При этом значительно повышается   качество   управленческого   и   исполнительского труда.

В современных условиях организация способна к выживанию только в том случае, если она нацелена на решение какой-либо социально значимой задачи. Успешная реализация социальной миссии невозможна без качественного выполнения функций, которые определяют круг задач, стоящих перед организацией в рамках достижения поставленной цели. Именно поэтому все виды деятельности организаций, начиная от оказания простейших бытовых услуг, производства и реализации промышленной и продовольственной продукции и вплоть до государственного управления, находятся под воздействием внешних систем оценки качества их действий. Кроме того, в любой организации существуют внутренние системы контроля качества.

Наличие столь сложного комплекса различных обстоятельств, влияющих на качество деятельности организации, приводит к тому, что в условиях острой конкурентной борьбы и насыщенности рынка товарами и услугами выживают лишь те организационные системы, которые стремятся работать лучше, чем другие организации, занимающиеся аналогичной деятельностью. Организации, отличающиеся низким качеством управления процессами бизнес — деятельности или выпускающие некачественную или недостаточно качественную продукцию, в процессе конкурентной борьбы обречены на поражение.

При решении задач оперативного и стратегического менеджмента руководитель не может слепо полагаться только на механизмы рыночного саморегулирования. Ему важно предвидеть возможность неблагоприятного развития событий как внутри самой организации, так и вне нее. Для успешного решения задач упреждающего управления руководитель должен уметь соизмерять свои действия с действиями руководителей других организаций аналогичного типа. В ходе контроля за исполнением и оперативной коррекции принятых управленческих решений он должен быть готов в любой момент ответить на вопросы: «В правильном ли направлении развиваются события, и не возникло ли отклонений, могущих привести к негативным или катастрофическим последствиям?».

В настоящее время в связи с глобализацией рынка оценка качества функций, выполняемых организацией, является одной из ключевых проблем обеспечения поступательного экономического развития общества на уровне как отдельных организаций, так и сложных организационных систем, таких как государство и мировая экономическая система в целом. В рамках решения этой проблемы, начиная с 50-х годов минувшего столетия, происходит заметный рост количества организаций, занимающихся контролем качества субъектов экономической деятельности.

Первая такая организация — ISO (International.Organization for Standardization), действующая на международном уровне, появилась 14 октября 1947 года. В настоящее время подобные организации создаются не только под эгидой органов исполнительной власти, но и в качестве независимых субъектов экономической деятельности. В разработке системы контроля качества в первую очередь заинтересованы государственные органы, которые, в частности, ведут наблюдение за деятельностью предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.

В процессе длительного эволюционного развития взаимосвязей и взаимоотношений между субъектами экономической деятельности (в том числе между поставщиками и потребителями) в современном мире сформировалось общее понимание необходимости и важности системного решения проблем, возникающих при оценке качества деятельности организаций, как в отношении конечного продукта, так и в области качественного решения задач управления. Применение и сертификация системы качества рассматривается сегодня как необходимое условие успешной деятельности и развития организаций любых форм собственности, а также как наиболее надежная форма гарантии соответствия качества поставляемой продукции и услуг требованиям населения.

В последние годы качество работы организации неизменно связывается с требованиями соблюдения экологической безопасности. Предприятиям, не сертифицировавшим свою систему качества, уже сегодня практически закрыт выход на мировой рынок. В условиях глобализации рынка и при интенсивном развитии электронной коммерции это ведет к ограничению и последующему прекращению деятельности предприятий, пренебрегающих требованиями сертификации систем качества.

Основу современного подхода к контролю качества составляет разработка систем оценки качества, анализирующих и обобщающих опыт работы большого количества организаций, занимающихся определенным видом деятельности. Полученные эмпирические данные излагаются в формализованном и сжатом виде, пригодном для оценки качества не только конечного продукта, но и процессов управления. В связи с этим разработка стандартов и подтверждение качества деятельности организации включает в себя как сертификацию качества конечного продукта (на решение этих задач были нацелены системы оценки качества на начальном этапе их разработки), так и оценку качества организации как сложной социальной системы.

По оценкам специалистов, именно с внедрением всеобъемлющей системы контроля и управления качеством организации удастся успешно реализовать принцип, предоставления потребителям только качественной продукции. В использовании сертифицированных систем качества, прежде всего заинтересованы организации, стремящиеся найти выходы на зарубежные рынки и привлечь иностранные инвестиции. Эти задачи особенно актуальны для современных предприятий России.

В настоящее время к числу общепризнанных на мировом уровне стандартов оценки качества деятельности социально-экономических организаций, безусловно, относятся системы стандартов ISO 9000 и ISO 9001. Их достоинство по сравнению с другими системами оценки качества состоит в том, что они не накладывают каких-либо ограничений на размер, отраслевую принадлежность и форму собственности предприятия.

Используя стандарты ISO 9000, поставщик может продемонстрировать, что его система качества организована таким образом, чтобы не допустить, а при необходимости и предупредить несоответствие современным стандартам не только продукции, но и всех аспектов бизнес — деятельности, в том числе и управления организацией.

Система обеспечения качества ISO 9001 распространяется на все виды деятельности предприятия, начиная от налаживания процесса выпуска продукции (в отдельных случаях выпуск нового вида продукции сопровождается проектированием новой организационной системы) и до заключения договоров с последующим соблюдением договорных обязательств и послепродажного обслуживания.

Несомненное достоинство модели поддержания качества на основе международных стандартов семейства ISO 9000 и ISO 9001 состоит в том, что они описывают необходимые элементы, которые должна включать в себя система управления организацией, а не способы внедрения этих элементов конкретной организацией. Стандарты не навязывают организациям единообразие систем качества. Подход к индивидуальному решению задач управления организацией основан на том, что конкретная реализация процедур управления в значительной мере зависит от цели, вида производимой продукции и практического опыта. Благодаря этому обеспечивается уникальность организационных систем, и система качества одного предприятия отличается от системы качества другого предприятия.

Стандарты ISO 9000 и ISO 9001 описывают лишь минимальные требования, которые необходимо выполнить организации для доказательства своей способности к обеспечению качества во всех аспектах ведения бизнес - деятельности. Следует отметить, что переход организаций на описанные выше модели обеспечения жизнедеятельности на основе совершенствования качества — это не конечная цель их работы, а условие равномерного поступательного движения в направлении достижения поставленной общественно-значимой цели.

Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного соответствия запросам потребителей. Потребителем продукции, выпускаемой организацией, может быть физическое лицо, другая организация или сложная организационная система, например государство.

Любые изделия описываются определенным набором характеристик. Они содержатся в описании технических условий, которым должна удовлетворять выпускаемая продукция, они же определяют организацию технологии производственного процесса. Составление набора потребительских требований представляет значительную сложность, так как связано с социально-психологическими аспектами жизнедеятельности человека и с индивидуальными свойствами личности.

Существующие наработки в области изучения потребностей людей и связей между ними не дают возможности составить полное описание набора требований к конкретному изделию, однако с их помощью разработчик продукта или технологического процесса может добиться достаточно ощутимых практических результатов.

Следует отметить еще одну сложность, связанную с составлением описания набора требований. Оно связано с тем, что требования к качеству формируются не только как оцениваемые различными способами характеристики, но и как качественные показатели, определяемые психологическими требованиями. Среди них хороший вкус и привлекательный вид товара, надежность, долговечность и удобство использования и т.д. При этом оценки многих характеристик разными людьми могут быть диаметрально противоположными.

Так например, если речь идет о производстве одежды и об использовании ткани в качестве сырья для обеспечения технологического процесса пошива одежды, то с точки зрения потребителя данного сырья (организации, занимающейся пошивом одежды) эта ткань должна быть приятной и модной расцветки, мягкой и не мнущейся и т.п. Покупатель этого товара предъявляет свои дополнительные требования. Ему хотелось бы, чтобы одежда была красивой, практичной и недорогой. Это означает, что в большинстве современных производств, ориентированных на человека как конечного потребителя продукции, при оценке спроса на нее невозможно обойтись только количественными показателями.

Итак, чтобы удовлетворять запросам покупателя, продукция должна иметь вполне определенные свойства. Степень соответствия свойства изделия и удовлетворяемых с его помощью потребностей определяет качество изделия. Многие организации считают, что их главная задача состоит выпуске «самой качественной» продукции.

В теории организации проблема оценки качества продукции и деятельности организации в целом должна рассматриваться в контексте реализации закона самосохранения и борьбы организации за выживание. Если выпускаемая продукция будет обладать слишком высокой стоимостью, то в условиях конкурентной борьбы она не найдет сбыта на рынке товаров и услуг, что приведет к гибели организации. Поэтому в условиях рыночной экономики для оценки деятельности организации в целом следует использовать относительную оценку вида:

{Качество производимого продукта} =

= {мера качества изделия} / {стоимость}

Некоторые организации предполагают, что качество выпускаемой ими продукции и используемые методы работы говорят сами за себя. Для этого нужно лишь довести до сведения потребителя информацию об успешной деятельности организации, например с помощью интенсивной рекламы. Но в условиях жесткой конкуренции этого недостаточно. Потребители не склонны к тому, чтобы слишком доверять заверениям производителя о высоком качестве выпускаемой продукции, они хотят иметь подтверждение, полученное из независимых источников.

В связи с этим с 80-х годов XX века начала развиваться система подтверждения качества выпускаемой продукции, основанная на выполнении процедуры сертификации качества. Эта система включает в себя оценку не только характеристик конечного продукта, но и эффективности системы управления качеством, действующей в организации. В конечном счете она ориентирована на подтверждение эффективности действия системы управления всей организацией с позиций решения главной задачи любой организационной системы, заключающейся в удовлетворении социальных потребностей общества.

Интерес к сертификации систем качества во всем мире постоянно возрастает. К концу 1997 года только одним органом по сертификации систем качества TUV CERT (Германия) было выдано 14135 сертификатов. И это число ежегодно увеличивается на 20-25%. Однако, если на долю германских фирм из общего числа приходилось 8360 сертификатов, то деловые российские круги были представлены в этом списке всего 56 предприятиями, а украинские — лишь 16.

В условиях глобального рынка и глобальной конкуренции, когда потребитель может пользоваться продукцией, производимой в любой стране мира, он предпочитает производить закупки у предприятий, которые имеют соответствующие сертификаты качества, например в соответствии со стандартами ISO 9000 или ISO 9001. Это придает ему уверенность не только в качестве самой продукции, но и в том, что поставщик будет корректно выполнять свои обязательства по условиям поставки, гарантийного и послепродажного обслуживания.

Сертификация качества особенно важна для пищевых производств. При внедрении и сертификации систем качества по моделям международных стандартов ISO серии 9000 важная роль отводится технологическим процессам, а не только стандартам качества самой продукции. Решение этих задач тесно связано с обеспечением проблем социальной безопасности общества, так как позволяет описать критические состояния технологических процессов, которые могут привести к катастрофическим последствиям.

Интересен в этом плане опыт внедрения на зарубежных пищевых предприятиях специальной системы обеспечения безопасности пищевых продуктов, разработанной в США с учетом требований стандартов ISO серии 9000. Ее особенность состоит в том, что она представляемый собой систему анализа опасности по критическим точкам, и, следовательно, гарантирует контроль на всех стадиях производства пищевых продуктов.

Использование организацией в своей внешней и внутренней деятельности международного сертификата качества значительно повышает ее шансы в борьбе за выживаемость не только в стране ее размещения, но и на международном рынке.

Как следует из ранее приведенных данных, очень немногие предприятия России используют это мощное оружие в конкурентной борьбе. Улучшить ситуацию можно, изменив отношение менеджеров и разработчиков организационных систем к решению проблем управления качеством.

В конечном счете это обеспечит развитие и утверждение в России полноценных рыночных отношений и заметно повысит ее авторитет на международном рынке. Успешное проведение указанных преобразований возможно только при условии активной поддержки со стороны правительства. Сегодня, ориентируя предприятия России на освоение современных методов качественного ведения бизнес-деятельности, российское правительство предлагает всем административным структурам государственного и муниципального уровня всемерно поддерживать предприятия, внедряющие у себя стандарт ISO 9000.

Многие годы оценка качества работы организаций в нашей стране производилась по качеству выполнения тех задач, которые общество перед ней ставит, причем эти задачи формулировались по оценке качества конечного продукта. Для их решения успешно использовались и используются по сей день различные стандарты. Наиболее известной и эффективной является система государственных стандартов — ГОСТ.

Действие этих стандартов распространяется не только на материальную продукцию, но и на различные услуги. Следует отметить, что благодаря усилиям Госстандарта и его подразделений, Академии проблем качества и других научно-технических объединений России работы по созданию, внедрению и сертификации систем качества на отечественных предприятиях и в организациях в последнее время заметно оживились.

В настоящее время в условиях насыщенности рынка и явно выраженных тенденций к глобализации экономической деятельности, что в частности связано с развитием информационной экономики и электронной коммерции, для оценки перспектив выживаемости организации в условиях острой конкурентной борьбы используется понятие менеджмента качества.

В соответствии с эти понятием термин качество включает в себя, как уже отмечалось выше, не только качество конечного продукта, производимого организацией, но и достижение всех целей эффективного управления организацией. В них входят: соблюдение общих принципов современных методов ведения бизнес-деятельности, отношения между организацией и обществом, методы взаимодействия с другими организациями   и   государством  и,   наконец,   взаимоотношения   между людьми внутри самой организации.

Именно такой подход к оценке качества работы организации, подчеркнем это еще раз, в целом положен в основу раз работки международных стандартов качества ISO 9000 или ISO 9001. С помощью этих стандартов можно упростить и облегчить решение следующих задач, являющихся wiKweebiMf для любой организационной системы:

• организация и оценка эффективности процесса управления;

• оценка соответствия организации современным требованиям;

• оценка адаптационных  способностей  организации  при изменениях состояния рыночной среды и запросов потребителей;

• оценка профессиональной пригодности персонала;

• проведение сертификации организации;

• организация процесса производства;

• освоение методов информационной экономики и электронной коммерции;

• оптимизация процессов создания организационных систем.

Информатизация всех сторон общественной жизни, в том числе и экономической деятельности, привела к развитию новых направлений в проектировании организационных систем, в частности связанных с разработкой стандартов на организационную структуру систем управления. Основные принципы стандартизации элементов управленческой деятельности изложены в соответствующем разделе учебного пособия Смирнова Э.А. «Основы теории организации».

Стандартизация основных элементов системы управления обеспечивает внедрение наилучших управленческих технологий, позволяет сопоставлять цели, стоящие перед организацией, с ее материальными и управленческими ресурсами, разрабатывать систему критериев оценки эффективности организаций и решать ряд других важных задач проектирования и управления организациями.

Современная философия качества, воплощенная в международных стандартах ISO 9000 или ISO 9001, выдвигает ряд дополнительных требований к управлению организацией. Процедура сертификации может закончиться успешно, если система управления удовлетворяет минимальным требованиям (или стандартам в контексте рассматриваемых документов) в области менеджмента качества. Рассмотрим основные требования.

Деятельность организации может рассматриваться как процесс преобразования одного продукта (материального или нематериального) в другой. Результатом ее деятельности может быть создание оборудования для использования в технологических и производственных процессах на других предприятиях, информация (данные маркетинговых исследований, предназначенные для планирования торговых операций), товары народного потребления, продукты питания, различные виды услуг и т.п.

Входом организации являются в большинстве случаев результаты труда других организаций в виде материальных объектов или информации. В некоторых случаях входом являются природные ресурсы или результаты каких-либо природных явлений. В ISO 9000 выделяются четыре общих категории продукции:

• оборудование (технические средства);

• интеллектуальная продукция или средства, под которыми понимается  результат  интеллектуальной  деятельности, включающий в себя информацию, предназначенную для обеспечения жизнедеятельности других организаций. Она может представляться в виде консультационных услуг, разработок методик реализации технологических процессов или ведения бизнес-деятельности, программ решения различных задач управления, информационных массивов, содержащих данные о состоянии рынка и действиях организаций, аудио-видео и  печатной  продукции самого разнообразного содержания;

• материалы, предназначенные для дальнейшей переработки и использования в других производствах (различные виды энергоресурсов, металл, пиломатериалы, пластмассы, химические материалы, сельхозпродукция и т.п.);

• товары народного потребления, продукты, услуги. Основной задачей построения подобной классификации является выделение категорий конечного продукта, в рамках которых требования, предъявляемые к системам управления качеством деятельности производящих организаций, будут идентичны. Общее руководство качеством достигается посредством управления процессами, происходящими в организации.

В организации целесообразно использовать обобщенную схему управления качеством, основанную на том, что в соответствии с международными стандартами ISO 9000 или ISO 9001 деятельность организации следует рассматривать как процесс преобразования исходного продукта в некоторый конечный продукт. Схема управления качеством показана на рис. 1.

 



Рис. 1. Схема управления качеством

 

Концептуальной основой ISO 9000 является то, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов. Общий процесс деятельности организации представляет собой сложную параллельно — последовательную композицию промежуточных процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянной корректировке.

Для обеспечения оптимального управления качеством и организации взаимодействия между этими процессами в сети, ISO 9000 предполагает наличие у каждого процесса уполномоченного лица — так называемого владельца процесса. Это лицо несет ответственность за данный процесс, его задача состоит в том, чтобы обеспечивать однозначное понимание всеми участниками процесса их ответственности и полномочий. Процесс управления организацией должен быть направлен на создание взаимодействия всех управляющих и исполнительных подразделений организации.

Традиционная концепция руководства организацией включает в себя строго формализованную деятельность руководителя: постановку задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за достижение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. При этом действия подчиненных строго соответствуют распоряжениям формального лидера.

Концепция перехода к управлению качеством работы организации ориентирует менеджеров всех уровней на создание такого социального микро- и макроклимата, когда каждый член коллектива считает для себя необходимостью систематически улучшать результаты своего труда в целях усовершенствования работы организации в целом. Для каждого становится нормой правило: «Завтра работать чуть-чуть лучше, чем сегодня». В этом случае лидеру для большего вовлечения подчиненных сотрудников в процесс выработки и достижения общей цели необходимо сделать следующие шаги:

• добиваться общего видения цели — руководитель должен обладать видением цели, к достижению которой он направляет фирму, и сделать ее понятной каждому члену организации;

давать возможность действовать другим — руководитель в данном случае развивает в сотрудниках чувство вовлеченности в общее дело;

критически оценивать текущие порядки — руководитель должен возглавлять «движение за постоянное совершенствование качества».

При реализации концепции управления качеством важно внушить каждому члену организации веру в свои возможности, выработать у него понимание исключительной значимости возложенной на него в рамках организации миссии. Указанные факторы должны использоваться как основа выработки личностных мотиваций, побуждающих каждого сотрудника к постоянному самосовершенствованию, целью которого будет стремление улучшить свою работу, добиваться большего. Коллектив организации подбирается таким образом, чтобы руководители могли доверять своим исполнителям. Только в этом случае руководитель может делегировать часть своих полномочий подчиненным как в области ответственности за используемые материальные и денежные ресурсы, так и в вопросах управления качеством.

При подборе персонала особое значение приобретают оценки не только чисто профессиональной пригодности персонала, но и социально-психологических качеств личности, с учетом подверженности воздействию разработанной системы мотиваций. Взаимоотношения руководителя коллектива с подчиненными членами организации должны быть организованы так, чтобы вызвать у работников желание оправдать доверие руководителя. Здесь применяется весь набор технологий менеджмента систем качества, описанный в стандартах ISO 9000 и 9001.

Любая организация представляет собой сложную открытую управляемую социально-экономическую систему, преобразующую некоторый входной продукт в иной материальный или нематериальный продукт, потребителем которого являются другие организации или отдельные лица. В деятельности организации всегда присутствуют внешние и внутренние цели. Внутренние цели, как правило, сопряжены с коммерческой идеей, с проблемами увеличения собственного дохода, обеспечения стабильного развития организации, удовлетворения материальных и духовных потребностей членов коллектива. Внешние цели — это те, на которые рассчитывает общество, поддерживая деятельность организации. Они должны быть направлены на решение определенных социальных задач. В самом общем смысле деятельность всех организаций ориентирована на повышение качества жизни общества как его понимает общество.

Ранее отмечалось, что оценка качества деятельности организации является весьма сложной задачей, так как она включает в себя большое количество показателей, многие из которых не описываются количественно. Кроме того, она обязательно включает в себя показатели взаимоотношений между организацией и потребителем ее конечного продукта, а также всеми участниками логистического процесса. Оценка качества должна учитывать внутренние коммуникации и связи, отношения с государством и обществом в целом. В последние годы в систему рассматриваемых показателей, как правило, включаются еще и требования экологической безопасности.

Способность организации к выживанию во многом определяется ее востребованностью в качестве надежного партнера в хозяйственной и социальной деятельности. Поэтому в условиях развития мировой системы торговли, острой конкурентной борьбы, насыщенности рынка товарами и услугами потребители конечного продукта требуют независимого и объективного подтверждения качества организации по всем наборам показателей, а не только по качеству конечного продукта.

Путем усовершенствования и упорядочения управленческой деятельности обеспечивается эмерджентность организации — появление новое высшее качество организационной системы. Эмерджентность предполагает два типа изменений: количественные, определяемые сложением исходных качеств, и качественные, не сводимые к исходным параметрам и не обусловленные какими-либо материальными изменениями. Американские ученые Р. Селлерс, У.Монтегю, А. Лавджой видят в эмерджентности проявление внутренней динамичности системы. Частным случаем эмерджентности является синергия, рассмотренная нами ранее в разделе 4.2. Эмерджентность в более обобщенном виде может рассматриваться как процесс перехода количества в качество в рационально организованной, динамически развивающейся системе.

Очевидно, что выполнение минимального набора требований по обеспечению качества системы управления организацией является необходимым, однако недостаточным условием выживаемости организаций в условиях конкуренции. Успешно будут развиваться только те организации, которые выполнят свою работу более качественно, чем их конкуренты. Для определения перспективности действующей или проектируемой организации оценка качества должна носить рейтинговый характер. Таким образом она позволит, если не полностью, то хотя бы частично упорядочить организации по признаку «лучше — хуже», т.е. провести ранжирование организаций по качеству их деятельности.

На работу организации оказывают влияние разнообразные субъекты, объекты и факторы внешней и внутренней среды. Поэтому в процессе оценки качества должно производиться одновременное и согласованное изучение совокупности показателей, характеризующих основные аспекты управления. Содержательный вывод о качестве организационной деятельности может быть получен путем выявления качественных и количественных отличий анализируемого объекта от эталонной модели, построенной на основе изучения деятельности предприятий, наиболее успешно работающих в аналогичной сфере хозяйственна.

 

8.3. Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности

В истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря
стремительному развитию информационных технологий мировое сообщество вступило в эпоху формирования нового информационного пространства, которое создается на базе компьютеризации и сетевых телекоммуникаций. Это объективное явление современной действительности, рассмотренное нами в рамках закона информированности и упорядоченности, сопровождается нарастанием объемов социально значимой информации, используемой в системах управления организационными системами с целью рационализации их деятельности. Накапливаемая в процессе развития общества информация становится источником экономии времени и общественного труда, т.е. мощным фактором ускорения общественного развития.

Уровень информатизации процессов управления стал одним из наиболее важных показателей социально-экономического прогресса, достигнутого государством и отдельной организацией. С качественной стороны увеличение объемов информации, используемой в решении задач управления организациями, приводит к рационализации человеческого труда и росту благосостояния. Под влиянием описанных процессов уже сейчас в человеческом обществе сформировалась группа людей, для которых основным профессиональным занятием стала работа с информацией.

Информатизация общества вызвала изменения во всех сферах жизни и во многом способствовала возникновению новых типов отношений между деловыми организациями как субъектами экономической деятельности. Прямым следствием появления нового типа рыночных отношений стали рационализация взаимоотношений между организациями и использование более эффективных методов целенаправленного управления в рамках отдельных организационных систем. Конечная цель происходящих в настоящее время процессов информатизации — это превращение современного общества в информационную цивилизацию с гуманистическим и рациональным устройством. По мере развития этих процессов будет происходить все большая гармонизация социально-экономической деятельности.

В современных высокотехнологичных производствах информация, наряду с менеджментом, все в большей степени выступает в качестве «организатора производства». Информационные ресурсы организации увеличивают совокупную мощность материальных и социальных компонент и максимизируют синергетический эффект.

С позиций рационализации можно выделить следующие основные направления воздействия накопленного информационного ресурса на деятельность организации:

• создание новых более совершенных технологий производства конечного продукта;

• использование   методов,   обеспечивающих   повышение эффективности управления деятельностью организации;

• качественное изменение характера труда членов коллектива организации благодаря переходу его на новый образовательный и профессиональный уровень.

В экономической деятельности современного общества участвует большое количество различных организаций. Между ними установлены коммуникационные связи, налажены деловые партнерские отношения, определяющие не только долю их участия в решении общей задачи, но и меру ответственности за невыполнение возложенных на них функций. В этих условиях наглядно проявляется рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на ведение бизнес-деятельности.

Рационализирующее воздействие электронной коммерции на деятельность деловых организаций оказалось настолько значительным, что вызвало стремительный рост интереса к освоению новых методов ведения бизнес-деятельности и во многом определило революционный характер процессов, протекающих в современной экономике.

Основной отличительной особенностью среды электронной коммерции является то, что в этой среде установление партнерских и договорных отношений, равно как и выполнение различных финансовых операций между организациями и банками, происходит с максимальной степенью рационализации, т.е. в реальном масштабе времени в процессе общения партнеров на виртуальной интернет-площадке.

Особенно заметно влияние методов электронной коммерции на один из важнейших элементов процесса рационализации — на снижение издержек в сфере экономической и организационной деятельности, связанной с обеспечением товародвижения. В экономической науке эти издержки называют трансакционными. К трансакционным издержкам в деятельности деловых организаций принято относить издержки, возникающие в ходе ведения переговоров и заключения соглашения (договора или контракта). Это среди прочего временные и материальные затраты, связанные с пересылкой и обработкой документов, транспортировка материальных ресурсов, перевод денежных средств.

Оценим влияние новых информационных технологий ведения бизнес-деятельности на трансакционные издержки. Реализация всех этапов логистического процесса, обеспечивающего движение товара от производителя к потребителю, требует обработки значительных объемов информации и интенсивного обмена данными между всеми его участниками. Как отмечается в работе К. Эрроу, посвященной анализу роли трансакций в регулировании рыночных отношений, трансакционные издержки вбивают клин между ценами продавцов и покупателей и тем самым приводят к значительным материальным потерям, нанося с позиций традиционной экономической теории ущерб общественному благосостоянию.

Работа в среде электронной коммерции коренным образом меняет воздействие трансакционных временных и материальных издержек на ведение экономической деятельности. В связи с этим возникло новое направление в экономике, которое получило название экономики без трения. Такое название объясняется тем, что установка деловых контактов, заключение партнерских и договорных отношений в системе электронной коммерции осуществляется практически одномоментно. Это означает, что, несмотря на возможное нахождение партнеров в достаточно отдаленных точках земного шара, они работают как бы в одном виртуальном офисном помещении, видят друг друга, обмениваются мнениями, ведут совместную работу с документами.

Неисчерпаемые возможности предоставляются современными сетевыми технологиями в бизнес-деятельности. Договаривающиеся стороны избавляются от необходимости пересылки документов, поездок для организации совместных переговоров и многого другого. Теоретически потери времени на заключение договорных трансакций сводятся к нулю. Материальные потери сводятся к оплате за абонентское обслуживание в сети.

Например, стоимость финансовых трансакций между организацией и банком сокращается в десятки и сотни раз, время на их проведение исчисляется секундами. Именно поэтому, по аналогии с механикой, среда перемещения материальных и денежных ресурсов в системе электронной коммерции получила название среды «без трения», т.е. без сопротивления Вашим действиям в ведении бизнеса.

Единственное исключение из общих тенденций — это транспортные трансакции. Использование новых информационных технологий повлияло на скорость и четкость организации процесса перевозки, но не на скорость движения транспортных средств и стоимость используемых при перевозке энергоносителей.

Оценивая влияние методов электронной коммерции на условия выполнения экономических трансакций, прежде всего надо установить набор критериев, по которым будет производиться оценка. Очевидно, что базовым критерием является цена произведенной операции. Но для обобщенной оценки эффективности протекания бизнес-процессов одной этой оценки явно недостаточно.

Следующим важным критерием является скорость выполнения операции. Поскольку в данном случае речь идет о построении обобщенных оценок, то нас прежде всего будет интересовать время выполнения операции. В реализации современных технологий выполнения трансакций, как правило, бывает задействовано несколько организаций, большое количество людей, разнообразные технические ресурсы. От четкой работы каждого из объектов, от слаженности их действий зависит конечный результат.

Надежность всех звеньев сложной цепи принято характеризовать общим уровнем риска, связанного с невыполнением операции. При этом надо иметь в виду, что к серьезным последствиям может привести не только невыполнение операции, но и задержка во времени, а иногда и слишком преждевременное ее выполнение. В связи с этим в качестве следующего критерия мы выбираем оценку степени риска.

И, наконец, еще одна характеристика, важнейшая с точки зрения человеческой психологии и, безусловно, влияющая на весь ход выполнения процесса, — это удобство выполнения операции в сети.

Оценка влияния новых информационных технологий ведения бизнеса на различные виды трансакционных издержек приведена в табл. 1.

Одним из наиболее существенных признаков рационализации торговых операций является стягивание пространства в одну точку на экране, что позволяет решать в реальном масштабе времени проблемы многих деловых организаций, занимающихся ведением торговых операций или оказанием услуг с помощью сети Интернет и находящихся на значительном удалении от своих клиентов.

Другим, не менее важным признаком рационализации деятельности организаций является возможность прямых контактов в мировом интернет-пространстве между продавцами и покупателями, что приводит к возможности равноправной конкуренции для многих предприятий, расположенных во всех точках земного шара. Покупатели и продавцы в реальном масштабе времени получают информацию о ценах, качестве и условиях поставки, предлагаемых различными конкурентами.

 

^ Таблица 1

Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек

Тип трансакции

Критерии оценки

Цена

Время

Риск

Удобства

Финансовые

Меньше в 10-100 раз

Практически 0

Новые виды рисков

Значительный рост

Договорные (обсуждение договорных обязательств и условий контрактов на поставки, оформление документации).

Значительное сокращение, т.к. оплачивается только аренда виртуальной площадки для проведения переговоров

Переговоры и оформление документов в реальном времени, независимо от места расположения участников переговоров

Не рассматриваются

Умеренный рост

Транспортировочные

Некоторое уменьшение благодаря изменению процесса пере возки груза

Заметное уменьшение благодаря изменению процесса перевозки

Заметное снижение за счет лучшего контроля за выполнением перевозки

Значительный рост за счет доставки «точно во время»

 

Наиболее очевидно рационализирующее воздействие методов электронной коммерции в цепочке «продавец-покупатель» (Business to People), т.е. в системе электронной торговли.

Не менее значительно рационализирующее влияние электронной коммерции и в сфере «бизнес-бизнес» (Business to Business), определяющей взаимодействие между субъектами экономической деятельности: производителями энергоресурсов, производственными предприятиями, банками и биржами, торговыми, транспортными, страховыми организациями и т.д.

Рационализирующее влияние электронной коммерции на деятельность организационных систем в области «бизнес-администрация» (Business to Administration) также является весьма значительным. Во многом оно связано с возможностью мгновенного обмена информацией и общения с представителями государственных организаций в реальном масштабе времени независимо от пространственной удаленности.

Следует отметить, что определяющим моментом массового перехода к рациональным методам ведения бизнес-деятельности с использованием современных информационно-коммуникационных сетевых технологий будет принятие закона об электронной подписи. Только после его разработки и утверждения документы, пересылаемые по сети, а, следовательно, и все способы делового общения между организациями приобретут законную юридическую силу.

В США такой закон уже принят, в России он пока еще находится в стадии обсуждения. На необходимость скорейшего принятия этого закона не раз обращали внимание ведущие ученые и государственные деятели нашей страны.

Характеристика революционных преобразований, вызванных влиянием новых информационных технологий на жизнь общества и деятельность деловых организаций, будет далеко не полной, если ограничиться только рассмотрением их влияния на процессы взаимоотношений между субъектами экономической деятельности.

Среда электронной коммерции способствовала рационализации функционирования организаций, а в особенности их систем управления. Если в 1998 г. средства электронной коммерции в европейских странах использовались преимущественно в сфере маркетинга и при оказании экспедиционных услуг, то в 1999 г. около трети компаний стали использовать возможности электронной коммерции для управления бизнес-процессами внутри фирм. Качество, надежность и быстрота выполнения процедур, связанных с обеспечением решения задач управления, превышают самые смелые ожидания.

Одной из важнейших составляющих, определяющих выживаемость организации в условиях глобального рынка и острой конкуренции, является эффективный маркетинг. Рационализирующее влияние на эту, необходимую для любой деловой организации область деятельности трудно переоценить. Это связано с тем, что сетевые информационные технологии позволяют производить многоуровневые исследования вплоть до персонифицированного учета запросов всех потребителей.

Современные организации могут позволить себе иметь собственные базы данных, обеспечивающие не только маркетинговую составляющую действия системы управления, но и полное информационное обеспечение по вопросам финансовой и административной деятельности организации, а также управления персоналом.

Необходимость детализации информации связана с требованиями, предъявляемыми современными экспертными системами для быстрого принятия адекватных решений по вопросам управления организацией. Использование в решении задач управления современных программных продуктов, подобных экспертным системам, позволяет рациональными способами решать задачи оперативного контроля за деятельностью организации и при необходимости осуществлять оперативную коррекцию, что значительно повышает адаптивные свойства организационных систем, т.е. их способность приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям глобального рынка и часто меняющимся запросам потребителей. Благодаря этому жизнедеятельность организаций становится гораздо более рациональной с позиций выполнения основной цели их существования — решения социальных задач, стоящих перед обществом, что дает возможность решать проблемы менеджмента с ориентацией на запросы потребителя.

Проводимые научные исследования в области изучения развития организационных систем и накопленный опыт использования новых информационных технологий показали, что рационализирующее воздействие новых методов ведения бизнес-деятельности успешно проявляется только в том случае, если сама организация, в особенности действующая в ней система управления, удовлетворяет определенным требованиям.

Систематизация этих требований привела к появлению новой идеологии функционирования организаций, называемой Best Practice (BP). В рамках ВР деловые организации должны постоянно повышать качество и эффективность всех направлений своей деятельности с целью обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке. Для этого необходимо внедрять новые технологии управления, позволяющие реагировать на изменения конъюнктуры без малейшего промедления, чтобы всегда быть впереди конкурентов.

Быстро меняющаяся или нестабильная среда глобального рынка подразумевает высокую степень изменчивости основных экономических параметров, непосредственно связанных с ведением деловой активности. Это и спрос, предложение, нужды и запросы клиентов, действия конкурентов в соперничестве за рынок сбыта, изменение законодательной базы внутри одной страны или от страны к стране при развитии торговли в нескольких странах.

Деловая организация, действующая в современных условиях ведения бизнеса, должна уметь выдерживать жесткую конкуренцию со стороны соперников и мгновенно адаптироваться к происходящим изменениям. Её система управления должна быть организована так, чтобы указанные свойства были нормой работы, а не исключительными и временными факторами.

Основной проблемой, препятствующей развитию современных деловых организаций, является не недостаток капитала, а отсутствие необходимой информации для его использования с наибольшим успехом. Часто приходится слышать от зарубежных экспертов, что основным тормозом развития нашей экономики является отсутствие квалифицированного менеджмента. Знания и опыт менеджера являются частью информационного ресурса организации.

Информатизация как процесс рационализации управления организаций только тогда может принести ощутимые плоды, когда она сопровождается опережающим ростом профессиональной подготовки менеджеров всех уровней. Скорость обновления научно-информационного потенциала работников звена управления организацией должна не только соответствовать меняющимся потребностям общественного производства, но и опережать их. Любое управленческое решение — это элемент рационализации, содержащий в себе прогноз развития организации, включая процедуру оптимизации путей достижения поставленной цели.

Экономисты, ориентированные на практическую деятельность, предлагают сформулировать основной мотив внедрения электронной коммерции в экономическую деятельность как рационализацию затрат в цепи доставки продукта от производителя к потребителю при увеличении товарооборота.

Рационализирующее воздействие новых информационных технологий на организационные системы всех типов связано с возможностью непосредственного общения деловых партнеров в реальном времени и мгновенным преодолением огромных расстояний. Это воздействие настолько велико, что в ближайшее время следует ожидать стремительного роста числа организаций, которые сменят свои офисы на место в мировом сетевом пространстве. Такой переход является наиболее рациональным для деловых организаций, ведущих международную деятельность или работающих с большим количеством партнеров и клиентов, разбросанных на достаточно больших расстояниях.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое рационализация?

2. Кем были сформулированы принципы рационализации?

3. Когда принципы рационализации стали использоваться в России?

4. На чем основывается рационализация в современных условиях?

5. Каковы показатели результативности рационализации?

6. Как оценивается уровень рационализации?

7. Что нужно сделать, чтобы поднять уровень рационализации в организации?

8. Назовите основные направления рационализации производства.

9. Как связаны принципы рационализации с методами повышения качества организационных систем?

10.Какие стандарты качества Вам известны?

11.Что такое эмерджентность?

12.Какое влияние оказывают новые коммуникационные технологии на рационализацию организационной деятельности?

13.  Оцените   уровень   информатизации   управленческих процессов.

14.  В чем проявляется рационализирующее воздействие электронной коммерции?

15.  Как влияет электронная коммерция на условия выполнения финансовых трансакций?

16.  Что, по Вашему мнению, сдерживает переход отечественных предприятий к рациональным методам ведения бизнеса в сети?

17.  При каких условиях рационализирующее воздействие новых методов ведения бизнеса проявляется наиболее успешно?

 

 

... назад  |  вверх | вперед ...



Скачать файл (448.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru