Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - управление проектами - файл 1.doc


Лекции - управление проектами
скачать (1092 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1092kb.15.11.2011 19:52скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
НГАСУ/Сибстрин /


В.В. Герасимов

Э.В.Круглова

Е.А.Лабутин

Е.А.Саломатин


УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ


Курс лекций


Новосибирск 2006


УДК 69.003:658.012.2(1-32) ББК 65.31:65.23 Г 371

Герасимов В.В. Управление проектами. Курс лекций. Учеб. пособие / В.В. Герасимов, Круглова Э.В., Лабутин Е.А., Саломатин Е.А. - Но­восибирск: НГАСУ, 2006. с.

181^ 5-7795-02

В учебном пособии приведены основные теоретические положения дисциплины Управление проектами. Раскрыты понятия, модели и методы разработки и управления проектами в условиях рыночной экономике на основе использования современных методов проектного подхода. Приводятся логические схемы мето­дологии планирования и управления проектами.

Пособие предназначено для студентов специальности 060800 "Экономика и управление на предприятии" и специалистов, работающих в области управления проектами в бизнесе.

Печатается по решению издательско-иблиотечного совета НГАСУ

Рецензенты:

  • В.И. Демин, д-р экон. наук, профессор (СибГУТИ);

  • Е.П. Жаворонков, д-р техн. наук, профессор (НГМА)


© Герасимов В.В. Круглова Э.В., Лабутин Е.А., Саломатин Е.А. 2006 © НГАСУ, 2006


Герасимов Виталий Владимирович

Круглова Элеонора Витальевна

Лабутин Евгений Александрович

Саломатин Евгений Александрович

^ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

Курс лекций

Редактор

Подписано к печати 00.00.2005. Формат 60x84 1/16 д.л,

Гарнитура Таймс. Бумага газетная. Ризография.

Объем 4,6 уч.-изд.л.; 4,375 п.л.

Тираж экз. Заказ №


ОГЛАВЛЕНИЕ


с


Введение……………………………………………………………

Тема 1. Система управления проектами…………………..

Тема 2. Окружение проектов…………………………………

Тема 3 Цели, фазы и структура проектов…………………..

Тема 4 Планирование потребности и использование ресурсов

Тема 5 Проектный анализ………………………………………..

Тема 6 Методы и приемы управления проектами……………

Тема 7 Организационные формы управления проектами…..

Тема 8 Многопроектное управление…………………………….

Тема 9 Оценка эффективности проектов………………………….

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………… ..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…


Введение


Реальное использование новой для России концепции проектного управления (Рrоjеct Маnаgеmеnt) началось около 10 лет назад в условиях радикального реформи­рования отечественной экономики. Более 5 лет прошло с момента выхода в свет первого в России учебника «Управление проектами». Методы, принятые в новой дисциплине, стали применяться в энергетической, нефтегазовой, металлургической, строительной и некоторых других отраслях Российского народного хозяйства. Массовое применение этого подхода нашло в инвестиционных проектах и программах любого назначения с иностранным участием, а также широком использовании в кредитно-финансовой сфере. Это подтвердило возможность и целесообразность использования проектного подхода для студентов вузов и для профессиональных управ­ляющих, а также широкого круга специалистов, представляющих строителей, заказчиков, банковских работников, сотрудников местных администраций, занятых подготов­кой и реализацией проектов практически любого назначения.

Целью курса «Управления проектами» является формирование у будущих проект-менеджеров базовых знаний по научным подходам решения проблем управления проектами, интегрирование этих знаний с инженерно-экономическими курсами и менеджментом для использования их в практике.


Тема 1. Система управления проектами


1. Понятие проект и задачи управления проектами

2. Взаимосвязь управления проектами, инвестициями и

функциональным менеджментом

^ 3. Формирование инвестиционного замысла проекта

4. Предварительная проработка целей и задач проекта

5. Ходатайство (декларация) о намерениях


1. Понятие проект и задачи управления проектами

В общем виде проект (англ. ргojесt) — это «что-либо», что задумывается или планируется, например, большое предприятие.

С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное — результат при участии ряда ограничений и механизмов.

В «Кодексе знаний об управлении проектами» проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами, обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел, средства его реализации и получаемые в процессе реализации результаты.

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, чело­веческих для получения запланированного результата и достиже­ния определенных целей в обусловленные сроки. Финансовым ре­зультатом инвестиционного проекта является прибыль/ доход, материально-вещественным результатом — новые или ре­конструированные фонды или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.

«Управление проектами» — синтетическая дисциплина, объе­диняющая как специальные, так и надпрофессиональные зна­ния. Специальные знания отражают особенности де­ятельности, к которой относятся проекты.

Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и пронести его обоснование; выявить структуру проекта; определить необходимые объемы и источники финансиро­вания; подобрать исполнителей через процедуры торгов и конкурсов; подготовить и заключить контракты; определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; рассчитать смету и бюджет проекта; планировать и учитывать риски; обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

Основными задачами являются: ликвидация планово-распределительной системы, основанной на принудительном и волевом администрировании; начало формирования правовой системы регулирования; изменение отношений собственности.


^ 2. Взаимосвязь управления проектами, инвестициями и

функциональным менеджментом

Основным средством механизма управления экономическими преобразованиями является программно-целевой метод управления, в соответ­ствии с которым создан ряд межгосударственных, федеральных, региональных, отраслевых и объектных целевых программ. Каждая из них представляет собой комплекс взаимоувязанных проектов. Их реализация происходит на базе концепции управления проектами.

Основу концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, и составляет сущность этой синтетической дисциплины. Такой подход позволяет свести все изменения в экономике и управлении, к системе инвестиционных про­ектов, а управление ими — к управлению инвестициями.

В современных условиях совокупность методов и средств управления проектами представляет собой высокоэффективную методологию управления инвестициями, позволяющую: осуществить анализ инвестиционного рынка и сформиро­вать инвестиционный портфель компании с его оценкой по критериям доходности, риска и ликвидности; оценить эффективность инвестиций с учетом факторов риска и неопределенности в рамках обоснования инвести­ций и бизнес-плана; разработать стратегию формирования инвестиционных ресурсов компании с оценкой общей потребности в инвести­ционных ресурсах, целесообразности использования при­влеченных и заемных средств; произвести отбор и оценку инвестиционной привлекательности конкретных проектов; оценить инвестиционные качества отдельных финансо­вых инструментов и отобрать наиболее эффективные из них; осуществить планирование и оперативное управление реа­лизацией конкретных инвестиционных проектов и про­грамм; организовать процедуру закупок и поставок, а также уп­равление качеством проекта; обеспечить эффективное осуществление инвестиционного процесса, включая управление изменениями и подготовку решений о своевременном закрытии неэффективных про­ектов и реинвестировании капитала; организовать завершение проекта; учесть психологические аспекты управ­ления инвестициями.

Увеличение доли нестандартной деятельности функциональных менеджеров «превращает» их в проект-менеджеров. В результате этой динамики функции проект-менеджмента стали включать такие элемен­ты общего менеджмента: финансовый менеджмент — обеспечение бюджетных ограничений; управление персоналом - определение профессионально-квалификационного состава, определение аппарата управ­ления, мотивация и системы оплаты; операционный менеджмент; закупки и поставки - определение потребностей, выбор поставщиков в системе логистики; технико-технологические аспекты управления – создание нового продукта, инжиниринг, управление качеством; маркетинг – от предынвестиционной фазы до завершения проекта.

^ 3. Формирование инвестиционного замысла проекта

Основные причины появления проектов: неудовлетворенный спрос; избыточные ресурсы; инициатива предпринимателей; реакция на политическое давление; интересы кредиторов.

В процессе формирования инвестиционного замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы: цель и объект инвестирования, место размещения; продукция проекта - характеристика и объем выпуска; срок окупаемости; доходность проекта; назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования; предполагаемые источники и схема финансирования.


^ 4. Предварительная проработка целей и задач проекта

Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, т. к. только при этом условии может быть проработан следующий шаг — формирование основных характеристик проекта. К числу таких можно отнести: наличие альтернативных технических решений; спрос на продукцию проекта; продолжительность проекта — в том числе его инвестици­онной фазы; оценка уровня базовых, текущих и прогнозных цен на про­дукцию проекта; перспективы экспорта продукции проекта; сложность проекта; исходно-разрешительная документация; инвестиционный климат в районе реализации проекта; соотношение затрат и результатов проекта.

Первый шаг реализации данной методики - определение фак­торов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта

Второй шаг — факторы располагаются в порядке убывания приоритетности. Для этого определяется, какой из них в наи­большей степени повлияет на ход реализации проекта. Далее ус­танавливается наиболее существенный фактор из оставшихся и т. д.

Третий шаг — оценка весомости каждого из перечис­ленных факторов. Сумма рангов всех факторов должна быть равна единице.

Четвертый шаг — проект или варианты одного проекта не­обходимо оценить по каждому из факторов оценки.

Максимальный балл по любому из факторов для проекта ра­вен 100, минимальный — 0.

Пятый шаг — экспертная оценка влияния каждого фактора получается путем перемножения веса каждого фактора на оценку этого фактора для каждого варианта решения. Используется интегральная экспертная оценка приоритетности вариантов проекта.

Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая: детальный маркетинг; инженерно-геологические изыскания; оценку окружающей среды и местных источников сырья; политическую обстановку в регионе, республике, стране; социокультурную характеристику населения.


^ 5. Ходатайство о намерениях

Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о наме­рениях, а также задания на разработку предпроектных обоснований инвестиций. В строительстве регламент разработки и состав Ходатайства содержится в «Типовом положении по разработке и составу Ходатайства о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений», рекомендованное Министерством строительства РФ.


РЕЗЮМЕ

В России формируются условия широкого использования ме­тодологии управления проектами. Данный метод — эффективное средство управления в реальных российских условиях и, в то же время, проверенный инструмент реализации инвестиционных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рам­ках принятого бюджета.

В России формируются условия широкого использования ме­тодологии управления проектами. Данный метод — эффективное средство управления в реальных российских условиях и, в то же время, проверенный инструмент реализации инвестиционных проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рам­ках принятого бюджета.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


1. Приведите одно из определений понятия «проект».

2. Назовите обязательные характеристики понятия «проект».

3. Назовите дополнительные характеристики понятия «проект».

4.Дайте определение понятию «программа» и приведите примеры
программ.

5.Дайте классификацию проектов. Для каждого вида проектов
приведите пример из окружающей Вас жизни.

6.Дайте определение управлению проектами.

7. Перечислите подсистемы управления проектом.

8. Какие схемы управления проектами Вы знаете?

9. В чем суть известных Вам схем управления проектами?

10. Дайте определение управлению проектами.

11. Перечислите управляемые параметры проекта.

12. В чем состоит суть структуризации (декомпозиции) проекта?

13. Перечислите основные функции управления проектом.

14. Что такое миссия проекта? С какой точки зрения формулируется
миссия проекта?

15. Определите миссию для следующих проектов:

строительство нефтепровода; строительство жилого дома; проект реструктуризации предприятия; реформа образования.

16. Как соотносятся миссия и стратегия проекта?

17. Все ли фазы проекта являются обязательными (необходимыми)?


Тема 2. Окружение проектов


^ 1. Классификация понятий и типов проектов

2. Цели, стратегия, результаты и параметры проектов

3. Окружение проектов, проектный цикл и структуризация проектов

4. Методы управления проектами


^ 1. Классификация понятий и типов проектов

Окружение проекта. Проект функционирует в окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Проект ориентирован на результат и достижение определенных целей определенной предметной области. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности и процессы по проекту. В работах по проекту могут участвовать представители линейных и функ­циональных подразделений компаний, ответственных за выпол­нение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Управление проектом представляет собой методологию орга­низации, планирования, руководства, координации человеческих и ма­териальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффектив­ное достижение его целей путем применения системы современ­ных методов, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени и качеству.

Подсистемы управления проектом включают: управление содержанием и объемами работ; управление временем; продолжительностью; управление стоимостью; управление качеством; управление закупками и поставками; управление распределением ресурсов; управление человеческими ресурсами; управление писками управление запасами ресурсов; интеграционное управ­ление; управление информацией и коммуникациями.

^ Классификация типов проектов. Проекты классифицируются по масшта­бам, срокам реализации, качеству исполнения, ограниченности ресурсов, конструктивному исполнению, участникам.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. В американской практике это проекты, имеющие капиталовложения: до $10—15 млн.; трудозатраты: до 40—50 тыс. человеко-часов.

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными межотраслевые, отраслевые и смешанные. Программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетрадиционные подходы и повышенные затраты на их решение. На практике встречаются вари­анты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др.

Краткосрочные проекты реализуются на предприяти­ях по производству нововведений различного рода, опытных установ­ках, восстановительных работах. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество.

Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает важная роль в эко­номике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты основаны на взаимодополняющих отно­шениях и возможностях партнеров.


^ 2. Цели, стратегия, результаты и параметры проектов

Понятия. Различают генеральную цель про­екта от целей первых уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уров­ней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия — это главная задача проекта, с точ­ки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важней­ших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направ­лений действий с целью получения обозначенных миссией и си­стемой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно разделить на последовательные процедуры: стратегический анализ; разработка и выбор стратегии; реализация стратегии.

Стратегический анализ - начинается с анализа внешней и внутрен­ней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта.

К числу факторов внешней среды относят: технологические; экологические; конкуренты.

Внутренняя среда включает: целевые рынки; маркетинговые исследования; сбыт; каналы распределения; производство; персонал; снабжение;
исследование и разработка НИОКР; финансы; номенклатура продукции.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех раз­личных организационных уровнях: корпоративная стратегия; деловая стратегия. Стратегия проекта разрабаты­вается в рамках деловой стратегии и отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен су­ществовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: стратегию лидерства в издержках; стратегию дифференциации; стратегию концентрации на определенных направле­ниях; функциональная стратегия.

При определении стратегии проекта учитывается: географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; выбор корпоративной стратегии; выбор позиции на рынке и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; установка основного соотношения «продукт-рынок» для раз­работки концепции маркетинга; функциональное назначение и область применения плани­руемой к выпуску продукции; выбор оптимальной группы клиентов; основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объеди­нение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает не­обходимость определенных изменений, необходимых в органи­зационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механиз­мы в дополнение к организационной структуре управления: про­ектные, межпроектные, венчурные группы.

Существенным элементом стратегии является фактор орга­низационной культуры, включающий: видение организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.

^ Результат проекта. Под результатом проекта понимают продукцию, полезный эффект проекта. В качестве результата в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка; но­вый технологический процесс; программное средство строи­тельный объект; реализованная учебная программа реструктури­рованная компания; сертифицированная система качества и т д. по тому, насколько результат соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

^ Управляемые параметры проекта. Управляемые параметры проекта:

объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проект, временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материаль­но-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и дета­ли а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов.

Проект и процесс его реализации - сложная система, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управление проектом - управляющая.

^ 3. Окружение проектов, проектный цикл и структуризация проектов

Понятия. В практике бизнес-планирования подлежат изучению три аспекта окружения проекта: политический — отношение федеральных и местных властей к проекту; территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции; экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.

^ Проектный цикл. Жизненный цикл проекта включается этапы: разработка проектно-сметной документации, планирование проекта и подготовка к строительству; разработка, согласование и утверждение рабочей документации; разработка обоснования; принятие окончательного решения по инвестициям; оценка жизнеспособности проекта; отвод земли, согласование места разме­щения объекта, разрешение на строительство, задание на разработку проекта и производства работ; проведение торгов и заключение контрактов; организация закупок и поставок, подготовительные работы; корректировка плана проекта и опе­ративного плана строительства; оплата выполненных работ и поставок; предварительная разработка инвестиционного плана проектного решения.

Понятия. Структуризация сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты и необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.

Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить — как между собой, так и с конечной целью проекта.

^ Функции и подсистемы управления проектами. Функции управления проектом осуществляются на всех этапах и фазах управления проектом и включают: планирование, контроль проекта, анализ, принятие решений, составление и сопровождение бюджета проекта, организацию осуществления, мониторинг, оценку, отчетность, экспертизу, проверку и при­емку, бухгалтерский учет, администрирование.

Подсистемы управления проектами формируются в зависи­мости от структуры предметных областей и управляемых эле­ментов проекта, относительно самостоятельных в рамках про­екта. Предметные области и управляемые элементы в рамках проекта включают: сроки, трудовые ре­сурсы, стоимость и издержки, доходы, закупки и поставки ресурсов и услуг, ресурсы, изменения по проекту, риски проекта, инфор­мацию и коммуникации, качество и пр. Эти подсистемы присутствуют практически в любом проекте.


^ 4. Методы управления проектами.

Понятия. Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и провести его обоснование; вы­явить структуру проекта, которые предстоит выполнить; определить необходимые объемы и источники финансиро­вания; подобрать исполнителей — в частности, через процедуры торгов и конкурсов, подготовить и заключить контракты; определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы; рассчитать смету и бюджет проекта, планировать и учиты­вать риски; обеспечить контроль за ходом выполнения проекта.

Методы управления проектами включают: сете­вое планирование и управление, календарное планирование, логистику, стандартное планирование, структурное планирование, ресурсное планирование, имитаци­онное моделирование на ЭВМ и др.

^ Организационные структуры и участники управления проектами. Выделяют организационные формы: функциональная структура, предполагающая использование существующей функциональной иерархической струк­туры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ; дивизиональная форма организации управления - является разновидностью функциональной структуры, сформированная по региональ­ному, продуктовому или технологическому признакам; проектная структура — данный подход предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации; матричная структура — промежуточная форма, объединяю­щая преимущества проектной и функциональной структур управления. Выделяются три разновидности матричной структуры организации: слабая матрица — координатор про­екта отвечает за координацию задач по проекту, но имеет ограниченную власть над ресурсами; сбалансированная матрица — менеджер проекта координирует все работы и разде­ляет ответственность за достижение цели с руководителями функциональных подразделений; жесткая матрица — менед­жер проекта обладает максимальными полномочиями, но и несет полную ответственность за выполнение задач проекта.

^ Участники проектов. Участники проекта — основной элемент его структуры и обеспечивают реализацию его замысла.

В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. Все эти организации, в зависимости от выполняемых ими функций, принято объединять в совершенно конкретные группы участников проекта.

Главный участник заказчик — будущий владелец и пользо­ватель результатов проекта. В качестве такового может выступать: физическое и юридическое лицо. При этом заказчиком бывает как одна организация, так и несколько, объеди­нивших усилия, интересы и капиталы для реализации проекта и использования его результатов.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов.

Инвестор – вкладывает средства в проект. В некоторых случаях это – одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик – не одно и тоже лицо, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектно-сметную документацию разрабатывают специализированные проектные организации, обобщенно называемые Проектировщиком. При этом ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая Генеральным проектировщиком.

Материально-техническое обеспечение проекта обеспечивают организации-поставщики, которые можно объединить под названием Поставщик.

Подрядчик — юридичес­кое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соот­ветствии с контрактом.

Фирмы и специалисты, привлекаемые на контрактных условиях для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по всем вопросам его реализации обобщенно называют Консультантом.

Лицензиар – юридическое или физическое лице, которое обладает лицензий и «ноу-хау», используемых в проекте. Лицензиар предоставляет право использования в проекте необходимых научно-технических достижений.

Особое место в осуществлении проекта занимает Руководитель Проекта. Это — юридическое лицо, ко­торому Заказчик делегируют полномочия по руководству работами по проекту: пла­нированию, контролю и координации работ участников проекта. Под руководством Менеджера проекта работает Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая Ру­ководителем проекта и создаваемая на период осуществления про­ста с целью эффективного достижения его целей.


РЕЗЮМЕ

В главе систематизирована и рассмотрена понятийная база управления проектами. Приведены основы управления проекта­ми, обеспечивающие возможность углубленного изучения и прак­тического применения дисциплины. Создана система перекрест­ных ссылок, облегчающих поиск детальной информации по лю­бым аспектам УП.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Дайте определение управлению проектами.

  2. Перечислите управляемые параметры проекта.

  3. В чем состоит суть структуризации (декомпозиции) проекта?

  4. Перечислите основные функции управления проектом.

  5. Что такое миссия проекта? С какой точки зрения формулируется
    миссия проекта?

  6. Определите миссию для следующих проектов:

строительство нефтепровода; строительство жилого дома; проект реструктуризации предприятия; реформа образования.

  1. Как соотносятся миссия и стратегия проекта?

8. Все ли фазы проекта являются обязательными (необходимыми)?


Тема 3. Цели, фазы и структура проектов


^ 1. Предынвестиционные исследования и обоснование инвестиций.

2. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта.

3. Бизнес-план

4. Организация проектного финансирования

5. Маркетинг проекта

^ 6. Разработка проектной документации


1. Прединвестиционные исследования и обоснование инвестиций.

На первом этапе предынвестиционных исследований изучают: прогноз экономического и социального развития Российской Федерации; отраслевые прогнозы; градостроительные прогнозы и программы генеральную схему расселения, природопользования и тер­риториальной организации производительных сил регио­нов и Российской Федерации в целом; схемы и проекты районной планировки, административно-территориальных образований; генеральные планы городов, других поселений и их систем, а также жилищных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального значения, включающие меропри­ятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов; проекты детальной планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов; проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений; прогнозы деловой активности иностранных и отечествен­ных компаний в регионе; документы государственного регулирования инвестицион­ной деятельности в регионе осуществления проекта. Этот этап выполняется заказчиком и специаль­ными группами, содержание деятельности которых описано в конце данной главы.

После предварительного согласования Ходатайства о намерениях заказчик принимает решение о разработке Обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и за­интересованных организаций в объеме, достаточном для приня­тия заказчиком решения о целесообразности даль­нейшего инвестирования и о разработке проектной документа­ции, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объек­та. Обоснования подлежат экспертизе в Установленном порядке.

Материалы обоснований направляются на заключение в со­ответствующий орган исполнительной власти для оформления Акта выбора земельного участка.

Окончательным итогом предынвестиционных исследований является задание на разработку ТЭО строительства.

^ 2. Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проекта.

Измерение результатов проекта. Цель проектного анализа — определить результаты проекта. Для этого используют выражение: результаты проекта. Результаты и затраты по проекту можно определить следующим образом: результаты за любой год, прирост объема продукции проекта, цена единицы продукции проекта, затраты за любой год, прирост объема ресурсов на производства, стоимость единицы продукции.

^ Структура проектного анализа. Различают виды проектного анализа: технический; финансовый; коммерческий; экологический; организационный (институциональный); социальный; экономический.

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

В рамках технического анализа инвестиционных проектов изу­чают: технико-технологические альтернативы; варианты местоположения; размер проекта; сроки реализации проекта в целом и его фаз; доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов; емкость рынка для продукции проекта; затраты на проект с учетом непредвиденных факторов; график проекта.

Эти задачи решаются с возрастающей точностью на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО строительства и разработки рабочей документации.

Задача коммерческого анализа — оценить проект с точки зре­ния конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом.

В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем: маркетинг; источники и условия получения ресурсов; условия производства и сбыта.

Экологический анализ устанавливает взаимоотношения между проектом и ок­ружающей средой и оценивает последствия проектных решений.

Цель организационного анализа – оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части: менеджмента; организационной структуры; планирования; комплектования и обучения персонала; финансовой деятельности; координации деятельности; обшей политики.

Цель социального анализа - определение пригодности вариан­тов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодей­ствия между проектом и его пользователями, которая располага­ла бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их стоимости, сроков реализации и при­быльности. В результате оценки инвестор дол­жен быть уверен, что на продукцию, являющуюся результатом проекта, в течение всего жизненного цикла будет держаться ста­бильный спрос, достаточный для назначения такой цены, кото­рая обеспечивала бы покрытие расходов на эксплуатацию и об­служивание объектов проекта, выплату задолженностей и удов­летворительную окупаемость капиталовложений. Эта задача решается в рамках обоснования инвестиций и выполняется группой заказчика или независимой консультаци­онной фирмой.

Оценка жизнеспособности проекта призвана ответить на сле­дующие вопросы: возможность обеспечить требуемую динамику инвестиций способность проекта генерировать потоки доходов, доста­точных для компенсации его инвесторам вложенных ими ресурсов и взятого на себя риска.

В качестве базы сравнения как при наличии ряда альтернатив­ных вариантов, так и единственного варианта, принимается ситуация «без проекта». Это означает, что в случае проекта реконструкции предприятия следует сравнивать показа­тели проекта с показателями действующего предприятия, а при намерении строить новое предприятие — с ситуацией «без стро­ительства нового предприятия».

Работа по оценке жизнеспособности проекта прово­дится в два этапа:

из альтернативных вариантов проекта выбирается наиболее жизнеспособный; для выбранного варианта проекта подбираются методы фи­нансирования и структура инвестиций, обеспечивающие максимальную жизнеспособность проекта.

Финансовая реализуемость — показатель, характеризующий наличие финан­совых возможностей осуществления проекта. Требование финан­совой реализуемости определяет необходимый объем финанси­рования проекта. При выявлении финансовой нереализуемости схема финансирования и отдельные элементы организа­ционно-экономического механизма проекта должны быть скор­ректированы.

Финансовая реализуемость проверяется для совокупного ка­питала всех участников проекта, исключая общество (но вклю­чая государство и всех коммерческих участников, в том числе и кредиторов). Денежные потоки, поступающие от каждого участ­ника в проект, являются в этом случае притоками, а потоки, поступающие к каждому участнику из проекта, — оттоками.

3. Бизнес-план.

Технико-экономического обоснование проект строительства (ТЭО), является основным проектным документом на строительство объектов. На основании утвержденного ТЭО подготавливается тендерная документация и проводятся торги подряда, заключает­ся договор подряда, открывается финансирование стро­ительства и разрабатывается рабочая документация.

В ТЭО определяются основные решения: технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитарно - эпидемиоло­гическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия.

В качестве возможных источников финансирования капиталь­ных вложений в объекты могут рассматриваться: ассигнования из государственных бюджетов РФ, респуб­лик в составе РФ, местных бюджетов и соответствующие внебюджетные фонды; собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора; заемные и привлеченные финансовые средства заказчиков; денежные средства, централизуемые объединениями предприятий; иностранные инвестиции.

ТЭО состоит из следующих разделов: общая пояснительная записка; генеральный план и транспорт; технологические решения; управление производством, предприятием и организация условий и охраны труда рабочих и служащих; архитектурно-строительные решения; инженерное оборудование, сети и системы; организация строительства; охрана окружающей среды; инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуации; сметная документация; эффективность инвестиций.

ТЭО строительства является обязательным докумен­том в случае, если финансирование капитальных вложений и основные фонды соответствующих предприятий осуществляется полностью или на долевых началах из государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов, централизо­ванных фондов министерств и ведомств, а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий.

Решение о необходимости разработки ТЭО для обоснования целесообразности инвестиций за счет других источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).

Разработка ТЭО осуществляется юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке лицензию на выполнение соответствующих видов проектных работ и на основании договора с заказчиком.

Для выбора лучшего предложения со стороны проектировщиков заказчик проводит на разработку ТЭО.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения между заказчиком и проектировщиком, является договор подряда на выполнение ТЭО.

Основные технико-экономические и финансовые показатели, включенные в распорядительный документ об утверждении ТЭО инвестиций: мощность предприятия, пропускная способность в натуральном выражении; стоимость товарной продукции; общая численность работающих; количество рабочих мест; общая стоимость строительства; объектов жилищно-гражданского назначения; cстоимость основных производственных фондов; продолжительность строительства; удельные капитальные вложения; себестоимость основных видов продукции; балансовая прибыль; чистая прибыль; срок окупаемости капитальных вложений; внутренняя норма рентабельности. Для объектов жилищно-гражданского строительства ТЭО состоит из следующих разделов: общая пояснительная записка; архитектурно - строительные решения; технологические решения; решения по инженерному оборудованию; охрана окружающей среды; инженерно-технические мероприятия гражданской оборо­ны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситу­аций; сметная документация; эффективность инвестиций.

Структура бизнес-плана. Это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и зада­чи, которые необходимо решить предприятию, спо­собы достижения поставленных целей и технико-экономичес­кие показатели предприятия и/или проекта в результате их дос­тижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потре­бителях продукции или услуг. Бизнес-план: дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции; содержит ориентир развития проекта; служит важным инструментом получения финансовой под­держки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, для трех категорий участников проекта: менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка кото­рого, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования; собственников, заинтересованных в составлении бизнес - плана с точки зрения перспектив развития фирмы; кредиторов — банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим ком­мерческую привлекательность проекта.

Состав бизнес-плана зависит от размера предполагае­мого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста со­здаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана: вводная часть - название и адрес фирмы, учредите, суть и цель проекта, стоимость проекта, потребность в финансах, ссылка на конфиденциальность; анализ положения дел в отрасли— текущая ситуация и тенденции развития отрасли, направление и задачи деятельности проекта; существо предлагаемого проекта - продукция; анализ рынка - потенциальные потребители продукции, потенциальные конкуренты, размер рынка и его рост; оценочная доля на рынке; план маркетинга, цены, ценовая политик, каналы сбыта, реклама, прогноз новой продукции; производственны, поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров, субподрядчики; организационный план и управление персонал, форма собственности, сведении о партнерах, владельцах предприятия, сведения о руководящем составе, организационная структура; cстепень риска, слабые стороны предприятия, вероятность появления новых технологий, альтернативные стратегии; финансовый план - отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый план, точка безубыточности; приложения - копии контактов, лицензии, копии документов, из которых взяты исходные данные, прейскуранты поставщиков.

^ Разработчики бизнес-плана. Оптимальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением профессиональных консультантов. Последние помогают «увидеть» проект, правильно расставить акценты, оценить эффективность проекта и придать «товарный вид» бизнес-плану. Особенно важна роль профессиональных консультантов при подготовке разделов анализа рынка, плана маркетинга, анализа рисков и финансового плана.


^ 4. Организация проектного финансирования

Источники и организационные формы финансирования проектов.

Понятия. Финансирование проектов — один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой, особенно в нынешних социально-экономических условиях России. Неблаго­получный нвестиционный климат, законодательная база, не отвечающая требованиям мировой практики управления проек­тами, — объективные причины, мешающие эффективной реализации проектов.

Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий: динамика инвестиций должна обеспечивать реализации проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями; снижение затрат финансовых средств и рисков проекта долж­но обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разно­образных форм участия.

Финансирование проекта включает следующие основные стадии: предварительное изучение жизнеспособности проекта; разработку плана реализации проект; организацию финансирования, в том числе: оценку возможных форм финансирования и выбор кон­кретной формы; определение финансирующих организаций; определение структуры источников финансирования; контроль выполнения плана и условий финансирования.
Финансирование проектов может осуществляется следующи­ми способами: самофинансирование, т. е. использование в качестве источника финансирования собственных средств инвестора; использование заемных и привлекаемых средств.

^ Источники финансирования. Система финансирования инвестиционных проектов включает: финансирование проектов — один из видов инвестиционной деятельности, которая всегда является рисковой.

Финансирование проекта должно осуществляться при соблюдении следующих условий: динамика инвестиций должна обеспечивать реализации
проекта в соответствии с временными и финансовыми ограничениями; снижение затрат финансовых средств и рисков проекта долж­но обеспечиваться за счет соответствующей структуры и источников финансирования и определенных организационных мер, в том числе: налоговых льгот, гарантий, разно­образных форм участия.

Финансирование проекта включает следующие основные стадии: предварительное изучение жизнеспособности проекта; разработку плана реализации проекта; организацию финансирования, в том числе: оценку возможных форм финансирования и выбор кон­кретной формы; определение финансирующих организаций; определение структуры источников финансирования;
контроль выполнения плана и условий финансирования.

Финансирование проектов может осуществляется следующи­ми способами:

самофинансирование, т. е. использование в качестве источника финансирования собственных средств инвестора (из средств бюджета и внебюджетных фондов — для госу­дарства, из собственных средств — для предприятия); использование заемных и привлекаемых средств.

Система финансирования инвестиционных проектов включает: источники финансирования; организационные формы финансирования.

^ Организации финансирования инвестиций. Основные организационные формы привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике: дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга.

Различают: государственные бюджетные кредиты на возвратной основе-ассигнования из бюджета на безвозмездной основе; финансирование по целевым федеральным инвестиционным программам; финансирование проектов из государственных между­народных заимствований; акционерное, или корпоративное, финансирование, при ко­тором инвестируется конкретная деятельность отрасли или предприятия, в том числе: участие в уставном капитале предприятия; корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных бумаг; проектное финансирование, при котором инвестируется непосредственно проект.


^ Организация проектного финансирования.

Понятия. Проектное финансирование можно укрупненно охарактери­зовать как финансирование инвестиционных проектов, при ко­тором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инве­стиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предостав­ленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.

Под проектным финансированием понимается предоставление финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов в виде кредита без права регресса, с ограниченным или полным регрессом на заемщика со стороны кредитора. Под регрессом понимается требование о возмещении получен- ной в заем суммы. При проектном финансировании кредитор несет повышенные риски, выдавая, с точки зрения традиционных банковских кредитов, необеспеченный или не в полной обеспеченный кредит. Погашение этого кредита осуществляет за счет денежных потоков, образующихся в ходе эксплуатации объекта инвестиционной деятельности.

Различают три основные формы проектного финансирования финансирование с полным регрессом на заемщика, т. е. наличие определенных гарантий или требование определенной формы ограничений ответственности кредиторов проекта. Риски проек­та падают, в основном, на заемщика, зато «цена» займа при этом относительно невысока и позволяет быстро получить финансо­вые средства для реализации проекта. Финансирование с пол­ным регрессом на заемщика используется для малоприбыльных и некоммерческих проектов финансирование без права регресса на заемщика, т. е. кредитор
при этом не имеет никаких гарантий от заемщика и принимает
на себя все риски, связанные с реализацией проекта. Стоимость
такой формы финансирования достаточно высока для заемщика т. к. кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска.

Проектное финансирование можно укрупненно охарактери­зовать как финансирование инвестиционных проектов, при ко­тором сам проект является способом обслуживания долговых обязательств. Финансирующие субъекты оценивают объект инве­стиций с точки зрения того, принесет ли реализуемый проект такой уровень дохода, который обеспечит погашение предостав­ленной инвесторами ссуды, займов или других видов капитала.

^ Организационные формы финансирования. Основные организационные формы привлечения инвестиций для финансирования инвестиционных проектов в мировой практике: дефицитное финансирование, означающее государственные заимствования под гарантию государства с образованием государственного долга и последующим распределением инвестиций по проектам и субъектам инвестиционной деятельности. Государство гарантирует и осуществляет возврат долга.

Различают: государственные бюджетные кредиты на возвратной основе-ассигнования из бюджета на безвозмездной основе; финансирование по целевым федеральным инвестиционным программам; финансирование проектов из государственных между­народных заимствований; акционерное, или корпоративное, финансирование, при ко­тором инвестируется конкретная деятельность отрасли или предприятия, в том числе: участие в уставном капитале предприятия; корпоративное финансирование, заключающееся в покупке ценных бумаг; проектное финансирование, при котором инвестируется непосредственно проект.


^ 5. Маркетинг проекта

Современная концепция маркетинга в управлении проектами.

Мар­кетинг можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект рас­крывает внутреннее содержание маркетинга проекта и представ­ляет собой структуру маркетинговой деятельности безотноси­тельно временной протяженности проекта. Этот аспект подчер­кивает, что на любом этапе жизненного цикла проекта марке­тинг присутствует во всей полноте, не меняя своего внутренне­го содержания. Второй аспект отражает место маркетинга в проекте с точки зрения временной структуры проекта, т. е. его жизненного цикла. Несмотря на то что маркетинговые мероприятия присутствуют на каждом этапе проекта, значение, объемы и содержание работ на разных фазах проекта различны.

Условно первый аспект можно определить как вертикальную структуру маркетинга проекта, а второй — горизонтальную структуру маркетинга.

Достаточно традиционно всю совокупность маркетинга проекта можно разделить на шесть составляющих: маркетинговые исследования; разработка стратегии маркетинга; формирование концепции маркетинга; программа маркетинга проекта; бюджет маркетинга проекта; реализация мероприятий по маркетингу проекта.

^ Маркетинговые исследования и разработка маркетинговой стратегии проекта

Под маркетинговыми исследованиями понимается дея­тельность по поиску, сбору и предварительной аналитической обработке информации, имеющей значимость для рыночной ус­пешности проекта.

Маркетинговые исследо­вания — базовая деятельность, обеспечивающая все дальнейшие мероприятия по маркетингу необходимой информацией.

Под разработкой стратегии маркетинга понимается деятель­ность по детальной аналитической обработке доступной инфор­мации, ее переосмыслению и выработке принципиальных целе­вых установок для проекта в области маркетинга. Принци­пиальные целевые установки включают в себя определение струк­туры целей проекта, выработка базовой стратегии и отдельных значимых ее аспектов.

В структуре маркетинговых исследований можно выделить три принципиальных блока, которые, в свою очередь, также со­стоят из конкретных работ: организация исследований; внешний анализ; внутренний анализ.

Маркетинговой стратегией проекта называют совокупность глобальных целевых устано­вок, ориентирующих всю деятельность по маркетингу проекта в на­правлении достижения максимального рыночного результата.

Под SWOT-анализом понимаются исследования, направ­ленные на определение и оценку сильных и слабых сторон проекта, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее проекту шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы; угрозато, что может нанести ущерб проекту, лишить его существующих преимуществ: появление новых кон­курентов, появление товаров-заменителей.

Концепция маркетингатактический срез всей маркетинговой деятельности, в котором определяются среднесрочные, важные направления, целевые ориентиры, выбранные методы реализа­ции определенной ранее стратегии.

^ Позиционирование продукции и проекта. Начинается с определения комплексов «товар—рынок—технология», основанного на признании факта многомерности и неоднороднос­ти экономического пространства, в котором реализуется проект. Измерения «товар», «рынок» и «технология» — основные и прису­ши любому экономическому пространству, которое структурирует­ся по каждому измерению и прослеживаются зависимости между обозначенными измерениями. Комплексы «товар-рынок—технология» определяют, какие товары на каких рынках будут реализовываться и с помощью каких технологий они при этом будут производиться и продвигаться. Проект может иметь несколь­ко комплексов «товар—рынок—технология».

На основе решений по жизненному циклу продукции форми­руется тактика конкурентной борьбы. Разработка тактики конку­рентной борьбы базируется также на анализе конкуренции, це­левых позициях проекта и его продукции, а также на выбранной базовой стратегии. Тактика включает в себя основные принципы взаимоотношений с конкурентами и мероприятия по нейтрали­зации негативных и использованию положительных аспектов кон­куренции.

Разработка основных направлений маркетинга имеет целью вы­работку укрупненных мероприятий в принципиальных областях практического маркетинга: продукция; цена; сбыт; продвижение.

Программа маркетинга проекта представляет собой комплекс практических, краткосрочных мероприятий по реализации сформулированных ранее стратегии и тактики маркетинга проекта. Непосредственно программа базируется на концепции маркетинга.

Ширина продуктового набора — это разнообразие видов продукции проекта. При этом продукция не обязательно должна пониматься как технологически связанные продуктовые линии. При выборе ширины продуктового набора проекта следует придерживаться некоторых принципов: чем шире продуктовый набор, тем устойчивей проект, чем шире продуктовый набор, тем больше капиталовложений требуется для проекта.

Глубина продуктового набораэто количество модификаций нового вида продукции, т. е. количество моделей продукции, которое можно получить на основе одной технологической линии.

Управление ценой включает в себя формирование цены и разработку системы скидок и условий платежа, но этому предшествуют мероприятия общеэкономического характера: формулирование целей ценообразования; коррекция спроса; оценка издержек; анализ цен и товаров конкурентов; выбор метода ценообразования; определение окончательной цены и диапазона ее возможного изменения.

Продвижение — любая форма сообщений, используемых ру­ководством проекта для информации, убеждения или напоминания людям о продуктах, услугах, идеях, общественной деятельности.

Управление сбытом включает разработку системы сбыта, выбор схе­мы, по которой будет реализовываться продукция, и ее основ­ных характеристик осуществляют, исходя из следующих подходов: интуитивногоруководство проекта выбирает способ ре­ализации товара на основе интуиции и имеющегося опыта; метода проб и ошибок — проект выходит на рынок самосто­ятельно, не прибегая к услугам посредников. Оптимальный вариант выбирают на основании накапливаемого опыта и используя новые, открывающиеся в процессе работы воз­можности; маркетингового анализапроводится широкомасштабное исследование емкости рынка после его предварительного сегментирования. Собирается информация о преимуществах и недостатках всех звеньев той или иной системы сбыта и пр.

В итоге определяется предварительный способ выхода на рынок, собираются сведения о возможных партнерах и ус­ловиях их участия в процессе сбыта товара. Проводится срав­нительный анализ различных вариантов, результаты кото­рого представляются руководству проекта для принятия окончательного решения.

Бюджет маркетинга проекта — обязательная и неотъемлемая составляющая проекта. Бюджет представляет собой план денежных поступлений и выплат, связанных с реализацией программы маркетинга. Формирование бюджета маркетинга произ­водится в рамках общего бюджетирования проекта, а также связан с бизнес-планированием и оценкой эффективности проекта.

Проектирование поступлений от продаж основывается на сле­дующих видах прогнозов: объемы продаж по периодам; объемы продаж по продуктам и услугам; объемы продаж по группам потребителей; доля рынка.

Все данные по расходам и доходам по маркетингу проекта группируются в одном документе, в бюджете маркетинга показываются статьи доходов и расходов в их про­бируемой динамике по периодам реализации проектов.

^ Реализация маркетинга проекта

Под реализацией маркетинга понимается выполнение ранее запланированных действий, контроль результатов этих действий, планирование и реализация мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Структура реализации маркетинга проекта совпадает со структурой концепции и программы маркетинга. Проектирование поступлений от продаж основывается на сле­дующих видах прогнозов: объемы продаж по периодам; объемы продаж по продуктам и услугам; объемы продаж по группам потребителей; доля рынка.

Объемы продаж по периодам представляются как временная функция, чтобы продемонстрировать ожидаемый рост и сезонность. Нередко полезными оказываются множественные прогнозы объемов продаж. Обычно даются консервативные, т. е. наиболее вероятные, и оптимистические прогнозы.

Объемы продаж по продуктам и услугам разрабатывается многопродуктовый проект, целесообразно показать объемы про­даж по каждому наименованию в отдельности, т. к. это дает воз­можность оценить относительную эффективность каждого вида продукции проекта.

Важнейшие механизмы контроля, используемые при реали­зации маркетинга: сбор информации о результатах маркетинговых мероприя­тий; оценка эффективности маркетинга; сравнение с запланированными показателями; сравнение с результатами последних маркетинговых иссле­дований; корректирующие действия; предупреждающие действия.

Реализация маркетинга непосредственно связана с времен­ным аспектом проекта и поэтому может служить пунктом, пере­ходным к рассмотрению маркетинга в его втором — горизон­тальном — временном аспекте.

Наибольший объем исследований осуществляется на предынвестиционной фазе проекта. На инвестиционной фазе исследова­ния имеют существенно меньшие значения и объем выполняе­мых работ. В период эксплуатации эти показатели несколько уве­личиваются, что связано с необходимостью более внимательно­го мониторинга рынка для принятия адекватных решений по управлению проектом и его продукцией.

Разработка стратегии, концепции и программы маркетинга проекта имеют своим центром тяжести предынвестиционную фазу проекта, после чего деятельность в этих направлениях существенно уменьшается в объеме, но для каждой составляю­щей маркетинга в разной мере. На протяжении всего жизненного цикла проекта происходит корректировка и исправление страте­гии, концепции и программы. При этом большим изменениям подвергается, как правило, более оперативный и конкретный слой маркетинга. Корректировка программы производится чаще, чем корректировка концепции маркетинга. Изменения же стра­тегии в ходе реализации проекта обычно менее существенны, нежели изменение концепции маркетинга.

Разработка бюджета маркетинга проекта происходит на предынвестиционной фазе проекта, но на фазе инвестиций бюджет обыч­но подвергается существенному видоизменению, связанному с реализацией схем финансирования. Управление бюджетом мар­кетинга осуществляется в рамках обшей функции управления стоимостью проекта, которая является сквозной, но на фазе эксплуатации на первый план выходят только опера­ции по контролю соблюдения бюджета.

Реализация маркетинга осуществляется на фазе инвестиций и на фазе эксплуатации вплоть до самого завершения проекта. В некоторых случаях мероприятия по маркетингу могут реализовываться и после того, как основная деятельность по проекту уже окончилась.


^ 6. Разработка проектной документации

Состав и порядок разработки проектной документации. Строительство объектов осуществляется на основе утвержден­ных обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений. Проектной документации детализируются принятые в обоснованиях решения и уточняются основные технико-экономические показатели. Проектная документация обычно включает в себя ТЭО строительства и рабочую документацию.

Порядок разработки, согласова­ния и утверждения проектной документации на строительство зда­ний и сооружений регламентирован СНиП для технически и экологически сложных объектов и при особых природных условиях строительства по решению заказчика, или заключению государственной экспертизы одновременно с разработкой рабочей документации и осуществлением строительства могут выполняться дополнительные детальные проработки проектных решений по отдельным объектам, разделам, вопросам.

Для объектов, строящихся по проектам массового и повторного применения, а также других технически несложных объек­тов на основе обоснований в строительство может разрабаты­ваться рабочий проект.

Основным документом, регулирующим правовые и финансо­вые отношения, взаимные обязательства и ответственность сто­рон, является договор, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им для разработки проектной документации про­ектными, проектно-строительными организациями, другими юридическими и физическими лицами. Неотъемлемой частью договора должно быть задание на проекти­рование.

Разработка проектной документации осуществляется при на­личии решения о предварительном согласовании места размеще­ния объекта, на основе утвержденных обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора и задания на проектирование.

Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда.

Проектная документация, разработанная в соответствии c исходными данными, техническими условиями и требования­ми, выданными органами государственного надзора и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, дополнительному согласованию не подле­жит за исключением случаев, особо оговоренных законодатель­ством Российской Федерации.

Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.

Использование изобретений при проектировании объектов строительства и правовая защита изобретений, созданных в процессе разработки проектной документации

^ Торги на разработку проектной документации. Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации серией методических рекомендаций, утвержденных Межведом­ственной комиссией по подрядным торгам.

Тендер на проектирование объекта может проводиться на часть проектной документации: ТЭО, эскизный проект, ра­бочую документацию, весь объем проектной документации.

^ Рабочая документация. Рабочая документация для строительства предприятий, зда­ний и сооружений разрабатывается в соответствии с государствен­ными стандартами и уточняется заказчиком и проектировщиком в договоре на проектирование.

Ссылочные документы в состав рабочей докумен­тации не входят и могут передаваться заказчику, если это огово­рено в договоре.

Заказчик выдает проек­тной организации исходные материалы: обоснование инвестиций; решение местного органа исполнительной власти о пред­варительном согласовании места размещения объекта; акт выбора земельного участка для строительства и прилагаемые к нему материалы; архитектурно-планировочное задание, составляемое в уста­-
новленном порядке; технические условия на присоединение проектируемых объектов к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решений о строительстве объекта; исходные данные по оборудованию, в том числе индиви­дуального изготовления; данные по выполненным НИОКР; материалы инвестора, оценочные акты и решения органов местной администрации о компенсациях за сносимые зда­ния и сооружения; материалы, полученные от местной администрации и ор­ганов государственного надзора, в части окружения проек­та и состоянии природной окружающей среды; материалы инженерных изысканий и обследований, обме­рочные чертежи существующих на участке строительства зданий и сооружений; чертежи и характеристики продукции предприятия; задание на разработку тендерной документации; заключения и материалы, выполненные по результатам обследования действующих производств, конструкций зда­ний и сооружений.

^ Точность стоимостных оценок. На каждом этапе работы над проектом производится стоимостная оценка. В крупных зарубежных проектах составляется по меньшей мере четырех видов смет с возрастающей степенью точности: предварительная оценка, имеющая целью оценить жизнеспособность проекта c допустимой погрешностью оценки 25—40%; первичная или факторная, имею­щая целью сравнить планируемые затраты с бюджетными огра­ничениями. Допустимая погрешность оценки 15—25%; приближенная, предназначенная для подготовки плана финансирова­ния проекта с допустимой точностью оценки 10—15%; окончательная, предназначенная для подготовки и проведения торгов с допустимой погрешность оценки 5—6%.

^ Управление разработкой проектно-сметной документации. Проектные работы выполняются в последователь­ности: выбор проектировщиков и заключение контрактов по ре­зультатам конкурса; планирование проектно-сметных работ и услуг; собственно проектирование и согласование проектно-сметной документации.

Организационные формы проектных фирм весьма разнооб­разны и могут быть сведены к следующим типам: проектно-строительные фирмы, осуществляющие весь ком­плекс работ по проектированию, комплектации, строитель­ству и вводу объектов в эксплуатацию; проектные институты, осуществляющие весь комплекс ра­бот по проектированию объектов, включая все виды инже­нерных и архитектурных задач и задачи по планировке районов застройки. Обычно такие институты спе­циализируются по отраслевому признаку; проектные институты, специализированные по технологи­ческому признаку. Такие институты можно условно разделить на три типа: специализирующиеся на начальной фазе проекта; оказывающие услуги многопланового характера заказ­чикам, нуждающимся в оказании помощи по сложным и специальным вопросам инжиниринга; разрабатывающие организацию и технологию строитель­ного производства.

Заказчик должен достичь согла­шения с лицензиаром — юридическим или физическим лицом, обладающим исключительным правом промышленного исполь­зования технологии, кото­рую планируется использовать в проекте.

^ Выбор проектных фирм. Существуют три подхода к выбору заказчиком проектных фирм: оказание профессиональных услуг по мере необходимости. В этом случае заказчик прибегает к услугам проектной фир­мы на основе специального соглашения без конкурса; закрытые переговоры. Если проектная фирма уже выполня­ет для заказчика работу, то ей поручается подготовить предложения по новому проекту, проводит экспертизу этих предложений и заключает дополнительное соглашение к контракту; проведение конкурса. В этом случае возможны следующие виды коммерческих соглашений между заказчиком и подрядчиком: оплата по фактическим затратам; оплата с верх- ним ограничением цены; фиксированная цена.

Функциональные обязанности проектных фирм разде­ляются на две части: типовые, к которым относятся: эскизное проектирование; рабочее проектирование; разработка смет; авторский надзор; дополнительные, включающие в себя: подготовку к торгам и помощь в их проведении; проектный анализ; разработку обоснований инвестиций и ТЭО; участие в управлении проектом; подготовку финансирования, функции группы. Следующим этапом организации проектно-изыскательских работ является их планирование. Этот план - динамичный документ, требующий многочисленных пересмотров и уточнений в течение жизненного цикла проекта. План должен содержать: общее описание работ, подлежащих выполнению, с обяза­тельным указанием порядка взаимодействия с другими участниками проекта. Это описание составляется в форме календарного плана; порядок и периодичность контроля за ходом проектно-изыс­кательских работ; требования к планам субподрядных фирм, работающих над проектно-сметной документацией.


^ Функции менеджера проекта.

На всех этапах разработки проектной документации руководя­щая роль принадлежит менеджеру проекта. В ходе проектирования менеджер проекта выполняет следующие функции: контроль соответствия объема и сроков выполненных работ необходимому минимуму, предусмотренному контрактом подбор и привлечение к проекту ведущих специалистов по инженерным дисциплинам, координация их деятельности - определение рациональных сроков начала работ с тем, чтобы избежать преждевременного их выполнения; корректировка численности занятых работников; контроль за внесением изменений в проект; контроль за факторами, условиями и документами, кото­рые могут увеличить стоимость работ; проверка соблюдения последовательности и приоритетов, выбранных в процессе планирования работ; обеспечение предпочтительного выбора стандартных мате­риалов и оборудования в максимально возможном числе ситуаций, обеспечение минимальной номенклатуры при­меняемых изделий; подготовка и реализация соглашения с лицензиаром; подготовка и контроль за соблюдением плана проектныхработ, увязанного с общим планом проекта; разработка совместно с заказчиком задания на проектиро­вание.

В зависимости от масштаба и сложности проекта функции менеджера на этапе проектирования могут быть возложены как на менеджера всего проекта, так и на специально назначенного проект-менеджера, работающего в команде под руководством главного менеджера.


^ Автоматизация проектных работ.

Ведущие западные и в меньшей степени отечественные проектные фирмы осуществляли переход от ком­пьютеризации отдельных, наиболее трудоемких, видов работ к системам автоматизированного проектирования (САПР), ох­ватывающим весь процесс создания проекта. Вместе с тем созданию САПР должен предшествовать тщательный экономический анализ. Опыт показывает, что для мелких и средних фирм выгоднее воспользовать­ся услугами сторонних специалистов, чем создавать собствен­ную систему с штатом специалистов.

К основным вопросам, которые надлежит решить при внедрении САПР, относятся: адаптация организационной структуры фирмы к требова­ниям САПР, суть которой состоит в организации инфор­мационных потоков таким образом, чтобы избежать дубли­рования данных у различных участников процесса проектирования; выбор программных средств и вычислительной техники с учетом того, что их обновление происходит каждые 5—6 лет; решение вопроса о структуре используемого в системе бан­ка данных. В общем случае в состав данных включают сведе­ния об удельных расходах материалов, стоимости, компо­новочных решениях, технологии, сроках строительства, а также о нормативах и типовых конструктивных решениях. Эффективно работающей во мно­гих странах мира является универсальная сис­тема САDАD с элементами искусственного интеллекта типа САD/САМ, представляющую собой интегрирован­ную автоматизированную систему для конструирования, проек­тирования, анализа и управления проектами.

Эту систему условно можно разделить на две части. Первая предназначена для проектирования объектов и состоит из: подсистемы компоновочного проектирования с бло­ками двух- и трехмерной графики; подсистемы проектирования и анализа строитель­ной части объекта с формированием чертежей; подсистемы проектирования и анализа техноло­гической части объекта с формированием чертежей; подсистемы расчета потребности в материальных и трудовых ресурсах с оценкой в человеко-часах. Вторая часть обеспечивает управление проектной деятельнос­тью и включает в себя: систему управления; систему оценки и контроля качества; систему документооборота по проекту со своей базой данных.

Интерфейсом САDАD связана с системой, исполь­зуемой для календарного планирования.

Система обеспечивает быстрый ответ на запрос, а также гиб­кие и эффективные методы защиты информации от несанкцио­нированного доступа. Графические данные могут сопровождать­ся текстовыми примечаниями, которые можно редактировать.

На выходе программы пользователь получает три модели: но­вый двухконтурный чертеж стен с детальной прорисовкой двер­ных и оконных проемов, план с наложенной на него штрихов­кой и текстовый файл, содержащий информацию о фактах и причинах неудовлетворительного выполнения программы, ука­зывающий на ошибки в чертежах.

Библиотека стандартных деталей и символов содержит около 1200 графических элементов и деталей конструкций, которые могут переноситься на рабочие чертежи. Детали из библиотеки можно использовать в первоначальном виде или модифициро­вать их применительно к особенностям проекта.

Система АUTOCAD представляет собой профессиональную систему автоматизированного проектирования и выполнения чертежей, работа которой основана на использовании недорогих микрокомпьютеров, используемых даже в небольшом проектном бюро или отделе. Система АUTOCAD позволяет выполнить работу в более ко­роткие сроки. Ее пользователи завершают выполнение чертежей в два-три раза быстрее, чем при традиционных методах, система многократно окупает себя при использовании.

В последние годы все более широкое применение получают экспертные системы, представляющие собой новый этап роста интеллектуальности автоматизированных систем, развитых до уровня, при котором из множества фактов и данных создается возможность появления новой информации, аналогично тому, как это делает человек.


РЕЗЮМЕ

Если идея проекта оказалась приемлемой, проводится комплексный проектный анализ, Цель которого — определение результатов проекта.

Центральный момент работы над предынвестиционной фазой проекта — разработка технико-экономического обоснования, иначе ТЭО строительства. По его резуль­татам принимается инвестиционное решение, в том числе об изъя­тии предварительно согласованного земельного участка и предо­ставлении его для строительства объекта.

Наиболее перспективная форма финансирования проек­тов — проектное финансирование, основной особенностью ко­торого является учет и управление рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка затрат и доходов с учетом этого. Проектное финансирование называют также фи­нансированием с определением регресса — требо­вания о возмещении предоставленной в заем суммы. Проектное финансирование относится к одному из наиболее рисковых методов организации инвестиций в проект, поскольку он связан, в первую очередь, с высокими рисками для кредиторов.

Эффективный маркетинг является основным атрибутом эффек­тивного управления проектами. В качестве базовой философии бизнеса маркетинг ориентирует менеджмент рассматривать потребле­ние результатов проекта как демократический процесс, при кото­ром потребители имеют право «голосовать» за нужный им резуль­тат имеющимися у них денежными знаками. Это определяет успех того проекта, который рационально решает задачи изучения потребнос­тей общества и удовлетворения их возожно полно.Проектные работы в новых условиях выполняются в следую­щей последовательности: выбор проектировщиков и заключение контракта по ре­зультатам конкурса;планирование проектно-сметных работ и услуг; собственно проектирование и согласование проектной до­кументации.

Бюджет проекта, разрабатываемый на основе сметы, отражает потребности проекта в финансовых средствах во времени и является основой для формирования структуры финансирования проекта.

Значительны функции менеджера проекта: зная проект и контролируя процесс разработки проектной документации, он по­могает избежать осложнений при реализации замысла.


^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Что входит в понятие предынвестиционных исследований?

  2. Какова цель подготовки Обоснования инвестиций?

  3. Каким образом выбирается участок под строительство объектов?

  4. Какова процедура выбора места для размещения объекта в ходе начальной фазы проекта?

  5. В какой момент инвестор принимает предварительное инвестиционное решение?

  6. Какие специалисты принимают участие в разработке проекта?

  7. Обозначьте структуру проектного анализа.

  8. В чем заключается предназначение ТЭО?

  9. Перечислите основные принципы составления ТЭО.

  10. Назовите основные технико-экономические показатели, рассчитываемые в ходе составления ТЭО.

11.Что такое проектное финансирование?

12.Какие существуют способы проектного финансирования?

13.Какие существуют источники финансирования?

14.Приведите любую классификацию.

15.Что понимается под организационными формами проектного финансирования?

16. Перечислите основные черты западного проектного финансирования.

17. Назовите основные формы проектного финансирования.

18. В чем особенности соглашения о разделе продукции как способа проектного финансирования?

19.В чем заключаются преимущества проектного финансирования?

20. В чем заключаются недостатки проектного финансирования?

21. Перечислите составляющие современной концепции маркетинга
в управлении проектами.

22. Что понимается под «маркетингом проекта»?

23. Что входит в понятие «маркетинговые исследования»?

24. Каковы основные характеристики задач, стоящих перед маркетинговыми исследованиями?

25. Назовите основные этапы проведения маркетинговых исследований.

26. Что составляет суть разработки маркетинговой стратегии проекта?

27. Перечислите основные фазы формирования концепции маркетинга проекта.

28. Перечислите основные составляющие программы маркетинга проекта.

29. Назовите основные статьи доходов и расходов в бюджете маркетинга проекта.

30. Что понимается под «управлением маркетингом» в рамках инвестиционного проектирования

31. Перечислите составляющие современной концепции маркетинга
в управлении проектами.

32 Что входит в понятие «маркетинговые исследования»?

33.Каковы основные характеристики задач, стоящих перед
маркетинговыми исследованиями?

34. Какая информация об инвестиционном проекте подлежит согласованию?

35.Каков порядок проведения тендера на разработку проектной до­кументации?

36. Перечислите основные данные и требования в задании на проек­тирование объектов производственного назначения.

37.Какие материалы должен представить заказчик при передаче задания на проектирование?

38. Приведите перечень основных технико-экономических показателей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Реклама:





Скачать файл (1092 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru