Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник по написанию бизнес-плана - файл 4.2.doc


Загрузка...
Справочник по написанию бизнес-плана
скачать (26990.2 kb.)

Доступные файлы (176):

Autorun.inf
CD.exe
Data.xml
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Перечень нормативных документов.doc35kb.18.12.2009 16:44скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
Оглавление.doc37kb.17.12.2009 13:43скачать
1.1.doc45kb.17.12.2009 17:19скачать
1.2.doc45kb.18.12.2009 13:38скачать
2.1.doc36kb.18.12.2009 13:40скачать
2.2.doc43kb.18.12.2009 13:43скачать
2.3.doc51kb.18.12.2009 13:44скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.17.12.2009 16:22скачать
2.6.doc88kb.17.12.2009 16:41скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.17.12.2009 13:04скачать
3.1.doc32kb.18.12.2009 13:51скачать
3.2.doc52kb.17.12.2009 18:25скачать
3.3.doc36kb.17.12.2009 13:04скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.17.12.2009 16:28скачать
3.6.doc33kb.17.12.2009 16:39скачать
4.1.doc134kb.18.12.2009 14:19скачать
4.2.doc137kb.17.12.2009 17:17скачать
4.3.doc84kb.17.12.2009 13:05скачать
5.1.doc63kb.18.12.2009 14:23скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.18.12.2009 14:46скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.17.12.2009 13:06скачать
5.6.doc44kb.18.12.2009 14:48скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc100kb.18.12.2009 16:25скачать
7.4.doc39kb.17.12.2009 13:07скачать
Глава 6.doc243kb.18.12.2009 16:24скачать
Глава 6_с правками.doc587kb.18.12.2009 18:57скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
рубрикатор (2).xls44kb.18.12.2009 19:07скачать
Список документов ( для вставки в рубрикатор).doc31kb.18.12.2009 18:37скачать
Таблица 6.10.xls29kb.17.12.2009 12:49скачать
Таблица 6.11.xls24kb.17.12.2009 12:49скачать
таблица 6.12.xls21kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.1.xls28kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.2.xls21kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.3.xls20kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.4.xls26kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.5.xls20kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.6.xls19kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.7.xls40kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.8.xls40kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.9.xls20kb.17.12.2009 12:49скачать
Таблица 7.1.xls43kb.04.12.2009 17:54скачать
указатель таблиц к главе.doc26kb.18.12.2009 18:48скачать
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
1.1.doc49kb.25.01.2010 16:27скачать
1.2.doc45kb.25.01.2010 16:41скачать
2.1.doc35kb.25.01.2010 14:41скачать
2.2.doc41kb.25.01.2010 16:28скачать
2.3.doc49kb.25.01.2010 16:28скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.25.01.2010 16:28скачать
2.6.doc86kb.25.01.2010 16:29скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.25.01.2010 16:42скачать
3.1.doc31kb.25.01.2010 16:29скачать
3.2.doc50kb.25.01.2010 16:30скачать
3.3.doc36kb.25.01.2010 16:30скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.25.01.2010 16:34скачать
3.6.doc32kb.25.01.2010 16:43скачать
4.1.doc131kb.25.01.2010 16:35скачать
4.2.doc134kb.25.01.2010 16:35скачать
4.3.doc82kb.25.01.2010 16:43скачать
5.1.doc61kb.25.01.2010 16:35скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.25.01.2010 16:36скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.25.01.2010 16:36скачать
5.6.doc45kb.25.01.2010 16:37скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc98kb.25.01.2010 16:38скачать
7.4.doc39kb.25.01.2010 16:38скачать
Глава 6.doc249kb.25.01.2010 16:41скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
Таблица 6.10.xls36kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.11.xls24kb.28.12.2009 12:29скачать
таблица 6.12.xls21kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.1.xls28kb.13.01.2010 13:05скачать
Таблица 6.2.xls28kb.28.12.2009 11:54скачать
Таблица 6.3.xls28kb.28.12.2009 11:56скачать
Таблица 6.4.xls33kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.5.xls28kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.6.xls27kb.28.12.2009 11:58скачать
Таблица 6.7.xls40kb.28.12.2009 12:00скачать
Таблица 6.8.xls40kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 6.9.xls20kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 7.1.xls43kb.28.12.2009 12:30скачать
Указатель таблиц Excel.doc31kb.21.12.2009 19:00скачать
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
1.1.doc49kb.25.01.2010 16:27скачать
1.2.doc45kb.25.01.2010 16:41скачать
2.1.doc35kb.25.01.2010 14:41скачать
2.2.doc41kb.25.01.2010 16:28скачать
2.3.doc49kb.25.01.2010 16:28скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.25.01.2010 16:28скачать
2.6.doc86kb.25.01.2010 16:29скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.25.01.2010 16:42скачать
3.1.doc31kb.25.01.2010 16:29скачать
3.2.doc50kb.25.01.2010 16:30скачать
3.3.doc36kb.25.01.2010 16:30скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.25.01.2010 16:34скачать
3.6.doc32kb.25.01.2010 16:43скачать
4.1.doc131kb.25.01.2010 16:35скачать
4.2.doc134kb.25.01.2010 16:35скачать
4.3.doc82kb.25.01.2010 16:43скачать
5.1.doc61kb.25.01.2010 16:35скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.25.01.2010 16:36скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.25.01.2010 16:36скачать
5.6.doc45kb.25.01.2010 16:37скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc98kb.25.01.2010 16:38скачать
7.4.doc39kb.25.01.2010 16:38скачать
Глава 6.doc249kb.25.01.2010 16:41скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
Таблица 6.10.xls36kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.11.xls24kb.28.12.2009 12:29скачать
таблица 6.12.xls21kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.1.xls28kb.13.01.2010 13:05скачать
Таблица 6.2.xls28kb.28.12.2009 11:54скачать
Таблица 6.3.xls28kb.28.12.2009 11:56скачать
Таблица 6.4.xls33kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.5.xls28kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.6.xls27kb.28.12.2009 11:58скачать
Таблица 6.7.xls40kb.28.12.2009 12:00скачать
Таблица 6.8.xls40kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 6.9.xls20kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 7.1.xls43kb.28.12.2009 12:30скачать
Указатель таблиц Excel.doc31kb.21.12.2009 19:00скачать
Кадровые решения_01_2010.pdf6320kb.21.01.2010 12:07скачать
Секретарь-референт_01_2010.pdf13053kb.21.01.2010 12:11скачать
Справочник экономиста_01_2010.pdf4475kb.21.01.2010 12:15скачать

4.2.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
4.2. Отчет о движении денежных средств («Кэш-фло»)
Кэш-фло по праву можно назвать основным отчетом бизнес-плана, при его формировании используются все исходные данные и отчеты, а данные самого кэш-фло используются при расчете показателей финансовой эффективности проекта.

Кэш-фло показывает денежные поступления и выплаты на каждом шаге расчета и по проекту в целом. Он содержит четыре раздела, которые соответствуют основным направлениям деятельности предприятия:

  • кэш-фло от операционной (текущей) деятельности;

  • кэш-фло от инвестиционной деятельности;

  • кэш-фло от финансовой деятельности;

  • кэш-фло от всех видов деятельности.

В соответствии с приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (ред. от 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» текущей деятельностью считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности, то есть производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.

В соответствии с этим в разделе «Кэш-фло» от операционной деятельности представлены денежные поступления и выплаты, связанные с производством и реализацией продукции.

Производственные затраты объединены в несколько групп:

  • расходы на сырье и основные материалы;

  • зарплата;

  • оплата накладных расходов;

  • налоговые платежи.

Принципиальное отличие «Кэш-фло» от «Отчета о прибылях и убытках» состоит в следующем.

«Отчет о прибылях и убытках» включает доходы и расходы по методу начисления: доходы чаще всего учитываются по отгрузке, независимо от момента оплаты, а расходы — по дате отражения операции в бухучете, также независимо от условий платежа.

Кэш-фло — это поток наличных и безналичных денежных средств. Здесь важен момент оплаты, поэтому итоговые строки «Кэш-фло» отличаются от «Отчета о прибылях и убытках» на сумму НДС, а по шагам расчета учитывается график платежей.

Применительно к доходам это выглядит следующим образом. Если проектом допускается отсрочка платежа за отгруженную продукцию, то возникает дебиторская задолженность, которая погашается через определенный промежуток времени, и, наоборот, при частичной или полной предоплате поступление денежных средств от реализации продукции будет предшествовать возникновению доходов в «Отчете о прибылях и убытках».

При расчете этой строки отчета необходимо учесть некоторые особенности:

  • если вся деятельность является объектом налогообложения ЕНВД, то поступления от продаж отличаются от выручки только при использовании метода учета выручки «по отгрузке» из-за наличия временного лага между моментом отгрузки продукции и поступлением денег от покупателей на расчетный счет или в кассу предприятия. Итоговая сумма выручки по двум отчетам будет одинакова;

  • если некоторые виды деятельности облагаются ЕНВД, а для других используется обычный режим налогообложения, то на НДС увеличиваются только доходы, полученные по тем видам деятельности, которые соответствуют обычному режиму налогообложения;

  • если составляется прогноз для уже существующего предприятия, то в поступления от продаж необходимо включить возврат дебиторской задолженности, существующий на момент составления прогноза, согласно графику ее погашения (график погашения дебиторской задолженности будет входить в систему исходных данных);

  • по отгрузкам в планируемый период учитываются условия оплаты — предоплата и отсрочка платежа.


Пример 4.3

Предприятие занимается исключительно оптовыми продажами. Договор на продажу продукции предусматривает оплату продукции в течение 10 календарных дней с момента отгрузки. Мы допускаем, что все покупатели захотят воспользоваться предлагаемой отсрочкой платежа и оплатят продукцию на десятый день с момента отгрузки. В этом случае оплата за продукцию, реализованную 1-го числа, поступит на счет 10-го числа текущего месяца, оплата за продукцию, проданную 10-го, — 20-го, за продажи 20-го — 30-го числа отчетного месяца, а за продажи, осуществленные после 20-го числа отчетного месяца, оплата поступит в месяце, следующем за отчетным. Таким образом, если в отчетном месяце 30 календарных дней, то поступление денежных средств составит 66,7 % от объема продаж (20 календарных дней / 30 календарных дней), а 33,3 % переходит в следующий месяц (10 календарных дней / 30 календарных дней). Соответственно, в следующем месяце будет оплачено 33,3 % от объема продаж прошлого месяца плюс 66,7 % от продаж отчетного месяца и т. д. В случае если в отчетном месяце не 30, а 31 календарный день, то поступление денежных средств в текущем месяце составит не 66,7 %, а 67,7 % (21 календарный день / 31 календарный день), и в следующий месяц переходит поступление денежных средств в размере 32,3 % от объема продаж.
Наличие выходных и праздничных дней, безусловно, немного сдвинет наш график, но мы можем пренебречь этой погрешностью в том случае, если бизнес-план допускает дальнейшие корректировки:

  • проект является не детализированным;

  • проект является долгосрочным;

  • бизнес-план предназначен для предварительной оценки эффективности;

  • точная дата начала реализации проекта неизвестна, отсчет ведется при условной нумерации месяцев (конкретные выходные и праздничные дни неизвестны).

В том случае, если проект прорабатывается в общих чертах и конкретные условия отгрузки пока неизвестны, при моделировании денежного потока можно использовать накопленный опыт и сложившиеся тенденции либо применить метод экспертных оценок.
Пример 4.4

Продукция реализуется и оптом, и в розницу. В договоре купли-продажи рассрочка за реализованную продукцию вообще не предусматривается, но практика предприятия показывает, что несмотря на это 20 % покупателей оплачивают продукцию в месяце, следующем за отчетным. Таким образом, в отчетном месяце поступления от продаж составят:
Валовой объем продаж за текущий месяц согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенный на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей × 80 %.
В следующем месяце оплата за продукцию составит:
(Валовой объем продаж за прошлый месяц согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенный на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей) × 20 % + (Валовой объем продаж за текущий месяц согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенный на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей) × 80 %

и т. д.
При наличии нескольких режимов работы с клиентами находится удельный вес каждого режима в общем объеме продаж, разрабатывается более развернутый план поступлений, рассчитывается процент текущих обязательств, оплачиваемых в данном периоде.

При планировании платежей за сырье и основные материалы также нужно учесть ряд факторов:

  • если вся деятельность является объектом налогообложения ЕНВД, то входящий НДС уже включен в себестоимость сырья и основных материалов. Следовательно, разница между данными «Отчета о прибылях и убытках» и «Кэш-фло» будет только за счет графика платежей;

  • расчет НДС по приобретенному сырью и основным материалам ведется только по тем видам деятельности, для которых ЕНВД не применен;

  • при рассмотрении производственного процесса «с нуля» необходимо учесть предварительные, или стартовые, закупки сырья и основных материалов (если поставщики ресурсов не готовы предоставить отсрочку платежа до получения доходов), осуществляемые до начала производственного процесса. В дальнейшем необходимо планировать поставки таким образом, чтобы поддерживать заданный страховой запас;

  • при составлении «Кэш-фло» для функционирующего предприятия необходимо провести предварительную оценку существующих запасов. Возможно, их величина окажется слишком высокой, и будет принято решение о снижении запасов (и, соответственно, платежей по данной статье расходов) на определенных шагах расчета. Если на предприятии сформирован недостаточный запас, то при наличии свободных денежных средств планируется пополнение материально-производственной базы.


Пример 4.5

Согласно калькуляции переменные расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему реализованной продукции, выглядят следующим образом:

  • сырье и основные материалы без учета доставки — 585 руб.;

  • расходы на доставку сырья и основных материалов — 58,5 руб.;

  • зарплата торговых представителей — 100 руб.;

  • начисления на ФОТ торговых представителей — 26,2 руб.;

  • расходы на рекламу и продвижение продукции (бюджет рекламы формируется в зависимости от объема продаж) — 70 руб.

Итого — 839,7 руб. без НДС.

К расходам на сырье и материалы относится 643,5 руб. без НДС (сырье и основные материалы 585 руб. + расходы на доставку сырья и основных материалов 58,5 руб.), или 759,33 руб. с НДС (643,5 руб. × 1,18).

Технология производства продукции предусматривает короткий производственный цикл (менее одного дня), запасы сырья и основных материалов характеризуются высокой оборачиваемостью, в связи с этим норматив запаса сырья и материалов относительно невелик. Проектом предусматривается, что норматив запаса сырья и материалов на складе должен составлять 5 % от планируемого объема производства за следующий отчетный месяц (то есть соответствовать дневной потребности производства в сырье и материалах). Если, например, начало производственного процесса запланировано на июнь текущего года, то в мае на складе должны сформироваться запасы сырья и основных материалов в размере 5 % от объема производства продукции, запланированного на июнь текущего года. В июне потребность в сырье и материалах составит 95 % от затрат на сырье и материалы за текущий месяц плюс 5 % от потребности в сырье и материалах за июль текущего года и т. д. Поставщики сырья и основных материалов работают по предоплате, поэтому отток денежных средств по этой статье расходов за май составит:
Расходы на сырье и основные материалы за июнь согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенные на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей × 5 %.
В июне в отчете «Кэш-фло» мы укажем следующий отток:
Расходы на сырье и основные материалы за июнь согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенные на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей × 95 % + Расходы на сырье и основные материалы за июль согласно «Отчету о прибылях и убытках», увеличенные на сумму НДС, акцизов и других подобных платежей × 5 %.
Формирование запасов сырья и основных материалов можно рассматривать как инвестиции в оборотные активы.

Если отразить их в разделе «Кэш-фло от инвестиционной деятельности», то возникнет двойной учет (первый раз эти потоки отразятся в разделе «Кэш-фло от текущей деятельности» в составе переменных расходов), в результате «Кэш-фло по всем видам деятельности» получится искаженным. Во избежание этого мы отражаем данный отток денежных средств один раз, в составе текущей деятельности.

В том случае, если такие платежи будут отражены в инвестиционной деятельности, необходимо исключить их из текущей деятельности, чтобы избежать двойного учета.

Оборотные средства являются необязательным элементом инвестиций: в соответствии с договоренностью поставщики ресурсов могут предоставить отсрочку платежа, и полный расчет с ними будет произведен после получения доходов от реализации продукции.

Сроки выплаты зарплаты, налогов и сборов определяются в соответствии с действующим российским законодательством. Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Пример 4.6

Работники приняты на работу в мае текущего года. В этом случае отток денежных средств на оплату труда в мае текущего года будет равен сумме авансов, выданных работникам. В июне расходы на заработную плату будут равны:
Сумма зарплаты, начисленной за май – Сумма авансов, выданных в мае + Сумма авансов, выданных за июнь.
Зарплата, как и налоговые отчисления, НДС не облагается.

При определении графика оплаты накладных расходов необходимо руководствоваться практикой компании, ее договоренностью с поставщиками товаров и услуг. Для планирования оттока денежных средств необходимо рассмотреть накладные расходы детально. Как правило, некоторые из них оплачиваются в текущем месяце, другие — в месяце, следующем за отчетным.
Пример 4.7

Структура накладных расходов за май выглядит следующим образом:

  • коммунальные услуги — 100 тыс. руб. с НДС;

  • транспортные расходы (кроме доставки сырья, основных материалов и готовой продукции) — 80 тыс. руб.;

  • связь — 30 тыс. руб. с НДС;

  • расходы на рекламу и продвижение товара — 300 тыс. руб. с НДС;

  • хозяйственные расходы — 70 тыс. руб. с НДС;

  • прочие расходы — 75 тыс. руб. с НДС.

Итого — 655 тыс. руб. с НДС.

Счета-фактуры на оплату коммунальных услуг и услуг связи приходят в конце месяца, поэтому оплата этих расходов осуществляется в месяце, следующем за отчетным. Расчет по транспортным услугам осуществляется практически одновременно с получением услуги, рекламодатели работают по предоплате, а хозяйственные расходы — это, в основном, материалы, которые приобретаются и отражаются в расходах по мере списания. Таким образом, в отчетном месяце (предположим, в мае) необходимо оплатить все накладные расходы, за исключением коммунальных услуг и услуг связи, то есть 525 тыс. руб. с НДС (80 тыс. руб. + 300 тыс. руб. + 70 тыс. руб. + 75 тыс. руб.), а 130 тыс. руб. с НДС (100 тыс. руб. + 30 тыс. руб.) будут оплачены в месяце, следующем за отчетным (в нашем примере это июнь).
Сроки уплаты налогов и других обязательных платежей регламентируются законодательством РФ.
Пример 4.8

В проекте предусмотрены следующие виды налогов и обязательных платежей:

  • ЕСН;

  • отчисления на социальное страхование;

  • НДС;

  • налог на прибыль;

  • налог на имущество юридических лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных — для налогоплательщиков — физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по ЕСН, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то есть оплата ЕСН за отчетный месяц приходится на месяц, следующий за отчетным.

В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, — в срок, установленный страховщиком. Следовательно, эти взносы также уплачиваются в месяце, следующем за отчетным.

НДС не участвует в формировании финансового результата — это косвенный налог, который платит конечный потребитель. Предприятие просто перечисляет этот налог в бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 174 НК РФ уплата НДС на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством. Налоговым периодом считается квартал, следовательно, НДС, начисленный за I квартал текущего года, уплачивается в апреле, мае и июне текущего года равными долями (по 1/3 от суммы, начисленной за январь-март). При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 286 НК РФ налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В общем случае (если иное не предусмотрено законодательством) по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются. В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом). Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода).

Данной статьей предусмотрен и другой вариант уплаты налога на прибыль. Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. В соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. В данном случае налог на прибыль, начисленный за январь отчетного года, уплачивается в феврале, по результатам февраля — в марте и т. д.

И, наконец, в определенных случаях возможна уплата налога на прибыль единовременными ежеквартальными взносами. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Налог на имущество юридических лиц является региональным, конкретная ставка налога и порядок его уплаты регламентируются органами власти субъекта РФ. Например, в Ставропольском крае ставка этого налога равна 2,2 %, авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода (три месяца, полугодие и девять месяцев) уплачиваются в пятидневный срок, установленный для предоставления бухгалтерской отчетности. Сумма налога, исчисленная по итогам налогового периода (года), уплачивается в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерской отчетности за год.

На основании всего сказанного выше составим календарь уплаты налогов, который будет отражен в отчете «Кэш-фло» (табл. 4.1). При разработке бизнес-плана шаг расчета составляет один месяц, поэтому для нас важно не конкретное число, а месяц, в котором осуществляется платеж. Еще одна особенность такого календаря состоит в том, что при разработке бизнес-плана мы говорим исключительно о планируемых показателях, поэтому в нашем случае суммы авансовых платежей соответствуют фактической сумме налога. Все эти особенности свидетельствуют о том, что такой календарь уплаты налогов применим исключительно для целей бизнес-планирования и не может быть руководством при осуществлении фактических расчетов по налогам и сборам.
^ Таблица 4.1. Календарь уплаты налогов, отраженный в отчете «Кэш-фло»

Месяц

Уплата ЕСН

Уплата отчислений на социальное страхование

Уплата НДС

Уплата налога на прибыль

Уплата налога на имущество

Январь

Налог, начисленный за декабрь прошлого года

1/3 × (НДС к уплате за прошлый год – платежи в апреле-декабре прошлого года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 9 мес. прошлого года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-сентябре прошлого года)




Февраль

Налог, начисленный за январь

1/3 × (НДС к уплате за прошлый год –платежи в апреле-декабре прошлого года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 9 мес. прошлого года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-сентябре прошлого года)




Март

Налог, начисленный за февраль

1/3 × (НДС к уплате за прошлый год – платежи в апреле-декабре прошлого года)

Налог на прибыль, начисленный за прошлый год – авансовые платежи, уплаченные за период с апреля прошлого года по февраль текущего года




Апрель

Налог, начисленный за март

1/3 × (НДС к уплате по итогам 3 мес. текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 3 мес. текущего года)

Налог, начисленный за прошлый год – авансовые платежи, уплаченные по итогам 9 мес. прошлого года + налог, начисленный по итогам 3 мес. текущего года

Май

Налог, начисленный за апрель

1/3 × (НДС к уплате по итогам 3 мес. текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 3 мес. текущего года)




Июнь

Налог, начисленный за май

1/3 × (НДС к уплате по итогам 3 мес. текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 3 мес. текущего года)




Июль

Налог, начисленный за июнь

1/3 × (НДС к уплате по итогам 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)

Налог, начисленный за 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные по итогам 3 мес. текущего года

Август

Налог, начисленный за июль

1/3 × (НДС к уплате по итогам 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)




Сентябрь

Налог, начисленный за август

1/3 × (НДС к уплате по итогам 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 6 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-июне текущего года)




Октябрь

Налог, начисленный за сентябрь

1/3 × (НДС к уплате по итогам 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные за апрель-сентябрь текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-сентябре текущего года)

Налог, начисленный за 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные по итогам 6 мес. текущего года

Ноябрь

Налог, начисленный за октябрь

1/3 × (НДС к уплате по итогам 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные за апрель-сентябрь текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-сентябре текущего года)




Декабрь

Налог, начисленный за ноябрь

1/3 × (НДС к уплате по итогам 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные за апрель-сентябрь текущего года)

1/3 × (налог на прибыль, начисленный за 9 мес. текущего года – авансовые платежи, уплаченные в апреле-сентябре текущего года)




Порядок отражения НДФЛ в «Кэш-фло» является спорным. До сих пор нет однозначного мнения по поводу его отражения в налоговых выплатах предприятия. С одной стороны, плательщиками НДФЛ являются физические лица, и предприятие просто перечисляет за них этот налог в день выдачи зарплаты. В связи с этим некоторые специалисты склоняются к тому, чтобы рассматривать НДФЛ в составе расходов на зарплату. Но, с другой стороны, возникновение этих перечислений напрямую связано с деятельностью данного предприятия, с реализацией его инвестиционных проектов, поэтому суммы НДФЛ являются причинно-обусловленными поступлениями в бюджет и могут быть включены в состав налоговых выплат, генерируемых данным проектом.

^ Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).

Данным определением подтверждается наш подход к пониманию термина «инвестиции» в узком смысле этого слова и отнесению сюда только вложений во внеоборотные активы.

Раздел «Кэш-фло от инвестиционной деятельности» отражает движение денежных средств, связанных с инвестиционным периодом реализации проекта. Он включает две строки:

  • приобретение активов, где отражаются вложения денежных средств во внеоборотные активы по шагам расчета;

  • выбытие активов, где мы отражаем движение активов из проекта.

Данные по затратам на приобретение активов переносятся в «Кэш-фло» из графика инвестиций, а выбытием активов может быть, например, их реализация по ликвидационной стоимости по окончании проекта.

Бывают ситуации, когда бизнес-план разрабатывается не на весь жизненный цикл проекта, а только на период осуществления инвестиций и возврата заемных средств, чтобы увидеть платежеспособность предприятия по уплате процентов по кредиту и основной суммы долга. Иногда проект разрабатывается на период освоения производства, так как необходимо увидеть платежеспособность, устойчивость и другие характеристики проекта на стадии его зарождения и развития.

Другими словами, бывают ситуации, когда по истечении периода, предусмотренного в бизнес-плане, производственный процесс продолжается. В этом случае строка «Кэш-фло» «Выбытие активов», с одной стороны, может отсутствовать — активы остаются в активах фирмы, но, с другой стороны, речь идет не о деятельности фирмы в целом, а об эффективности проекта, и хотя основные средства остаются в активах фирмы, из данного проекта они все же выбывают. Таким образом, чтобы не искажать интегральные показатели проекта, на последнем шаге расчета необходимо показать выбытие активов по ликвидационной стоимости.

Простейший способ расчета ликвидационной стоимости — по данным бухгалтерского учета (остаточная стоимость активов с учетом НДС). В данном расчете, когда о фактической реализации активов нет речи, допускается использовать именно этот подход. В тексте бизнес-плана обязательно дается пояснение, что активы выбывают из проекта, а не из предприятия, право собственности на них при этом остается неизменным.

Но когда речь идет о конкретной сделке, когда планируется физическое выбытие активов, такой подход является некорректным, так как ликвидационная стоимость определяется не только данными баланса, а скорее оценочной стоимостью, ситуацией на рынке.

Данные, представленные в бизнес-плане, соответствуют правилам налогового учета; финансовые отчеты формируются по тем же принципам. Но есть и свои особенности. Одной из таких особенностей является понимание инвестиций. При разработке бизнес-плана инвестиции рассматриваются в узком понимании и включают вложения во внеоборотные активы. Здесь следует обратить внимание на то, что они включают вложения во внеоборотные активы независимо от формы приобретения этих активов, в том числе и приобретение в лизинг.

Для целей бухгалтерского и налогового учета согласно п. 10 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки), а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, расходами, учитываемыми в соответствии с настоящим подпунктом, признаются:

  • у лизингополучателя — арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу;

  • у лизингодателя — расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Таким образом, для лизингополучателя лизинговые платежи рассматриваются в составе текущей деятельности предприятия. При формировании «Отчета о прибылях и убытках» в бизнес-плане мы придерживаемся того же принципа и включаем лизинговый платеж в текущие расходы, но при составлении отчета «Кэш-фло» лизинговые платежи рассматриваются не в текущей, а в инвестиционной деятельности предприятия. Это необходимо для того, чтобы не исказить логику расчетов и избежать необоснованного завышения показателей эффективности проекта, которые рассчитываются по данным «Кэш-фло». В самом деле, если отразить лизинговые платежи в составе текущей деятельности предприятия, то инвестиционные издержки при этом будут представлять меньшую величину, соответственно, снизится и период окупаемости вложенных средств. Такой подход, на наш взгляд, является недопустимым.

Данное допущение подтверждается и законодательством Российской Федерации.

Статья 28 Федерального закона от 29.01.2002 № 10-ФЗ (ред. от 18.07.2005) «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О лизинге”» гласит, что под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Под инвестиционными затратами (издержками) лизингодателя понимаются расходы и затраты (издержки) лизингодателя, связанные с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, в том числе:

  • стоимость предмета лизинга;

  • налог на имущество;

  • расходы на транспортировку и установку, включая монтаж и шефмонтаж, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • расходы на таможенное оформление и оплату таможенных сборов, тарифов и пошлин, связанных с предметом лизинга;

  • расходы на хранение предмета лизинга до момента ввода его в эксплуатацию, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • расходы на охрану предмета лизинга во время транспортировки и его страхование, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • страхование от всех видов риска, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами и отсрочки платежей, предоставленные продавцом (поставщиком);

  • плата за предоставление лизингодателю гарантий и поручительств, подтверждение расчетно-платежных документов третьими лицами в связи с предметом лизинга;

  • расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга;

  • расходы на регистрацию предмета лизинга, а также расходы, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга;

  • расходы на создание резервов в целях капитального ремонта предмета лизинга;

  • комиссионный сбор торгового агента;

  • расходы на передачу предмета лизинга;

  • расходы на оказание возникающих в ходе реализации комплексного лизинга дополнительных услуг;

  • иные расходы, без осуществления которых невозможно нормальное использование предмета лизинга.

^ Вознаграждение лизингодателя — денежная сумма, предусмотренная договором лизинга сверх возмещения инвестиционных затрат (издержек).

Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заемных средств и т. п.).

В разделе «Кэш-фло от финансовой деятельности» мы показываем источники финансирования проекта, его пассивы (вложение собственных средств, получение и возврат заемных средств), а также стоимость этих пассивов (проценты по кредитам).

При этом целесообразно разграничить источники финансирования проекта по направлениям их расходования.

Собственные средства разделяют на:

  • собственные средства, уже направленные в проект. Далеко не всегда бизнес-план разрабатывается под абсолютно новую идею. Нередко к моменту разработки бизнес-плана идея проработана настолько, что уже осуществлены определенные инвестиции. Более того, изменение рыночной конъюнктуры может заставить вносить коррективы на любой стадии реализации проекта. Бывают ситуации, когда часть инвестиционного замысла выполнена за счет собственных средств и для дальнейшей реализации необходимо привлечь инвестора или просто получить кредит в банке. Во всех этих случаях сумма собственных средств, уже вложенных во внеоборотные активы или запасы, рассматривается как предпроектные инвестиции. Они представляют собой привлечение ранее созданных производственных фондов и отражаются в отчете «Кэш-фло» по строке «Собственные средства» в дополнительной графе «Предпроектные инвестиции». Либо можно показать эти средства как вложения собственных средств в натуральной форме на первом шаге расчета;

  • нераспределенная прибыль прошлых лет, которая будет вложена в собственный бизнес, отражается в «Кэш-фло» по строке «Собственные средства»;

  • планируемая реинвестируемая прибыль, получаемая во время реализации проекта и направляемая в его развитие. Эта прибыль отражается в результатах от операционной деятельности, добавление ее в кэш-фло от финансовой деятельности, на наш взгляд, нежелательно, так как это будет всего лишь внутрихозяйственным оборотом. Предположим, один раз прибыль отражается в текущей деятельности, другой раз — в финансовой, и если мы просуммируем кэш-фло по всем видам деятельности, то получим баланс наличности, который представляет собой внутрихозяйственный оборот, а не фактическую сумму наличных денег. На расчете интегральных показателей проекта внутрихозяйственный оборот не отражается, но при визуальном чтении отчета «Кэш-фло» и анализе платежеспособности предприятия на каждом конкретном шаге расчета мы можем получить существенное искажение, и видимый профицит в реальности может превратиться в дефицит денежных средств. Для того чтобы баланс наличности на конец периода отражал сумму денежных средств, оставшихся после денежных потоков конкретного шага, необходимо к балансу наличности на начало периода прибавить кэш-фло по всем видам деятельности и вычесть сумму реинвестируемой прибыли. Другой вариант расчета состоит в том, что реинвестирование прибыли не отражается в финансовой деятельности, и внутрихозяйственный оборот денежных средств (движение его внутри проекта по видам деятельности) в «Кэш-фло» не учитывается. Вся прибыль, в том числе и реинвестируемая, проходит в расчетах один раз — в текущей деятельности;

  • собственные средства, направляемые на оплату текущих расходов, предшествующих производственному процессу. Эти собственные средства не являются инвестициями и не включены в стоимость проекта, но представляют собой источник финансирования и отражаются по строке «Собственные средства». Они возникают тогда, когда до начала производственного процесса и, соответственно, получения дохода возникают текущие расходы, которые необходимо финансировать (например, уплата процентов по кредитам, зарплата работников, коммунальные платежи и т. п.).

Если в проекте задействованы средства бюджета любого уровня, они также показываются отдельной строкой.

Заемные средства привлекаются тогда, когда собственных средств недостаточно для обеспечения платежеспособности предприятия. Чтобы оценить необходимость привлечения заемных средств, нужно спланировать денежные потоки с учетом собственных возможностей, а строку «Кэш-фло» «Получение кредитов (займов и др.)» оставить незаполненной. При помощи простого взгляда на отчет, даже без проведения дополнительных расчетов, можно сделать вывод о целесообразности привлечения заемного капитала: в те периоды, где резервы собственных возможностей исчерпаны, а баланс наличности на конец периода получается отрицательным, без привлеченных средств не обойтись. Это могут быть займы, коммерческие, банковские кредиты и др.

Если для реализации данного проекта необходимо получение более чем одного кредита (например, кредита на приобретение оборудования и кредита на пополнение оборотных средств), то они показываются отдельными строками, тем более что сроки возврата основной суммы долга и процентные ставки по кредиту будут различны.

После того как источники финансирования определены, условия предоставления кредита проработаны, рассчитываются выплаты процентов по кредитам. Если бизнес-план ориентирован на потенциального инвестора и особенности сделки еще не оговорены, то в расчетах можно отразить процентную ставку и порядок возврата кредиторской задолженности, принятый в обслуживающем банке.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно отражения процентов по кредитам: одни относят их к операционной деятельности, другие — к финансовой.

С одной стороны, проценты начисляются на те средства, которые инвестируются в активы, необходимые для реального бизнеса, и по своей сути отличаются от платежей по инструментам, обслуживающим фондовый рынок. И если кредит привлекается для приобретения оборудования или, предположим, запасов сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, проценты по такому кредиту по своей сути ближе к текущим расходам.

Но, с другой стороны, привлечение источников финансирования — это составляющая финансовой деятельности. Поэтому при варьировании соотношения собственных и заемных средств, даже при иных условиях кредитного договора, будут меняться и проценты по кредитам, а при полном самофинансировании или предоставлении беспроцентных займов могут отсутствовать вовсе.

Более того, отражение денежных потоков по финансовой деятельности связано с тем, что основополагающий принцип бухучета — принцип двойной записи — не ограничился проводками, он проник и в движение денежных средств. Каждая бухгалтерская операция одновременно отражается на активе одного счета и на пассиве другого. Так и здесь: приобретение активов показывается в кэш-фло от инвестиционной деятельности, а источники средств — от финансовой.

С учетом всего сказанного выше, на наш взгляд, в отчете «Кэш-фло» проценты по кредитам должны фигурировать в составе финансовой деятельности, но при расчете чистого денежного потока и показателей эффективности проекта они должны быть обязательно учтены.

Две итоговые строки «Кэш-фло» отражают баланс наличности на начало и конец периода. Баланс наличности позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств.

Баланс наличности на начало периода больше нуля в том случае, когда речь идет о прогнозировании развития существующей фирмы. В этом случае мы проставляем планируемые остатки в кассе и на расчетных счетах предприятия на первом шаге расчета. При разработке инвестиционного проекта баланс наличности на начало периода принимается равным нулю, и все поступления средств отражаются как вложения, денежные потоки.

Само слово «баланс» ассоциируется с уравновешенностью. В данном случае баланс наличности на конец периода — это равенство наших замыслов и возможностей для их реализации, и для обеспечения выполнимости проекта баланс наличности на конец периода должен быть больше либо равным 0 на каждом шаге расчета.

В случае дефицита средств требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала. Другими словами, если при разработке бизнес-плана в итоговой строке «Кэш-фло» «Баланс наличности на конец периода» получается отрицательное значение, необходимо увеличить пассивы — собственные или заемные средства. Собственными средствами могут быть средства учредителей, а заемными — кредиты банков. Проект может реализоваться только при обеспечении платежеспособности инициатора проекта на каждом шаге расчета. При невозможности рассчитаться по своим обязательствам инициатор проекта будет вынужден как минимум заморозить проект и приостановить его реализацию.

«Кэш-фло» невозможно составить без предварительной проработки «Отчета о прибылях и убытках», а показатели эффективности проекта невозможно рассчитать при отсутствии отчета «Кэш-фло». Суммарный денежный поток по всем шагам расчета в итоге должен соответствовать суммам, представленным в «Отчете о прибылях и убытках», отличаясь от них лишь на сумму НДС. В случае когда поступления денег ожидаются за горизонтом планирования, эти потоки показываются на последнем шаге расчета. Это имеет принципиальное значение для расчета эффективности проекта.
^ Учет особенностей сложившейся экономической ситуации
В тяжелых экономических условиях основной целью отчета «Кэш-фло» является определение достаточности денежного потока для выполнения своих обязательств в срок и в полном объеме. Немаловажное значение имеет не только факт наличия положительного сальдо, но и его размер, свидетельствующий о степени надежности плана и уровне риска. Даже если, несмотря на трудности, предприятие планирует работать с инвестиционным проектом, подразумевающим инвестиции во внеоборотные активы, результаты проекта необходимо сопоставлять с планируемым денежным потоком, связанным с продолжением деятельности. В таких условиях необходимо анализировать не только проект, но и деятельность предприятия без него. В инвестиционном бизнес-плане моделируется поток по новому проекту и демонстрируется достаточность или недостаточность средств, генерируемых данным проектом. Помимо этого необходимо предельно точно спрогнозировать денежный поток по текущей деятельности, оценить степень надежности полученных оценок, возможные отклонения от плана, наложить полученные результаты на поток, генерируемый инвестиционным проектом, и только потом сделать выводы о его целесообразности. Конечно, подобные действия необходимо совершать, даже находясь в благоприятном экономическом окружении, просто в нестабильных условиях повышается уровень риска и усиливается роль его оценки.

При разработке бизнес-плана бухгалтерский баланс нередко является необязательным дополнением, так как его данные не участвуют в расчете и анализе эффективности проекта. Но в некоторых случаях бухгалтерский баланс входит в финансовый раздел бизнес-плана, в связи с этим остановимся на его рассмотрении.


Скачать файл (26990.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации