Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник по написанию бизнес-плана - файл Глава 6.doc


Загрузка...
Справочник по написанию бизнес-плана
скачать (26990.2 kb.)

Доступные файлы (176):

Autorun.inf
CD.exe
Data.xml
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Перечень нормативных документов.doc35kb.18.12.2009 16:44скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
Оглавление.doc37kb.17.12.2009 13:43скачать
1.1.doc45kb.17.12.2009 17:19скачать
1.2.doc45kb.18.12.2009 13:38скачать
2.1.doc36kb.18.12.2009 13:40скачать
2.2.doc43kb.18.12.2009 13:43скачать
2.3.doc51kb.18.12.2009 13:44скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.17.12.2009 16:22скачать
2.6.doc88kb.17.12.2009 16:41скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.17.12.2009 13:04скачать
3.1.doc32kb.18.12.2009 13:51скачать
3.2.doc52kb.17.12.2009 18:25скачать
3.3.doc36kb.17.12.2009 13:04скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.17.12.2009 16:28скачать
3.6.doc33kb.17.12.2009 16:39скачать
4.1.doc134kb.18.12.2009 14:19скачать
4.2.doc137kb.17.12.2009 17:17скачать
4.3.doc84kb.17.12.2009 13:05скачать
5.1.doc63kb.18.12.2009 14:23скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.18.12.2009 14:46скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.17.12.2009 13:06скачать
5.6.doc44kb.18.12.2009 14:48скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc100kb.18.12.2009 16:25скачать
7.4.doc39kb.17.12.2009 13:07скачать
Глава 6.doc243kb.18.12.2009 16:24скачать
Глава 6_с правками.doc587kb.18.12.2009 18:57скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
рубрикатор (2).xls44kb.18.12.2009 19:07скачать
Список документов ( для вставки в рубрикатор).doc31kb.18.12.2009 18:37скачать
Таблица 6.10.xls29kb.17.12.2009 12:49скачать
Таблица 6.11.xls24kb.17.12.2009 12:49скачать
таблица 6.12.xls21kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.1.xls28kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.2.xls21kb.17.12.2009 12:47скачать
Таблица 6.3.xls20kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.4.xls26kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.5.xls20kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.6.xls19kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.7.xls40kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.8.xls40kb.17.12.2009 12:48скачать
Таблица 6.9.xls20kb.17.12.2009 12:49скачать
Таблица 7.1.xls43kb.04.12.2009 17:54скачать
указатель таблиц к главе.doc26kb.18.12.2009 18:48скачать
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
1.1.doc49kb.25.01.2010 16:27скачать
1.2.doc45kb.25.01.2010 16:41скачать
2.1.doc35kb.25.01.2010 14:41скачать
2.2.doc41kb.25.01.2010 16:28скачать
2.3.doc49kb.25.01.2010 16:28скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.25.01.2010 16:28скачать
2.6.doc86kb.25.01.2010 16:29скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.25.01.2010 16:42скачать
3.1.doc31kb.25.01.2010 16:29скачать
3.2.doc50kb.25.01.2010 16:30скачать
3.3.doc36kb.25.01.2010 16:30скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.25.01.2010 16:34скачать
3.6.doc32kb.25.01.2010 16:43скачать
4.1.doc131kb.25.01.2010 16:35скачать
4.2.doc134kb.25.01.2010 16:35скачать
4.3.doc82kb.25.01.2010 16:43скачать
5.1.doc61kb.25.01.2010 16:35скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.25.01.2010 16:36скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.25.01.2010 16:36скачать
5.6.doc45kb.25.01.2010 16:37скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc98kb.25.01.2010 16:38скачать
7.4.doc39kb.25.01.2010 16:38скачать
Глава 6.doc249kb.25.01.2010 16:41скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
Таблица 6.10.xls36kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.11.xls24kb.28.12.2009 12:29скачать
таблица 6.12.xls21kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.1.xls28kb.13.01.2010 13:05скачать
Таблица 6.2.xls28kb.28.12.2009 11:54скачать
Таблица 6.3.xls28kb.28.12.2009 11:56скачать
Таблица 6.4.xls33kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.5.xls28kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.6.xls27kb.28.12.2009 11:58скачать
Таблица 6.7.xls40kb.28.12.2009 12:00скачать
Таблица 6.8.xls40kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 6.9.xls20kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 7.1.xls43kb.28.12.2009 12:30скачать
Указатель таблиц Excel.doc31kb.21.12.2009 19:00скачать
Закон РФ от 19.06.1992.doc163kb.17.12.2009 18:29скачать
Методические рекомендации о порядке организации.doc133kb.17.12.2009 12:42скачать
Методические рекомендации по оценке эффективности.doc2954kb.18.12.2009 13:10скачать
П 1 ст 256 НК РФ.doc27kb.17.12.2009 18:24скачать
Письмо минсельлхозпрода.doc176kb.17.12.2009 12:43скачать
Постановление от 22.11.1997.doc288kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ Минэкономразвития от 09.11.2007.doc68kb.17.12.2009 12:44скачать
Приказ Минэкономразвития от 23.03.2006.doc123kb.17.12.2009 12:43скачать
Приказ ФАС.doc43kb.17.12.2009 12:43скачать
Указание ЦБ РФ.doc237kb.17.12.2009 12:43скачать
1.1.doc49kb.25.01.2010 16:27скачать
1.2.doc45kb.25.01.2010 16:41скачать
2.1.doc35kb.25.01.2010 14:41скачать
2.2.doc41kb.25.01.2010 16:28скачать
2.3.doc49kb.25.01.2010 16:28скачать
2.4.doc29kb.17.12.2009 13:00скачать
2.5.doc53kb.25.01.2010 16:28скачать
2.6.doc86kb.25.01.2010 16:29скачать
2.7.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
2.8.doc28kb.25.01.2010 16:42скачать
3.1.doc31kb.25.01.2010 16:29скачать
3.2.doc50kb.25.01.2010 16:30скачать
3.3.doc36kb.25.01.2010 16:30скачать
3.4.doc34kb.17.12.2009 13:04скачать
3.5.doc28kb.25.01.2010 16:34скачать
3.6.doc32kb.25.01.2010 16:43скачать
4.1.doc131kb.25.01.2010 16:35скачать
4.2.doc134kb.25.01.2010 16:35скачать
4.3.doc82kb.25.01.2010 16:43скачать
5.1.doc61kb.25.01.2010 16:35скачать
5.2.doc59kb.17.12.2009 18:21скачать
5.3.doc50kb.25.01.2010 16:36скачать
5.4.doc33kb.17.12.2009 14:00скачать
5.5.doc37kb.25.01.2010 16:36скачать
5.6.doc45kb.25.01.2010 16:37скачать
7.1.doc36kb.18.12.2009 14:52скачать
7.2.doc34kb.17.12.2009 13:06скачать
7.3.doc98kb.25.01.2010 16:38скачать
7.4.doc39kb.25.01.2010 16:38скачать
Глава 6.doc249kb.25.01.2010 16:41скачать
Предметный указатель.doc71kb.17.12.2009 19:32скачать
Таблица 6.10.xls36kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.11.xls24kb.28.12.2009 12:29скачать
таблица 6.12.xls21kb.28.12.2009 12:29скачать
Таблица 6.1.xls28kb.13.01.2010 13:05скачать
Таблица 6.2.xls28kb.28.12.2009 11:54скачать
Таблица 6.3.xls28kb.28.12.2009 11:56скачать
Таблица 6.4.xls33kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.5.xls28kb.28.12.2009 11:57скачать
Таблица 6.6.xls27kb.28.12.2009 11:58скачать
Таблица 6.7.xls40kb.28.12.2009 12:00скачать
Таблица 6.8.xls40kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 6.9.xls20kb.28.12.2009 12:28скачать
Таблица 7.1.xls43kb.28.12.2009 12:30скачать
Указатель таблиц Excel.doc31kb.21.12.2009 19:00скачать
Кадровые решения_01_2010.pdf6320kb.21.01.2010 12:07скачать
Секретарь-референт_01_2010.pdf13053kb.21.01.2010 12:11скачать
Справочник экономиста_01_2010.pdf4475kb.21.01.2010 12:15скачать

Глава 6.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


ГЛАВА 6. ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
В данной главе рассмотрим разработку финансового плана, т. е.то есть той части бизнес-плана, которая содержит расчеты. Все остальные разделы бизнес-плана определяются исключительно сущностью проекта, для каждого бизнес-плана они будут разные. Финансовый план тоже индивидуален, но процесс его разработки основан на методике расчета, которая является относительно унифицированной.

Несмотря на то, что вложения во внеоборотные активы на данный момент являются не самыми актуальными, в качестве примера рассмотрим именно инвестиционный проект, демонстрирующий максимальное количество расчетов.
Пример 6.1

25.

Предположим, проектом предусматривается создание предприятия «с нуля» -— строительство производственного комплекса, приобретение оборудования, его запуск, выпуск продукции. К моменту разработки бизнес-плана инициаторы проекта уже вложили в него 30 млн. руб. Эти средства пошли на оплату проектных, изыскательских работ и оплату выполненных СМР. Финансовые возможности инициаторов проекта не позволяют реализовать его полностью за счет собственных средств, поэтому проектом предусматривается кредит. На практике, конечно, доля заемных средств обычно не превышает 70 % от стоимости проекта, но наш пример очень условен, поэтому выполнение этого требования не является обязательным (в примере доля заемных средств составляет 91 % от стоимости проекта).

Расчет выполнен с учетом следующих условий и допущений:

  • горизонт планирования составляет 24 мес., т. к.так как именно за этот период происходит полный расчет по кредиту, по завершении 24 мес. планируется продолжение производственного процесса;

  • все денежные поступления и платежи, которые связаны с реализацией данного проекта, но выходят за границы горизонта планирования, включены в денежные потоки за последний рассматриваемый шаг расчета;

  • интервал планирования –— 1 месяц;

  • валюта проекта –— рубль РФ;

  • инвестиции, осуществленные в предпроектный период, рассматриваются в составе инвестиций, осуществленных за счет собственных средств;

  • сумма средств, которую необходимо вложить в оборудование, определена на основе заключенных контрактов и коммерческих предложений.

Работу над бизнес-планом нельзя представить в виде строгой последовательности действий, нельзя свести ее к последовательности операций. Дело в том, что верное решение может быть найдено далеко не сразу, придется выполнить не один расчет, прежде чем будет найден оптимальный вариант. (При этом важно помнить, что в готовом виде бизнес-план будет представлен в вышеупомянутой строгой последовательности действий, но не ранее.)

Нельзя, например, однозначно сказать, что должно быть первым, а что –— вторым шагом расчета: - разработка графика инвестиций или разработка плана продаж?

С одной стороны, план продаж ограничивается производственными мощностями предприятия. Возможна ситуация, когда платежеспособный спрос превышает производственные мощности и не может быть удовлетворен в полном объеме.

С другой стороны, использование производственных мощностей ограничивается возможностью предприятия реализовать произведенную продукцию.

Поиск правильного соотношения, и баланса во всем составляет основу бизнес-планирования. Для нахождения этого баланса недостаточно владеть методикой бизнес-планирования, —- необходимо ориентироваться в ситуации, чувствовать возможности, уметь использовать имеющиеся резервы.

Первая таблица, которая разрабатывается для финансового плана, — – это Гграфик инвестиций. На начальном этапе планирования оценивается сметная стоимость СМР, определяются поставщики оборудования, цены, условия поставки, монтажа и пуско-наладочных работ. Сметная стоимость СМР, как правило, содержит дату начала и окончания работ по каждому этапу строительства и монтажа, а поставщики оборудования готовы предложить если не конкретные, то типовые условия его оплаты, монтажа, ввода в эксплуатацию. Полученная информация сводится в таблицу - «График инвестиций» (см. Ттабл. 6.1ицу 1 в файле «Пример 25»).
График инвестиций —- это не только график вливания предполагаемых денежных средств в проект. Он также определяет дату ввода основных средств в эксплуатацию и, как следствие, - начало производственной фазы проекта (начало производственного процесса, возникновение амортизационных отчислений, налога на имущество и пр.).

Прежде, чем перейти к разработке проивзодственногопроизводственного плана, необходимо конкретизировать номенклатуру выпускаемой проудкциипродукции и определить расходы на ее производство (см. Ттабл.ицы 6.2, 6.3 в файле «Пример 25»).




Проводить расчеты для каждой номенклатурной позиции нецелесообразно. Однородные виды продукции, которые имеют схожие потребительские качества, и затраты которых по ряду позиций совпадают, объединяются в виды номенклатуры, и для них берется усредненный норматив затрат.

Переменные расходы на единицу продукции являются одним из тех факторов, который оказывает очень весьма существенное влияние на конечный результат деятельности. Эти данные непременно участвуют в ценообразовании, формируют расходную часть «Отчета о прибылях и убытках», итоговый денежный поток «Кэш-фло». Их доля в общем объеме затрат велика, поэтому разработке переменных расходов необходимо уделять особое внимание и не пренебрегать деталями. В связи с этим рассмотрим то, как определениеяются расходырасходов на доставку сырья и материалов.

Наиболее простой, усредненный план транспортных расходов на доставку сырья и материалов подразумевает их определение в процентах от стоимости приобретенного сырья и материалов. Как правило, это порядка около 10 %.

В то же время некоторые поставщики ресурсов осуществляют доставкудоставляют сырьяе и материалов бесплатно, они учитываютя свои расходы на доставку при формировании отпускной цены на продукцию. И если гипотетически бесплатную доставку осуществляют все поставщики сырья и материалов, то также гипотетически транспортные расходы на доставку сырья и материалов должны быть равны нулю.

Возможна ситуация, когда поставщик осуществляет доставку за дополнительную плату или предлагает самовывоз.

Самовывоз может осуществляться собственным транспортом покупателя либо для этих целей задействуются сторонние автотранспортные предприятия, осуществляющие грузоперевозки.

Предположим, для этих целей используется собственный транспорт покупателя. Здесь тоже возможны две ситуации:

  1. Задействуется собственный транспорт, который не осуществляет коммерческие грузоперевозки. В данном случае расходы на доставку определяются фактическими расходами на осуществление рейсов.

  2. Задействуется собственный транспорт предприятия, который задействован используется на коммерческих рейсах и его работа которого по доставкуе сырья и материалов происходит в ущерб коммерческим рейсам. В данном случае расходы на доставку сырья и материалов для собственных нужд равны той стоимости, по которой предприятие осуществляет аналогичные рейсы для сторонних клиентов.

Разница в двух выше названных подходах обусловлена тем, что с экономической точки зрения расходы представляют собой не только сумму осуществленных затрат, но и недополученную выгоду. Если бы транспортное средство было задействовано на коммерческом направлении, онои принесло бы определенный доход. Используя свое транспортное средство для собственных нужд, предприятие лишается возможности заработать. Если же на данный момент у предприятия нет возможности заработать на коммерческих рейсах (например, временные сложности со спросом на услуги, либо вовсе отсутствие коммерческой деятельности по данному направлению), то расходы на доставку –— это фактические расходы по данному рейсу, недополученной выгоды нет.
Поставщики сырья и материалов могут располагаться в разных населенных пунктах, поэтому для определения общей суммы транспортных расходов на доставку сырья и материалов необходимо найти транспортные расходы по каждой их составляющей. Для этого стоимость рейса (фактические расходы или рыночная стоимость) делится на объем перевозки в выбранной единице измерения. П, получаем сумму транспортных расходов по каждому виду сырья и материалов. Полученная величина умножается на количество сырья и материалов, предусмотренных нормативами. Эти действия выполняются по каждой позиции сырья и материалов, фигурирующей в калькуляции. Суммируя полученные величины, определяем итоговые расходы на доставку сырья и материалов на единицу продукции.

После определения переменных расходов анализируются различные варианты ценообразования, чувствительность продаж к времени года (сезонность), и, наконец, определяется план продаж, а на основе плана продаж –— план производства продукции.

План производства отличается от плана продаж на величину остатков готовой продукции. В нашем примере предусмотрен неснижаемый остаток готовой продукции в размере 500 тыс. единиц для каждого вида продукции. Остаток готовой продукции остается неизменным на протяжении всего периода реализации проекта (смт. Табл.ицу 6.4 в файле «Пример 25»). Он необходим для снижения рисков: в случае непредвиденного увеличения спроса или в случае сбоев в поставках сырья и материалов запас готовой продукципродукции на складе позволит своевременно выполнять заявки и избежать риска недопоставки продукции клиентам.













Вид номенклатуры А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид номенклатуры Б


Итого

Дополнительные строки






















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 











На основе плана производства определяется потребность в персонале, которая связана с технологией производства, сменностью работы (производство в одну, две 1, 2 или даже 3три смены), режимом работы (обычный или суммированный учет рабочего времени), площадью помещений, вместимостью складов и др.угими факторами. В результате появляется план по персоналу (см. Ттабл. 6.ицу 5 в файле «Пример 25»).

оставить как есть

Следующий шаг –— определение накладных расходов по проекту. Результаты оформляются в виде таблицы с указанием развернутой и итоговой суммы накладных затрат на каждом шаге расчета. В нашем примере сумма накладных расходов остается неизменной на протяжении всего периода реализации проекта (смт. Табл. ицу 6.6 в файле «Пример 25»).
Все эти данные необходимы для разработки отчетов финансового плана.

«Отчет о прибылях и убытках» -— это тот содержательный минимум, который присутствует и в учете, и в анализе, и в планировании. Да, воВо всех трех случаях он может иметь разную структуру, но принцип формирования всегда один —– сопоставить доходы от реализации идей с расходами на их осуществление (смт. Табл.ицу 6.7 в файле «Пример 25»).
Валовой объем продаж представляет собой выручку-брутто от реализации продукции, определенную в «Плане производства и продаж» и уменьшенную на НДС. В нашем случае ставка НДС составляет 18 %,. тТаким образом, итоговое значение выручки-нетто от реализации продукции будет равно 2 123 790,84 тыс. руб. (2 506 073,19 / 1,18). При использовании метода учета выручки по отгрузке в данной строке фигурирует стоимость (без НДС) отгруженной продукции, независимо от даты ее оплаты. В том случае, если реализуемая продукция является подакцизной, для учета выручки в «Отчете о прибылях и убытках» сумму акцизов необходимо вычесть из суммы выручки.

Суммарные переменные издержки представляют собой произведение переменных расходов на единицу продукции на количество реализованной продукции. Так, в нашем примере сумма переменных расходов за весь период реализации проекта равна 1 231 310,07 тыс. руб. без НДС (16,78 руб. без НДС *× 50 774,2 шт. + 15,09 руб. без НДС *× 25 137,11 шт.).

В «Отчете о прибылях и убытках» отражаются переменыепеременные расходы, приходящиеся именно на реализованную продукцию. При этом следует помнить, что количество реализованной продукции отличается от количества произведенной продукции на величину запасов (запасы готовой продукции на начало периода + объем производства готовой продукции за период – реализация готовой продукции за период = запасы готовой продукции на конец периода).

В соответствии со ст. 254 Налогового кодексаНК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;

  • метод оценки по средней стоимости;

  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Таким образом, списание материалов в производстве может совершенно не совпадать с теми расходами, которые нашли свое отражение в данном отчете (списание материалов осуществляется исходя из количества произведенной продукции, нормы расхода сырья и материалов и их цен, а переменные расходы в «Отчете о прибылях и убытках» включают переменные расходы, приходящиеся на реализованную продукцию, независимо от объемов производства).

Валовая прибыль (маржинальный доход) представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными издержками. За весь период реализации проекта маржинальный доход равен 892 480,77 руб. без НДС (2 123 790,84 руб. – 1 231 310,07 руб.).

Далее в «Отчете о прибылях и убытках» фигурирует налог на имущество.

В соответствии со ст. 376 Налогового КодексаНК РФ средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу. Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Таким образом, для расчета этого налога необходимо знать остаточную стоимость имущества, а для расчета остаточной стоимости –— определить сумму амортизации.

Амортизация чаще всего начисляется линейным способом, и потому неизменна на протяжении всего периода эксплуатации основных средств. Самое главное при , что необходимо для планированияи амортизации –— правильно определить амортизационный период для каждой группы основных средств. При выборе между минимальным и максимальным сроком эксплуатации мы, по сути, влияем на финансовый результат, сумму налога на имущество. В нашем примере срок службы производственного корпуса составляет 30 лет (360 мес.), срок службы оборудования —– 10 лет (120 мес.). Для расчета суммы амортизации берется стоимость основных средств без НДС.

Первоначальная стоимость оборудования определяется расходами на его приобретение. Для приобретения оборудования планируется привлечение заемных средств. Согласно действующему российскому законодательству проценты по кредитам являются внереализационными расходами, которые уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. С другой стороны, проценты по такому кредиту, уплаченные до ввода основных средств в эксплуатацию, увеличивают их первоначальную стоимость (так какт. к. до этого момента нет производства продукции как такового, соответственно, нет реализации и делить расходы на относимые к реализации и не относимые к ней просто нецелесообразно), а проценты по кредитам, уплаченные после ввода оборудования в эксплуатацию, относятся к внереализационным расходам. В нашем примере вся сумма процентов по кредитам включена в состав внереализационных расходов, и первоначальная стоимость оборудования соответствует сумме без НДС, которая указана в графике инвестиций. Д, для производственного корпуса – это 199 322,03 тыс. руб. (общая сумма 235 200 тыс. руб. – НДС 35 877,97 тыс. руб.), для оборудования –— 87 003,19 тыс. руб. (платежи поставщику оборудования 82 741,98 тыс. руб. + таможенные пошлины 4 261,21 тыс. руб.). НДС в сумме 35 877,97 тыс. руб. и 15 660,58 тыс. руб. возмещается в том периоде, в котором основные средства вводятся в эксплуатацию.

С учетом срока службы амортизация производственного корпуса составляет 553,67 тыс. руб. (первоначальная стоимость 199 322,03 тыс. руб. / срок полезного использования 360 мес.), амортизация оборудования —– 725,03 тыс. руб. (87 003,19 тыс. руб. / 120 мес.).

Ввод в эксплуатацию производственного корпуса запланирован на июнь 2010 г., следовательно, именно с этого периода возникнет амортизация в сумме 553,67 руб. в месяц и налог на имущество.

Рассчитаем налог на имущество, относящийся к июню 2010 г. Остаточная стоимость основных средств на начало периода равна первоначальной стоимости производственного корпуса —– 199 322,03 тыс. руб. без НДС. За месяц на этот объект начисляется амортизация в сумме 553,67 тыс. руб., и остаточная стоимость основных средств на первое число следующего месяца –— 198 768,36 тыс. руб. (199 322,03 тыс. руб. – 553,67 тыс. руб.). Шестой шаг расчета приходится на июнь, следовательно, в этом месяце начисляется налог на имущество по итогам полугодия. Сумма налога на имущество, начисленная в этом месяце, равна 625,57 тыс. руб. ((0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 199 322,03 тыс. руб. + 198 768,36 тыс. руб.) / 7 ×* 2,2 % / 12 мес. ×* 6 мес.).

Следующий шаг расчета —– это июль. Согласно действующему российскому законодательству при расчете налога на имущество отчетным периодом являеются 3 мес.яца, полугодие, 9 мес.яцев, а налоговым периодом –— 1 год. Таким образом, фактически налог начисляется четыре4 раза в год. Но в бизнес-плане необходимо показать финансовый результат (прибыль или убыток) на каждом шаге расчета, для того, чтобы было видно динамику изменения чистой прибыли, чтобы оценить, на каком шаге расчета заканчиваются убытки, и начинается работа с прибылью. Бизнес-план -— это документ, созданный для решения управленческих задач, и он в большей степени подчиняется принципам управленческого учета.

Формулы расчета ежемесячной суммы налога на имущество не существует, поэтому сумма налога рассчитывается по тому же принципу, исходя из среднемесячной остаточной стоимости основных средств. Кроме того, необходимо учесть, что за полугодие налог на имущество уже начислен. Первого августа вводится в эксплуатацию оборудование, его первоначальная стоимость –— 87 003,2 тыс. руб. без НДС. Таким образом, остаточная стоимость основных средств на 1 августа составит 285 217,89 тыс. руб. (198 768,36 тыс. руб. – 553,67 тыс. руб. + 87 003,2 тыс. руб.), а сумма налога на имущество –— 470,57 тыс. руб. ((0 + 0 + 0 + 0 + 0 + 199 322,03 тыс. руб. + 198 768,36 тыс. руб. + 285 217,89 тыс. руб.) / 8 *× 2,2 % / 12 мес. *× 7 мес. – 625,57 тыс. руб.) и т. д.

Проценты по кредитам начисляются ежемесячно на оставшуюся сумму долга. Продолжительность периода с момента получения первого транша и до полного расчета по кредиту составляет 2два года, процентная ставка по кредиту на приобретение основных средств составляет — 20 %. На первом шаге расчета привлекаются заемные средства в сумме 48 000 тыс. руб., следовательно, сумма процентов, начисленных за этот месяц, составит 800 тыс. руб. (48 000 тыс. руб. ×* 20 % / 12 мес.). Получение заемных средств осуществляется до июля 2010 г. В нашем случае каждый транш поступает 1-го числа месяца, поэтому сумма процентов, начисленных за август 2010 г., будет равна 2 089,52 тыс. руб. ((48 000 тыс. руб. + 77 370,99 тыс. руб.) *× 20 % / 12 мес.). В последующие месяцы расчет процентов по кредиту выглядит аналогичным образом. С июля 2011 г. по декабрь 2011 г. кредит погашается шестью равными взносами, поэтому сумма процентов, начисляемая на оставшуюся сумму долга, уменьшается.

В том случае, еЕсли кредит привлекается или погашается не в первых числах месяца, то это необходимо учитывать это при планировании начисленных процентов, т. к.так как такая неточность ведет к погрешности расчетов.

Кредит на пополнение оборотных средств привлекается на шаге расчета, предшествующем началу производственного процесса (июль 2010 г.). Он необходим для приобретения запасов сырья и основных материалов. Сумма кредита —– 6 700 тыс. руб. Кредит выдается сроком на один1 год, процентная ставка по кредиту на пополнение оборотных средств составляет 18 %.

Таким образом, на седьмом шаге расчета сумма процентов за пользование кредитами увеличивается на 100,5 тыс. руб. (6 700 тыс. руб. ×* 18 % / 12 мес.).

Данным проектом предусматривается субсидирование части процентов по кредитам на приобретение основных средств в размере ¾ от действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ. При уплате процентов по кредиту на пополнение оборотных средств субсидирование процентов не предусматривается.

Ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату разработки проекта, — – 13 % годовых. Сумма субсидии на первом шаге расчета равна 390 тыс. руб. (начисленные проценты 800 тыс. руб. / процентная ставка по кредиту 20 % *× установленная ЦБ РФ ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ 13 % ×* ¾). Другой способ расчета: сумма долга 48 000 тыс. руб. ×* ставка рефинансирования 13 % *× ¾ / 12 мес.). Сумма субсидии отражается в «Отчете о прибылях и убытках» по строке «Другие доходы» и увеличивает налогооблагаемую прибыль (убыток).

При положительном финансовом результате возникает налог на прибыль, при отрицательном –— отложенные налоговые активы, которые уменьшают налог на прибыль в последующие периоды.

В этом же отчете для наглядности рассчитываются показатели рентабельности и безубыточности:
рРентабельность продаж = Ччистая прибыль / Вваловой объем продаж *× 100 %,
рРентабельность издержек = (Ссуммарные переменные издержки + Ссуммарные постоянные издержки + Ссуммарные непроизводственные издержки) / вВаловой объем продаж ×* 100 %,
Тточка безубыточности = (Ссуммарные постоянные издержки + сСуммарные непроизводственные издержки) / (Вваловая прибыль (маржинальный доход) / вВаловой объем продаж) ,
зЗапас безопасности в рублях = вВаловой объем продаж – Тточка безубыточности,
зЗапас безопасности в % = зЗапас безопасности в рублях / Вваловой объем продаж ×* 100 %,
Ооперационный рычаг = валовая Валовая прибыль (маржинальный доход) / Ччистая прибыль прибыль.

При этом необходимо помнить, что показатели рентабельности рассчитываются только в том случае, если финансовый результат имеет положительное значение. Все остальные показатели рассчитываются независимо от финансового результата.

Данные «Отчета о прибылях и убытках» являются основой для разработки «Кэш-фло» (см. Ттабл. 6.ицу 88 в файле «Пример 25»).




В отчете «Кэш-фло» поступления от продаж отличаются от «Отчета о прибылях и убытках» на сумму НДС и на график платежей.

Проект подразумевает реализацию продукции по предоплате. Тем не менее, из этого правила бывают исключения, поэтому в отчетном периоде учитывается 95 % выручки от продукции, реализованной в этом месяце, а 5 % переносится на следующий отчетный период.

В частности, в августе планируется отгрузить продукцию на 167 741,88 тыс. руб. без НДС, эта сумма отражена в «Отчете о прибылях и убытках». Допускается, что в августе на счета и в кассу предприятия поступит не 100, а 95 % этой суммы, а 5 % перенесется на следующий месяц. Таким образом, поступления от реализации продукции в августе составят 188 038,65 тыс. руб. (167 741,88 тыс. руб. ×* 1,18 ×* 95 %), в сентябре на счета и в кассу поступит 5 % от стоимости продукции, реализованной в августе, и 95 % от выручки за сентябрь.

В связи с коротким производственным циклом норматив запасов сырья и материалов на складе соответствует среднему однодневному объему производства, т. е.то есть 5 % от суммы затрат за следующий месяц (1 рабочий день / 20 рабочих дней).

Например, в августе 2010 г. планируется начать производство продукции с целью ее последующей реализации и сформировать неснижаемый запас готовой продукции на складе в количестве 500 тыс. шт. продукции каждого вида.

Расходы на сырье и материалы, приходящиеся на запасы готовой продукции, не находят своего отражения в «Отчете о прибылях и убытках», но они вызывают отток денежных средств и отражаются в отчете «Кэш-фло». Итак, расходы на сырье и материалы, приходящиеся на реализованную продукцию, в августе 2010 г. составляют 97 058,52 тыс. руб. без НДС, стоимость сырья и материалов, необходимых для производства запасов готовой продукции, составляет 15 935 тыс. руб. без НДС. (500 тыс. шт. ×* 16,78 руб. без НДС + 500 тыс. шт. *× 15,09 руб. без НДС), итого – 112 993,52 тыс. руб. без НДС (97 058,52 тыс. руб. + 15 935 тыс. руб.), или 133 332,35 тыс. руб. с НДС (112 993,52 тыс. руб. ×* 1,18). Для того чтобы начать производственный процесс, в июле 2010 г. необходимо приобрести сырье и материалы на сумму, составляющую 5 % от названной величины, тт. е.о есть на 6 666,62 тыс. руб. (133 332,35 тыс. руб. ×* 5 %). Оплата сырья и материалов в августе 2010 г. будет равна 95 % от стоимости сырья и материалов, приходящихся на продукцию, произведенную в августе, плюс 5 % от стоимости сырья и материалов, приходящихся на продукцию, произведенную в сентябре 2010 г., всего на сумму 131 526,81 тыс. руб. (133 332,35 тыс. руб. *× 95 % + 82 391,21 тыс. руб. ×* 1,18 *× 5 %).

Основной вывод по данному расчету состоит в том, что в отчете «Кэш-фло» оплату расходов на сырье и материалы необходимо рассчитывать исходя из объема производства, а не объема продаж, ведь сырье и материалы нужны на производство не только на производство реализованной продукции, но и для производства запасов готовой продукции. Кроме того, необходимо учесть условия формирования страхового запаса сырья и материалов на складе предприятия. Размер страхового запаса определяется продолжительностью производственного цикла и оборачиваемостью сырья и материалов.

Следующая строка «Кэш-фло» отражает выплату зарплаты работников предпряитияпредприятия.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заработная плата выуплачивается 2два раза в месяц —– в текущем месяце и до 31-го числа месяца, следующего за отчетным. В нашем примере две эти части равны. В частности, в августе выплата зарплаты составит 650,76 тыс. руб. (1 496 *× 50 % ×* 87 %), в июле —– 1 301,52 тыс. руб. (1 496 *× 50 % ×* 87 % + 1 496 ×* 50 % *× 87 %). НДФЛ относится к налоговым платежам, поэтому по строке «Зарплата» в «Кэш-фло» учитывается сумма зарплаты к выдаче, за минусом НДФЛ. НДФЛ не относится к налогам предприятия, его уплачивают непосредственно работники, а само предприятие в этом случае является налоговым агентом, перечисляющим налог в бюджет. Тем не менее, на наш взгляд, при планировании денежного потока сумму НДФЛ необходимо отражать по строке «Налоговые платежи», т. к.так как здесь должна отражаться общая сумма налогов, генерируемых данным проектом. НДС, например, является косвенным налогом, по сути, его платит покупатель, когда приобретает продукцию, и, тем не менее, этот налог входит в состав данной строки.

Согласно условиям данного проекта, 50 % накладных расходов оплачивается в отчетном месяце, а еще 50 % -— в месяце, следующем за отчетным. Отличие от «Отчета о прибылях и убытках» состоит еще и в том, что в «Кэш-фло» накладные расходы фигурируют с НДС. Таким образом, на том шаге расчета, когда возникают накладные расходы, их оплата составит 5 126,51 тыс. руб. (8 689 тыс. руб. ×* 1,18 ×* 50 %), а в последующие месяцы — – 10 253,02 тыс. руб. ежемесячно (8 689 *× 1,18 *× 50 % + 8 689 ×* 1,18 ×* 50 %).

График осуществления налоговых платежей подробно описан при рассмотрении структуры отчета «Кэш-фло», поэтому остановимся исключительно на расчетах.

ЕСН уплачивается в месяце, следующем за отчетным, поэтому если первая зарплата по проекту начисляется в августе, то первый ЕСН будет уплачен в сентябре. Во избежание громоздкости расчетов платежи по страхованию от несчастных случаев включены в состав ЕСН. В нашем примере начисления на ФОТ (ЕСН плюс страхование от несчастных случаев) составили 26,2 % от фонда оплаты труда, т. ео есть. 391,95 тыс. руб. ежемесячно (1 496 тыс. руб. *× 26,2 %).

По «Отчету о прибылях и убытках» положительный финансовый результат, и, соответственно, налог на прибыль возникаюет на восьмом шаге расчета, в августе. За предыдущие месяцы отложенные налоговые активы равны 2 908,3 тыс. руб. (82 тыс. руб. + 214,18 тыс. руб. + 285,93 тыс. руб. + 378,18 тыс. руб. + 463,63 тыс. руб. + 733,51 тыс. руб. + 750,88 тыс. руб.). Следовательно, платежи по налогу на прибыль за 9 мес.яцев отчетного года будут составят 17 139,76 тыс. руб. (–-2 908,3 тыс. руб. + 11 123,49 тыс. руб. + 8 924,57 тыс. руб.), а ежемесячные платежи, уплачиваемые по итогам девяти месяцев9 мес. в 4IV квартале отчетного года, составят 5 713,25 тыс. руб. (17 139,76 тыс. руб. / 3 мес.).

Налог на прибыль, начисленный по итогам отчетного года, уплачивается в I1 квартале следующего года. Согласно действующему российскому законодательству, сумма ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых в I1 квартале, равна сумме ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых в IV4 квартале. Бухгалтерская отчетность за налоговый период (год) сдается в срок до 28 марта следующего года, и до этого момента точный финансовый результат, а вместе с ним и налог на прибыль по итогам года, неизвестны. В то же время сумма налога, уплаченная по итогам года, должна соответствовать начисленной сумме, поэтому в январе и феврале следующего года авансовые налоговые платежи равны сумме ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в 4IV квартале, а в марте следующего года происходит окончательный расчет за год по налогу на прибыль за 2010 г.

В нашем примере по результатам первого года реализации проекта сумма налога на прибыль равна 35 382,32 тыс. руб. (по «Отчету о прибылях и убытках» —- 82 тыс. руб. – 214,18 тыс. руб. – 285,93 тыс. руб. – 378,18 тыс. руб. – 463,63 тыс. руб. – 733,51 тыс. руб. – 750,88 тыс. руб. + 11 123,49 тыс. руб. + 8 924,57 тыс. руб. + 7 218,28 тыс. руб. + 6 080,8 тыс. руб. + 4 943,49 тыс. руб.), из них за период до марта следующего года уплачено 28 566,25 тыс. руб. (по отчету «Кэш-фло» 5 713,25 тыс. руб. ×* 5 мес.), следовательно, остается 6 816,0656 тыс. руб. (35 382,32 тыс. руб. – 28 566,25 тыс. руб.) для уплаты налога на прибыль в марте 2011 г.

Налог на имущество уплачивается трия 3 раза в год. В нашем примере уплата этого налога начинается в июле первого года реализации проекта (625,57 тыс. руб.), затем в октябре первого года реализации проекта уплачивается сумма налога, начисленная по итогам 9 мес., — – авансовые платежи за первое полугодие, что составляет 1 436,78 тыс. руб. (625,57 тыс. руб. + 470,57 тыс. руб. + 480,11 тыс. руб. + 486,09 тыс. руб.). Следующий платеж по этому налогу приходится на апрель следующего года. Здесь сумма уплачиваемого налога равна сумме налога, начисленного за год, за минусом всех осуществленных взносов плюс налог на имущество, начисленный по итогам I1 квартала текущего года, т. е.то есть 2 997,93 тыс. руб. (625,57 тыс. руб. + 470,57 тыс. руб. + 480,11 тыс. руб. + 486,09 тыс. руб. + 489,8 тыс. руб. + 492 тыс. руб. + 493,14 тыс. руб. – 625,57 тыс. руб. – 1 436,78 тыс. руб. + 510,01 тыс. руб. + 507,66 тыс. руб. + 505,32 тыс. руб.).

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного НДС и НДС, подлежащего возмещению. В нашем примере реализация продукции облагается НДС по ставке 18 %. НДС к возмещению соответствует сумме НДС, уплаченного при покупке сырья, материалов, оплате накладных расходов. При приобретении этих ресурсов НДС уплачивается по ставке 18 %. Таким образом, получаем формулу расчета НДС, подлежащего уплате за отчетный период:.
НДС к уплате за отчетный период = (Ппоступления от продаж – Ссуммарные переменные издержки – Ооплата накладных расходов) / 1,18 ×* 18 %.
В том случае, если НДС к уплате по итогам квартала имеет положительное значение, он уплачивается в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом. В том случае, если НДС к уплате отрицателен, он не уплачивается и уменьшает сумму НДС, подлежащую к уплате в последующие периоды.

Также следует помнить, что согласно действующему законодательству РФ, НДС, уплаченный при приобретении оборудования, подлежит возмещению в том периоде, в котором основное средство вводится в эксплуатацию. Производственный корпус вводится в эксплуатацию в июне. Следовательно, в этом периоде возмещается НДС со стоимости производственного корпуса (35 877,97 тыс. руб.), в августе вводится в эксплуатацию производственная линия и возмещается НДС в сумме 15 660,58 тыс. руб. Таким образом, общая сумма НДС, подлежащая к возмещению в III3 квартале 2010 г., составляет 51 538,55 тыс. руб. (35 877,97 тыс. руб. + 15 660,58 тыс. руб.). Реализация продукции начинается в августе, следовательно, НДС к уплате возникнет в том периоде, в котором НДС к уплате, рассчитанный по приведенной выше формуле, превысит 51 538,55 тыс. руб. По данному проекту НДС начинает уплачиваться в 3III квартале 2011 г. В июле, августе и сентябре 2011 г. уплачивается НДС в сумме 7 176,28 тыс. руб. ежемесячно ((-–51 538,55 тыс. руб. + (-– 6 666,62 тыс. руб. + 188 038,65 тыс. руб. – 131 526,81 тыс. руб. – 5 126,51 тыс. руб. + 169 175,15 тыс. руб. – 96 527,19 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 144 907,6 тыс. руб. – 82 869,99 тыс. руб. -– 10 253,02 тыс. руб. + 128 540,71 тыс. руб. – 73 610,8 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 112 572,39 тыс. руб. – 63 611,46 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 72 364,2 тыс. руб. – 41 268,46 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 86 983,88 тыс. руб. – 51 203,46 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 96 209,44 тыс. руб. – 56 807,81 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 121 689,56 тыс. руб. – 72 347,17 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 156 395,25 тыс. руб. – 92 726,66 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб. + 191 540,25 тыс. руб. – 112 596,65 тыс. руб. – 10 253,02 тыс. руб.) / 1,18 *× 0,18) / 3).

НДФЛ перечисляется в бюджет в день выдачи зарплаты.

Затраты на приобретение активов, отраженные в разделе «Кэш-фло от инвестиционной деятельности», соответствуют «Графику инвестиций». Выбытие активов проектом не подразумевается. В принципе, срок износа основных средств, приобретаемых в рамках данного проекта, превышает жизненный цикл данного проекта. Таким образом, к моменту окончания проекта имеется очень существенная остаточная стоимость основных средств: производственный корпус –— 188 802,26 тыс. руб. без НДС, производственная линия —– 74 677,74 тыс. руб. без НДС., итого –— 263 480 тыс. руб. без НДС (310 906,4 тыс. руб. с НДС). По завершении данного проекта планируется продолжение производственной деятельности, т. е.то есть жизненный цикл предприятия превышает жизненный цикл проекта. В связи с этим на последнем шаге расчета можно показать выбытие активов, соответствующее остаточной стоимости основных средств. При этом необходимо указать, что подразумевается не физическое выбытие активов из предприятия, а условное выбытие активов из проекта и их переход в другой проект. Но это –— на усмотрение разработчика бизнес-плана.

Для финансирования данного проекта планируется задействовать собственные и заемные средства. Объем собственных средств, вливаемых в проект, определяется финансовыми возможностями предприятия. График привлечения заемных средств основан на реальной потребности предприятия. Применительно к таблице «Кэш-фло» это выглядит следующим образом. Раздел «Кэш-фло от финансовой деятельности» заполняется в последнюю очередь, после кэш-фло от операционной и инвестиционной деятельности. При этом следует помнить, что все оттоки денежных средств, вызываемые данным проектом, должны быть обеспечены соответствующими притоками денежных средств, значение, полученное для раздела «Кэш-фло по всем видам деятельности», должно быть неотрицательным (больше или равно нулю). В том случае, если в процессе бизнес-планирования отрицательное «Кэш-фло по всем видам деятельности» все же возникает, необходимо пересмотреть проект –— найти резервы увеличения денежного притока либо выявить возможность сокращения расходов и, соответственно, снижения платежей. Таким образом, окончательный бизнес-план –— это результат неоднократных поисков оптимального решения.

Например, в январе первого года реализации проекта потребность в инвестициях составляет 48 000 тыс. руб. Предприятие не располагает собственными средствами, достаточными для финансирования этих расходов, поэтому необходимо привлекать заемные средства. Проценты по кредитам уплачиваются из собственных средств. В июле первого года реализации проекта необходимо оплатить приобретение запасов сырья и основных материалов, необходимых для начала производственного процесса. В, в связи с недостатком собственных средств на данном шаге расчета планируется получение кредита в сумме 6 700 тыс. руб. на пополнение оборотных средств, кроме того, в июле 2010 г. предприятие планирует получить последний транш по кредиту на приобретение внеоборотных активов. Проценты по кредитам уплачиваются из собственных средств. Поскольку речь идет о создании нового предприятия, ни накопленной амортизации, ни нераспределенной прибыли прошлых лет предприятие не имеет, и собственные средства представляют собой средства учредителей.

Собственные средства, направляемые на уплату процентов по кредиту до получения выручки, не увеличивают общую сумму инвестиций, предусмотренную данным проектом, но в тексте бизнес-плана необходимо дать пояснения. Например, в тексте бизнес-плана, при описании инвестиционных затрат указывается следующее: «кКроме того, на погашение дефицита денежных средств до поступления доходов в январе – -июле 2010 г. использованы собственные средства в размере 12 975,04 тыс. руб. Данная сумма собственных средств направляется на уплату процентов по кредитам». Таким образом, если сумма собственных средств, вложенных в проект, больше инвестиций, то в тексте бизнес –- плана обязательно дается пояснение, на что эти средства направлены.

Проценты по кредитам начисляются ежемесячно на оставшуюся сумму долга и уплачиваются в последних числах отчетного месяца. Впоследствии, при возврате основной суммы долга, когда сумма кредиторской задолженности будет снижаться, уменьшатся и выплаты процентов. 31.12.2011 г. будет осуществлен последний транш в погашение кредиторской задолженности, в «Кэш – фло» в декабре 2011 г. будет проставлена выплата процентов%, начисленных за декабрь, пропорционально количеству дней –— 827,59 тыс. руб. (51 310,63 *× 20 % / 12 / 31 ×* 30).

На первый взгляд может показаться, что период погашения кредита основывается на данных отчета «Кэш-фло»: - как только денежный поток, генерируемый данным проектом, становится достаточен, предприятие может направить его на погашение кредита. Но такой подход, на наш взгляд, является не вполне корректеным.. Срок возврата кредита должен опираться не на данные отчета «Кэш-фло», а на период окупаемости проекта, определенный по чистому денежному доходу и дисконтированному чистому денежному доходу. Логика суждений такова. Прежде, чем говорить об отдаче, денежный поток предприятия должен полностью покрывать его текущие обязательства, чтобы платежи по возврату основной суммы долга не вызвали недостаток денежных средств и не породили привлечение новых заемных средств. Кроме того, в отчете «Кэш-фло» баланс наличности на конец (и, соответственно, на начало периода) формируется как сумма трех разделов, следуя принципу неотрицательности итогового значения «Кэш-фло по всем видам деятельности». Нулевые значения баланса наличности вовсе не означают, что на данном шаге расчета проект является самофинансируемым, неотрицательность достигается за счет привлечения заемных средств и собственных средств, генерируемых вне данного проекта.

Таким образом, вывод о возможности погасить кредиты принимается на основе чистого денежного дохода, в котором нет движения денежных средств по привлечению и возврату кредитов и не указано вливание в проект собственных средств, генерируемых вне данного проекта.

Информация об источниках финансирования проекта сводится в баланс инвестиционных затрат (см. Ттабл. 6.9ицу 9 в файле «Пример 25»).




Таблицы проекта располагаются таким образом, чтобы обеспечить максимальное удобство чтения. В связи с этим расчет ддисконтированногоый денежногоый потока проводится рассчитывается вместе с расчетом чистогоым денежногоым потокаом, в одной таблице (см. Ттабл.ицу 6.10 в файле «Пример 25»).
Ставка дисконтирования, принятая для данного проекта, соответствует процентной ставке по кредиту, предусмотренной данным проектом (по кредиту со сроком погашения два2 года процентная ставка равна 20 %). Исходя из этого, рассчитываются коэффициенты дисконтирования на каждом шаге расчета:.
Ккоэффициент дисконтирования за месяц = 1 / (1 + ставка дисконтирования / 12 мес.яцев) ^ номер шага расчета.
Например, в феврале 2010 г. коэффициент дисконтирования равен 0,9675 (1 / ((1 + 20 % / 100 % / 12)^2)). Затем чистый денежный доход по каждому виду деятельности умножается на коэффициент дисконтирования.

По данным этой таблицы можно наглядно,достаточно просто (без дополнительных расчетов), определить период окупаемости: – мы видим, что с января 2010 г. до мая 2011 г. чистый денежный поток по всем видам деятельности накопительным итогом имеет отрицательное значение, а в июне 2011 г. (18-й шаг расчета) становится положительным. Таким образом, период окупаемости равен 18 мес.

Дисконтированный период окупаемости - — это, по сути, тот шаг расчета, на котором накопление чистого дисконтированного денежного потока приобретает положительное значение. В нашем примере он равен 19 мес.

Визуально показатель NPV представляет итоговое значение чистого дисконтированного денежного дохода за весь период реализации проекта. В рассматриваемом проекте NPV равен 114 779,72 тыс. руб. Методом подбора определяем показатель IRR. Он равен 51,08 %. При таком значении ставки дисконтирования NPV проекта обращается в ноль.

Расчет MIRR осуществляется при использовании функции Excel МВСД. В аргументе функции «Значение» мы указываем дисконтированный чистый денежный поток по всем видам деятельности, в аргументе «Ставка финансирования» -— ставку дисконтирования за месяц –— 1,67 % (20 % / 12 мес.), в аргументе «Ставка реинвестирования» - — ставку наращивания, в нашем примере –— 1,98 % в месяц (23,8 % / 12 мес.). Для определения годовой ставки полученный результат умножаем на количество шагов расчета в календарном году и получаем 35,63 %.

При расчете бюджетной эффективности необходимо сопоставить сумму бюджетных средств, вкладываемых в проект, с налоговыми поступлениями в бюджет того или иного уровня. В нашем примере субсидия предоставляется региональным бюджетом. При расчете бюджетной эффективности субсидия –— это отток денежных средств. Притоком являются налоговые выплаты в региональный и местный бюджеты. В рассматриваемом проекте – это налог на прибыль в части, подлежащей уплате в региональный бюджет (18 % из 20 %), налог на имущество, НДФЛ. Денежный поток не дисконтируется (см. Ттабл.ицу 6.11 в файле «Пример 25»)).
Данные для расчета бюджетной эффективности и окупаемости бюджетных средств опираются на данные отчета «Кэш-фло».

Методологически бюджетный эффект представляет собой аналог чистого денежного потока, рассчитанный с точки зрения регионального бюджета. За весь период реализации проекта превышение доходов регионального и местного бюджетов над расходами регионального бюджета составит 80 531,38 тыс. руб.

Бюджетная эффективность представляет собой отношение бюджетного эффекта к сумме субсидии и равна 175,6 % (бюджетный эффект 80 531,38 тыс. руб. / субсидия 45 857,66 тыс. руб.).

Окупаемость бюджетных средств соответствует тому периоду, в котором накопленный денежный поток принимает неотрицательное значение. В нашем примере до 14-го шага расчета субсидии, направленные в данный проект, превышают налоговые поступления в региональный и местные бюджеты. Начиная с 15-го шага расчета, денежный поток принимает положительное значение (накопленные поступления в бюджеты соответствующего уровня больше суммы субсидии). Следовательно, период окупаемости бюджетных средств равен 15 мес.

Интегральные показатели проекта представим в виде таблицы (см. тТабл. 6.ицу 12 в файле «Пример 25»)

.

Такие показатели, как ставка дисконтирования, период окупаемости (PP), дисконтированный период окупаемости (DPP), чистый приведенный доход (NPV), уже содержатся в Таблице табл. 6.10.

«Дисконтированный денежный поток для расчета PP, DPP, NPV, IRR, MIRR».

Бюджетная эффективность в тыс. руб. и период окупаемости бюджетных средств содержатся в тТабл. 6.11.

ице «Бюджетная эффективность проекта для регионального бюджета».- в таблице 11, см. файл с таблицами в Экселе.

Простая рентабельность инвестиций (ARR) показывает простую отдачу вложенных средств по данным бух. учета и рассчитывается по формуле:
ARR = чЧистая прибыль по данным «Отчета о прибылях и убытках» / Ссумма инвестиций согласно «Графикуа инвестиций» ×* 100 %.

В нашем примере показатель ARR равен 149,4 % (504 801,08 тыс. руб. / 337 863,77 тыс. руб. ×* 100 %).

Прибыльность инвестиций (PI) –— это тоже показатель отдачи вложенных средств. Отличие PI от ARR состоит в том, что в качестве результата выступает не чистая прибыль, а чистый дисконтированный денежный поток (NPV). Для обеспечения сопоставимости расчетов сумма инвестиций также дисконтируется:
PI = 1 + NPV / Ддисконтированная сумма инвестиций.
В нашем примере показатель PI равен 1,36 (1 + 114 779,72 тыс. руб. / 321 417,15 тыс. руб. *× 100 %).

После того, как интегральные показатели проекта рассчитаны, необходимо оценить степень надежности полученных результатов -— провести анализ чувствительности.

На первом этапе оценивается зависимость NPV от выручки -– брутто (объема продаж в денежном эквиваленте). Если в качестве критерия мы будем использовать итоговое значение выручки- – брутто, то анализ чувствительности потеряет смысл: – он не будет свидетельствовать о реальной выполнимости проекта, не будет учитывать временной фактор и распределение денежных потоков по шагам расчета. В то же время «привязать» NPV к ряду величин, т. ето есть. к значениям выручки - брутто на каждом шаге расчета, мы не можем: – в этом случае получится уравнение сос множеством неизвестных. Чтобы избежать всех противоречий, мы делаем основное допущение анализа: – чувствительность оценивается при равномерном изменении выручки - брутто на протяжении всего периода планирования.

Итак, в тТабл. 6.4ице «План производства и продаж» в дополнительной строке мы отвыражаем значения выручки – брутто на каждом шаге расчета по отношению к выручке - брутто за август 2010 г.

Таким образом, в дополнительной строке появятся следующие значения: в сентябре 2010 г. выручка – -брутто равна 0,847 от значения за август 2010 г. (167 661,45 / 197 935,42), в октябре 2010 г. –— 0,726 (143 710,03 / 197 935,42) и т. д.

После того, как рассчитаны все коэффициенты, необходимо придать этим коэффициентам формат значений. Далее проводится расчет от обратного: – выручка – -брутто на каждом шаге расчета выражается в зависимости от фиксированного значения в августе 2010 г. и полученных коэффициентов. Таким образом, выручка- – брутто в августе 2007 г. —– это константа (которой также придается формат значений); в сентябре 2010 г. выручка будет равна 167 661,45 тыс. руб. (выручка – -брутто за август 2010 г. в сумме 197 935,42 ×* 0,847); в октябре 2010 г., соответственно 197 935,42 *× 0,726 и т. д. (погрешность в расчетах связана с округлением, при расчете в электронных таблицах значения получаются точные). Итак, полученная выручка - -брутто –— это ряд данных, где первое значение –— константа, а все остальные –— переменные, зависимые от первого значения.

Далее методом подбора определяется такое значение выручки-брутто за август 2010 г., при котором чистый дисконтированный доход по проекту будет равен нулю. Такое значение будет соответствовать выручке – -брутто за август 2010 г. в размере 181 млн. руб., т. е.то есть 91 % от запланированного значения выручки-брутто за август 2010 г. Это означает, что проект допускает снижение выручки-брутто на 9 %. Безусловно, для такого подхода характерна определенная погрешность: – мы ориентируем расчет на то, чтобы итоговое значение выручки-брутто соответствовало нулевому значению чистого дисконтированного дохода, при этом на отдельных шагах расчета денежный поток не регулируется. В связи с подбором параметров на отдельных шагах расчета могут получиться отрицательные значения НДС. Конечно, в отчете «Кэш-фло» отрицательное значение НДС является недопустимым. Оно не влечет за собой дополнительный денежный поток и означает, что НДС в последующие месяцы будет уменьшен. Но погрешность расчетов относительно невелика и есть все основания доверять полученным выводам.

По алгоритму, приведенному выше, на каждом шаге расчета выражаем объем продаж в натуральных единицах в зависимости от объема продаж за август 2010 г. Далее находим среднюю цену реализованной продукции. Для этого выручку – -брутто делим на количество реализованной продукции на каждом шаге расчета. После этого средней цене реализации за август 2010 г. придаем формат значений и выражаем среднюю цену реализации на каждом шаге расчета в зависимости от цены в августе 2010 г. Наконец, выручку -брутто по всем видам номенклатуры представляем как произведение объема продаж и средней цены реализации. В этом случае показатель NPV оказывается в прямой зависимости с объемом продаж в натуральном выражении и появляется возможность провести анализ чувствительности к этому параметру.

Методом подбора определяется такое значение объема продаж за август 2010 г., которое влечет за собой нулевое значение NPV (пропорционально августу (2010 г. снижается объем продаж на каждом шаге расчета). Первоначальный план объема продаж на август 2010 г. составляет 5 967,74 тыс. шт., для получения нулевого значения NPV план продаж на август 2010 г. должен быть не менее 5 404,81 тыс. шт., т. е.то есть при прочих равных условиях проект допускает снижение объема продаж на 9 % (1 – 5 404,81 тыс. шт. / 5 967,74 тыс. шт.).

Теперь оценим чувствительность NPV к сумме переменных затрат. Для этого переменные затраты по виду номенклатуры «Б» представляем как зависимость от переменных затрат по виду номенклатуры «А». В нашем примере переменные затраты по виду номенклатуры «Б» будут равны произведению переменных затрат по виду номенклатуры «А» и коэффициента 0,899285 (16,78 *× 0,899285 = 15,09 руб. без НДС). Методом подбора устанавливаем, что при прочих равных условиях проект допускает увеличение переменных затрат на 14 %.

Что касается чувствительности NVP к ставке дисконтирования, то здесь критической отметкой является показатель IRR (51,08 %).

Таким образом, если ранжировать факторы, то получим, что проект наиболее устойчив к ставке дисконтирования, затем следует сумма переменных затрат и показатели, связанные с выручкой (объем продаж в натуральном выражении, цена реализации и выручка – -брутто от реализации).

Теперь перейдем к анализу рисков данного проекта (табл. 6.13).
- № 13 по порядку, какой будет после добавления в главу всех таблиц из файла Эксель.

Таблица 6.…13. Анализ рисков

Вид риска

Вероятность возникновения риска

Приоритет риска

Вес риска

Оценка риска, %

Методы борьбы с риском

^ 1. Экономические и финансовые риски

Повышение себестоимости продукции в связи с инфляцией

0,50

3

12,5

6,25

Заключение договоров на поставку больших партий сырья и основных материалов и, как следствие, получение скидок, работа с постоянными поставщиками

Снижение или недостаточный рост платежеспособного спроса

0,25

3

12,5

3,125

Проведение рекламных кампаний, делающих акцент на высокое качество продукции, предоставление клиенту широкого ассортимента продукции, формирование клиентских баз для активной работы по удержанию клиентов, применение системы скидок и бонусов

Снижение цен конкурентами

0,25

2

8,33

2,083

Ответное снижение цен и выход на заданные параметры проекта благодаря более интенсивному использованию производственных мощностей предприятия

Сбои в поставках материалов, недобросовестность поставщиков

0,50

3

12,5

6,25

Работа с поставщиками, хорошо зарекомендовавшими себя на рынке, мониторинг дебиторской задолженности

Высокая стоимость доставки сырья и готовой продукции клиентам

0,50

2

8,33

4,165

Разработка оптимальных маршрутов и способов доставки

Высокая стоимость затрат, связанных с арендой складских и торговых площадей в др.угих регионах

0,25

2

8,33

2,083

Оптимизация складских и торговых площадей, увеличение оборачиваемости готовой продукции на складе, работа в две2 смены

Несвоевременные платежи покупателей

0,50

2

8,33

4,165

В ряде случаев для новых покупателей допускается отгрузка только по предоплате, для постоянных клиентов -— отгрузка следующей партии товара после оплаты предыдущей партии, постоянный мониторинг дебиторской задолженности

Недостаток оборотных средств

0,25

2

8,33

2,083

Короткий производственный цикл (менее одного1 дня) позволяет значительно снизить необходимость в оборотных средствах, на начальном этапе реализации проекта, до получения достаточной суммы выручки, поставщики ресурсов предоставляют отсрочку платежа

^ 2. Социальные риски

Недостаток квалифицированных работников, недостаток опыта для реализации проекта

0,25

1

4,17

1,043

Постоянное повышение квалификации работников, разработка системы мотивации персонала

Рост налоговых ставок

0,25

1

4,17

1,043

Использование легитимных схем оптимизации налогов

Противоправные действия против предприятия

0,25

1

4,17

1,043

Максимальное использование легальных схем, работа собственной службы безопасности, начиная с выбора основных контрагентов


^ 3. Технические риски

Нестабильное качество поставляемых материалов

0,25

2

8,33

2,083

Постоянный контроль качества поступающих материалов, тщательный выбор поставщиков

Итого




24

100

35,416





Алгоритм анализа рисков представляет собой последовательность следующих действий:

  1. Определяется перечень тех рисков, которые могут наступить при реализации данного проекта.

  2. Для каждого вида рисков разрабатывается система мер по его снижению.

  3. С у четом системы мер борьбы с рисками вероятность возникновения рисков оценивается экспертами.

  4. Обобщение результатов экспертов, определение средней вероятности возникновения риска.

  5. Установление приоритетов для каждого риска (1 –— высокий, 2 –— средний, 3 —– низкий приоритет).

  6. Определение веса риска:


вВес риска = пПриоритет данного риска / иИтоговое значение всех приоритетов.
Например, вес такого риска, как повышение себестоимости продукции в связи с инфляцией, равен 12,5 % (приоритет риска 3 / итоговое значение всех приоритетов 24).


  1. Определение оценки риска в процентах%:


Ооценка риска в % = Ввероятность возникновения риска ×* вВес риска.
Например, риск повышения себестоимости продукции в связи с инфляцией оценивается в 6,25 % (вероятность возникновения риска 0,50 *× вес риска 12,5 %).

Таким образом, наибольший риск для данного проекта представляет повышение себестоимости продукции в связи с инфляцией и сбои в поставках материалов, недобросовестность поставщиков. Далее по значимости следуеют высокая стоимость доставки сырья и готовой продукции клиентам и несвоевременные платежи покупателей. Н, немного меньший риск приходится на снижение или недостаточный рост платежеспособного спроса, еще меньший —– на снижение цен конкурентами, высокую стоимость затрат, связанных с арендой складских и торговых площадей в др.угих регионах, недостаток оборотных средств, нестабильное качество поставляемых материалов. Минимальный риск приходится на социальные риски. Общий риск проекта оценивается в 35,416 %, что является средним значением.

В Главе 6 почему-то отсутствуют таблицы 8, 10, 11, В Экселевском файле они есть.


5 В описании примера разница в одну или две сотых вызвана округлением.

6 В описании примера разница в одну или две сотых вызвана округлением.



Скачать файл (26990.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации