Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2010-2011 учебный год - файл 1.doc


Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2010-2011 учебный год
скачать (521.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc522kb.17.11.2011 20:38скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Тойгильдинская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Зам. дир. по УВР: _________/Н.А. Михайлова/

«___»_____________2010

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы:_______________/И. А. Сергеев/ «___»_____________2010

Рабочая программа

по литературе

в 5 классе

на 2010-2011 учебный год
Учитель: Сергеева Лариса Ивановна
Пояснительная запискА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения и учебника «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. В. Я. Коровина - М.: «Просвещение», 2010 г.».
На изучение курса отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение 1ч.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

^ Устное народное творчество 9ч.

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

^ Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

^ Из древнерусской литературы 2ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) - •

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

^ Из литературы XVIII века 2ч.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

^ Из литературы XIX века 49ч.

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

^ Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

^ Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

^ Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

^ Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

^ Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

^ Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

^ Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

^ Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

^ Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

^ Поэты XIX века о Родине и родной природе

Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

^ Из литературы XX века 29ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

^ Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

^ Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

^ Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

^ Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

^ Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

^ Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииI

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.

^ К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

^ Произведения о Родине и родной природе

И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

^ Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

^ Из зарубежной литературы 9ч.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

^ Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

^ Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева». Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.

^ Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» — сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

^ Развёрнутое календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе

Примечание

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

К. – коммуникативная компетенция;

И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;

Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);

КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;

Р. – рефлексивная компетенция.

№ п/п

Система уроков

Дидактическая

модель

обучения

Педагогические

средства, формы

Вид деятельности

учащихся

Планируемый

результат

и уровень освоения

Информационно-методическое обеспечение

РК

Дом. задание

Дата проведения

Тема

Цель

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12




1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая:

вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице

Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).

^ Продвинутый уровень:

Создание связного текста на необходимую тему (Я.)

Коровина, Збарский. Литература. 5 класс. Методические советы. (М.: Просвещение, 2001)




C.5-6

3.09.




Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. Чувашские пословицы и загадки

Обобщить знания об известных фольклорных жанрах, показать жанровые особенности загадок и считалок

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

В. П. Аникин,

Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество. (Л.: Просвещение, 1983)

Чувашские пословицы и загадки

c. 8, придумать загадку, считалку, нарисовать иллюстрацию

6.09.




3
4-5

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

«Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика

Расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах. Показать способы построения народной сказки

Поисковая

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Афанасьев. Народные русские сказки Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс

Чувашские народные сказки

Подг. пересказ, ответить на вопросы

7.09.
10.09.
13.09.




6-7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Си­стема образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа

Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки. Совершенствовать навыки пересказа и речи

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)

Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе. Кн. для учителя. (М., 2002)




Подг. Пересказ, выполнить задание на с. 39, инд. задания

14.09.

17.09.




8

Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

Показать, как отражаются народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках, развивать навыки пересказа, монологической речи

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Групповая: вспомнить любимые сказки

Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.)

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс

Чувашские бытовые сказки и сказки о животных

С. 42-44, отв. на вопросы, нарисовать иллюстрации

20.09




9

УВЧ Сказки народов мира. Чувашские народные сказки

Поддерживать интерес учащихся к сказкам народов мира, развивать навыки пересказа, анализа текста

Поисковая

Проблемные задания, иллюстрации И. Билибина,

В. Васнецова,

Т. Мавриной,

И. Кузнецова

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Афанасьев. Народные русские сказки . Сказки народов мира

Чувашские народные сказки

Читать русские народные сказки

21.09




10

Р. р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

Проверить и оценить качество знаний, полученных при изучении темы “Русские народные сказки”

Урок-путешествие

Проблемные задания. Детские иллюстрации. Выставка книг

^ Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

Продвинутый: использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.)

Е. Мордес. Искать, пробовать, обучать. 2002




Написать сочинение

24.09




^ Из древнерусской литературы

11-12

Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.).

Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.)

Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)




Ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Обогащаем устную речь». С.50

27.09

28.09





^ Из русской литературы XVIII века

13

В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

Познакомить с детством, юностью и литературной деятельностью М.В. Ломоносова, дать понятие о вкладе Ломоносова в науку и литературу, показать юмористический характер стихотворения, дать понятие о родах и жанрах литературы

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО.

^ Работа по группам: творческое чтение, задания

Базовый: владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

Продвинутый: иметь понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.)

Портрет Ломоносова, репродукции мозаик, сборники стихов




Отв. на вопросы

1.10.




14

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

Познакомить с истоками басенного жанра

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Базовый: познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами XVIII века (К.).

Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. (И.-К.)

Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация

Басни чувашских писателей

Читать о Крылове, отв. на вопросы

4.10.




^ Русская литература XIX века

15

И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Понятие об аллегории и морали

Дать понятие о басне. Познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

Проблемное изложение

Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации к басням

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.).

Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.) Углубленный: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.)

Сборники басен Крылова, иллюстрации, презентация




Подг. инсценир. басни, отв. на вопросы

5.10.




16

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали

Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали

Рецептивная: творческая:;
поисковая:
Рецептивная:



Устное словесное рисование, инсценирование, комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; исследователь- ская: анализ текста, сопос- тавление с басней Эзопа «Ворон и Лисица»

Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням с цитатами-комментариями

Понимать, что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи;
уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов;
знать творческую историю басни, понимать ее драма

Русский язык:
словарная работа (невежа, невежда).
ИЗО: иллюстрации художников Г. Куприянова, Е.Рачева:»:
ИЗО: иллюстрация художника А. Лаптева.




Выразительное чтение басен (одну из них наизусть); нарисовать иллюстрации к басне ;



8.10.




17

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

Художественные особенности басни: при- сутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц

Продуктивная, творческая:

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен

Индивидуальная: выразительное чтение

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

^ Русский язык:
словарная работа (мораль, алле-гория, басня, тип речи повествование)




Создание басни (черновой вариант), Оформить басню письменно

11.10.




18

УВЧ Басни И. А. Крылова

























12.10.




19

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

Познакомить с творчеством писателя, понятием “литературная сказка”

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой, иллюстрации

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Базовый: знать отличие литературной сказки от народной (К.).

Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)

Презентация







15.10.




20-21

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

Познакомить с жанром баллады

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, проблемные задания

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Базовый: знать особенности жанра баллады (К.).

Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.).

Углубленный: уметь определять жанр баллады как лироэпический; сравнивать фольклорные баллады с литературными (И.-К.)

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс




Подг. выразительное чтение баллады, выучить отрывок наизусть

18.10.

19.10.




22

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны

Пополнить, уточнить знания о биографии писателя. Совершенствовать навыки выразительного чтения

Репродуктивный

Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А. С. Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть пролога

Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила” (Л.-К.).

Продвинутый: знать содержание и понимать идею поэмы “Руслан и Людмила” (Я.)

Учебный в/ф “Мой Пушкин”. Отрывок из х/ф “Руслан и Людмила”




Подг. выразит. чтение

22.10.





23-25


А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки


Рассказать об истоках рождения пушкинской сказки, выявить систему образов сказки, развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа


Базовый: знать содержание сказки


Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа


Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского


Индивидуальная: уметь сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского


^ Русский язык:
словарная работа Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс





Подг. выразительное чтение, выучить отрывок наизусть, отв. на вопросы (с.109-110)


25.10.
26.10.




26

27


Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

Р. р. Обучение домашнему сочинению по «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина

Уточнить и систематизировать знания по сказкам А. С. Пушкина

Исследовательская

Самостоятельное планирование и проведение исследования

Индивидуальная: раскрыть одну из тем :

– Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

– В чем превосходство царевны над царицей?

– Что помогло Елисею в поисках невесты?


Базовый: обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)

Сборники литературных и народных сказок

Мультимедийная презентация




Написать сочинение

29.10.

8.11.




28

Тестирование

Контроль знаний учащихся

Репродуктивный

Самостоятельная работа

Индивидуальный

Базовый: знать содержание сказки










9.11.




29-31

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, показать соотношение реального и фантастического в сказке

Исследовательская

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа

Индивидуальная:: пересказ фрагментов и комментированное чтение

Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.).

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)

Сборники литературных и народных сказок




Читать статью учебника о Гаршине, нарисовать иллюстрации к сказке

12.11.
15.11.
16.11.




32-33

В. М. Гаршин «Attalеa princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

Развить понятие о литературной сказке, выявить основную идею сказки, развивать навыки пересказа и анализа текста

Объяснительно-иллюстративная

Комментированное чтение, беседа

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение

Базовый: Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения , знать содержание сказки (Р.).

Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе . 5 класс




Задание: подг. развернутый ответ на вопросы (с.163)

19.11.
22.11.




34

УВЧ Сказки А. С. Пушкина, А. П. Платонов «Умная внучка»

























23.11.




35

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастер­ство поэта в создании батальных сцен

Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963), презентация




Задание на с. 170-171

26.11.




36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

Познакомить со средствами художественной выразительности, особенностями поэтических интонаций стихотворения

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа,

портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Базовый: знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

З. Я. Рез. Лермонтов в школе. (М., 1963) ), презентация




Выучить наизусть отрывок из стихотворения

29.11.



  1   2   3



Скачать файл (521.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru