Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Административная (классическая) школа менеджмента - файл 1.doc


Административная (классическая) школа менеджмента
скачать (120.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc121kb.17.11.2011 21:09скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство культуры Омской области

Омский библиотечный техникум


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: Административная (классическая) школа менеджмента






Выполнила

студентка

группы № 43

Заочного отделения



ОМСК 2009

Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля. (1825-1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи­более значительной фигурой в науке управления первой поло­вины XX в.

Объектом интересов Файоля стала организация в целом и процессы управления как таковые, чем до него не занимался никто.

Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основ­ным видам деятельности:

  1. Технической то есть, осуществлению производственного процесса.

  2. Коммерческой (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции).

  3. Финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным исполь­зованием денежных средств.

  4. Бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.

  5. Административной, призванной оказывать воздействие на работников.

  6. Защите жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, организации, координации, контроля.

Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разра­батывающая методы, наиболее эффективные в конкретных ус­ловиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.

Организация - формирование структуры объекта и обеспече­ние всем необходимым для его нормальной работы - персона­лом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными сред­ствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланирован­ных целей.

Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация - достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуни­каций) между ними.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль неизменно при­давал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Однако, как утверждал он, даже самый образованный менед­жер не может быть компетентным во всех разнообразных вопро­сах, связанных с управлением крупным предприятием. Идеаль­ным управляющим был бы человек, который, обладая всеми знаниями, необходимыми для разрешения административных, технических, коммерческих, финансовых и иных вопросов, имел бы еще физическую силу, интеллект и трудоспособность, дос­таточные для выполнения любых заданий, связанных с управ­лением во всех областях. Файоль подчеркивал, что количество знаний возрастает вместе с опытом.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, кото­рые сохраняют свое значение и по сей день.

  1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эф­фективного использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.

  2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть и ответственность связаны между собой, причем последняя явля­ется следствием первой. Он считает, что власть сочетает офици­альный (основанный на занимаемой должности) и личный (заклю­чающий в себе сплав умственного развития, опыта, морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.

  3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглаше­ний, рассчитанных на то, чтобы обеспечить повиновение, при­лежание, энергичность и внешнее проявление уважения, Фай­оль подчеркивает, что для поддержания дисциплины необходи­мо наличие хороших руководителей на всех уровнях.

Из всех средств воздействия на подчиненных в целях укреп­ления дисциплины одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто не смеет являться с опоз­данием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему подра­жают, и если он умеет вести дело, ему удается заставить сотруд­ников полюбить работу.

Но и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда самые губительные последствия для всех.

  1. Единоначалие. Единоначалие, по мнению Файоля, имеет
    по сравнению с коллегиальностью то преимущество, что оно
    обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство
    распорядительства. Поэтому оно имеет тенденцию к преобладанию.

  2. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны иметь одного руководителя и руко­водствоваться единым планом. Двойное руководство может воз­никнуть, по мнению Файоля, лишь вследствие неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между подразделениями, что не только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из случаев, по его мнению - не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства.

  3. Подчинение частных интересов общим. Интересы служаще­го или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интере­сов гражданина или группы граждан... Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество, често­любие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают людей к пренебрежению общими интересами в угоду частных.

  4. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлет­ворение сотрудникам и работодателям.

  5. Централизация. Не прибегая к термину «централизация влас­ти», Файоль говорит о степени концентрации или рассредото­чения власти. Конкретные обстоятельства будут определять, ка­кой вариант «даст лучший общий результат».

  6. Скалярная цепь, т.е., по определению Файоля, «цепь на­чальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от ко­торой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком тщательное следование ей может нанести вред.

  7. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и все (каж­дый) на своем (его или ее) месте».

  8. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением ад­министрации к подчиненным.

  9. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль счи­тал, что излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.

  10. Инициатива, т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Поскольку это «доставляет большое удов­летворение всякому мыслящему человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным тщеславием», с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу.

  11. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении - сила».

Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремился дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять, поскольку даже незначительная кодификация прин­ципов является необходимой во всяком деле.

Считая предложенные им принципы универсальными, Фай­оль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществля­ется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается от­крытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэто­му число принципов управления неограничено.

В близком направлении формулировал свои взгляды на проблемы организа­ции управления известный всему миру автомобильный король начала XX столетия Генри Форд первый:

  1. Строго построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий; управление всеми частями и этапами производства из одного центра.

  2. Массовое производство, обеспечивающее минимальную стоимость, удовлетворяющее массового покупателя, и максимально прибыльное.

  1. Развитие стандартизации, повышающее качество и позволяющее быстро и без лишних затрат переходить на новые виды продукции.

  2. Движущийся конвейер с глубоким разделением труда на множество операций.

  3. Постоянное совершенствование управления.

И, наконец, логическим завершением классической школы менеджмента ста­ла концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864-1920 гг.) В немалой степени она сформировалась под влиянием прусского военного порядка, наглядно проде­монстрировавшего роль четкой организации управления войсками и обеспечения их надежного взаимодействия.

Основная работа Вебера «Теория общества и экономическая организация» (1920) посвящена проблеме лидерства и бюрократической структуре власти.

Помимо Файоля, разработавшего функциональное направление классической (административной) школы менеджмента, и Вебера, занимавшегося институцио­нальным направлением, а также Форда, к ней могут быть отнесены наши соотече­ственники Гастев, Керженцев и американец Урвик.

Важным научным итогом деятельности классиков является формулировка про­цессного подхода к управлению организацией, в рамках которого оно рассматрива­лось не как самостоятельные, изолированные, а как непрерывно повторяющиеся взаимосвязанные действия, последовательно реализующие перечисленные выше функции управления. В обеспечении такой непрерывности и состояла, по мысли Файоля, главная задача менеджмента.

Иными словами, произошла смена управленческой парадигмы: если традици­онный подход делал упор на самостоятельность отдельных элементов организации, то процессный - на их взаимную обусловленность.

Общими ошибками классиков считаются: увлечение формальными момента­ми, отношение к людям, как к машинам, упор на рациональность, индивидуализм и экономизм поведения личности.

Литература


  1. История менеджмента/ под ред. Д.В. Валового.- М: ИФРА-М, 1997.- 256 с.

  2. Веснин В.Р. Менеджмент/В.Р. Веснин.- М.: ТД «Энит-2000», 2003.- 546 с.



Скачать файл (120.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации