Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата - файл 1.doc


Лекции Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
скачать (537.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc538kb.17.11.2011 21:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Клиническо-педагогическая характеристика группы детей с нарушениями функций ОДА.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 — 1% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата.

I. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит,

заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),

системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (89 %). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Потому эти больные помимо лечебной и социальной помощи нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Остальные, как правило, не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). Только по Москве насчитывается около 4 тысяч таких детей.

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками. ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом и под действием лечения состояние ребенка, как правило, улучшается.

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства.

У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируются функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Темпы двигательного развития при ДЦП широко варьируются. В силу двигательных нарушений у детей с церебральным параличом статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

Разнообразие двигательных нарушений у детей с церебральным параличом обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой самого заболевания. Важнейшими из них являются следующие.

^ Нарушения мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии).

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи).

В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.

^ Наличие насильственных движений.

Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

Синкинезии.

Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных произвольных движений.

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича К. А.Семеновой (1974—1978), которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания — двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания. Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гемипаретическая форма, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма.


^ Тема 2. Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося «вития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте — игровая деятельность.

Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития. Следует соблюдать правильный режим дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого требуется активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости от сознания полезности своего труда, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, ограничивать социальные контакты.

В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежит раннее, еще в родильном доме или детской поликлинике, выявление среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерства здравоохранения, просвещения и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах) или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а также дети, чьи родители по каким-либо причинам не могут обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты (Минсоцзащиты). В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Специальное ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это учреждение, где проводится обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подготовка к школе и лечение данной категории дошкольников. Лечебно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания детей и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом в специальном ДОУ является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эта цель может быть достигнута при решении следующих задач:

1) дифференциальная диагностика;

2) развитие двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактика и коррекция их нарушений;

3) подготовка к обучению к школе.

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.

В связи с тем, что контингент детей с двигательными нарушениями неоднороден, при подготовке детей к школе, школьному и трудовому обучению следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (дефектолога, логопеда, методиста ЛФК), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные препараты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогический процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы у детей стимулировалась двигательная активность, самостоятельность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно осуществляется в специализированных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Проживающие в крупных городах 60 — 70% детей с церебральным параличом обучаются в таких школах-интернатах, где ставится задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. В этих учреждениях обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, задержкой психического развития или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по массовой или адаптированной, удлиненной на два года программе или программе для умственно отсталых.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их возможные реакции на критические замечания. Важно суметь выработать у ребенка объективное отношение к своим возможностям. Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо в обычных массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация детей с церебральным параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские — швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ Министерства социальной защиты. Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии). При сохранном интеллекте подростки могут овладеть профессиями программистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчиков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коробок, штамповкой почтовых конвертов и т.п.
^ Тема 3. Виды специальных дошкольных и школьных учреждений, основные направления работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет.

В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательной патологией — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, невропатологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению следующих коррекционных занятий:

изобразительная деятельность и конструирование, развитие предметной и игровой деятельности, развитие речи и ознакомление с окружающим, трудовое воспитание,

формирование элементарных математических представлений. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет логопед. Методист ЛФК проводит специальные занятия по физическому воспитанию, а также отвечает за организацию и соблюдение ортопедического режима. Психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей и персоналом детского сада. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и логопед, и воспитатель, и методист ЛФК.

Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» коррекционные учреждения VI вида создаются для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Образование осуществляется в соответствии с уровнями образовательных программ 3 ступеней:

I ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения 4—5 лет);

II ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 6 лет);

III ступень — среднее (полное) образование (нормативный срок освоения — 2 года).

На первой ступени образовательные задачи решаются на основе комплексной коррекционной работы, направленной на формирование всей двигательной сферы воспитанников, их познавательной деятельности и речи.

На второй ступени образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию воспитанников.

На третьей ступени образования обеспечивается завершение общеобразовательной подготовки воспитанников с учетом их возможностей, обусловленных особенностями их психофизического развития, на основе дифференцированного обучения, создаются условия для их активной социальной интеграции.

Специальное обучение детей и подростков с ДЦП невозможно без учета психофизических особенностей этих детей. При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций. Следует подчеркнуть, что не существует параллелизма между выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений например, тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явлении ДЦП с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций. Такое многообразие проявлений затрудняет стандартизацию образования этих детей, т.к. можно выделить большое количество групп учащихся с различной структурой нарушений, каждая из которых нуждается в собственных специальных образовательных условиях (применении различных методов, наличия разного оборудования и т. д.).

Формирование познавательных процессов при ДЦП характеризуется задержкой и неравномерно выраженным недоразвитием отдельных психических функций. У некоторых детей страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического, у других, наоборот, развиваются преимущественно наглядные формы мышления. У многих детей отмечаются трудности формирования пространственных и временных представлений, а также недифференцированность всех видов восприятия.

Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти.

Следует подчеркнуть, что у большинства этих детей потенциально сохранены предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют возможности детей.

Дифференциация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом чрезвычайно сложна, т. к. необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, речевые и моторные трудности.

В проекте Концепции Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработанной под научным руководством академика В.И. Лубовского предлагается выделить следующие категории учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

— дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку психического развития. Эта группа выделяется в настоящее время для обучения в специальных школах-интернатах по адаптированной массовой программе;

— дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания с задержкой психического развития и разборчивой речью. Эта группа в настоящее время обучается на дому по программе массовой школы без учета специфики нарушений. Учащиеся нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировке, специальном оборудовании учебного процесса;

— дети с задержкой психического развития при ДЦП. осложненной тяжелыми дизартрическими нарушениями. ОНР, нарушениями слуха. Учащиеся нуждаются в корректировке программ ряда общеобразовательных предметов, специальных методах развития речи и коррекции нарушений звукопроизношения. В настоящее время многие из этих детей снимаются даже с надомного обучения из-за трудности установления с ними речевого контакта. Для работы с ними нужны подготовленные специалисты;

— дети с ДЦП и умственной отсталостью различной степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей степени нуждается в разноуровневых программах и в различных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла.

Наряду с необходимостью разработки единой системы дифференциальной диагностики для этих детей, необходима разработка нескольких вариантов программ, учитывающих своеобразие интеллектуальных нарушений при ДЦП, их зависимость от состояния моторики, речи, выраженности астенических проявлений.

Поскольку целью образования детей с ДЦП является максимальное развитие личностного потенциала учащихся с направленностью на социальную адаптацию и интеграцию выпускников в общество, то она может быть достигнута путем специфической реализации образовательных программ, соответствующих содержанию федерального, регионального и школьного компонентов стандарта для обеспечения сохранности единого образовательного пространства. Основными объектами стандартизации образования являются:

— содержание образования (особенности содержания общего базового образования, специальное содержание обучения учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трудовая подготовка);

— образовательные условия (специальные методы и организационные формы обучения, специальное оборудование, учебно-материальная база, и др.);

— продолжительность обучения (общая и по ступеням);

— допустимая нагрузка учащихся;

— оценка учебных достижений учащихся.

До настоящего времени в нашей стране нет единого Государственного образовательного стандарта для специального образования, хотя разработано ряд проектов, которые в порядке эксперимента апробируются в различных (специальных) коррекционных школах.

Так, с 1995 г. такой эксперимент осуществляется в Санкт-Петербурге. Разработанные петербургскими специалистами (под научным руководством Л. М. Шипицыной) образовательные стандарты включают для детей с двигательной патологией 4 варианта обучения.

Варианты обучения зависят от различной степени тяжести патологии опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением интеллекта, речи и др.).

Достижение различных уровней образованности по одному из вариантов стандарта может быть достигнуто в соответствии с потенциальными возможностями учащихся.

При организации обучения по любому варианту возможны разнообразные формы занятий: индивидуальное обучение на дому, обучение в школе, школе-интернате, интегрированное обучение, экстернат. Формы и срок обучения зависят от особенностей психофизического развития ребенка и выбора образовательного маршрута.

Согласно данной концепции о стандарте специального образования для этой категории детей возможно обучение по четырем вариантам на I ступени. В зависимости от эффективности обучения на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации, решения педагогического совета школы, согласия родителей учащимся могут изменяться варианты образовательных программ уже на 1 ступени по итогам года. С 1 варианта может быть осуществлен перевод учащихся на второй, третий и четвертый варианты образовательных программ. Со II варианта образовательных программ может осуществляться перевод на первый, третий и четвертый варианты и т. д.

Обучение по I варианту образовательных программ рекомендуется учащимся, овладевшим обязательным минимумом основных образовательных программ, способным к дальнейшему овладению цензовым образованием в условиях специальной (коррекционной) или общеобразовательной школы (интегрированное обучение).

I вариант — цензовое обучение.

На 1-й ступени обучения обеспечивается формирование уровня исходной грамотности, предусмотренных федеральным и региональным стандартами образования. Педагогический процесс включает:

— формирование умений и навыков устной и письменной речи,

счета и социального взаимодействия;

— осуществление специализированного восстановительного лечения;

— психолого-педагогическую диагностику и коррекцию;

— формирование основ трудовой культуры и расширение социальных контактов;

— активное взаимодействие семьи и образовательного учреждения в формировании личности ребенка;

— развитие функций рук и общей моторики.

Обучение по 1 варианту образовательных программ продолжается в течение 4 лет, включая диагностический класс.

На вторую ступень 1-го варианта образовательных программ переводятся учащиеся, овладевшие знаниями, умениями и навыками, предусмотренными стандартами 1-й ступени 1-го варианта образовательных программ.

Итогом обучения по 1-у варианту образовательных программ является:

— выход на начальную грамотность;

— первичная адаптация в социальной окружающей среде и в пределах города;

— создание условий для формирования познавательных интересов;

— ориентация семьи на формирование у ребенка полного самообслуживания в быту;

— первичный уровень компенсации двигательных расстройств;

— первичный уровень коррекции речевых нарушений; — развитие мелкой моторики и формирование целенаправленных практических действий; реализация различных видов и способов трудовой деятельности, доступной ребенку.

Учащиеся, успешно закончившие обучение на 1 ступени, переходят на II ступень своего варианта обучения.

На II ступени обучения обеспечивается достижение уровня функциональной грамотности в условиях общеобразовательной или специальной школы.

При обучении реализуются следующие задачи:

— овладение познавательными средствами, необходимыми в жизнедеятельности;

— ознакомление с компьютерной и технической грамотностью;

— формирование ориентации в социальной среде;

— формирование умения применять полученные навыки в нестандартных ситуациях, в сферах трудовой, общественной, семейной, в коммуникативной деятельности;

— компенсация двигательных расстройств в основных видах деятельности;

— формирование реального осознания своих возможностей, самоконтроля при целенаправленной двигательной деятельности.

На III ступени обучения достигается уровень информированности и компетентности.

На этой ступени образование может осуществляться в системе общеобразовательный и специальных школ и в средних специальных учебных заведениях (училищах, техникумах, ПТУ).

При этом достигается:

— предпрофессиональная ориентация;

— адаптация и социализация личности.

На III ступени в системе специальных (коррекционных) школ остаются учащиеся, нуждающиеся в охранительном режиме и лечебных мероприятиях. Учащиеся с компенсированными нарушениями интегрируются в общеобразовательные школы.

II вариант — коррекционно-развивающее обучение.

Этот вариант обучения рекомендуется учащимся, имеющим затруднения в усвоении общеобразовательной программы, но показавшим в процессе психолого-педагогической диагностики наличие потенциальных возможностей для усвоения цензового образования в условиях специальной школы, но более медленными темпами, и имеющим возможность к продуктивному использованию помощи.

Второй вариант образовательных программ ориентирован на создание условий к получению цензового образования на второй ступени, либо на продолжение обучения по данному варианту.

Продолжительность обучения 5 лет, включая диагностический класс.

Итогом обучения на первой ступени по второму варианту образовательных программ может быть:

— определение и подбор видов и способов трудовой деятельности с учетом особенностей ребенка;

— первичный уровень компенсации двигательных расстройств;

— формирование первичных навыков организации собственной трудовой деятельности;

— перевод на I вариант образовательных программ (цензовый) на второй ступени;

— продолжение обучения по второму варианту образовательных программ на второй ступени;

— перевод на третий вариант образовательных программ.

Учащимся, нуждающимся в более длительной дифференцированной работе, имеющим тяжелые нарушения речи или испытывающим психологические трудности при изменении коллектива учащихся рекомендуется продолжение обучения по II варианту в условиях специальной (коррекционной) школы или классов выравнивания.

Продолжать обучение по II варианту образовательных программ следует учащимся, которым необходимо увеличение учебного времени и дифференцированная помощь педагогов для освоения программы цензового образования второй ступени.

На обучение по III варианту образовательных программ переводятся учащиеся, не овладевшие минимумом знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом цензового образования первой ступени.

II вариант образовательных программ предполагает достижение предпрофессиональной подготовки, необходимой для получения в дальнейшем профессионального образования.

Обучение на III ступени (средняя школа) могут продолжить учащиеся, достигшие более высокого уровня подготовки, в условиях специальной школы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата или интегрированных в классах массовую школу. Учащиеся, успешно закончившиеся III ступень (11—12 классы) получают «Аттестат зрелости» того же образца, что и выпускники средней общеобразовательной школы.

III вариант — компенсаторно-адаптационное обучение.

Этот вариант рекомендуется учащимся, имеющим отклонение в интеллектуальной сфере, низкий уровень обучаемости, которые в силу имеющегося дефекта, не смогут достичь уровня образованности, соответствующего основному (цензовому) образованию.

Данный вариант образовательных программ ориентирован на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям.

Обучение по III варианту образовательных программ заключается в ранней ориентации на подготовку к овладению профессиям, не требующим цензового образования.

Образовательной программой предусмотрено усвоение коррекционной программы специальной школы VIII вида (для детей с умственной отсталостью) в течение 5 лет, включая диагностический класс.

Основными направлениями работы при обучении по данному варианту являются:

— создание условий для развития познавательной деятельности;

— первичная адаптация в социальной окружающей среде;

— частичное самообслуживание в быту и привитие навыков личной гигиены:

— формирование мотивов трудовой деятельности;

— развитие коммуникативной деятельности.

В случае значительных затруднений в овладении программой обучения учащиеся по окончании каждого класса I ступени могут быть переведены на абилитационное обучение (IV вариант) для детей и подростков с тяжелой степенью нарушений в интеллектуальном развитии.

На II ступени (основная школа) III вариант обучающих программ ориентирован на достижение предпрофессионального уровня, обеспечивающего возможность дальнейшей трудовой деятельности и создание предпосылок к социальной адаптации.

Учащиеся осваивают программу II ступени специальной школы VIII вида.

При этом осуществляется:

— достижение уровня знаний, соответствующего познавательным возможностям;

— компенсация двигательных расстройств в основных видах деятельности;

— овладение доступными видами профессиональной деятельности;

— формирование личностной ориентации на трудовую деятельность;

— создание предпосылок к социальной адаптации.

В зависимости от состояния здоровья, степени нарушения Двигательной и интеллектуальной сферы, учащиеся могут продолжить обучение в классах профессиональной подготовки. IV вариант — абилитационное обучение.

В контингенте учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеются дети, которые не могут усвоить программу III варианта обучения, в силу тяжести и глубины нарушений познавательной деятельности и речи, сопутствующих двигательному дефекту.

Программа данного варианта направлена на коррекцию личности ребенка, его познавательных возможностей, компенсацию двигательных нарушений, социальную адаптацию и интеграцию в общество сверстников и взрослых.

В классе обучается по 3 человека или осуществляется надомное обучение, для каждого из детей выбирается свой индивидуальный маршрут развития, возможно разновозрастное комплектование класса.

Уровень образованности, овладение санитарно-гигиеническими навыками, двигательную компенсацию при обучении чтению, счету, письму можно условно назвать пропедевтическим.

В зависимости от состояния двигательной сферы, степени нарушения умственного развития срок обучения по IV варианту может быть 5-6 лет и более.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (537.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru