Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Рабочая программа по технологии 5-8 классов (мальчики) - файл 1.docx


Рабочая программа по технологии 5-8 классов (мальчики)
скачать (27.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx28kb.17.11.2011 21:50скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Учебная программа по предмету «Технология» в 5-8 классах.

Данная учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2005 г. Авторы программы: В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев.

Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 5-9 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Технология - это наука о преобра

зовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и исполь

зования указанных объектов. В школе «Технология» — интегративная образовательная область, синтезирующая научные зна

ния из математики, физики, химии и биологии и показываю

щая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятель

ности человека.

Изучение интегративной образовательной области «Тех

нология», включающей базовые (т. е. наиболее распространен

ные и перспективные) технологии и предусматривающей твор

ческое развитие учащихся в рамках системы проектов, позволит молодежи при

обрести общетрудовые и частично специальные знания и уме

ния, а также обеспечит ей интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, эко

номическому и экологическому аспектам деятельности, озна

комлению с информационными и высокими технологиями, ка

чественному выполнению работ и готовности к самообразова

нию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

^ Цель учебного предмета

Главная цель образовательной области «Технология» — под

готовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:

I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото

рые необходимы для деятельности в новых социально экономи

ческих условиях, начиная от определения потребностей в про

дукции до ее реализации.

^ Для этого учащиеся должны быть способны:

а) определять потребности в той или иной продукции и воз

можности своего участия в ее производстве;

б) находить и использовать необходимую информацию;

в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);



г) планировать, организовывать и выполнять работу (налад

ка оборудования, операторская деятельность);

д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор

ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко

нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни

ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко

  4. номическим условиям.


^ Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до

машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре

шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу

чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти

визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове

дения и бесконфликтного общения;

ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали

зации собственной продукции и услуг;

з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко

ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто

способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме

ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует

ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.



В течение всего периода обучения «Технологии» каждый уча

щийся выполняет 5 проектов (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная ра

бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей се

мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес

кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст

рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу

ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

^ Охрана здоровья учащихся

На занятиях по образовательной области «Технология» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Устанавливаемое оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологиче

ских процессов.

Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе учащихся с тепло

выми приборами и кухонными печами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользова

ние нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюде

ние учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению учащимися правил сани

тарии и гигиены.

Учащихся необходимо обучать безопасным приемам труда с инструментами и оборудо

ванием. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ, кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.

Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельно

сти. Акценты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка должна производиться на основе конкретной предметной деятельности.

С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости про

цесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у уча

щихся культуру труда и делового общения.



«Технология» Технический труд. (5-8 классы)

Программа по технологии (технический труд) составлена в соот

ветствии с утвержденным минимумом содержания обучения в основ

ной школе и предназначена для учащихся V—IX классов общеобразо

вательных школ.

Изучение технологии в основной школе направлено на достиже

ние следующих целей:

  • приобретение общетрудовых, политехнических и специальных знаний, умений и навыков на основе включения учащихся в раз

  • нообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых объектов труда;

  • воспитание трудолюбия, потребности в труде, самостоятельности, ответственности, инициативности, предприимчивости, честности и порядочности;

  • воспитание культуры личности, связанной с трудовой деятельно

  • стью (культуры труда, экономической культуры, экологической культуры и др.);

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче

  • ских способностей, коммуникативных и организаторских умений в процессе различных видов деятельности;

  • формирование способности самостоятельно и осознанно опреде

  • лять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и способностей.

Нетрадиционным для технологии и трудового обучения являются разделы по строительно-отделочным и санитарно-техническим рабо

там, которые предусмотрены новым минимумом содержания обуче

ния. В течение учебного года эти работы могут проводиться в форме учебных упражнений. В летний период за счет школьного компонента учебного плана школы организовывается производствен

ная практика школьников, тематически связанная с ремонтом школьных помещений и коммуникаций.

Завершающим разделом содержания являются проектные работы, как интегрированный вариант всех разделов в процессуальном выра

жении.

Раздел «Проектные работы» в каждом классе выстроен в логике исследования: подготовительный этап, конструкторский этап, техно

логический этап, этап изготовления изделия, заключительный этап. В содержании раздела имеется теоретический материал, который дол

жен быть изучен на занятиях, отводимых на выполнение проекта. Приобретенные знания закрепляются и совершенствуются учащими

ся при выполнении проекта.

Особенностью и инновацией в отборе содержания программы яв

ляется осуществление идеи развивающего обучения учащихся. Это нашло выражение в разделах «Элементы техники» и «Проектные ра

боты». Сведения, изложенные в разделе «Элементы техники», носят обобщающий характер. Структура подачи материала опирается на концептуальное дидактическое положение развивающего обучения о ведущей роли теоретических понятий.



Весь материал можно условно разделить на ряд блоков, выстроен

ных последовательно:

  • основные понятия (V класс);

  • рабочие машины и их рабочие органы (VI класс);

  • способы передачи движения (VII класс);

  • преобразование энергии и ее эффективное использование .Современная техника (VIII класс);


Организация образовательного процесса.
Формы : урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа

  • лабораторно-практическое занятие

  • урок – экскурсия

  • урок – игра

  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.

  3. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.




Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.

  2. Операционно-предметная система обучения.

  3. Моторно-тренировочная система.

  4. Операционно-комплексная система.

  5. Практические методы обучения.

  6. Решение технических и технологических задач.

  7. Учебно-практические или практические работы.

  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.

  9. Опытно-эксперементальная работа.

  10. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

  11. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).

  12. Кооперативная деятельность учащихся.

  13. Коллективное творчество.

Результаты обучения.

Результаты изучения предмета «Технологии» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология»

^ Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология»

Выпускники должны знать:

роль техники и технологий в развитии цивилизации, со

циальные и экологические последствия становления промыш

ленного и сельскохозяйственного производств, энергетики и транспорта;

принципы работы, назначение и устройство основных тех

нологических и транспортных машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электробытовых приборов;

свойства наиболее распространенных конструкционных и текстильных материалов (физические, технические, технологи

ческие);

традиционные и новейшие технологии обработки различ

ных материалов;

возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания;

роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы выполнения проектов;

основные понятия, термины графики, правила выполне

ния чертежей в системе ЕСКД, методы проецирования, виды проекций;

основные элементы предпринимательской деятельности (бизнес-план, менеджмент, маркетинг);

требования к выбору профессии и соответствие им личнос

тных возможностей и способностей.

технологии их выращивания с учетом экологических под

ходов;



способы сбора урожая, предварительной переработки и хра

нения сельскохозяйственной продукции.

^ Выпускники должны уметь:

рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;

выполнять разработку несложных проектов, конструиро

вать простые изделия с учетом требований дизайна;

читать схемы, чертежи, эскизы деталей и сборочных единиц;

составлять или выбирать технологическую последователь

ность изготовления изделия в зависимости от предъявляемых к нему технико-технологических требований и существующих условий;

выполнять основные технологические операции и осуще

ствлять подбор материалов, заготовок, фурнитуры, инструмен

та, приспособлений, орудий труда;

собирать изделие по схеме, чертежу, эскизу и контролиро

вать его качество;

находить и использовать информацию для преобразова

тельной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ;

выполнять не менее одного вида художественной обработ

ки материалов с учетом региональных условий и традиций;

управлять простыми электротехническими установками, диагностировать их исправность;

выполнять простые строительно-отделочные и санитарно-технические работы;

осуществлять анализ экономической деятельности (произ

водственной и семейной), проявлять предпринимательскую ини

циативу.
Итоговая аттестация выпускников основной школы по технологии проводится в форме защиты творческого проекта.

Для развития творческих способностей учащихся рекомендуется использовать метод проектов. Поня

тие «проект» можно встретить в технике и архитек

туре.

^ Проект — это комплекс технических документов, содержащий расчеты, чертежи, макеты предназна

ченных к постройке, изготовлению или реконструк

ции сооружений, установок, машин, аппаратов, при

боров.

Суть учебного проекта состоит в выполнении како

го-либо объекта труда (доступного и посильного уча

щемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения.

При выборе проектного задания необходимо учи

тывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания не должны быть сложными, они должны учитывать личные интересы и способнос

ти каждого отдельного учащегося или группы учащихся, материально-технические возможности шко

лы. Завершенный проект сопровождают пояснитель

ной запиской, в которой излагают содержание про

ектного задания и результаты проделанной работы. Ее оформляют в виде эскизов с пояснительным текс

том. Каждый 

проект целесообразно обсудить с кол

лективом учащихся и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесооб

разность и качество проделанной работы, ее грамот

ность и эффективность.
Последовательность выполнения учебного про

екта

  1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.

  2. Рассмотрение требований, ограничений, усло

  3. вий, необходимых для выполнения проекта.

  4. Сбор информации по учебному проекту, подбор специальной литературы.

  5. Идеи, варианты выполнения проекта.

  6. Выбор оптимальной идеи и ее развитие. Экономические расчеты себестоимости.

  7. Планирование изготовления изделия (организа

  8. ции мероприятия).

  9. Изготовление изделия (проведение меропри

  10. ятия).

  11. Проверка и оценка результатов.

  12. Оформление проектной документации.

10. Защита проекта.


Скачать файл (27.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации