Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Шпоры по акмеологии - файл акмеология. все вопросы кроме 18.doc


Шпоры по акмеологии
скачать (215.2 kb.)

Доступные файлы (30):

акмеология. все вопросы кроме 18.doc208kb.05.02.2008 22:29скачать
АКМЕОЛОГИЯ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА.rtf118kb.12.01.2009 14:55скачать
вопр 3.doc27kb.24.01.2008 14:45скачать
вопр 4.doc29kb.24.01.2008 14:49скачать
вопрос 10.doc24kb.23.01.2008 23:15скачать
вопрос 11.doc20kb.23.01.2008 22:00скачать
вопрос 12 и 13.doc27kb.23.01.2008 23:11скачать
вопрос 14.doc28kb.23.01.2008 19:44скачать
вопрос 15.doc27kb.23.01.2008 17:11скачать
вопрос 16.doc24kb.23.01.2008 22:50скачать
вопрос 17 и 21.doc27kb.23.01.2008 19:32скачать
вопрос 19.doc26kb.23.01.2008 15:32скачать
вопрос 1.doc30kb.24.01.2008 14:45скачать
вопрос 20.doc27kb.23.01.2008 15:33скачать
вопрос 22.doc27kb.23.01.2008 19:23скачать
вопрос 23.doc25kb.23.01.2008 16:54скачать
вопрос 24.doc30kb.23.01.2008 17:29скачать
вопрос 26 и 29.doc28kb.23.01.2008 17:41скачать
вопрос 27.doc26kb.23.01.2008 17:40скачать
вопрос 28.doc27kb.23.01.2008 17:41скачать
вопрос 2.doc33kb.23.01.2008 15:49скачать
вопрос 30.doc29kb.23.01.2008 17:40скачать
вопрос 5.doc23kb.23.01.2008 21:41скачать
вопрос 6.doc21kb.23.01.2008 23:16скачать
вопрос 7.doc27kb.23.01.2008 18:13скачать
вопрос 8.doc26kb.23.01.2008 20:48скачать
вопрос 9.doc27kb.23.01.2008 18:41скачать
все вопросы кроме 18.doc194kb.24.01.2008 16:39скачать
реф2.DOC43kb.22.12.1999 20:29скачать
реф.rtf118kb.20.11.2006 17:30скачать

содержание

акмеология. все вопросы кроме 18.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
1. . . Актуальность и задачи акмеологии

2. . .Общие методологические подходы

3. . . Роль и место акме среди др гум наук

4. . .Становление акме как науч направл5. . .Роль Ананьева в акме

6. . . Роль Бодалева в акме

7. . . Взрослость и зрелость: содержание понятий

8. . . ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ

9. . . Принцип детерминизма развития

10. . . Опыт изучения жизненных перспектив личности в совр науке

11. . . Социокультурная Типология жизнен стратегий личности

12, 13. . . Акме: содержание роль, специфика проявления. Акме в личностном развитии человека

14. . . Личностная культура как акмеологический феномен

15. . . Факторы развития личностного акме

16. . . Внутренние условия достиж человеком акме

17,21. . . Я-КОНЦЕПЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТЬ

19. . . Практика разработки Акмеограмм

20. . . Сравнение двух культур (европ. и вост.) при разработке я конц

22. . . Конц. Самоактуализации Маслоу и акмеология

23. . . Конкурентоспособная личность

24. . . Конкурентноспособная личность

25. . . Истинные и формальные признаки успешной карьеры

26,29. . . Профессиограма и Требования к личности педагога-психолога

^ 27 . . . РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

28 . . .Взаимодействие психолога и педагогов в учебной деятельности

30 . . . Профессиональная этика практического психолога


. . . 1. . .

Актуальность и задачи акмеологии. . . .

В наше время много внимания уделяется проблемам прогрессивного и поступательного развития зрелой личности, ее высших профессиональных и личностных достижений, проблемам профессионализма личности. Но при этом, хотя люди в возрасте от 30 до 50 лет составляют большинство активно трудящихся, в традиционной психологии до недавнего времени в основном развивались направления подростковой и старческой психологии, т.е. некие условные отклонения от «нормального» зрелого возраста.

Проблемами развития зрелой личности (независимо от возраста) занимается наука акмеология, возникшая на стыке естественных, гуманитарных и общественных дисциплин. Акмеология изучает закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей..

Конечно, настоящий профес-зм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоц-ной заряженностью на осущ-ние именно данной деят-ти и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у чела не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

Акмеология как научная дисциплина предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной.

ЗАДАЧИ:

*при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления вы¬сокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия.

*Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют "остановки в его росте, а иногда и его утрату, а также деформацию личности самого про¬фессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих

*через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой.

*создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей.


. . .2. . .

Общие методологические подходы. . .

Комплексный подход. Развитие комплекного подхода в XX в. оказалось связано с существованием полидетерминированных, сложноструктурированных объектов и сфер бытия. В этом подходе выра-зилась тенденция нарастания взаимодействия разных областей знания и наук, необходимость междисциплинарных исследований. Первона¬чально развитие комплексного подхода было связано с появлением исследовательских облас-тей смежных наук - биохимии, геобиохимии, психофизиологии. Позднее, кроме этих новых пограничных областей знания, стали возникать проблемы, охватившие разные сферы человече¬ской жизнедеятельности, не характеризующиеся принципом смежности.

Разработка комплексного подхода, приведшая к новой облас¬ти науки — человекознанию, связана с именем Б.Г. Ананьева. Она отвечала четко сформулированной им цели — поиску целостного подхода к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную область знания. Этой цели отвечали организованные и руководи¬мые им комплексные исследования. Однако искомые корреляции между разными параметрами природы и социальной сущности человека не опирались на общую методолого-теоретическую мо¬дель, они были скорее способами поиска этой модели. Раскрывая специфику комплексного подхода в психологии, Б.Ф. Ломов высказал мысль, что тенденция его развития связана с определением узловых фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования. Ряд авторов дифференцируют фун¬кцию суммативности комплексного подхода, многоаспектности, проблемное.

Комплексный подход в акмеологии имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей человеческого бытия. Тем самым он мо¬жет быть рассмотрен как непосредственное продолжение линии Б.Г. Ананьева на интеграцию наук о человеке в особую область человекознания. Однако если в человекознании, по мнению Ана-ньева, основанием комплекса является человек, то в акмеологии основанием комплекса является личность как самый сложный и конкретный уровень человеческого бытия.

Системный подход. Разработка системного подхода выражает основную модернистскую тенденцию XX в., связанную с именами Берталанфи, Эшби, Парсонса (в социологии), с развитием кибер¬нетики, семантики, социологии, психологии. Принцип систем¬ности первоначально имплицитно присутствовал в методологиях соответствующих наук, выражаясь в поисках закономерностей, связей, структур.

Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, которые разрабатывали его положения в единстве с решением проблем психологии. Б.Ф. Ломов явился классиком системного подхода в отечественной психологии, осуществив оп¬ределенную рефлексию, формализацию принципа системности.

Специфика системного подхода в акмеологии в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет со¬бой онтологически неоднородную, но функционально единую и движи¬мую к оптимальному состоянию систему. В общей теории систем, наряду с классификацией на социальные, биологические и другие системы по критерию области научного знания, существует под¬разделение на искусственные и естественные системы. Акмеология имеет дело не с искусственной и не с естественной системой, а с самим механизмом и способом перехода от стихийно сложивше-гося состояния и качества системы к оптимальному, от реального к идеальному посредством моделирования сущности последнего и ее практического достижения. Акмеологическая система име¬ет целевой, проектируемый моделируемый характер. Иными словами, подразумевается не система как иерархия Уровней, а переход всей системы, ее изменение в оптимальное, Т- е. более высокоорганизованное состояние.

Субъектный подход. Если основанием комплекса в акмеоло¬гии, как было сказано, является личность, то системообразующим фактором акмеологической системы является субъект, т. е. личность, выступающая в качестве субъ¬екта. Это не значит, что акмеология не рассматривает личность в качестве объекта, но это происходит только в определенных пределах: исследования, диагностики, квалификации ее изна¬чального состояния. Субъектный подход является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосамосовершенствования, так и опосредованного деятельностью и акмеологическими технологиями.

Субъектный подход является парадигмой акмеологии. Принцип субъекта, веками разрабатывающийся с той или иной степенью интенсивности в истории философии, в отечественной философской психологической науке был актуа-лизирован и разработан С.Л. Рубинштейном в его многогранном и вместе с тем системообразующем качестве. Еще в 20-х гг. XX в. он определил субъекта как центр организации бытия, показав не рядоположенную, а центральную позицию человека в мире. Он раскрыл его способности самораз¬вития, самоопределения, самосовершенствования. В качестве основного признака субъекта он выделил его способность совершенствования, способность достигать высшего, оптимального уровня своего развития, идеала.

Для человечества принцип субъектности выразился в идее исторического прогресса. Специфика акмеологического субъектного подхода связана прежде всего с разрешением различного рода противоречий. Это противоречие меж¬ду наличным состоянием, качеством, уровнем развития личности, способом ее организации и согласования с социальными услови¬ями и идеальным. Это противоречие между способностями, ин¬дивидуальностью, особенностью, потребностями данной лично¬сти и требованиями общества и жизни, обращенными к ней. Это противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации, степенью само¬реализации, которой ей удалось достичь. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т. д. Раз¬решая их, личность достигает своей зрелости, качества субъекта.

Психосоциальный подход (К.А. Абульханова)

Сущность психосоциального подхода заключается в движении к исследуемому объекту не от априорной модели или теории, а от выявления исторических, социальных, культурных, личностных детерминант его реального состояния. Предметом психосоциаль¬ного исследования является не абстрактная личность, а личность, живущая в определенном - российском, французском или ином обществе, специфика ее сознания, определяемая исторически¬ми, биографическими обстоятельствами ее жизни, жизненной позицией, национальной, профессиональной принадлежностью, возрастом, полом.


. . . 3. . .

Роль и место акме среди др гум наук. . .

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М.Бехтерев. Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы. В последующем С.Л.Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как "совокупность всех внутренних условий". Они расценивались ученым как иерархия низших и высших специфических свойств, избирательного и активно взаимодействующих в внешними условиями и регулирующих деятельность.

акмеология прошла период своей институциализации и находится в процессе своего бурного развития. Все это дало возможность обоснованно выделить предмет акмеологии, определить ее методцы, разработать и предложить конструктивные решения обширного круга научных и практических вопросов. Все они положены в основу целостной акмеологической концепции, которая объединила теоретико-методологическую и прикладную составляющие. Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании и человековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных россиян.

Использование в акмеологическом познании философских теоретико-методологических положений позволяет выбрать общее направление в выработке целостного интегративного подхода. Они также указывают, где и как найти оптимальные точки сопряжения интересов различных наук в исследовании и решении проблемы.

Таким образом, акмеология, , используя возможности философии, не претендуя и не оспаривая ее функции, первой приняла на себя роль того "интегратора", который взял на себя ответственность изучать, развивать и оптимально содействовать целостному самовыражению социального субъекта. Для реализации избранного ей целостного подхода потребовалось не только соучастие философии, но и активное сотворчество со многими другими науками и заинтересованными сферами человекознания и человековедения.


. . .4. . .

Становление акме как науч направл. . .

Этапы формирования акмеологии в России

Первый этап - 1928 г. Введение Н.А. Рыбниковым понятия акмеологии как науки о развитии зрелых людей.

Второй этап – середина XX в. Выдающийся российский психолог Б.Г. Ананьев нашел акмеологии место в системе наук, акцентируя внимание на изучения возраста и фаз жизни человека как индивида и личности. Акме им определялось, как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека.

Третий этап. 70 – е годы XX в. Б.Г. Ананьев совместно со Е.И. Степановой и Н.Н. Обозовым, рассматривали действительность не только как закономерности отражения человеком объективной реальности, а в рамках совершенствования созидательной деятельности.

Другое направлением в развитии акмеологии представляют работы Н.В. Кузьминой изучающие влияние способностей взрослого человека на меру продуктивной деятельности при достижении результата.

Четвёртый этап – 90-е годы ХХ в. организационно-методологический этап создание акмеологической теории. Для него характерно два момента:

Первый - А.А. Бодалёв и А.А. Дергач создали первую кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, сформировали научный коллектив состоящий из выдающихся учёных психологов, философов и социологов - академика РАО К.А. Абульхановой – Славской, Е.А.Климова, докторов наук О.С. Анисимова, А.А. Асеева, Н.Н.Зазыкина , А.К.Марковой, И.Н. Степанова, Е.А. Яблоковой и других, которые осуществили научно – методическое обоснование предмета акмеологии.

Высшим этапом научно-методической деятельности ученых-акмеологов является подготовка и выпуск с 2002 года нового научно-практического журнала «Акмеология».

Второй - параллельно, в Санкт – Петербурге, под руководством члена –корреспондента РАО Н.В.Кузьминой, академиком РАО А.А. Дергачём и доктором психологических наук А.М. Зимичевым было создано первое научное учреждение Российская Академия Акмеологических Наук и первое учебное заведение - Санкт – Петербургская Акмеологическая Академия под руководством А.М. Зимичева и А.И. Ватулина. С 1996 года под руководством Н.В. Кузьминой, А.М. Зимичева выпускается сборник научных статей «Акмеология».

Пятый этап - начало ХХI века. Философское обоснование предмета акмеология, рассматривающей вопросы достижения конкретных результатов в процессе совершенствования индивидуума и социума. В.П.Бранский, В.В.Ильин, С.Д. Пожарский дали понимание акмеологического знания. Историософский подход В.П. Бранского и С.Д. Пожарского позволил проследить интегративный подход и взаимосвязь акмеологии с культурологией, с философской антропологией, этноакмеологией.

В.В. Ильин и С.Д. Пожарский проанализировали развитие акме как элемента философского знания в истории философии.

Под руководством Н.В. Кузьминой сложилась школа, которая исследовала фундаментальную проблему: - развитие способностей человека и их влияние на продуктивную деятельность во всех сферах жизнедеятельности.

Эти пять этапов развития акмеологии как науки, позволили сделать вывод о новом качественном скачке акмеологического знания. Определён предмет и задачи научного направления, опубликованы десятки монографий, создан научно-практический журнал «Акмеология», уже 10 лет продолжается выпуск сборника статей «Акмеология», созданы учебники и учебные пособия.


. . . 5. . .

Роль Ананьева в акме. . .

Б.Г.Ананьев (1907-1972) более 30 лет назад в своей работе «Человек как предмет познания» ставит задачу: наука обязана показать, что представляет собой человек, достигший своего расцвета в своем психологическом и физическом развитии. Также, какой путь каждый человек должен одолеть, чтобы подняться на возможно более высокую для него ступень в физическом совершенстве и состояться как яркая личность, как действительно талантливый субъект деятельности как богатая духовно и самобытная индивидуальность.

Он выступал за целостный подход к проблемам психики, отразившийся в исследовании системного характера. На основе анализа методологии и истории развития психологии он доказал необходимость комплексного изучения психики, разработал принцип междисциплинарного подхода к проблеме человека. Он изучал индивидуальность как систему, интегрирующую разноуровневые свойства индивида, личности. Субъекта. Начал изучение проблем старения и зрелости. В его исследованиях были получены данные о гетерохромности и неравномерности психического развития, особенностях протекания психических процессов в период зрелости, тем самым было положено начало акмеологии в нашей стране. «О проблемах современного человекознания» (1967г., переиздается до сих пор) в ней Ананьев:

- раскрывает многообразие подходов к изучению человека и источники связаны с этим дифференциацией научных дисциплин.

- выявляет значение философского обобщения данных, накопленных психологией, социологией, биологией, в интеграции научных дисциплин и формировании целостной концепции человека.

Ввел термин «человекознание». В этом же труде:

- дает психологическую характеристику процессу индивидуального развития

- раскрывает его социальную детерминацию.

- особое значение уделяет стабильности и гетерохромности процесса индивидуального развития, выявляет сенситивные (критические) периоды в этом процессе, которые начал исследовать одним из первых.


. . . 6. . .

Роль Бодалева в акме. . .

А.А.Бодалев в своем научном творчестве выделился в двух основных направлениях: психология общения и акмеология. Определенным итогом работы в области акмеологии является монография посвященная феномену акме и некоторым условиям его формирования «Вершина в развитии взрослого человека характеристики и условия достижения», автор обращает внимание на роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития. Исследуется взаимосвязь акме и индивидуальности человека, акме и популярности, акме и проблемы саморазвития, акмеологии и педагогики и т.д.


. . . 7. . .

Взрослость и зрелость: содержание понятий. . .

ЗРЕЛОСТЬ Наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения.

ЗРЕЛОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ- Период профессиональной жизни человека, характеризующийся достижением полного профессионального развития, наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности.

Вместе с тем среди многих проблем, которые оказываются акту¬альными при научном освещении особенностей развития человека именно на этой ступени, одной из наиболее значимых является про¬блема соотношения феноменов взрослости и зрелости.

В большинстве исследований, посвященных психологии разви¬тия, начало периода взрослости человека .относится к 18—20-летне¬му возрасту. Вместе с тем, хотя предполагается, что у человека дол¬жен быть сформирован организм, соответствующий нормативам зре¬лости, развиты личностные качества, за которыми стоят усвоенные им основные ценности жизни и культуры, и как субъект деятельнос¬ти он полностью готов трудиться, эта готовность явить себя взрос¬лым всему своему окружению при сравнении разных людей дает нам очень пеструю картину, особенно если выявлять уровни их развития, сопоставляя показатели хронологического, биологического, социаль¬ного и психологического возрастов, достигнутые каждым из них.

При выявлении этих уровней и их соотношения хронологичес¬кий возраст — число прожитых человеком с момента рождения лет и месяцев — мало что значит для понимания состояния его организма, сформированных им характеристик личности, качеств его как субъек¬та деятельности.

Сравнивая совокупные показатели биологического, социально¬го и психологического возрастов людей, даже если у них одинаковый хронологический возраст, мы неизбежно обнаруживаем различия между ними в этих совокупных показателях. И вариантов таких раз¬личий может быть очень много. Так, при переходе из юности во взрос¬лость (хронологический возраст 18—20 лет) у одних людей биологи¬ческий возраст может быть меньше хронологического. У других, на¬оборот, он может быть намного больше.

Наверное, понятно, что разные уровни проявления показателей биологического, социального и психологического возрастов, обнару¬живаемые у людей к моменту достижения ступени взрослости, оказы¬ваются следствием действия многих факторов — как объективных, так и субъективных. Например, показатели биологического возраста у 20-летнего человека могут быть ниже нормативных из-за врожденных ано¬малий, вызвавших отставание развития какой-то системы его организма.

Несовпадение хронологического, биологического, социального и психологического возрастов при вступлении и прохождении людьми ступени ранней взрослости свидетельствует о том, что обычно такая глобальная особенность человека, как его зрелость, представляет со¬бой феномен, содержательные характеристики которого не только не однородны, но и от случая к случаю могут сильно варьироваться по степени своей сформированности. Так, например, один человек, дой¬дя до ступени взрослости, может быть незрелым физически, но зре¬лым социально и психологически, а другой может, наоборот, оказаться зрелым физически, но незрелым социально и психологически и т. д.

Вместе с тем, определяя степень сформированное физических, социальных и психологических характеристик человека и их соот¬ветствие эталону зрелости, всегда надо иметь в виду, что критерий зрелости — конкретное содержательное наполнение этого понятия — неодинаковы у народов, принадлежащих к разным культурам и жив¬шим в разные исторические эпохи.


. . . 8. . .

^ ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛ. . .

Индивид — человек как единичное при¬родное существо, представитель вида, продукт филогенети¬ческого и онтогенетического разви¬тия, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

Рассматривая людей как индивидов, т. е. как элемент природы, мы можем выделить основные биологические особенности, которые, характе¬ризуя вид в целом, всем людям даны от рождения и вместе с тем очень важны для их дальнейшего формирования в качестве личностей и субъектов. Человеческий вид характеризуется следующим:

Человек — существо общественное, самой природой предназначенное для бытия в социу¬ме.

Персонифицированное сообщество людей имеет Иерархическую структуру независима от произвола, поскольку там, где произвол полностью отсутствует, она всегда устанавливается спонтанно. Формирование иерархий свойственно не только людям^ ис¬пользуется в природе как универсальный способ. Иерархия представля ет собой единую систему - все ее члены между собой связаны но не равны. Стремление к равенству скорее культурный феномен, оно противно природе, человеческой в том числе.

Итак, видовой характеристикой человечества является существование в иерархическом сообществе уникальных индивидов.

Поскольку каждый индивид является продуктом видового и личного опыта, он может быть охарактеризован как на уровне ге¬нотипа, так и на уровне фенотипа.

Под влиянием персонификации сообщества в эволюции фор¬мируется набор индивидуальных свойств, «обслуживающих» пер¬сонификацию. В этот набор входит следующее: способность к личному узнаванию партнеров, способность к индивидуальному общению, способность к защите своего Я от экспансии со сторо¬ны других членов сообщества. Как и уникальность, задатки этих свойств присущи каждому человеку, поскольку являются достоя¬нием видового опыта.

Уникальность индивидов зафиксирована в понятии «индиви¬дуальность», которое определяется следующим образом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, существа, отдельного человека.

Высокий профессионализм - это не просто знания, навыки и умения, но всегда и страстность, жизненный порыв

Профессионал в современном значении слова - это прежде всего стремление личности предъявить миру свое Я через «деловое поле» той или иной деятельности, зафиксироваться (определиться) в ее результатах. Именно этот момент является ключевым в подлинном профессионализме. Возможно, что многих насторожит сама мысль связав профессионализм с такой личностной характеристикой, как Я его связывают с государственным и общественным интересом таким социальным образованием, как Мы.


. . .9. . .

Принцип детерминизма развития . . .

Одним из основных принципов в акмеологическом понима¬нии развития человека является принцип детерминизма.

Важными особенностями акмеологической трактовки при¬нципа детерминизма являются: поступательный, созидательный характер развития; определяющая роль личности как системооб¬разующего фактора развития; важная роль механизмов самораз¬вития, самоорганизации, саморегуляции; гармоничное сочетание внутренней и внешней детерминации поведения и деятельности личности как необходимое условие созидательного характера процесса функционирования и развития личности.

Но сегодня проблема социальной детерминации - особен¬но для акмеологии — выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только пе¬редать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчиво¬сти, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время — это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.

Если прежнее понимание социальной детерминации заклю¬чалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то теперешнее - существенное для акмеологии - ради¬кально преобразовано. Произошла своего рода инверсия детерми-национных зависимостей. Не социум действует на потребности, способности, психику и саму личность, а сама личность так ис¬пользует свои способности, мотивацию, психические, энергети¬ческие ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социу¬мом, чтобы минимизировать несоответствие ему. Нами выдвинута формула о психическом обеспечении той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом.

Действительно, если проанализировать деятельность, детер¬минируемую стремлением человека развить в себе ту или иную черту личности, то нетрудно обнаружить следующее.

Мотивационная установка (в виде потребности, стремления, идеала и т. д.), направленная на некоторое желательное будущее (т. е. развиваемую черту личности), создает по отношению к кон¬кретной исполнительской деятельности как бы определенную энергетическую, детерминационную сферу, в пределах и под вли¬янием которой развертывается эта деятельность.

Специфика принципа детерминизма в акмеологии обнаружива¬ется по нескольким направлениям.

Первое заключается в том, что «внутреннее» сначала рассмат¬ривается в своем единстве с «внешним» и статическим, данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качестве. Акмеология выявляет «внутреннее» как логику его раз¬вития в оптимальном направлении. Закономерности развития — это закономерности восхождения, а не линейного горизонтально¬го движения. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивности способа его осуществления.

Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом - само¬регуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуля¬ции процесса развития).

Третье состоит в том, что процесс совершенствования лич¬ности имеет двойную детерминацию - и внутреннюю, и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, вы¬свобождение внутренних движущих сил, выявление имплицит¬ных возможностей.


. . . 10. . .

Опыт изучения жизненных перспектив личности в совр науке. . .

Концепции:

1. сценарный подход

«никогда, всегда, после того как, перед тем как, снова и снова»...

2. социология жизненных планов

объективные факторы пути человека и тесные связи с субъектами, причинами (место обучения, жизненные ориентации). Жизненные планы содержат ориентацию на определенное соц-ое положение и отражают возможности его достижения

3. психосоциология/ клиническая социология принцип социоклинического и социобиографического аспектов анализа, с использованием многопричинности, множественных лроблематизацнй. Взаимности влияния диалектической причинности и т.д.

4. исследование жизненных историй (перенесение, инверсия, преодоления) используется для лечения людей - групповой беседы и рассказы о жизни каждого участника. Человек - активный субъект, сам строит свою жизнь. Жизненная стратегия -интегративная характеристика жизненного пути, постоянное приведение своей личности и характера и способа своей жизни. Построение жизни, исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем в связи с теми, которые вырабатываются в жизни; способ конструирования и сознательного планирования личностью собственной жизни через поэтапное формирование ее будущего, это система перспективного ориентирования личности в жизненном пространстве, способ рациональной организации личного мира. Личность - самоизменяющийся субъект жизненного пути


. . . 11. . .

Социокультурная Типология жизнен стратегий личности. . .

1. стратегия жизненного благополучия (приобретение матер.ценностей)

2. стратегия жизненного успеха (успех, рост)

3. стратегия самореализации (творчество)


. . . 12, 13. . .

Акме: содержание роль, специфика проявления. Акме в личностном развитии человека. . .

Феномен акме и его главные характеристики

Взрослость во всех проявлениях своей природной и социальной сути человека оказывается вершиной в его развитии, после которой следует пожилой возраст, старость, для которых характерно поступательное снижение уровня физического здоровья, ослабление граж¬данской активности, сокращение объема и со¬держания родительских обязанностей, выклю¬чение из сферы профессионального труда.
  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (215.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов