Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Учебная программа - Дипломатия - файл 1.doc


Учебная программа - Дипломатия
скачать (88 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc88kb.16.11.2011 00:10скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ и стандартов профессионального образования

В.И. Кружалин

____”__________ 2002 г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Учебно-методическим объединением

при МГИМО (У) МИД России

Председатель А.В. Торкунов

____”_____________ 2002 г.

 

 

^ Примерная программа дисциплины

Дипломатия”

федерального компонента цикла общих профессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению Международные отношения, Москва, 2002

 

 

Примерная программа дисциплины “Дипломатия” составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу “Общие профессиональные дисциплины” государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по направлению Международные отношения.

 

Разработчики программы:

^ Хрусталев М.А., доктор политических наук,

профессор, МГИМО (У) МИД России

Елисеев И.И., кандидат юридических наук,

профессор, МГИМО (У) МИД России

^ Жаров Ю.Ф., кандидат исторических наук,

доцент, МГИМО (У) МИД России

© Министерство образования Российской Федерации, 2002

© Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2002

 

I. Организационно-методический раздел

 

Примерная программа дисциплины “Дипломатия” предназначена для студентов, обучающихся по направлению бакалавриата “Международные отношения”. Курс является обязательной общепрофессиональной дисциплиной подготовки бакалавра в области международных отношений.

^ Цель курса – овладение основами организации современной дипломатии и техники дипломатической работы, изучение основных методов и приемов дипломатии, усвоение профессиональных требований к работникам дипломатической службы.

^ В задачи курса входит:

изучение теоретических подходов к дипломатии, эволюции ее форм и методов, механизмов принятия внешнеполитических решений и функционирования дипломатической службы;

ознакомление с основами дипломатической стратегии и тактики, структурой, принципами и методами работы органов государственной власти Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений.

^ В результате усвоения курса выпускники должны:

владеть основными формами и методами современной дипломатической практики;

знать основы процесса формирования внешнеполитических решений, международно-правовые основы дипломатической службы;

иметь конкретное представление о механизме и процессе формирования внешней политики и о соотношении внешней политики и дипломатии, а также о специфике функционирования дипломатических служб различных государств и российской дипслужбы.

Содержание курса

Тема 1. Введение в курс дипломатии.

Понятие дипломатии. Дипломатия как научная и учебная дисциплина. Теоретические подходы к изучению дипломатии.

Появление дипломатии, Эволюция дипломатических методов. Особенности современной дипломатии. Основные тенденции и перспективы развития современной дипломатии.

Внешняя политика и дипломатия. Дипломатия и дипломатическая служба. Международно-правовые основы дипломатической службы.

Литература по курсу.

^ Тема 2. Дипломатическая служба.

Определение предмета дипломатической службы. Организационные формы дипломатической деятельности, дипломатические кадры, дипломатия как профессия (дипломатическая техника и протокол), искусство и методика переговоров, конференционная дипломатия.

Установление, поддержание и развитие дипломатических отношений.

Формы, виды представительств, классы глав представительств, порядок их назначения и соответствующая документация, церемония вручения верительных грамот, аккредитация дипломатического персонала, дипломатический корпус, представительства в “третьих” странах, секции интересов.

Организация и основные формы работы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Роль и место МИД России в государственно-политической системе. Правовое регулирование деятельности МИД России.

^ Тема 3. Внешнеполитическое решение и его информационная база.

Содержание внешнеполитического решения. Доктринальные основы внешнеполитической деятельности. Роль политической идеологии в ее формировании. Внешнеполитическая программа и внешнеполитический курс. Внешнеполитическая позиция и внешнеполитические мероприятия (акции и операции). Внешнеполитическая стратегия и тактика. Маскировка и дезинформация во внешнеполитической деятельности.

Механизм принятия внешнеполитических решений. Государственный аппарат - ключевой субъект принятия внешнеполитических решений. Роль исполнительной и законодательной власти. Функциональная дифференциация государственного аппарата, внешнеполитические ведомства, (МИД, МО и органы разведки). баланс влияния внешнеаполитических ведомств при принятии внешнеполитических решений. Милитаризм как проявление дисбаланса влияния. Ведомственные интересы и ведомственный стиль мышления. Уровни принятия внешнеполитических решений.

Внутренний “фон” принятия внешнеполитического решения. Степень “публичности” внешней политики и возможности воздействия на нее со стороны общественного мнения. Характер и уровень лоббизма. Влияние общей социально-политической и экономической ситуации на принятие внешнеполитического решения. Политико-психологический климат и его воздействие на процесс принятия внешнеполитического решения.

Структура информационной базы. Международная и внутренняя информация. Полнота и достоверность информационной базы. Дезинформация и самодезинформация в государственном аппарате (объективные и субъективные аспекты). Необходимая и избыточная информация, механизм ведомственной информационной селекции. Открытая, служебная (конфиденциальная) и секретная информация. Разведывательная информация и ее влияние на принятие внешнеполитических решений.

Оптимизация информационной базы. Компьютеризация информационной базы, возможности и ограничения. Информационно-поисковые и информационно-логические информационные системы (И.П.С. и И.Л.С.).

^ Тема 4. Процесс принятия внешнеполитического решения.

Участники процесса принятия решения (разработчики решения, эксперты-консультанты, лица принимающие решения, реализаторы). Структура формальных и неформальных отношений участников, наличие “обратных связей” и их характер. Эксперты-консультанты и “академическое сообщество”. Лицо принимающее решение - субъект, детерминирующий процесс.

Лицо принимающее решение (Л.П.Р.). Государственный деятель - лицо, принимающее внешнеполитические решения. Его официальный статус в государственной иерархии. Сфера его полномочий и ответственности. Его политический вес и авторитет. Его положение в неформальной структуре правящей политической элите. Его отношения с референтными и лоббистскими группами.

Личностные качества Л.П.Р. и их динамика. Идеологическая ориентация и степень идеологической заданности. Автостереотип и стиль мышления. Психологический склад Л.П.Р. (темперамент, характер, интеллект).

Структура принятия решений, его основные стадии: формирование информационного массива, разработка решения, подготовка его реализации, управление реализацией, анализ результатов и последствий реализации. Типы решений, принимаемых на каждой из этих стадий.

Информационно-аналитическая работа. Система преобразования первичной (фактологической) информации во вторичную (аналитико-прогностическую). Агрегация (“сжатие) информации для Л.П.Р. Информационно-справочная и аналитическо-прогностическая документация. Ведомственная и межведомственная экспертиза.

Формирование информационного массива решения. Принципы “фильтрации” информации и оптимальная структура информационного массива. Соотношение исторической, текущей и перспективной информации. Адаптация информационного массива к личностным качествам Л.П.Р. Принятие решения о достаточности и надежности информационного массива.

^ Тема 5. Механизм разработки и реализации внешнеполитического решения.

Внешнеполитическая проблема. Характер проблемы и ее природа. Степень проблемной задейственности. Формирование представления о проблемной ситуации и тенденциях ее развития. Выделение доминирующих тенденций и их оценка. определение ”точек воздействия” на ситуацию и возможности их использования.

Внешнеполитическое решение. Выбор варианта поведения в проблемной ситуации. Формулирование замысла (идеи) решения. Определение цели (целей) и образа действий (списка внешнеполитических мероприятий). Оценка степени риска (вероятности неудачи). Прогнозирование последствий реализации замысла. Обоснование замысла, система подтверждающей аргументации.

Утверждение замысла - принятие решения в принципе. Составление директивы.

Планирование внешнеполитических мероприятий. Директива и план. Ведомственные и межведомственные планы. Структура плана внешнеполитического мероприятия. Стратегическое и тактическое планирование. Плановая документация. Утверждение плана.

Подготовка реализации плана. Доведение плана до исполнителей. Организация инструктивных совещаний. ситуационных анализов и деловых игр. Анализ замечаний и предложений исполнителей. Принятие решения о проведении внешнеполитического мероприятия.

Процесс реализации мероприятия. Его основные стадии и их особенности. Характер процесса (планомерный, дискретный, безуспешный). Контроль за ходом реализации мероприятия, роль участия Л.П.Р.

Анализ причин дискретности (неудачи и принятие корректировочных решений. Отменяющее решение - отказ от мероприятия.

Анализ результатов и последствий реализации внешнеполитического мероприятии. определение степени достижения поставленной цели (целей). Оценка точности прогнозирования последствий осуществления мероприятия. Выявление недостатков и недоработок в планировании, подготовке и действиях исполнителей. общая оценка проведенного внешнеполитического мероприятия и рациональности позиции по проблеме.

^ Тема 6. Дипломатическое представительство и информационно-аналитическая работа в посольстве.

Дипломатическое представительство. Руководство посольства, основные компоненты структуры, должности и ранги сотрудников.

Традиционные (политические, экономические, консульские) и нетрадиционные (культурные связи, экономическая помощь) направления работы.

Информационно-аналитическая работа в посольстве. Сбор, классификация, обработка информации. Источники информации. Основные требования к анализу информации. Основные формы информационных материалов, направляемых в “центр”; их краткая характеристика. Контакты, беседы, составление записей бесед.

^ Тема 7. Дипломатический протокол. Организационно-протокольная работа в многосторонней дипломатии.

Протокольная работа. Дипломатические приемы. Цели приемов, основные виды, выбор вида приема, правила их подготовки и проведения, составление планов рассадки. Поведение и беседы на приемах.

Организационно-протокольная работа в многосторонней дипломатии. Правила процедуры на международных конференциях (на примере ООН).

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, вопросов к экзамену (зачету) по курсу “Дипломатия”

  1. Формы установления и поддержания дипломатических отношений.

  2. Классы глав дипломатических представительств; порядок и формы назначения глав представительств.

  3. Понятие дипломатического корпуса, дуайен: его прерогативы.

  4. Дипломатические представительства “по совместительству”; формы межгосударственных контактов в условиях отсутствия дипломатических отношений.

  5. Порядок аккредитации дипломатического персонала.

  6. Руководство и основные элементы структуры Посольства.

  7. Должности и ранги в посольствах РФ. Специальные атташе.

  8. Традиционные и нетрадиционные направления работы посольств.

  9. Организация и методика информационно-аналитической работы в посольствах.

  10. Основные формы информационных материалов, направляемых в “центр”; их краткая характеристика.

  11. Основные правила дипломатических бесед и их запись.

  12. Роль и место МИД РФ в государственно-политической системе. Нормативные акты РФ о МИД РФ.

  13. Структура МИД РФ. Организация работы оперативных департаментов.

  14. Формы переписки между МИД и иностранными посольствами.

  15. Случаи применения личной ноты в переписке; ее написание и оформление.

  16. Памятная записка: характеристика документа, оформление.

  17. Основные элементы организационно-протокольной работы в многосторонней дипломатии.

  18. Правила процедуры на международных конференциях (на примере ГА ООН).

  19. Проблема злоупотребления должностным иммунитетом; возможности ее решения.

  20. Основные виды дипломатических приемов, их предназначение.

  21. Правила подготовки дипломатических приемов. Варианты планов рассадки на дипломатическом приеме.

  22. Основные параметры изменений современной дипломатической службы и практики; факторы, их предопределяющие.

  23. Верительные, отзывные и отпускные грамоты: составление, подписание, порядок вручения, агреман.

  24. Основные положения Закона о дипломатической службе РФ.

  25. Содержание внешнеполитического решения.

  26. Доктринальные основы внешнеполитической деятельности. Роль политической идеологии в ее формировании.

  27. Внешнеполитическая программа и внешнеполитический курс.

  28. Внешнеполитическая позиция и внешнеполитические мероприятия (акции и операции).

  29. Внешнеполитическая стратегия и тактика.

  30. Маскировка и дезинформация во внешнеполитической деятельности.

  31. Механизм принятия внешнеполитических решений.

  32. Государственный аппарат - ключевой субъект принятия внешнеполитических решений. Роль исполнительной и законодательной власти.

  33. Функциональная дифференциация государственного аппарата, внешнеполитические ведомства, (МИД, МО и органы разведки).

  34. Ведомственные интересы и ведомственный стиль мышления.

  35. Уровни принятия внешнеполитических решений.

  36. Внутренний “фон” принятия внешнеполитического решения. Степень “публичности” внешней политики и возможности воздействия на нее со стороны общественного мнения. Характер и уровень лоббизма.

  37. Влияние общей социально-политической и экономической ситуации на принятие внешнеполитического решения.

  38. Политико-психологический климат и его воздействие на процесс принятия внешнеполитического решения.

  39. Участники процесса принятия решения (разработчики решения, эксперты - консультанты, лица, принимающие решения, реализаторы). Структура формальных и неформальных отношений участников, наличие “обратных связей” и их характер.

  40. Государственный деятель - лицо, принимающее внешнеполитические решения. Его официальный статус в государственной иерархии. Сфера его полномочий и ответственности.

  41. Структура принятия решений, его основные стадии: формирование информационного массива, разработка решения, подготовка его реализации, управление реализацией, анализ результатов и последствий реализации. Типы решений, принимаемых на каждой из этих стадий.

  42. Структура информационной базы. Международная и внутренняя информация. Полнота и достоверность информационной базы.

  43. Дезинформация и самодезинформация в государственном аппарате (объективные и субъективные аспекты). Необходимая и избыточная информация.

  44. Механизм ведомственной информационной селекции. Открытая, служебная (конфиденциальная) и секретная информация. Разведывательная информация и ее влияние на принятие внешнеполитических решений.

  45. Оптимизация информационной базы. Компьютеризация информационной базы: возможности и ограничения.

  46. Информационно-поисковые и информационно-логические информационные системы (И.П.С. и И.Л.С.).

  47. Информационно-аналитическая работа. Система преобразования первичной (фактологической) информации во вторичную (аналитико-прогностическую).

  48. Агрегация (“сжатие) информации для Л.П.Р.

  49. Информационно-справочная и аналитическо-прогностическая документация.

  50. Ведомственная и межведомственная экспертиза.

  51. Формирование информационного массива решения.

  52. Принципы “фильтрации” информации и оптимальная структура информационного массива.

  53. Соотношение исторической, текущей и перспективной информации.

  54. Адаптация информационного массива к личностным качествам Л.П.Р.

  55. Принятие решения о достаточности и надежности информационного массива.

  56. Внешнеполитическая проблема. Характер проблемы и ее природа. Степень проблемной задейственности.

  57. Формирование представления о проблемной ситуации и тенденциях ее развития. Выделение доминирующих тенденций и их оценка.

  58. Внешнеполитическое решение. Выбор варианта поведения в проблемной ситуации. Формулирование замысла (идеи) решения.

  59. Определение цели (целей) и образа действий (списка внешнеполитических мероприятий). Оценка степени риска (вероятности неудачи). Прогнозирование последствий реализации замысла. Обоснование замысла, система подтверждающей аргументации.

  60. Утверждение замысла - принятие решения в принципе. Составление директивы.

  61. Планирование внешнеполитических мероприятий. Директива и план. Ведомственные и межведомственные планы.

  62. Структура плана внешнеполитического мероприятия. Стратегическое и тактическое планирование. Плановая документация. Утверждение плана.

  63. Подготовка реализации плана. Доведение плана до исполнителей. Организация инструктивных совещаний, ситуационных анализов и деловых игр. Анализ замечаний и предложений исполнителей. Принятие решения о проведении внешнеполитического мероприятия.

  64. Процесс реализации мероприятия. Его основные стадии и их особенности. Характер процесса (планомерный, дискретный, безуспешный).

  65. Контроль за ходом реализации мероприятия, роль участия Л.П.Р.

  66. Анализ результатов и последствий реализации внешнеполитического мероприятии, определение степени достижения поставленной цели (целей).

  67. Оценка точности прогнозирования последствий осуществления мероприятия. Выявление недостатков и недоработок в планировании, подготовке и действиях исполнителей, общая оценка проведенного внешнеполитического мероприятия и рациональности позиции по проблеме.

 

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

 

№№ пп.

Наименование тем

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоя-тельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

1

Введение в курс дипломатии

16

4

4

8

2

Дипломатическая служба

16

4

4

8

3

Внешнеполитическое решение и его информационная база

24

6

6

12

4

Процесс принятия внешнеполитического решения

24

6

6

12

5

Механизм разработки и реализации внешнеполитического решения

24

6

6

12

6

Дипломатическое представительство и информационно-аналитическая работа в посольстве

16

4

4

8

7

Дипломатический протокол. Организационно-протокольная работа в многосторонней дипломатии

16

4

4

8

 

Итого

136

34

34

68

 

 

 

IV. Форма итогового контроля

Экзамен (зачет).

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Основная учебная литература

  1. Борунков А.Ф. “Дипломатический протокол в России”. М.: Международные отношения, 1999.

  2. Леонов Н.С. “Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. М.: МГИМО, 1996.

  3. Некоторые вопросы протокольной практики /Под ред. Шевченко В.Н. М., 1997.

  4. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М.: Норма, 1999.

  5. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. М.: Научная книга. 2000.

  6. Селянинов О.П. Тетради по дипломатической службе государств (История и современность). М.: МГИМО, 1998.

  7. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М.: МГИМО, 1999.

  8. Современные международные отношения / Под ред. А.В.Торкунова. М.: РОССПЭН, 2000.

 

2. Дополнительная учебная литература

  1. Загорский А., Лебедева М. Теория и методология анализа международных переговоров. М.: МГИМО, 1989.

  2. Зонова Т.В. “Дипломатическая служба Италии”. М.: МГИМО, 1995.

  3. Квасов О.К. “Дипломатия и дипломатическая служба стран Латинской Америки”. М.: Дипакадемия, 1999.

  4. Крутских А. Прагматические истоки национальных интересов // “МЖ”, 1997, №3.

  5. Левин Д.В. Международное право, внешняя политика и дипломатия. М.: Международные отношения, 1981.

  6. Механизм формирования внешней политики США. М., 1986.

  7. Озеров О. Дипломатия в эпоху информационных технологий. “МЖ”, 1997, № 1.

  8. Певзнер Я. Мировая революция: великая авантюра и ее крах // МЭ и МО. 1997, № 10, 11.

  9. Примаков Е.М. Россия: реформы и внешняя политика // “МЖ”, 1998, № 7.

  10. Проскурин С.А. Системный принцип формирования внешней политики // “Полис”, 1997, № 1.

  11. Процесс формирования и осуществления внешней политики капиталистических государств. - М., 1981.

  12. Черков С.А. Системный анализ во внешней политике // США. - 1998, № 6.

 

3. Документы

  • Конституция РФ 1993 года.

  • Закон “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 года с изменениями от 17 июня 1993 года и 18 января 1995 года. Сборник материалов по консульским вопросам. Том 1. Документы и нормативные акты. М. 1997 г.

  • Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

  • Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

  • Консульский Устав СССР (проект Консульского Устава РФ).

  • Таможенный кодекс РФ 1993 г. стр. 65-67.

  • Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ 14.03.1995 г.

  • Положение о Консульском учреждении РФ, утвержденное Указом президента РФ от 05.11.1998 г. № 1330.

  • Положение о Департаменте Консульской службы МИД РФ, утвержденное 14.08.1996 г.

  • Положение о представительстве МИД РФ на территории РФ, утвержденное Приказом по МИД РФ от 04.11.96 г. № 9304.

  • Положение о почетном консуле РФ 1998 г.

  • Закон “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, принятой Государственной Думой 18 июля 1996 (с изменениями и дополнениями от 24 июня 1999 г. № 118-ФЗ).

  • Постановление Правительства РФ от 01.01.98 г. № 1142 “О реализации отдельных норм федерального Закона “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ”.

  • Шенгенские соглашения. Люксембург, 1985 г.

  • Конвенция о контроле лиц, пересекающих внешние границы стран – членов Евросоюза.

  • Законы РФ - “О беженцах”, “О вынужденных переселенцах” от 19.02.1993 г. - “Российская газета”, 20.03.1993 г.

  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между странами СНГ, 1993 г.

  • Основы законодательства РФ о нотариате (Сборник материалов по консульским вопросам, Т. 2).

  • Договор между странами СНГ о правовой помощи, многосторонняя Конвенция о правовой помощи и правовых отношения 1993 г.

  • Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г. (Россия присоединилась 31 мая 1992 г.).

  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная между странами СНГ в 1993 году.

  • “Финансовое Дело” № 18 (018).

  • Семейный кодекс РФ, принятый Госдумой РФ в 1999 г.

  • Инструкция о консульской легализации МИД СССР от 6 июля 1984 г. (Проект Положения о консульской легализации МИД РФ, 1999 г.)

 

 

^ Перечень документов, имеющихся в компьютерных

базах данных и в сети “Интернет”

Военная доктрина РФ 2000 г. (см. сайт МИД России – www.mid.ru).

Договор СНВ-2 и инструменты ратификации. Подборка материалов по российско-американским консультациям в сфере ПРО. (см. на сайте www.mid.ru).

Доктрина информационной безопасности (сайт МИД России – www.mid.ru).

Концепция внешней политики РФ 2000 г. (см. официальный сайт МИД России – www.mid.ru).

Концепция национальной безопасности РФ (см. официальный сайт МИД России – www.mid.ru).

Основополагающий акт Россия – НАТО (см. на сайте www.nato.org).

“Российско-американские отношения на рубеже веков”. Доклад рабочей группы СВОП, 2000 г. (см. сайт СВОП www.svop.ru).

Хартия европейской безопасности. (см. на сайте www.osce.org).

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве РФ-ЕС (см. на сайте www.europa.eu.int).

“Стратегия для России: повестка дня президента 2000” (Гл.2 “Российская внешняя политика перед вызовами 21-века”.) Доклад СВОП (на сайте www.svop.ru).
Реклама:





Скачать файл (88 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru