Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по информационным системам - файл 1.doc


Лекции по информационным системам
скачать (496.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc497kb.17.11.2011 22:15скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...

Лекция 1 Информационные системы и их классификации 2

Основные понятия 2

Дополнительный материал 5

Лекция №2 Модели жизненного цикла информационных систем 8

Основные процессы жизненного цикла 9

Вспомогательные процессы 9

Организационные процессы 9

Модели ЖЦ 10

Задачная модель 10

Каскадная модель 10

Спиральная модель 11

Лекция 3. Функции СУБД 12

Основные функции СУБД 12

Непосредственное управление данными во внешней памяти 12

Управление буферами оперативной памяти 12

Управление транзакциями 12

Журнализация 13

Поддержка языков БД 14

^ Типовая организация современной СУБД 15

Лекция 4. Экспертные системы 16

Лекция №5. Теория реляционных баз данных 17

Реляционная модель данных 18

Реляционные базы данных 19

Нормализация и ее необходимость 19

Первая нормальная форма 20

Вторая нормальная форма 20

Третья нормальная форма 20

Лекция 6. Распределенные базы данных 21

Распределенная система управления базами данных System R 21

^ Именование объектов и организация распределенного каталога 23

Распределенная компиляция запросов 23

Интегрированные или федеративные системы и мультибазы данных 24

Лекция 7. Язык реляционных баз данных SQL 24

SEQUEL/SQL СУБД System R 24

Запросы и операторы манипулирования данными 25

Операторы определения и манипулирования схемой БД 25

Представления базы данных 26

Определение управляющих структур 27

Авторизация доступа к отношениям и их полям 27

Точки сохранения и откаты транзакции 28

Лекция 8. Case средства разработки информационных систем 28

Обзор некоторых CASE-систем. 28

Power Designer компании Sybase. 28

Silverrun компании Silverrun Technologies Ltd. 29

BPWin и ERWin компании LogicWorks. 29

Designer/2000 компании Oracle. 29

^ Язык визуального моделирования (UML) 30

Использование SilverRun 35

Методология 35

Средства управления проектом 36

CASE-система верхнего уровня 36

Средства поддержки проектирования систем 36

Средства управления разработкой приложений 36

^ Языки разработки приложений четвертого поколения 37

Лекция 9. Методологии и технологии проектирования ИС 37

Общие требования к методологии и технологии 37

Методология RAD 38

Структурный подход 40

Методология функционального моделирования SADT 40


^

Лекция 1 Информационные системы и их классификации



Основные понятия



Система (от греческого systemaцелое, составленное из частей соединение) — это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Приведем некоторые понятия, часто ис­пользующиеся для характеристики системы.

  1. ^ Элемент системы — часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Сложные элементы систем, в свою очередь состоящие из более простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.

  2. ^ Организация системы — внутренняя упорядоченность, согласованность вза­имодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

  3. ^ Структура системы — состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и внутренние связи между элементами организованы только от вышестоящих к нижестоящим уровням и наоборот, то говорят об иерархической структуре системы. Чисто иерархические структуры встречаются практически редко, поэтому, несколько рас­ ширяя это понятие, под иерархической структурой обычно понимают и такие структуры, где среди прочих связей иерархические связи имеют главенствующее значение.

  4. ^ Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

  5. Целостность системы — принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств отдельных ее элементов (эмерджентность свойств) и, в то же время, зависимость свойств каждого элемента от его места и функции внутри системы.


^ Информационная система — взаимосвязанная совокуп­ность средств, методов и персонала, используемых для хра­нения, обработки и выдачи информации в интересах дости­жения поставленной цели»
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» дается следующее определение:

«Информационная система — организационно упорядочен­ная совокупность документов (массивов документов) и ин­формационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих ин­формационные процессы»
Классификация по масштабу

По масштабу информационные системы подразделяются на следующие группы:

  • одиночные;

  • групповые;

  • корпоративные.

Одиночные информационные системы реализуются, как правило, на автономном персональном компьютере (сеть не используется). Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитана на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Подобные приложения создайся с помощью так называемых настольных или локальных систем управления базами данных (СУБД). Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, FoxPro, Paradox, dBase и Microsoft Access.
^ Групповые информационные системы ориентированы на коллективное использова­ние информации членами рабочей группы и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных (Называемые также SQL-серверами) для рабочих групп. Существует доволь­но большое количество различных SQL-серверов, как коммерческих, так и свобод­но распространяемых. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, DB2, Microsoft SQL Server, InterBase, Sybase, Informix.

^ Корпоративные информационные системы являются развитием систем для рабочих групп, они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать тер­риториально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура кли­ент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы баз данных, что и при разработке групповых информационных систем. Однако в крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft SQL Server.

Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных. Эти свойства обеспечиваются поддержкой целостности данных, ссылок и транзакций в серверах баз.

Классификация по сфере применения

По сфере применения информационные системы обычно подразделяются на четыре группы:

  • системы обработки транзакций;

  • системы принятия решений;

  • информационно-справочные системы;

  • офисные информационные системы.

Системы обработки транзакций, в свою очередь, по оперативности обработки данных, разделяются на пакетные информационные системы и оперативные инфор­мационные системы. В информационных системах организационного управлений преобладает режим оперативной обработки транзакций, для отражения актуального состояния предметной области в любой момент времени, а пакетная обработка занимает весьма ограниченную часть.

^ Системы поддержки принятия решений — DSS (Decision Support Systeq) — пред­ставляют собой другой тип информационных систем, в которых с помощью довольно сложных запросов производится отбор и анализ данных в различных разрезах: временных, географических и по другим показателям.

Обширный класс информационно-справочных систем основан на гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие информационные систе­мы получили в сети Интернет.

Класс офисных информационных систем нацелен на перевод бумажных докумен­тов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление докумен­тооборотом.

^ Классификация по способу организации

По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы:

  • системы на основе архитектуры файл-сервер;

  • системы на основе архитектуры клиент-сервер;

  • системы на основе многоуровневой архитектуры;

  • системы на основе Интернет/интранет - технологий.

В любой информационной системе можно выделить необходимые функциональ­ные компоненты, которые помогают понять ограничения различных архитектур информационных систем.

^ Архитектура файл-сервер только извлекает данные из файлов так, что дополнительные пользователи и приложения добавляют лишь незначительную нагрузку на центральный процессор. Каждый новый клиент добавляет вычислительную мощность к сети.

^ Архитектура клиент-сервер предназначена для разрешения проблем файл-сервер­ных приложений путем разделения компонентов приложения и размещения их там, где они будут функционировать наиболее эффективно. Особенностью архитектуры клиент-сервер является использование выделенных серверов баз данных, пони­мающих запросы на языке структурированных запросов SQL (Structured Query Language) и выполняющих поиск, сортировку и агрегирование информации.

В настоящее время архитектура клиент-сервер получила признание и широкое распространение как способ организации приложений для рабочих групп и информационных систем корпоративного уровня. Подобная организация работы повышает эффективность выполнения приложений за счет использования воз­можностей сервера БД, разгрузки сети и обеспечения контроля целостности дан­ных.

^ Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент-сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней:

  • нижний уровень представляет собой приложения клиентов, имеющие программ­ный интерфейс для вызова приложения на среднем уровне;

  • средний уровень представляет собой сервер приложений;

  • верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных.

Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть, а также способствует специализации инструментов для раз­работки приложений и устраняет недостатки двухуровневой модели клиент-сер­вер.

В развитии технологии Интернет/интранет основной акцент пока что делается на разработке инструментальных программных средств. В то же время наблюдается отсутствие развитых средств разработки приложений, работающих с базами данных. Компромиссным решением для создания удобных и простых в использовании и сопровождении информационных систем, эффективно работающих с базами данных, стало объединение Интернет/интранет-технологии с многоуровневой архитектурой. При этом структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер — сервер приложений — сервер баз данных — сервер динамических страниц — web-сервер.

По характеру хранимой информации БД делятся на фактографические и документальные. Если проводить аналогию с описанными выше примерами информационных хранилищ, то фактографические БД — это картотеки, а документальные — это архивы. В фактографических БД хранится краткая информация в строго определенном формате. В документальных БД — всевозможные документы. Причем это могут быть не только текстовые документы, но и графика, видео и  звук (мультимедиа).

Автоматизированная система управления (АСУ) - это комплекс технических и программных средств, совместно с организационными структурами (отдельными людьми пли коллективом), обеспечивающий управление объектом (комплексом) в производственной, научной или общественной среде.

Выделяют информационные системы управления образования (Например, кадры, абитуриент, студент, библиотечные программы). Автоматизированные системы для научных исследований (АСНИ), представляющие собой программно-аппаратные комплексы, обрабатывающие данные, поступающие от различного рода экспериментальных установок и измерительных приборов, и на основе их анализа облегчающие обнаружение новых эффектов и закономерностей. Системы автоматизированного проектирования и геоинформационные системы.

Систему искусственного интеллекта, построенную на основе высококачествен­ных специальных знании о некоторой предметной области (полученных от экспер­тов - специалистов этой области), называют экспертной системой. Экспертные системы - один из немногих видов систем искусственного интеллекта - получили широкое распространение, и нашли практическое применение. Существу­ют экспертные системы по военному делу, геологии, инженерному делу, информа­тике, космической технике, математике, медицине, метеорологии, промышленности, сельскому хозяйству, управлению, физике, химии, электронике, юриспруденции и т.д. И только то, что экспертные системы остаются весьма сложными, дорогими, а главное, узкоспециализированными программами, сдерживает их еще более широ­кое распространение.

Экспертные системы (ЭС) - это компьютерные программы, созданные для выполнения тех видов деятельности, которые под силу человеку-эксперту. Они работают таким образом, что имитируют образ действий человека-эксперта, и существенно отличаются от точных, хорошо аргументированных алгоритмов и не похожи на математические процедуры большинства традиционных разработок.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (496.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru