Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Киреева Ю.И. Лазаренко О.В. Строительные материалы. Часть 1 - файл 1.docx


Загрузка...
Киреева Ю.И. Лазаренко О.В. Строительные материалы. Часть 1
скачать (1800.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1801kb.17.11.2011 22:18скачать

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов строительных специальностей дневной формы обучения

В двух частях

Часть 1

Новополоцк 2004

УДК 691.(035.5) ББК 38.3 (4 Беи) я73 С 86

ISBN 985-418-262-2 (Ч. 1) ISBN 985-418-264-9



Рецензенты:
В.В. Поляков главный инженер ОАО «Строительно-монтажный трест № 16»,

г. Новополоцк В.В. Нестеренко, канд. техн. наук, доцент Е.Г. Кремнева, канд. техн. наук, доцент

Рекомендован к изданию методической комиссией инженерно-строительного факультета

С 86 Строительные материалы. Учеб.-метод. комплекс для студ. строит.

спец. дневной формы обучения. В 2-х ч. Ч. 1. / Ю.И. Киреева, О.В. Ла- заренко. - Новополоцк: ПГУ, 2004. - 376 с.

ISBN 985-418-262-2 (Ч. 1)

ISBN 985-418-264-9

Комплекс содержит рекомендации к обучению, учебное пособие, указания к вы

полнению лабораторных работ, материалы, обеспечивающие проведение текущего контроля качества усвоения знаний и умений студентов.

Для студентов, магистрантов, аспирантов строительных специальностей, препо

давателей вузов и средних специальных учебных заведений, инженерно-технических работников строительных и проектных организаций.
УДК 691.(035.5) ББК 38.3 (4 Беи) я73

© Ю.И. Киреева, О.В. Лазаренко, 2004 © УО «ПГУ», 2004

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс курса «Строительные материалы» является пособием для изучения студентами дневной формы обучения дисциплины и проведения самостоятельной работы. Комплекс разработан для специальностей 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строитель

ство», 1-70 04 02 «Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна», 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов».

Основной задачей преподавания дисциплины является формирова

ние познавательной активности студентов, развитие самостоятельного и творческого отношения к процессу овладения знаниями.

Для успешной реализации поставленной задачи в состав комплекса включены учебное пособие, методические указания к выполнению лабора

торных работ, комплексные вопросы коллоквиумов.

Учебное пособие, в котором сделан акцент на взаимосвязи состава, технологии получения, свойств материала и возможности его применения для конкретных условий эксплуатации, позволит студентам творчески по

дойти к процессу изучения курса, приобрести навыки самостоятельного выбора материала и рациональной области его использования.

Методические указания к выполнению лабораторных работ содер

жат задания, цель которых - углубление, закрепление, систематизация знаний, полученных при изучении теоретического материала. Имеющиеся в начале каждой лабораторной работы вопросы допуска к ее выполнению способствуют выработке у студентов навыков самостоятельной работы с учебной и методической литературой до начала проведения занятий.

Разработанные комплексные вопросы коллоквиумов позволяют усо

вершенствовать систему текущего, промежуточного межсессионного кон

троля самостоятельной работы студентов, осуществлять итоговую аттеста

цию по предмету независимо от экзаменационной сессии. Контроль при

обретенных студентами знаний и умений проводится с использованием рейтинговой системы, которая позволяет проводить непрерывную теку

щую аттестацию, стимулирующую систематическую работу студента в се

местре по предмету.

Комплекс подготовлен в соответствии с требованиями образователь

ных стандартов высшего образования:

  • РД РБ 02100.5.026-98. Образовательный стандарт. Специальность Т.19.01.00 Промышленное и гражданское строительство (Мн., Министер

  • ство образования Республики Беларусь, 1998);

  • РД РБ 02100.5.030-98. Образовательный стандарт. Специальность Т.19.05.00 Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна (Мн., Министерство образования Республики Беларусь, 1998);

  • РД РБ 02100.5.031-98. Образовательный стандарт. Специальность Т.19.06.00 Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов (Мн., Министерство образования Республики Беларусь, 1998);

  • Общегосударственного классификатора Республики Беларусь. Специальности и квалификации (Мн., Госстандарт, 2001);

  • типовой программы «Строительные материалы» для специально

  • стей 70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство» (Мн., Учеб.- метод. объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области строительства и архитектуры, 2002).

^ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

В соответствии с программой курса «Строительные материалы» для студентов строительных специальностей дневной формы обучения изуче

ние дисциплины основывается на усвоении теоретического курса, выпол

нении лабораторных работ и сдачи коллоквиумов.

Самостоятельная работа студента по изучению курса «Строительные материалы» включает ознакомление с теоретическим материалом, позво

ляющим повторить и закрепить материал, прослушанный на лекции. За

вершением каждой темы учебного пособия является таблица, рассмотре

ние и анализ которой дает возможность осуществлять самоконтроль прой

денного материала.

После проработки текста пособия студент осуществляет самостоя

тельную подготовку к лабораторным занятиям и текущему контролю зна

ний в виде сдачи коллоквиумов.

Методические указания к выполнению лабораторных работ разрабо

таны с целью практического закрепления студентами пройденного теоре

тического курса, их ознакомлением со стандартными методами испытаний строительных материалов, а также методами, дающими возможность ори

ентировочно оценить качество материала на строительной площадке при отсутствии приборов и оборудования.

Выполнению каждой лабораторной работы предшествуют вопросы допуска, которые носят репродуктивный характер, позволят студентам за

крепить теоретические знания, являются основой для осмысленного вы

полнения конкретной работы.

Вопросы защиты направлены на закрепление навыков и умений, приобретенных в процессе выполнения работы. Часть вопросов направ

лена на развитие продуктивной (творческой) деятельности студентов - умения анализировать полученные данные, устанавливать зависимости свойств материалов от различных факторов, самостоятельно делать вы

воды по работе.

С этой целью кроме лабораторных предусмотрено выполнение само

стоятельных лабораторных работ прикладного характера.

Методика проведения лабораторных занятий прикладного характера предполагает решение студентами вопросов практического значения, важ

ных для будущих инженеров.

Задания выполняют с использованием учебника, нормативной лите

ратуры, коллекций различных строительных материалов и изделий. При работе над решением поставленной задачи студент анализирует техноло

гию получения, структуру и свойства материалов, особенности эксплуата

ции, подтверждает ответ конкретными примерами, демонстрирует образцы соответствующих материалов.

Для успешной сдачи коллоквиума необходимо изучить теоретиче

ский материал по соответствующим темам, внимательно ознакомиться с вопросом и подготовить ответ, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Выделить в вопросе ключевые слова.

  2. Дать им определения или установить физический смысл.

  3. Выявить факторы, влияющие на данное свойство материала.

Например: Вопрос «От каких факторов зависит теплопроводность

материала?». Ключевое слово - теплопроводность. Теплопроводность - это способность материала пропускать тепловой поток при условии разных температур поверхности. Теплопроводность зависит от структуры мате

риала, конкретно -от характера пор. С увеличением замкнутой пористости теплопроводность уменьшается. Она также зависит от влажности материа

ла - с ее увеличением теплопроводность увеличивается. Значительно по

вышается теплопроводность, если влага в материале замерзает. Это связа

но с существенным различием величины коэффициента теплопроводности воздуха, воды и льда.

Систематический контроль знаний и умений проводится по рейтин

говой системе.

^ Рейтинговая система контроля

Рейтинговая система предусматривает оценку учебной деятельности студентов по всем ее видам и на всех этапах в баллах.

Эта система позволяет:

  1. проводить непрерывный сопоставимый дифференцированный контроль знаний, умений и навыков студентов по всем видам и формам учебного процесса на каждом этапе обучения;

  2. интегрировать результаты контроля учебного процесса на отдель

  3. ных этапах в суммарные показатели успешности обучения по дисциплине;

9

  1. ранжировать студентов в группе по их суммарным показателям успешности обучения;

  2. пересчитывать суммарные показатели успешности обучения по отдельной дисциплине в обычную систему оценок.

Рейтинг по дисциплине складывается из рейтинга по теоретиче

скому курсу (Ят), лабораторным работам (Ял.р.) и рейтинга активного отношения студента к выполнению своих обязанностей по изучаемой дисциплине (Яакт)

Ядис = Ят + Ял.р. + Яакт

Максимальная семестровая сумма составляет ориентировочно 500 бал

лов. Рейтинг по теоретическому курсу включает сумму набранных баллов по проводимым письменным контрольным работам - коллоквиумам. Для придания весомости знаний теоретически-прикладного характера макси

мальная оценка коллоквиума составляет 50 баллов. Коллоквиум проводит

ся по билетам, которые содержат три вопроса: репродуктивного, продук

тивного и творческого характера. Вопросы репродуктивного типа преду

сматривают знание основных понятий и положений в материаловедении. Оценка вопроса составляет 90 - 20 баллов. Вопросы продуктивного типа требуют от студента умения анализировать свойства материалов, оцени

вать влияние структуры и состава. Оценка - 90 - 30 баллов. Вопросы твор

ческого характера предусматривают не только знание причинно- следственной связи и основных положений в материаловедении, но и спо

собность студента предложить способы повышения свойств, расширения области применения материалов, технологии получения новых материалов с заданными свойствами. Оценка этого вопроса составляет 90 - 50 баллов.

При проведении лабораторных работ применяется система предвари

тельной проверки подготовленности студентов к каждой лабораторной ра

боте по вопросам допуска, выдаваемым заранее. Студенты, не ответившие на заданный вопрос, к работе не допускаются. При защите лабораторной работы особое внимание уделяется теоретическому обоснованию и техни

ке выполнения проводимых экспериментов; значимости определяемых по

казателей; факторам, влияющим на их величину; обработке результатов. Максимальная оценка ответа составляет 10 баллов.

10

Исходя из этого минимальный балл оценки ответа на вопросы допуска и защиты - 7.

Для закрепления теоретических знаний и практических умений про

водятся аудиторные лабораторные занятия, на которых студентов ставят в условия индивидуальной самостоятельной работы, направляемой и кон

тролируемой преподавателем. При проведении такой работы каждый сту

дент получает индивидуальный вопрос практически-прикладного характе

ра и, используя нормативную литературу, имеющиеся коллекции материа

лов и изделий, подготавливает свое решение, которое оценивается в деся

тибалльной системе.

В результате такой активизации обучения повышается продуктив

ность практических занятий за счет приобретения студентами навыков ис

пользования изучаемой теории при самостоятельном решении задач при

кладного характера строительного производства.

Рейтинг активности студента включает баллы, характеризующие его своевременный приход на занятия; активное участие в выполнении лабо

раторной работы. Максимальная оценка - 5 баллов.

Знания по дисциплине можно считать сформировавшимися при коэф

фициенте успешности обучения К > 0,65.

При условии набора студентом за курс обучения суммы баллов более 650, он оценивается положительно в соответствии с таблицей.


Набранные баллы

до 649

650 - 699

700 - 749

750 - 799

800 - 849

850 - 899

900 - 949

950 - 999

1000 и более

Оценка по

10-ти балльной системе

2

3

4

5

6

7

8

9

10

































































Обучение дисциплине проводится в соответствии с учебно- технологической картой.

УЧЕБНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ дисциплины «Строительные материалы» для специальностей

Промышленное и гражданское строительство


№ неде

ли

Название вопросов, выносимых на лекции

Номер лабораторных занятий

Номер методических пособий

Формы контроля знаний

1

2

3

4

5

4

семестр

1

Основы методики преподавания дисциплины. На

правление развития отрасли. Нормативная литера

тура. Классификация строительных материалов.

1

2

Основные свойства строительных материалов: об

щефизические, теплофизические, гидрофизические, акустические

2

1

Допуск к лабораторной работе

3

Основные свойства строительных материалов: ме

ханические, химические, технологические

2

1

Защита лабораторной работы

4

Свойства древесины, материалы и изделия на ее основе

3

2

Допуск и защита лабораторной работы

5

Строительные материалы и изделия из древесины. Технология получения полимерных материалов раз

личного назначения.

4

18

Защита самостоятельной работы

6

Положительные и отрицательные свойства поли

мерных материалов. Конструкционные полимерные материалы.

5

3

Допуск и защита лабораторной работы



































































































































1

2

3

4

5

7

Полимерные материалы отделочные и специального назначения. Положительные и отрицательные свой

ства органических вяжущих - битумов.

6

4

Допуск и защита лабораторной работы

8

Гидроизоляционные, кровельные, герметизирующие и антикоррозионные материалы на основе битумов.

7

5

Допуск и защита лабораторной работы
Применение органических строительных материа

лов

Коллоквиум № 1

9

Классификация горных пород. Конструкционные и отделочные материалы из природного камня.

8

19, 20

Защита самостоятельной работы

10

Материалы из горных пород специального назначе

ния. Сырье и технология производства керамиче

ских материалов различного назначения.

9

21

Защита самостоятельной работы

11

Керамические материалы конструкционные, отде

лочные и специального назначения.

10

6

Допуск к лабораторной работе

12

Технология производства изделий из минеральных расплавов. Стеновые конструкционные изделия.

10

6

Защита лабораторной работы

13

Материалы отделочные и специального назначения из стекло- и шлакорасплавов.

Сырье и технология получения металлических сплавов.

11

23

Защита самостоятельной работы

14

Классификация чугунов и стали. Способы получе

ния металлоизделий и металлоконструкций.

12

22

Защита самостоятельной работы

15

Коррозия металлов и сплавов. Методы защиты. Назначение и виды термообработки.

13

7

Допуск и защита лабораторной работы

16

Цветные металлы, свойства и применение.

14

24

Защита самостоятельной работы
Применение неорганических строительных мате

риалов.

Коллоквиум № 2







































































































































































































1

2

3

4

5

5 семестр

1

Минеральные вяжущие вещества. Теория тверде

ния, классификация, технология получения, свой

ства и применение воздушной извести.

15

9

Допуск к лабораторной работе

2

Технология получения, свойства и применение гипсовых вяжущих. Смешанные известковые и гипсовые вяжущие. Магнезиальные вяжущие и жидкое стекло.

15

9

Защита лабораторной работы

3

Гидравлическая известь и романцемент.

16

9

Допуск к лабораторной работе

4

Портландцемент и его разновидности.

16

9

Защита лабораторной. работы

5

Специальные виды цементов.

17

9

Допуск лабораторной работе

6

Воды затворения и заполнители для растворов и бетонов.

17

9

Защита лабораторной работы

7

Химические добавки в растворы и бетоны

18

10

Допуск к лабораторной работе
Контрольная работа (письменная)
1, 4, учеб. лите

ратура

Коллоквиум № 3

8

Красочные составы и строительные растворы.

18

10

Защита лабораторной работы

9

Асбоцементные изделия. Технология получения, свойства, применение.

19

13

Допуск к лабораторной работе

10

Состав и свойства бетонной смеси, способы кор

ректировки. Технология производства сборных бе

тонных и железобетонных изделий и конструкций.

19

13

Защита лабораторной работы

11

Технология производства монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

20

14

Допуск и защита лабораторной работы

12

Свойства бетона: прочность, деформативность, водонепроницаемость.

21

15

Допуск лабораторной работе

























































































































































































































1

2

3

4

5

13

Свойства бетона: морозостойкость, коррозионная стойкость.

21

15

Защита лабораторной работы

14

Виды тяжелого бетона специального назначения.

22

16

Допуск к лабораторной работе

15

Легкий бетон. Технология получения, классифи

кация, свойства, назначение

22

16


Контрольная работа (письменная)
1, 4, учеб. лите

ратура

Коллоквиум № 4

16

Современные конструкционные и отделочные строительные материалы.

22

14

Защита лабораторной работы

17

Материалы специального назначения. Вопросы ресурсосбережения и экологии. Основы модели

рования искусственных строительных материалов

23

17

Допуск к лабораторной работе
Контрольная работа (письменная)

23

17

1, 4, учеб. лите

ратура

Коллоквиум № 5




Промышленное и гражданское строительство на базе среднего специального образования


№ нед

Название вопросов,

Номер лабора
Номер методических пособий

Формы контроля

ели

выносимых на лекции

торных
знаний

занятий

1

2

3

4

5

1

Роль отрасли в промышленном производстве РБ, перспективы развития. Контроль качества. Влияние состава, структуры на свойства материалов.

1

1

Допуск к лабораторной работе

2

Гидрофизические свойства материалов, показатели структуры. Физические (теплофизические, акустические), химические и технологические свойства. Механические свойства

1

1

Защита лабораторной работы

3

Органические строительные материалы (древесина, органиче

ские вяжущие, полимеры).

2

2

Допуск и защита лабораторной работы

4

Неорганические строительные материалы (природные камен

ные, керамические).

3

5

Допуск и защита лабораторной работы

5

Неорганические строительные материалы (минеральные рас

плавы, металлы).

4

6

Допуск к лабораторной работе. Коллоквиум по темам № 1

6

Минеральные вяжущие вещества (гипс, известь, магнезиальные вяжущие, жидкое стекло, портландцемент и его разновидности, специальные виды цементов)

4

6

Защита лабораторной работы. Коллоквиум по темам № 2

7

Компоненты бетонной смеси: вода затворения, заполнители, химические добавки.

5

11

Допуск к лабораторной работе

8

Материалы и изделия на основе минеральных вяжущих (красочные составы, растворные смеси, бетонная смесь)

5

11

Защита лабораторной работы



















































































































































































1

2

3

4

5

9

Технология производства монолитных и сборных (железобе

тонных) изделий и конструкций

6

12

Защита лабораторной работы

10

Свойства бетонов. Разновидности тяжелого и легкого бетонов.

7

13

Допуск к лабораторной работе

11

Материалы, используемые для возведения конструкций раз

личного назначения.

7

13

Защита лабораторной работы. Коллоквиум № 7

12

Материалы, используемые для возведения конструкций раз

личного назначения.

8

15

Допуск к лабораторной работе

13

Отделочные материалы

8

15

Защита лабораторной работы

14

Отделочные материалы

9

17

Допуск и защита лабораторной работы

15

Материалы специального назначения

10

3

Допуск и защита лабораторной работы

16

Материалы специального назначения

11

30

Защита лабораторной работы. Коллоквиум № 5










































































































































Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна, водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов


№ не

дели

Название вопросов, выносимых на лекции

Номер лабораторных занятий

Номера методических и наглядных пособий

Формы контроля знаний

1

Основные свойства строительных материалов, показатели структуры

1

1
2

Тепло-, гидрофизические, механические, химические и техно

логические свойства

1

1

Защита лаб. работы

3

Неорганические материалы: природные каменные материалы, керамические, минеральные расплавы: сырье, получение, свой

ства, применение

2

6
4

То же

2

6

Защита лаб. работы

5

Основы металловедения

3

7

Защита лаб. работы

6

Металлы и сплавы

4

29

Защита лаб. работы

7

Неорганические вяжущие вещества

5

11

Коллоквиум № 6

8

То же

5

11

Защита лаб. работы

9

Материалы и изделия на основе неорганических вяжущих

6

13
10

То же

6

13

Защита лаб. работы

11

То же

7

15
12

Органические материалы

7

15

Защита лаб. работы, коллоквиум № 7

13

Материалы и изделия на основе органического сырья

8

5

Защита лаб. работы

14

То же

9

4

Защита лаб. работы

15

Материалы различного назначения

10

3

Защита лаб. работы

16

То же

11

30

Защита лаб. работы Коллоквиум № 8




^ Учебное пособие «Строительные материалы»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Строительные материалы» для студентов высших учебных заведений строительных специальностей. Это базовый курс, на котором основывает

ся изучение таких специальных строительных дисциплин, как архитектура, технология строительного производства, строительные конструкции, эко

номика и др. Изложенный материал содержит основы материаловедения и моделирования композиционных строительных материалов, историю воз

никновения и современные тенденции развития отрасли.

Большое внимание уделено анализу свойств применяемых отечест

венных и зарубежных материалов, их долговечности в процессе эксплуа

тации. В пособии освещены вопросы экологии, ресурсосбережения и ис

пользования отходов при производстве и применении строительных мате

риалов. Приведены имеющиеся в Республике Беларусь сырьевые запасы, а также номенклатура изделий ряда российских и белорусских заводов и предприятий этой отрасли промышленности. Для облегчения усвоения ма

териала студентами пособие снабжено обобщающими таблицами как по материалам (керамическим, металлическим и т.д.), так и по их назначению (конструкционным, отделочным и т.д.). После каждого раздела дается пе

речень используемых нормативных документов, действующих в России и Беларуси.

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Строительные материалы» относится к группе специальных дисциплин для студентов строительных специальностей. Глубокое знание возможностей и эффективности использования конкретных строительных материалов позволяет строителю проектировать и возводить долговечные сооружения, удовлетворяющие техническим требованиям и эстетическим запросам. Без преувеличения можно сказать, что строительные материалы представляют собой основу строительства.

Виды строительных материалов и их технология изменялись в связи с развитием производственных сил и сменой производственных отноше

ний в человеческом обществе. Простейшие материалы и примитивная тех

нология заменялись более совершенными, ручное изготовление строи

тельных материалов сменялось машинным.

Древнейший дом, который удалось обнаружить, был построен 57 тысяч лет назад в Африке. В этом маленьком строении были стены, дверь, крыша - все неотъемлемые части современного жилища. В заболоченных местах возводились сооружения на сваях. Сравнительно крупными сооружениями являлись деревянные жилища из прутьев по столбам-

В Древнем Египте около 3000 лет до н.э. в массовом строительстве использовался кирпич-сырец, в монументальных постройках - горный ка

мень и лишь в самых необходимых конструкциях перекрытий и опор гале

рей - дефицитное в стране дерево.

В месопотамском строительстве использовали глину, предваритель

но обработанную и смешанную (для придания прочности) с рубленой со

ломой. В этом виде ее употребляли для обмазки стен или лепки крыш. Ко

гда хотели повысить качество, долговечность сооружения, применяли вы

сушенные или обожженные глиняные кирпичи.

Для упрочнения кладки из сырого кирпича ее обмазывали глиной, гипсом или штукатурным раствором глины и гашеной извести. Кроме то

го, через каждые 5 - 13 слоев кирпича укладывались пропитанные биту

мом стебли или тростниковые циновки. Они укрепляли стены, предохра

няли конструкции от влаги и почвенных солей.

Проходили столетия, расширялся и видоизменялся ассортимент строительных материалов. Так, вместо традиционных мелкоштучных тя

желых материалов было организовано массовое производство относитель

но легких крупноразмерных строительных деталей и конструкций из сборного железобетона, гипса, бетонов с легкими заполнителями, ячеи

стых бетонов, бесцементных силикатных автоклавных бетонов. Широкое развитие получило производство разнообразных теплоизоляционных и гидроизоляционных материалов. Быстрыми темпами развивалось произ

водство и применение в строительстве полимерных материалов различно

го назначения. Была создана промышленность по производству теплоизо

ляционных материалов и легких заполнителей.

В настоящее время промышленность Беларуси включает около 250 предприятий по производству строительных материалов различного на

значения, из них около ста по получению деловой древесины и пиломате

риалов, 32 завода по выпуску керамического кирпича и облицовочных плиток, около 50 заводов производят сборные бетонные и железобетонные изделия и конструкции, товарный бетон и растворы, 13 заводов по изго

товлению металлоконструкций, 11 предприятий и карьеров по переработке нерудных стройматериалов и др.

Большие масштабы строительства, разнообразие конструктивных типов зданий и сооружений требуют, чтобы сырье для производства строительных материалов было массовым, дешевым и пригодным для из

готовления широкого диапазона изделий.

Таким требованиям отвечают многие виды нерудного минерального сырья, широко распространенного в земной коре и занимающего по объему запасов значительное место среди полезных ископаемых (силикаты, алюмо

силикаты). В Беларуси это ангидрит, доломит, мергели, глина, гравий, из

вестняк, мел, песок, гипс и другие нерудные ископаемые. Добыча нерудного строительного сырья, залегающего в основном в верхней части осадочного покрова, является технологически несложной. По сравнению с другими об

рабатывающими отраслями невысок и уровень затрат на переработку этого сырья, приходящихся на единицу массы готовой продукции. Однако коэф

фициент использования ресурсов значительно ниже оптимального. Эффек

тивно комплексное использование одного вида добываемого нерудного сырья для производства различной по назначению продукции, что подтверждается внедрением в практику метода переработки нефелинового сырья в глинозем для получения алюминия, содопродуктов и цемента. Также дает значительный эффект комплексная переработка сланцев в бензин, фенолы, серу и цемент.

Промышленная отрасль производства строительных материалов - единственная, которая не множит объем промышленных отходов, а по

требляет их для получения изделий различного назначения (золы, шлаки, древесные и металлические отходы). При изготовлении строительных ма

териалов используют также попутные или побочные продукты (песок, глину, щебень и др.), полученные при добыче руд и угля. Комплексное использование сырья - это безотходная технология, позволяющая полно

стью осуществить природоохранные мероприятия и многократно увели

чить эффективность производства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Скачать файл (1800.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru