Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Учебно-методический комплекс по анатомии - файл 1.doc


Учебно-методический комплекс по анатомии
скачать (1273 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1273kb.17.11.2011 23:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Реклама MarketGid:
Загрузка...
УТВЕРЖДАЮ:

Директор АСФ КемГУ

Е.В. Вечер

________________________

«_____»___________200__г.
Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

в г.Анжеро-Судженске

Кафедра спортивных дисциплин
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Анатомия

(название дисциплины в соответствии с учебным планом)

Для направления/специальности 050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Физическая культура»

(код и наименование специальности по ОКСО)

Анжеро-Судженск - 2011



СОГЛАСОВАНО:

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета педагогического образования

Гравова И. В.__________________

«____»_______________ 200__г

Зам. директора АСФКемГУ

Шкуркин А. С. __________________

«___»_________________ 200__ г

УМК обсуждено и одобрено

Ученым советом факультета педагогического образования

Протокол №___ от«__»____ 200_г. Председатель ученого совета факультета,

Декан факультета педагогического образования

Гравова И. В .___________________

«____» __________________200__г.


УМК обсуждено и одобрено

методическим советом АСФКемГУ

Протокол №__ от«__» ________200_ г Председатель методического совета, зам. директора АСФКемГУ

Шкуркин А. С. __________________

«____» __________________200__г.





ОБСУЖДЕНО:

РАССМОТРЕНО.

Зав кафедрой спортивных дисциплин

Енютин В. Ф. _______________________
«____» __________________200__г.


Председатель методической комиссии

Волчкова Т. Л.___________________
«____» __________________200__г.



УМК обсуждено и одобрено

На заседании кафедры

Протокол №__ от«___»_________200_ г. Зав. кафедрой СД

Енютин В. Ф._______________________

«____» __________________200__г.



УМК обсуждено и одобрено методической комиссией _________ факультета

Протокол №__ от«__» _______200_ г



СОДЕРЖАНИЕ

стр.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

педагогического образования

______________ И. В. Гравова

«____»______________2010 г.


^ Рабочая программа дисциплины

Анатомия

Направление подготовки

050100 Педагогическое образование

Профиль подготовки

«Физическая культура»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр педагогики

^ Форма обучения

Очная
Анжеро-Судженск

2010

1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Анатомия» являются:

  • формирование системы знаний о строении и функционировании организма человека, об изменениях, происходящих в организме в процессе роста и развития;

  • формирование биологического и медицинского мышления с целью понимания механизмов процессов, происходящих в организме детей, для создания оптимальных условий труда и отдыха школьников.


^ 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Анатомия» относится к профессиональному циклу ООП и представляет его вариативную часть Б3.В.1. В процессе обучения дисциплине «Анатомия» преподаватель опирается на знания о живой природе и организме человека, полученные в ходе изучения курса биологии общеобразовательной школы, а именно на такие темы, как строение клетки, понятие о тканях и органах, системах органов, единстве живых организмов, иерархической организации организма человека. Освоение данных тем позволяет рассмотреть особенности строения организма человека, как целом, так и по отдельным системам. Преподавание курса «Анатомия» имеет профессиональную направленность и построено с учетом задач обучения, воспитания, охраны и укрепления здоровья учащихся. Полученные знания необходимы для успешного освоения дисциплин профессионального цикла, таких как физиология физического воспитания и спорта, спортивная медицина, биомеханика, а также будут использоваться в процессе профессиональной деятельности тренера, преподавателя физической культуры.

Для изучения дисциплины «Физиология физического воспитания и спорта» студенту необходимо знать строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды; специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом; уметь анализировать спортивные движения с позиций функциональных систем; владеть приемами контроля за правильным физическим развитием воспитанников, корректного составления программ и грамотного ведения тренировочного процесса на основе знаний строения человеческого тела.

Для изучения дисциплины «Спортивная медицина» студенту необходимо знать специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом; уметь использовать анатомические знания и умения при организации тренировочных и учебных занятий, с целью всестороннего и гармоничного развития физических качеств обучающихся; владеть способами прогнозирования физического состояния организма учащихся, занимающихся физической культурой и спортом с применением адекватных и современных медико-биологических методов.

Для изучения дисциплины «Биомеханика» студенту необходимо знать основные принципы динамической анатомии и анатомического анализа; уметь давать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы органов и систем органов; владеть навыками морфологических исследований тела человека, анатомического анализа положений и движений тела.
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Анатомия»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия анатомической терминологии;

  • основы гистологии и эмбриологии;

  • строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды;

  • основные принципы динамической анатомии и анатомического анализа;

  • специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом.

Уметь:

  • давать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы органов и систем органов;

  • использовать анатомические знания и умения при организации тренировочных и учебных занятий, с целью всестороннего и гармоничного развития физических качеств обучающихся;

  • анализировать спортивные движения с позиций функциональных систем;

  • планировать проведение физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных особенностей организма человека;

Владеть:

  • навыками морфологических исследований тела человека, анатомического анализа положений и движений тела;

  • способами прогнозирования физического состояния организма учащихся, занимающихся физической культурой и спортом с применением адекватных и современных медико-биологических методов;

  • приемами контроля за правильным физическим развитием воспитанников, корректного составления программ и грамотного ведения тренировочного процесса на основе знаний строения человеческого тела.

В результате изучения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

^ Код компетенции

Формируемые компетенции

Результат освоения дисциплины

ОПК-4

способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности

знать специфику влияния на анатомические структуры тела систематических занятий физической культурой и спортом;

уметь планировать проведение физкультурно-оздоровительной работы с учетом возрастных особенностей организма человека

ПК-7

готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

знать строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды;

уметь использовать медико-биологические знания для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

СК-1

способность владеть психолого-педагогическими, медико-биологическими, знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся

знать строение и закономерности развития человеческого тела;

уметь давать полную оценку положений и движений тела спортсмена с учетом работы органов и систем органов;

владеть навыками морфологических исследований тела человека, анатомического анализа положений и движений тела;

СК-4

умение оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей

уметь оценивать физическое состояние обучающихся;

владеть способами прогнозирования физического состояния организма учащихся, занимающихся физической культурой и спортом с применением адекватных и современных медико-биологических методов;

владеть приемами контроля за правильным физическим развитием воспитанников, корректного составления программ и грамотного ведения тренировочного процесса на основе знаний строения человеческого тела.

СК-6

готовность к проведению занятий по физической культуре с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья и уровня физической подготовленности обучающихся, а также внеурочных мероприятий и занятий с разными группами лиц, в том числе имеющих ослабленное здоровье

знать строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его возрастными особенностями, состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности;

уметь использовать анатомические знания и умения при организации тренировочных и учебных занятий, с целью всестороннего и гармоничного развития физических качеств обучающихся.


^ 4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость базового модуля дисциплины

180

Аудиторные занятия (всего)

72

В том числе:




Лекции

36

Семинары

36

Самостоятельная работа

72

В том числе:




Творческая работа (эссе)

0

Подготовка к семинарским занятиям

72

Вид итогового контроля

опрос, тест, работа по карточкам

Вид промежуточного контроля

экзамен

Вид итогового контроля

-

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)




п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Общая трудоёмкость

^ Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


^ Учебная работа

В.т.ч.

активных форм

Самостоятельная работа













всего

лекции

практ.







1

Основные понятия дисциплины

I

1 неделя

8

2

2




4

1 неделя - тест, устный опрос на тему «Анатомическая терминология».

2

Учение о костях и их соединениях (остеология)

I

2-4 неделя

22

6

6

2

12

2 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Общая остеология».

3 неделя – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему

«Скелет туловища», «Череп».

4 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на темы «Скелет конечностей».

3

Учение о мышцах (миология)

I

5-8 неделя

32

8

8

2

16

5 неделя – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Строение и классификация мышц»;

6 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Мышцы туловища»;

7 неделя – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Мышцы шеи и головы»

8 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Мышцы конечностей».

4

Учение о внутренних органах (спланхнология)

I

9-11 неделя

24

6

6

2

12

9 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Пищеварительная система»;

10 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Дыхательная система».

11 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Мочеполовая система».

5

Учение о сосудистых системах (ангиология)

I

12-13 неделя

16

4

4

2

8

12,13 недели - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Общая и частная ангиология»

6

Эндокринная система

I

14 неделя

10

2

2

2

4

14 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Эндокринная система»

7

Нервная система

I

15-17 неделя

20

6

6

2

8

15 неделя - устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Спинной мозг»,

16 неделя – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Головной мозг».

17 неделя – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Периферическая и вегетативная н. с.»

8

Анализаторы

I

18 неделя

12

2

2

2

8

18 недели – устный опрос, тест, работа по карточкам на тему «Анализаторы»




Итого







144

36

36

14

72

экзамен

4.2 Содержание дисциплины
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины
4.2.1. Содержание лекционного курса





Наименование раздела, тем дисциплины

Содержание раздела дисциплины

^ Результат обучения, формируемые компетенции

1

Основные понятия дисциплины

1.

Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками. История развития анатомии. Методы исследования. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Ткани, виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Анатомические термины. Оси и плоскости тела человека, асимметрия строения

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с основными понятиями анатомии, с анатомической терминологией, методами, применяющимися для изучения строения организма человека.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2

Учение о костях и их соединениях (остеология)

1.

Общая остеология

Строение костей. Костная ткань. Химический состав костей. Классификация костей. Хрящевая ткань. Классификация хрящей. Учение о соединениях костей (прерывные, непрерывные). Строение суставов, форма, классификация. Суставы по плоскостям движения: одноосные, двуосные, трехосные.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении и функциях костей, соединений костей, образовании прерывных подвижных соединений – суставов.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

2.

Скелет туловища. Череп

Скелет туловища. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонков каждого отдела. Соединение позвонков. Физиологические изгибы позвоночника и их изменения под влиянием физических упражнений. Грудная клетка. Ребра, грудина, их соединения.

Скелет головы. Кости мозгового отдела черепа. Кости лицевого отдела черепа. Череп в целом.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением скелета туловища и головы.

Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6.

3.

Скелет конечностей

Скелет конечностей. Пояс верхней конечности. Скелет свободной верхней конечности. Соединения костей верхней конечности. Пояс нижней конечности. Кости таза. Строение свободной нижней конечности. Соединения костей нижней конечности.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением скелета конечностей.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

3

Учение о мышцах (миология)

1.

Строение и классификация мышц

Строение мышц, классификация мышц. Состояние мышц. Места начала и прикрепления мышц. Антагонисты и синергисты. Ловкие и сильные мышцы. Характеристика работы мышц. Соединительнотканные образования мышц

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении и классификации мышц организма человека. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6.

2.

Мышцы туловища

Поверхностные и глубокие мышцы спины: начало, прикрепление и функции. Мышцы груди. Диафрагма, ее функции. Мышцы живота, их функции. Белая линия живота. Грыжи, причины их возникновения и профилактика.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц туловища. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6

3.

Мышцы шеи и головы

Мышцы шеи и головы. Мышцы шеи – поверхностные, глубокие и мышцы подъязычной кости. Мышцы головы – жевательные и мимические.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц головы и шеи. Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4, СК-6

4.

Мышцы конечностей

Мышцы конечностей – начало, прикрепление, функции. Сгибатели и разгибатели, синергисты и антагонисты, пронаторы и супинаторы.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц конечностей. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6

4

Учение о внутренних органах (спланхнология)

1.

Пищеварительная система

Система органов пищеварения. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, отделы тонкого и толстого кишечника. Слюнные железы, печень, поджелудочная железа. Полость живота, брюшина.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов пищеварительной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2.

Дыхательная система

Система органов дыхания. Полость носа, хрящи носа. Хрящевой скелет гортани. Трахея, бронхи. Альвеола как структурно-функциональная единица легкого. Легкое, его оболочки. Механизм дыхательных движений.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов дыхательной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

3.

Мочеполовая система

Мочеполовой аппарат. Почки, их строение. Корковое и мозговое вещество. Нефрон как функциональная единица почки. Мочеточники, мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Строение наружных и внутренних мужских половых органов. Строение наружных и внутренних женских половых органов.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов мочеполовой системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

5

Учение о сосудистых системах (ангиология)

1.

Общая ангиология

Сердечно-сосудистая система, строение и функции. Классификация сосудов. Круги кровообращения. Сердце, внешнее и внутреннее строение, топография. Строение стенок предсердий, желудочков. Камеры сердца, клапаны, строение предсердно-желудочковых и полулунных клапанов. Проводящая система сердца. Кровоснабжение плода.

Лимфатическая система.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением сердечно-сосудистой и лимфатической систем.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

2.

Частная ангиология

Артерии большого круга кровообращения. Аорта. Артерии верхних конечностей и головы. Дуга аорты, грудная и брюшная аорта, их ветви. Артерии таза и нижних конечностей. Вены большого круга кровообращения. Система верхней и нижней полых вен. Воротная вена печени.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с основными сосудами большого и малого кругов кровообращения.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

6

Эндокринная система

1.

Эндокринная система

Понятие о железах внутренней секреции, внешней, смешанной секреции. Гипофиз и эпифиз. Щитовидная железа, паращитовидные железы. Вилочковая железа. Надпочечники. Эндокринные части поджелудочной и половых желез.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении желез внутренней секреции.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

7

Нервная система

1.

Спинной мозг

Структура и функция нервной системы. Белое и серое вещество, нейроны Нейроглия, ее функция. Синапсы. Центральная и периферическая, вегетативная и соматическая нервная система. Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, щели, борозды, оболочки спинного мозга. Образование спинномозговых нервов. Образование сплетений спинномозговых нервов, их расположение, основные ветви отходящих от сплетений нервов.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со структурой нервной системы, строением спинного мозга и основными спинномозговыми нервами.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2.

Головной мозг

Головной мозг, его топография, строение. Оболочки головного мозга. Цереброспинальная жидкость, ее циркуляция. Поверхности, доли, полюса, основные борозды полушарий. Расположение серого вещества в виде коры полушарий, ядер и формации в толще мозга. Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Структуры ЦНС и их топографическая связь с полостями желудочков. Расположение ядер в структурах головного мозга.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением головного мозга и проводящими путями головного и спинного мозга.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

3.

Периферическая и вегетативная нервная система

Черепно-мозговые нервы. Классификация проводящих путей. Восходящие пути – спинно-таламический, спиномозжечковый пути, пути Голля и Бурдаха. Эфферентные (нисходящие) пути головного и спинного мозга. Пирамидная и экстрапирамидная системы.

Вегетативная нервная система

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с расположением черепно-мозговых нервов, проводящими путями головного и спинного мозга, строением вегетативной нервной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

8

Анализаторы

1.

Зрительный и слуховой анализатор

Понятие анализатора. Строение анализаторов. Органы чувств. Орган зрения. Слуховой анализатор.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением сенсорных систем организма,

Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4.


4.2.2. Содержание практических занятий




Наименование раздела, тем дисциплины

Содержание раздела дисциплины

^ Результат обучения, формируемые компетенции

1

Основные понятия дисциплины

1.

Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками. История развития анатомии. Методы исследования. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Ткани, виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Анатомические термины. Оси и плоскости тела человека, асимметрия строения

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с основными понятиями анатомии, с анатомической терминологией, методами, применяющимися для изучения строения организма человека.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2

Учение о костях и их соединениях (остеология)

1.

Общая остеология

Строение костей. Костная ткань. Химический состав костей. Классификация костей. Хрящевая ткань. Классификация хрящей. Учение о соединениях костей (прерывные, непрерывные). Строение суставов, форма, классификация. Суставы по плоскостям движения: одноосные, двуосные, трехосные.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении и функциях костей, соединений костей, образовании прерывных подвижных соединений – суставов.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

2.

Скелет туловища. Череп

Скелет туловища. Позвоночный столб, его отделы. Строение позвонков каждого отдела. Соединение позвонков. Физиологические изгибы позвоночника и их изменения под влиянием физических упражнений. Грудная клетка. Ребра, грудина, их соединения.

Скелет головы. Кости мозгового отдела черепа. Кости лицевого отдела черепа. Череп в целом.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением скелета туловища и головы.

Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6.

3.

Скелет конечностей

Скелет конечностей. Пояс верхней конечности. Скелет свободной верхней конечности. Соединения костей верхней конечности. Пояс нижней конечности. Кости таза. Строение свободной нижней конечности. Соединения костей нижней конечности.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением скелета конечностей.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

3

Учение о мышцах (миология)

1.

Строение и классификация мышц

Строение мышц, классификация мышц. Состояние мышц. Места начала и прикрепления мышц. Антагонисты и синергисты. Ловкие и сильные мышцы. Характеристика работы мышц. Соединительнотканные образования мышц

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении и классификации мышц организма человека. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6.

2.

Мышцы туловища

Поверхностные и глубокие мышцы спины: начало, прикрепление и функции. Мышцы груди. Диафрагма, ее функции. Мышцы живота, их функции. Белая линия живота. Грыжи, причины их возникновения и профилактика.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц туловища. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6

3.

Мышцы шеи и головы

Мышцы шеи и головы. Мышцы шеи – поверхностные, глубокие и мышцы подъязычной кости. Мышцы головы – жевательные и мимические.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц головы и шеи. Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4, СК-6

4.

Мышцы конечностей

Мышцы конечностей – начало, прикрепление, функции. Сгибатели и разгибатели, синергисты и антагонисты, пронаторы и супинаторы.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением, расположением и функциями мышц конечностей. Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4, СК-6

4

Учение о внутренних органах (спланхнология)

1.

Пищеварительная система

Система органов пищеварения. Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, отделы тонкого и толстого кишечника. Слюнные железы, печень, поджелудочная железа. Полость живота, брюшина.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов пищеварительной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2.

Дыхательная система

Система органов дыхания. Полость носа, хрящи носа. Хрящевой скелет гортани. Трахея, бронхи. Альвеола как структурно-функциональная единица легкого. Легкое, его оболочки. Механизм дыхательных движений.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов дыхательной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

3.

Мочеполовая система

Мочеполовой аппарат. Почки, их строение. Корковое и мозговое вещество. Нефрон как функциональная единица почки. Мочеточники, мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Строение наружных и внутренних мужских половых органов. Строение наружных и внутренних женских половых органов.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении органов мочеполовой системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

5

Учение о сосудистых системах (ангиология)

1.

Общая ангиология

Сердечно-сосудистая система, строение и функции. Классификация сосудов. Круги кровообращения. Сердце, внешнее и внутреннее строение, топография. Строение стенок предсердий, желудочков. Камеры сердца, клапаны, строение предсердно-желудочковых и полулунных клапанов. Проводящая система сердца. Кровоснабжение плода.

Лимфатическая система.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением сердечно-сосудистой и лимфатической систем.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4,

СК-6.

2.

Частная ангиология

Артерии большого круга кровообращения. Аорта. Артерии верхних конечностей и головы. Дуга аорты, грудная и брюшная аорта, их ветви. Артерии таза и нижних конечностей. Вены большого круга кровообращения. Система верхней и нижней полых вен. Воротная вена печени.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с основными сосудами большого и малого кругов кровообращения.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

6

Эндокринная система

1.

Эндокринная система

Понятие о железах внутренней секреции, внешней, смешанной секреции. Гипофиз и эпифиз. Щитовидная железа, паращитовидные железы. Вилочковая железа. Надпочечники. Эндокринные части поджелудочной и половых желез.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – формирование представлений о строении желез внутренней секреции.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

7

Нервная система

1.

Спинной мозг

Структура и функция нервной системы. Белое и серое вещество, нейроны Нейроглия, ее функция. Синапсы. Центральная и периферическая, вегетативная и соматическая нервная система. Спинной мозг. Внешнее и внутреннее строение спинного мозга, щели, борозды, оболочки спинного мозга. Образование спинномозговых нервов. Образование сплетений спинномозговых нервов, их расположение, основные ветви отходящих от сплетений нервов.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со структурой нервной системы, строением спинного мозга и основными спинномозговыми нервами.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

2.

Головной мозг

Головной мозг, его топография, строение. Оболочки головного мозга. Цереброспинальная жидкость, ее циркуляция. Поверхности, доли, полюса, основные борозды полушарий. Расположение серого вещества в виде коры полушарий, ядер и формации в толще мозга. Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг. Структуры ЦНС и их топографическая связь с полостями желудочков. Расположение ядер в структурах головного мозга.

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением головного мозга и проводящими путями головного и спинного мозга.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

3.

Периферическая и вегетативная нервная система

Черепно-мозговые нервы. Классификация проводящих путей. Восходящие пути – спинно-таламический, спиномозжечковый пути, пути Голля и Бурдаха. Эфферентные (нисходящие) пути головного и спинного мозга. Пирамидная и экстрапирамидная системы.

Вегетативная нервная система

Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление с расположением черепно-мозговых нервов, проводящими путями головного и спинного мозга, строением вегетативной нервной системы.

Формируемые компетенции:

ПК-7, СК-1, СК-4.

8

Анализаторы

1.

Зрительный и слуховой анализатор.

Понятие анализатора. Органы чувств. Орган зрения. Слуховой анализатор.


Основной результат освоения данного раздела дисциплины – ознакомление со строением сенсорных систем организма,

Формируемые компетенции:

ОПК-4, ПК-7,

СК-1, СК-4.



^ 5. Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование реализация данной программы предусматривает использование таких форм проведения учебных занятий как лекции и практические семинарские занятия, а также самостоятельная работа с наглядным и справочным материалом. Для контроля усвоения студентами разделов данного курса широко используются тестовые задания в открытой и закрытой форме, а также ситуационные задачи и учебные карточки с наглядным изображением изученного материала.

Особое место в процессе изучения дисциплины «Анатомия» занимает работа с различными источниками информации: научной и учебно-методической литературой, интернет-ресурсами. В процессе лекционных и практических занятий используются компьютерные презентации, содержащие наглядный материал, таблицы и плакаты, муляжи, видеофильмы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

^ Вопросы и задания для самостоятельной работы


Месяц

Учеб. неделя

Кол-во часов

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Форма контроля

^ Учебно-методическое обеспечение

I семестр

Сентябрь

1

4

Работа с литературой на тему «Анатомическая терминология»

Выполнение тестовых заданий

А 3, 4

Б 4, 7, 8

В 1, 4, 6

Сентябрь

2

4

Работа с литературой на тему «Факторы, укрепляющие сустав», «Факторы, влияющие на подвижность в суставе»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 3, 4, 6

Б 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 7.

Сентябрь

3

4

Работа с литературой на тему «Соединения позвоночного столба»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 3, 4, 6

Б 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 7.

Сентябрь

4

4

Работа с литературой на тему «Возрастные особенности черепа»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 3, 4, 6

Б 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 7.

Сентябрь

5

4

Работа с литературой на тему «Строение скелетной мышцы как органа»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 2, 3, 4

Б 1, 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 8

Октябрь

6

4

Работа с литературой на тему «Мышцы, образующие брюшной пресс. Функциональное значение брюшного пресса», «Строение и функции диафрагмы»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 2, 3, 4

Б 1, 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 8

Октябрь

7

4

Работа с литературой на тему «Функции подъязычных мышц»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 2, 3, 4

Б 1, 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 8

Октябрь

8

4

Работа с литературой на тему «Специфические черты опорно-двигательного аппарата человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 1, 2, 3, 4

Б 1, 2, 3, 6, 7, 8

В 1, 2, 6, 7, 8

Октябрь

9

4

Работа с литературой на тему «Отделы пищеварительного тракта и особенности строения стенки каждого отдела»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Ноябрь

10

4

Работа с литературой на тему «Особенности строения стенки воздухоносных путей»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Ноябрь

11

4

Работа с литературой на тему «Развитие органов мочевыделения и репродукции»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Ноябрь

12

4

Работа с литературой на тему «Система воротной вены»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Ноябрь

13

4

Работа с литературой на тему «Пути, отводящие лимфу»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Декабрь

14

4

Работа с литературой на тему «Эндокринная часть половых желез и поджелудочной железы»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Декабрь

15

4

Работа с литературой на тему «Спинномозговые нервы»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Декабрь

16

4

Работа с литературой на тему «Общая характеристика проводящих путей ЦНС»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Декабрь

17

4

Работа с литературой на тему «Чревное сплетение»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8

Декабрь

18

4

Работа с литературой на тему «Строение кожи»

Обсуждение в ходе устного опроса на семинарском занятии

А 2, 3, 4, 5, 7

Б 2, 4, 5, 7, 8

В 1, 2, 3, 5, 8


Вопросы к экзамену


  1. Анатомия как наука, ее разделы, связь с другими дисциплинами.

  2. История анатомии.

  3. Этапы индивидуального развития человека.

  4. Телосложение человека.

  5. Ткани, их классификация. Понятие об органах и системах органов.

  6. Эпителиальные ткани, их строение, расположение, функции.

  7. Соединительные ткани, их строение, расположение и функции.

  8. Мышечные такни, их виды, строение, расположение и функции. Актин-миозиновый комплекс.

  9. Синапсы, их строение и функции. Виды синапсов.

  10. Кровь и лимфа. Состав, функции.

  11. Нервная ткань. Строение, функции нейронов и нейроглии.

  12. Химический состав и строение костей.

  13. Рост и развитие костей.

  14. Соединения костей скелета: синартрозы, диартрозы (суставы). Примеры.

  15. Суставы, их основные и вспомогательные элементы. Классификация суставов.

  16. Отделы человеческого скелета (общая характеристика).

  17. Позвоночный столб. Строение, функции, возрастные особенности. Изгибы позвоночника.

  18. Отличия позвонков разных отделов. Связочный аппарат позвоночника.

  19. Функции и строение грудной клетки. Соединение костей грудной клетки.

  20. Скелет плечевого пояса. Соединения костей.

  21. Скелет свободной верхней конечности. Строение плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, их функции.

  22. Скелет таза. Возрастные и половые особенности.

  23. Скелет свободной нижней конечности. Строение тазобедренного, коленного, голеностопного суставов, их функции.

  24. Череп в целом. Отделы черепа. Кости мозгового черепа. Возрастные особенности.

  25. Кости лицевого черепа и их соединения.

  26. Мышцы, их строение и функции.

  27. Классификация и вспомогательный аппарат мышц.

  28. Развитие и рост мышц. Работа мышц.

  29. Мимические мышцы, их расположение и функции.

  30. Жевательные мышцы, их расположение и функции.

  31. Поверхностные и глубокие мышцы шеи, их расположение и функции.

  32. Поверхностные и глубокие мышцы спины, их расположение и функции.

  33. Поверхностные и глубокие мышцы груди, их расположение и функции.

  34. Мышцы живота, их расположение и функции. Диафрагма.

  35. Мышцы плечевого пояса, их расположение и функции.

  36. Мышцы предплечья, их расположение и функции.

  37. Мышцы кисти, их расположение и функции.

  38. Мышцы бедра, их расположение и функции.

  39. Мышцы голени, их расположение и функции.

  40. Мышцы стопы, их расположение и функции.

  41. Пищеварительная система. Строение, функции. Развитие и возрастные особенности пищеварительной системы.

  42. Полость рта. Строение и функции.

  43. Глотка и пищевод. Строение и функции. Мышцы глотки. Расположение глоточного кольца, его функция.

  44. Желудок. Строение, топография, функции. Стенка желудка. Поджелудочная железа, функции.

  45. Тонкий кишечник. Строение, функции. Стенка кишечника.

  46. Толстый кишечник. Строение, функции. Стенка кишечника.

  47. Брюшина. Ход брюшины. Сальники.

  48. Печень, ее функции, макро- и микроскопическое строение.

  49. Дыхательная система. Строение, функции, возрастные особенности.

  50. Носовая полость и гортань. Строение и функции. Механизм голосообразования.

  51. Трахея, бронхи и легкие – топография, строение и функция.

  52. Легкие, их структурно-функциональная единица. Плевра. Средостение. Органы средостения.

  53. Мочеполовая система. Строение, функции и возрастные особенности.

  54. Почки, их строение, топография. Нефрон. Строение нефрона.

  55. Мочевыводящие пути, их строение, функции, половые отличия.

  56. Органы мужской половой системы. Строение, функции, возрастные особенности.

  57. Строение и функции семенников и их придатков. Образование спермы.

  58. Органы женской половой системы. Строение, функции, возрастные особенности.

  59. Строение и функции яичников. Овариально-менструальный цикл.

  60. Сердечно-сосудистая система. Функции. Классификация сосудов.

  61. Круги кровообращения.

  62. Сердце. Топография сердца. Строение и функции. Стенка сердца.

  63. Проводящая система сердца: основные узлы и их функции.

  64. Малый круг кровообращения – основные сосуды.

  65. Кровоснабжение верхних конечностей и органов головы.

  66. Кровоснабжение органов грудной и брюшной полости.

  67. Кровоснабжение органов таза и нижних конечностей.

  68. Система верхней полой вены.

  69. Система нижней полой вены. Воротная вена печени.

  70. Кровообращение плода.

  71. Строение и функции лимфатической системы. Лимфатические сосуды и узлы.

  72. Органы иммунной системы. Селезенка, тимус – их строение и функции.

  73. Эндокринная система – структура и функции. Связь нервной и гуморальной регуляции. Центральные, периферические и смешанные железы.

  74. Нервная система – общий план строения, функции, возрастные особенности.

  75. Спинной мозг – внешнее и внутреннее строение. Рефлекторная и проводниковая деятельность.

  76. Спинномозговые нервы – образование, функции. Строение, классификация. Образование сплетений.

  77. Шейное и плечевое сплетения, расположение, функции, области иннервации.

  78. Поясничное и крестцовое сплетения, расположение, функции, области иннервации.

  79. Головной мозг, его отделы, функции. Оболочки головного и спинного мозга. Спинномозговая жидкость, ее роль, пути циркуляции.

  80. Продолговатый мозг и мост – расположение, строение, серое и белое вещество. Ядра черепно-мозговых нервов.

  81. Средний мозг – расположение, строение, серое и белое вещество. Ядра черепно-мозговых нервов.

  82. Мозжечок, его функции, строение.

  83. Промежуточный мозг – расположение, строение, серое и белое вещество. Ядра черепно-мозговых нервов.

  84. Большие полушария головного мозга: доли, борозды, извилины коры, подкорковые структуры.

  85. Восходящие пути головного и спинного мозга.

  86. Нисходящие пути головного и спинного мозга.

  87. Черепно-мозговые нервы: функции, расположение ядер.

  88. Структура и функции вегетативной нервной системы.

  89. Симпатический отдел вегетативной нервной системы.

  90. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы.

  91. Анализаторы, их виды и функции.

  92. Зрительный анализатор, его отделы. Строение глазного яблока.

  93. Слуховой анализатор, его отделы. Строение органа слуха.


Критерии оценки знаний студентов
Оценка 5 («отлично») ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

  • способны применять знание теории к решению профессиональных задач;

  • хорошо владеют анатомической терминологией;

  • демонстрируют умение работать с наглядными пособиями.

Оценка 4 («хорошо») ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают твёрдое знание программного материала;

  • способны применять знание теории к решению задач профессионального характера;

  • достаточно владеют анатомической терминологией;

  • демонстрируют умение работать с наглядными пособиями;

  • допускают отдельные погрешности и неточности при ответе.

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

  • в основном знают программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии;

  • допускают существенные погрешности в ответе на вопросы экзаменационного билета.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится студентам, которые при ответе:

  • обнаруживают значительные пробелы в знаниях основного программного материала;

  • допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы экзаменационного билета;

  • демонстрируют незнание анатомической терминологии.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература

  1. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека: учеб. для вузов физ. культуры
    [Текст] / М. Ф. Иваницкий. – М.: Олимпия, 2008. – 624 с.

  2. Козлов, В. И. Анатомия человека: учеб. [Текст] / В. И. Козлов, О. А. Гуро-
    ва. – М.: Издательство РУДН, 2008. - 188 с.

  3. Курепина, М. М. Анатомия человека: атлас [Текст] / М. М. Курепина, А. П. Ожигова, А. А. Никитина. – М.: Владос, 2007. – 240 с.

  4. Курепина, М. М. Анатомия человека: учеб. [Текст] / М. М. Курепина, А. П. Ожигова. – М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с.

  5. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. [Текст] / М. Р Сапин., В. И. Сивоглазов. – М.: Академия, 2008. - 384 с.

  6. Сапин, М. Р. Анатомия человека: учеб. [Текст] / М. Р. Сапин,
    Г. Л. Билич. – М: Оникс 21 век, 2006. - 512 с.

  7. Сапин, М. Р. Анатомия человека: учеб. [Текст] / М. Р. Сапин,
    З. Г. Брыксина. – М.: Академия, 2008.


б) дополнительная литература

  1. Гайворонский, И. В. Анатомия мышечной деятельности: учеб. пособие
    [Текст] / И. В. Гайворонский. – СПб.: ЭЛБИ, 2005. – 84 с.

  2. Гайворонский, И. В. Анатомия человека: учеб. [Текст] / И. В. Гайворонский,
    Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский. – М.: Академия, 2008. – 496 с.

  3. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии): учеб.
    [Текст] / П. К. Лысов. – М: Медицина, 2003. - 414 с.

  4. Николенко, В. Н. Анатомия человека с элементами гистологии: учеб. пособие [Текст] / В. Н. Николенко, В. С. Сперанский. – М.: Академия, 2008. – 464 с.

  5. Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. [Текст] / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

  6. Пьерлуиджи, Д. Большой атлас анатомии человека [Текст] / Д. Пьерлуид-
    жи. – М.: ЗАО «БММ», 2007 г. – 182 с.

  7. Самусев, Р. П. Атлас анатомии человека [Текст] / Р. П. Самусев. – М.: Эксмо,
    2007. – 736 с.

  8. Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека [Текст] / Р. Д. Синельников,
    Я. Р. Синельников, А. Я. Синельников. – М.: Новая волна, 2007.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии человека;

  2. http://www.fiziolog.isu.ru – научно-популярный сайт восточно-сибирского центра медико-биологической информации;

  3. http://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии;

  4. http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;

  5. http://meduniver.com/Medical/Anatom – статьи и иллюстрации по нормальной анатомии человека;

  6. http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;

  7. http://mwanatomy.info – популярно о строении человеческого тела с иллюстрациями;

  8. http://miranatomy.ru – материалы по анатомии и физиологии с иллюстрациями.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

  1. Компьютерные презентации по основным темам дисциплины.

    • Общая остеология;

    • Скелет туловища. Череп;

    • Скелет конечностей;

    • Строение и классификация мышц;

    • Мышцы туловища;

    • Мышцы шеи и головы;

    • Мышцы конечностей;

    • Пищеварительная система;

    • Дыхательная система;

    • Мочеполовая система;

    • Общая ангиология;

    • Частная ангиология;

    • Эндокринная система;

    • Спинной мозг;

    • Головной мозг;

    • Анализаторы.

  2. Компьютер, проектор, экран.

  3. Учебные плакаты:

Скелет человека.

  1. Суставы. Строение костей.

  2. Грудная клетка.

  3. Форма и строение поперечно-полосатых мышц.

  4. Мышцы человека (вид спереди).

  5. Мышцы человека (вид сзади).

  6. Мышцы головы и шеи.

  7. Общий план строения пищеварительной системы.

  8. Строение полости рта и глотки.

  9. Гортань и органы полости рта при дыхании и глотании.

  10. Строение желудка и двенадцатиперстной кишки.

  11. Строение толстого и тонкого кишечника.

  12. Строение печени.

  13. Макромикроскопическое строение печени.

  14. Поджелудочная железа и селезенка.

  15. Брюшина. Отношение органов к брюшине.

  16. Строение легких.

  17. Бронхолегочные сегменты.

  18. Общий план строения мочеполовой системы.

  19. Строение почки.

  20. Мужские половые органы.

  21. Женские половые органы.

  22. Эндокринные железы.

  23. Артерии тела человека.

  24. Вены тела человека.

  25. Строение сердца.

  26. Лимфатическая система пищевода и печени.

  27. Спинной мозг. Рефлекторная дуга.

  28. Плечевое сплетение.

  29. Головной мозг.

  30. Основание головного мозга.

  31. Орган зрения и его вспомогательный аппарат.

  32. Орган слуха и равновесия.

  33. Общий план строения симпатической части нервной системы.

  34. Общий план строения парасимпатической части нервной системы.

  1. Таблицы:

  • Физиология возбуждения

  • Нервная система

  • Скелет человека

  • Физиология мышц

  • Кровь

  • Сердечно-сосудистая система

  • Кровообращение и лимфатическая система

  • Регуляция кровообращения

  • Дыхание

  • Пищеварение

  • Исследование пищеварительной секреции

  • Обмен веществ и энергии

  • Авитаминозы

  • Функции эндокринных желез

  • Процессы, связанные с размножением

  • Внутриутробное развитие плода

  • Органы выделения

  • Центральная нервная система

  • Головной мозг

  • Мозжечок

  • Вегетативная нервная система и проводящие пути мозга

  • Высшая нервная деятельность. Условные рефлексы

  • Анализаторы (зрительный, слуховой)

  • Анализаторы (кожный, обонятельный, вкусовой)

  1. Комплект муляжей костей и внутренних органов.

  2. Скелет человека на металлической подставке.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Физическая культура»
Автор: Лезарева Т. А., канд. биол. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

Рецензент:
Рабочая программа дисциплины

обсуждена на заседании кафедры

Протокол № от « » 201 г.

Зав. кафедрой спортивных дисциплин ________________ Енютин В. Ф.

Одобрено методической комиссией факультета

Протокол № от « » 201 г.

Председатель _________________ Волчкова Т. Л.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования


^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Анжеро-Судженск - 2011

Дисциплина «Анатомия» изучается студентами факультета педагогического образования (профиль подготовки Физическая культура) на 1 курсе.

Основная цель изучения данной дисциплины: обеспечить студентов не только базовыми и современными практическими знаниями об основах строения тела человека, но и научить их практически реализовать полученные знания в различных образовательных учреждениях – по месту будущей профессиональной деятельности выпускников.

Успешность изучения данной дисциплины зависит от степени осознания своей деятельности. Рефлексивная деятельность должна относиться не только к самостоятельному изучению учебника, но и включать в себя исследовательскую деятельность, в которой приходится принимать участие. Это могут быть лекции, практические занятия, написание реферативных работ.

Основной вид учебных занятий по дисциплине согласно требованиям учебного плана и рабочей программы – лекции и практические занятия. Не смотря на то, что лекция представляет собой монолог преподавателя и относительно пассивную позицию студента, следует обеспечить активную познавательную деятельность на учебных занятиях подобного вида. Для этого:

- заведите отдельную тетрадь для записи лекций по дисциплине и тетрадь для выполнения практических заданий;

- не старайтесь записывать дословно все, что говорит преподаватель, фиксируйте лишь самые главные мысли. Чтобы запомнить примеры, которые приводит преподаватель по ходу лекции, обозначайте их в скобках с помощью ключевых слов.

- не забывайте записывать тему лекции, ее план и литературу, которую предлагает преподаватель для дополнения и углубления знаний по изучаемой теме;

- ключевые понятия, их дефиниции выделяйте подчеркиванием, цветом или каким – либо другим способом;

- используйте в процессе записи лекции условные обозначения. Например, «!» - важно; «?» - уточнить в учебнике или задать вопрос педагогу; «+» - дополнить и т.д.;

- записывая лекционный материал, оставляйте широкие поля. Это позволит дополнить материал, уточнить его в случае необходимости;

- обязательно повторяйте предыдущий материал пред новой лекцией. При этом для лучшего усвоения и осознания материала можно выполнять различные задания: составить собственный план лекции, придумать свои примеры на основные теоретические положения, составить вопросы по материалу лекции, разработать опорный конспект, если вы хорошо рисуете, можно проиллюстрировать какой – то фрагмент лекции. Обеспечивает усвоение материала составление кроссвордов, ребусов, викторин, тезауруса, формально – логических моделей и пр. Чем активнее вы работаете с материалом лекции, тем лучше Вы его запоминаете и понимаете.

Другой вид учебных занятий, применяемых при изучении дисциплины «Анатомия» - практические занятия. Программа по дисциплине предполагает самостоятельные практические задания по изученному курсу. Для этого необходима дополнительная тетрадь. В данной тетради студент может записывать теоретические положения, не рассмотренные на лекциях, самостоятельные конспекты из учебника, готовиться к творческим заданиям по дисциплине.

Поскольку в процессе изучения дисциплины сдается экзамен (1 семестр), то особое внимание следует уделить требованиям, которые предъявляются к ответам:

- начинать ответ на вопрос следует с сущностной характеристики основного понятия;

- готовясь к ответу, нужно составить его план, что позволит выстроить его последовательно и логично;

- отвечать следует точно на поставленный вопрос;

- каждое теоретическое положение необходимо подтверждать примерами, что будет свидетельствовать об осмыслении материала;

- если данный вопрос рассматривался на разных дисциплинах, установите междисциплинарные связи, продемонстрируйте знание разных подходов к решению проблемы;

- в случае если вопрос по-разному рассматривается в науке, в ответе делайте ссылку на того педагога, чью точку зрения Вы излагаете;

- помните, что ответ на любой вопрос завершается выводом;

- если Вам будет задан дополнительный вопрос, не спешите с ответом, попросите у преподавателя время на обдумывание ответа; если затрудняетесь с ответом, извинитесь и попросите задать Вам другой вопрос;

- не читайте по бумажке, общайтесь с преподавателем, старайтесь говорить четко, понятно и достаточно эмоционально;

В процессе изучения дисциплины прислушивайтесь ко всем рекомендациям, которые дает вам преподаватель, и старайтесь следовать им. В этом случае изучение дисциплины «Анатомия» будет не только полезным для вашей дальнейшей профессиональной деятельности, но и станет увлекательным занятием.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНАТОМИЯ»

Анжеро-Судженск – 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования


^ ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ


Анжеро-Судженск – 2011

Раздел 1. Основные понятия дисциплины
Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре
^ 1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

^ 1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал ^ Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. ^ Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке ^ Д. Морганьи, изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил ^ П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин.

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

^ 1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

^ 1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

^ Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

^ Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

^ Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

^ 1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

^ 1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Скачать файл (1273 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru