Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалка - регионоведение - файл 1.doc


Шпаргалка - регионоведение
скачать (161.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc162kb.18.11.2011 00:04скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Значение и предмет науки.

   Регионоведение – область научных знаний, изучающая территориальную организацию хозяйства.

   Предметом регионоведения являются экономические районы всех уровней – экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, отраслевые промышленные и агропромышленные комплексы, свободные экономические зоны.

   Регионоведение изучает внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений. Регионоведение раскрывает понятия всех форм территориальной организации хозяйства.

Задачей курса «Регионоведение» является изучение природно-ресурсного потенциала экономических районов всех рангов, проблем населения и трудовых ресурсов каждого района, региональных экологических проблем. Регионоведение изучает отраслевую и территориальную структуру хозяйственных комплексов районов России, основные формы территориальной организации хозяйства, внутрирайонные и межрайонные экономические связи, а также ход экономических реформ в регионах в условиях становления и развития рыночных отношений.

   Регионоведение тесно связано с рядом смежных экономических дисциплин, изучаемых в экономических вузах, – экономической географией, природопользованием, системой государственного управления, муниципальным менеджментом, экономической историей, экономической теорией, отраслевыми экономиками – и в своих исследованиях использует основные данные этих научных дисциплин применительно к территориальной организации хозяйства.
2. Методы региональных исследований.

 Методологической базой регионоведения являются современные научные теории экономического районирования, результаты исследования структуры региональных комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России, теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов, закономерности и принципы размещения производительных сил отраслей хозяйства и экономических районов, положения региональной политики и стратегии.

   В своих исследованиях регионоведение использует различные методы – балансовый, индексный, экономико-статистический, историко-сравнительный, картографический, методы экономико-математического моделирования при выборе оптимальных вариантов размещения производств в регионах, метод системного анализа и др.

Все методы исследования и показатели территориальных программ и прогнозов имеют целью выявить резервы роста производства в экономических районах, пропорциональность, эффективность и динамичность их развития.

   Так, балансовый метод позволяет выбрать оптимальное соотношение между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребности ведущих отраслей, так и нужды населения, и отраслями сферы услуг.

   Балансы необходимы также для разработки рациональных межрегиональных и внутрирегиональных связей. Экономические обоснования размещения предприятий: выбор региона и места для сооружения предприятия, расчеты обеспеченности его сырьем, топливом, энергией, водой, трудовыми и другими ресурсами – все это составляет содержание балансового метода.

Для составления региональных балансов необходимо проведение проектно-изыскательских работ, экспедиционных исследований, в которых используются полевые и камеральные методы.

   Составление отраслевых и региональных балансов позволяет установить уровень комплексного развития региона, выявить наличие в его развитии диспропорций.

   Несложные балансовые расчеты производства и потребления продукции в районе с помощью обычной вычислительной техники относят к приближенным методам, а расчеты межотраслевого баланса – к точным методам.

   Специфическим методом исследования регионоведения является картографический метод.

   Карта является источником знаний, источником обогащения информацией размещения производительных сил в каждом районе. Она позволяет наглядно представить особенности размещения. Благодаря картам, картосхемам, картограммам, картодиаграммам лучше воспринимаются и запоминаются не только особенности размещения, но и количественные показатели, характеризующие уровни развития районов. Карта является как бы образной моделью территории, на которой при помощи условных знаков отображаются объекты, явления в их взаимосвязи.

   В региональных исследованиях широко применяется индексный метод. Для количественного определения уровня специализации экономического районирования используются коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.
3. Регионоведение и региональная политика.

Важнейшей задачей регионоведения является разработка теоретических основ формирования и развития экономических районов в условиях становления и развития рыночных отношений, разработка программ развития экономических районов в условиях рынка, разработка рекомендаций по совершенствованию структуры и управления экономических районов всех таксономических рангов.

   При этом главными ориентирами, особенно в развитии предпринимательства, создании социальной инфраструктуры, охране и рациональном использовании природных ресурсов, являются:

   1) учет специфики каждого региона в осуществлении структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической перестройки;

   2) перенос основных направлений рыночных реформ на региональный уровень.

   Немаловажной задачей является также и децентрализация процессов управления, активизация экономической деятельности в каждом районе.

   Одной из задач в проведении региональных экономических реформ являются разработка мер по пространственной интеграции экономики России, создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий органов управления, разработка мероприятий по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, сохранению единого рыночного пространства.

   ^ Главная цель региональной политики – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе.

Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России.

Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетания имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.

   

^ 4. ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Главным инструментом интеграции всех сторон жизнедеятельности населения выступает территория. Ей присущи своеобразные черты, обусловленные спецификой природных условий и ресурсов данной местности. Природноресурсный потенциал, как совокупность всех видов природных ресурсов территории, во многом определяет структуру и функции хозяйства, его место в мирохозяйственных связях. Но ведущей производительной силой является экономически активное население. Не что иное, как человеческий фактор обеспечивает экономическую безопасность страны, создает условия для свободного осуществления экономической деятельности. С ним связаны функции, обеспечивающие воспроизводство населения, материальных благ, функционирование управленческих и информационных структур. В ходе взаимодействия всех сторон жизнедеятельности на территории формируются региональные системы, которым присущи все свойства систем.
Формирование региональных систем происходит в результате территориального разделения труда, закрепляющего определенные производства за определенными территориями, повышающего уровень развития производительных сил. Обычно масштабы развития и уровень диверсификации производительных сил государства наглядно проявляются в существующей системе разделения труда. Как видим, территориальное разделение труда, район регион и его специализация выступают как система взаимосвязанных явлений, существующих только в их единстве.
5. Современные проблемы федерализма в России

   Возможно, ключевая проблема современного Российского федеративного государства состоит в неравноправии субъектов. На эту проблему существует множество взглядов, и, возможно, в какой-то степени правы те, которые утверждают, что нельзя уравнивать все 86субъектов РФ, так как уж слишком много различий между ними в различных сферах - экономической, политической, социальной, национальной, религиозной и т. д. Опыт развития современного российского федерализма показывает, что если наделить какие-либо субъекты дополнительными правами и полномочиями (как это произошло в результате подписания Договоров РФ с республиками), то остальные начинают чувствовать себя «обиженными» и требовать предоставить им те же права и полномочия, чтобы равенство вновь было достигнуто (Договоры РФ с краями, областями). Понять последних можно, так как конституционно закреплено равенство субъектов РФ, а фактически существует ряд привилегированных членов. Еще одна важнейшая, проблема нашего государства заключается в национально-территориальном принципе построения федерации. Следовательно, для соблюдения принципа равноправия необходимо преобразовать национальные республики в составе РФ в другие субъекты и лишить их особого статуса, которым они наделены в настоящее время. Переход на территориальный принцип устройства РФ, несомненно, следует осуществлять поэтапно, иначе вновь может возникнуть угроза национального сепаратизма. Думается, что налаживание нормальной жизни в регионах, подъем и развитие в них экономики, социальной сферы приведет к подавлению каких-либо сепаратистских настроений. Народу в них будет уже неважно, какой статус у их субъекта, и региональные лидеры, ратующие за особое положение своего субъекта в РФ, потеряют поддержку населения. Что же касается юридической стороны решения этого вопроса, то уже давно Конституционному Суду следовало признать неконституционными внутрифедеральные договоры РФ и отдельных субъектов РФ, а также конституции республик в составе РФ, содержащие положения, противоречащие федеральному Основному Закону. Это бы способствовало реализации на практике принципа равноправия субъектов РФ. Но не следует забывать о тех условиях, в которых эти Договоры заключались. Поэтому, возможно, следует признать разумными действия федеральных властей, не поднимавших вопроса неконституционности данных документов из-за своей слабости и невозможности справиться с сепаратистскими настроениями в регионах. Однако в последние годы произошло существенное укрепление позиций Центра, и уже сейчас, с моей точки зрения, следует приступать к решительным шагам по наведению порядка в субъектах, где подчас отдельные лидеры пользуются «отвоеванными» у Федерации полномочиями исключительно в своих целях.

Еще один момент, который я хотел бы отметить - огромное число субъектов Федерации. Как уже упоминалось выше, РФ - самая большая Федерация в мире по количеству членов. Это создает определенные трудности в отношениях Центра и регионов. Основную долю внимания федеральных властей приковывают к себе либо богатые регионы, важные с экономической точки зрения, либо неблагополучные регионы, нуждающиеся в экстренной помощи. Основной же массе субъектов уделяется очень мало внимания. Проблема уменьшения количества субъектов может быть. Параллельно можно разрешить еще одну проблему - асимметрии РФ. Ни в одной федерации нет такого многообразия различных видов ее членов, как в России, в которой их насчитывается целых 6 (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Лично мне, да, я думаю, и многим другим, непонятно зачем было создано и конституционно закреплено такое многообразие разновидностей субъектов. Ведь по своему статусу в Конституции они все равноправны, а даже если признать Федеративный Договор и другие внутрифедеральные договоры имеющими силу, то субъекты делятся на 3 группы (республики; края, области, города федерального значения; автономная область, автономные округа), но никак не на 6. Такое разнообразие также создает, определенные трудности, Сущность федералистского мировоззрения Федерализм – один из выработанных человечеством принципов отношений центральной власти и власти в регионах. Он предусматривает, что органы власти государства гарантируют властям регионов полномочия, соответствующие интересам этих регионов. Указанная форма отношений центра и регионов – это особое мировоззрение, которое состоит в том, что потенциал развития государства заключается в разнообразии и самостоятельности регионов. Федералистское мировоззрение:-готовность к диалогу обеих сторон;-к поиску взаимоприемлемых решений;-к разделению ответственности за деятельность и за результаты.С одной стороны, это поиск равновесия и гармоничности сочетания интеграций и автономий. По всем вопросам компетенции органы власти обязаны принимать решения. Система органов управления состоит из федеральных, региональных и муниципальных. Они должны строго следовать законодательству, не вторгаться в компетенцию друг друга (регионы имеют право сами распределять средства, выделенные из федерального бюджета).Главными задачами государства являются:-разумная макроэкономическая политика (показатели по стране в целом);-защита прав собственности;-обеспечение качественного образования;-продуманная налоговая политика;-верховенство конституции. При федерализме одним из приоритетных его принципов является принцип субсидиарности – вопросы должны быть отнесены к компетенции того органа, которым они могут быть эффективнее решены; децентрализованная политика – уменьшение расстояния между органом власти и населением. Региональные и муниципальные власти избираются из местного населения, т.к. они лучше понимают проблемы своего региона. Разделение компетенции между субъектом и центром – ключевой вопрос федерализма.
7. Статус субъектов РФ.

Понятие статуса включает в себя: права, обязанности, правомочия, гарантии и ответственность.

статус всех субъектов Российской Федерации является равным и одинаковым. Важнейшими элементами конституционного статуса субъекта Российской Федерации являются: территория, население, система государственных органов, конституция (устав), законодательство, символы, а также правомочия (права и обязанности) государственного образования как субъекта федеративного государства.

В Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и др. все субъекты Федерации независимо от вида, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах. Кроме того, каждый из субъектов Российской Федерации вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, входящих в состав края или области. Конституционно-правовой статус субъекта Федерации отражает его принадлежность к определенной группе субъектов Федерации, и отражает некоторые различия между отдельными группами субъектов Федерации. которая именует республики государствами; допускающей установление республиками своих государственных языков; равовой статус субъекта Российской Федерации всегда конкретен и дополняет предшествующие статусы за счет текущего федерального и регионального законодательства, указывающих на его специфику, на определенные региональные и национальные особенности. Сюда же относятся и федеральные законы о конкретном субъекте Российской Федерации, которые могут быть приняты в связи с его особым положением
8. Стратегия регионального развития в РФ

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России[38]. При этом главными ориентирами будут:1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах; 4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим[39]1) реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации; 2) преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель;3) стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы);4) продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов; 5) стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса; 6) переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР; 7) развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики; 8) преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России. Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
8. Стратегия регионального развития в РФ

Главная задача государственной стратегии и региональной политики - в сохранении страны как единого федеративного государства. Т.о., региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъектов Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории; развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства РФ, государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России.

Среди новых задач - осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов РФ.

Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ, следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности названных регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов РФ является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно-территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно-территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведет к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства.
9. Местное самоуправление в системе регионального развития.

Важную роль в региональной политике призвано играть местное самоуправление. Дополняя комплекс отношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, реформа местного самоуправления завершает построение целостной системы власти в государстве на принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения.
10. Региональный политический процесс.

Поддержание целостности региональной политической системы, повышение ее статуса и роли в региональном сообществе происходит через политический процесс. Региональный политический процесс (Рпп) – это также и способ бытия общенационального политического процесса в пространстве, географическом и социальном; способ его территориально-структурной организации… В нем отчетливо выделяются два аспекта: Рпп как часть национально-государственного политического процесса (1), Рпп как процесс самоуправления региона» Региональный политический процесс, таким образом – это еще и особый тип воздействия, который и субъективно, и объективно представляет собой проявление воли того или иного регионального сообщества. Региональные политические процессы разворачиваются в конкретных пространственно-временных координатах, конституируются в процессе социокультурного взаимодействия, обретают управляемость в политической практике и (что принципиально разграничивает их с региональной политикой) – формируют приоритеты дальнейшего политического развития, те, что связаны с самой сутью человеческих отношений: с кем?.. куда?.. и как идти? В многообразии региональных политических процессов удовлетворяются общественные и политические потребности граждан, малых и больших групп. Они представляют поле для борьбы и согласования политических интересов. Региональный политический процесс имеет две сферы действия: внешнюю (взаимоотношения с другими регионами, с государством, с акторами мировой политики), а также внутреннюю (развитие региона как политического территориального сообщества, отношения между акторами на уровне региона и субрегиональном (местном) уровне).

11. Стабильность как критерий эффективности региональной политики.Более узким понятием является категория «политической стабильности». Многие зарубежные и отечественные политологи различают «устойчивость» и «стабильность» в политике6. Стабильность соотносят с ситуативными и оперативными параметрами политической динамики, а устойчивость — со стратегическим и историческим измерениями. Стабильность в стране и регионе может быть достигнута путем тактического и временного соглашения между основными политическими силами (путем заключения пактов), но до стратегической устойчивости политической жизни может быть еще очень далеко. Итак, политическая стабильность выражает такое состояние политической динамики, при котором достигнуто временное равновесие (или баланс) сил основных политических акторов, после которого возможна и последующая дестабилизация, нарушение баланса. Процессы установления временной стабильности при отсутствии стратегической устойчивости весьма характерны для многих политических режимов стран Азии и Африки. Эффективность влияния региональной власти на эти процессы зависит от понимания их сущности, разработки и реализации собственных политик. Во-вторых, динамика жизненно важных процессов не должна быть искажаема экстремальностью развития как внутренних, так и внешних факторов региональной жизни. Здесь важны отношения с федеральным центром (разделение полномочий, извлечение выгод из «донорства» и др.), а также влияние власти на группировки, не принимающие участия в политическом управлении. В-третьих, предсказуемость наиболее существенных, принципиальных параметров и состояний политической и других систем, направлений и тенденций их эволюции и развития. В-четвертых, возможность рационально и эффективно реагировать на перемены, которые привносит жизнь, особенно на потенциально наиболее угрожающие или нежелательные из них. В этой связи необходимо развитие региональных исследовательских центров и институтов. В-пятых, инновационный потенциал региональных политико-административных элит. К его составляющим можно отнести: концептуальность, создание новых технологий при решении сложнейших задач, умение рисковать и нетрадиционность в подходах, постоянный поиск источников финансирования региональных программ, выдвижение новых способных кадров, решение проблемы открытости власти. Социально-политическая стабильность региона проявляется в способности государственной власти при помощи имеющихся в ее распоряжении материальных ресурсов, политической системы контролировать и регулировать внутреннюю социально-политическую ситуацию, определять курс по отношению к федеральному центру и другим субъектам федерации в критических условиях. Социально-политическая стабильность региона может быть обеспечена различными сочетаниями использования властью всех условий эффективного контроля. От степени стабильности зависит свобода действий региональной власти внутри субъекта федерации, на межрегиональном уровне и во взаимодействии с федеральным центром. Таким образом, можно с определенной долей уверенности предположить, что для эффективной реализации проектов развития необходим, по меньшей мере, достаточно высокий уровень социально-политической стабильности в каждом отдельно взятом регионе Российской Федерации. для стабильного государства характерны разделяемое чувство принадлежности к нации; преемственность форм правления; постепенная и упорядоченная смена правящих элит; наличие системы сдержек и противовесов баланса властных структур; функционирование многопартийности, в рамках которой эффективно действует оппозиция; наличие многочисленного среднего класса. Эти факторы политической стабильности взаимосвязаны, так как нестабильность одного из них может привести к нестабильности других. Например, сепаратизм регионального меньшинства может привести к ослаблению поддержки политического режима, а расслоение общества по доходам ведет к излишней политизации интересов социальных групп. В этом отношении социальная политика призвана выступать эффективным механизмом политической стабилизации.

12. Региональные политические элиты.Элита общества -- это социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе и, в конечном счете, более активно, результативнее, чем все другие слои общества, участвовать в формировании тенденций развития общества, ... одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании своего собственного положения. Правящая элита, выполняющая государственные функции в органах законодательной и исполнительной власти различного уровня. Во-вторых, политическая элита включает и лидеров политических партий и движений, общественных организаций, которые не участвуют в исполнении государственных обязанностей непосредственно, но оказывают существенное воздействие на принятие политических решений. В третьих, к политической элите, несомненно, относятся руководители значимых в обществе средств массовой информации, крупные предприниматели и банкиры, известные ученые в области общественных наук. В правящей элите можно выделить следующие основные функциональные группы: правительство, парламент, региональная бизнес-элита. Это может быть и руководящий состав его администрации и представители Президента в регионах, в равной степени выключаемые социологами в состав региональной элиты. Примерная классификация региональных элит может выглядеть следующим образом. На горизонтальном уровне: районные, городские, областные. На вертикальном: партийный аппарат, хозяйственное руководство, советский, комсомольский, профсоюзный аппараты, руководство силовых структур. Все они имеют как общие интересы (например, распределения и контроля) и свои собственные, что обуславливает их внутреннее структурирование. Можно выделить несколько каналов вертикальных связей: 1) экономические: прежде всего, через механизмы бюджетного федерализма; 2) политические: через органы регионального представительства (например, Совет Федерации в РФ, Бундесрат в ФРГ и др.) — прямые контакты с федеральной элитой; через представителей федеральной власти в федеральных округах и субъектах федерации (например, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и федеральных инспекторов) — косвенные контакты; через участие в политических партиях и движениях федерального масштаба или вхождение в коалицию с ними 3) персональные: через личные контакты, встречи. Положение региональной элиты в системе вертикальных связей выражается в ее статусе, который зависит от ряда условий: фактического потенциала региона, его места в системе бюджетного федерализма (дотационный регион или регион-донор); геополитического (стратегического) положения региона (приграничность, периферийность или, наоборот, приближенность к центру); социально-политической стабильности в регионе; политико-правового статуса субъекта в асимметричных федерациях (региональные элиты, обладающие суверенитетом субъектов федерации, имеют лучшие позиции как политические акторы); признания населением региона (степени легитимации); авторитета представителей региональной элиты, особенно регионального лидера, и их способности конвертировать свой авторитет в политическую активность, участие в общегосударственных событиях; создания и актуализации на конкурсе общенациональных проектов региональной модели (программы) развития, что трансформирует региональную власть в идеологический центр федерального значения; реализуемой модели меж-уровневых отношений; отстаивания (лоббирования) интересов собственного региона перед федеральным центром и другими субъектами федерации; активности в поддержании и развитии горизонтальных контактов. Соответственно, статус региональной элиты отражает характер и степень трансляции воли федеральной элиты на регион, реализации федеральной политики и лояльность региональной элиты по отношению как к федеральной элите, так и федеральному центру в целом. Участвуя в системе вертикальных связей, региональные элиты выполняют важные политические функции: реализация своего общего статуса политического субъекта — связи федерального центра и субъектов — продолжение властной вертикали; координация интересов политических элит; лоббирование региональных и собственных корпоративных интересов с воздействием на федеральный центр и федеральную элиту; стабилизация (или повышение) своего политико-правового статуса; содействие сохранению целостности общего коммуникативного, политико-правового пространства федерации.

14. Экономическая диагностика регионов.

экономическая диагностика регионов – это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, кризисных, а также «перегретых» и перспективных регионов. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений, для чего весьма важно выяснить взаимосвязи, соотношения между: просом и предложением, характеризующими удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; природно-ресурсным потенциалом и потребностью в сырье и материалах, энергии и других условиях окружающей среды со стороны хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств в регионе; источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона; наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающим возможность рационального использования трудового потенциала; объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии; концентрацией производства, социальной инфраструктурой и плотностью населения; темпами роста цен и доходов населения; объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза и т.п. Для проведения диагностики необходима система взаимосвязанных измерителей, в качестве которых выступают соответствующая статистическая информация и индикаторы состояния и развития экономики регионов. Важнейшей статистической информацией для проведения диагностики региона являются общие сведения о регионе, а также комплекс макроэкономических индикаторов. Общие сведения о регионе характеризуют географическое положение региона (удаленность от сырьевых баз и районов-потребителей продукции), природные ресурсы, тип природно-климатической зоны. При этом характеризуется административно-территориальное деление региона, указывается общая численность, национальный состав и плотность населения, анализируется место ведущих отраслей в экономике региона, а также отражается: валовой внутренний продукт региона, или валовой региональный продукт (ВРП), который определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институциональными единицами-резидентами региональной экономики. В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят показатели, характеризующие производство и использование валового регионального продукта, изменение уровня цен (инфляции), динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставка банковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельности регионов. На основании вышеуказанных данных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди других субъектов. Дополнительными и конкретизирующими характеристиками регионов и стран в целом могут являться различные макроэкономические показатели их устойчивости (нестабильности). Региональная экономическая диагностика основывается на использовании как общенаучных (системный комплексный, генетический, проблемный подход), так и специальных методов, среди которых важнейшим является сравнительный метод. В самом общем смысле сравнение – это установление, выявление сходства и отличия анализируемых объектов. Число сравнительных признаков (индикаторов), должно быть достаточно большим, чтобы решить задачу типологизации регионов, под которой понимается выделение и группировка (классификация) региональных образований. Так, возможно осуществление типологизации по сочетанию двух индикаторов, например, характеризующих уровень экономического и социального развития. В качестве примера можно предложить классификацию регионов по динамике промышленного производства (экономическая составляющая) и доходов населения (социальная составляющая).
15 Региональное планирование и прогназирование

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Их необходимость, особенно для средне- и долгосрочных периодов, обусловливается долговременностью и комплексным характером территориальных проблем, большим влиянием макроэкономической политики на формирование региональных комплексов и рынков. Общая структура регионального прогноза показана на схеме 72.

Прогнозирование применяется в областях, где планирование нецелесообразно или невозможно, но оно ни в коем случае не может заменить планирование.

Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики. Важной частью планирования является программирование. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов целевых комплексных программ.
16. Особенности размещения производственных сил в России.

Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся процесс становления и развития самого человека. Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Главная производительная сила общества – это сами люди, участники общественного производства. Порождением человеческого разума и труда являются вещественные элементы производительных сил – средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда – это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т.д.). К средствам труда относятся также производственные здания, трубопроводы, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т.д. Таким образом, производительные силы являются той экономической силой, которая движет развитие общества вперед и уровень их развитости отражает уровень экономического развития общества в целом. Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией. Для современного состояния экономического развития особое значение приобретает рациональное размещение производительных сил, позволяющее обеспечивать большую эффективность производства, получать максимальную прибыль при бережном, рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условия жизни населения. Особенно большое значение имеют комплексное использование природных ресурсов, внедрение безотходных технологий при переработке сырья и топлива. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат являются сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических – к источникам энергии. Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов. Принципы размещения производительных сил развиваются и углубляются на базе изучения и использования опыта и моде лей развития рыночной экономики в отдельных странах. На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы: -приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления; -первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов; - оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию; -использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. С учетом принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решается проблема сокращения и ликвидация дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.
17. Свободные экономические зоны

 Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 200 °CЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «свободными экономическими зонами», не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.Иными словами, СЭЗ – это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе – касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной[41]. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.Следует отметить характерные черты СЭЗ: 1) применение различных видов льгот и стимулов, в том числе: а) внешнеторговых (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций); б) фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;  в) финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т. п.; г) административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан. 2) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре; 3) всесторонняя поддержка со стороны центральной государственной власти.Создание СЭЗ – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. Согласно мировому хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития. Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам (а в России, в том числе, – и к бывшим союзным республикам), а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.). Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы: 1) комплексные зоны производственного характера; 2) внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные); 3) функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон.

   
19. Демографические факторы регионального развития.

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие. Первое - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин. Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни. Третье - повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей: Четвертое - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Пятое – обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера – вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место должна встать «культура предупреждения». региональное развитие сталкивается с целым комплексом демографических проблем .
Сложившаяся в результате первичной индустриализации система расселения России не обеспечивает воспроизводства человеческих ресурсов в большинстве регионов. Подавляющее большинство крупногородских агломераций с демографической и миграционной точки зрения подвержены долгосрочной стагнации. Соотношение рождаемости и смертности в последние десятилетия лет менялось в сторону распространения естественной убыли населения на все большее число регионов России. В ряде регионов за последние полтора десятилетия исчезли 1/3 населенных пунктов. Деревня впервые за всю российскую историю оказалась не способна к самовоспроизводству . Уменьшение численности молодежи, достигающей возраста совершеннолетия, вызывает опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сокращения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведению других мер, связанных с национальной безопасностью. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации. Уменьшение численности населения рабочих возрастов создает угрозу сокращения экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста, сокращение экономически активного населения вызовет дефицит рабочей силы.

20. Региональные проблемы национальной политики.

Характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств. Народы России различаются по численности, социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры, конфессиональной принадлежности. В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Региональная политика в области национально-этнических отношений должна обеспечивать: 1) в государственно-правовой сфере: формирование модели федеративного устройства, отвечающей современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России и направленной на сохранение территориальной целостности государства; создание правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений; создание на уровне федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации механизмов предупреждения межнациональных конфликтов; создание правовых, организационных и материальных основ учета и удовлетворения национально-культурных интересов народов; объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, решительной борьбы с проявлениями агрессивного национализма; 2) в духовной сфере: уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, социального положения и территории проживания;
равные права народов при любых формах их самоопределения;
предотвращение и мирное урегулирование межнациональных конфликтов;
государственную поддержку сохранения самобытной культуры малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды обитания;
развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде всего в сфере образования; реальные возможности для функционирования русского языка как общегосударственного языка и как средства межнационального общения;
укрепление национальной общеобразовательной и высшей школы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур, содействие формированию у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов; распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих Российскую Федерацию, идей духовного единения, межнационального мира и согласия, сотрудничества во имя процветания России; сохранение исторического наследия русской культуры, создание в обществе атмосферы уважения к ее достижениям, дальнейшее развитие многовековых традиций культурного взаимодействия, в частности межславянских связей, а также связей славянской, тюркской, кавказской, финно-угорской, монгольской и иных культур, в рамках общего евразийского этнокультурного пространства; учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости; поддержку миротворческой деятельности духовенства всех вероисповеданий, его усилий, направленных на укрепление межнационального согласия и сохранение целостности Российского государства. Важными задачами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов

21. Региональные аспекты экологии и природопользования.

В сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях развития рыночных отношений на федеральном и региональном уровнях основными направлениями региональной политики являются: экологически обоснованное размещение производительных сил;
экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;
рациональное использование природных ресурсов; предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах Российской Федерации между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;
предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; обеспечение естественного развития экосистем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;
совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.
23. Социальные проблемы регионального развития.

Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В решении крупномасштабных и острых социальных проблем требуется участие федеральных органов государственной власти, в том числе в проведении активной государственной политики, направленной на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;
сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее "бедных" и наиболее "богатых" регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования; оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов. Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя: регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны;
регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

Важнейшие задачи региональной политики - создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу. Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан России является сохранение относительной стабильности в сфере занятости. На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:
перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств; защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация. В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.
Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов. В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.


Скачать файл (161.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru