Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Бюджетная система - файл 1.doc


Лекции - Бюджетная система
скачать (578.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc579kb.18.11.2011 00:04скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТА

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год, он утверждается законодательными органами власти и имеет силу закона. По материальному содержанию государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства, по социально-экономической сущности - основное орудие перераспределения национального дохода для выполнения правительством своих функций.

Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется до 40% валового внутреннего продукта. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов предприятий и граждан. За счет бюджетных средств финансируется оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасность государства, здравоохранение, культура и искусство.

^ Методы формирования бюджета. Существует два метода формирования и использования бюджетных средств. Во – первых – бюджетный – за счет налоговых поступлений и, во – вторых – кредитный – за счет государственных займов, т. е. путем выпуска государственных ценных бумаг. В странах рыночной экономики за счет налогов формируется примерно 80% бюджета и за счет займов – 20%.

^ Функции государственного бюджета. Государственный бюджет выполняет следующие функции: перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет обеспечивает формирование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств.

Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Средства бюджета и внебюджетных государственных фондов используются на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним относятся государственное управление, безопасность государства, социальные программы, экология.

^ Доходы и расходы государственного бюджета. Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимые для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Бюджеты в странах с развитой рыночной экономикой формируются в основном за счет налоговых поступлений. На протяжении последних столетий менялась роль тех или иных налогов в формировании бюджета капиталистических стран. Если для 19 века главными были косвенные налоги, включаемые в цену товара, то на протяжении 20 века постепенно происходило увеличение доли прямых налогов, особенно подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль с корпораций.

Одним из основных источников налоговых доходов госбюджетов в настоящее время стал подоходный налог с населения. Посредством этого налога государства перераспределяют до 45% ресурсов государственного бюджета.

В доходах центрального бюджета различных государств налоги составляют 80 - 90%. Доля налогов в территориальных бюджетах значительно меньше.

Вторым по значению доходом бюджета является государственный кредит (государственные займы). К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств по различным направлениям.

Доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, постоянно возрастает. Эта тенденция является общей для всех стран в XX веке. Если в начале века через государственный бюджет перераспределялось 7-15% национального дохода, то во второй половине XX века эта доля по отдельным странам доходит до 30-60%. В периоды войн расходы увеличиваются в десятки раз, после войны расходы незначительно снижаются. С начала 20 века наблюдается тенденция к увеличению расходов государственных бюджетов. Во второй половине 20 века наблюдается увеличение социальных расходов и затрат по вмешательству в экономические процессы, но военные расходы остаются до сих пор одними из главных.

Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы:

  • военные расходы;

  • вмешательство в экономику;

  • социально - культурные нужды;

  • содержание государственного аппарата управления.

На военные расходы приходится от 20 до 40% общей суммы расходов государственного бюджета. Эти расходы подразделяются на прямые и косвенные. Прямые расходы включают затраты на производство новейших наступательных стратегических вооружений, содержание и обучение личного состава вооруженных сил, научные исследования военного характера, содержание милитаристских блоков (НАТО). К косвенным военным расходам относится часть процентов, уплачиваемых по государственному долгу1, пенсии и пособия инвалидам войны и семьям погибших. В связи с изменениями международной обстановки в последние годы наблюдается сокращение военных расходов.

Таблица 2.6.1.

Динамика военных расходов США, их доля в ВВП и в федеральном бюджете

Годы

Доля в ВВП

Доля в федеральном бюджете

1940

1,7

17,5

1945

38,2

89,5

1948

3,6

30,6

1953

14,2

69,4

1965

7,4

42,8

1970

8,1

41,8

1975

5,6

26,0

1995

3,8

17,9

В настоящее время государственные расходы оказывают огромное стимулирующее воздействие на развитие экономики. Финансовая поддержка осуществляется в виде затрат на НИОКР, на экономическую и социальную инфраструктуру, государственных отраслей экономики, поддержку сельского хозяйства. Вложения государства обычно создают почву ля проникновения частного капитала, который со временем вытесняет государственный сектор.

Затраты на социальные цели включают расходы на здравоохранение, образование, науку, социальное страхование и социальное обеспечение. Во многих странах государство берет на себя расходы по образованию наиболее нуждающихся групп населения. И в настоящее время большую роль здесь играют попечительные и различные общественные фонды, которые предоставляют льготы в налогообложении для источников финансирования. Средние и высшие классы общества предпочитают обучать своих детей в привилегированных платных школах, окончание которых гарантирует поступление в престижные колледжи и университеты. Расходы на здравоохранение аналогичны расходам на образование.

В настоящее время характерной особенностью системы социального страхования для большинства стран рыночной экономики является долевое участие в создании фондов социального страхования самих работников, предпринимателей и государства, поэтому эти фонды имеют 3 источника образования. Расходы на социальное страхование включают расходы на выплату пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, пособия многодетным семьям, пособия по безработице и т.д.

Расходы на управление включают затраты на содержание органов законодательной власти, суда, прокуратуры, полиции, министерств и ведомств. В отдельных странах сюда же входят средства на содержание королевской семьи (Великобритания, Япония, Бельгия). В целом в развитых странах затраты на содержание государственного аппарата управления составляют около 5% бюджета. В последнее время расходы на управление страной имеют постоянную тенденцию к повышению.

Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от многих причин. Таких, например, как государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, этап развития экономики, приоритеты в экономическом развитии, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и т.д. Кроме того, соотношение между группами расходов в бюджете государства может меняться год от года.

Таблица 2.6.2.

Удельный вес государственных расходов в ВНП.




Германия

Франция

Италия

Великобритания

1991

48,1

51,2

53,5

40,9

1996

50,0

54,6

52,0

42,4

Несмотря на постоянное увеличение доходной части бюджетов в ведущих зарубежных странах наблюдается постоянный бюджетных дефицит - превышение расходов над доходами. Для покрытия бюджетного дефицита в основном используются государственные займы, что в свою очередь ведет к росту государственного долга и к росту расходов по управлению государственным долгом.

Государственные федеральные доходы и расходы США (млн.долл)

Годы

Доходы

Расходы

Сальдо

1950

39443

42562

- 3119

1960

92492

92191

301

1970

192807

195649

- 2842

1980

517112

590947

- 73835

1990

1031969

1253163

- 221194

1995

1351830

1515729

- 163899

1996

1453062

1560330

- 107268

1997

1505425

1631016

- 125591

1998

1566842

1687475

- 120633


^ 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Под бюджетным устройством следует понимать организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством: в унитарных государствах это два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

В соответствии с ФЗ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней - Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований.

^ Бюджетная система Российской Федерации включает:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных го­сударственных внебюджетных фондов (21 бюджет субъектов федерации; 55 краевых и областных бюджета, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области);

3) местные бюджеты (около 29 тысяч - городских, районных, сельских).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территори­альных государственных внебюджетных фондов — в форме за­конов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и ут­верждаются правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.

^ Принципы бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетное устройство Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу базируется на следующих принципах:

- принцип единства бюджетной системы, который предусматривает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов трех уровней;

- принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, т.е. закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различных уровней;

- принцип самостоятельности бюджетов: право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходах;

- принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов;

- принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;

- принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

- принцип общего покрытия расходов;

- принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

- принцип достоверности бюджета, означающий надежность показателей прогноза социально - экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджетов;

- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Правовой основой бюджетной системы Российской Федерации является Бюджетный кодекс.

^ Бюджетный кодекс - это свод законодательства о функционирова­нии и развитии бюджетной системы Российской Федерации, обеспе­чивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, уста­навливающий общие принципы бюджетного законодательства, пра­вовые основы функционирования бюджетов различных уровней, пра­вовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регули­рования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджет­ного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетные отношения включают:

1) отношения, складывающиеся в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рас­смотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и ис­полнения бюджетов, контроля за их реализацией.

^ Бюджетное законодательство состоит из:

• бюджетного кодекса и федеральных законов о федераль­ном бюджете на соответствующий год;

• законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соот­ветствующий год;

• нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соот­ветствующий год и других федеральных законов;

• законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления. Ес­ли нормативные правовые акты противоречат бюджетно­му кодексу, то применяется бюджетный кодекс.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привле­чения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента Российской Федерации регулируют бюд­жетные отношения, возникающие в процессе формирования до­ходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муни­ципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процес­сом составления и рассмотрения проектов бюджетов, утвержде­ния и исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство Российской Федерации принимает норматив­ные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, ко­торые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы го­сударственной власти субъектов РФ и органы местного само­управления принимают нормативные правовые акты, регули­рующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международных дого­воров следует, что для их применения требуется принятие внут­ригосударственных актов.

^ Бюджетные права органов государственной власти РФ

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных орга­нов государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных законодательных актах.

^ К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных правоотношений относятся:

  • установление общих принципов организации и функцио­нирования бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

  • определение основ формирования доходов, осуществле­ния расходов из бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации;

  • определение основ осуществления государственных и му­ниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

  • установление порядка составления и рассмотрения про­екта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюд­жета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • составление и рассмотрение проекта федерального бюд­жета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утвержде­ние отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

  • осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

  • установление порядка формирования доходов федераль­ного бюджета и бюджетов государственных внебюджет­ных фондов;

  • осуществление расходов федерального бюджета и бюдже­тов государственных внебюджетных фондов;

  • установление порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюд­жета бюджетам субъектов Российской Федерации и мест­ным бюджетам;

  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Россий­ской Федерации и местным бюджетам;

  • установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

  • установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муници­пальных услуг;

  • утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

  • установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы Российской Федерации;

  • формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуще­ствления государственных внешних заимствований;

  • определение перечня и порядка формирования государствен­ных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

  • установление оснований и порядка привлечения к ответ­ственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномо­чия федеральных органов власти в сфере формирования бюджет­ных доходов и средств целевых бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изме­нение возможны только путем внесения соответствующих изме­нений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной власти могут также уста­навливать новые виды неналоговых доходов, отменять или из­менять действующие после представления федеральными орга­нами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в Бюджетный кодекс.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соот­ветствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсро­чек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных плате­жей, определенных федеральным законом о федеральном бюд­жете на очередной финансовый год.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных доходов и расходов между федеральным и региональ­ными бюджетами. Налоговым кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ.

Расходы разделяются на ассигнования, финансируемые исклю­чительно из федерального, региональных и местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов феде­рального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирова­ния и распределения целевых бюджетных фондов. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учиты­ваются в доходах федерального бюджета по ставкам, установ­ленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои зако­нодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотно­шения на подведомственной территории.

В области регулирования, бюджетных правоотношений к ве­дению субъектов Российской Федерации относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения про­ектов бюджетов субъектов Российской Федерации, ут­верждения и исполнения региональных бюджетов, осу­ществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

  • составление и рассмотрение проектов бюджетов Россий­ской Федерации и консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации, утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществле­ние контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федера­ции и бюджетов территориальных государственных вне­бюджетных фондов;

  • распределение доходов от региональных налогов и сбо­ров, иных доходов субъектами Российской Федерации ме­жду бюджетом субъекта Российском Федерации и местными бюджетами;

  • определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от использования собст­венности субъекта Российской Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

  • разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта Российской Федерации поряд­ка и условий предоставления финансовой помощи бюд­жетам субъектов Российской Федерации;

  • определение порядка и условий предоставления финан­совой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

  • установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

  • определение перечня и порядка осуществления государ­ственных внутренних заимствований субъектов Россий­ской Федерации;

  • осуществление государственных внутренних и внешних за­имствовании субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации. Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить налоговые льготы.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рас­срочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации.

^ Бюджетные права органов местного самоуправления

В Конституции РФ (ст.132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утвер­ждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР" (от 6 июня 1991 г. .VI550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюд­жетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления

В Законе зафиксированы важные положения о том, что ме­стные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.

В целях социальной защищенности населении в Законе за­креплено за местными органами власти право па минимальный размер местных бюджетов и части текущих расходов.

Новые права даны местным органам власти в распределении и использовании своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права:

  • самостоятельно определять направления использования средств местные бюджетов;

  • в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на со­держание жилишно-коммунального хозяйства, учрежде­ний здравоохранения, народного образования, социаль­ного обеспечения, правоохранительных органов;

  • устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помогли отдельным категориям населения; об­разовывать резервные фонды.

В Законе «Об основах бюджетных прав и прав по формирова­нию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в со­ставе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, об­ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В Законе сформулированы новые понятия ми­нимальных социальных и финансовых норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности бюджетов, регули­рования финансовых отношений.

Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в Налоговом кодексе Российской Федерации. В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему Россий­ской Федерации, разделены на три группы:

  • федеральные налоги;

  • налоги республик в составе Российской Федерации, кра­ев, областей, автономных областей, автономных округов;

  • местные налоги.

Установлена компетенция каждою органа власти, в том числе и местных органов власти, по отношению к соответствующим нало­гам, т. е. право этих органов вводить на подведомственной террито­рии налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять платель­щикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.

В Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям и областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» определены права территорий на по­лучение финансовой помощи в виде целевых субвенций из выше­стоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и использования субвенций; ответственность за соблюдение этих условий.

В Законе «Об общих принципа: организации местного самоуправления в Российской Федерации» зафиксировано, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты;

^ 3. Бюджеты Российской Федерации и межбюджетные отношения

В Законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», принятом 10 октября 1991 года, было введено понятие консолидированного бюджета.

^ Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. В свою очередь консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации включают в себя региональный бюджет и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Они представляют собой статистические своды бюджетов, которые характеризует доходы и расходы - источники поступлений средств и направления их использования по территории в целом и по отдельным субъектам РФ.

Для чего необходимы консолидированные бюджеты?

Во-первых, они используются в бюджетном планировании, при расчете нормативов отчислений из вышестоящих в нижестоящие бюджеты.

Во-вторых, они необходимы при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

В-третьих, они используются при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

80% консолидированного бюджета Российской Федерации составляют налоговые доходы, где преобладают косвенные налоги – НДС, акцизы и таможенные пошлины. На долю косвенных налогов в консолидированном бюджете страны приходится около 40%, на налог на прибыль – 15%.

Высокая доля косвенных налогов объясняется низким уровнем производства в стране в последнее десятилетие и, следовательно, низкой прибылью.

65% расходов консолидированного бюджета приходится на государственное управление, оборону, обслуживание государственного долга, социально-культурные мероприятия. Расходы, связанные с развитие отраслей народного хозяйства составляют только треть расходов консолидированного бюджета.

Таблица 2.8.1.

Объем и структура бюджетной системы РФ в 1992 – 2000гг.

Годы

ВВП

Трлн

Руб.

Консолидированный

Бюджет



В том числе










Федеральный бюджет

Бюджеты территорий







Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы







Трлн

Руб.

% к

ВВП

Трлн

Руб.

% к

ВВП

Трлн

Руб.

% в

конс.

Б-те

Трлн

Руб.

% в

конс.

Б-те

Трлн

Руб.

% в

конс.

Б-те

Трлн

Руб.

% в

конс.

Б-те

11992

19

5,4

28,6

6,3

33,4

3,02

55,9

3,97

64,3

2,3

44,1

2,2

35,7

11993

172

41,8

24,3

57,3

36,7

17,2

41,1

34,1

59,6

24,6

58,8

23,3

40,4

11994

611

177,4

28,0

234,8

40,9

86,3

48,7

146,4

62,4

91,1

51,3

88,4

37,6

11995

1630

432,7

26,2

487,4

31,5

226,9

52,4

275,6

56,6

205,8

47,6

211,8

43,4

11996

2256

558,5

24,7

652,7

28,9

281,9

50,4

356,2

54,6

276,6

49,6

296,5

45,4

11997

2675

687,7

25,7

856,0

32,0

322,8

47,0

409,2

47,8

364,9

53,0

446,7

52,2

11998

2840

734,4

25,8

1031

36,3

367,5

50,04

499,9

48,2

366,9

50,0

531,0

51,2

11999

4000

983,6

24,6

1146,

27,7

473,7

48,2

575,0

50,2

509,9

51,8

571,4

49,8

22000

5350

1533,1

28,6

-

-

797,2

52,0

855,1

-

735,9

48,0

-

-




11992

19

5,5

28,6

6,3

33,4

3,2

55,9

3,97

64,3

2,3

44,1

2,2

35,7

11993

172

41,8

24,3

57,3

36,7

17,2

41,1

34,1

59,6

24,6

58,8

23,3

40,4

11994

611



28,0

234,8

40,9

86,3

48,7

146,4

62,4

91,1

51,3

88,4

37,6

11995

1630

432,7

26,2

487,4

31,5

226,9

52,4

275,6

56,6

205,8

47,6

211,8

43,4

11996

2256

5158,5

24,7

652,7

28,9

281,9

50,4

356,2

54,6

276,6

49,6

296,5

45,4

11997

2675

687,7

25,7

856,1

32,0

322,8

47,0

409,2

47,8

364,9

53,0

446,7

52,2

11998

2840

734,4

25,8

1031

36,3

367,5

50,04

499,9

48,2

366,9

50,0

531,0

51,2

11999

4000

983,6

24,6

1146,

27,7

473,7

48,2

575,0

50,2

509,9

51,8

571,4

49,8

22000

5350

1533,1

28,6

-

-

797,2

52,0

855,1

-

735,9

48,0

-

-


Как видно из данных таблицы 2.8.1, общие доходы консолидированного бюджета РФ за 1992 – 2000 гг. выросли в 182,1 раза, федерального бюджета- 156,8 , бюджетов территории- 221,7 раза. Темпы же роста расходов этих бюджетов не были адекватны темпам роста доходов. Так расходы первого выросли в 181,9 раза, второго- 144,8, а третьих- 259,5 раза. Как видно, темпы роста расходов бюджетов территории самые высокие и превышают темпы роста доходов на 37,8 пунктов.

Если в 1992 г. соотношение расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в общей сумме расходов консолидированного бюджета РФ были 64,3 : 35,7%, то в 1999 г. оно принципиально изменилось в сторону увеличения доли бюджетов территорий и составило 50,2 и 49,8% соответственно. Такое положение свидетельствует о растущей тенденции передачи федеральных полномочий в регионы без соответствующего финансового обеспечения, о хозяйственной децентрализации без адекватной бюджетной децентрализации.

^ Федеральный бюджет Российской Федерации

Центральное место в бюджетной системе страны занимает федеральный бюджет Российской Федерации. Именно через федеральный бюджет происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта между отраслями народного хозяйства, территориями и различными слоями населения. Из федерального бюджета осуществляется финансирование общегосударственных органов власти и управления, военно-промышленного комплекса, структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, искусства и культуры.

Средства федерального бюджета являются источником финансирования экономики, развития перспективных отраслей народного хозяйства, освоения новых территориально-производственных комплексов, оказывает поддержку в развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Для решения этих задач федеральный бюджет наделен налоговыми и неналоговыми доходами.

К налоговым доходам относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюдже­те на очередной финансовый год;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные тамо­женные платежи;

  • государственная пошлина в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государ­ственной собственности, — в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государствен­ной власти Российской Федерации;

  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных Рос­сийской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавли­ваемых Правительством Российской Федерации;

  • прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные таблицы

Таблица 2.8.2.

Доходы федерального бюджета

Статья


2000 год


2001 год




млрд руб


%


шрд.руб


%


ВСЕГО

797,00




1193




Налоговые

675,00

84,69

115

93,46

на прибыль

63,00

7,9

172

14,42

на доходы физических лиц

23,00

2,89

1,9

0,16

НДС на товары, производимые в стране

174,00

21,83

381

31,94

НДС на товары, ввозимые в страну

102,00

12,8

134

11,23

Акцизы

199,00

14,93

188

15,76

природный газ

76,00

9,54

88

7,38

на покупку валюты

1,00

0,13

1,6

0,13

Платежи за пользование природными ресурсами

11,00

1,38

37

3,1

плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и вредные отходы

0,30

0,04

1,3

0,11

Ввозные таможенные пошлины

87,00

10,92

58

4,86

Вывозные таможенные пошлины

84,00

10,54

131

1,06

Не налоговые

61,90

7,77

64

5,36

Доходы от федерального имущества

25,00

3,14

26

2,18

Доходы от внешней экономической деятельности

34,00

4,27

31

2,6

фонд министерства по атомной энергии

13,00

1.63

13

1,16


Главным источником доходов федерального бюджета являются налоги, среди которых наибольший удельный вес принадлежит налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам и налогу на прибыль.

Кроме перечисленных налоговых и неналоговых поступлений , для покрытия дефицита государственного бюджета могут использоваться внутренние и внешние заимствования: выпуск государственных ценных бумаг и кредиты международных финансовых организаций, кредиты иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

^ Расходы федерального бюджета

1. В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

  • обеспечение деятельности Президента Российской Феде­рации, Федерального Собрания Российской Федерации, палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных исполнительных органов власти и их территори­альных органов;

  • функционирование федеральной судебной системы;

  • осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с между­народными финансовыми организациями, международ­ного культурного, научного и информационного сотруд­ничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные органи­зации, другие расходы в области международного сотруд­ничества);

  • национальная оборона и обеспечение безопасности госу­дарства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • государственная поддержка железнодорожного, воздуш­ного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и сти­хийных бедствий федерального масштаба; исследование и использование космического пространства; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга Рос­сийской Федерации;

  • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансирова­нию в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации за счет средств федерального бюджета; пополнение государственных запасов драгоценных метал­лов и драгоценных камней, государственного материаль­ного резерва;

  • проведение выборов и референдумов Российской Федерации; федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюд­жетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

  • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

  • официальный статистический учет и др.

2. Кроме того, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значе­ния, включаемых в целевые региональные и местные программы.

По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

  • государственная поддержка отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, сельского хо­зяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

  • обеспечение правоохранительной деятельности;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие науч­но-технический прогресс;

  • обеспечение социальной защиты населения;

  • обеспечение охраны окружающей природной среды, ох­раны и воспроизводства природных ресурсов, обеспече­ние гидрометеорологической деятельности;

  • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межре­гионального масштаба;

  • развитие рыночной инфраструктуры;

  • обеспечение развития федеративных и национальных от­ношений;

  • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъ­ектов Российской Федерации в соответствии с законода­тельством Российской Федерации;

  • обеспечение деятельности средств массовой информации;

  • финансовая помощь другим бюджетам;

  • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Состав и структуру расходов федерального бюджета представляет таблица 2.8.3.

Таблица 2.8.3.

Расходы федерального бюджета





2000




2001




Статья

млрд руб

%

млрд. руб

%

ВСЕГО

855




1193




национальная оборона

140

16,37

214,6

17,99

обслуживание государственного долга

220

25,73

239,7

20,09

финасовая помощь бюджетам других уровней

69

8,07

186,6

15,64

правохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

80

9,37

131,6

11,03

социальная политика

62,6

7,36

107,7

9,03

Образование

32

3,74

48,8

4,09

проышлен кость, энергетика и строительство

20

2,34

44,6

3,74

гос управление и местное самоуправление

25

2,92

40,6

3,4

транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

1,6

0,19

30,6

2,56

международная деятельность

56

655

22,1

1,85

с/х и рыболовство

11

1,29

20,8

7,74

здравохранение и физическая культура

15,6

1.86

22,2

1,86

фундаментальные исследования и содействие научно -техническому прогрессу

16

1,87

22

1,84

Целевые бюджетные фонды

60,5

78

13,8

1,16

предупреждение и ликвидация последствий ч/с и стихийных бедствий

9

1,05

6,3

0,53

Охрана о/с и природных ресурсов

3,7

0,43

4,7

0.39

культура, искусство, кинематограф

4,6

0,56

6,3

0,53

СМИ

5,7

0,67

6,2

0,52

утилизация и ликвидация вооружения

2

0,23

6

0,5

использование космического пространства

3,4

0,04

4,5

0,38

Военная реформа







4,2

0,35

Прочие

4,9

0.57

-3,9

-0,33

мобилизационная подготовка экономики

0,05

0,06

0,5

0,04

судебная власть

8

0.94

11,3

0,95

пополнение государственных запасов и резервов

0,167

0,02

0,4

0,03

развитие рыночной инфраструктуры







0,09

0,01


Наибольший объем средств в расходах бюджета занимают ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, велики расходы по обслуживанию государственного долга.

^ Региональные бюджеты

Региональные бюджеты предназначены для финансирования производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях, каждая из которых имеет свои экономические особенности. Поэтому именно из бюджетных средств регионов выделяются средства для развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, охраны окружающей среды, содержания дорог.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы регионов формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы регио­нальных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные на­логи и сборы:

  • налог на имущество предприятий;

  • налог на недвижимость;

  • дорожный налог;

  • транспортный налог;

  • налог с продаж;

  • налог на игорный бизнес;

  • региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от исполь­зования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными уч­реждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

^ Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

В доходах регионов преобладают поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов – более 35%, т.е. собственные доходы составляют менее 30%.

^ Основные направления использования средств региональных бюджетов:

  • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • обслуживание и погашение государственного долга субъ­ектов Российской Федерации;

  • проведение выборов и референдумов субъектов Россий­ской Федерации;

  • обеспечение реализации региональных целевых программ;

  • формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

  • содержание и развитие предприятий, учреждений и орга­низаций, находящихся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

  • оказание финансовой помощи местным бюджетам;

  • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

  • компенсация дополнительных расходов, возникших в ре­зультате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюд­жетных доходов местных бюджетов.

Главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство: промышленность, энерге­тика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транс­порт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хо­зяйство. На втором месте — расходы на социально-культурные мероприятия: образование, культура и искусство, здравоохране­ние и физическая культура, социальная политика — более 25%. Расходы на управление и содержание правоохранительных орга­нов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наи­более весомым источником бюджетного финансирования расхо­дов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% рас­ходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, куль­туры и искусства — 34%.

Развитие производительных сил усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нару­шениям природной среды. Это отрицательно сказывается на ус­ловиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окру­жающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих ста­тей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

^ Местные бюджеты

Местное самоуправление - обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами. Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты имеют важное значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач при распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения денежных ре­сурсов между звеньями бюджетом системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепленных (собственных) доходов и регулирующих.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов, их удельный вес составляет всего 25% доходов местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

  • земельный налог;

  • налог на имущество физических лиц:

  • налог на рекламу;

  • налог на наследство или дарение;

  • местные лицензионные сборы.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

  • доходы от приватизации объектов государственной и му­ниципальной собственности;

  • доходы от продажи земли;

  • доходы от продажи квартир гражданам.

Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевые фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных ис­точниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйствен­ную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходен вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осу­ществлялось главным образом за счет регулирующих источни­ков, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимо­сти от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительно­сти местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимули­рует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — раз­работка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональ­ные виды расходов:

  • содержание органов местного самоуправления;

  • формирование муниципальной собственности и управле­ние ею;

  • организация, содержание и развитие учреждений образо­вания, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреж­дений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

  • содержание муниципальных органов охраны обществен­ного порядка;

  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

  • благоустройство и озеленение территорий муниципаль­ных образований;

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

  • содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственно­сти или в ведении органов местного самоуправления;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

  • реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

  • обслуживание и погашение муниципального долга;

  • целевое дотирование населения;

  • содержание муниципальных архивов;

  • проведение муниципальных выборов и местных референ­думов.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жидищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле­дует отметить, что в расходах консолидированного бюджета РФ на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%, на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыбо­ловства — 19%, транспорта, -дорожного хозяйства, связи — 40%.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Если город­ским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства, удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов более 40%. В поселковых и сельских бюджетах по­давляющая часть расходов приходится на финансирование соци­ально-культурных мероприятий.

В рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения. Финансовые отношения центральной и региональных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма. Его основные принципы это самостоятельность бюджетов различных уровней, законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между бюджетами различных уровней, регулирование межбюджетных отношений путем предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Основы бюджетного федерализма составляет разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, заложенные в Конституции РФ. К федеративным государствам, где в разной степени реализуют­ся принципы бюджетною федерализма, относятся: Швейцария, Германия, США, Канада, Российская Федерация, Австрия, Бель­гия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Австралия и дру­гие. Для

Система межбюджетных отношений включает не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но и внутри субъекта — между региональными ор­ганами власти и органами местного самоуправления. Общие прин­ципы организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах федерации определены в Законе РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ «О фи­нансовых основах местного самоуправления в РФ».

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на по­стоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые дохо­ды, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения вы­полнения возложенных на региональные и местные органы вла­сти функций, экономического и социального развития террито­рий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регули­рования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от­числений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федера­ции или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным ви­дам доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюд­жете того уровня бюджетной системы. В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюд­жетной системы Российской Федерации, который передает ре­гулирующие доходы.

Ранее в бюджетном законодательстве и бюджетной практике были размыты понятия собственных и регулирующих доходов. Принятый Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы но периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регули­рующие доходы устанавливаются на год или на долговременной ос­нове (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирую­щих доходов бюджетов определяется также видом нормативного до­кумента, который их устанавливает. Так, собственные доходы рег­ламентируются бюджетным и налоговым законодательством в це­лом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год. Например, в 1998 году акцизы на ви­но-водочные изделия относились к регулирующим доходам, так как параметры их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации регламентировались Законом РФ «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26.03.98 г. № 43-ФЗ; а налог на прибыль, в части, поступающей в субъекты Федерации, от­носится к собственным доходам субъектов Федерации, так как рас­пределение ставки налога на прибыль закреплено в Законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 г. № 2116-1 (с изменениями и дополнениями).

Бюджетное регулирование осуществляется ор­ганами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социаль­но-экономического развития территориальных образований пу­тем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого, при недостат­ке доходного потенциала на соответствующих территориях. Как правило, использование собственных и регулирующих доходов не позволяет в полной мере решить проблему сбалансированности нижестоящих бюджетов. К межбюджетным отношениям относят и предоставление финансовой помощи (дотации, субвенции и др.), а также взаимные расчеты и бюджетные компенсации.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

^ Нормативно-долевая дотация (трансферт) — сумма, выделяе­мая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмезд­ной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финан­совой поддержки регионов, создаваемых со­ответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях субъектов Федерации или муниципальных об­разований в указанных фондах. Методика расчета нормативно-до­левой дотации направлена на осуществление горизонтального вы­равнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам. Источник выделения нормативно-долевой дотации — целевой бюджетный фонд, который формируется в определенном размере от суммы налоговых поступлений.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на опреде­ленный срок, в случае не использования в установленный срок или расходования не по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена. Например, предоставляются субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. .

Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, фи­зическому или юридическому лицу на условиях долевого финан­сирования целевых расходов.

Из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ выделяются субсидии на государственную поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера и приравненных к ним территорий с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Взаимные расчеты — метод бюджетного регулирования, кото­рый применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов мсжбюджетных отношений. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы власти при­нимают какие-либо решения об увеличении затрат, (например, о повышении заработ­ной платы работникам бюджетной сферы) или о снижении ставок налогов, что не было учтено при формировании бюджетов на этот год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей (полностью или частично) или путем предоставления бюджетных компенсаций.

Бюджетные компенсации — суммы, утверждаемые и передавае­мые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадаю­щих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового го­да. Несмотря на то, что ссуда упоминается почти во всех бюджет­ных законах, именно Бюджетный кодекс законодательно ограни-

Дотация, субвенция и субсидия как ме­тоды наделения финансовыми ресурсами территориальных бюд­жетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стиму­лирующих свойств, не способствует развитию хозяйственной инициативы местных ад­министраций, снижает их воздействие на экономические про­цессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финан­совый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, суб­венций и субсидий, полностью исключить их как методы наде­ления территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. Они необ­ходимы в тех районах, где в силу сложившихся ус­ловий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до­ходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить по­крытие необходимых расходов.

  1   2   3   4   5   6

Реклама:





Скачать файл (578.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru