Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Конспект по дисциплине Организация и планирование производства - файл 1.rtf


Конспект по дисциплине Организация и планирование производства
скачать (5140.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf5141kb.18.11.2011 01:00скачать

содержание
Загрузка...

1.rtf

  1   2
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Конспект лекций по дисциплине

Организация и планирование производства”
История научной организации производства

Введение

Структура процессов на предприятии (в организации)

Среда функционирования предприятия

Исследования рынка

Параметры рынков товаров индивидуального пользования и промышленного назначения

Фазы процесса исследования рыночных ситуаций

Способы сбора рыночной информации

Примеры применения статистического анализа

Некоторые методы прогноза

Инновационный процесс

Решения, связанные с продуктом

Организация научно-исследовательских работ

Общая технология проектирования

Процесс проектирования по ЕСКД

Содержание технологического контроля

Конструкторская унификация.

Интеллектуальная собственность предприятий

Схема поиска информации (поиск литературы по теме)

Технологическая подготовка производства

Значение, цель, критерии и содержание технологической подготовки производства

Функции технологической подготовки производства

Сравнительный технико-экономический анализ и обоснование выбора технологических процессов

Организация технологической подготовки производства

Основные направления ускорения технологической подготовки производства

Организация освоения производства новой техники

Задачи и содержание организационной подготовки производства

Методы перехода на выпуск новой продукции

Динамика технико-экономических показателей и планирование удельных затрат производства в период освоения новой продукции

Период освоения новой техники и экономическая эффективность его сокращения

Планирование технологической подготовки производства

Планирование научно-исследовательских работ, организационно-конструкторских работ, технологической подготовки производства по нормативам

Основы сетевого планирования

Выбор места деятельности

Критерии выбора

Понятие о генеральном плане машиностроительного завода

Принципы формирования производственной программы
^ История научной организации производства
Египет

2000-1500г. до РХ -- “Поучения Птаххотена” -- некоторые представления о методах и стиле руководства, прослеживаются социально-психологические методы управления.

Древняя Греция

Сократ -- подбор кадров для управленческой деятельности, общность функций управления для промышленности, торговли, военных действий.

Платон -- необходимость разделения труда.

Древний Рим

Диоклетиан (284г. по РХ) -- линейная организационная структура - 101 провинция, 12 диоцезов, 4 региона.

Европа

1688г. Вобан -- работа “О проведении хронометража для установления сдельной оплаты труда”.

1700г. Аммонтон -- доклад в Парижской академии наук “Об экспериментах относительно специфической и действительной скорости людей и лошадей при различных работах”.

1761г. Шувалов П.И. (управляющий Тульским оружейным заводом) -- инструкция, в которой сформулированы принципы взаимозаменяемости при производстве вооружения.

1798г. Кулон -- доклад “О производительности человеческого труда”.

Перроне (1708-1794) -- описание разделения труда при производстве булавок в Лэгле.

Э.Уитни (1765-1825) -- принцип взаимозаменяемости при производстве хлопкоочистительных машин, разработка методов контроля качества. Первый сборочный конвейер.

1818г. Захаво П.Д. (механик Тульского оружейного завода) -- применил принцип разделения труда в процессе обработки штыка (18 операций, 11 операций на специализированном оборудовании).

1832г. Ч.Бэбидж (1791-1871) -- книга “Экономика машин и производства” -- организация труда, роль машин в разделении труда, принципы контроля, управление промышленным предприятием.

середина XIX века -- Советкин Д.К. и Платонов А.П. (преподаватели Императорского технического училища) -- “Русский метод обучения ремеслам” -- разделение производственного процесса на стандартные, повторяющиеся “операции”.

1870г. Вешняков Ф.В. (1828-1903) -- книга “Введение в изыскания, относящиеся к экономии научных и эстетической работ” (издана на французском языке в Париже) -- выделение элементов в процессе научной работы, составление библиографических данных, поиск опубликованных научных работ.

1880г. -- основание ASME -- Американское общество инженеров-механиков.

1886г. -- Таун -- доклад на заседании ASME -- идея о том, что прибыль зависит не столько от техники, сколько от способа ведения предприятия и обращения с рабочими.

1895г. Ф.Тейлор (1856-1915)-- доклад на заседании ASME “Система поштучной оплаты” -- установление точной нормы времени, необходимой для выполнения работы (хронометраж). Книга “Научная организация труда” -- разделение труда, стандартизация инструмента, хронометраж, сдельно-прогрессивная оплата труда, обоснование нормы выработки. Научный подход к организации труда.

Ф. Джильбрет (1868-1924) -- микроэлементный способ нормирования.

Г.Гант (1861-1919) -- исследования производственного процесса в целом, причины возникновения “узких” мест, графическое планирование производственного процесса.

А.Файоль (1841-1925) -- теория администрации, функции предприятия, 1916г.-- книга “Общее и промышленное управление”.

1900г. Г.Эмерсон (1853-1931) -- книга “Производительность, как основание для управления и оплаты труда”, 1912г. книга “Двенадцать принципов производительности” (1.Точно поставленные идеалы или цели. 2.Здравый смысл. 3.Компетентная консультация. 4.Дисциплина. 5.Справедливое отношение к персоналу. 6.Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. 7.Диспетчирование. 8.Нормы и расписания. 9.Нормализация условий. 10.Нормирование операций. 11.Писанные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.).

1902г. Р.Олдс -- сборочный конвейер (деревянная телега, которая двигалась между рядами рабочих, и каждый из них добавлял свою деталь).

1904г. -- начало преподавания курса “Организация и оборудование механических заводов” в Императорском техническом училище.

Г.Форд (1863-1947) -- вертикальное построение управления предприятием, стандартизация всех факторов производства, детальная разработка всех технологических процессов, синхронизация техпроцессов, максимальное разделение труда, поддержание ритма с помощью механического регулятора (конвейер), освобождение основных производственных участков от подготовки и обслуживания производства.

1911г. -- начало преподавания курса “Организация производства” в Европе.

1911г. Черновский Н.Ф. -- учебник “Организация промышленного предприятия по обработке металлов”.

К.Адамецки (1866-1933) -- теория построения производственных процессов во времени, графики движения деталей по операциям, формулы для расчета производственного цикла.

1920г. -- создание при ВЦСПС Центрального института труда (ЦИТ), который возглавлял Гастев А.К. (1882-1941)

30-е годы Xx века -- Э.Мэйо -- Хотторнский эксперимент -- идея “человеческих отношений” к рабочим.

Ерманский О.А. (1866-1941) (зав. кафедрой МВТУ1932г.) -- труды “НОТ и система Тейлора”, “Теория и практика рационализации”, “Легенда о Форде”.

конец 30-х годов Кантарович Л.В. (1912-1986) -- математические методы оптимального планирования.

1946г. Каценбоген Б.Я. (1897-1956) -- государственная премия за разработку теории и методики применения поточных принципов работы в серийном производстве (примененной в период Великой Отечественной войны).

Сатель Э.А. (1885-1968) -- комплексное решение конструкционных, технологических, организационных и экономических проблем производства.
^ Этапы развития маркетинга. (составлено по [22])

Сейчас принята следующая периодизация подходов к рыночной коммерческой работе:

1860-е - 1930-е годы - “Товарная ориентация”, т. е. стремление к улучшению качества товаров без серьезного учета потребностей (вкусов, желаний и т. д.) покупателей.

1930-е - 1950-е годы - “Сбытовая ориентация”, т. е. обеспечение максимизации продаж с помощью рекламы и других методов воздействия на покупателя с целью заставить совершить покупку.

1950-е - 1960-е годы - “Рыночная ориентация”, т. е. выделение пользующихся повышенным спросом товаров высокого качества и обеспечение максимума продаж именно этих товаров. Впервые появляются отделы маркетинга.

1960-е годы по настоящее время - “Маркетинговое управление”, т. е. долгосрочное (перспективное) планирование и прогнозирование, опирающееся на исследования рынка, товара и покупателей; использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; ориентация на товары “рыночной новизны”, удовлетворяющие требования тщательно “вычисленных” потенциальных покупателей.

Введение

Структура процессов на предприятии (в организации)



Функции предприятия (организации):

  1. воспроизводство (основной процесс);

  2. обслуживание воспроизводства (вспомогательный и обслуживающий процессы);

  3. транспортировка (снабжение и сбыт);

  4. обмен информацией с внешней средой;

  5. защита от внешней среды;

  6. управление.


Среда функционирования предприятия

(составлено по [2])



Исследования рынка

(составлено по [2])

^ Параметры рынков товаров индивидуального пользования и промышленного назначения

Параметр

Товар ИП

Товар ПН

Структура рынка

Географическая децентрализация

Географическая концентрация

Тип потребителя

Массовый

Сравнительно небольшое число

Конкуренция

Множественная

Монополистическая

Тип товара

Относительно простои, стандартизированный по потребительным свойствам

Технически сложный; как правило, по индивидуальночу эаказу

Потребности покупате- лай, удовлетворяемые товаром

Личные и семейные

Производственные и социально-экономические

Решение о покупке

Принимается лично в семье, нередко спонтанно

Принимается осторожно, или после обсуждения коллегиально: число участников - от З до 7 человек

Требования к сервису и распределительной сети

Важные, но не всегда решающие для покупки

Очень существенные и всегда решающие для покупки

Мотивы покупки

По преимуществу эмоциональные, влияние рациональных мотивов второстепенное

По преимуществу рациональные. влияние эмоций ничтожно

Влияние рекламы

Значительное

Незначительное

Каналы товародвижения и сбыта

Многоступенчатые, заканчиваются по преимуществу розничным торговцем или универмагом

Короткие, как правило, одно- двухступенчатые. часто прямые: “продавец-покупатель”

Источники, из которых покупатель получает информацию о ценах

Прейскуранты, редко переговоры с агентом (дилером)

Прейскуранты, коммерческие предложения, переговоры с агентом, переговоры непосредственно с производителем товара


Фазы процесса исследования рыночных ситуаций

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Описание проблемы




Структурирование проблемы

Построение модели




Определение цели сбора информации




Формулирование гипотез

^ ВЫРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ

Построение проекта исследования (источники информации, кто проводит)




План исследований (затраты времени, стоимость)



Определение метода сбора данных

Выбор и развитие инструментов сбора



Определение объекта исследования и объема выборки




Претест

Приближенный план обработки данных




Разработка детального плана сбора данных

^ ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация, проведение и контроль сбора данных




Документирование

^ АНАЛИЗ ДАННЫХ

Предварительная проверка собранной информации




Подготовка к анализу на ЭВМ




Обработка материала




Интерпретация результатов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подготовка исследовательского отчета




Презентация полученных результатов

Передача лицам, принимающим решения

^ Способы сбора рыночной информации

Метод

Определение

Формы

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1.Первичные исследования

Сбор данных при их возникновении








Наблюдение

Планомерный охват органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения

Полевое и лабораторное; с участием наблюдающего и без







Иитервью

Опрос участников рынка и экспертов

Письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизи-рованное







Панель

Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Торговая, потребитель-ская







Эксперимент

Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов

Полевые, лабораторные







2. Вторичные исследования

Обработка уже имеющихся данных










^ Примеры применения статистического анализа

Метод

Типичная постановка вопроса

Регрессионный анализ

Как изменится объем сбыта, если расходы на рекламу сократятся на 10 % ?




Какова будет цена на продукт в следующем году?



Как влияет объем инвестиций в автомобильной промышленности на спрос на сталь?

Вариационный анализ

Влияет ли вид упаковки на размеры сбыта?



Влияет ли цвет рекламного объявления на количество людей, вспомнивших рекламу?




Влияет ли выбор пути сбыта на величину продаж?

Дискриминационный

По каким признакам курящие отличаются от некурящих?

анализ

Какие характеристики работников службы сбыта наиболее существенны для их деления на преуспевающих и неудачников?



Можно ли определенного человека, учитывая его возраст, доход, образование, считать достаточно надежным для выдачи кредита?

Факторный анализ

Можно ли редуцировать множество факторов, которые покупатели автомобилей считают важными, до небольшого числа?



Как можно описать различные марки автомобилей с точки зрения этих факторов?

Кластер-анализ

Можно ли клиентов разделить на группы по их потребностям?




Имеет ли газета различные типы читателей?



Как можно классифицировать избирателей по тому, как они интересуются политикой?

Многомерное

Насколько продукт соответствует “идеалу” потребителей?

шкалирование

Какой имидж имеет предприниматель?



Как изменилось отношение потребителей к продукту в течение ряда лет?


^ Некоторые методы прогноза

Метод

Определение

Формы, диапазон

Экономический пример

Преимущества и проблемы

1. Коли- четвен-ные методы прогноза

Оценка будущего на основе прошлых данных с помощью статистических методов

Кратко- и среднесрочные




Получение количественных данных на будущее Опора на прошлые данные. Необходимо сильное структурирование проблемы

Экстрапо- ляция тренда

Проекция данного временного ряда в будущее

Краткосрочные

Развитие сбыта или прибыли для определенного промежутка времени

Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда. Низкий потенциал раннего обнаружения

Прогнозы на основе индика-торов

Оценка хода развития процесса, мало зависящего от предпринимателя, на базе одной или многих предпосылок



В основном применяется в отраслях, изготовляющих средства производства; оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию

Более раннее обнаружение изменения тренда, чем при экстраполяции Трудность в отыскании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами

Регресси- онный анализ

Метод определения направления и силы связи между независимыми и зависимой переменными

Простая и многофак-торная регрессия. Эконометри-ческие модели. Кратко-срочные

Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные)

Невысокие расходы Взаимозависимость независимых переменных

2. Качест-венные методы прогноза

Оценка, словесное формулирование будущего с помощью человеческих знаний и интуиции. Как правило, оценки экспертов

От средне-срочных до долгосрочных



Подходит для комплексных, плохо структурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность

Дельфи- метод

Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего процесса

Долгосрочные

Производство, сбыт отрасли при различных величинах влияющих факторов, например прогресса международного разделения труда, изменения общественных норм поведения

Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующей проблеме, анонимность участников Негибкая методика, высокая потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, технические изменения особенно непредсказуемы

Сценарии

Предсказание развития и будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определение возможных действий предпринимателя



Исследования типа: — автомобиль90-х годов —будущее коммуникационной техники — будущее европейских космических исследований

Подходит для очень комплексных проблем типа генерации идей новых продуктов или структурирования стратегического планирования диверсификации Высока доля субъективных оценок, затруднена проверка процесса

^ Инновационный процесс



Под инновацией понимается ввод новых продуктов. Подлинные инновации или предлагают новое решение потребительской проблемы, или удовлетворяют потребность, для которой раньше не было никакого товара.

Под вариацией продукта понимается сознательное изменение его параметров, причем старый продукт исключается из производственной программы.

Под дифференцированием понимается модификация имеющегося продукта, приводящая к появлению наряду со старым нового изделия.
^ РЕШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОДУКТОМ

(составлено по [2])

Фаза

Мероприятия, методы, источники

1. Поиск идей


2.Селекция
3.Анализ
4.Развитие продукта

5. Тесты
6. Выход на рынок

Анализ потребностей и деятельности конкурентов, опыт внешней службы и результаты испытания товаров; творческие методы

Проверка идей с помощью оценочной матрицы, профильной шкалы или балльных оценок

Анализ экономичности с помощью инвестиционных расчетов; анализ себестоимости, прибыли и покрытия затрат

Развитие концепции продукта, описания продукта или прототипа

Проверка результатов фазы 4 с помощью теста рынка, панели, теста концепции и т. д.


Организация НИОКР

^ Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

^ Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знании для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

^ Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств. услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

^ Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

^ Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Области, содержание и предмет НИОКР (составлено по [8])




НИОКР




Исследования

Разработки (проекты)

Области

Фундамен-тальные исследования

Целевые исследова-ния

Новые разработки

Модифи-кации

Испыта-ния

Содержание

Работы, по которым на момент постановки задачи еще не ясны возможные области использова-ния

Работы с целевой постанов-кой задачи, “решения научно-технической проблемы”

Работы по переносу результатов исследований в область хозяйственного “решение производственой и сбытовой проблемы, прототип”

Работы по производству рыночно зрелой “нулевой серии”

Предмет

Фундамен-тальные знания

Продукты, технологии, возможности применения



Алгоритм проведения НИР (пример) (составлено по [8])

Сбор информации о реальном процессе







Мысленное представление физики процесса




Определение цели исследования




Схематизация процесса







Содержательное описание матмодели процесса










Подбор и получение экспериментальных данных




Разработка матмодели процесса







Разработка моделирующего алгоритма и программ







Проверка адекватности







Исследование процесса на модели







Анализ полученных данных







Применение полученных данных





^ Общая технология проектирования

(составлено по [4])

Проектирование - инженерная деятельность, направленная на создание новых объектов, машин, методов, процессов. Проектирование - творческий процесс создания нового.

Наиболее удачным можно считать следующее определение:

"Проектирование можно рассматривать как целенаправленную последовательность актов принятия проектных решений, приводящую к построению описания проектируемого объекта с заданной степенью детализации" [5]. Под описанием проектируемого объекта следует понимать документацию, представленную как в текстовом, так и в графическом и символьном виде.

^ Логическая схема проектирования (логический граф) - схема, которая отображает очередность выполнения проектных процедур и операции.

Проектная процедура - совокупность действий, в результате выполнения которой принимается некоторое проектное решение.

^ Проектное решение - промежуточное или конечное описание объекта проектирования, необходимое и достаточное для рассмотрения и определения дальнейшего направления или окончания проектирования.

^ Проектная операция - действие или совокупность действий, составлявших часть проектной процедуры, алгоритм которых остается неизменным для ряда проектных процедур.

^ Технология проектирования - апробированная последовательность действий, операций и процедур, позволявшая технически выполнить проектирование заданного объекта. Различают два вида процессов проектирования:

1) выполняемые в соответствии с заданной технологией проектирования;

2) выполняемые при отсутствии (полном или частичном) методики и алгоритмов проектирования.

^ Составляющие процесса проектирования: анализ, синтез, формальная проверка или информационная оценка предложенных решений - независимы (инвариантны) по отношение к объекту проектирования.

^ Стратегия проектирования - принцип, положенный в основу разработки последовательности проектных операций, выбираемых проектировщиком с целью решения поставленной или сформулированной технической задачи. При этом используются известные и вновь разрабатываемые методы и алгоритмы проектирования.


ТЗ




ТЗ










Этап 1




Этап 1










Этап 2




Этап 2










Этап 3




Продолжать или вернуться










Этап 4




Этап 3

Линейная стратегия




Циклическая стратегия










Этап 1






















Параллельные этапы







Решить, что делать на этапе 1




Выполнить этап 1

Этап 2а




Этап 2б




Этап 2в































Результат




этапа 1







Этап 3






















Этап выбора







Решить, что делать на этапе 2




Выполнить этап 2




Выбрать 4 или 5



















Конкурирующие этапы







Результат




этапа 2




Этап 4




Этап 5


































Решить, что делать на этапе 3




Выполнить этап 3







Этап 6



















Разветвленная стратегия Адаптивная стратегия
Основные стадии и процедуры общей технологии проектирования

I. Формулировка задачи проектирования: определение направления поиска решения.

^ II. Выбор и оптимизация пути решения задачи.

III. Инженерный синтез (моделирование в оптимизация); эскизное проектирование; оценка проекта, принятие решения.

^ IV. Техническое проектирование; изготовление рабочей документации; оценка проекта, принятие решения.

V. Проверка и обоснование решения (например, с помощью испытаний экспериментальных образцов); уточнение решения задачи и коррекция технической документации.




1 - определение потребности в объекте проектирования, исследование и прогнозирование условий функционирования проектируемого объекта;

2 - общая и частная формулировка задачи, поиск решения;

3 - анализ альтернативных решений задачи, оптимизация выбранного решения:

4 - предварительное проектирование, описание функционирования объекта, разработка его структуры;

5 - обоснование и выбор элементной базы и комплектующих, оценка материальных, энергетических и трудовых затрат для создания объекта;

6 - разработка экономических показателей и показателей эффективности:

7 - эскизное проектирование;

8 - отработка эскизного проектирования на моделях или экспериментальных образцах;

9 - зашита эскизного проекта с пояснительной запиской и эскизной технической документацией, принятие решения по проекту;

10 - детальное проектирование отдельных фрагментов узлов и элементов;

11 - общая компоновка проекта, отработка структурных, конструкторских и технологических решений;

12 - выпуск и проверка комплекса технической документации;

13 - патентный анализ отдельных принятых решений;

14 - оценка проекта, согласование технических заданий с исполнителями;

15 - составление сметной стоимости реализации проекта;

16 - защита технического проекта с комплексом технической документации, принятие решения по реализации проекта;

17 - создание модели объекта, построение опытного образца;

18 - разработка программы испытаний опытных образцов;

19 - проведение испытаний опытных образцов;

20 - оформление результатов испытаний и исследований;

21 - анализ результатов испытаний и исследований, уточнение характеристик объекта, переконструирование "слабых" звеньев и корректировка технической документации;

22 - разработка рабочей документации, технических описаний и инструкций по эксплуатации;

23 - оформление патентных или заявочных материалов;

24 - окончательное утверждение проекта.


^ Процесс проектирования по ЕСКД

(Составлено по [9])

Стадия разработки

Этапы выполнения работ

Техническое предложение

Подбор материалов.

Разработка технического предложения.

Рассмотрение и утверждение технического предложения

Эскизный проект

Разработка эскизного проекта. Изготовление и испытание макетов (при необходимости).

Рассмотрение и утверждение эскизного проекта.

Технический проект

Разработка технического проекта. Изготовление и испытание макетов (при необходимости).

Рассмотрение и утверждение технического проекта.

Рабочая конструкторская документация:

а) опытного образца (опытной партии) изделия, предназначенного для серийного (массового) или единичного производства (кроме разового изготовления)

Разработка конструкторской документации, предназначенной для изготовления и испытания опытного образца (опытной партии), без присвоения литеры.

Изготовление и предварительные испытания опытного образца (опытной партии).

Корректировка конструкторской документации по результатам изготовления и предварительных испытаний опытного образца (опытной партии).

Приемочные испытания опытного образца (опытной партии).

Корректировка конструкторской документации по результатам приемочных испытаний опытного образца (опытной партии).

Для изделия, разрабатываемого по заказу Министерства обороны, при необходимости, — повторное изготовление и испытания опытного образца (опытной партии) по документации и корректировка конструкторских документов.

б) серийного (массового) производства

Изготовление и испытание установочной серии по документации. Корректировка конструкторской документации по результатам изготовления и испытания установочной серии, а также оснащения технологического процесса изготовления изделия.

Для изделия, разрабатываемого по заказу Министерства обороны, при необходимости, — изготовление и испытание головной (контрольной) серии и соответствующая корректировка документов.


^ Содержание технологического контроля

(Составлено по [9]))

Стадии разработки

Что проверяется

Техническое предложение

Правильность выбора варианта конструктивного решения в соответствии с требованиями технологичности

Эскизный проект

Правильность выбора принципиальной схемы конструкции, обеспечивающей простоту компоновки изделия и технологичность

Рациональность конструктивных решений с точки зрения простоты изготовления

Обеспечение преемственности конструкции

Правильность расчленения изделия на составные части, обеспечивающие удобство обслуживания, монтажа и регулировки

Установление номенклатуры основных марок материалов и соответствие этих марок установленному перечню

Возможность применения рациональных методов обработки для наиболее сложных деталей

Технический проект

Возможность проведения сборки и контроля изделия и его основных составных частей независимо и параллельно

Удобство и доступность мест сборки

Возможность исключения или доведения до минимума механической обработки при сборке

Возможность обеспечения необходимой взаимозаменяемости сборочных единиц и деталей

Выбор элементов конструкции сборочных единиц (основных составных частей) с точки зрения их технологичности

Технический проект

Оптимальность номенклатуры контролируемых параметров, а также методов и средств их контроля

Возможность применения стандартизованных методов выполнения и контроля

Рабочая документация

На стадии разработки рабочей документации проверяют данные, указанные для технического проекта, а также:

технологичность деталей в зависимости от технологичности сборочных единиц;

технологичность сборки как изделия в целом, так и его составных частей (в том числе сварных конструкций);

технологичность механически обрабатываемых, литых, горячештампуемых, холодноштампуемых и термически обрабатываемых деталей;

возможность разделения сборочной единицы на составные части, сборку которых целесообразно производить параллельно;

наличие сборочных баз;

удобство сборки и разборки;

возможность уменьшения количества и объема пригоночных операций


^ Конструкторская унификация.

(составлено по [1])

Конструкторская унификация - совокупность мероприятий по устранению необоснованного многообразия типов и конструкций изделий, форм и размеров деталей и заготовок, марок и профилей материалов.

Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочить деятельность в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Унифицированными считают широко используемые детали и узлы, не вошедшие в стандарты.

Заимствованными называют детали и узлы, ранее спроектированные как оригинальные для конкретного изделия или узла и применяемые в двух и более изделиях.

Параметрический ряд представляет собой совокупность машин, узлов, агрегатов, приборов одного эксплуатационного назначения (аналогичных но кинематике, схемам, рабочему процессу), но разных типоразмеров, подчиняющуюся определенному закону возрастания (убывания) значений главного параметра.

Конструктивно-унифицированный ряд -- это совокупность машин (элементов) одного и того же или сходного функционального назначения, построенная на основе конструктивной общности структурных составляющих изделия.

^ Агрегатирование и блочно-модульный метод конструирования -- создание изделий путем их компоновки из ограниченного числа унифицированных или стандартных элементов, модулей, блоков одинакового или разного назначения.

Коэффициенты унификации.

Коэффициент стандартизации по ГОСТ:



где: NГОСТ -- количество деталей по ГОСТ; Nобщ. -- общее количество деталей.

Коэффициент преемственности:



где: Nпр. -- количество деталей немодифицированных.

Общий коэффициент конструктивной унификации:



где: ^ Nост -- отраслевой стандарт; Nст.пр. -- стандарт предприятия.

Коэффициент конструктивной унификации по трудоёмкости:



где: униф -- трудоёмкость изготовления унифицированных деталей; пр -- трудоёмкость изготовления деталей на предприятии.

Коэффициент конструктивной унификации по массе:



где: Mуниф. -- масса унифицированных деталей; Mобщ. -- масса узла (машины).

Коэффициент унификации конструктивных элементов:



где: Nобщ.к.э. -- общее количество конструктивных элементов в машине (узле).

Коэффициент преемственности (для машин):



где: Nпр.маш. -- количество немодифицированных деталей в машине; Nобщ.дет. -- общее количество деталей (кроме покупных и комплектующих).


^ Интеллектуальная собственность предприятий

Интеллектуальная собственность - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

^ Промышленная собственность - объекты охраняемых прав, возникающих с момента обязательной государственной регистрации.

Объекты авторских и смежных прав - вид интеллектуальной собственности, права на которую возникает с момента заявления об его создании.

^ Объект интеллектуальной собственности - результаты творческой деятельности и права на них (ОИС).

Ноу- хау” - это знания и опыт технического и управленческого характера, представляющая коммерческую или служебную тайну и приносящая доход или иную пользу.

^ Лицензионный договор - соглашение о передаче правообладателем на ОИС права на использование объекта интеллектуальной собственности, в объеме предусмотренном договором, другому лицу , причем последний принимает на себя обязанность вносить правообладателю обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

^ Лицензионное вознаграждение - платежи за предоставление прав на использование интеллектуальной собственности, являющейся предметом лицензионного соглашения.

^ Паушальный платеж - твердо зафиксированная сумма вознаграждения за предоставленные по лицензионному договору права на использование объектов интеллектуальной собственности, вне зависимости от фактических размеров реализуемой лицензионной продукции (услуг).

^ Лицензия простая (неисключительная) - договор, предусматривающий передачу лицензиату прав на использование ОИС с сохранением за лицензиаром право на использование и права выдачи лицензии другим лицам.

^ Лицензия исключительная - договор, предусматривающий передачу лицензиату прав на использование ОИС с сохранением за лицензиаром права на использование, но без сохранения права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использования установленным в договоре.

^ Лицензия полная - договор, предусматривающий передачу лицензиату прав на использование ОИС без сохранения за лицензиаром права на использования и права выдачи лицензий другим лицам по способам, срокам и территориям использования, установленным в договоре.

^ Контрафактная продукция - продукция, на которой незаконно используются обозначения или его части (товарные знаки, фирменные наименования и т.п.) известных фирм и товаров в целях введения потребителей в заблуждение.

^ К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

^ Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения (словесные, изобразительные, объемные), способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

^ Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (далее - географический объект), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно. Наименованием места происхождения товара может являться историческое название географического объекта.
Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

^ Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой.

Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым.


  1   2



Скачать файл (5140.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru