Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Клавирное творчество В.А.Моцарта - файл 1.docx


Загрузка...
Лекция - Клавирное творчество В.А.Моцарта
скачать (20.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx21kb.18.11.2011 19:48скачать

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КЛАВИРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА

См. Гивенталь, том 2 стр.405, 431 (разбор фантазии и сонаты №14)

  1. Моцарт – клавесинист

  2. Жанры клавирного творчества Моцарта

  3. Концерты Моцарта (Содержания и структура)

  4. Клавирная музыка 18 века: Гайдн, Моцарт

  5. Сонаты Моцарта: а) К вопросу о термине;

б) От опер и инструм-ных жанров – к сонатам, от типизации – индивидуализации; в) Строение сонат №11 A-dur, фантазии и сонаты №14 «с-moll»

  1. Первые шаги Моцарта в искусстве начались с концертных выступлений. 6-летний мальчик покорил Мюнхен и Вену, годом позже – всю Европу. Последний концерт был дан Моцартом за два года до смерти. 18 век признал его одним из величайших клавесинистов эпохе, в игре, в которой сочетались «вкус, мастерство и глубочайшее чувство». Композитор и исполнитель соединились в его облике, и этот синтез обусловил создание нового классического стиля исполнения, близкий к фортепианному стилю будущего. В этом заключается историческая ценность Моцарта.

  2. То и другое формировалось в разных жанрах в трех фантазиях, 15 вариаций-циклов, 19 сонат, а также в 25 клавирных концертах и одного концерта для двух одного концерта для трех клавиров.

  3. Началу жанра концерта послужили предшественники Моцарта – И.С.Бах и Ф.И.Бах, но в их творчестве концерт практически представлял собой всего лишь клавирный ансамбль. Дальнейший шаг был сделан И. Христианом Бахом: он выдвинул роль солиста, но пока еще не противопоставил ему симфонический оркестр. Только у Моцарта этот жанр сформировался в тип симфонического концерта, основанного на принципе взаимодействия партий солиста и оркестра.

Таким образом, Моцарт явился создателем фортепианного концерта, не клавирного (как и создателем фортепианных сонат). Формообразование этих жанров было подсказано Гайдном. Как правило, этот жанр считался ученическим, и большинство сонат было написано в расчете на собственные возможности. Создание концерта Моцарта то же, что и содержание большинства других жанров творчества, в частности симфоний. Но от симфоний, концерты отличаются большей импровизационной партией солиста, декоративностью изложения, а в медленные части - больше лиричности. Изменена и внутренняя структура ССЦ (сонатно-симфонического цикла), в концерте есть две экспозиции (одну играет оркестр, во вторую вступает солист), две каденции, на которые приходятся кульминации, во время которой оркестр молчит (в конце 1 и 3 части). Во время Моцарта, каденции не записывались и импровизировались, лишь некоторые были записаны учеником Моцарта – Гуммелем. Существуют каденции Брамса, Шнитке, Сен-Санса к Моцартовским концертам. Среди лучших – концерты №20-24.

  1. По своему светлому характеру большинство клавирных сочинений Моцарта близки Гайдновским. Как и у Гайдна, в некоторых еще присутствует мелизматика, но теперь Моцарт старается использовать мелизм не как украшение, а как часть произведения. Вместе с Гайдном, Моцарт продолжает разработку новой фортепианной фактуры. Например в сонате №11, первые вариации 5 такт появляется барабанный бас, он же встретится в 3 части и «Маркизовы басы» - ломанные октавы, встречается и «Альбертиевы басы» и т.д.



Главная заслуга Моцарта в клавирных сочинениях и главное отличие их от Гайдновских в том, что Моцарт заставил инструмент «петь». Темы его сонат – «настоящие арии» - писал А. Рубинштейн.

  1. а) Во времена Моцарта слово «соната» употребляется в ином, нежели в 19 веке. Сонатами назывались ансамбли, в которых каждую партию вел один человек: трио, квартет и т.д. (если играли группы, то это были уже «симфонии»). Потому неудивительно, что Доменико Скарлатти, называл их экзерсисами, Моцарт – инструментальными пьесками, Гайдн – дивертисментами.

Термин «сонатная форма» тогда тоже не существовал, его ввел А.Маркс в 1824 году.

Венские классики пользовались понятием «форма» и «соната» в отдельности. А вместо сонатной формы говорили «Форма первого allegro» или «Первое allegro».

б) В сонатах Моцарт отразил его опыт работы в оперных жанрах. Оперы многогранны, хотя большая часть сонат лирико-поэтична. Среди сонат есть драматическая соната a-moll и №14 c-moll. В сонатах , как и в других жанрах Моцарт шел от типизации образов, жанров, интонационных оборотах, характерных для европейской музыки 18 века – к индивидуализации, этому способствовало влияние на сонаты его оперной эстетики: разноплановость образов, вызывающих ассоциацию с оперными персонажами, использование в изложении тем выразительных средств из арии, оркестровых эпизодов.

в) Большинство сонат Моцарта трехчастно. С сонатным allegro в первой, медленной второй, третья – rondo. Но вместе с тем, в процессе эволюции у него появились более индивидуализированные композиции цикла, что было связано с новым образным строем:

Соната №4 Es-dur начинается с Adajio в сонатной форме, после которой два менуэта.

Соната №6 D-dur. Вторая часть рондо-полонез. Моцарт уклоняется от лирического центра; 3 часть тема и 12 вариаций, причем предпоследняя – Adajio cantabile - лирический центр сонаты.

Соната A-dur по строению близка к сюите; в первой части вместо сонатного allegro – тема из шести вариаций. Третья – лирический центра – Adajio.

Соната №14 c-moll имеет в качестве вступления одночастную фантазию.

^ СОНАТА №11 A-DUR. 1778 ГОД.

Содержание сонаты характерно для большинства, написанных в этих жанрах. Однако претворено оно нетрадиционно не только для «венского классицизма» в целом, но и для Моцарта. Все три части лиричны, контрастны. Каждая часть представлена самостоятельным жанрам. 1 часть – вариации, 2 – менуэт, в том же A-dur с трио в центре, 3 - возникла под впечатлением спектакля французской оперы, подражающем экзотической турецкой (или янычарской) музыки (у Моцарта в «Похищении из Сераля» использованы те же самые средства, в хоре янычар). Форшлаги с ударными, флейтой пикало, маршевый ритм, романтическое сопоставление мажора и минора. Все это позволило современникам назвать 3 часть рондо «a la turca». Форма действительно близка к рондо, не к инструментальному, а к вокальному, для которого характерно начало эпизода, а не с рефрена. С точки зрения инструментального сочинения трехчастной формы было бы правильно определить как триехчастную с припевом BACABA.

Наибольший интерес представляет 1 часть – обращение к жанру темы вариации. В доклассической музыке импровизировали в форме фуги, теперь фуга уступила место со

натному allegro, спутником которого и стали вариации (Моцарт написал более 40 произведений в разных жанрах с вариациями).

Характер 1 части определен темой в жанре сицилианы, так любимой Моцартом в оперных ариях. Двухголосная песня с органным пунктом на Доминанте в среднем голосе. Простая двухчастная репризная форма AA1 BA1.

За темой следуют шесть вариаций, каждая самостоятельна по форме (большинство написано в той же форме, что и темы), замкнута, определена по настроению и по фактуре. Каждая по-своему варьирует тему, то приближаясь к ней (№3,4), то отдаляется (1,2,5,6). Единым для вариаций является принцип контрастного сопоставления, обеспечивающего показ одного лирического образа в разных состояниях (пока еще без конечного изменения, как будет у Бетховена). В основном, Моцарт использует контраст двух типов: фактурный, ладовый.

Фактурный

T – I – II – III – IV – V – VI

Ладовый

T – I – II – III – IV – V – VI

A-dur a-moll A-dur

^ СОНАТА И ФАНТАЗИЯ C-MOLL №14

Сначала была написана трехчастная соната (1 часть – сонатное allegro, 2- сложная трехчастная форма, 3 – rondo-соната, 1784 год), а позднее фантазия. Идея соединить свободную импровизационную форму с чем-то более значительным, была заимствована из прошлого. Соната + фантазия = контрастно-составная форма. Четырехчастный цикл (1+3) воспринимается как драма с прологом и драматическим финалом. Фантазия - пролог из пяти эпизодов. Тематизм фантазии и сонаты имеет много общего – тема 1 части и даже ее тональность формируется в фантазии. (см. разбор у Гивенталь – учебник по музыкальной литературе)


Скачать файл (20.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации