Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Краткий словарь основных понятий философии - файл 1.doc


Краткий словарь основных понятий философии
скачать (140 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc140kb.18.11.2011 01:28скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Занятие 1 Философия в системе культуры.

Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Бытие - 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В этом случае Б. следует отличать от реальности, существования, действительности и т. д. как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

Гносеология - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гноссеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания. Являясь философским учением о познании, любая теория познания с неизбежностью исходит из определенного понимания отношения человека к миру, характера его “вписанности” в мир.

Гуманизм - (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, уважение принципов справедливости и милосердия как норм отношений между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Диалектика - (греч. dialegomai — веду беседу, рассуждаю) — наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления.

В более узком смысле диалектика — логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления

Первоначально этим термином (dialek-tike techne — “искусство диалектики”) обозначались:

  1. способность вести спор посредством вопросов и ответов;

  2. искусство классификации понятии, разделения вещей на роды и виды.

Идеалы - (от греч. idea — идея, прообраз) — то, что рассматривается в качестве образца, совершенства, высшей цели желаний и деятельности, т. е. некая совершенная модель действительности.

Идеология — совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с т. зр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.

Категории - (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

Метод - (греч. methodos—буквально “путь к чему-либо”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.

Методология

1. совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в к.-л. науке;

2. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Мировоззрение—система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) мировоззрения является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этно-национальные или религиозные общности, и классы, и общество в целом.

Мифология - (греч. mythos—повествование, сказание и logos — учение, слово) — фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощенное в характерном для древности устном народном творчестве. Миф — возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и т. п.) были попыткой обобщить и объяснить -различные явления природы и общества.

Онтология - (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) - раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

Метафизика - (от греч. meta ta physika - после физики) –

  1. философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.

  2. противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Плюрализм - (лат. pluralis — множественный)

1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический плюрализм), основоположений и форм знания (гносеологический плюрализм).

2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в обществе многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть.

Объективный - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой.

Субъективный - относящийся к субъекту, его природе и интересам; зависящий от субъекта; имеющий значение только для субъекта. Субъектом может быть не только индивид, но и группа лиц, общество, отдельная культура, человечество в определенный период его развития.

Теоцентризм — концепция, согласно которой Бог трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение ему выступает, согласно теоцентризму, фундаментом морали.

Этика - (греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, идеи о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека.

Занятие 2 Философия Древней Греции и Востока.

Апатия - (греч. apatheia — бесстрастие) — состояние безразличия, отсутствие побуждений к каким-либо действиям (часто следствие нарушения высшей нервной деятельности). В этических учениях стоиков под апатией понимается бесстрастность, душевная невозмутимость, состояние, когда чувства не мешают деятельности разума.

Атараксия - (греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом. Путь к атараксии, как считали Демокрит, Эпикур, Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха, освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что атараксия достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.

Диалог - (греческое dialogos)

1) форма устной речи, разговор двух лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами. Как часть словесно-художественного текста доминирует в драме, присутствует в эпических произведениях. Существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр (например, диалоги Платона). 2) (в переносном смысле) переговоры, свободный обмен мнениями, например политический диалог.

Дао (“путь”, “дорога”)- одна из важнейших категорий в китайской классической философии, обозначающая то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения - неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, - является "матерью всех вещей", "корнем всего".

Гедонизм - (греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание.

Эвдемонизм - (rpeч.eudaimonia— блаженство, счастье) — методологический принцип этики, близкий гедонизму. Главным критерием нравственности и основой морального поведения человека эвдемонизм считает стремление к счастью: личному — индивидуалистический, общественному — социальный эвдемонизм.

Логос - (греч. logos — слово, мысль, разум,закон)

  1. термин, первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию.

  2. философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие как выраженное вербально.

Космос - (греч. kosmos — строй, порядок, мир, Вселенная)

  1. первоначально у древних греков - Вселенная как стройная, организованная система, в противоположность хаосу, беспорядочному нагромождению материи;

  2. философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики.

Недеяние (у-вэй) – в этике даосизма поведенческий принцип, согласно которому мудрый человек поступает исключительно сообразно с природой, не противопоставляя собственную активность космическим силам и их порядку.

Нирвана - (от санскр. "угасать") — в буддизме и джайнизме — конечное освобождение, особое состояние духа, преодоление земных страстей и желаний, полный покой вне бытия и вне времени. Указывает на стремление к освобождению в целях избавления от любых свойств и характеристик в нирване выход за пределы страдания, прекращение перерождений в сансаре

Медитация (от лат. meditatio - размышление) - умственное действие, цель которого - приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.

Материя — философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие); 2) некатегориальный, в пределах которого М. отождествляется со всем Универсумом.

^ Психея - в древнегреческой мифологии олицетворение человеческой души; изображалась обычно в образе бабочки или девушки.

Полис - возникшая в Греции ок. VI в. до Рождества Xристова гражданско-демократическая форма государственного устройства, где была устранена власть цезаря и аристократии; также политическая общность, к которой каждый принадлежит естественным образом и которая каждого воспитывает, поддерживает и предоставляет для него поле деятельности. Укрепление этой общности - первый долг гражданина.

Ритуал - (лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд) - вид обряда; исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В древних религиях служил главным выражением культовых отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания.

Сансара - одно из базовых понятий индийской религии и философии, обозначающее процесс бесчисленных перерождений личности и души, приносящий им страдание; обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также — населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход.

Реинкарнация - перевоплощение душ в новые тела, то же, что и в греческих источниках метемпсихоз (переселение душ). Цель реинкарнации дать возможность душе путем многих опытов достигнуть совершенства, чтобы слиться в гармоническое единство с Богом.

Традиция - (лат. traditio - передача, придание) универсальная форма фиксации, закрепления и избирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальный механизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность в социокультурных процессах.

Физис - (неизменная природа) по Аристотелю, это 1) генерация вещей, которые растут, 2) сам принцип роста всего живого, 3) начало первого движения всякого живого существа, 4) то, что лишено формы и обладает только потенцией. У досократиков физис был божественным началом бытия и жизни всех вещей. В гераклитовой теории физис объединяется с Логосом, включая в себя начало разумности и порядка. Физис на первом этапе - тотальность всего реального в его онтологической структуре, включая порядок и его законы. После "второй навигации" Платона физис стал обозначать только чувственную реальность. У стоиков физис становится основанием моральной и политической нормы, т.е. Логосом-физисом.

^ Фатум - (лат. fatum) - у древних римлян олицетворение воли богов, неотвратимой судьбы. У стоиков – разумная сила, управляющая миром.

Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы, происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально фатализм развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла, цели.

Эйдос - (греч eidos - вид - образ)

1) термин древнегреческой философии и литературы, первоначально (как и "идея") означал "видимое", "то, что видно", "наружность", затем - конкретную явленность, видимую сущность, субстанциальную идею, форму

2) В феноменологии Э Гуссерля - сущность в отличие от факта; т .н. эйдетическая редукция - отвлечение от всех фактических различий и созерцание чистой сущности

Эйдос - (греч eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.

Эйкос – (oikos – дом, жилище)

  1. домашнее хозяйство

  2. относящийся к нравам, характеру, поведению

  3. часть мира, которая осознается в настоящий момент времени как обитаемая и отражается психикой в качестве освоенного психологического пространства.

Занятие 3 Средних веков и эпохи Возрождения.

Абсолют - (лат. absolutus — безусловный) — философское понятие, используемое для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который “самодостаточен”, не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.

Дух - изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. В применении к человечеству, духом обладает как каждый индивид, так и любая человеческая общность или процесс, проходящий в ней. В широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления.

Душа - субстанция, существующая согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа — бессмертная нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

Индивидуа́льность - (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Индивидуализм - моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности, если это подавление производится обществом или государством.

^ Креация - (от лат. сreatio) – это «творение, создание»

Креацианизм - (лат. creatio— создание) — идеалистическое учение о сотворении мира, живой и неживой природы в едином творческом акте.

Мистицизм - (от др.-греч. μυστικός — скрытый, тайный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и вере в сверхъестественные силы.

^ Плоть - тело животного и человека; вещественная половина его, покидаемая при отрешении духа

Пантеизм - (греч. pan — все и theos — бог) — философское учение, максимально сближающее понятия “бог” и “природа” с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в двух формах: натуралистический - одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический - растворяет природу в боге.

Политеи́зм - (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния.

Реформация - (лат. reformare — преображать, исправлять) — широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине 16 в., положившее начало протестантизму. В ходе Реформации буржуазия в союзе с частью дворянства выступила против господствующей католической церкви как опоры феодального строя. Реформация удешевила, упростила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. В странах, где победила Реформация, церковь, попав в зависимость от государства, пользовалась меньшей властью, чем в католических странах, что облегчало развитие науки и вообще светской культуры.

^ Свобода воли - свобода воли — философское понятие, обозначающее способность человека к самоопределению в своих волевых актах, свободному полаганию содержания и целей своих действий.

Спасение — в ряде религий — обретение человеком высшего блаженства после смерти, даруемое ему Богом при соблюдении норм праведной жизни.

Провиденциализм (лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами - как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.

Эгоизм (лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма.

Теодицея (греч. theos — бог и dike — право, справедливость) — “богооправдание”; название мн. религиозно-философских трактатов, ставящих целью, во что бы то ни стало оправдать явное и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, премудрого и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.

Занятие 4 . Философия Нового времени.

Врожденные идеи - термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально, не зависят от опыта и получают свое развитие в процессе чувственного постижения.

Деизм - (лат. deus — бог) — религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

Дуализм - (лат. duo — два) — философское учение, считающее, в противоположность монизму, материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто является попытка примирения материализма и идеализма. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Индукция - (лат. inductio — наведение) — один из типов умозаключения и метод исследования, обеспечивающий возможность перехода от единичных фактов к общим положениям.

Дедукция - (лат. deductio — выведение) — метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений

^ Интеллектуальная интуиция - акт самомышления, благодаря которому Я впервые возникает для себя, непосредственно созерцает свое действие, обращенное на себя же самого.

^ Классическая наука - понятие охватывает период развития науки с XVIII в. по 20-е годы XX в., т.е. от завершения первой глобальной научной революции до появления квантово-релятивистской картины мира.

Основные черты классической науки:

1. Исходной посылкой классической науки является натурализм – признание объективности существования природы, управляемой естественными, объективными закономерностями, то есть единственной подлинной реальностью признается материальный мир, существующий вне и независимо от человеческого сознания. При этом материальность понимается только как вещественность.

2. Важнейшей характеристикой классической науки является механистичность – представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Также она рассматривалась и как универсальный метод изучения окружающих явлений. Это выражалось в стремлении свести любые процессы в мире (не только физические и химические, но и биологические и социальные) к простым механическим перемещениям. Такое сведение высшего к низшему, объяснение сложного через более простое называется редукционизмом.

3. Рассмотрение природы как из века в век неизменного, всегда тождественного самому себе, неразвивающегося целого формировало метафизичность классической науки. Это приводило к тому, что каждый предмет или явление рассматривался отдельно от других, игнорировались их связи с другими объектами, а изменения, которые происходили с этими предметами и явлениями, были лишь количественными. Так возникла сильная антиэволюционистская установка классической науки.

4. Механистичность и метафизичность классической науки отчетливо проявились не только в физике, но и в химии, и в биологии. Это привело к отказу от признания качественной специфики жизни и живого. Жизнь и живое стали такими же элементами в мире-механизме, как предметы и явления неживой природы.

Метод - (греч. methodos—буквально “путь к чему-либо”) — в самом общем значении — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета. Сознательное применение научно обоснованных методов является существеннейшим условием получения новых знаний. В процессе развития познания выработались такие общие принципы научного мышления, как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. Существуют специальные методы конкретных наук, поскольку последние изучают свои специфические предметы.

Механицизм — мировоззрение, объясняющее развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.

Монада - (греч. monas — единица) — понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов (субстанциальных единиц) бытия.

^ Естественное право - учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем будто бы из велений разума и “природы” человека.

Натурализм - (лат. natura — природа).

1. В философии — методологический принцип, присущий некоторым домарксистским теориям, пытавшимся объяснить развитие общества законами природы (климатическими условиями, географической средой, биологическими и расовыми особенностями людей и т. д.).

2. Система эстетических взглядов на искусство и соответствующий ей художественный метод, сформировавшиеся во второй половине 19 в. Не ставя задач проникновения в существенные, глубинные процессы действительности, Н. сводит художественное творчество к копированию ее случайных, единичных предметов и явлений.

3. В этике — характерный для многих теорий прошлого и этических концепций 20 в. методологический принцип обоснования морали. Согласно ему моральные представления, в частности понятие добра, выводятся не из общественных законов бытия человека, а из какого-то природного начала (законов космоса, органического мира, биологии или психологии человека).

^ Общественный договор - философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому.

^ Природа человека - понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с "жизнью вообще", а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего. В западноевропейской культуре и философии природа человека традиционно понимается как единство тела, души и духа.

^ Права человека — система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами); во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права). В узком значении понятие "права человека" определяет только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством. Они присущи каждому человеку от рождения и действуют независимо от конституционно-правового закрепления и государственных границ.

Субстанция - (латинского substantia - сущность) - неизменная и вечная сущность, лежащая в основе вещей и всего мироздания и противополагаемая случайному и преходящему;

Право - нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Данный принцип и соответствующие ему форма общественного сознания, тип отношений, система норм и т. д. отражают специфику права и его отличие от всех иных видов социальной регуляции — моральной, религиозной, уравнительной, приказной и т. д. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга.

^ Правовое равенство - осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Плюрализм (лат. pluralis — множественный)

1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический плюрализм), основоположений и форм знания (гносеологический плюрализм).

2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть. Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства.

Опыт - знание, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений.

Рационализм - (лат. rationalis — разумный)

1. Учение в теории познания, согласно которому всеобщность и необходимость — логические признаки достоверного знания — не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (теория врожденных идей Декарта), либо из понятий, существующих в виде задатков, предрасположений ума.

2. В богословии рационализм— направление, согласно которому приемлемы только те догматы веры, какие ум считает согласными с логикой и с доводами разума

Просвещение - культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, Просвещение, независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества.

Эмпиризм - (греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.

Занятие 5 Немецкая классическая философия.

Чистый разум - способность, содержащая принципы безусловного априорного знания (философская абстракция Иммануила Канта в «Критике чистого разума»). Одна из попыток указать на источник интеллекта-жизни, с целью дальнейшего анализа и конструирования интеллекта.

^ Практический разум - способность рационального существа управлять своим поведением, действовать согласно принципам (т.е. согласно своему пониманию законов).

Вещь-в-себе - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "вещь в себе". Кант трактует "вещь в себе" как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. как источник всех наших созерцаний.

Явление - то или иное обнаружение предмета, внешнейформы его существования.

Априорный (лат. a priori—изначально) — не зависящий от опыта, предшествующий ему, изначально присущий сознанию.

Апостериорный (лат. a posteriori — из последующего) — приобретенный из опыта, основывающийся на опыте.

Трансцендентальный (лат. transcendere — переступать) —

  1. в схоластической философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями; свойство осн. определений (трансценденталий) сущего, неотделимых от него и вытекающих из его сущности непосредственно и с необходимостью. Обычно различают шесть трансценденталий: вещь, сущее, истину, добро, нечто, единое.

  2. в философии Канта – априорные познават. формы, организующее эмпирическое познание. В этом смысле трансцендентальны формы чувственности – пространство и время, категории – субстанция, причинность и др.

^ Категорический императив - философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. imperativus — повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. По Канту, императив может быть либо гипотетическим, либо категорическим. Первый выражает повеление, обусловленное (как средство) желаемой целью (например, стремлением к утилитарной выгоде); второй высказывает безусловное повеление.

Абстрактный (от лат abstractus отвлеченный) - - в обычном словоупотреблении означает чисто мысленное, поскольку таковое по отношению к непосредственно переживаемому, наглядному, воспринимаемому, данному в чувствах, те конкретному, выступает как обесцвеченное, не наглядное, опосредованное, данное в понятиях; в отрицательном смысле понимается также как нечто удаленное от жизни, как чуждый действительности интеллектуализм В философском смысле абстрактным является: 1) реальный результат всякого мышления, результат абстрагирования; 2) все понятийное в противоположность всему непонятийному

Конкретный - (от лат. concretus - букв. - сгущенный, уплотненный, сросшийся), философская категория; употребляется в двух смыслах: как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое и как система научных определений, выявляющая существенные связи и отношения вещей, закономерности и тенденции развития явлений. В диалектике конкретное противоположно абстрактному; теоретическое познание осуществляется как восхождение от абстрактного к конкретному.

Деятельность –

1. одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия - с другой. Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет, орудия деятельности и ее продукт) компоненты.

2. В психологии — понятие, характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическая Д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой.

^ Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. Являет собой единство идеи жизни и идеи познания, чистую форму понятия, созерцающую свое содержание как саму себя.

Триада - (греч. trias — троица, тройственность) — троичность, трехступенчатость развития. Понятие «триада» впервые применено Платоном и неоплатониками, широкое развитие получило в нем. классической философии, и особенно у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе по-новому некоторые черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой триады и т. д. В триаде отражается одна из особенностей развития, когда на основе проделанного пути вновь достигается исходный пункт, но на более высокой ступени.

^ Диалектика как логика — наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о развитии самого познания.

Антропологический материализм – материализм:

1. усматривающий в человеке основную мировоззренческую категорию;

2. утверждающий, что только на ее основе можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.

^ Родовая сущность человека - философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Общение — специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми. В философском смысле общение не сводится к намеренно выполняемым актам общения, к обмену информацией и социально-психологическим контактам, но включает всю сознаваемую и не сознаваемую глубину взаимной сопричастности людей, претворяемой через обогащение субъектом своей жизнью жизни всех других субъектов.

Практика — специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. Структура практики включает потребность, цель, мотив, целесообразную деятельность, предмет, средства, результат. Основа и движущая сила познания, практика дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества,— всеобщее условие обмена веществ с природой; главная предпосылка человеческого существования, общая всем формам общественной жизни.

Отчуждение - объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу. Отчуждение порождено соответствующим типом социальных взаимоотношений, при котором отношения между людьми подменяются отношениями между вещами. Отчуждение проявляется в господстве овеществленного труда над живым трудом, в превращении субъекта в объект манипуляции, в отсутствии контроля производителя над результатами труда. Субъективно отчуждение проявляется в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, атрофии высоких социальных и гуманитарных ценностей, восприятии явлений действительности как противостоящих и противодействующих личности.

^ Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.

^ Базис - это совокупность исторически определенных производственных отношений, экономическая структура общества.

Надстройка - это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. В надстройку входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, которые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей, называемых идеологическими, ибо, определяясь базисом, они складываются в соответствии с указанными формами идеологического сознания, выступая как политические, правовые, нравственные и т. д. общественные отношения; в) совокупность учреждений и организаций — политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д

Занятие 6 Философия XX века.

Архетип (греч. arche — начало и typos—форма, образец) - в позднеантичной философии — прообраз, идея- способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. Архетип — центральное понятие аналитической психологии. Согласно К. Юнгу, архетип представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетип задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

Бессознательное -

  1. Действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания (напр., реакция защиты и т. п.), а также при естественном или искусственном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.).

  2. Активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые (Подсознательное).

  3. В современной философской и психологической литературе термин «бессознательное» часто употребляется как обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Наиболее полное развитие данное представление о Б. получило во фрейдизме. Согласно этой концепции, психика образуется из трех “слоев”: бессщзнательное, подсознательное и сознание. Бессознательное — глубинный фундамент психики, определяющий всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения к наслаждению и смерти (инстинкт агрессии) — смысловое содержание всех эмоций и переживаний.

Герменевтика (греч. hermeneuo— разъясняю) —

1. искусство понимания как постижения смыслов и значения знаков;

2. теория и общие правила интерпретации текстов в ряде областей знания — филологии, юриспруденции, богословии и др.;

3. направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Дискурс - (discursus: от лат. discere - блуждать) - в общем смысле — речь, процесс языковой деятельности. В философии - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки; последние делятся на знаки-копии, знаки-признаки и знаки-символы; понимание знаков невозможно без выяснения его значения.

Значение -

  1. ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения.

  2. важность, значительность, роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности.

Интерпретация - (лат. interpretatio - толкование, разъяснение) –

  1. общенаучный метод с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания;

  2. в гуманитарном знании — истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, изучаемые в семантике и эпистемологии понимания;

  3. способ бытия на основе понимания.

Иррационализм - (лат. irrationa-lis — неразумный) -

1. Философское учение, настаивающие на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п.

2. методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для многих западных теорий морали; в настоящее время объединяет ряд школ (экзистенциализм, неопротестантизм, “гуманистическая” этика, самореализации этика и др.) в особое направление, существующее наряду с этическим формализмом и натурализмом. Коллективное бессознательное

^ Коллективное бессознательное - понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание коллективного бессознательного составляют инстинкты и архетипы.

Позитивизм - (лат. positivus— положительный) — направление немарксистской философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Верификация - (позднелат. verificatia - подтверждение; лат. verus - истинный, facio - делаю) - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.

Парадигма - (греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

^ Пограничная ситуация - (нем. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. Пограничная ситуация—смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием. При этом организм человека, в целях самосохранения, мобилизует все свои внутренние резервы, чувства максимально обостряются. В кровь вбрасывается адреналин. Пограничная ситуация может привести к прозрению, катарсису, поднять личность на более высокий уровень духовного развития. В то же время, при чрезмерном перенапряжении, появлении страха, возможно появление невротизации, психических травм.

Экзистенция - (лат. exsistentia — существование) - философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Ее содержание и способ употребления претерпели радикальные трансформации в истории философии. В средние века категорией "экзистенция" обозначали способ бытия вещи как сотворенного, производного, в конечном счете, от божественного бытия, как существования несамодостаточного, незавершенного, не совпадающего со своей сущностью. В современной философии категорией "экзистенция" фиксируют и обозначают человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности, противопоставляя, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи; во-вторых, способ философского постижения и понимания специфически человеческого самоосуществления в мире и специфически человеческих феноменов способу научного и объективирующего познания "человеческого", основанному на аналитическом редукционизме.


Скачать файл (140 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru