Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Симфоническое творчество Моцарта - файл 1.docx


Лекции - Симфоническое творчество Моцарта
скачать (23.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx24kb.18.11.2011 01:28скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЦАРТА

Моцарт является автором 50 симфоний. Опубликована только 41, остальные либо утеряны, либо остались в эскизах. При жизни некоторые симфонии прозвучали один раз, большинство, в том числе, №40 и №41 не были исполнены. Моцарта как симфониста вообще не знали долгое время. Из всех симфоний только две в миноре №25 и №49, и обе в соль миноре.

Первая симфония появилась в 8 лет, последняя – за три года до смерти. Летом 1788 года три симфонии №39, 40, 41. Каждая из них индивидуальна по замыслу, кругу образов, структурные. №39 – светлая, солнечная, солнечная близка к Лондонским симфониям Гайдна. №40 – «первая лирическо-инструментальная драма в музыке 18 века, первая исповедь души», пути которой идут в романтизм. №41 – мужественна, торжественна, соприкасаются с героическими симфониями Бетховена.

Симфонии Моцарта испытали заметное влияние оперного жанра. Это ощущается ив многогранности его содержания, обилии контрастных образов-тем, тем-характеров, в соединении в тематизме инструментального начала с вокальным. Моцарт усилил в своих симфониях контраст между темами, внутри тем, между разделами и частями, в кго симфониях встречается стремление объединения в цикл. В симфонии №40 – это проявляется в следующем:

  1. Новое романтическое содержание, отсутствие бытовых образов, образов борьбы, героических противостояний, смещение акцента на мир человеческой души (с объективного к субъективному). Намеченное в первых тактах симфоний – это содержание охватывает все части, и достигают апогея.

  2. Три части симфонии из четырех написаны в форме сонатного allegro, хотя по-разному решенные в 1,2,4 части.

  3. Во всех трех частях присутствует принцип активной разработки тем и одинаковые принципы переключения через энгармонизм в 1 и 4 части.

  4. Последовательное интонационное становление тема финала из квартового мотива 2 части, через последовательное расширение 3 части, при участии интонаций ГП первой части. М2, ув2, м6.

  5. Кульминация цикла смещена к финалу, что было только у Бетховена.

  6. Менуэтное движение в ГП 2 части, как предвосхищение жанра в третьей части

  7. Лирическая секстовость, заложенная в 1 части от 5 ступени к третьей, сохранится и в третьей, и в четвертой части.

  8. Секундовая интонация ГП 1 части станет лейтинтонацией симфонии.

  9. Во всех частях присутствуют темы, направленные на подъем к вершине с последующим нисхождением.

Оркестровый состав Моцарта тот же, что и в поздних симфониях Гайдна, при ведущей роли скрипок с активным участии деревянно-духовых в №40 преобладают флейты, гобои, фаготы, есть валторны, но нет ни литавр, ни труб. Некоторые темы Моцарт поручает целиком одной группе оркестра, т.е. использовать чистые тембры, например, ГП 1 части = струнные другие темы представляют собой тембровый диалог, например ПП 1 части. Диалог наблюдается, например, во второй части – струнные – деревянно-духовые.



СИМФОНИЯ №40. g-moll

Как лирический жанр найдет свое продолжение в симфониях Чайковского, Брамса, Малера. Основу каждой из четырех частей состоят лирические темы, но все они получают драматическую разработку и потому симфония в целом звучит как напряженный монолог. В этом отличие Моцарта от симфоний Бетховена, основанных на борьбе на борьбе и столкновении различных начал и предромантизм.

Олицетворением лирики в 1 части симфонии элегическая ГП, все в этой теме было новым для симфонической музыки 18 века. Задушевный камерный характер, определяющий субъективность содержания.

  1. Гомофонная фактура темы: песенно-ариозная, есть мелодия и аккомпанемент. Сначала аккомпанемент, потом – солист. Песенность предвосхищает будущий романсовый стиль 19 века, хотя в целом симфонии написаны по всем правилам сонатно-симфонической структуры классицизма.

  2. В песне ГП приближена через теплый тембр скрипок особенно приближена к человеческому голосу.

  3. Интонационное содержание тем:

Чисто романсовая секстовость, обрамленная ламентозными малыми секундами. Эта м2 концентрирует в себе основное интонационное содержание не только 1 части, но и всей части = ЗП, Разработка, Реприза, СП…

ГП не столько экспозиционна, сколько разработочна, она включает секвенцию, модуляцию, ув2, неустойчивые гармонии, паузы и т.д. Особенность СП является то, что в ней нет намека на будущую ПП, она уводит в музыку из атмосферы лирики ГП в сторону драматизации – к кульминации всего оркестра на доминанте B-dur. Потому ПП, появляется в B-dur после паузы воспринимается как разрешение местного драматического конфликта, но вскоре она становится источником нового конфликта. По сравнения с ГП, ПП более сдержана, объективна, песенное начало соединено с инструментальным, хроматизмы, прихотливый ритм, придают ей определенную изысканность. Если в ГП преобладает горизонталь, то в ПП – вертикаль. В темах присутствуют лексемы (черты) хоралов в репризе. Эта тема будет звучать в миноре. ЗП построена на приеме переинтонирования м2 заменяется на б2.

Разработка строится на ГП, которая проходит круг тональных смещений, по ч5. В целом, Разработка у Моцарта меньше Экспозиции (у Гайдна – равны). В Разработке напряжение практически не снижает напряжение.

2 Часть. Andante. Es-Dur

Сонатное Allegro, но в отличии от 1 части в мажоре; часть выглядит контрастом по отношению к 1 части, ее ГП и ПП по содержанию и по тематизму близки. В ГП три элемента, которая развивается дальше. Первый основан на постепенном восхождении, второй на «мангеймских вздохах», третий – с седьмого такта на тридцать вторых длительностях. Перед ПП стр.37, 3 такт, с появлением в Des-dur наступает зона перелома, а в конце экспозиции (две последние строки стр. 37) образ драматизируется.

3 Часть. Менуэт

Внешне это менуэт, форма трехчастная, трио в середине, он более нет ничего, что бы указывало на то, что это танец. Основная тема, несмотря на трехдольность, тема тормозится синкопами. Кроме того, в менуэте присутствуют черты хорала, быстрый темп, синтез менуэта с хоралом, маршем. Трио в одноименном мажоре, на пасторальных перекличках деревянных духовых и валторн.

Финал

Обобщение всего цикла, интонационного развития тем. ГП (сонатное allegro) основана на «мангеймской ракете» - по трезвучию. Здесь присутствует секунда из ГП 1 части и ПП 1 части.



^ СИМФОНИЯ №41 C-DUR «ЮПИТЕР»

По свидетельству сына Моцарта, название симфонии дано Иоганном Соломоном – английским композитором и скрипачом, по приглашению которого в свое время Гайдн посетил Лондон и написал 12 Лондонских симфоний. Название дано либо по ассоциации с начальными тиратами со стрелами громовержца, либо в силу музыки: величественного, торжественного, возвышенного. №41 обобщила то лучшее, что было найдено в эту эпоху, не только Моцартом, но и его современниками. Содержание и круг средств выразительности безграничен: субъективное и объективное начало, детализация и обобщенность связи с прошлыми эпохами, ощутимые в близости отдельных тем к греческим напевам и обращении и полифонии в финале; и одновременно – проекция в будущее; в романтическую образность и интонационность.

Если №39 по содержанию была лирико-драматична, то №41 соединила в себе лирику, эпос и драму с чертами героической маршевости и монументальности. Обобщение всех этих черт дано в финале цикла; он является кульминацией симфонии представляли собой сложную форму – сонатное Allegro + трехчастная фуга, конец этой части пятиголосен и заканчивается часть и, следовательно, вся симфония – пятитемпным фугато. Лирическое начало есть, но здесь оно сопоставляется и окружается мужественными, волевыми, интонационными элементами, что лишает лирику того субъективизма, который был присущ некоторым темам симфонии №40.

№41 является ярким примером того, как театральные принципы преломляются в симфонической форме. В №40 – это также имело место, но сказалось в основном на «оперной природе» ее тематизма. В №41 связи с театром значительно шире: в экспозиции Моцарт поднимает значение каждой из четырех тем, в том числе связаны и ЗП – он делает их самостоятельными, что позволяет воспринимать 4 темы экспозиции, как 4 разных оперных персонажей. Типы образов – как в опере seria, вместе с тем, в Экспозиции 1 части №41 есть такие же сферы комедии + драмы: ГП – героико-патетична, ПП – лирична, ЗП – танцевальна. Подобно тому, как в начале своих опер у Моцарта вместо выходных арий – дуэт, ГП 1 части – настоящий минорный дуэт, в котором намечается конфликтное начало. ПП (стр. 4, такт 56) G-dur, олицетворяет некий женский персонаж, а ЗП (стр.5, такт 101) – чисто буффонный народно-танцевальный образ, пришедший сюда из мира веселых комических опер, инструментальный арий 18 века. Появление торжественно обставляется паузами, а конец темы – торжественными ритурнелями (окончаниями). Как в первой, так и в других частях последовательность рушится каким-то внезапным появлением новой темы – персонажа, например, в ПП в 81 такте приходит зона перелома: происходит резкий, образный сдвиг (тремоло, тутти, литавры, три бемоля, пять диезов, три бекара, обостренная субдоминанта, вместо G-dur-ного начала ПП перемещается в C-dur, а в 8-9 такте стр.5 в зону ПП вторгается СП-ЗП, тот же G-dur, что и в ПП, но новый самостоятельный образ. Именно с ЗП начинается разработка. Только во втором разделе появляются элементы ГП и СП. В целом, Разработка невелика, так как часть ее функций приняла на себя Экспозиция. Разработка первой части устойчива, все темы в C-dur.

Вторжение конфликтного начала новой самостоятельной в образном отношении Тоники, наблюдается и во второй части симфонии Andante cantabile (стр.11) – сонатная форма, облик определяют ГП и ПП по характеру, напоминающие светлую идиллию, характер менуэта в F и С-Dur (стр.12, 2 строка сверху). Однако между ними вторгается мрачная, зловещая самостоятельная СП в c-moll, как в 1 части = некое демоническое начало: неустойчивые гармонии, ритм Разработки в этой части на стр.13 невелика – всего 15 тактов, затем динамическая реприза.

Третья часть – менуэт. Если во второй части симфонии СП была на самостоятельном новом материале, то в 4 части функции СП еще более расширяются: начало СП представляет собой фугато на основных 2 темах, ГП + новая третья тема в недрах СП, при этом самостоятельная, стр.19 такт 13. Каждая – гомофонно, потом полифонически. Полифонизирована вся фактура финала. Тема ГП – греческий хорал, который еще до симфонии был использован Моцартом в его мессе D-dur в «Credo». 4 темы экспозиции самостоятельны, как в опере, так и в симфонии. Причем некоторые из них построены как диалоги. ГП развивается как пятиголосное фугатто. Кода 4 части, подобно оперному финалу, собирает все основные темы части вместе.


Скачать файл (23.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации