Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы к госам по социальной работе (специалисты, 2010) - файл 1.doc


Ответы к госам по социальной работе (специалисты, 2010)
скачать (1989 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1989kb.18.11.2011 02:03скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Примерный перечень вопросов по учебным дисциплинам государственного итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101.65 Социальная работа


  1. Философские идеи, принципы и ценности социальной работы. Проблемы и ориентиры социальной работы в XXI веке.

  2. Категории, функции, структура социальной работы как науки.

  3. Принципы и закономерности социальной работы. Их характеристика

  4. Методы исследования в социальной работе и методы практической деятельности

  5. Становление научных школ социальной работы. Их вклад в развитие теории социальной работы.

  6. Теоретические концепции и модели социальной работы. Их характеристика.

  7. Социальная политика: сущность, цели, задачи, функции, принципы социальной политики и приоритеты.

  8. Государственная политика в сфере трудовых отношений в РФ.

  9. Социальное обеспечение и социальное страхование в РФ.

  10. Государственная пенсионная политика.

  11. Социальное обслуживание населения в РФ: нормативные основы и практика функционирования.

  12. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе. Профессиональные знания и профессиональные умения социального работника.

  13. Индивидуальная социальная работа со случаем. Технология управления случаем.

  14. Клиент как объект социальной работы. Феноменология понятия «клиент».

  15. Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы. Роль НКО в решении социальных проблем общества.

  16. Социальная защита населения. Принципы, функции и организационно-правовые формы социальной защиты населения.

  17. Развитие и становление профессионализма. Профессиональная Я - концепция социального работника.

  18. Профессиональные деформации и риски в социальной работе.

  19. Эффективность социальной работы: сущность, критерии и показатели, методы оценки.

  20. Социальная работа с группой.

  21. Социальная работа в учреждениях пенитенциарной сферы.

  22. Технологический подход в социальной работе. Многообразие социальных технологий и технологий социальной работы. Их классификация.

  23. Технологический процесс: его сущность, содержание, признаки.

  24. Технология социальной диагностики.

  25. Технология социального прогнозирования и социального проектирования.

  26. Технология социальной экспертизы.

  27. Социальное моделирование: сущность и содержание. Моделирование как процесс, методология и как метод.

  28. Сущность и содержание технологий социальной реабилитации

  29. Профилактика – общая технология социальной работы.

  30. Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних.

  31. Профилактика семейного неблагополучия.

  32. Опека и попечительство. Технология опеки и попечительства.

  33. Семейный Кодекс - основа семейного законодательства в РФ.

  34. Миграция и миграционная политика. Технологии социальной работы с мигрантами и беженцами.

  35. Состояние детства на современном этапе. Основные направления социальной защиты детства в России.

  36. Девиантное поведение и технологии его профилактики.

  37. Насилие в семье: виды, формы, признаки и последствия насилия. Технологии социальной работы с лицами, испытавшими насилие.

  38. Социальные проблемы женщин России. Основные направления государственной политики в отношении женщин.

  39. Технологии социальной работы с пожилыми.

  40. Технология социальной работы с лицами с особыми нуждами. Международные и отечественные подходы к решению проблемы лиц с особыми нуждами.

  41. Государственная семейная политика. Цели, принципы, нормативно-правовые основы семейной политики.

  42. Молодежь как социально-демографическая группа. Социально-психологические проблемы отдельных групп молодежи и пути их решения.

  43. Молодая семья как объект молодежной политики. Решение жилищной проблемы молодых семей.

  44. Конфликт как социально – психологическое явление и способ социального взаимодействия.

  45. Поведение личности в конфликте

  46. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов

  47. Конфликты в обществе

  48. Особенности социальной работы с безработными гражданами перспективы её дальнейшего совершенствования.

  49. Социальная защита неконкурентоспособных групп населения на рынке труда.

  50. Формы и методы медико-социальной работы. Нормативно - правовая база медико-социальной работы.

  51. Методология научного исследования в социальной работе

  52. Методы исследования, используемые в экспериментальной деятельности в социальной работе.

  53. Этика социального работника: основные цели и задачи. Сущность и назначение профессионально-этических кодексов в социальной работе.

  54. Профессионально-значимые качества личности социального работника. Требования к личности социального работника.

  55. Международные конвенции о правах человека.

  56. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.

  57. Социально-правовой статус женщин в современной России.

  58. Управление социальной работой как вид социального управления. Функции и принципы управления.

  59. Периодизация отечественной и зарубежной истории социальной работы.

  60. Основные тенденции развития благотворительности в Древней Руси (IX-X1V в.в.)

  61. Оформление государственных подходов к призрению в XIV- первой половине XVI1 веков. Стоглавый собор.

  62. Реформы системы социальной помощи в период правления Петра 1.

  63. Государственная и общественная благотворительность во второй половине XVI1 -первой половине XIX в.в. Деятельность благотворительных обществ и организаций: Императорское Человеколюбивое общество, деятельность учреждений императрицы Марии.

  64. Государственное призрение в России во второй половине XIX века - начале XX в.в. Роль земств в развитии государственного призрения.

  65. Государственное обеспечение в России в советские годы.

  66. Сущность, сферы и направления организации социального воспитания.

  67. Принципы и методы социального воспитания.

  68. Механизмы и факторы социализации личности.

  69. Независимая жизнь инвалидов как цель социальной политики и социальной работы. Концепция независимость жизни инвалидов.

  70. Старение населения как социально-демографический процесс. Роль и место. Роль и место старости в онтогенезе человека

  71. Методы управления персоналом и администрирование в социальной работе.

  72. Семья как социокультурная ценность. Функционально-ролевая структура семейных отношений.

  73. Социальная работа как средство активизации социальных и индивидуальных ресурсов семьи.

  74. Психосоциальная помощь населению. Формы и методы психосоциальной работы.

  75. Индивидуальные, групповые и семейные формы психосоциальной работы с окружением клиента.

  76. Основы деятельности территориальных органов социальной защиты населения.

  77. Деятельность территориальных центров социального обслуживания и социальной помощи.

  78. Понятие семейного консультирования: проблемы, задачи, особенности организации. Личность и профессиональная позиция семейного консультанта.

  79. Психоаналитическая и коммуникационная модели консультирования семьи: сущность, техники, возможности применения.

  80. Поведенческая и структурная модели консультирования семьи: сущность, техники, возможности применения.

  81. Консультирование в ситуации развода: типичные запросы клиентов, основные способы оказания психологической помощи.


^ Вопрос 1. Философские идеи и принципы, идеалы и ценности социальной работы.

Социальную работу можно рассматривать как науку, учебную дисциплину и как вид практической деятельности.

СР как наука – это 1 из видов социальных наук, которая изучает общество, человека и систему их взаимодействия.

СР как учебная дисциплина – это совокупность знаний, теорий, технологий СР, знакомство с которыми позволяет сформировать у студента прикладные умения и навыки.

СР как вид практической деятельности – это деятельность, направленная на оказание социальной помощи, социальной поддержки, социальной защиты человеку, имеющему проблемы и не в состоянии с ними самостоятельно справиться.

В основе СР как науки можно выделить 3 компонента:

  1. Философские идеи и принципы, которые обосновывают ценности научного исследования, обеспечивают включённость научных знаний в сфере СРО в общий массив научных достижений, участвуют в построении теорий, направляют процесс их осмысления, определяют соотношение теорий с духовными, нравственными и эстетическими ценностями той или иной исторической эпохи.

  2. Идеалы и ценности выражают целевые установки науки, реализуются и функционируют в формах доказательности и обоснования знаний, объяснения и описания социальных процессов и явлений, находят отражение в структуре и процедурах познавательной деятельности.

  3. Общенаучная картина СР, которая складывается в результате синтеза знаний разных наук и проявляется системно в СР.

Философские ценности СР проявляются на различных уровнях: макроуровень определяет цели и задачи общего характера, мезоуровень связан с ценностями клиентов и микроуровень отражает взаимодействие социального работника и клиента.

Макроуровень ценностей СР: данные ценности обосновывают конкретные действия социального работника в пределах профессиональной компетенции, определяют его ответственность перед клиентами, коллегами, профессией. Это такие ценности как: преимущества индивида по отношению к обществу; уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом; готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений; стремление к социальным изменениям; готовность к передаче знаний и умений другим; уважение индивидуальных и групповых различий, достойное их оценивание; стремление к развитию самопомощи клиента; стремление к социальной справедливости; стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности.

Мезоуровень ценностей СР: справедливость, равенство, прогресс, свобода, мир, самореализация, совершенство, закон, активность, красота, доброта, уникальность, истина, самодеятельность.

Микроуровень ценностей СР: эмпатия, принятие, аутентичность (самораскрытие при соблюдении дистанции), уважение, экспертность (понимание меры возможной поддержки клиенту), надёжность.
^ Вопрос 2. Социальная работа в структуре социальных наук. Социологические, философские, психологические, педагогические, политологические основы социальной работы.

Социальная работа – социально-гуманитарна по содержанию, междисциплинарная, интегративная по характеру развития наука.

Связь с социологией. Социология изучает общество, поведение и убеждения различных групп – семей, детей, мужчин, женщин, пожилых и др. Познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы, овладевать навыками и технологиями сбора информации. Социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии. Направления влияния социологии на социальную работу:

  • использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы.

  • применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников.

  • анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней различных групп социальных работников, учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования, социальных педагогов и др.

Кроме того, социальные работники используют данные психологии. Эта дисциплина тесно связана с СР. Психологи изучают индивидов и пытаются понять механизмы их развития, важные факторы, влияющие на психику и поведение человека, а также психологию коллективов.

Социальные работники должны использовать знания как социологии, так и психологии, чтобы оценить проблемы клиентов и осуществить планы необходимого вмешательства. При это социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде как психологи, или на социальном окружении как социологи. Они изучают различные аспекты того и другого круга проблем, способствуют выработке конструктивного их решения.

Социальному работнику необходим определённый уровень психологической грамотности для выполнения своих профессиональных обязанностей. Необходимость психологической компетентности обуславливается тем, что социальный работник: должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; различать психологические и психиатрические проблемы клиентов и направлять их к специалистам; уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям; постоянно общаться с людьми, владеть принципами психологически правильного общения.

Взаимосвязь с психологией проявляется в использовании социальными работниками: психодиагностических методик, приёмов психологического консультирования.

Связь с философией. Социальный работник в своей деятельности руководствуется общефилософскими ценностями, принципами.

Далее придумайте сами!
^ Вопрос 3. Категории, функции, структура социальной работы как науки. Принципы и закономерности социальной работы. Их характеристика.

Категории социальной работы: выделяют 3 группы категорий:

  1. категории, не являющиеся специфичными для СР, используемые другими науками (личность, социализация, социальные процессы, социальные отношения).

  2. категории, относящиеся к СР, но используемые другими отраслями знаний (социальная реабилитация, конфликт)

  3. собственно категории СР:

Социальная работа как наука – это 1 из видов социальных наук, которая изучает общество, человека и систему их взаимодействия.

Социальная защита – обеспечение гарантии тех основных прав, носителем которой является личность.

Социальная помощь – система мер в виде поддержки, защиты лиц, оказавшихся в ТЖС.

Социальная поддержка – деятельность по созданию условий для нормального функционирования человека в обществе.

Социальный работник – специалист, осуществляющий на практике цели и задачи СР.

Социальная политика – система мер по созданию условий с целью развития общества и оптимизации системы отношений между социальными группами и слоями общества.

Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности; комплекс мер, направленных на восстановление индивида, группы как социальных субъектов.

Социальное обслуживание – оказание различных социальных услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в ТЖС.

Закономерности в СР:

Закономерности – прочные, повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями процессов и явлений в социальной работе.

  • взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы.

  • обусловленность содержания, форм и методов СР конкретными обстоятельствами жизнедеятельности социальных групп.

  • решение социальных проблем общества через удовлетворение личностных потребностей и интересов клиента.

  • зависимость результативности СР от профессиональных и нравственных качеств специалиста, возможностей социальной системы государства и общества.

Принципы СР – исходные идеи, положения, определяющие правила деятельности социальных служб.

  1. Общефилософские: детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельности, историзма, неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

  2. Социально-политические (выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности СР от социальной политики государства): единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями СР; демократизм содержания СР и её видов; учёт конкретных условий жизнедеятельности личности или социальных групп при выборе содержания, форм и методов СР с ними; законность и справедливость деятельности социального работника.

  3. Организационно-деятельностные: социально-технологическая компетентность кадров; пр. контроля и проверки исполнения; пр. функциональной определённости; пр. единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности; пр. непрерывности, комплексности.

  4. Психолого-педагогические (выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов, необходимость учёта индивидуальных характеристик): комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность СР.

  5. Специфические (определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению): пр. охраны социальных прав; пр. социального реагирования; пр. профилактической направленности; пр. клиентоцентризма; пр. опоры на собственные силы; пр. максимизации социальных ресурсов; пр. конфиденциальности; пр. толерантности.

СР как наука состоит из 2 основных разделов: теоретико-методологического/ фундаментального (методология, законы, категории) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе.
^ Вопрос 4. Уровни социальной работы. Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе.

Социальная работа характеризуется определёнными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят её функции, формы и методы. Однако, в понимании уровней СР нет единообразия.

В словаре СР р. Баркера уровни следующие: индивидуальная СР, групповая СР, организация сообщества, административная СР, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и др. виды определённых практик.

Шведские авторы Г. Бернлер и Л. Юнссон выделяют: индивидуальную и семейную СР, групповую СР, общественную работу, социальное администрирование и планирование.

Непосредственно контактная СР подразделяется на работу с индивидом, с семьёй или группой – его ближайшим окружением, и с сообществом, в котором он проживает.

Первый субъект – человек, семья или группа, которые нуждаются в получении помощи для преодоления трудностей. Таким людям необходимо общение, поддержание нормальных социально-бытовых условий, интеграция их в различные сферы социокультурной жизни. Важную роль играет психологическая и социальная реабилитация.

Второй субъект – люди, которые осуществляют СР – специалисты по СР. Центральной характеристикой этих людей является милосердие, деятельная любовь к людям, гуманистическая направленность, альтруизм, нравственная мотивация. Важны профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Необходимые качества: высокий уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция, настойчивость, терпимость, выносливость, физическая сила, здравый смысл, чуткость, эмпатичность.

Третий субъект – люди, которые учат этому знанию. Они вырабатывают у обучающихся не только профессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку.

Четвёртый субъект – исследователь СР. Его задача – наблюдение практики СР, анализ и фиксация существенных тенденций её состояния и развития, систематизация, обобщение накопленного материала и прогнозирование дальнейшего развития.

Пятый субъект – административные структуры социального управления. Это деятели на разных уровнях государственной власти и управления, которые формируют и осуществляют социальную политику в стране.

Функционально-ролевой репертуар специалиста по СР – это те профессиональные роли и функции, которые выполняет социальный работник в своей профессиональной деятельности. Количество профессиональных ролей колеблется от 3-4 до бесконечности.

На первом месте стоит роль практического социального работника, чьи функции колеблются от помощника до консультанта.

Администратор – управленец: работает в учреждениях разных уровней, работает с людьми и социальными институтами, организует командную деятельность.

Преподаватель СР.

Наставник.

Контролёр.

Советчик.

Консультант.

Организатор деятельности.

Исследователь.

Диапазон деятельности социального работника весьма широк, соответственно он должен обладать широкими знаниями, умениями и навыками. Приветствуется регулярная переподготовка, непрерывное самообразование и саморазвитие.

^ Вопрос 5. Методы исследования и методы практической деятельности в СР.

Метод- путь, способ познания действительности. Условно методы СР можно поделить на 2 группы:

  • Практические – совокупность специфических технологий, способов деятельности посредством которых осуществляется СР. Это такие методы, как биографический (анализ документов, биографии, мемуаров, дневников); интервью (изучение проблемной ситуации); консультирование; социальное моделирование;

  • Теоретические – методы, при помощи которых изучаются и исследуются социальные процессы и явления, познаётся социальная действительность. Это общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, гипотеза, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, абстракция, моделирование, прогнозирование, мыслительный эксперимент.

Методы СР могут классифицироваться по другим основаниям:

  • По направлениям и формам СР: организационные, соц-психологические, соц-педагогические, соц-медицинские, соц-экологические, соц-экономические, соц-политические, соц-правовые.

  • По объектам СР: индивидуальные, групповые, общинные.

  • По субъектам СР: используемые органами управления, используемые коллективом социальной службы, используемые специалистами по СР.

СР тесно связана с различными социальными науками и использует их методы.

    1. Социологические методы СР:

  • Биографический метод (получение социальной информации о различных категориях граждан посредством интервью, анкеты, теста, беседы)

  • Анализ документов позволяет получить фактографические данные о социальном положении, уровне материальных доходов, составе семьи и т. п. Документы бывают: личные, безличные, официальные, неофициальные, первичные, вторичные. Существует 2 метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ): получение социальной информации из большого массива документальных источников: газеты, книги, кинофильмы, теле и радио передачи, публичные выступления, социальное интервью.

  • Наблюдение – сбор первичной информации посредством регистрации тех параметров и характеристик, которые изучаются. Типы наблюдения: контролируемое и неконтролируемое, включённое и невключённое, лабораторное и полевое, случайное и системное.

  • Опрос – метод сбора информации. Опрос бывает: письменный (анкета), устный (интервью), очный, заочный, экспертный, массовый, выборочный, сплошной. С помощью опроса получают информацию о событиях и фактах, мнениях и суждениях, оценках и предпочтениях.

  1. Психолого-педагогические методы СР – научно обоснованные способы педагогики и психологии целесообразного взаимодействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия на его сознание, поведение, стимулирование его деятельности и самовоспитания. Выделяют 3 группы методов:

  • ^ Методы формирования сознания личности: подходы к формированию сознания личности: бихевиоризм (задача – формирование функционального человека, адаптированного к жизни в рамках данной общественной системы); гуманистическая психология базируется на уважении к личности (задача – активизировать собственные силы человека для решения его проблем). Необходимые условия гуманистической терапии: принятие клиента, проявление эмпатии, отражать мысли и чувства клиента, создать благоприятные условия для самореализации клиента. Гештальт – терапия: установление связи между всеми аспектами личности, разрешение внутренних конфликтов. Эмативно-рациональная терапия: совместно с клиентом анализ ситуации, помощь в поиске иррациональных моментов в жизни клиента. Терапия реальностью: развитие способности оценивать свои действия

  • Методы психолого-педагогического воздействия, целью которых является изменение или формирование установок, сдвиг в системе ценностей. Здесь применяется метод изменения эмоционального отношения к проблеме.

  • Методы речевого воздействия: заражение ( передача эмоционально-психологического настроя от 1 человека к другому); внушение ( обращение к эмоциям человека вербальными средствами. Приёмы: перенос, цитирование, аппиляция ко всем); убеждение (обращение к логике и разуму клиента. Приёмы: информация, дискуссия, взаимное просвещение.)

  • Методы воздействия на источники активности поведения человека реализуются посредством вовлечения его в новую деятельность. Чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы, взгляды, мнения, установки. Чтобы сформировать установку, можно использовать метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в 1 контекст с тем, что уже имеет позитивную эмоциональную оценку). Для изменения эмоционального отношения к событиям используется приём воспоминания горького прошлого. Для разрядки отрицательного эмоционального состояния используется приём канализации настроения.

  • ^ Методы стимулирования деятельности и поведения. Это методы поощрение, наказание, требование, перспектива.

  • Методы организации деятельности и поведения. Это поручение, упражнение. приучение. метод воспитывающих ситуаций.

^ Вопрос 7. Теоретические модели и концепции социальной работы. Их характеристика.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, предполагает вполне определённое содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

Модели сводятся к 3 группам теорий:

  1. Психолого – ориентированные;

  2. Социолого – ориентированные;

  3. Комплексно – ориентированные.

  1. Психолого – ориентированные модели получили распространение в связи с тем, что современная стратегия ориентирует социальных работников на то, чтобы помочь клиентам активизировать собственные усилия по изменению ситуации.

Доминирующей является психодинамическая модель, которая выполняет функцию универсальной технологии, применяемой ко всем сферам СР. Достоинство: интегративность позволяет в разных ситуациях использовать разные технологии и методики решения проблем клиента. Отношения социального работника и клиента включают такие компоненты как: индивидуализация клиента, оценка проблемы, её диагностика и использование недирективной терапевтической технологии оказания помощи.

Экзистенциальная модель. При анализе поведения клиента необходимо принимать во внимание то, как он воспринимает и интерпретирует свои представления об окружающем мире, как оценивает свой социальный статус. Социальный работник большое внимание уделяет рассмотрению специфики поведения клиента в привычных ему социальных группах и непосредственном его окружении. Он помогает клиенту понять причины поведения, приведшие к дискомфорту. Важной является работа по изменению смысла жизни. Рекомендуется свободная манера общения и комбинирование различных методик.

Гуманистическая модель. Стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания своей личности. Здесь следует использовать технику «активного слушания»: эмпатия, партнёрский стиль отношений. Существенная черта – недирективный подход к решению проблем клиента. Социальный работник через общение с клиентом должен донести, что понять себя, свои проблемы можно только через понимание отношения к другим; убедить клиента в том, что он стремится помочь ему в выборе стратегии действий. Эффективность данной модели во многом зависит от личных качеств социального работника.

  1. ^ Комплексно – ориентированные модели.

Ролевая теория. Основатель – Якоб Леви Морено. Дж. Мид считал, что взаимное приспособление значительно упрощается благодаря способности людей формировать представления о самих себе как об объекте восприятия, причём этот процесс обеспечивается путём принятия ролей других. Социальная роль – поведение, которого от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. 1 из основных методик – психодрама, основанная на естественной способности людей к игре: создаются такие условия, при которых люди, исполняя роли, могут творчески работать над своими проблемами и конфликтами. Технологии: перемена ролей, групповая дискуссия, групповая поведенческая терапия, арт-терапия, методика «запрограммированных ролей».

Социально-педагогическая модель. Воспитание выступает частью процесса социального становления человека как сознательное целенаправленное воздействие на индивида, группу со стороны субъектов воспитательной деятельности, ставящих своей целью выработку определённых социальных качеств у воспитуемых. Процесс социализации осуществляется в социальных институтах общества. Социальные работники должны регулировать взаимоотношения школы и общества. Функции социального работника: профилактическая, прогностическая, социального контроля.

Когнитивная модель. 1 из принципов – социальные услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Большой интерес к такой методике как консультирование, анализ в его рамках разных сторон восприятия человеком своей проблемы. Основополагающий принцип – стремление к оптимизации деятельности клиента в сфере управления собственной жизнью, формирование потребности к такой деятельности.

  1. ^ Социолого – ориентированные модели.

Структурная модель ориентирована на оптимизацию деятельности учреждений социальной сферы. В документах, регламентирующих деятельность социальной сферы, отражены требования к организации социальной практики, к функционированию различных учреждений.

Интеракционалистская модель: рассматривает социальную жизнь как процесс взаимодействия между людьми.

Функциональная модель: рассматривает общество, его социальную структуру как совокупность компонентов, обладающих своими функциями, и их взаимосвязь

Конфликтная модель: описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Модели жизни экологической теории. Социальный работник должен учитывать существующие в регионе социальные факторы и условия, выявлять механизмы эффективной адаптации клиентов к новой среде обитания, обучать клиентов приобретать самостоятельно адаптивные навыки.

Социально-радикальная модель. В её основе лежат модели защиты и наделения полномочиями, развития самосознания представителей различных социальных групп. Она развивается как часть движения за права человека. Технология наделения полномочиями используется с целью повышения самоконтроля клиента, его личной ответственности, самоактуализации. Данная модель большой акцент делает на учёт влияния властных структур.

Марксистская модель. Понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению совместной коллективной деятельности, направленной па подъём самосознания и осуществления перемен в обществе. Функции и роли социального работника: социального контроля, социальный стабилизатор, социальный адвокат и социальный врач.

Теория социальных систем (Берталанфи). Социальная система представляет собой нечто целое, определённый набор абстракций из конкретных форм взаимосвязи и поведения. На основе данной теории социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов. Социальный работник совместно с клиентом ищет возможности помочь клиенту достичь намеченной цели, помогая обойти те обстоятельства, которые могут привести к нежелательным последствиям используя технологию сопоставления нормы и патологии социального поведения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



Скачать файл (1989 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru