Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока. Повторительно-обобщающий урок на тему: Александр I - человек и политик. 9 класс - файл 1.docx


Конспект урока. Повторительно-обобщающий урок на тему: Александр I - человек и политик. 9 класс
скачать (18.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx19kb.18.11.2011 02:08скачать

1.docx

Реклама MarketGid:
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Александр I – человек и политик». 9 класс

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент

Класс разбивается на 5 групп-команд.

каждая команда готовит доклад-выступление по одному из направлений жизни и деятельности Александра I. Каждая из пяти групп выполняет свое задание. На основе изученного ранее материала по теме «Развитие России в первой четверти XIX в.» и розданных учителем документов ученики определяют содержание данного направления жизни и деятельности Александра I. Внутри группы ребятами распределяются функции: работа с учебником для повторения материала, работа с документами, протоколирование ответов, обобщение выводов, составление итогового доклада, выступление перед классом с докладом о результатах работы группы.

  1. Опрос

Примерные краткие ответы:Изучая историю, мы много раз сталкивались с тем, что ход истории зависит не только от законов развития природы и общества (экономических и политических), но и от деятельности отдельных личностей из рода человеческого.

1. Наиболее возможные варианты ответов учащихся: Кир Великий, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна д’Арк, Наполеон).

История России не является исключением. Так, далеко не последнюю роль в ней играли правители, т.е. люди, находящиеся на вершине власти.

2. Роль Ивана III, Ивана Грозного, Петра I, Екатерину II с кратким комментарием тех кардинальных изменений, которые произошли в годы их правления; последним, хотелось бы, чтобы назвали Александра I, провозгласившего возвращение к порядкам Екатерины II, несколько раз за время своего правления склонявшегося к проведению либеральных реформ).


Вопросы ученикам:

  1. Вспомните и приведите, пожалуйста, конкретные примеры таких исторических деятелей из курса всеобщей истории

  2. Чья роль, на ваш взгляд, была особенно весома?

  1. Переход к новому материалу

Вступительное слово.

Цель нашего урока:

Определить, чего достигла Россия за годы царствования первого правителя XIX в.- Александра I? Почему, несмотря на его склонность к реформаторской деятельности, проводимые им реформы оказались незавершенными? Дать оценку Александру I как человеку и политику. Кто из авторов характеристик, данных Александру I, наиболее близок к истине?


Проблема.

Многие современники и ученые высказали свой взгляд на значение деятельности Александра I в истории России. Например: 1. «Иметь такого императора куда лучше, чем опираться на конституцию». Мадам де Сталь.

2. «Александр - царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости враг самодержа¬вия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный». Русский философ Бердяев.

3. «Властитель слабый и лукавый,Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой,Над нами царствовал тогда».А.С.Пушкин.

Как каждый из авторов высказываний относятся к императору России? Наша сегодняшняя задача определить, кто из авторов ближе всего к истине.

  1. Изучение нового материала:




Первая группа выступает с докладом о детстве и юности Александра I – времени становления его как личности.

Вопросы и задания к учащимся после выступления:

1.Детство и юность закончились. Какое событие поставило точку в этом периоде?

2.Хотел ли он, чтобы переворот закончился убийством отца? Каков был его план?

Вторая группа:

Выступает с докладом о личной жизни императора.

3.Какая черта характера опять является доминирующей в поведении Александра I?

Третья группа:

Выступает с докладом о роли войны в судьбе Александра I.

4.Был ли Александр I талантливым полководцем?

5. Можно ли назвать его трусом, как это сделал А.С.Пушкин, обвинив Александра I в том, что во время войны 1812 г. он отсиживался в Петербурге?

Четвертая группа:

Выступает с докладом об «эре либерализма», т.е. о реформаторской политике императора в 1801-1812 гг.

6.Александр I эволюционирует в своей политической деятельности: от робких ре¬форм «Негласного кабинета» до серьезных реформ Сперанского. Почему же император прервал реформы Сперанского и отправил его в отставку?

Пятая группа.

Выступает с докладом о внутренней политике императора в 1818-1825 гг.

7. Какие осуществленные мероприятия говорят о готовности Александра I к проведению реформ во всей стране?

8. Почему же проекты общероссийских реформ готовились тайно? Почему их даже не обсудили, например, на заседаниях Государственного Совета?

Записать:

1. Участие в заговоре и убийство отца – Павла I.

2. Нет. Тюремное заключение в Михайловском замке.

3.Опять двойственность. С одной стороны, - стремление создать семью, осно¬ванную на любви, с дру¬гой стороны, на протяжении всей семейной жизни - увлечения другими женщинами Огромную роль в судьбе Александра I играли не только женщины, но и необходимость принятия активного участия в события военной истории России и мира этой эпохи.

4. Нет. Аргументы: неудачи в компании 1905-07 гг., не принял участия в войне 1812 г.

5. Дают отрицательный ответ и доказывают его фактами личного участия императора в сражениях 1905-07 гг.).

6. Большая часть населения была против нововведений, обозначить причины отрицательного отношения слоев общества к предложениям Сперанского, особенно причины резкого недовольства со стороны дворян.

7. Польская конституция, отмена крепостного права в Прибалтике.

8. Делают вывод, что 1) после войны экономическое положение населения стало еще хуже, поэтому сословия еще меньше, чем раньше, были готовы к лишениям; 2) главным препятствием было противодействие дворянства, которое в очередной раз не пожелало никаких перемен; 3) еще одна причина – внешнеполитическая, в то время в Италии, Испании начались революции, испугавшие царя и его окружение; 4) Александр пришел к выводу, что Россия, мужицкая страна, крепостная, еще не готова к конституционным преобразованиям).

  1. Закрепление

Александр I хотел лучшей судьбы для России, но не обладал таким сильным характером, каким обладали Иван Грозный, Петр I. Двойственность, противоречивость, нерешительность характера императора привели к тому, что он не смог пойти против воли общества, не решился ввергнуть Россию в реформы, заставить людей против их воли идти к другой, лучшей судьбе. Можно ли поставить ему это в вину? Нет.

Анкета для групп учащихся:

1. Интересно ли прошел урок?

2. Что нового узнали о личности Александра I?

3. Доклад какой группы был более полным и интересным?

4. Какая группа активнее отвечала на вопросы учителя?


  1. Домашнее задание

Подготовка к срезовой работе на тему: «Развитие России в первой четверти XIX в.», которая будет проведена в начале следующего урока.

Записать:

Объясните смысл эпиграммы: «Всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге» - задание для желающих.

Реклама:





Скачать файл (18.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru