Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Гражданство - неотъемлемое право личности - файл 1.doc


Дипломная работа - Гражданство - неотъемлемое право личности
скачать (308.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc309kb.18.11.2011 20:47скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Приднестровский государственный университет

им. Т.Г. Шевченко

Институт истории, государства и права.

Кафедра конституционного и административного права

Допустить к защите:

заведующий кафедрой

_____Г.С. Брусалинская

«___»__________2007 г.

Выпускная квалификационная

работа

На тему: «Гражданство - неотъемлемое право личности»

Выполнила:

Студентка VI курса 62 группы

заочного отделения

специальность: «юриспруденция»

Доросевич Наталья Леонидовна

_____________

(подпись)

Научный руководитель:

Ст. преподаватель кафедры

конституционного и

административного права

Лемешева Ирина Владимировна

____________________________

(подпись)


г. Тирасполь

2007 год

^ ПЛАН
Введение....................................................................................................... 3 - 5

Глава 1 История возникновения института гражданства (подданство)................................................................................................. 6 - 14

Глава 2 Понятие института гражданства.............................................. 15 - 27

2.1 Основы правового статуса гражданина...................................... 15 - 16

2.2 Понятие и общие положения по гражданству ……….…….…. 17 - 21

2.3 Основные принципы гражданства............................................. 22 - 27

Глава 3 Двойное гражданство (бипатриды)......................................... 28 - 29

Глава 4 Лица, не имеющее гражданства (апатриды)......................... 30 - 33

4.1 Лицо, не имеющее гражданство……………………………….…… 30 - 31

4.2 Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев……... 32 – 33
Глава 5 Способы приобретения и утраты гражданства……….….. 34 - 62

5.1 Приобретения гражданства ………………………………….……. 34 - 56

5.2 Утрата гражданств и восстановление в гражданстве……...……. 57 - 62

Заключение.................................................................................................. 63 -64

Библиография............................................................................................ 65 - 68
Введение

В данной работе автор рассматривает один из наиболее важных институтов - гражданство. Поскольку обладание гражданством является одним из основных элементов правового статуса личности, также является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица внутри государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы. К сожалению не все государства получают признание и статус субъекта международного права, например как Приднестровская Молдавская Республика, из–за чего у граждан возникает необходимость в приобретения второго гражданства, других признанных государств. Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека.

Законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовых проблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических, социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, а также преодолением во многом искусственной самоизоляции республики и развитием отношений с другими странами.

Предметом исследования является институт гражданства, способы приобретения утраты гражданства, двойное гражданство, статус личности в качестве апатрида, проблемы связанные с гражданством (необходимость второго гражданства) из-за непризнанности нашего государства.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей республике высшей ценностью прав и свобод человека. Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других в межгосударственном общении формах.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой – как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства.

По существующей в Законе « О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» формуле гражданство есть устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в соблюдении взаимных прав и обязанностей.

В ходе исследования задача автора – освещение института гражданства в неразрывной связи неотъемлемых прав личности на него, проследить исторические аспекты становления института гражданства, выявить и раскрыть наиболее полно институт гражданства, опираясь в исследовании на научные труды в области конституционного и международного права.

Цель исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе демократического правового государства. Понять и изложить особенности функционирования закона о гражданстве и его основных положений в сравнительном анализе, рассмотреть механизмы реализации права на гражданство.

В данной работе использовались следующие методы исследования: изучения и сравнения законов, регулирующих институт гражданства, Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации.

^ Правовую базу составляет законодательство Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства, международные пакты и конвенции.

^ Теоретическую баз дипломного исследования составили труды видных Российских учёных, в области конституционного, международного права: Козлов Е. И., Кутафин О. Е., Лазарева В.В., Маклаков В.В., Гуревич А. Я., Баглай. М. В., Габричидзе Б. Н., Авакьян С.А., Мюллерсон Р.А. , а также ученых – историков: Исаев И.А., К о б р и н В. Б., Лимонов Ю.Л., Насонов А. Н..

В ходе написания работы проводились сравнения используемой теоретической базы с законодательством Приднестровской Молдавской республики. Тема данного дипломного исследования обостряется связываясь с положением непризнанности Приднестровской Молдавской Республики.

^ Научная новизна обусловлена тем, что проблема гражданства до сих пор не решена однозначно и не исчерпана.


Глава 1. История возникновения института гражданства (подданство)
Гражданством (в современном понимании) именуется устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служит предпосылкой и основой правового статуса гражданина. Предоставляя человеку гражданство, государство берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство за пределами страны. Предшественником термина "гражданство" является понятие "подданства", считаю целесообразным для глубокого исследования Института гражданства, начать его рассмотрение с истоков зарождения данного понятия.

«Вассалитет» и “подданство - министериалитет”- понятия эти условные. Вассалитет1, как известно, система отношений личной зависимости одних феодалов от других, т. е. иерархия на вполне определенной ступени развития феодального общества. Вассалитет сформировался во вполне развитый институт в VIII-IX вв. во Франкском государстве. Вассальная служба – и в том ее главная особенность – не ущемляла личную свободу вассала, находящегося под покровительством сеньора. освобождало от них и другую сторону феодального договора”2. Вассалитет в Западной Европе теряет свое значение с образованием в позднем средневековье единых государств и развитием товарно-денежных отношений, разрушавших иерархию собственности.

На месте вассалитета возникало государственное подданство. Термин “подданство” мы употребляем в двух значениях. Подданство государственное – это ступень развития, когда всякий подчиняется верховному сюзерену напрямую, а не через вассалитет. Подданство-министериалитет – это служба, в которой отсутствует договорная основа, т. е. слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина. Слуга мог приобретать большую власть и собственные владения, но по отношению к слуге господин имел всегда принципиально больше прав, чем к вассалу.

Вассалитет на Руси генетически был обусловлен княжеско-дружинными отношениями и являлся, таким образом, преемником военной демократии. Русскую дружину, как ее рисует “Повесть временных лет”, можно представить себе и своеобразной военной общиной, и своеобразным казачьим войском, возглавляемым атаманом. От общины идут отношения равенства, находящие внешнее выражение в дружинных пирах (ср. “братчины” в крестьянских общинах), от “казачества” - роль военной добычи как главного источника существования, который функционировал как в прямом, так и в превращенном виде, ибо дань – это и выкуп за несостоявшийся подход. Выразила же дружина Игоря согласие на предложение Византии (“Не ходи, но возьми дань”) в красноречивой формуле: “… что хочем более того: не бившеся, имати злато” 1.

Вместе с тем несомненно постепенное исчезновение последних остатков вассалитета в России в XV-XVI вв. и господство отношений типа государь – холоп в самой жесткой форме. В отличие от стран западноевропейского региона, на Руси произошел переход от вассалитета к подданству – министериалитету, который не дал возможности классу феодалов сохранить свои политические права и привилегии, а также гарантии против произвола монарха.

Россия не знала людей, аналогичных западноевропейским легистам. Здесь не разрабатывались общие юридические теории, но это означает не отсутствие соответствующего сознания, а лишь необходимость извлекать данные о нем из косвенных источников2. “Повесть временных лет” в своих часто легендарных рассказах создает некий легендарный образ отношений князя и дружины. Вне зависимости от того, в какой мере образ соотносился реальностью прошлого, по этому источнику видна ценностная ориентация высших слоев общества XII века. Князь не только “думает” с дружиной, но и готов даже на удовлетворение “престижных” требований подвыпивших дружинников, не желавших пользоваться деревянными ложками. С другой стороны, дружинник (Блуд), изменивший своему князю, не нарушившему своих обязательств, “горьше суть бесов”1. Вассалитет нашел свое выражение, в частности, в том, что в русско-византийских договорах X в. бояре и дружинники выступают не столько как представители князей, сколько как полноправные участники соглашений.

Следы (но, впрочем, как мы увидим, только следы) дружинного менталитета сохраняются и в будущем, когда подданство вытесняет вассалитет. Об этом свидетельствует существование в XIV-XV вв. категории княжеских “слуг вольных”; традиционный пункт междукняжеских соглашений: “А боярам и слугам межи нас вольным воля2”. И даже тогда, когда отношения подданства в холопской форме господствуют уже безраздельно, мы встречаемся с реликтами дружинного сознания. Опричная пародия на монастырь с “братией” и совместными пирами при безоговорочном торжестве самого жестокого деспотизма была внешней уступкой воспоминаниям о дружинных временах. Для настоящей статьи важно определить взаимосвязь смены вассалитета подданством и соответствующих изменений в системе ценностей. В связи с этим обратимся к Северо-Восточной Руси XII в. Здесь по-прежнему преобладали дружинные связи, не отличавшиеся типологически от подобных в Приднепровье. Так, в 1174г., после убийства Андрея Боголюбского, именно съезд дружинников решал вопрос о князе3. Когда же князья отдали старейшинство другому кандидату, то дружина решительно пресекла попытку князей посягнуть на ее право выбора. Однако именно в этом регионе и в это же время возникают первые симптомы кризиса дружинных отношений и появляются монархические черты в княжеской власти. При Андрее Боголюбском все большее значение приобретает не старшая дружина, а реальный административный аппарат, рекрутировавшийся из младшей дружины – “детьцких”. Этот слой находился в жесткой служебной зависимости от князя. Вряд ли случайно, что этот слой с конца XII в. получает название дворян, т. е. людей княжеского двора1, личных заслуг князя, а не его друзей и соратников (“дружина”). Отсюда вытекает и отмеченное А. А. Горским резкое падение частоты употребления термина “дружина” в VIII в., вытеснение его термином “двор”2.

В XVI в. государственный аппарат сформулировал “философию” подданства-министериалитета такой фразой: “а государю холоп без вины не живет”. Слова эти нужно было произнести на переговорах с посольством от короля Сигизмунда-Августа (7 мая — 15 сентября 1566 г.), если спросят про князя Михаила Воротынского, “про его опалу”. Подданство-министериалитет предполагало и особый, деспотический характер опалы: “князь Михайло государю погрубил и государь на него опалу было положил, а ныне его государь пожаловал...”. Заслуживает внимания сам термин “опала”, происходивший от глагола “опалиться” (разгневаться), однокоренного с глаголом “палить”. Опала, таким образом, не столько наказание за вину, сколько результат вспышки монаршего гнева, о причинах которого вовсе не обязательно знать ни самому опальному, ни остальным подданным государя. Именно потому новеллой права стала крестоцеловальная запись Василия Шуйского, запрещавшая налагать опалу без боярского суда.

Однако даже в XVI в. менталитет холопства (при несомненном его преобладании) не был единственным в среде русских феодалов. На эту мысль наводят сочинения Ивана Пересветова. Для него, выросшего в Великом княжестве Литовском, служившего в Чехии и Молдавии и привыкшего к иной модели отношений монарха с подданными, оказалось непривычным собственное превращение в “холопа”. И хотя он в челобитных именует себя в точном соответствии со сложившимся этикетом, однако в “Сказании о Магомете-салтане” он, выступая против холопства, вкладывает в уста Магомет-салтана такие слова: “В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга: они то есть порабощены, и тот человек срама не боится, а чести себе не добывает, а речи такой: „Хотя и богатырь или не богатырь, однако, есми холоп государев (разрядка наша.— Авт.), иново мне имени не прибудет”. Пересветов, таким образом, подвергает критике уже установившееся общее обозначение русских светских феодалов — от рядового сына барского до боярина. Говоря далее о порядках в Византии “при царе Константине Ивановиче”, Пересветов видит причину гибели империи и в том, что “вельможи его (царя. - Авт.), что люди лутчие, и те порабощены были в неволю, а все те были против недруга не бойцы” 1. А. А. Зимин отмечал противоположности программ Пересветова и опричнины царя Ивана, выраженных в широко известных формулах: “воинниками царь силен и славен” и “жаловати есмя своих холопов вольны, а и казниты вольны же”2. Думается, пересветовские взгляды противоречили и уже устоявшемуся строю политических взаимоотношений в правящей верхушке общества.

Обращает на себя внимание то, что в XVII в. самоназвание “холоп твой” уже осознавалось как привилегия господствующего класса, ибо крестьяне и посадские люди, по словам Г. Котошихина, “пишутца в челобитных своих „рабами и сиротами", а не „холопами”3.

Западноевропейский вариант централизации отличался от русского: переход от вассалитета к государственному подданству или подчинение всех одному сюзерену не через иерархию, а напрямую, не лишал общества приобретенных свобод и привилегий: они институализировались в сложнейшей борьбе, приобрели характер законных, четко оговоренных вольностей. В этих условиях королевская власть в Европе, действительно, с трудом сдерживала децентрализаторские стремления господствующего класса, особенно верхушки. Ф. Энгельс в работе “О разложении феодализма и возникновении национальных государств” писал: “В каждом из этих средневековых государств (речь идет о Западной Европе.— Авт.) король представлял собой вершину всей феодальной иерархии, верховного главу, без которого вассалы не могли обойтись и по отношению к которому они одновременно находились в состоянии непрерывного мятежа... А каково было во времена позднего средневековья, когда ленные отношения во всех странах образовывали клубок прав и обязанностей, пожалованных, отнятых, снова возобновленных, отобранных за проступки, измененных или как-либо иначе обусловленных,— клубок, который невозможно было распутать?.. Вот в чем причина той длившейся столетия переменчивой игры силы притяжения вассалов к королевской власти как к центру, который один был в состоянии защищать их от внешнего врага и друг от друга, и силы отталкивания от центра, в которую постоянно и неизбежно превращается эта сила притяжения; вот причина непрерывной борьбы между королевской властью и вассалами...”1. Королевская власть была прогрессивна, ибо к вольностям прибавлялось единство созревавшей нации, т. е, условие для развития капитализма. Она являлась, по словам Ф. Энгельса, “представительницей порядка в беспорядке”2. Можно ли переносить эту характеристику, как это принято в нашей науке, на процесс централизации в России? Едва ли в России переход к государственному подданству произошел не от вассалитета, который почти угас и не мог закрепить политические права и привилегии за феодалами, а от подданства-министериалитета, подданства в холопской форме.

Типологически русский вариант деспотического самодержавия близок византийскому, в котором также не было развитого вассалитета. Как отмечал А. Я. Гуревич, Византия не знала феодального договора, принципа вассальной верности или групповой солидарности пэров. “Вместо тесных „горизонтальных" связей между лицами одинакового статуса преобладали „вертикально" направленные отношения подданных к государю. Не взаимная помощь и обмен услугами, а односторонняя холопская зависимость низших от вышестоящих определяли облик этого общества. Самые могущественные, знатные и богатые люди, достигшие высших должностей в государстве, оставались совершенно бесправными и не защищенными законом по отношению к императору, который мог произвольно лишить их имущества, чина и самой жизни, так же, как возвысить любого человека и выскочку из простонародья превратить в первого сановника империи”1. Гуревич А.Я, сравнивает византийские порядки с “правовым компромиссом” между вассалами и королем по “Великой хартии вольностей”. Такой же сравнительный анализ напрашивается и по русско-английским реалиям. Даже формулы деспотизма в России и Византии схожи: “а жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же” — и; “что угодно императору, то имеет силу закона”. Это — один и тот же принцип деспотического самодержавия.

Явления прошлого оцениваются обычно с точки зрения перспективы исторического развития. С “Истории государства Российского” Н. М. Карамзина утверждалась в науке оценка централизации, исходившая прежде всего из государственных потребностей единения страны и создания сильной монархической власти. Новое теоретическое обоснование эта позиция получила у историков так называемой, государственной школы. В трудах Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева утверждалась мысль, что подавление “боярской крамолы” и наступление великокняжеской (царской) власти на удельную независимость означали успех централизации, несомненно, благоприятный для страны, народа и вообще дальнейшего развития2. Полемика Н. Г. Чернышевского с Б. Н. Чичериным о сути централизации не затронула генеральной линии развития исторической науки и, благодаря трудам С. М. Соловьева, профессионального историка, многие идеи государственной школы были унаследованы последующими поколениями историков, в том числе и советскими. Известную роль сыграло и огосударствление самой науки с конца 20-х гг., закрепление в сознании людей государственнических представлений.

В советской историографии тезис о безусловной пользе централизации теоретически подкрепляется ссылками на упомянутую известную работу Ф. Энгельса — так априорно высказывается мнение о тождестве процессов централизации и на Западе, и в России. Между тем институализированная оппозиция не утвердилась в привилегиях по закону, и деспотизм надолго сковал русское общество. Централизация в России законсервировала сугубо средневековый тип отношений в обществе, не создавая твердых юридических оснований прав и обязанностей личности. Именно этим вариантом централизации была, видимо, обусловлена политическая слабость русской буржуазии, ее привязанность к колеснице самодержавия. Подданство в холопской форме тормозило развитие общества, ибо буржуазные отношения могли возникнуть (как это и произошло в Европе) только на базе имеющихся в феодальном обществе свобод. К. Маркс писал: “Там, где она (капиталистическая формация.—Авт.) наступает, уже давно уничтожено крепостное право и уже значительно увял яркий цветок средневековья — свободные города”1. Тип подданства в холопской форме способствовал возникновению и длительной стабилизации крепостничества. Именно поэтому освобождение народа от крепостной зависимости произошло тогда, когда иным стал господствующий класс: ведь первые проекты отмены крепостного права появляются почти сразу после указа о вольности дворянства 1762 г.

^ Глава 2. Понятие института гражданства

2.1 Основы правового статуса гражданина

«Гражданство» - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означающая подчинение данного лица суверенной власти соответственного государства независимо от своего местонахождения…

Гражданство – это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно-организованному обществу.

Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае длительного пребывания гражданина за границей она не прерывается1.

В силу традиций и возможностей эта правовая связь и ее устойчивость целиком и полностью зависят не от гражданина, а от государства. Взимание налогов, призыв на военную службу, защита гражданских прав и свобод и т. д. – все это осуществляется исключительно по инициативе государства. Гражданин лишь выполняет то, что государство от него требует на законном основании. Гражданин от этого не перестает быть гражданином, даже если не пользуется своими правами – не участвует в выборах, например, и даже когда не исполняет своих обязанностей – не служит в армии. Он может быть наказан, получить «срок» за уклонение от налогов или воинской повинности, но гражданином остается.

Если посмотреть на гражданство с других позиций, то можно рассматривать его как право собственности на государство. В самом деле, полноправный гражданин обладает правом голоса, он избирает законодательную власть и тем самым, в значительной степени, влияет на всю внутреннюю и внешнюю государственную политику, как - то: экономические программы, позицию страны в международных отношениях, даже на формирование исполнительной и судебной властей. От гражданина опосредованно, зависит и величина собираемых налогов, и войны, в которых участвует или не участвует его государство.

Гражданин же - субъект права, он равновелик с государством в правовом отношении, владеет своим государством и распоряжается им непосредственно или через выбираемые органы власти, и может не только

судиться с государством даже в национальных судах, но и выигрывать тяжбы.


^ 2.2 Понятие и общие положения по гражданству
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т. е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

В монархических государствах употребляется термин «подданство», который формально устанавливает личную верность монарху, но фактически равнозначен гражданству. Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государства, всех обязанностей установленных конституцией и законом. В то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, распространенные и в Приднестровье, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законодательство об иммиграции и о гражданстве, судебная практика по этим вопросам весьма развиты. Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами).

В любом государстве проживают люди, правовое положение которых отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда являются гражданами данного государства, но значительные группы не имеют гражданства (апатриды) или являются иностранными гражданами. В некоторых государствах признается двойное гражданство – такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

В Приднестровской Молдавской Республики основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя Установлено, что гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его1.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством, и прежде всего условия приобретения и прекращения гражданства Приднестровской Молдавской Республики. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве. Закон устанавливает также порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Гражданство Приднестровской Молдавской Республики - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность прав и обязанностей и их защиту со стороны Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Конституционный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

  Гражданство - один из основных элементов правового статуса лица, определяет принципиальные начала взаимоотношений государства и личности, то общее, главное условие, которое необходимо для распределения на него всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также защита его государством, где бы он ни находился.
Такое понимание гражданства получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Об этом свидетельствует, например, один из признанных авторитетов в области прав человека, член Европейской Комиссии по правам человека в Совете Европы австрийский юрист - профессор Феликс Эрмакора. Он считает, что, хотя в современном международном праве и нет специальной нормы, которая признавала бы гражданство в качестве одного из прав человека, тем не менее, гражданство вынуждено выступать как непременное условие (conditio sine qua non) признания целого ряда прав и свобод и в их числе - принцип равенства. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Способы приобретения, изменения и утраты гражданства устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Международно-правовые нормы о гражданстве регулируют как общие вопросы гражданства (о праве каждого на гражданство; о сохранении гражданства при вступлении в брак; о гражданстве детей и др.), так и специальные (проблемы двойного гражданства и лиц без гражданства)1.

Все отношения, связанные с гражданством Приднестровья, регламентируются Конституцией Приднестровской Молдавской Республики и Законом "О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики" от 24 февраля 2000г. (№255-КЗИ (№ СЗМР 00-1)).

Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституции и соответствующих законодательных актах. Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства. Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя Закон о гражданстве, внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах.

Сущность связей по гражданству сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства как внутри страны, так и за её пределами, к наделению его государством всей полноты прав, свобод и обязанностей. Это связано с развитием идей этатизма в российском государстве. В настоящий же момент гражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждение новой Конституции взаимоотношений личности и государства.
Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью1.

В Конституции Приднестровской Молдавской Республики кроме заключенных в ней институтов - Конституционного строя, государственного устройства государства, системы государственной власти и системы местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. По Конституции Приднестровской Молдавской республики: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Основы правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права и свободы, а также мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Приднестровской Молдавской Республики приобретается и прекращается в соответствии с законом о гражданстве Приднестровской Молдавской Республики.

^ 2.3 Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности.

Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом.

Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав1.

Только граждане Приднестровья могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности. 80-е годы во многих европейских странах (Франция, ФРГ, Бельгия, Швейцария и т.д.) по мере усиления процессов интеграции все более четко обозначается либерализация оснований приема в гражданство, нарду с этим снимаются ограничения, и расширяется объем прав иностранцев.

В скандинавских странах (за исключением Финляндии) по законам о гражданстве конца 70-х начала 80-х годов иностранцам предоставляются некоторые политические права. В Дании, например, иностранец, проживший здесь 3 года, пользуется активным и пассивным избирательным правом при выборе коммунальных органов; пользуются иностранцы и свободой выражения мнений. Однако свободы собраний и объединений предоставляются только гражданам1.

Демократический принцип провозглашения в действующей Конституции является своеобразной гарантией свободного использования приднестровским гражданином его прав и свобод - "гражданин Приднестровской Молдавской Республики не может быть выслан за пределы Приднестровской Молдавской Республики или выдан другому государству". Хотя высылка приднестровских граждан за пределы Приднестровья как мера уголовного наказания не предусмотрена действующим Уголовным кодексом. Правило, прямо запрещающее высылку приднестровских граждан за пределы Приднестровской Молдавской Республики провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну. Запрещение высылки приднестровского гражданина другому государству, под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче гражданина Приднестровской Молдавской Республики возникает обычно в случаях, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину.

В России правило Конституции о запрещении выдачи граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории затрагивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии1.

В Законе о Гражданстве говорится о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства на протяжении всей его 70-летней истории. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан.

Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так уже выше упомянутая Всеобща декларация прав человека устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства2; в Международной Конвенции о сокращении без гражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 дополнительного к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является3. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст.II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).

Отказавшись от этого антидемократичного института, российский законодатель тем самым привел законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Российской Федерации находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к государствам - бывшим республикам СССР. Нуждаются в защите и граждане Приднестровской Молдавской Республики, выезжающие за границу на время - в командировки, по контрактам, по частным делам и тому подобное.

В России же, государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международным договорам Российской Федерации, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан.
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года. Действует также Консульский устав 1976 года. Россией заключены и многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции. К функциям дипломатического представительства относятся, в частности, защита интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом. Посольство может консультировать своих граждан по возникающим у них вопросам делать запросы по поводу защиты интересов граждан, заявлять протесты и делать представления властям страны пребывания. Консул ведет учет постоянно и временно прибывающих в его консульском округе российских граждан, имеет право производить усыновление детей, состоящих в гражданстве России и проживающих вне её пределов, принимает меры к установлению опеки и попечительства над находящимися в его округе несовершеннолетними российскими гражданами, к охране имущества, оставшегося после смерти российского гражданина и так далее. Консул следит, чтобы в отношении арестованного по подозрению в совершении преступления или отбывающего наказание в виде лишения свободы российского гражданина соблюдались законы государства пребывания и международные договоры, заключенные Россией с этим государством; обязан посещать российских граждан, находящихся в местах заключения. Он вправе представлять российских граждан в судах и других учреждениях представлять российских граждан в судах и других учреждениях страны пребывания. Консул выдает российским гражданам заграничные паспорта, а также выдает, продлевает и погашает визы на выезд в Россию. Если меры, принятые дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями, не приводят к положительным результатам, для защиты интересов своих граждан Российской Федерации могут быть предприняты и иные вытекающие из международного права шаги1.

Кроме этого в праве существуют тенденции, призывающие государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства. В Законе о гражданстве Приднестровской Молдавской Республики поощряется гражданства Приднестровской Молдавской Республики лицами без гражданства, и не препятствует приобретению ими иного гражданства, кроме того, существует положение о сохранении гражданства Приднестровской Молдавской Республики лицами, проживающими за её пределами, по которым гражданин Приднестровья, проживающий за пределами, не прекращает гражданства. Кроме того, заключение или расторжение брака гражданином Приднестровья с лицом, не принадлежащим к гражданству Приднестровской Молдавской Республики, не влечет за собой изменения гражданства, но если один из супругов изменяет его, то это не влечет за собой изменение гражданства другого супруга1.

Принципы гражданства Приднестровской Молдавской Республики и правила, регулирующие вопросы гражданства Приднестровской Молдавской Республики, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

  1   2   3



Скачать файл (308.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru