Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Достижения культуры советского периода - файл 1.docx


Достижения культуры советского периода
скачать (41.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx42kb.18.11.2011 20:47скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...



Оглавление

контрольной работы по дисциплине «Культурология»

на тему «Достижения культуры советского периода».

Введение ______________________________________________________ 3
1. Культуру как на высший критерий развития общества _____________ 4

2. Сфера материальной культуры _________________________________ 4

3. Сфера политической культуры__________________________________ 6

4.Сфера духовной культуры______________________________________ 7

4.1. Наука



























































____________________________________________________ 8

4.2. Образование______________________________________________ 9

4.3. Литература_______________________________________________ 10

4.4. Изобразительное искусство_________________________________ 13

4.5. Музыкальное искусство____________________________________ 15

4.6. Театральное искусство_____________________________________ 16

4.7. Киноискусство____________________________________________ 18

Заключение ____________________________________________________ 19

Список использованной литературы ________________________________ 20

ВВЕДЕНИЕ

Культурология, как дисциплина, является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания.

Основное назначение культурологи – повышение общекультурного статуса через ознакомление с многообразием типов культуры, закономерностей её развития, о социокультурной динамики, в формировании правильного понимания роли культуры в социуме и в жизни отдельного человека, ее значения в профессиональной деятельности менеджера.

Изучение культурологи необходимо для ознакомления с основными методами культурологического исследования, осознано рассмотреть историко-культурный материал с выделением доминирующих в той или иной культуре ценностей и смыслов, составляющих ядро её культурно-исторического наследия.

Культурология способствует формированию развитых духовных и эстетических вкусов, чувств, принципов и идеалов.

Систематическое расширение своего культурного кругозора необходимо для будущего менеджера.

Советский период в истории России оставил огромный след и нашу настоящую жизнь мы вольно или невольно, сравниваем с прошедшим периодом. Огромное влияние советский период оставил и на культуре.

Поэтому изучение темы «Достижения культуры советского периода» в рамках учебной дисциплине «Культурология» является необходимым для специалиста в области менеджмента.

Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:

культуру как на высший критерий развития общества

сфера материальной культуры

сфера политической культуры

сфера духовной культуры


  1. ^ Культуру как на высший критерий развития общества

Важнейшим, если не самым главным, показателем развития любой цивилизации выступает культура. Культура - вот подлинная душа и лицо любого народа в тот или иной исторически-временной этап его бытия, сущность и смысл любого его жизнеустройства. В культуре раскрывается духовный мир человека и социума в целом, их созидательные силы (способности, потребности, мировоззрение, умения, социальные чувства, ценностные ориентации). Этим самым культура выступает как мера реализации и развития общественной сущности человека в процессе его социальной деятельности, как "мера" человека. Создавая продукт материальный или духовный (ценность), опредмечивает в нем самого себя, но в той или иной мере свою индивидуальность. Культура - это самосознание общества каждого его периода (советского также), каждой прожитой эпохи. По творениям людей, по духовным и материальным ценностям, созданных ими в данную эпоху, мы судим о ее культуре, а по культуре - об обществе в целом.

Как же следует оценивать отечественную культуру советского народа? Как и другие культурные периоды нашего Отечества, советскую цивилизацию следует оценивать как минимум по трем главным критериям:

а) по достигнутому результату в основных сферах культуры;

б) по развивавшимся тенденциям;

в) по функционированию в обществе двух видов производства - материального и духовного. Рассмотрим их в соответствии с принятой в науке структурой культуры.

2. ^ Сфера материальной культуры.

К концу второго тысячелетия Россия (СССР) стала передовой индустриальной державой с высочайшими технологиями и наукоемкими производствами, а ее народ в большей части стал городским. Из каждых 10 городов 7 было образовано в годы Советской власти. Процесс урбанизации, приведший к формированию специфических социально-пространственных форм поселения, изменению способов и характера труда, обновлению структуры общения и социальных связей, корректировке ценностных ориентаций, сказался и на материальной культуре - она в значительной степени стала культурой индустриального общества. Однако в своем генотипе продолжала опираться на вековые ценности народа: труд как основная добродетель; товарищеская солидарность и единение; братское сотрудничество с людьми других национальностей; поддержка слабого и беззащитного; неприятие корысти, стяжательства, себялюбия; противопоставление личного, эгоистического общинному, коллективистскому и др.

При социализме впервые достигается всеобщность труда как главной культурной ценности. В социалистическом обществе не было классов, слоев, общественных групп, которые бы не принимали участие в общественно полезном труде. Исключительно значимо и то, что социализм ликвидировал безработицу как социальное явление. (В 1986г., накануне устранения СССР, в 24 развитых капиталистических странах было более 40 миллионов безработных).

В основе коллективного труда народа лежала сообща выработанная цель: наиболее полное удовлетворение постоянно растущих материальных запросов трудящихся, рост материального благосостояния всех членов общества, а не одного лишь класса эксплуататоров. В 1913г. промышленность России составляла 12, 5% от объема промышленности США. В 1985г., накануне "перестройки" социализма, объем советского промышленного производства уже составлял свыше 80% от американского, а объем сельхозпроизводства - 85% США. Объем капитальных вложений в народное хозяйство СССР был равен американскому.

СССР как могучая супердержава, занимала ведущее место в мире в базовых отраслях материального производства:

мы были первыми в авиа-ракетно-космическом комплексе;

нам принадлежало первое место по производству тракторов, синтетического каучука, минеральных удобрений, первичной энергии (в миллионах тонн), нефти, природного газа, кокса, чугуна, стали;

мы находились на втором месте по производству азотных и фосфорных удобрений, серной кислоты, электроэнергии, железной руды, первичного алюминия, кальцинированной соды, бурого угля;

советская энергетическая система не имела себе равных в мире.

В условиях советской цивилизации коренным образом менялись материальные условия жизни людей. Так, средняя продолжительность жизни с 32 лет в дореволюционной России увеличилась до 70 лет.

В стране впервые в мире была создана качественно новая система здравоохранения и отдыха. Почти треть врачей мира работали в СССР.



  1. ^ Сфера политической культуры.

Она также принципиально отличалась как от досоветской, так и от постсоветской.

В процессе политического творчества народы России создали впервые в истории мировой цивилизации собственные формы власти - Советы и собственное государство - советскую многонациональную федерацию. Власть трудового народа в условиях возникшей цивилизации - это:

свыше 2 миллионов депутатов народных советов, более половины которых начиная с состава Верховного Совета СССР - рабочие, колхозники, люди, непосредственно занятые на производстве;

более 30 миллионов человек, являвшихся членами депутатских комиссий и помогавших избранникам народа решать возложенные на них задачи;

5,5 миллионов членов постоянно действовавших производственных совещаний (среди которых было две трети рабочих), т.е. органов, которые вместе с администрацией предприятий участвовали в управлении их деятельностью;

7,1 миллиона членов различных профсоюзных руководящих органов (а профсоюзам государством были переданы широкие полномочия в области социального страхования, отдыха, культуры, спорта и т.д.);

Конечно, становление новой политической системы - это сложный, противоречивый, неоднозначный процесс. Участвуя в нем, рабочие, крестьяне, интеллигенция видели "изнутри" все недостатки этой системы, а потому серьезно критиковали проявления бюрократизма, вождистские претензии руководителей различного ранга - от начальника цеха и до министра, от секретаря парткома и до генсека. Одновременно они видели и достоинства этой системы, а потому на Всесоюзном референдуме в марте 1991 года, в самый решающий момент истории - "быть или не быть" - в своем большинстве (76%) высказались за сохранение СССР. Таков действительный исторический факт, и игнорировать который, значит, грубо искажать реальный культурно-исторический процесс.


  1. ^ Сфера духовной культуры.

Ее краеугольный камень - наиболее полное удовлетворение духовных потребностей всего советского народа, а не "элиты", как это было раньше. "Высшая культура, - утверждал Н.А. Бердяев, - нужна лишь немногим. Для средней массы человечества нужна лишь средняя культура … Высшие цели мировой и исторической жизни связаны с тем, что понятно и существенно нужно лишь немногим. Но этим нужным и понятным лишь немногим духовно держится весь мир и вся история".

Область духовных ценностей, или ценностное духовное пространство, возникающее в советских условиях, можно описать как совокупность конкретных сфер культуры, возникающих и развивающихся в ходе взаимодействия человека с определенной средой обитания. Эта среда обитания, где и протекал процесс социализации ("окультуривания") советского человека, была многообразна и насыщена выдающимися феноменами культуры.

    1. Наука.

Основополагающим принципом науки в социалистическом обществе является ее глубокая народность. Советская наука - это прежде всего наука, служившая интересам народа. В этом ее главная особенность и важнейшая черта. Из этого, собственно говоря, вытекают и все другие особенности (демократизм, гуманизм, доступность и др.).

За семь десятилетий в стране произошло небывалое по темпам развертывания увеличение сети научных учреждений, гигантский (без всяких преувеличений!) рост научных кадров. Число научных работников в СССР по сравнению с 1913г. увеличилось в 108 раз и составило одну четвертую всех ученых мира.

Советская наука в ХХ столетии стала феноменом поистине мирового масштаба. В 70-е годы русскоязычный поток в мировой научной литературе составил свыше 20%, англоязычный - около 50%, а поток на всех остальных языках народов мира (немецком, французском, испанском, китайском и т.д.) - около 30%. Таким образом, русскоязычный поток был всего в 1,5 раза меньше, чем на всех остальных языках без английского!

О колоссальных изменениях масштабов, качества и роли отечественной науки в ХХ столетии говорят многие и многие гениальные открытия, внедрения, решения. Среди них может быть самый главный состоит в следующем. Еще в начале века К.Э. Циолковский в провинциальной Калуге конструировал реактивные аппараты для межпланетных путешествий и писал превосходные научно-фантастические очерки "Грезы о Земле и небе", при этом он представлялся окружающим беспочвенным мечтателем, "чудаком", тратящим свой скудный заработок провинциального учителя на никем не признанные изобретения. А уже в 50-60-е годы ХХ столетия русская наука и техника выведет на космическую орбиту "Спутник" (и это слово войдет во все языки народов мира в русской транскрипции), а затем и пилотируемый космический корабль "Восток" с человеком на борту. Им станет гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин.

В этом году 9 марта Юрий Алексеевич Гагарин праздновал бы юбилей 75 лет со дня рождения.

Фундаментальные теоретические исследования советских физиков получили широкое признание во всем мире. В 1962 г. Л.Д.Ландау была присуждена Нобелевская премия за разработку теории жидкого гелия. 17 октября 1978 г. Шведская академия наук присудила Нобелевскую премию П.Л.Капице за фундаментальные исследования в области физики низких температур.

Фундаментальные исследования в области квантовой электроники, проведенные академиками Н.Г.Басовым и А.М.Прохоровым, в 1964г. также были отмечены Нобелевской премией. Эти исследования ознаменовали новый этап в развитии радиоэлектроники. В СССР был создан первый молекулярный генератор - лазер, открыта цветная голография, дающая возможность получать объемные изображения предметов.

Ракетно-космическая техника расширила возможности исследовательских работ в области астрофизики и астрономии. С помощью искусственных спутников был открыт и исследован внешний радиационный пояс Земли, магнитное поле Земли и Луны, началось изучение дальних космических объектов (Марса, Венеры и др.). Это способствовало развитию науки о Вселенной.

    1. Образование

Развитие советской системы народного образования, органически связанного с наукой, обеспечило доступ к знаниям всем гражданам без какого-либо ограничения (социального, национального, финансового), чего, кстати говоря, не смогли сделать даже высокоразвитые, весьма богатые страны. На планете в конце 80-х годов (к моменту ликвидации СССР) около 800 миллионов взрослых (в возрасте от 15 лет и старше) не умели читать и писать.

В СССР неграмотность как социальное явление перестала существовать. В 1986г. на 1000 работающих приходилось 122 человека с высшим и 761 – со средним (полным или неполным) образованием. В 70-е годы в основном завершился переход ко всеобщему среднему образованию.

Все граждане общества имели гарантированное право на бесплатное образование. Почти 94 миллиона человек в СССР, или двое из каждых пяти, учились в средней школе, профессионально-техническом училище, среднем специальном или высшем учебном заведении, повышали свою квалификацию на курсах по обучению вторым или смежным профессиям с гарантией трудоустройства. Учащиеся и студенты бесплатно получали учебники, многие – стипендии, питание, общежитие.

Уровень и качество образования постоянно повышались. Не случайно советскую систему образования называли (и продолжают называть еще) лучшей в мире.

И совсем не миф, что мы были самой читающей страной в мире. До 1982 г. СССР занимал первое место в книжном мире, в том числе и по вопросу переводных изданий.

В 70-е годы 300-тысячным тиражом была выпущена 200-томная "Библиотека всемирной литературы", куда вошли произведения всех великих писателей планеты от античности и до наших дней. Цена одного тома не превышала 2-х рублей.

    1. Литература.

Русская литература с победой революции и массовой миграцией интеллигенции не перестала существовать на просторах России и служить своему народу в новых социальных условиях. В литературно-художественном процессе на первый план помимо маститых М.Горького, В.Маяковского, А.Блока, принявших революцию, выдвигаются множество молодых талантливых писателей: Л.Леонов, М.Зощенко, Э.Багрицкий, Б.Пастернак, Н.Тихонов, И.Бабель, Ю.Олеша, В.Катаев, Н.Заболоцкий, Д.Фурманов, А.Фадеев. Это было время, когда на ниву отечественной культуры воспарил великий талант М. Шолохова ("Донские рассказы"). Ярко заявляют о себе А.Платонов и М.Булгаков, чьи первые книги появились уже в 20-е годы. Главным объектом внимания подавляющего большинства писателей, независимо от того, в каких литературных жанрах они работали, с самого начала стали события революции и гражданской войны.

30-е-40-е годы – время появления масштабных литературных произведений, но в первую очередь великого романа М.А.Шолохова "Тихий Дон", который позднее назовут "энциклопедией народной жизни". Выходят в свет и такие выдающиеся произведения как "Мастер и Маргарита" М.Булгакова, "Петр Первый" А.Толстого.

Другой выдающийся пласт отечественной литературы ХХ столетия несомненно связан с Великой Отечественной войной советского народа за сохранение свободы и независимости Родины.

Этим временем рождена великая поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин", многие выдающиеся произведения К.Симонова, Н.Тихонова, А.Прокофьева, А.Бека, В.Гроссмана, лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, поэзия М.Исаковского, П.Антокольского, М.Алигер, публицистика И.Эренбурга, А.Толстого, Л.Леонова, А.Гайдара.

Великая нравственная природа героического подвига защитников Родины запечатлена в произведениях М.Шолохова "Наука ненависти", А.Толстого – "Русский характер", Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке", А.Фадеева – "Молодая гвардия", Д.Медведева – "Это было под Ровно", П.Вершигоры – "Люди с чистой совестью", В.Некрасова – "В окопах Сталинграда", Ю.Бондарева – "Батальоны просят огня", В.Быкова – "Третья ракета", М.Казакова – "Звезда", А.Ананьева – "Версты любви" и др. из поколения "лейтенантов".

Одним из ведущих ценностно-смысловых ориентиров русской литературы ХХ столетия стал подчеркнутый интерес к историческим, переломным моментам в жизни народа. Образуется целый пласт исторической прозы. К страницам отечественной истории обращаются выдающиеся романисты: С.Сергеев-Ценский – "Севастопольская страда"; А.Новиков-Прибой – "Цусима"; В.Шишков – "Угрюм-река"; С.Злобин – "Салават Юлаев"; С.Бородин – "Дмитрий Донской"; С.Голубев – "Багратион"; А.Степанов – "Порт-Артур"; Л.Раковский – "Генералиссимус Суворов", В.Шишков – "Емельян Пугачев"; Ю.Герман – "Россия молодая"; О.Форш – "Первенцы свободы" и др.

60-е годы ХХ столетия – это бум молодежной поэзии. Одни, следуя традиции В.Маяковского, служили так называемой "громкой" поэзии, выступали в массовых аудиториях с чтением своих стихов: Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, А.Вознесенский. Другие исповедовали "тихую" поэзию: Н.Рубцов, Вл.Соколов, А.Жигулин и др. В это же время возник и приобрел широкую популярность жанр авторской песни: В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава, А.Галич и др. В 60-е годы возрождается и модернистская поэзия И.Бродского, А.Вознесенского. По-прежнему широко популярно творчество выдающихся Н.Асеева, М.Свелова, Н.Заболоцкого, Л.Мартынова.

В этот же период возникает новый пласт литературы, отразившей борьбу и в КПСС, и в целом в обществе с так называемым "культом личности", репрессиями в годы сталинского правления. Это в первую очередь произведения В. Дудинцева - "Не хлебом единым", А Солженицына – "Один день Ивана Денисовича" и целый ряд других его сочинений, А.Бека – "Новое назначение", В.Гроссмана – "Жизнь и судьба", В.Шаламова – "Левый берег", "Артист лопаты" (сборники рассказов о лагерной жизни).
Все сказанное, может служить объективной основой для вывода: по богатству творческих индивидуальностей, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов советская литература вполне сопоставима с литературой XIX века.

    1. ^ Изобразительное искусство.

С утверждением новой эпохи происходили изменения в искусстве живописи и скульптуры. С самого начала они обратились к темам, сюжетам, рожденным революцией и новыми социальными отношениями. Целая группа художников – Н.А.Андреев, Г.С.Верейский, Б.М.Кустодиев и другие – работала над портретами деятелей революции и творческой интеллигенции. Начинает складываться революционный жанр, к которому относятся ксилография Н.Н.Купреянова "Броневик", линогравюра В.Д.Фалилеева "Революционные войска" и др.

В 20-е годы разнообразно развивалась живопись. В 1922г. на основе Товарищества передвижных художественных выставок возникла Ассоциация художников революции России (АХРР). Среди известных художников этого периода следует назвать М.Сарьяна, А.Куприна, И.Машкова, А.Лентулова, Р.Фалька и др. 20-е годы стали началом складывания "Ленинианы" в изобразительном искусстве. Появилось большое количество живописных, скульптурных и графических изображений В.И.Ленина.

В остальные периоды Советской власти изобразительное искусство жило теми же проблемами, что и весь народ:

в годы Великой Отечественной войны – борьба с фашизмом. Выдающееся место в формировании жанров военного времени принадлежит А.А.Пластову (его картина "Фашист пролетел" - 1942г.), С.В.Герасимову – "Мать партизана, А.А.Дейнеке – "Оборона Севастополя";

в послевоенные годы – это разработка темы предотвращения новой войны, утверждение ценностей труда, личности советского человека, его духовности и достоинства.

Советский период в истории русской живописи – это созвездие ярчайших творческих индивидуальностей: Б.М.Кустодиев, К.С.Петров-Водкин, К.Ф.Юон, И.И.Бродский, С.В.Герасимов, П.М.Шухмин, Г.К.Савицкий, Е.Е.Моисеенко, М.Б.Греков, А.А.Дейнека, Б.В.Иогансон, Ю.И.Пименов, А.А.Пластов, Вл.А.Серов, П.Д.Корин, Д.Н.Налбандян, Д.К.Свешников, Б.И.Пророков, Кукрыниксы – это только небольшая часть имен русских художников советского периода.

Ярко и самобытно проявило себя и искусство скульптуры в советский период.

Первым произведением, появившимся после принятия декрета, стал памятник Радищеву, созданный Л.В.Шервудом и установленный в Петрограде на Дворцовой площади. Позже были созданы памятники Герцену и Огареву (автор Н.А.Андреев), Тимирязеву (автор С.Д.Меркурьев).

Выдающимся мастером советской станковой и монументальной скульптуры 20-30 годов был И.Д.Шадр. Он создал значительные произведения: "Рабочий", "Сеятель", "Крестьянин", "Красноармеец", "Булыжник – оружие пролетариата".

Мощный толчок для развития монументальной скульптуры и послужила открытая Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства. Скульптурная композиция В.И.Мухиной "Рабочий и Колхозница" - символ освобожденного труда – великое произведение эпохи.

Скульпторы Н.В.Томский, Е.В.Вучетич, И.Г.Першудчев, А.Мануйлов, А.Могилевский, О.Мануйлова и др. создали выдающиеся произведения, отражавшие подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Мемориал "Советскому-освободителю" в Трептов-парке в Берлине (скульптор Вучетич, архитектор Белопольский) стал символом победы, которую одержал народ над фашизмом.

В 1980г. в Манеже были выставлены четыре проекта мемориала на Поклонной горе, посвященному бессмертному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. К реализации была принята работа авторского коллектива, возглавляемого скульптором Н.Томским и архитектором Я.Белопольским. Мемориал был воздвигнут, когда Советского Союза уже не было.

^ 4.5.Музыкальное искусство.

После Октябрьской революции 1917г. в Советской республике утвердилась идея государственного музыкального строительства.

Сложнейшие противоречия современности определили содержание большинства произведений советской музыки с самого начала ее становления и развития. Новая тематика музыки складывалась уже в годы Гражданской войны. Широкое развитие получили такие жанры как песня, марш, хоровой плакат. Многое в ту пору рождалось стихийно, в недрах самого народа. Так, на основе ритмической переработки мелодии бытового русского романса "Белая акация" зазвучала песня "Смело мы в бой пойдем". На мелодию песни сибирских политических ссыльных была написана песня "Там вдали за рекой", в молодежной среде родилась песня "Наш паровоз".

В 1925г. ярким событием стало появление первой симфонии Д.Д.Шостаковича, сразу получившей мировое признание.

В 30-е годы музыкальная культура в стране находилась на подъеме. Были образованы Государственный симфонический оркестр СССР (1936г.), Ансамбль народного танца СССР (1937г.), открыты консерватория в Свердловске (1934г.). Появились первые звуковые кинофильмы, в которых звучала яркая музыка, становившаяся в короткий срок популярной в широких слоях населения ("Веселые ребята" И.О.Дунаевского, "Трактористы" Дмитрия и Даниила Покрассов).

Значительный подъем произошел в оперном искусстве. Сразу вошла в мировую оперную классику "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") Д.Д.Шостаковича. Значительными достижениями стали оперы "Семен Котко" С.С.Прокофьева, "Кола Брюньон" Д.Б.Кабалевского.

Балетное искусство получало новое дыхание и обращалось к остродраматическим сюжетам, к классической литературе: "Пламя Парижа" и "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева. Вершиной мировой балетной музыки стал балет "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.

В развитии симфонической музыки основополагающим было творчество Н.Я.Мясковского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, произведения которых получили самую высокую оценку не только в нашей стране, но и в мире.

Песня – это душа русского народа. Во все времена он умел выразить в ней и радость, и печаль, и свои страдания-поиски. В советское время родилось немало великих песен, ставших символом эпохи. Такой была, например, "Катюша" М.И.Блантера, которая обошла весь мир.

Советское музыкальное искусство во всем своем многообразии получает мировое признание и занимает по праву место на самой вершине мировой культуры ХХ столетия. Назовем хотя бы некоторые имена соотечественников, получивших всемирное признание: композиторы – С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, А.И.Хачатурян, Д.Б.Кабалевский, Р.М.Глиэр, А.К.Глазунов, Б.В.Асафьев, Т.Н.Хренников, А.Н.Пахмутова, Р.К.Щедрин, В.А.Гаврилин, А.Г.Шнитке, С.Губайдуллина: дирижеры – С.А.Самосуд, Е.А.Мравинский, Е.Ф.Светланов, Г.Н.Рождественский, В.Федосеев; хоровые дирижеры - А.В.Свешников, А.А.Юрлов; пианисты – Л.Н.Оборин, С.Т.Рихтер, М.В.Плетнев; скрипачи – Л.Б.Коган, Д.Ойстрах, В.Т.Спиваков, В.В.Третьяков; виолончелист – М.Л.Ростропович; певцы – В.В.Барсова, Н.А.Обухова, И.К.Архипова, Г.П.Вишневская, Е.В.Образцова, С.Я.Лемешев, И.С.Козловский, братья Пироговы Г.С. и А.С., М.Д.Михайлов, Е.Е.Нестеренко, В.Атлантов и многие, многие другие.

^ 4.6.Театральное искусство.

Советская власть объявила все театры народным достоянием. Театр был признан пролетарским государством важнейшим средством просвещения, идейного и эстетического воспитания народа, мощным фактором приобщения его к высокой культуре. Если в 1914г. в России было 152 театра, то к 1 января 1938г. их стало 702.

Советский театр – явление многоплановое, разнохарактерное, в котором на различных этапах проявлялись различные тенденции. Мы можем увидеть и тяготение к романтической возвышенности, приподнятости сценических образов, и стремление к психологической углубленности, и к социальной и бытовой конкретности. Крупный след в русской советской драматургии оставили А.Афиногенов, В.Вишневский, В.Киршон, Н.Погодин (30-е годы). Крупнейшим русским драматургом советского времени является Виктор Розов.

Имена мастеров сцены знал буквально каждый человек. К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.И.Качалов, И.М.Москвин.

Особой страницей в истории советского театра была деятельность артистов и режиссеров в годы Великой Отечественной войны. Около 400 театрально-концертных и цирковых коллективов работали во фронтовых условиях, помогая воинам громить фашистов. Всего за годы войны на фронт выехало 42 тысячи артистов, давших 1 миллион 350 тысяч представлений.

Опираясь на традиции русского дореволюционного театра, используя идеи и новые устремления в области сценического искусства, в стране сформировались уникальные по масштабности своего таланта театральные коллективы:

Малый театр: режиссеры А.Д.Дикий, К.А.Зубов, Л.А.Волков.

Большой Драматический театр в Ленинграде: главный режиссер Г.А.Товстоногов.

А наряду с ними, вместе в одном творческом ряду театральные коллективы, обладавшие бесспорной самобытностью, яркими талантами и выдающимися работами:

Московский художественный театр во главе с О.Н.Ефремовым;

Театр им. Е. Вахтангова во главе с Р.Н.Симоновым;

Театр им. В.Маяковского во главе с Н.П.Охлопковым, а позднее с А.А.Гончаровым;

Театр Советской Армии во главе с А.Д.Поповым;

Театр им. Ленинского комсомола во главе с М.А.Захаровым.

Наряду с интенсивным процессом обновления старых театров шло рождение и новых театральных коллективов. В 70-е годы театр переживал настоящий бум. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли театра на Таганке, поставленные Ю.Любимовым, "Современника" (главный режиссер О.Ефремов, после 1971 г. Г.Волчек), в которых играли В.Высоцкий, О.Табаков, Е.Евстигнеев, В.Гафт, М.Неелова и многие другие выдающиеся актеры. Х век – это время расцвета не только драматических, но и музыкальных театров СССР. К концу 70-х годов в стране функционировали 44 театра оперы и балета и 29 театров оперетты и музыкальной комедии.
4.7.Киноискусство.

ХХ век – это время поистине триумфального шествия киноискусства в России. Если музыка, живопись в истории отечественной культуры насчитывают по меньшей мере тысячу лет, театр – свыше 200 лет, то кинематографу всего чуть более ста, а киноискусству – чуть более 80 лет. Именно в советское время складываются различные виды кино – художественное, документальное, научно-популярное, мультипликационное. В каждом виде кино возникает система жанров, т.е. своеобразных кодов, способов разговора художника со зрителями. Так, в художественном кино – это драматические, эпические, психологические, комедийные, приключенческие, детективные, лирические жанры; в музыкальном – кинооперы и кинобалеты, музыкально-биографические фильмы, мюзиклы, музыкальные комедии и т.д.

Отечественное искусство кино прославило себя давно и прочно завоевало авторитет среди своего народа и в мире. Такие фильмы, как "Броненосец Потемкин" С.Эйзенштейна, "Мать" В.Пудовкина, "Путевка в жизнь" Н.Экка, "Земля" А.Довженко, "Чапаев" братьев Васильевых, "Детство Горького" М.Донского, "Нашествие" А.Ромма, "Летят журавли" М.Калатозова, "Баллада о солдате" Г.Чухрая, "Тихий Дон" С.Герасимова, давно стали классикой киноискусства. К ним по праву следует присовокупить многие фильмы С.Юткевича, Г.Козинцева, С.Бондарчука, А.Тарковского, Л.Кулешова, Ю.Райзмана, И.Пырьева, А.Столпера, Л.Кулиджанова, В.Шукшина, Л.Шепитько, М.Хуциева и др.


Заключение

Целью настоящей работы являлось изучение темы «Достижения культуры советского» в рамках учебной дисциплине «Культурология».

Для этого были рассмотрены следующие вопросы:

культуру как на высший критерий развития общества

сфера материальной культуры

сфера политической культуры

сфера духовной культуры

Сотрудничество народов России и в целом СССР в области науки искусства и культуры обогащали духовную жизнь народов, помогали им в гуманистическом жизнеустройстве своего бытия. Таков был общий, совокупный итог тех конкретных изменений, которые произошли в материальной и духовной культуре в советский период отечественной истории. За каких-то 70 лет (!), - по историческим меркам - всего лишь миг! – советский народ, "опираясь одной рукой на плуг, а другой– на меч", вывел свою Родину на духовную вершину мировой цивилизации. Ценностно-смысловые ориентиры культуры советского народа столь велики и безупречны, что им уготована вечная жизнь в социокультурной памяти человечества. Их не изотрет ни время, ни пространство, ни приступы людского невежества.

Знание истории своей культуры является необходимым не только для специалиста в области менеджмента, но и просто для культурного человека.
Список использованной литературы


  1. Абсалямова И.А. Место советской культуры в истории российской цивилизации. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Ч. I. СПб., 2000.

  2. Кара-Мурза С. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой победы. М., 2001.

  3. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Минск, 1998.

  4. Никишов Г.А. Советская культура как новый тип культуры в истории человечества. // "Советская культура в контексте истории ХХ века". Часть I, СПб, 2000.

  5. Шомракова И.А. Книга и возрождение русской культуры. В кн. "Русская культура и современность". СПб, 1993.



Скачать файл (41.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru