Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Основы медицинских знаний - файл 1.rtf


Лекции - Основы медицинских знаний
скачать (636 kb.)

Доступные файлы (1):

1.rtf636kb.18.11.2011 20:49скачать

содержание

1.rtf

  1   2   3
Реклама MarketGid:
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

(курс лекций)
Лекция 1

Современные представления о здоровье человека».
Учебные вопросы.

1. Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека

2. Показатели индивидуального здоровья человека.

3. Факторы, оказывающие влияние и влияющие на здоровье человека. Факторы риска для здоровья человека.

4. Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке.

5. Значение формирования, сохранения и управления здоровья в жизни человека.

6. Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека. Основные направления формирования ЗОЖ у детей и подростков.


^ Определение понятия здоровья, болезни и промежуточных состояний человека.

Выдвижению проблемы здоровья человека в число самых приоритетных задач развития общества в последние годы способствовало резкое ухудшение демографической ситуации в стране, а также выраженные отрицательные тенденции в здоровье подрастающего поколения. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи примерно около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья, сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, сохраняются тенденции роста по ряду заболеваний по таким формам как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства, аллергические заболевания. Вызывает тревогу увеличение числа детей, находящихся в состоянии болезненной алкогольной, наркотической и токсикоманической зависимости. И это не полный перечень проблем здоровья молодежи. Данные результаты указывают на низкий уровень гигиенической культуры подрастающего поколения, свидетельствуют о малой эффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания и просвещения. В связи с этим наипервейшей из задач, определенных в рамках реформы системы образования, должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них сознательного отношения к здоровью, ценностных ориентаций на здоровье и закрепление навыков здорового образа жизни.

Одно из важных условий прогресса общества – всестороннее развитие и совершенствование человека, которое немыслимо без сохранения и укрепления его здоровья. Еще древние утверждали, что - здоровье – это всё, но всё без здоровья это ничто!

В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения в 1948 году было предложено следующее определение здоровья: «Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие индивидуума, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Состояние здорового организма постоянно изменяется, он приспосабливается, адаптируется к условиям окружающей среды, следовательно, это состояние динамично. Данное свойство обеспечивает человеку максимальную продолжительность жизни и возможность полностью реализовать его духовные и социальные потребности.

Таким образом, категория здоровья рассматривается как комплексное и единое динамическое состояние, которое изначально закладывается на уроне генома, а затем реализуется в конкретных условиях жизнедеятельности человека (экологических, социальных, исторических и т.д.). Благодаря именно этому своему свойству и состоянию человек может осуществлять свои биологические, психологические и социальные функции и удовлетворять различные потребности.

Социальное здоровье следует понимать как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Физическое здоровье отражает текущее состояние функциональных возможностей органов и систем органов. Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека, характеризующееся общим духовным комфортом, обеспечивающим адекватным регуляцию поведения и определенное потребностями биологического и социального характера. Социальные и психологические аспекты определяют гармонические процессы развития внутреннего мира человека (согласие с самим собой), и взаимоотношения с окружающими (адаптация в социуме). Поэтому возможно рассмотрение единого социально-психологического аспекта. Физическое здоровье можно рассматривать как результат совершенства саморегулирования и гармонии физиологических процессов, оптимальную адаптацию к окружающему миру.

Также нельзя забывать тот факт, что полное рассмотрение категории здоровья человека невозможно без учета индивидуальных, возрастных, экологических, социально-исторических и других аспектов. Так, например, в меняющихся условиях среды обитания происходит постоянная адаптация -различные нагрузки – физические, эмоциональные, социальные и т.д.). Это изменяет возможности человека, но при этом у индивидуума не отмечается никаких нарушений функционирования и жизнедеятельности.

Другим важным вопросом для современной науки является обоснование понятия болезни. Категория «болезнь» носит конкретный, осязаемый характер. Говоря о болезни, прежде всего, мы четко себе представляем определенную ситуацию, которая имеет особые причины возникновения, специфику проявления, стадии развития, распространение и т.п. Таким образом, болезнь представляется как конкретный патологический процесс (patos – cтрадание). Больной человек теряет активную самостоятельность в реализации своей жизненной установки, оптимальную связь со средой и окружающим его социумом, общество также воспринимает этого человека как больного со всеми вытекающими последствиями (оплата больничных листов, изменение распорядка дня, предоставление социальных льгот и т.п.).

Между состояниями здоровья и болезни выделяют переходное состояние, названное еще древнегреческим врачом Галленом, третьим состоянием. Это состояние имеет свои специфические признаки и проявления. Из субъективных проявлений этого состояния следует отметить периодически повторяющиеся недомогания, повышенную утомляемость, некоторое снижение качественных и количественных показателей работоспособности, одышку при умеренной физической нагрузке, неприятные ощущения в области сердца, склонность к запорам, боль в спине, повышенную нервно-эмоциональную возбудимость и т. п.. Объективно могут быть зарегистрированы тенденция к учащению пульса, неустойчивый уровень АД, похолодание конечностей и т.п. Границей перехода от состояния здоровья к третьему состоянию является тот уровень здоровья, который не может компенсировать происходящие в организме под влиянием негативных факторов изменения, и вследствие чего формируется тенденция к саморазвитию патологических процессов. В качестве начала болезни принято считать появление признаков развивающегося патологического процесса, т.е. момент наступления или утраты способности к полноценному выполнению функций.
^ Показатели индивидуального здоровья человека.

Чтобы понять и оценить состояние человека следует учитывать как внутренние, так и внешние аспекты его функционирования и жизнедеятельности.

Для оценки уровня физического или телесного здоровья обращается внимание на характер и особенности органов и систем органов, что находит свое отражение в различных показателях. Антропометрические данные (рост, вес, окружность груди, головы и т.п.) позволяют оценить степень физического развития. Величина артериального давления, сердечный пульс, характер дыхания, мышечная сила и т.д. отражают работу различных систем организма, т.е. представляют собой функциональные показатели. С помощью разнообразных психологических тестов можно получить информацию о темпераменте человека, его уровне тревожности, внимании, памяти и других психологических характеристиках. Важными также являются и социальные показатели: семья, социальный статус, уровень образования, жилищные условия и т.д. Обобщенная характеристика показателей индивидуального здоровья приведена в таблице 1.




п/п

Название групп показателей

Характеристика показателей

1.

Генетические

Генотип, отсутствие наследственных дефектов


2.

Биохимические

Показатели биологических жидкостей и тканей


3.

Метаболические

Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок


4.

Морфологические

Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)

5.

Функциональные

Функциональное состояние органов и систем а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности, функциональный тип

6.

Психологические

Эмоционально-волевая, мыслительная интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД; тип темперамента; и т.д.

7.

Социально-духовные

Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и реализации потребностей, степень признания

8.

Клинические

Отсутствие болезней, различных повреждений и травм



Таблица 1. Показатели индивидуального здоровья (по Р.И. Айзману, 1996 г.)
Для решения конкретных практических задач, например, лечебных, профилактических, прогностических, используются определенные методики, которые включают отдельные показатели.
^ Факторы, формирующие и оказывающие влияющие на здоровье человека. Факторы риска для здоровья.

Эксперты ВОЗ определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения индивидуального здоровья человека, выделив в качестве основных 4-е производные, которые приведены в таблице 2.




п/п

Сфера влияния фактическая (в РФ)

Факторы укрепления здоровья

Факторы, ухудшения здоровья

1.

Генетические

Здоровая наследственность, отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания

Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность.

2.

Окружающая среда 20-25% (20%)

Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятный климат природы и т.д.

Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические, экологические условия.

3.

Медицинское обеспечение 20-15% (8%)

Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полная медицинская помощь

Отсутствует постоянный медицинский контроль за динамикой здоровья: низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание

4.

Условия и образ жизни 50-55% (52%)

Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватные двигательные акты,

Социальный образ жизни и т.д.

Нездоровый образ жизни


Таблица 2. Факторы, формирующие здоровье.
Установлено, что развитие многих соматических заболеваний связано с негативным действием факторов окружающей среды. Эти факторы называют факторами риска. Так, гиперхолестеринемия (увеличение уровня холестерина в крови) повышает риск развития ИБС у людей в возрасте 35-64 лет в 5,5 раза, повышенный уровень АД – в 6, курение – в 6,5, малоподвижный образ жизни – в 4,4, чрезмерная масса тела – в 3,4 раза. При сочетании нескольких факторов риска вероятность развития заболевания увеличивается (в данном случае в 11 раз). Лица, у которых отсутствуют признаки заболеваний, но выявлены перечисленные факторы риска, формально относятся к группе здоровых, но у них возможность развития ИБС в ближайшие 5-10 лет весьма вероятна.

Климатогеографические особенности места обитания человека (жара или холод, сухие или влажные грунты, перепады температуры и т.д.), всегда были важнейшим фактором, формирующим заболеваемость и смертность.

Человечество в своей деятельности сформировало еще комплекс, так называемых, антропогенных факторов риска, таких как урбанизация, загрязнение окружающей среды и т.д. С их действием связано распространение различных заболеваний, например, ИБС, бронхит, эмфизема, болезни пищевода, желудка, спонтанные аборты, врожденные пороки, воспалительные заболевания глаз и другие. Значимыми факторами риска являются курение, употребление алкоголя, наркотиков и т. п. В таблице приведены некоторые группы факторов риска для здоровья человека.


Климатогеографические

Лабильность атмосферного давления

Гипо- и гипертонические кризы, инфаркт миокарда, инсульт

Длительность воздействия солнечных лучей, сухой воздух, ветры, пыль

Злокачественные опухоли кожи, нижней губы, органов дыхания

Воздействие холодного воздуха, ветра, переохлаждения

Ревматизм, рак кожи

Жаркий климат, высокая минерализация воды

Болезни почек

Избыток или недостаток микроэлементов в почве или воде

Болезни эндокринной системы, системы кровообращения

Экологические


Загрязнение атмосферного воздуха (пыль, химические вещества)

Злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения, женских половых органов, системы пищеварения, мочеполовых органов, эндокринной системы

Загрязнение почвы, водоемов, продуктов питания

То же

Состояние дорог, транспорта, транспортных средств

Травматизм дорожный

Урбанизация




^ Условия труда

Химические факторы (газы и химически активная пыль)

Злокачественные новообразования легких, кожи, болезни женских половых органов. Мочеполовой системы, системы пищеварения

Физические факторы (шум, вибрация, сверхвысокие частоты, ЭМП и др.)

Болезни системы кровообращения, вибрационная болезнь, болезни эндокринной системы

Напряжение органов чувств

Болезни системы кровообращения

Гиподинамия

Болезни системы кровообращения

Вынужденное положение тела

Болезни периферической нервной системы, органов кровообращения

^ Социальный микроклимат

Напряженный микроклимат, стрессы

Болезни нервной системы, системы кровообращения

^ Генетические факторы

Наследственная предрасположенность к заболеваниям

Болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, злокачественные новообразования

Групповая принадлежность крови А(II) и 0 (I)

Злокачественные новообразования органов дыхания, пищеварения, кожи

^ Патофизиологические и биохимические факторы

Артериальная гипертензия

ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни нервной системы

Психоэмоциональная неустойчивость

ИБС, гипертоническая болезнь, атеросклероз, болезни нервной системы

Родовые травмы, аборты

Болезни женских половых органов, злокачественные новообразования


Таблица 2. Факторы риска возникновения заболевания
Объединение многочисленных факторов риска в качественно однородные группы позволило определить относительную значимость каждой группы в возникновении и развитии патологии у населения (табл. 3).



Группа

Факторов

риска


Факторы риска,

Входящие в группу

Удельный вес группы факторов во влиянии на здоровье

I Образ жизни

Курение, злоупотребление табака, алкоголя, наркотиков, лекарствами; нерациональное питание; адинамия и гиподинамия; вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистрессы); непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный образ жизни; чрезмерно высокий уровень урбанизации.



49-53%

II Генетические

факторы

Предрасположенность к наследственным заболевания

Предрасположенность к дегенеративным болезням



18-22

IIIОкружающая среда

Загрязнение воды и воздуха канцерогенами. Другие загрязнения воздуха, воды почвы. Резкая смена атмосферного давления. Повышение гелиокосмических, магнитны и других излучений



17-20

IVМедицинские факторы

Неэффективность профилактических мероприятий. Низкое качество медицинской помощи.Несвоевременность медицинской помощи


8-10

Таблица 3. Группировка факторов риска и их вклад в формирование уровня здоровья населения (Лисицын Ю.П.,1987)


Конечно, следует еще раз подчеркнуть, что влияние различных факторов на здоровье человека необходимо рассматривать в комплексе, учитывая при этом и особенности индивида (возраст, пол и т. п.), а также специфику конкретной ситуации, в которой находится человек.
^ Понятие о популяционном здоровье и основные подходы к его оценке.

Освещение вопросов, связанных со здоровьем, происходит на различных уровнях: индивидуальном (здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье), родовом (проблемы здоровья семьи), популяционном (здоровье населения той или иной территории – популяционное здоровье).

Для оценки здоровья популяции наиболее приемлемыми являются следующие показатели: медико-демографические, заболеваемость и болезненност, инвалидность и инвалидизация населения.

Медико-демографические, в свою очередь, разделяются на показатели естественного движения населения: рождаемость, смертность, естественный прирост населения, среднюю продолжительность предстоящей жизни и др. и показатели механического движения населения (миграция населения).

Рождаемость и смертность населения исчисляются на основе регистрации каждого случая рождения и смерти в отделах записи актов гражданского состояния. Показатель рождаемости или смертности – число рождений или умерших в год, приходящихся на 1000 человек. Если смертность в старческом возрасте является следствием физиологического процесса старения, то смертность детей есть явление патологическое. Поэтому детская смертность является показателем социального неблагополучия, неблагополучия здоровья населения.

Естественный прирост населения – это разность между рождаемостью и смертностью из расчетов на 1000 человек населения. В настоящее время в странах Европы наблюдается снижение естественного прироста населения за счет снижения рождаемости.

Средняя продолжительность предстоящей жизни – число лет, которое в среднем предстоит прожить данному поколению родившихся, если предположить, что на протяжении их жизни смертность будет такой же , как в год их рождения. Исчисляется с помощью специальных статистических методик. В настоящее время высокими показателями считается 65…75 лет и более, 50…65 лет – средним, до 50 лет – низким.

Показатели механического движения населения отражают передвижение отдельных групп людей из одного района в другой или за пределы страны. К сожалению в последнее время вследствие социально-экономической нестабильности в нашей стране миграционные процессы приобрели стихийный характер и стали все более распространенными.

Показатели заболеваемости имеют важнейшее значение в изучении состояния здоровья населения. Заболеваемость изучается на основании анализа медицинской документации: листков нетрудоспособности, карт больных, статистических талонов, свидетельств о смертности и др. Изучение заболеваемости включает в себя также количественную (уровень заболеваемости), качественную (структуру заболеваемости) и индивидуальную (кратность перенесенных за год заболеваний) оценку.

Различают: собственно заболеваемость - вновь возникшее заболевание в данном году; болезненность – распространенность заболевания, вновь возникшего в данном году или перешедшего из предыдущего на данный год.

Заболеваемость населения показывает уровень, частоту, распространенность всех болезней вместе взятых и каждой в отдельности среди населения в целом и его отдельных групп по возрасту, полу, профессии и т. д. Показатели заболеваемости определяются соответствующей цифрой на 1000, 10000 или 100000 человек населения. Виды заболеваемости следующие: общая заболеваемость, заболеваемость с временной утратой нетрудоспособности, инфекционная заболеваемость, детская заболеваемость и т.д.

Инвалидность – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, врожденными дефектами, последствиями травм, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Они выявляются путем регистрации данных медико-социальной экспертизы.
^ Значение формирования, сохранения и укрепления здоровья в жизни человека.

Управление здоровьем предполагает сбор и осмысление информации, принятие решения и его реализацию. ^ Управление здоровьем – это управление механизмами самоорганизации живой системы, обеспечивающими ее динамическую устойчивость. Реализация данного процесса подразумевает формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида.

Под формированием здоровья понимается создание гармонично развитого человека. Забота о здоровье человека начинается с доэмбрионального периода и выражается в профилактике гаметопатий (нарушения строения и функций половых клеток) и общем оздоровлении будущих родителей. Очевидно, что наиболее эффективным является как можно более раннее начало формирования здоровья. Также надо помнить, что человек постоянно меняется на протяжении всей жизни, особенно в критическое периоды жизни (половое созревание, климактерий и др.). От грамотной «настройки» организма зависит его дальнейшее функционирование. Формирование здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решении которой должны участвовать не только врач, педагог, но и каждый отдельный человек.

Сохранение здоровья включает в себя соблюдение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) и возвращение утраченного здоровья (оздоровление), если уровень его приобрел тенденцию к снижению.

^ Оздоровление – это возвращение здоровья на безопасный уровень путем активизации его механизмов. Оздоровление можно проводить при любом исходном уровне здоровья. Важно провести оздоровление взаимоотношений организма с окружающей средой путем их оптимизации. Например: оценка региона проживания, его экологии, возможностей сохранения здоровья конкретного человека в данном месте; исследование экологии жилища, места работы, одежды, питания и д.т. с последующей коррекцией отрицательных моментов (шум, загрязненность среды и др.). Также нельзя игнорировать вопросы гармонизации человека внутреннего мира человека. Важнейшим компонентом в практике оздоровления является просветительная работа и формирование активной позиции по отношению к своему здоровью.

Под укреплением здоровья понимают преумножение его за счет тренирующих воздействий. Поскольку с возрастом уровень здоровья естественно снижается, то поддержание его в прежнем диапазоне требует дополнительной активности. Наиболее универсальными тренирующими воздействиями являются физическая и гипоксическая тренировки, закаливание. Воздействия, которые при этом используются, преимущественно являются естественными (без медикаментов). К ним относятся - очищение организма, оздоровительное питание, закаливание, двигательные и гипоксические тренировки, психоразгрузки, массаж и др.
^ Здоровый образ жизни – фактор, укрепляющий здоровье человека основные направления формирования ЗОЖ у детей и подростков..

Сущность понятия «здоровый образ жизни» можно трактовать как типичную совокупность форм и способов повседневной жизнедеятельности личности, объединяющей нормы, ценности, смыслы регулируемой ими деятельности и ее результаты, укрепляющие адаптивные возможности организма, способствующие полноценному, неограниченному выполнению присущих функций.. Тем самым подчеркивается его неразрывная связь с общей культурой человека. ориентация на ценности является характерной чертой жизнедеятельности личности в зависимости от того, насколько они удовлетворяют ее материальные и духовные потребности. Объективность как свойство ценности содержится в предметно-практической деятельности личности, ее образе жизни.

В подходах к формированию здорового образа жизни за последние годы определились три основных направления: 1) философско-социальное, определяющее ЗОЖ как интегральный показатель культуры и социальной политики общества, что отражает уровень заинтересованности государства вопросами здоровья граждан; 2) медико-биологическое, рассматривающее ЗОЖ как гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормах; 3) психолого-педагогическое направление отводит ведущую роль формированию у человека ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья, приоритетных является воспитательный момент.

Содержание ЗОЖ определенной группы людей (школьников, студентов, госслужащих т.д) отражает результат распространения индивидуального или группового стиля жизнедеятельности, закрепленного в виде образцов вплоть до уровня традиции. Основными элементами ЗОЖ выступают : культура труда (учебного, творческого, физического и т.д) с элементами его научной организации; организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность, преодоление вредных привычек; культура полового поведения, межличностного общения и поведения в коллективе, самоуправления и самоорганизации. Все элементы ЗОЖ проецируются на личность, ее жизненные планы, цели, запросы, поведение. Названные компоненты здорового образа жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены, образуя его целостную структуру.

Для определения признаков сформированности здорового образа индивида обычно использую следующие обобщенные показатели: наличие системы знаний и практических умений по ЗОЖ; отношение к нему; направленность; удовлетворенность его организацией; регулярность деятельности, направленной на его реализацию; степень проявления ЗОЖ в основных видах жизнедеятельности; степень готовности к его соблюдению и пропаганде. Высокий уровень сформированности ЗОЖ характеризуется оптимальным соотношением всех критериев здорового образа жизни, регулярным не менее трех раз в неделю включением основных средств физической культуры в жизнедеятельность и ежедневным использованием таких ее форм, как утренняя зарядка, закаливание, соблюдение правил гигиены др. Средний уровень ЗОЖ отличает нерегулярная реализация элементов здорового образа жизни, а средства физической культуры используются лишь эпизодически. Низкий уровень соответствует индифферентному отношению к ЗОЖ, практическому отсутствию или минимальному применению его элементов в жизнедеятельности. И крайне низкий уровень сформированности ЗОЖ можно рассматривать как пассивное отношение к нему, полное отрицание нужности и необходимости его присутствия в жизни.

Поэтому оздоровительно-гигиеническое обучение и воспитание, пропаганда здорового образа жизни в первую очередь среди подрастающего поколения как форма обучения и поддержания и сохранения здоровья должны идти не только от знания к поведению, а также через активизацию побудительных механизмов, включающих ряд других феноменов свой свойственных человеку.
Рекомендуемая литература.
1. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И. Основы медико-биологических знаний. М.: Высшая школа, 2001 г.

2. Заготова С.Н. Валеология: Справочник школьника. М., 1999 г.

3. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. – М.: Владос, 2000 г.

4. Мартыненко А.В. Формирование здорового образа молодежи. – М.: Медицина, 1988 г.

5. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1993 г.

Лекция 2

Основные понятия медицинской микробиологии, эпидемиологии и иммунологии.

Учебные вопросы.

1. Основные понятия медицинской микробиологии: инфекционное заболевание, возбудитель инфекционного заболевания, механизмы и пути заражения, источник заражения, восприимчивый организм, эпидемический процесс.

2. Особенности инфекционного процесса. Периоды течения инфекционного заболевания и их характеристика. Понятие о симптомокомплексе.

3. Общая характеристика основных противоэпидемических мероприятий: дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Особенности применения методов и способов в зависимости от конкретных условий.

4.Определение иммунитета, его виды. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет человека.

5. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания и противопоказания к применению.
Основные понятия медицинской микробиологии: инфекционные заболевания, возбудитель инфекционного заболевания, механизмы и пути заражения, источник заражения, восприимчивый организм.

Инфекция – от латинских слов: infectio – загрязнение, заражение и inficio – загрязняю – представляет собой широкое общебиологическое понятие, характеризующее проникновение патогенного возбудителя (вирус, бактерия, и др.) в другой более высокоорганизованный растительный или животный организм и последующее их антагонистическое взаимоотношение.

Инфекционные болезни – это обширная группа болезней, вызванных патогенным возбудителем. В отличие от других заболеваний инфекционные болезни могут передаваться от зараженного человека или животного здоровому (контагиозность) и способны к массовому (эпидемическоому) распространению. Для инфекционных болезней характерны специфичность этиологического антигеннна, цикличность течения и формирование иммунитета. В общей структуре заболеваний человека на инфекционные болезни приходится от 20 до 40%. Эйфория 50-70-х годов двадцатого столетия по поводу успешной борьбы с инфекциями и полной ликвидации части из них оказалась преждевременной. Лишь одну инфекционную болезнь – натуральную оспу – можно считать условно ликвидированной на планете, возбудитель заболевания сохраняется в ряде лабораторий, а прослойка неиммунизированных людей весьма значительна и постоянно возрастает. Кроме того, увеличивается число известных науке инфекций. Достаточно напомнить, что если в 1955 году насчитывалось около 1000, то к концу столетия – около 1200. отсюда возникновение новых проблем (СПИД и др.) как для специалистов, так и для общества в целом.

К инфекционным болезням традиционно относятся также заболевания, вызываемые не живым возбудителем, а продуктами его жизнедеятельности, накопленными вне макроорганизма (например, в пищевых продуктах). При этом инфекционный процесс, как правило, не развивается, а имеет место лишь интоксикация.

Возбудитель определяет не только возникновение инфекционного заболевания, но и его специфичность. Так, возбудитель чумы вызывает чуму, холеры – холеру и т.д. Интересно, что поскольку инфекционные болезни стали известны человечеству раньше, чем микроорганизмы, их вызывающие, то их возбудитель, как правило, получал название по соответствующему заболеванию. На протяжении всей своей жизни человек контактирует с огромным миром микроорганизмов, но вызывать инфекционное заболевание способна лишь малая часть этого мира (примерно 1/30000). Эта способность в значительной степени определяется патогенностью возбудителя. Патогенность или болезнетворность является обязательным отличительным признаком для возбудителя.

Состояние восприимчивого организма, т.е. заражающегося, определяет возможность возникновения и характер течения инфекционного заболевания. Так, одни люди являются более восприимчивыми к болезнетворному возбудителю из-за каких-либо факторов (кровопотеря. переохлаждение, травма, наличие какого-либо заболевания, беременность и период кормления грудью у женщин, период полового созревания у подростков и т.д.), которые влияют на адаптационные возможности организма.

Источником возбудителя инфекции принято называть тот объект, который служит местом естественной жизнедеятельности, т.е. обитания, размножения, накопления возбудителя и из которого затем может происходить заражение здоровых людей. Таким образом, источником заболевания может быть организм больного человека или животного, здоровый носитель инфекции.

Особое внимание в эпидемиологии отводится вопросу о механизме передачи возбудителя заразных болезней. Возбудитель болезни выделяется из зараженного организма во внешнюю среду, где он может погибнуть или длительное время сохраняться, пока не попадет к новому индивиду. Сроки выживания возбудителя во внешней среде зависят как от свойств среды, так и свойств самого возбудителя. В пищевых продуктах, например, мясе, молоке, различных кремах, возбудители многих инфекционных заболеваний могут жить достаточно долго и даже размножаться. В передаче возбудителей участвуют различные факторы внешней среды – вода, воздух, пищевые продукты, почва и т.д., которые называются факторами передачи инфекции.

Принято выделять несколько основных механизмов заражения.

1. Контактный механизм заражения (через наружные покровы, кожу) возможен в тех случаях, когда человек соприкасается с больным или его выделениями. Различают прямой контакт, т.е. такой, при котором возбудитель передается при непосредственном соприкосновении источника инфекции со здоровым организмом (укус, ослюнение и т.п.), и непрямой контакт, при котором инфекция передается через предметы домашнего обихода, производственную продукцию, например через меховые или кожаные изделия можно заразиться сибирской язвой.

2. Фекально-оральный механизм заражения связан с выделением возбудителя из организма больного или носителя в окружающую среду с фекалиями,. А затем с загрязненными пищей и водой попадают через рот в организм здорового человека. Одним из наиболее частых путей передачи является пищевой путь, при этом микробы могут попадать на пищевые продукты самым разнообразным образом: с грязными руками (дизентерия), насекомыми, с частичками почвы (ботулизм), с продуктами питания, полученными от больных животных (сальмонеллез) и т.д. Близко к пищевому пути стоит по своей значимости и распространенности водный путь передачи. Передача возбудителей при этом происходит как при питье зараженной воды, так и при обмывании ею продуктов, а также при купании в ней, например, так заражаются холерой.

3. Воздушно-капельный механизм заражения осуществляется при дыхании, разговоре, но чаще при кашле, чиханье с капельками слизи (капельная инфекция) или с частицами пыли (пылевая инфекция). Последний путь передачи возможен только при инфекционных болезнях, возбудители которых устойчивы к высыханию. Воздушно-капельно заражаются скарлатиной, дифтерией, коклюшем и др.

4. Трансмиссивный путь передачи инфекции. Некоторые инфекционные болезни распространяются кровососущими членистоногими. Насосавшись крови больного человека или животного, содержащей возбудителей болезни, переносчик остается заразным длительное время. Нападая затем на здорового человека, переносчик заражает его. Трансмиссивными инфекциями являются малярия, энцефалит, сыпной и возвратный тиф

5. Вертикальный механизм заражения только недавно был выделен в самостоятельный, что связано с особенностями взаимодействий между организмом матери и развивающимся плодом, а также родами. Так от больной матери возможно заражение будущего ребенка сифилисом, во время родов он может заразиться гонореей.

Следует отметить, что при некоторых болезнях может быть множественный механизм заражения и передачи возбудителя.

Эпидемиологический процесс – это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний (в виде болезни или носительства). Иными словами, эпидемиологический процесс обозначает закономерности заражения человека возбудителями инфекций от источников заболевания.

^ Особенности инфекционного процесса. Периоды течения инфекционного заболевания и их характеристика. Понятие о симптомокомплексе.

Инфекционный процесс – это ограниченное во времени сложное взаимодействие биологических систем микро- (возбудитель) и макроорганизма (восприимчивый), протекающее в определенных условиях внешней среды, и закономерно заканчивающееся либо гибелью макроорганизма, либо его полным освобождением от возбудителя.

Взаимодействие патогенного возбудителя и восприимчивого организма происходит в течение определенного времени и характеризуется цикличностью, т.е. закономерной сменой фаз развития, нарастания и убывания проявлений инфекционного процесса. В этой связи при развитии инфекционной болезни принято различать несколько последовательных периодов: инкубационный (латентный), продромальный, разгара и выздоровления.

Инкубационный период продолжается от момента проникновения возбудителя в макроорганизм до начала заболевания. Как правило, он не имеет клинических проявлений, лишь при некоторых заболеваниях (сыпной тиф, корь) и у немногих больных в последние дни этого периода появляются самые общие6 и неопределенные симптомы (предвестники, продромальные явления), на основании которых трудно бывает даже заподозрить инфекционную болезнь (при отсутствии эпидемиологических данных). Каждому инфекционному заболеванию присуща длительность инкубационного периода (с небольшими вариациями в зависимости от вирулентности возбудителя, дозы возбудителя, реактивности организма). Она исчисляется от нескольких часов (грипп, токсикоинфекции) до нескольких дней, недель, месяцев (дизентерия, столбняк, бешенство, вирусные гепатиты) и даже лет (ВИЧ-инфекция).

Продромальный период характеризуется большим количеством разнообразных признаков, которые в совокупности составляют клинический или клинико-лабораторный симптомокомплекс, позволяющий установить предварительный или окончательный диагноз болезни. Поэтому под ранней диагностикой инфекционных болезней понимается диагностики в начальном периоде, до формирования полной клинической картины болезни с ее типичными проявлениями (например, сыпь при брюшном тифе, желтуха при вирусном гепатите, бубон при туляремии).

Период разгара болезни характеризуется типичными для данной болезни симптомами, достигающими своей максимальной выраженности и определяющими ее своеобразие.

Периоду выздоровления свойственны угасание клинических проявлений болезни и постепенное восстановление нарушенных функций организма. В этом периоде при некоторых инфекционных заболеваниях возможны рецидивы (возврат болезни). Рецидивы следует отличать от обострений. Которые развиваются не после болезни, а на фоне сохраняющейся клинической симптоматики. Повторное заболевание, развивающееся в результате заражения тем же возбудителем, называется реинфекцией.
Общая характеристика основных противоэпидемических мероприятий: дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Особенности применения методов и способов в зависимости от конкретных условий.

Для предупреждения возникновения очагов инфекции, а также ее распространения предусмотрены и проводятся различные мероприятия, выбор которых определяется особенностями конкретных условий (погодных, географических, материально-экономических, социальных и т.д). К таким мероприятиям относятся дезинфекция, карантин, обсервация. Наиболее распространенными являются методы и способы дезинфекции.

Дезинфекция (обеззараживание) – процесс уничтожения или удаления из окружающей человека среды возбудителей инфекционных болезней или их переносчиков. Частица des – отрицание, infection – инфекция.





В настоящее время понятие «дезинфекция» сужено и в практическом смысле определяется как комплекс мероприятий, направленных на уничтожение или удаление с объектов только патогенных микроорганизмов. В этом случае следует отличать дезинфекцию от стерилизации, при которой погибают все микроорганизмы без исключения, а также и их споры.

Научные основы дезинфекции базируются на знании микробиологии, эпидемиологии, биологии, биохимии, химии и других наук. Проведение дезинфекционных мероприятий (характер, объем, целевая направленность и др.) зависит от вида инфекционного заболевания, конкретных условий окружающей среды (климатогеографических, социальных и др.). После того как возбудитель выделился из источника инфекции во внешнюю среду, он может погибнуть или долгое время сохраняться в ней, пока не попадет к новому восприимчивому организму. Большое значение в цепи перемещения возбудителя инфекционного заболевания имеют сроки пребывания последнего во внешней среде и способность возбудителя в ней существовать. Именно в этот период патогенные микробы наиболее доступны для воздействия на них и легче подвергаются уничтожению.

Например, возбудители гриппа, гонореи, кори, коклюша очень быстро погибают во внешней среде от УФЛ, прямого и рассеянного солнечного света, нагревания, а другие, напротив, очень устойчивы во внешней среде и длительно сохраняют свою жизнеспособность в высушенном состоянии, в пыли, в мокроте, например, возбудители столбняка, сибирской язвы, туберкулеза. Знание этих особенностей и определяет характер и объем проведения дезинфекции. Основной задачей при проведении дезинфекционных мероприятий является разрушение цепей передачи инфекции посредством уничтожения на объектах внешней среды возбудителей и их переносчиков.

Различают профилактическую и очаговую дезинфекцию.

Профилактическая дезинфекция проводится не зависимо от наличия инфекции с целью предупреждения ее появления и распространения (уборка помещений, термическая обработка продуктов, мытье рук и т.д.). Очаговая дезинфекция проводится в очагах инфекции. Ее целью является уничтожение инфекции в очаге и предупреждение ее распространения. Очаговая дезинфекция проводится в очаге многократно, возможно и в присутствии больного, т. е. в течение всего времени пока сохраняется очаг инфекции. Заключительная очаговая дезинфекция проводится один раз либо после выздоровления больного, либо после его госпитализации, либо в случае летального исхода. Дезинфекция может осуществляться как медицинскими работниками, так и родственниками или близкими больного, иногда и самим больным.

Для проведения дезинфекции разработаны и используются различные методы и способы, которые выбираются с учетом специфики инфекционного заболевания, внешних условий и возможностей.
^ СПОСОБЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ




ФИЗИЧЕСКИЕ ХИМИЧЕСКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ






Химические способы предполагают использование при проведении дезинфекции дезинфицирующих веществ. Этот способ также широко используется в силу высокой эффективности и надежности. Дезинфицирующие вещества представляют собой: водные растворы, эмульсии, суспензии, порошки, пасты, лаки, краски, аэрозоли и т.д.

Все они должны отвечать определенным требованиям:

* обладать избирательным действием (в малых дозах губительно действовать на микроорганизмы, но быть безвредными для человека и домашних животных);

* быстро и хорошо растворяться в воде или хорошо с ней смешиваться;

* быть стойкими во времени при хранении;

* обладать невысокой токсичностью, не разрушать обеззараживаемые объекты;

* должны быть не дорогими для производства и широкодоступными.

Антимикробные химические средства обладают либо бактерицидным, либо фунгицидным (противогрибковым), либо вирусоцидным или спроцидным действием.

Эффективность любого дезинфицирующего средства определяется количеством его, затрачиваемым на единицу дезинфекционной обработки (площадь, объем, массу) и быстротой достижения обеззараживающего действия. Для работы с ними должны обязательно выполняться правила личной безопасности. К химическим дезинфицирующим веществам относятся вещества, принадлежащие к разным группам химических соединений: хлорсодержащие препараты, окислители, фенолы, кислоты, щелочи, СМС и другие.

Сравнительно новая группа дезинфицирующих веществ – поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые обладают низкой токсичностью, моющим и профилактическим дезинфицирующим эффектом.

^ Биологические методы – использование естественных разрушителей и врагов возбудителей инфекционных болезней. С этой целью широко применяются антибиотики, также против бактериальной инфекции широко используются специфические бактериофаги, которые являются вирусами бактерий и уничтожают только определенный вид микроба, например брюшнотифозный бактериофаг, сальмонеллезный, дизентерийный, стафилококковый и другие бактериофаги.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ - дословно переводится как «уничтожение насекомых», (insectum с латинского языка переводится как «насекомое» и частица отрицания des), но так как хорошо известно, что в переносе инфекционных заболеваний, создании неблагоприятных санитарно-гигиенических условий жизни человека немалую роль играют и другие представители класса членистоногих (паукообразные, ракообразные), то термин оставлен, хотя смысл его распространяется на весь комплекс мероприятий, проводимых в целях освобождения от этих представителей фауны людей, помещений, территорий и т.д. Дезинсекция – это комплекс научно обоснованных и применяемых на практике мер, методов, средств и способов борьбы с членистоногими, являющимися возбудителями и переносчиками инфекционных заболеваний и имеющими то или иное эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение. Медицинский аспект вреда, наносимого человеку членистоногими, определяется не только их участием в переносе инфекции, но и в нарушении отдыха, сна и т.п.

Под комплексом профилактических мер понимают сумму мер, направленных на создание условий, препятствующих как размножению, так и проникновению их в жилые, вспомогательные, технические и другие помещения; предупреждение попадания на тело человека, окружающие его предметы, пищевые продукты. Например, загрязнение пищевых продуктов муравьями, тараканами, мухами; моль портит шерстяные ткани и меховые изделия; мешают хорошему сну и отдыху человека комары и мухи и т.д. Все это обусловливает целенаправленность действий в области осуществления медицинской дезинсекции как суммы практических мероприятий, относящихся к данной конкретной санитарно-гигиенической обстановке. Без дезинфекционных мероприятий и мер невозможно представить современное существование человеческого общества.

Профилактические меры и методы направлены на предупреждение появления и размножения членистоногих вне жилища человека (очистка и содержание в чистоте надворных мусоросборников, удаление отбросов и нечистот, правильная эксплуатация средств удаления мусора, мест свалки мусора и т. п). Эти мероприятия препятствуют распространению. И размножению мух, клещей, тараканов, комаров, москитов и других членистоногих. Очень серьезного отношения требует соблюдение санитарных норм содержания жилых помещений и правил личной гигиены. Выполнение профилактической дезинсекции осуществляется в первую очередь населением, а также учреждениями жилищно-коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологическими службами и другими организациями. Важным моментом в профилактике является просветительная работа по популяризации знаний о личной и общественной гигиене, о вреде и опасности бытовых членистоногих, также пропаганда использования широкого спектра доступных и эффективных средств защиты от членистоногих.

Истребительные меры и методы направлены на уничтожение членистоногих во всех стадиях их развития и существования и в различных средах обитания. Разнообразие видов этих животных, их образа жизни определяет и методы борьбы с ними.






Механические средства дезинсекции чаще всего в современной жизни занимают второстепенную позицию, к ним относятся следующие: выколачивание, чистка и обработка с помощью пылесоса и другие приемы механического воздействия на объекты, где возможно заселение членистоногих. Сюда же можно отнести использование мухоловок, мухобоек, хлопушек, заградительных сеток, специальных костюмов и т.д.

Применение физических средств дезинсекции предусматривает использование различных физических факторов, основным из которых является воздействие высоких температур. Сжигание недорогостоящих предметов, одежды применяется при особо тяжелых и опасных инфекциях (тиф). Кипячение, горячий воздух чистка и обработка и водяной пар способствуют уничтожению вшей, гнид, клещей при стирке белья. Эти способы также рассматриваются по отношению к химическим методам как второстепенные, применяются они самостоятельно в тех случаях, когда другие методы и способы менее эффективны или невозможны вообще.

^ Химические способы и методы дезинсекции являются наиболее распространенными, так как обладают высокой эффективностью, очень быстро достигается необходимый результат. Используемые для этих целей вещества относятся к различным группам химических соединений – это и неорганические и органические средства. По объекту воздействия выделяют следующие виды средств дезинсекции:

  • инсектициды – воздействуют на взрослое насекомое;

  • акарициды – влияют на клещей;

  • лаврициды – уничтожают личинок членистоногих;

  • овоциды – разрушают яйца членистоногих.

К химическим веществам предъявляются определенные требования, они должны быть высокотоксичными для членистоногих и неопасными для человека и теплокровных животных, длительно сохранять свои свойства на обрабатываемой площади или территории, быть недорогим.

При использовании химических средств для проведения дезинсекции особое внимание должно уделяться соблюдению правил безопасности, поэтому обязательно каждый препарат должен сопровождаться инструкцией по его применению и способов и методов оказания первой помощи.

В настоящее время все больше внимания уделяется не уничтожению членистоногих, а их отпугиванию от человека, сельскохозяйственных животных, жилых и подсобных помещений и других территорий. Такие препараты получили название репеллентов, которые воздействуя на обоняние членистоногих отпугивает их от объекта нападения, другие действуют контактно, т.е. препятствуют укусу человека или животного, третьи – нейтрализуют запах привлекающий членистоногих к данному объекту. Репелленты обычно наносятся на открытые участки тела или одежду, палатки, двери и т.п. по формам применения они также разнообразны.

В основу биологических методов дезинсекции положено знание естественных врагов членистоногих, имеющих санитарно-эпидемиологическое и гигиеническое значение. В роли таких естественных врагов могут выступать другие членистоногие, микроорганизмы или другие животные. Например, для уничтожения личинок комаров в места их выплода расселяют рыб гамбузий, которые в естественных условиях питаются этими личинками. Очень широко используются патогенные для членистоногих микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибки и др.). Одним из самых простых, доступных и естественных способов для борьбы с членистоногими является привлечение птиц.

Дератизация– комплекс мероприятий, направленных на истребление грызунов, являющихся переносчиками или источниками инфекционных заболеваний, («rat» с английского языка переводится как «крыса» и отрицающая приставка de), хотя первоначально он обозначала истребление крыс.

Профилактические меры дератизации направлены на создание условий, при которых затрудняется или вообще невозможно грызунам проникнуть в поселения человека и там размножаться, а также исключается их доступ к продуктам питания. Водным ресурсам и другим объектам, которым грызуны могут нанести ущерб.

Основная цель применения истребительных мер дератизации является уничтожение грызунов во всех без исключения местах их обитания и создание постоянных условий способствующих сокращению их численности до полного уничтожения. Среди них выделяют следующие виды: механические, химические, биологические.

^ Механические методы являются самыми старыми, заключаются в вылавливании. уничтожении животных с помощью специальных приспособлений (капканов, ловушек, липких масс и т.п.

^ Химические методы основаны на отравлении грызунов специальными ядами –ратицидами. Механизм действия ратицидов заключается в основном в их проникновении через кишечный трак, в этом случае готовят либо приманку, либо опыления или отравления воды, используемой грызунами для питья, либо опыление ратицидами нор, ходов, троп, мусорных ящиков, ям и т.д. Кроме того, возможно поступление ратицидов при вдыхании их грызунами – это в том случае, если в помещении возможна герметичность. К ратицидам относятся: зоокумарин, крысид, ратиндан, цинка фосфид и др.

Приготовление отравленных приманок осуществляется в соответствии с разработанными инструкциями, причем использование той или иной отравленной приманки диктуется определенными условиями – биологическими особенностями грызуна. экологической обстановкой, и т.д. следует отметить, что неправильное использование приманок ратицидов может привести к нежелательным эффектам – настороженность и отказ потреблять приманку; возможна выработка устойчивости к яду и т.д.

^ Биологические методы основаны на привлечении естественных врагов грызунов. Традиционно этими врагами являются хищники – кошки, лисицы, собаки и другие. Разрабатывается использование бактериальных культур, вызывающих пищевые инфекции у грызунов. Существенным его недостатком являются – у грызунов возможно появление стойкого иммунитета. Сочетание бактериологических и химических средств повышает эффективность истребительских мероприятий при проведении дератизации.
^ Определение иммунитета, его виды. Факторы, оказывающие влияние на иммунитет человека.

Слово «иммунитет» очень прочно вошло в лексику современного человека и накопленная в процессе наблюдений и исследований информация о защитных реакциях организма свидетельствует, что иммунитет – это система биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное (генетически отличающееся от него), если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т.е. сохраняется физическое здоровье людей и обеспечивается исцеление от многих недугов.

Существуют две основные формы противоинфекционного иммунитета. Первая – видовой или врожденный (наследственный) или неинфекционный иммунитет; вторая – приобретенный, или специфический иммунитет.

Под видовым иммунитетом понимают невосприимчивость, обусловленную врожденными биологическими особенностями, присущими данному виду животных или человеку. Примером подобной формы невосприимчивости может служить иммунитет человека к чуме рогатого скота, животных – к брюшному тифу, дизентерии и т.д.В основе видового иммунитета лежат различные механизмы естественной неспецифической резистентности (устойчивости). Неспецифическая видовая резистентность обусловлена целым рядом анатомо-физиологических механизмов: защитная роль кожных и слизистых покровов; нормальная микрофлора организма; фагоцитоз; воспаление; лихорадка; барьерная функция лимфатических узлов; гуморальные антимикробные вещества, содержащиеся в тканях и жидкостях организма; функции выделительной системы и др.

Приобретенный иммунитет отличается от видового некоторыми особенностями. Во-первых, он не передается по наследству, он формируется в процессе индивидуальной жизни в результате взаимодействия с соответствующими возбудителями или их антигенами. Во-вторых, приобретенный иммунитет является строго специфическим, т.е. всегда направлен против конкретного возбудителя или антигена. Один и тот же организм в течение жизни может приобретать невосприимчивость ко многим болезням. Приобретенный иммунитет обеспечивается теми же самыми системами, которые осуществляют видовой иммунитет, но их активность и целенаправленность действия во много раз увеличивается за счет синтеза специфических антител.

В зависимости от механизма образования приобретенный иммунитет подразделяется на искусственный и естественный, а каждый из них в свою очередь – активный и пассивный. Естетственный активный иммунитет возникает вследствие перенесения в той или иной форме инфекционного заболевания. Такой иммунитет называют еще и постинфекционным. Естественный пассивный иммунитет создается в результате передачи ребенку от матери антител через плаценту и грудное молоко. Искусственный активный иммунитет образуется в результате прививок вакцинами, т.е. это поствакцинальный иммунитет. Он обусловлен введением иммунных сывороток или препаратов гамма-глобулина, содержащих соответствующие антитела.

Приобретенный иммунитет во всех формах чаще всего является относительным и, несмотря на значительную в некоторых случаях напряженность, может быть преодолен большими дозами возбудителя, хотя течение болезни в этом случае может быть значительно легче. На продолжительность и напряженность приобретенного иммунитета большое влияние оказывает также социально-экономические условия жизни человека.

Между видовым и приобретенным иммунитетом существует тесная взаимосвязь. Приобретенный иммунитет формируется на базе видового и дополняет его более специфическими реакциями.
^ Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания и противопоказания к применению

.

Очень важным является предупреждение возникновения инфекционного заболевания в коллективе или у отдельных индивидуумов путем создания искусственного иммунитета. Это осуществляется путем применения специальных препаратов – иммунопрепаратов. вакцинопрофилактика. Со времен Э.Дженнера, который в 1796 году впервые сделал прививку человеку против оспы с помощью вакцины, (он привил вирус коровьей оспы, vaccinum – коровий) вошло в наш обиход понятие вакцинации, т. е . введение вакцин. Эти препараты должны отвечать строгим требованиям, а именно обладать достаточно высокой иммуногенностью, т.е. вызывать образование прочного и по возможности длительного специфического иммунитета; быть абсолютно безопасными для человека; не вызывать нежелательных побочных эффектов; стабильно сохранять свои иммуногенные свойства при условии правильного хранения.

Методы введения вакцин в зависимости от особенностей микроорганизмов, из которых они получены, могут быть различными: накожно, внутрикожно, подкожно, интраназально, перорально, через слизистые оболочки дыхательных путей с использованием искусственных аэрозолей живых или убитых вакцин.

По природе составляющих их компонентов вакцины разделяют на три основные группы – живые, убитые и химические, включая анатоксины. Живые вакцины готовят из штаммов бактерий и вирусов с ослабленной или утраченной вирулентностью. Главное их достоинство состоит в том, что живые микроорганизмы размножающиеся в организме привиты, вызывают бессимптомную (скрытую) инфекцию, аналогичную наблюдаемой в естественных условиях. Поэтому образующийся в этих условиях искусственный приобретенный иммунитет ничем не отличается от естественного приобретенного активного иммунитета и, как правило, является очень прочным и продолжительным, нередко пожизненным. С большим успехом живые вакцины применяются для профилактики полиомиелита, кори, туляремии, эпидемического паротита и других заболеваний. Но одним очень важным недостатком таких вакцин является их очень большая нагрузка на иммунную систему организма, что может проявиться в развитии тяжелых осложнений.

Убитые вакцины, обычно, менее иммуногенны, чем живые, и также имеют этот значительный недостаток. Так как бактериальная клетка и вирион представляют собой мозаику антигенов, среди которых лишь немногие обладают наибольшей иммуногенностью, поэтому идеальным было бы готовить вакцины, содержащие только «нужные» антигены и лишенные «ненужных», вызывающих дополнительную нагрузку на иммунную систему человека. С этой целью и были разработаны и получены высокоиммуногенных химических вакцин - анатоксины. Так, дифтерийный и столбнячный анатоксины оказались самыми эффективными средствами специфической профилактики этих инфекций. Помимо традиционных вакцин (живых, убитых, химических), разработаны методы создания вакцин новых поколений. К таковым относятся искусственные (полностью синтетические) химические вакцины; вакцины, получаемые методами генной инженерные и кассетные (экспозиционные) вакцины.

Генно-инженеррные вакцины. Принцип создания генно-инженерных вакцин заключается в том, что ген или гены, отвечающие за синтез наиболее иммуногенных детерминантов, встраиваются в какую-либо самореплицирующуюся генетическую структуру, например в состав плазмиды или безопасного вируса( вируса осповакцины). В этом случае развитие иммунного ответа будет проявляться в формировании антител не только к антигену носителя, но и к встроенному гену. По такому из направлений производится одна из разработок вакцины против СПИДа.

  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (636 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru
Разработка сайта — Веб студия Адаманов