Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по конкурентоспособности изделий из кожи - файл 1.doc


Лекции по конкурентоспособности изделий из кожи
скачать (477.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc478kb.18.11.2011 21:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы конкурентоспособности изделий из кожи»

для специальности 260905 «Технология изделий из кожи»
Омск 2011

Введение

Курс «Основы конкурентоспособности изделий из кожи» состоит из изучения основных понятий, методов оценки изделий, конкурентоспособности изделий и предприятия, прогнозирования конкурентоспособности изделий.

Целью данного курса является предоставление слушателям базовых теоретических знаний по основам конкурентоспособности.

Задачи:

  • изучить основные понятия;

  • изучить методы оценки конкурентоспособности изделий;

  • изучить методы прогнозирования конкурентоспособности изделий;

  • изучить технологическое прогнозирование;

  • формирование знаний и умений оценивать конкурентоспособность фирмы и ее продукции на основе предлагаемых подходов и методик;

  • обучение способности понимать ситуацию, аргументировать и доказывать собственную точку зрения.

Перспективы совершенствования конструирования изделий из кожи – более широкое применение САПР, внедрение графического программного обеспечения в работе модельера-конструктора и технолога.

Перспективы совершенствования технологии изделий из кожи – механизация и автоматизация производства изделий из кожи.

Основные направления химизации производства изделий из кожи:

  • расширение ассортимента изделий;

  • структурные изменения в сырьевом балансе текстильной промышленности. Для изготовления швейных изделий все чаще используют новые синтетические ткани и полотна, дублированные и нетканые материалы, химические волокна и нитки, искусственную кожу и мех, а также материалы со специальными видами отделок (ветростойкой, малоусадочной и т.д.). Происходит замена натуральных прокладочных материалов на химические, расширяется ассортимент вспомогательных химических композиций, предназначенных для обработки изделий.

  • внедрение новых конструкционных материалов;

  • расширение потребления синтетических смол и пластмасс;

  • применение химических материалов, обладающих специфическими свойствами и т.д.

Основные направления механизации и автоматизации производства изделий из кожи:

  • освоение новых эффективных промышленных методов резания текстильных материалов с помощью микроплазменной дуги, луча лазера и других способов;



Всё это способствует выпуску конкурентоспособных моделей.
^ Тема 1 Основные понятия

Современная литература по маркетингу содержит большое число различных определений конкурентоспособности продукции. Их анализ позволяет выделить следующие наиболее важные моменты:

  1. конкурентоспособность продукции – это мера её привлекательности для потребителей;

  2. в основе подобной привлекательности лежит удовлетворение целого комплекса их требований;

  3. состав предъявляемых требований и их относительная важность в значительной мере зависит от вида продукции;

  4. конкурентоспособность носит относительный характер, во-первых, в смысле релевантного рынка1, во-вторых, по сравнению с аналогичной продукцией основных конкурентов и, в-третьих, её имеет смысл рассматривать только применительно к конкретному моменту времени [7, 12, 26, 27].

В теории маркетинга существует великое множество определений, характеризующих конкуренцию и конкурентоспособность. Прежде всего, конкуренты – это субъекты маркетинговой системы, которые влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности. При этом конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие общую или частично совпадающую фундаментальную нишу, то есть совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товар или услуга, производимые данной фирмой. В свою очередь, наличие конкурирующих фирм порождает такое экономическое явление, как конкуренция.

Конкуренция, в общем смысле, – это соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. В то же время традиционно существует 3 подхода к определению конкуренции. Первый определяет конкуренцию как состязательность экономических субъектов на рынке, направленную на достижение лучших результатов в производстве, купле и продаже товаров. Второй – рассматривает нё как элемент рыночного механизма, позволяющий уравновесить спрос и предложение, то есть координирующий деятельность участников рынка, а также обеспечивающий функционирование механизма ценообразования. И, наконец, третий подход характеризует конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. В этом случае под конкуренцией подразумевается не соперничество, а скорее степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Вообще, в выявлении сути понятия «конкуренция» немаловажным моментом является отличие этого термина от термина «соперничество». Экономисты-классики не различали эти понятия, и, говоря о свободной конкуренции, они обычно подразумевали соперничество. В современной трактовке понятие соперничества относится к действительному поведению участников рынка (предложение новых продуктов, улучшение качества выпускаемой продукции, рекламирование продуктов и т.д.), в то время как конкуренция относится к модели, определяющей строение рынка и используемой для предсказания поведения субъектов на определённом рынке.

С точки зрения концепции маркетинга, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объём платёжеспособного спроса потребителей, ведущаяся на сегментах рынка, доступных этим фирмам. В данном определении прослеживается сразу 3 важных аспекта:

  1. Рыночная конкуренция подразумевает непосредственное взаимодействие фирм на рынке. Причём это взаимодействие касается только той борьбы, которая ведётся фирмами в процессе продвижения их на рынок своих товаров (услуг).

  2. Конкуренция ведётся за ограниченный объём платёжеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет отдельные фирмы конкурировать друг с другом. В противном случае, если спрос уже удовлетворён товаром (услугой) одной фирмы, все остальные участники рынка автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. В таких ситуациях, когда спрос практически не ограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, зачастую напоминает сотрудничество, а не конкуренцию. Так было, к примеру, во времена начала в России рыночных реформ, когда небольшие объёмы товаров, поступавших с Запада, не могли удовлетворить практически ненасытный внутренний спрос.

  3. Рыночная конкуренция затрагивает только доступные сегменты рынка. Помня об этом, многие фирмы уходят на недоступные для других сегменты рынка, чтобы ослабить давление на себя со стороны конкурентов [8].

Конкурентоспособность – свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке [8, 22].

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом достижением. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность – главный фактор успеха.

Таблица 1

Особенности понятия «конкурентоспособность» по различным объектам


Объект

Что характеризует конкурентоспособность объекта

Основные требования к объекту

1

2

3

Нормативные акты

Степень удовлетворения потребностей в данном виде нормативного акта, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным нормам, применение при разработке системного и комплексного подходов, обоснованность и перспективность

Научно-методические документы

Степень удовлетворения потребностей в данном виде документа, возможность его использования в теории и на практике

Соответствие международным требованиям по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности применения объекта, использование мировых достижений, применение современных методов исследований и разработок

Проектно-конструкторская документация

Степень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя

Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей

Технология

Возможность по данной технологии изготовить качественную и экономичную продукцию в соответствии с конструкторско-технологической документацией

Обеспечение мобильности технологии, оптимальности уровня автоматизации и механизации процессов, минимальных потерь ресурсов

Производство

Способность производства как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать своё будущее, выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счёт этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль

Использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, непрерывности, ритмичности процессов










Продолжение таблицы 1


1

2

3

Выпускаемая продукция (выполняемая продукция)

Степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке. Наличие сертификата качества.

Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции

Рабочий

Умение выполнять требования технологии по всем параметрам (качество, количество, затраты, сроки)

Знание квалификационных требований в соответствии с имеющимся разрядом, ведение нормального образа жизни

Специалист

Умение разработать конкурентоспособную документацию на объект

Знание и применение современных методов исследований и разработок, укрепление здоровья

Менеджер

Умение разработать систему обеспечения конкурентоспособности данного объекта, управлять коллективом по достижению цели системы

Знание и применение современных методов исследований и разработок, методов формирования коллектива, организации и мотивации труда, укрепление здоровья, повышение уровня культуры

Ценные бумаги

Обеспечение ликвидности соответствующих бумаг на рынке ценных бумаг

Возможность покрытия рыночной стоимости ценных бумаг соответствующими активами, обеспечение надёжности финансового учреждения, комплексная защита ценных бумаг, их страхование

Инфраструктура (окружающая среда)

Степень соответствия инфраструктуры данного производителя международным нормативам (достижениям) по экологии, удовлетворению физиологических, духовных и социальных потребностей человека, качеству работы объектов производственной инфраструктуры

Обеспечение (в перспективе) качественных и количественных нормативов социальной и производственной инфраструктуры страны, региона, фирмы международным нормативам (достижениям)

Информация

Повторяемость конкретной информации на фирме, в регионе, стране, за рубежом

Обеспечение достоверности, обоснованности, новизны, конкретности, машинно-ориентированности, системности информации [22].


Государственные механизмы управления конкурентоспособностью:

  1. Прямые:

  • система стандартизации;

  • подтверждение соответствия;

  • инновационная стратегия государства;

  • государственный контроль и надзор качества промышленной продукции;

  • национальные и региональные конкурсы качества продукции;

  • государственный заказ.

  1. Косвенные:

  • воспроизводство труда (социальная и образовательная функции государства);

  • функции государства в обеспечении инвестиций;

  • правовые основы обеспечения качества;

  • функции государства в регулировании экспорта.

В особое направление выделилась научно-техническая деятельность. Использование результатов научно-технических разработок стало важнейшим фактором развития конкурентоспособности продукции [25].

Иными словами, конкурентоспособность – это способность товара (или фирмы) выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка в определённый промежуток времени.

Товар может считаться конкурентоспособным, если все его качественные и стоимостные характеристики соответствуют требованиям рынка, покупателей и потребителей и способствуют созданию превосходства данного товара над товарами-конкурентами. При этом главными составляющими конкурентоспособности являются:

  • технический уровень товара;

  • уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения;

  • соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам;

  • организация сервиса и гарантийного обеспечения;

  • обучение персонала приобретающей стороны;

  • сроки поставки (разработки, создания, продажи);

  • сроки гарантий;

  • условия платежей;

  • своевременность появления товара на конкретном рынке;

  • политико-экономическая ситуация в данном регионе.

Одним из немаловажных факторов, позволяющих поддерживать высокий уровень конкурентоспособности товара, является его цена, которая не должна превышать цен, устанавливаемых предприятиями-конкурентами. Многие товары должны соответствовать определённым обязательным требованиям, например. Безопасности или экологичности. Среди дополнительных составляющих конкурентоспособности можно выделить эстетичность и внешний вид изделий, удобство пользования, а в ряде случаев соответствие товара национальным традициям.

Обычно высшей конкурентоспособностью обладают товары-новинки. Как правило, товар может считаться таковым, если он выпущен впервые в мире или в стране, удовлетворяет существующую потребность потребителей или вызывает возникновение или развитие новой потребности.

Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием качества товара. Параметры качества обычно определяются в соответствии с интересами производителя, а параметры конкурентоспособности – исходя из интересов потребителя.

Для анализа конкурентоспособности и определения характеристик товара необходимо учитывать факторы внешней среды. К таким рыночным факторам относятся:

  • степень удовлетворения спроса на товар;

  • ёмкость отдельных сегментов рынка;

  • наличие конкурентов;

  • социально-демографические характеристики товаров;

  • развитие снабженческо-сбытовой сети и сети сервисного обслуживания [8].

Ценовые факторы конкурентоспособности применяются при оценке конкурентоспособности, характеризуются структурой полных затрат потребителя (цены потребления) по приобретению и эксплуатации продукции в течение срока эксплуатации и определяются свойствами продукции, условиями её приобретения и использования. Полные расходы потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

^ Единовременные затраты – это расходы на: приобретение продукции (цена продукции); налоговые сборы; затраты на транспортировку, сборку, наладку, пробный пуск, если они не включены в цену продукции.

^ Затраты на приобретение продукции определяются ценой. Фактически уплаченной покупателем. При сопоставлении цен на оцениваемую продукцию учитываются коммерческие условия соответствующих сделок и политические аспекты соглашений. Также необходимо учитывать гибкость цены к факторам покупки; объём закупок, скидки за временные параметры отсрочки платежа, распродажи и другие факторы.

^ Затраты на транспортировку продукции состоят из затрат на погрузку. Доставку, разгрузку, страхование в пути, расконсервацию, оплату услуг по хранению и обслуживанию продукции при её доставке до места назначения, а также установочные и пуско-наладочные работы.

^ Текущие затраты включают: оплату труда обслуживающего персонала; расходы на топливо и энергию; основные и вспомогательные материалы; ремонт, запасные части и специальный инструмент, приобретение технической и другой документации, необходимой для эксплуатации и обучения персонала.

^ Расходы на оплату труда обслуживающего персонала определяются нормами и тарифами в конкретных условиях эксплуатации продукции.

Затраты на топливо и энергию включают стоимость потребляемого топлива и энергии согласно ценам, действующим на конкретном рынке (а также дополнительные затраты, связанные с доставкой, погрузкой, разгрузкой топлива).

^ Расходы на основные и вспомогательные материалы, потребляемые при использовании продукции, определяются, исходя из норм расхода в период эксплуатации и цен на них на конкретном рынке.

^ Расход на ремонт, запасные части и т.п. для конкретного покупателя определяются, исходя из условий из условий и интенсивности эксплуатации продукции покупателем, а также цен на услуги и запасные части на местном рынке.

Неценовые факторы конкурентоспособности трудны в оценке и сравнении. Распространённый подход в их оценке – способ выявления полезного потребительского эффекта. Полезный эффект каждого товара описывается набором множества качественных параметров, являющихся расширенным пониманием фактора качества (потребительским взглядом на фактор качества). Полезный эффект, как основной фактор конкурентоспособности, подразделяется на 2 основных вида: материальные и нематериальные факторы.

^ Материальные факторы описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, а тем более замена которых могут осуществляться в определённых, относительно жёстких пределах, заданных конструктивными принципами изделия. В группу этих факторов входят параметры: назначения, эргономические, экологические, надёжности.

^ Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта. Достигаемого в результате применения данной продукции в конкретных условиях потребления. Они подразделяются на:

  • технико-функциональные параметры характеризуют возможности продукции выполнять функциональные свойства (точность и быстрота срабатываний изделий, объём перерабатываемой информации в единицу времени);

  • конструктивные параметры характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия, его состав и структуру, габариты, весовые характеристики.

^ Эргономические параметры характеризуют продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма (гигиеническим, антропометрическим, физиологическим, психологическим) при использовании этой продукции.

^ Экологические параметры и параметры надёжности (безопасности) характеризуют нормы и правила, по которым для конкретного рынка установлены обязательные требования международных и национальных стандартов. Технических регламентов и норм законодательства.

^ Нематериальные факторы товара включают следующие параметры: эстетические, классификационные, имиджевые, инновационные, информационной защиты.

Эстетические параметры характеризую внешние свойства – рациональность форм. Целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции, то есть её товарный вид. Они моделируют восприятие продукции, отражают её внешние свойства, которые для потребителя часто являются важными. Поэтому набор эстетических параметров и их ранжирования по степени значимости может быть различным для разных потребителей.

Классификационные параметры характеризуют свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать. Они показывают принадлежность продукции к определённому классу и используются при оценке конкурентоспособности только на этапе выбора области применения этой продукции и товаров-конкурентов; одновременно они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчётах не используются.

^ Имиджевые параметры характеризуют структуру и ценность торговой марки товара, структуру и временные характеристики рекламной активности, а также уровень торговой мотивации.

^ Инновационные параметры характеризуют уровень инноваций и уровень новизны товара, его техническую новизну и концептуальную активность на рынке.

Параметры информационные защиты характеризуют уровень защищённости товара от подделки различными средствами зашиты, методы сохранения авторских прав и наличие нормативных параметров информационной з9ащиты, выдвигаемых рынком. К числу таких параметров, в частности, относится параметр патентной частоты, отражающий степень воплощения в продукции технических решений, не подпадающих под действия патентов, выданных в странах предполагаемой продажи [5].
Для выработки стратегии обновления продукции (изделий) необходимо провести экономическую оценку освоенной ранее продукции (изделий) и планируемой продукции с заданными свойствами, техническим уровнем и качеством.

Экономический эффект определяется по формуле
Эа = Сзб × Ука × (1 – Ута).
Это позволяет определиться в выборе продукции (изделий) соответствующего уровня и качества.

Как правило, конкурентоспособность продукции (изделий) оценивается её коэффициентом Кк. Он отражает относительную величину диапазона цен, при которых сохраняется заинтересованность производителя ти покупателя в новой продукции (изделиях). Он определяется по формуле

где

При этом когда разность Сцав – Сцан положительна, то новая продукция (изделие) конкурентоспособна и экономически выгодна, более того – снижается риск её производства [6].

Достаточно распространена оценка нематериальных параметров на базе так называемых органолептических (квалиметрических) методов, построенном на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результатов восприятия в цифровой форме. На основе обобщения высказанных мнений строится общая оценка нематериального атрибута . При помощи формирования нематериальных атрибутов и проведения количественного опроса среди потенциальных потребителей можно наиболее точно установить величину конкурентоспособности товара.

Для проведения опроса потенциальных потребителей товара, необходимо выбрать достойный образец для сравнения. Выбор образца – один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Ошибка может привести к искажению результатов анализа.

Принимаемый за сравнение образец выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, претендующая на ту или иную часть спроса на рынке. Образец моделирует потребность и позволяет сравнивать его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке. Чтобы он в наибольшей степени отражал требования потребителей, при его выборе необходимо руководствоваться следующими основными критериями: образец и анализируемая продукция должны принадлежать к одному классу по функциональному назначению, условиям эксплуатации, а также ориентироваться на одну группу потребителей. Причём систему классификации должны диктовать не конструкция продукции и её параметры, а потребность, моделируемая через параметры образца. Анализируемая продукция при этом автоматически ориентируется на потребителя, покупающего образец. При сравнении анализируемой продукции с лучшим по неценовым характеристикам товаром в качестве образца должно быть выбрано наиболее представительным для данного рынка изделие, в наибольшей мере отражающее высшие мировые достижения, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учётом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.

При оценке конкурентоспособности с учётом показателя цены продукции приобретает важное значение фактор наибольшей близости неценовых факторов образца и анализируемой продукции; представительность, а также параметры изделия-образца на рынке и тенденции их изменения должны подтверждаться достоверной информацией. Это связано с тем, что товар, выступающий в качестве образца, является по сути конкурентом, за счёт которого рассматриваемая продукция будет занимать ту или иную часть рынка. Поэтому представительность образца указывает, во-первых, на какой объём сбыта может рассчитывать поставщик при существующей конкурентоспособности, и, во-вторых, на то, как этот объём может измениться, если конкурентоспособность возрастёт или понизится. Поскольку объём продаж имеет важное значение, то во избежание финансовых потерь для разработчика новой продукции, информация по образцу должна максимально уточниться. В случае, если взять за образец товар. Реализуемый на рынке в малом количестве, он уже с самого начала не сможет рассчитывать на крупный объём сбыта своей продукции.

Если возникает трудность с подбором изделия-образца, удовлетворяющего перечисленным выше требованиям, целесообразно, исходя из цели оценки конкурентоспособности, использовать образцы в наибольшей степени отвечающие требованиям, важным для поставленной цели оценки.

Как показывает практика для более точной оценки следует сопоставить товар с рядом наиболее представительных образцов, принадлежащих разным странам и фирмам. Таким образом, оценку конкурентоспособности можно считать удовлетворительной при сравнении нашего товара не менее чем с пятью-семью товарами-образцами не менее пяти предприятий.

Следующий шаг – формирование опросного листа. Здесь необходимо максимально упростить представленные задачи в виде словесных форм. Возможно придётся задействовать психолога и лингвиста. Основная цель опросника – донести до потребителя вопрос и правильно сформулировать понятие «атрибут товара», чтобы у потребителя не возникало неоднозначных трактовок. В атрибут входят свойства товара, являющиеся для потребителя общим понятием, неразделённым на более мелкие свойства и способные удовлетворить потребность.

В практике используется несколько методов формирования атрибутов, по аналогии с методом оценки конкурентоспособности товара: дифференциальный, комплексный и смешанный.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных материальных параметров анализируемого товара. При этом можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом; если не достигнут, то по каким параметрам, какие из них наиболее сильно отличаются от базовых. Указанный метод может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции при сравнении её с конкурентным товаром. В целом метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличие у неё недостатков или преимуществ по сравнению с товаром-конкурентом. С его помощью трудно разрабатывать варианты оптимального изменения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтения потребителя при выборе товара.

Комплексный метод основан на применении комплекса групповых, обобщённых, интегральных параметров. При этом осуществляется подсчёт групповых показателей по группам параметров и рассчитывается интегральный показатель атрибута продукции. Групповой показатель по основным атрибутам говорит о конкурентоспособности исследуемого образца на рассматриваемом рынке, а групповые показатели по материальным и неценовым параметрам характеризуют степень соответствия исследуемой продукции по всему набору технических параметров, а также соотношение полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми параметрами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.

Смешанный метод формирования атрибута основан на совместном применении единичных и комплексных (интегральных) показателей. При этом, часть единичных параметров объединяются в атрибуты и для каждого атрибута определяется соответствующий комплексный групповой показатель. Отдельные, наиболее важные параметры допускается не объединять в атрибуты, а применять при дальнейшем анализе как единичные. На основе получаемой совокупности единичных параметров и атрибутов производится оценка конкурентоспособности дифференциальным методом.

Таким образом, разработав вопросник, можно приступать к опросу. Результаты опроса необходимо заносить в таблицу, выражающую карту свойств [5, 16].

Таблица 2

Показатели конкурентоспособности товаров лёгкой промышленности,

учитываемые покупателями


Группы показателей

Показатели

1

2

Качество

Действующие технические стандарты

Надёжность и удобство изделия в эксплуатации

Бездефектность, прочность

Функциональные возможности

Срок службы

Устойчивость окраски материала

Посадка изделия по фигуре

Соответствие линейных измерений и другое

Новизна изделий

Уникальность (отсутствие аналогов)

Модификация вышеуказанных моделей (совершенствование имеющихся параметров и характеристик продукции)

Внесение косметических изменений (изменение цвета, оснащение изделий более качественными узлами, деталями производителей зарубежных фирм)

Цена

Соотношение цены изделия и полезного эффекта от его использования

Готовность покупателя заплатить высокую цену при приобретении престижного товара

Сервисные услуги

Гарантия замены товара

Возможность предоставления кредита

Гарантия качества, возврата денег

Подгонка по фигуре

Мелкая переделка изделий

Консультация о направлениях моды

Проведение выставок-продаж с демонстрацией моделей

Внешнее оформление

Соответствие моде

Упаковка

Обеспечение надёжной защиты товара при складировании, перевозке

Обеспечение мгновенного узнавания фирмы или марки

Указание номера телефона производителя, по которому потребитель может позвонить бесплатно и получить необходимую консультацию

Должна произвести в целом благоприятное впечатление

Разовая упаковка «на выброс» – для разового использования – минимальная цена и минимальная стоимость изготовления

На упаковке есть информация о качественных характеристиках товара

Упаковка обеспечивает максимальную обзорность товаров

Привлекает внимание потребителей к товару

Форма упаковки (традиционная или оригинальная)

Качественное текстовое оформление (текст читается, цвета согласуются между собой)

Марочное название, товарный знак

Степень воздействия товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к её продукции

Наличие патентов, обеспечивающих уникальность товара

Репутация продукции на рынке

Престиж торговой марки

Реклама

Постоянная реклама

Рекламные щиты, панно, афиши, световые вывески; электронное табло, экраны

Имидж-билдинг; брендинг

Реклама на транспорте, компьютеризированная реклама

Витринно-выставочные, оконные и внутримагазинные витрины; комнаты товарных образцов на оптовых предприятиях

Печатная реклама: каталог; проспект; буклет; плакат; листовка; аннотации о товаре; фирменные настенные, настольные календари

Фирменные упаковочные материалы

Фирменные сувенирные изделия

Периодическая реклама

В прессе

Телевизионная

Радио

На ярмарках, выставках

Прямая почтовая

Презентации

Пресс-конференции

Стимулирование сбыта

Купоны

Зачётные талоны

Продажа по льготной цене

Конкурсы

Премии

Скидки

Продажа товара по сниженным ценам

Демонстрация товаров


Таблица 3

Показатели конкурентоспособности товара, имеющие значение для предприятий-производителей


Основные показатели

Показатели конкурентоспособности товара

Экономические

Прибыльность продаж

Издержки производства

Размер рынка

Темп роста продаж

Затраты на разработку, проектирование и серийное производство новых изделий, усовершенствование продукции

Технологические

Возможность снижения себестоимости продукции

Простота (сложность) изготовления товара

Степень загруженности оборудования

Возможность снижения материалоёмкости, трудоёмкости

Применения современных способов производства

Стандартизация, унификация узлов и деталей

Организационные

Эффективность системы организации продаж товара

Формы сбыта

Расходы по сбыту продукции

Степень (острота) конкуренции на рынке данного товара

Правовая защита товара (патенты, лицензии на собственно технические решения) должна распространяться и на упаковку; на товарный знак


Таблица 4

Показатели конкурентоспособности товара, имеющие значение для торговых предприятий


Основные показатели

Показатели конкурентоспособности товара

Экономические

Предоставление коммерческого кредита

Отсрочка платежа за поставленный товар

Расходы по завозу товара в торговую сеть

Таможенная политика

Предоставление скидок

Выдача премий-«толкачей»

Организационные

Зачёты за покупку товара

Зачёты дилерам за включение товара в номенклатуру

Надёжность поставок товара

Оперативность поставок «точно в срок»

Простота и оперативность подачи заказов поставщику

Содействие продажам путём объединения усилий производителя и магазина – создание и установка специального оборудования для товара и другое

Возможность завоза товара различными партиями (от единичных экземпляров до оптовых партий)

Право замены изделия

Система транспортирования [20]


^ Тема 2 Экспертные методы оценки изделий

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто ещё является экспертом, а потому высказывает своё мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растёт в процессе проведения экспертизы.

Самым простым из всех экспертных методов оценки весомости свойств объектов является метод предпочтения. При использовании этого метода от каждого эксперта требуется пронумеровать весомости в порядке их предпочтения. При этом весомости наименее предпочитаемого свойства (наименее важного свойства) эксперт должен присвоить номер 1, следующему по важности свойству – номер 2 и т.д. На основе полученных таким образом экспертных оценок рассчитываются коэффициенты весомости всех выделенных для оценки свойств с использованием следующего аналитического выражения:

где Wik - место, на которое поставлено i-ое свойство с учётом его весомости k-ым экспертом;

r – количество экспертов, участвовавших в экспертизе;

n – количество оцениваемых свойств.

Весьма близок к рассмотренному методу, как по процедуре опроса экспертов, так и по обработке результатов экспертизы так называемый метод ранга. При реализации этого метода эксперты должны осуществить прямое оценивание важности каждого выделенного свойства по шкале относительной значимости в диапазоне значений оценок от 1 до 10. Причём, экспертам разрешено по этой шкале выставлять оцениваемым свойствам не только целые, но и дробные значения оценок, кроме того, одинаковые значения оценок одинаково значимым на их взгляд свойствам. Для определения искомых значений коэффициентов весомости оцениваемых свойств предлагается использовать при этом следующие формулы:

где
причём Pik - абсолютное значение оценки весомости i-ого свойства, определённое по 10-балльной шкале k-ым экспертом.

Наиболее широкое распространение на практике получили методы попарного сопоставления (первый, второй метод попарного сопоставления, а также метод полного попарного сопоставления), которые по сравнению с другими экспертными методами оценки весомости свойств объектов характеризуются наиболее высоким уровнем достоверности получаемых результатов оценки.

При использовании первого метода попарного сопоставления каждый эксперт в качестве исходного материала получает специальную матрицу, в которой по горизонтали и по вертикали обозначены все сравниваемые свойства. Такую матрицу с примерами заполнения в наиболее общем виде можно представить следующим образом:


Наименование свойства

Номер свойства

1

2

3



п




1



1

0









2

0



0









3

1

1



























п
















Эксперт № __


Анализируя данную матрицу, эксперт на пересечении столбцов и строк для каждой из пар сравниваемых свойств должен выставить оценку 1 или 0 в зависимости от определённой им важности (значимости) того или иного свойства (более важному свойству ставиться оценка 1 и соответственно менее важному из данной пары сравниваемых свойств – оценка 0). Для определения коэффициентов весомости выделенных свойств этим методом на основе полученных массивов (матриц) экспертных оценок используют следующие расчётные формулы:


n-1
где , fik = Σ f (i/i’) k, i’=1

здесь: fik – частота превалирования у k-ого эксперта весомости i-го свойства над весомостями всех остальных свойств;

f(i/i’)k - оценка превалирования у k-ого эксперта весомости i-ого свойства над весомостью i’-ого свойства (принимает значения либо 0, либо 1 в зависимости от того, какое свойство считается более значимым);

С – общее число возможных суждений или комбинаций, определяемое по формуле
.
Используя второй метод попарного сопоставления, эксперты сравнивают пары свойств и определяют преимущество одного из них над другими не с помощью специальной матрицы, а просто анализируя свойства и подчёркивая предпочтительное свойство в каждой из представленных им комбинаций или пар свойств вида:

свойство 1 – свойство 2

свойство 7 – свойство 15

свойство 4 – свойство 1

и т.д.

При этом расчётные формулы для определения коэффициентов весомости оцениваемых свойств объектов используются те же, что и в предыдущем случае.

Метод полного попарного сопоставления принципиально отличается от первого и второго методов попарного сопоставления методикой проведения опроса экспертов, и его суть заключается в следующем:

Чтобы избежать возможных ошибок, связанных с тем, что какому-то i-ому свойству экспертами может отдаваться предпочтение с точки зрения его важности по сравнению со свойством i’ не потому, что оно действительно является более значимым, а потому, что при сравнении этих свойств по второму методу попарного сопоставления его случайно поставили первым в паре, сравнение предлагается производить не только в порядке «свойство i – свойство i’», но и в обратном порядке «свойство i’ – свойство i».

Расчётные формулы при этом остаются прежними, за исключением формулы для определения параметра С, который в данном случае рассчитывается следующим образом:
C = n (n - 1).
^ Метод последовательных сопоставлений можно рассматривать как некоторую компиляцию2 метода предпочтения и метода ранга. При его реализации от экспертов требуется расположить весомости оцениваемых свойств в порядке их предпочтения (см. метод предпочтения). Наиболее важному свойству при этом присваивается коэффициент весомости М1 = 1,0, а всем остальным – в порядке убывания их значимости коэффициенты весомости в диапазоне от 1,0 до 0. Обработка результатов опроса экспертов в этом методе производится по формулам метода ранга.

^ Метод предпочтения

Метод Дельфи

Опыт использования экспертных опросов при оценке качества изделий и их конкурентоспособности рассмотрим на примере магазина «Нестерка» (Минск).
  1   2   3



Скачать файл (477.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru