Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 2 класса, в котором наблюдаются частые конфликты между девочками и мальчиками - файл 1.docx


Контрольная работа - План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 2 класса, в котором наблюдаются частые конфликты между девочками и мальчиками
скачать (41 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx42kb.18.11.2011 22:08скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Социально-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики и педагогики начального образования

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Ведение документации в начальной школе»
Вариант 3

План воспитательной работы классного руководителя с учащимися 2 класса,

в котором наблюдаются частые конфликты между девочками и мальчиками.

Выполнила:

студентка 5 курса,

группы 06–ЗНП

Беззубова Светлана Владимировна
Проверила:

доцент, к.п.н.

Нескоромных Наталия Ивановна

Сочи 2011


Содержание

Введение

1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы

классного руководителя

2. План воспитательной работы с учащимися 2 класса, в котором

наблюдаются частые конфликты между девочками и мальчиками

Заключение

Приложение

Список литературы



Введение

План воспитательной работы классного руководителя – это документ классного руководителя, в котором прописан перечень мероприятий с целым классом или отдельными учащимися, а также с учителями класса, родителями учащихся, внешкольными организациями и организациями на определенный период времени.

План работы классного руководителя — конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий.

Опыт показывает, что лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебную четверть. Однако это определяется опытностью педагога, а также сложившимися традициями школы и возможными указаниями со стороны органов управления образованием.

Задачи контрольной работы:

описать виды и структуру плана воспитательной работы классного руководителя, формы планирования;

описать этапы планирования внеурочной воспитательной работы на учебный год в классном коллективе;

изучить требования к плану внеурочной воспитательной работы классного руководителя;

разработать план внеурочной воспитательной работы классного руководителя с учениками 2 класса, в котором наблюдаются частые конфликты между девочками и мальчиками.



1. Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

Под планированием воспитательной ра

боты в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руко

водителя, детей и взрослых по определе

нию целей, содержания и способов орга

низации воспитательного процесса и жиз

недеятельности в классном сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель од

ного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успеш

но осуществить планирование, необходи

мо соблюдать следующие принципы пе

дагогического моделирования: системно

сти, конкретности, оптимальности, диа

лога, индивидуальности, научности, не

прерывности.

Принцип системности нацеливает уча

стников планирования рассматривать воспитательный процесс как сложную систему, состоящую из совокупности вза

имосвязанных и взаимодействующих компонентов. Это люди: классный руко

водитель, учащиеся класса, их родители, педагоги школы и другие взрослые; их индивидуальные и коллективные интере

сы, потребности, ценностные ориента

ции; цели, принципы, содержание, фор

мы и способы организации совместной деятельности, общения и отношений; внутренние и внешние связи классного сообщества; критерии, показатели, при

емы и методы изучения, анализа и оцен

ки состояния и результатов воспитатель

ного процесса.

Принцип конкретности содержит реко

мендацию разработчикам плана избегать неоправданного копирования проводи

мых дел в других ученических коллекти

вах. При планировании важно учесть ин

тересы и потребности членов своего кол

лектива, уровень развития своего класса и перспективы роста. Правильность вы

бора тех или иных форм и методов вос

питательной работы во многом зависит от осознания специфических 

особенностей педагогической ситуации в конкретной учебной группе. Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их проведение.

Принцип оптимальности связан с тре

мя важными обстоятельствами в деятель

ности по планированию воспитательной работы в классе.

Во-первых, классный ру

ководитель должен найти наилучший ва

риант участия детей и взрослых в коллек

тивной работе по планированию.

Во-вто

рых, результатом этой совместной дея

тельности должны стать модельные пред

ставления об оптимальном варианте по

строения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем.

^ В-тре

тьих, классный руководитель должен из

брать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного наставника.

Принцип диалога означает то, что диа

лог действий, мнений, мотивов участни

ков планирования — это необходимое ус

ловие подготовки оптимального вариан

та плана. Внимательное отношение к мне

нию каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют су

щественное значение для определения наиболее полного спектра возможных пу

тей и способов организации будущей жиз

недеятельности классного сообщества.

Принцип индивидуальности нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных пред

ставлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каж

дого учащегося является ценностью, а процесс ее развития и проявления — од

ной из главных задач моделируемой сис

темы. Принцип индивидуальности пред

полагает также учет индивидуальных осо

бенностей детей и взрослых при органи

зации коллективной деятельности по раз

работке плана.

Принцип научности — это требование к классному руководителю опираться при составлении плана на научные представ

ления о сущности, 

движущих силах и за

кономерностях процесса воспитания и развития ребенка, на теоретические поло

жения современных педагогических кон

цепций о воспитании, на технологические разработки отечественных и зарубежных ученых.

Принцип непрерывности обращает вни

мание разработчиков плана на одну из важнейших характерных черт процесса планирования — его непрерывность. Ут

верждение плана работы классного руко

водителя может свидетельствовать лишь об относительной завершенности процес

са планирования. Даже опытный клас

сный наставник после составления плана вносит в него коррективы, так как воспи

тательная система класса — это «живой организм», в котором изменяются инте

ресы, потребности, ценностные установ

ки детей и взрослых, корректируются межличностные отношения, появляются новые контакты с окружающей социаль

ной и природной средой. Все это обуслов

ливает внесение изменений в план воспи

тательной деятельности классного руко

водителя.

Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный ру

ководитель составляет календарный или перспективный план работы.

^ Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов проводимых мероприятий. Такой план (чаще всего план-сетка) называют рабочим планом классного руководителя. Его составление, как правило, не вызы

вает у педагога каких-либо затруднений, поэтому в дальнейшем речь пойдет о тех

нологии перспективного планирования, о содержании, форме и структуре плана воспитательной работы в классе на учеб

ный год или полугодие.

Сначала об алгоритме разработки пер

спективного плана. Он представляет собой своеобразную технологическую цепочку последовательно 

выполняемых действий классного руководителя и других участни

ков планирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие:

1)    определение классным руководителем порядка и сроков действий по плани

рованию воспитательной работы и жиз

недеятельности класса;  педагогический анализ состояния и  результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководи

телем образа класса, его жизнедеятельно

сти и воспитательного процесса в нем; коллективное планирование;

2) уточнение, корректирование и кон

кретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательной работы.

Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом любой педагог сможет разработать оптимальный и науч

но обоснованный план воспитательной работы.

^ Первый шаг классного руководителя — это определение порядка и сроков действий по разработке плана. Фактически педаго

гу надо сначала составить план по созда

нию другого плана. На первый взгляд эта фраза может показаться странной, но ошибки здесь нет. Чтобы деятельность классного руководителя и других участни

ков планирования была целенаправлен

ной, упорядоченной и эффективной, не

обходимо спланировать совместную дея

тельность по разработке перспективного плана воспитательной работы. Разумеет

ся, что при определении порядка дейст

вий классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но кроме них он должен обладать инфор

мацией о том, как будет проходить пла

нирование воспитательной работы в об

щешкольном масштабе. Процессы плани

рования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях должны протекать сопряженно. В этой связи мож

но воспользоваться разработанной про

фессором Л.В.Байбородовой циклограм

мой планирования воспитательной рабо

ты на новый учебный год. При составлении плана совместной деятельности по осуществлению перспек

тивного планирования следует определить формы и способы участия учащихся и родителей в данном процессе, решить с психологом, заместителем 

директора по воспитательной работе и другими члена

ми педагогического коллектива вопросы о психолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана.

^ Второй шаг в деятельности по плани

рованию воспитательного процесса в классе — это анализ воспитательной рабо

ты за прошедший учебный год. Такой ана

лиз часто воспринимается как трудоем

кая и не самая необходимая часть про

фессиональной деятельности классного руководителя, которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физи

ческих затрат. Практическая польза аналитической деятельности не всегда очевидна.  Это возможно, когда

- анализ проведен неформально;

- педагогический анализ представляет собой не эклектическое (разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение раз

личных фактов и  оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно определенным научно-мето

дическим принципам;

- аналитическая деятельность строит

ся в соответствии с разработанным критериально-аналитическим аппаратом;

- анализ является достаточно инфор

мативным и содержательным;

- классный руководитель учитывает спектр мнений большинства субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей, администра

ции школы, представителей педагогичес

кой общественности, с которыми непо

средственно взаимодействует коллектив класса.

В современной практике классного ру

ководства наблюдается несколько подхо

дов к проведению анализа воспитатель

ной работы, например: описательный, полярно-оценочный, проблемный, сис

темный и личностно ориентированный. Отметим их основные черты.

При описательном подходе описывают

ся и анализируются события и явления, происшедшие в жизнедеятельности клас

са, как правило, по принципу «что вижу, о том и пою».



При полярно-оценочном подходе выделя

ются и анализируются положительные и отрицательные моменты и результаты учебно-воспитательного процесса. Пла

нируется также анализ причин негатив

ных или позитивных явлений в жизнеде

ятельности класса.

Системный подход предполагает цело

стный анализ педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии всех его компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, при

емов), результатов деятельности и воспи

тательных отношений.

В последнее время в некоторых инно

вационных образовательных учреждени

ях успешно реализуются принципы  личностно ориентированного подхода, которые определяют специфику педагогического анализа воспитательной работы классно

го руководителя. При таком подходе ак

цент в аналитической деятельности дела

ется на таких аспектах, как развитие личности ребенка; становление и проявление индивиду

альных особенностей школьников; личностные достижения учащихся; формирование в классе и школе бла

гоприятной среды для развития учащих

ся; функционирование системы медико-психологического и социально-педагоги

ческого обеспечения процесса развития школьников.

Делая анализ реализации целей и реше

ния задач, классный руководитель оцени

вает степень достижения целевых устано

вок, определенных в плане воспитатель

ной работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных задач.

Для проведения анализа основных собы

тий и педагогических ситуаций важно на

личие необходимого объема информации. Одной из форм ее накопления являются информационные или информационно-аналитические справки. В информацион

ных справках обычно указывается, что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс меро

приятий), какие результаты получены в осуществленной деятельности.



Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений ос

новных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответ

ствии с разработанными критериями эф

фективности воспитательной деятельно

сти. При анализе следует различать кри

терии результатов и критерии процесса.

^ Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученное, социализированное.

^ Кри

терии процесса помогают понять, как осу

ществляется воспитательная деятель

ность, как действуют механизмы воспи

тания, какое влияние на результаты вос

питания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны следующие: гуман

ность воспитательных отношений, вовле

ченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива, сформированность деловых и межличностных взаимоотно

шений, развитость самоуправленческих начал в классе, наличие социальных свя

зей классного сообщества, эффективность психолого-педагогического и медико-со

циального сопровождения процесса раз

вития учащихся.

^ Третий шаг классного руководителя в деятельности по составлению плана вос

питательной работы — это моделирование педагогом образа класса и процесса воспи

тания в нем.

Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем состоянии классного сообщест

ва. Основными составляющими образа класса являются: образ учащегося класса, образ жизнедеятельности классного сооб

щества, построения в нем деятельности, общения и отношений, представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общности. Рассмотрим каждую составляющую обра

за класса.

^ Образ учащегося класса. Данный образ складывается из представлений педагога о наиболее важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классно

го сообщества. Создавая образ учащего

ся, классный 

руководитель пытается най

ти ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать ре

бенок, чтобы успешно справляться с воз

ложенными на него социальными функ

циями гражданина, сына или дочери, бра

та или сестры, ученика или ученицы, чле

на общественного объединения и др. Эти представления помогут педагогу правиль

но определить цель и задачи воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.

^ Образ жизнедеятельности классного со

общества, построения в нем деятельности, общения и отношений. Практически каж

дый учитель стремится к созданию в клас

се интеллектуально и духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально бла

гоприятной атмосферы в классном сооб

ществе. Однако не всем удается постро

ить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного кол

лектива. Сначала классному руководите

лю надо определить, какой вид или на

правление совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культу

ры и т.п.) может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор при

оритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребнос

тей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения. Нередко увлеченность клас

сного руководителя туризмом или спор

том, театром или художественной самоде

ятельностью перерастает в общее увлече

ние членов классного сообщества, и на этой основе создается воспитательная си

стема класса, формируется его индиви

дуальность. Наряду с приоритетными и другими видами деятельности классно

му руководителю необходимо предста

вить пути, формы и способы совершен

ствования общения членов классного сообщества. В последние годы педагоги стали больше уделять внимания делово

му и неформальному общению учащих

ся, развитию коммуникативной культу

ры школьников. В педагогическом арсе

нале появились тренинги общения, ком

муникативные игры, часы общения и 

развития, кружки и клубы коммуника

тивной культуры. Это не только значи

тельно обогатило воспитательный про

цесс, но и способствовало повышению его эффективности.

Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера форми

рующихся отношений между членами классного сообщества. Классному руко

водителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и де

ловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагопо

лучное положение в детском коллективе. Желательно, чтобы в формируемых пред

ставлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ре

бенка.

Образ класса не будет полным без пред

ставления о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в школьной общ

ности. Формируя образ класса, классный руководитель предусматривает участие своих воспитанников в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной паралле

ли, в работе с младшими и старшими школьниками. Стоит подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обо

гатить воспитательный потенциал обще

школьного коллектива. На наш взгляд, правильно поступают те классные руко

водители, которые стараются найти дру

зей класса в ближайшем социальном ок

ружении. Ими могут быть родители, ба

бушки и дедушки, руководители кружков, клубов, секций, народные умельцы, вете

раны войны и труда. Друзьями классных коллективов бывают разные люди, отли

чающиеся по возрасту, характеру, профес

сии, политическим воззрениям, но схо

жие по двум очень важным качествам. Во-первых, они чем-то (своим увлечением, жизненным опытом, талантом) интерес

ны учащимся; во-вторых, они проявляют желание быть полезными детям. Такая позиция взрослых вызывает адекватную реакцию со стороны учащихся, которые также пытаются стать нужными для ок

ружающих.



Завершая описание образа класса, сле

дует заметить, что он должен отображать  необходимое, возможное и желаемое со

стояние воспитательного процесса. Необ

ходимое — это то состояние, которое мо

делируется на основе учета объективных закономерностей и тенденций развития процесса воспитания учащихся данного класса; возможное — это то состояние, ко

торое проектируется в соответствии с ре

альными условиями функционирования и зоной ближайшего развития классного коллектива, выявленной в ходе аналити

ческой деятельности педагога; желаемое — это то состояние, которое создается в мо

дельных представлениях, формирующих

ся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагога и его вос

питанников. Только при наличии такого сформированного образа класса у клас

сного руководителя можно делать четвер

тый шаг в деятельности по планированию воспитательной работы.

^ Четвертый шаг в составлении плана воспитательной работы — это коллектив

ное планирование. В коллективном плани

ровании жизнедеятельности класса участ

вует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а так

же родители и друзья классного сообще

ства. Профессор Е.В. Титова считает кол

лективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в ор

ганизации коллективной творческой де

ятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом оп

ределяющей успех последующих совмест

ных действий.

Опытные педагоги-практики и методи

сты утверждают: если без предваритель

ной работы попросить учащихся внести свои предложения в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обос

нованные и примитивные предложения. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения уча

щихся, родителей и других представите

лей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.



   Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспита

тельной работы в классе могут быть осу

ществлены следующие действия:

1)    предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом;

2)    организация педагогического сопровождения коллективного планирования;

3)    осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

4)    проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.

^ Рассмотрим методические аспекты пе

речисленных действий.

Во время предварительного планирова

ния жизнедеятельности классного сообще

ства важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручить

ся их поддержкой. Возможен такой вари

ант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

б)  выдвижение целей и задач на планируемый период;

в)  продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

г)  определение основных дел предстоящего учебного года;д)         поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного планирования;

е)  назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному планированию.

Организация педагогического сопровож

дения коллективного планирования предпо

лагает создание условий для его успешно

го осуществления. Для этого необходимо сделать следующее:



- договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании консультаций;

- организовать своевременное информирование и взаимодействие организаторов и участников планирования;

- помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и предложений в план работы;

- провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах организации работы микрогрупп (как действовать, чтобы добиться наилучшего результата);

- оказать помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию.

Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана целесо

образно разделить на несколько периодов:

  I период — сбор-старт коллективного планирования;
II период — консультации со знающими людьми;
III период — разведка дел и друзей;

IV период — защита идей и предложений в годовой план;
 V период — составление плана жизнедеятельности класса;
VI период — рефлексия итогов коллективного планирования.

План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитанников;



реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.

2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.

3. Цели воспитательной работы в классе.

4. Задачи воспитательной работы в классе.

5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.

6. Занятость учащихся во внеурочное время.

7. Собственно план по направлениям:

7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.

7.2 Работа с родителями.

7.3 Индивидуальная работа с учащимися.

7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.



^ 2. План воспитательной работы во 2 классе, в котором наблюдаются конфликты между девочками и мальчиками


Скачать файл (41 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru