Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Агапов Е.П. (ред.) Проблемы социальных девиаций - файл 1.docx


Агапов Е.П. (ред.) Проблемы социальных девиаций
скачать (3737.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx3738kb.18.11.2011 22:13скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ПРОБЛЕМЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ


Южный федеральный университет

Факультет социологии и политологии

Кафедра социальных технологий
ПРОБЛЕМЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ДЕВИАЦИЙ
Под ред. Е. П. Агапова
Ростов-на-Дону

2010


ББК 65.272

УДК 364

П 78

Печатается по решению кафедры социальных технологий

факультета социологии и политологии ЮФУ

Рецензент – кандидат социологических наук

профессор Л. А. Кайгородова

Проблемы социальных девиаций. Учебное пособие / Под ред.


П 78

д-ра филос. наук, проф. Е. П. Агапова. Ростов-на-Дону: Центр


универсальной полиграфии, 2010. – 271 с.

Учебное пособие посвящено проблемам социальных девиаций, которые яв-

ляются предметом профессионального интереса социальных работников. В

нём рассматриваются социальные девиации в структуре общества, а также их

профилактика и преодоление. Учебное пособие предназначено для студен-

тов, изучающих социальную работу, а также всех, кто интересуются её про-

блемами.

ISBN 978-5-241-01028-5

ББК 65.272

УДК 364

© Кафедра социальных технологий, 2010



ВВЕДЕНИЕ
Проблемы социальных девиаций, которые ещё в конце 19 в. привлекли

внимание Дюркгейма и других представителей социологической мысли, яв-

ляются также предметом профессионального интереса социальных работни-

ков. Они рассматриваются в теории социальной работы, где девиантов ставят

в один ряд с маргиналами и социально незащищёнными группами как объек-

ты практической помощи нуждающимся, а более детальную разработку по-

лучают в рамках специальных дисциплин, посвящённых девиантологии.

Предлагаемая вниманию читателя книга задумывалась прежде всего как

учебное пособие для студентов, изучающих проблемы социальных девиаци-

ий в рамках таких дисциплин. Основное её содержание составляют четырна-

дцать глав, распределённых по двум разделам, первый из которых посвящён

рассмотрению социальных девиаций в структуре общества, а второй – их

профилактике и преодолению. Каждая глава учебного пособия завершается

контрольными вопросами, ответы на которые представляют собой определе-

ния важнейших понятий рассматриваемой темы, а также списком литерату-

ры, предназначенным для более глубокого изучения предмета. Эти определе-

ния собраны в глоссарии, а в библиографию помещена литература, разбро-

санная по отдельным главам учебного пособия. В качестве приложения в

книгу включены краткие сведения об известных людях из мира музыки, кино

и спорта, смерть которых прямо или косвенно связана с употреблением алко-

голя и наркотиков.

Учебное пособие является результатом сотрудничества факультета со-

циологии и политологии Южного федерального университета и Филиала

ЮФУ в г. Новошахтинске с Российским государственным социальным уни-

верситетом, выступающим в качестве координирующего центра подготовки

социальных работников в нашей стране. Вклад в его написание внесли сле-

дующие авторы: доктор философских наук, профессор ЮФУ Е. П. Агапов

(введение, гл. 4, глоссарий, библиография, приложение), кандидат психоло-

гических наук, профессор РГСУ Ю. В. Алексеев (гл. 9, 11), доктор психоло-

гических наук, профессор РГСУ И. В. Гайдамашко (гл. 12), кандидат социо-

логических наук, доцент Филиала ЮФУ в г. Новошахтинске Н. В. Карасёва

(гл. 5), кандидат философских наук, доцент ЮФУ Л. П. Карельская (гл. 8),

доктор психологических наук, профессор РГСУ Л. Г. Лаптев (гл. 11, 14),

доктор педагогических наук, профессор РГСУ Л. В. Мардахаев (гл. 9), кан-

дидат философских наук, доцент ЮФУ С. А. Мартиросян (гл. 13), кандидат

философских наук, доцент ЮФУ Н. В. Мацинина (гл. 10), кандидат психоло-

гических наук, доцент РГСУ А. А. Нестерова (гл. 9), кандидат философских

наук, доцент ЮФУ М. А. Никулина (гл. 6), кандидат социологических наук,

доцент ЮФУ О. А. Нор-Аревян (гл. 8), доктор психологических наук, про-

фессор РГСУ Е. А. Петрова (гл. 9), кандидат философских наук, доцент

РГСУ Л. В. Прохорова (гл. 14), кандидат психологических наук, доцент

РГСУ Т. Ф. Суслова (гл. 9), кандидат психологических наук, доцент РГСУ Н.


3


А. Тюрина (гл. 12), кандидат философских наук, доцент ЮФУ С. Г. Фурдей

(гл. 7), кандидат психологических наук, доцент РГСУ И. П. Чертыкова (гл. 9),

кандидат философских наук, доцент ЮФУ В. А. Шапинский (гл. 1-3).
Е. П. Агапов
4


^ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕВИАЦИИ

В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
5


ГЛАВА 1

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

1. 1. Понятие социальной нормы

Как известно, общество представляет собой исторически сложившуюся

совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в

значительной степени носят стихийный характер, но они не являются хао-

тичными, беспорядочными. В процессе исторического развития в социуме

объективно возникают регуляторы социальных связей, вследствие чего он

существует и развивается как целостная система. К числу таких регуляторов

можно отнести социальные ценности и социальные нормы. Первые являются

принципиальными, фундаментальными ориентирами общественной жизни.

Они осуществляют самую общую, стратегическую регуляцию поведения лю-

дей и социальных групп. Вторые представляют собой общезначимые правила

поведения, санкционируемые обществом или социальной группой. Они регу-

лируют только такое поведение, которое имеет общественный характер, т. е.

связано с взаимоотношениями между индивидами, социальными группами

или с обществом в целом. Этим социальная норма отличается от нормы тех-

нической, биологической, медицинской и т. д.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном

обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязатель-

ного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных орга-

низаций.

Социальные нормы могут быть зафиксированы в письменных докумен-

тах (законах, уставах, религиозных текстах) и могут существовать во мнени-

ях, взглядах, обычаях, традициях. Однако всем им свойственны три основ-

ных способа регулирования:

дозволение – указание на варианты поведения, которые не запрещены,

желательны, но не обязательны;

предписание – указание на требуемые действия;

запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

Иногда выделяют нормы-правила и нормы-ожидания. Первые регули-

руют поведение человека в наиболее важные моменты социальной жизни,

вторые представляют собой ожидание желательного поведения (например,

поведения, соответствующего социальному статусу). Различают также за-

прещающие и поощряющие нормы. Последние предполагают призыв к опре-

делённому образу действий (типа «будь активен» или «проявляй инициати-

ву»). Существует довольно большое количество нормативных систем. Есть

нормы религиозные, эстетические, обычаи и традиции и т. д., однако в дан-

ном случае основными являются право и мораль.

Право представляет собой систему общеобязательных правил поведе-

ния (норм), установленных или санкционированных государством. Для пра-


6


вовых норм характерны текстуальное закрепление, издание и отмена их в

официальном порядке, чёткое и однозначное описание варианта либо границ

поведения, применение единого масштаба и меры к ситуациям и отношени-

ям, имеющим одинаковые правовые признаки, наличие ясно обозначенной

санкции, обеспечение их соблюдения силой государства. Право регулирует

отношения собственности, процессы труда и обмена его продуктами, прин-

ципы формирования государственного механизма, отношения между органа-

ми государства и личностью. Оно устанавливает права и обязанности членов

общества и гарантии их осуществления, определяет меры борьбы с посяга-

тельствами на существующие общественные отношения, профилактику и по-

рядок разрешения конфликтов, воздействует на те виды межличностных от-

ношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как цело-

стности (например, семейные отношения). Право – объективная, внешняя по

отношению к индивиду система правил, руководящая его поведением. Пра-

вовые нормы всегда связаны с внешним авторитетом (законом или государ-

ственной властью).

Мораль – это система принципов и правил поведения, выражающих

принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и спра-

ведливость. Мораль неоднородна. Можно выделить общепринятую мораль и

мораль определённых слоев и социальных групп.

В отличие от права, мораль, во-первых, несёт оценочную нагрузку

(«хорошо – плохо», «справедливо – несправедливо»); во-вторых, в связи с

этим её нормы действуют прежде всего через внутренние психологические

механизмы, где на первый план выступают такие понятия, как «совесть»,

«долг», «честь» и т. д. Внешняя (общественная или групповая) оценка по-

ступка всегда преломляется через нравственные принципы человека. Для мо-

ральных норм характерны несущественность текстуального закрепления,

придание большого значения внутренним мотивам и целям поступка, а также

внешним обстоятельствам, условиям, в которых он был совершён. Соблюде-

ние моральных норм осуществляется авторитетом общественности, и в пер-

вую очередь диктуется малой социальной группой. Санкция за нарушение

моральных норм проявляется в виде общественного осуждения.

Если правовая оценка того или иного поступка основывается, как пра-

вило, на жёстком «бинарном» (двоичном) подходе, т. е. «законно – незакон-

но», «правомерно – неправомерно», то нравственная оценка может допускать

известную неоднозначность (проблема «лжи во спасение» или оценка по-

ступка как безнравственного, но справедливого или допустимого в соответ-

ствующих условиях). В данном случае учитывается, что требования к иде-

альному, должному поведению не всегда находят достаточно условий для

своей реализации. Поэтому абсолютизация подхода «нравственно – безнрав-

ственно» не всегда оправдана.

Как правило, требования морали и права совпадают. Воровство амо-

рально, а хищение имущества наказывается в административном или уголов-

ном порядке; то же относится к насильственным действиям, клевете, оскорб-

лению личности и т. п. Однако в некоторых случаях моральная и правовая
7


оценка того или иного поступка не адекватны. Так, человек может поступить

вполне правомерно, но при этом совершенно безнравственно, и наоборот.

Это связано с несовершенством самих нормативных систем, а также, в неко-

торых случаях, с нравственными императивами субкультур, не совпадающи-

ми с общепринятыми правовыми и моральными нормами (например, обычай

кровной мести, «разборки» в среде подростков и молодёжи и т. д.).
^ 1. 2. Девиантное поведение

В большинстве случаев члены общества следуют как официально уста-

новленным, так и фактически сложившимся социальным нормам, что в нема-

лой степени сохраняет его как систему. В зависимости от внутренних моти-

вов можно выделить два варианта нормативного поведения:

 когда человек следует тем или иным социальным нормам, не задумы-

ваясь над тем, верны ли они, то такое поведение принято называть

конформизмом, который предполагает пассивное принятие сущест-

вующего порядка, отсутствие собственной позиции, некритическое

следование любому образцу;

 если индивид следует нормам с целью привести своё поведение в соот-

ветствие с требованиями более высокого авторитета (Бог, обществен-

ность, родители), то это определяется как подчинение.

С точки зрения внешней оценки оба типа поведения можно назвать

нормативным, или конформным, поведением. В таком случае данный инди-

вид «корпоративен», т. е. является «игроком команды». Даже не задумыва-

ясь, мы следуем указаниям милиционера, повседневным правилам в быту,

неписаным нормам, принятым в малой группе, коллективе. Нормативное по-

ведение отражает эффективность процесса социализации в отношении доми-

нирующих стандартов культуры.

Вместе с тем в обществе также имеет место неприятие и неисполнение

социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп опре-

деляется как неконформное, или ненормативное. Оно может носить пози-

тивный характер, что способствует установлению в обществе более прогрес-

сивных норм поведения, деятельности (искусство, научно-техническое и со-

циальное творчество), или иметь патологический, негативный, дисфункцио-

нальный характер, что ведёт к разрушению прогрессивных тенденций. Такое

поведение, деятельность индивидов и социальных групп и принято называть

собственно девиантным (отклоняющимся) поведением.

Хотя в отечественной и зарубежной литературе под отклоняющимся

поведением понимается всякое поведение, которое не соответствует факти-

чески сложившимся или официально установленным социальным нормам,

термин «девиантность» (от лат. deviatio – отклонение, уклонение) в основном

связывается с негативными, деструктивными явлениями (преступность, нар-

комания, самоубийства и т. д.). Если поведение не совпадает с нормами, но

не носит деструктивного характера, то его считают просто неконформным

(нестандартным) поведением.


8


Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведени-

ем достаточно подвижны. К тому же существует множественность критериев

оценки того или иного поведенческого акта. В качестве таковых могут вы-

ступать общечеловеческие ценности, ценности данного конкретного социу-

ма, а также ценности данной субкультуры. Всё это обусловливает проблему

квалификации девиантного или негативного («творческая девиация» или

«социальная патология») поведения. Однако в качестве базового, исходного

критерия следует выделить общечеловеческие ценности как принципиальные

ориентиры социального прогресса (свобода, справедливость, права человека

и др.).

Когда девиантное поведение приобретает большие масштабы, охваты-

вает значительное число людей и превращается в заметное социальное явле-

ние, то в данном случае применяется термин «социальное отклонение».

Именно девиантное поведение как социальное явление – предмет социологии

и социальной психологии. Проблема квалификации поведения как норматив-

ного или девиантного заключается в релятивности (относительности) самих

социальных норм. Одно и то же действие в разных ситуациях оценивается

по-разному (убийство – преступление и убийство – подвиг на войне). Кроме

того, общество эволюционирует, и с необходимостью меняются сами соци-

альные нормы, например отношение права к предпринимательской деятель-

ности в России, моральная оценка добрачных сексуальных отношений или

отношение к курению на Западе.

Вторая проблема – это неопределённость поведенческих ожиданий.

Переход дороги в неположенном месте официально запрещён, но широко

распространён и считается полулегальным до тех пор, пока никому не при-

чиняет вред.

Любой вид девиации имеет три необходимых компонента:

1. человек (группа) с определённым типом поведения;

2. норма как критерий оценки с точки зрения соответствия ей или нару-

шения;

3. другая группа или социальный институт, реагирующий на данное по-

ведение.

Каковы же причины девиантного поведения? На этот счёт в науке су-

ществует три подхода.

1. Биологический подход. Его сторонниками были Ч. Ломброзо и У.

Шелдон. Суть этого подхода в том, что девиантное, в частности преступное,

поведение обусловлено определёнными физическими чертами. Например,

выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, пониженная

чувствительность к боли (Ч. Ломброзо) или мезоморфность, т. е. строение

тела, которое отличается силой и стройностью (У. Шелдон). В последние го-

ды девиантность в русле данного подхода объясняется аномалиями половых

хромосом (наличие дополнительной хромосомы Y).

Биологические особенности организма, безусловно, влияют на поведе-

ние человека (рост, внешность, наличие физических недостатков). Нельзя

сбрасывать со счетов и генетическую предрасположенность некоторых лю-
9


дей к девиантному поведению, однако не следует абсолютизировать данный

подход, тем более что значительная часть преступлений вызвана не биологи-

ческими, а социальными причинами (например, «вынужденная» или корыст-

ная преступность).

2. Психологический подход. Его основоположником считается 3.

Фрейд. Девиантность с его точки зрения связана с психическими отклоне-

ниями, а также с тем, что конфликт личности и общества задан изначально

как столкновение Id («Оно») и Super-Ego – системы моральных запретов.

Общество ограничивает возможность удовлетворения инстинктов человека и

тем самым создаёт конфликтную ситуацию.

Видимо, следует согласиться с тем мнением, что с помощью анализа

какой-то одной психологической черты, конфликта или комплекса нельзя

объяснить сущность (уровень) преступности или любого другого вида девиа-

ции. Более вероятно, что и биологическая, и психологическая предрасполо-

женность к девиантному поведению в некоторых случаях, соединяясь с опре-

делёнными социальными условиями, дают соответствующий результат. Сам

факт относительно небольшого распространения данных подходов в мировой

науке говорит не в их пользу. Наиболее распространённым является социо-

логический подход.

3. Социологический подход. В рамках данного подхода можно выде-

лить интеракционистское направление и структурный анализ. Первого при-

держиваются Ф. Танненбаум, Э. Гофман, Э. Лемерт, Г. Беккер. Основным

положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не явля-

ется свойством, внутренне присущим какому-либо социальному поведению,

а предстаёт следствием социальной оценки (стигматизации) определённого

поведения как девиантного. Девиация обусловлена способностью влиятель-

ных групп общества навязывать другим слоям определённые стандарты. Ана-

лиз причин девиантного поведения направлен в данном случае на изучение

процессов, явлений и факторов, определяющих или влияющих на приписы-

вание статуса девиантности поведению и статуса девианта – индивидам, т. е.

исследование того, каким образом формируется отношение к людям как к

девиантам.

Структурный анализ предполагает три объяснения:

 первое – культурологическое, когда причиной девиации являются кон-

фликты между нормами субкультуры и господствующей культуры на

основании того, что индивиды одновременно входят в разные этниче-

ские, культурные, социальные, политические и другие группы с несов-

падающими или противоречащими ценностями. Это обстоятельство

является объективной основой для девиации (Т. Селлин, О. Турк);

 второе сложилось в рамках теории конфликта (К. Маркс, Р. Квинни, И.

Тейлор, П. Уолтон и Д. Янг). Девиация в данном случае выступает ре-

зультатом противодействия нормам капиталистического общества и

обусловлена социально-экономической природой капитализма;

 третье предлагает Р. Мертон. По его мнению, девиантное поведение

обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашёнными
10


данной культурой целями и институциализированными средствами их

достижения.

В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведе-

ния в основном объясняются двумя причинами: несовпадением требований

нормы с требованиями жизни, с одной стороны, и несоответствием требова-

ний жизни интересам данной личности – с другой. Это вызвано противоре-

чивостью развития общества. Видимо, основным здесь является противоре-

чие между стабильностью и мобильностью общества как системы. Общество,

с одной стороны, ориентирует индивида на конформное поведение, что явля-

ется условием социальной стабильности, а с другой – объективно требует от

него инициативности, т. е. выхода за рамки общепринятых стандартов. По-

этому социализация личности всегда включает в себя как конформное, так и

неконформное поведение. Некоторые исследователи считают, что главной

причиной всех социальных отклонений служит социальное неравенство. Оно

порождает противоречие между относительно равномерно растущими по-

требностями и неравномерными возможностями их удовлетворения в зави-

симости от того, к какой социальной группе относится индивид.

На уровне индивидуального поведения наиболее общей причиной де-

виации выступает «социальная неустроенность», т. е. несоответствие инди-

видуальных качеств человека его социальному статусу. Статус может быть

выше (посредственный человек – руководитель предприятия, отрасли, а то и

страны) или ниже (поэт-вахтёр, философ-кочегар). Человек занят не своим

делом или это дело недостаточно справедливо оценивается обществом.

Помимо названных объективных причин появления девиаций, можно

выделить и субъективные.

Личность формируется не только под влиянием социальных норм, но в

первую очередь под воздействием жизненных ситуаций. Если общественные

нормы относительно стабильны, то жизненные ситуации, опыт человека го-

раздо более изменчивы и разнообразны. Поэтому в сознании личности и мо-

гут содержаться определённые «дефекты»: незнание некоторых норм из-за

отсутствия информации, неправильное понимание правовых и нравственных

принципов, несогласие с рядом социальных норм в силу несовпадения требо-

ваний нормы с личными интересами, опытом, моральными убеждениями

(правовой нигилизм), пренебрежение социальными нормами, усвоение при-

вычек, норм и принципов, которые не соответствуют общепринятым (напри-

мер, уголовных).
^ 1. 3. Типология девиантного поведения

Наиболее известной типологией девиантного поведения является типо-

логия, предложенная Р. Мертоном. По его мнению, каждая культура имеет

провозглашённые цели и институциализированные средства их достижения.

Рассогласование между ними ведёт к аномии. Исходя из этого, Р. Мертон

строит возможную типологию социального поведения, которая представляет

собой разнообразные способы приспособления индивида к условиям, суще-

ствующим в обществе:
11

Согласно данной таблице, конформизм и ритуализм являются обычны-

ми, нормативными формами поведения, инновация – девиантностью, ретри-

тизм выглядит и как девиация, и как дезадаптация личности, мятеж – как пе-

реходная реакция, которая стремится установить новые пели и средства их

достижения.

В отечественной литературе есть и другие достаточно продуктивные

виды классификации девиантного поведения.

1. Отклонения по типу нарушения нормы:

 отклонения, связанные с нарушением правовых норм, – это преступле-

ния и иные правонарушения;

 отклонения в сфере общественной морали. Сюда мы в первую очередь

относим пьянство и алкоголизм, наркоманию, проституцию, самоубий-

ства, бродяжничество и попрошайничество.

Это не идеальная классификация, так как многие правонарушения мо-

гут быть отнесены и к моральным проступкам, например хулиганство, а про-

ституция и наркомания являются также и правонарушениями.

2. Отклонения по целевой направленности:

 отклонения корыстной ориентации – корыстные преступления, в опре-

делённой ситуации – проституция;

 отклонения агрессивной ориентации – насилие как средство для дос-

тижения какой-либо цели (выгода, самоутверждение, ревность), наси-

лие как самоцель, например хулиганство;

 отклонения социально-пассивного типа – уход от общественной жизни

(пьянство и алкоголизм, наркомания и, видимо, крайняя форма – само-

убийство).
^ 1. 4. Социальный контроль

Социальный контроль по отношению к девиантному поведению пред-

ставляет собой совокупность средств и методов воздействия общества на не-

желательные формы поведения с целью их элиминирования (устранения) или

минимизации. По формам различают формальный и неформальный кон-

троль. Формальный (официальный) контроль осуществляется компетентны-

ми организациями, неформальный (неофициальный) связан с общественным

мнением, идентификацией с референтными группами. Сюда также относятся

12

карательный (репрессивный) и сдерживающий (предупредительный) кон-

троль.

Методами контроля выступают принуждение, наказание и иные виды

негативных санкций или поощрение, награда и другие позитивные санкции.

К основным механизмам социального контроля можно отнести внеш-

ний контроль, т. е. различные виды формальных и неформальных санкций, и

внутренний контроль, основанный на усвоении ценностей и норм.

Формы и методы (меры) внешнего контроля можно разделить на три

категории: общесоциальные, административно-правовые и специальные.

Говоря об общесоциальных мерах, мы должны иметь в виду то, что

общество, устанавливая определённые нормы, уже демонстрирует свое несо-

ответствие этим нормам. Если бы никто не употреблял наркотики, не было

бы и необходимости борьбы с наркоманией, установления соответствующих

запретов. Функциональность социальных отклонений в том, что они, во-

первых, служат индикатором состояния общества, показывают его несовер-

шенство. Кроме того, они являются способом удовлетворения потребностей

определённых людей или социальных групп, хотя эти способы зачастую и

извращены или же извращены сами потребности. Поэтому полностью устра-

нить девиантность, видимо, нельзя, но поставить её в социально приемлемые

рамки можно и нужно.

Не только наше общество, но и весь мир сегодня нуждается в новой

концепции и практике социального контроля. Общая стратегия уже ясна: это

перенос акцента с наказания на превенцию, т. е. предотвращение, профилак-

тику. Из прорабатываемых и внедряемых в практику форм общесоциального

контроля можно назвать следующие:

1. замещение или вытеснение наиболее опасных форм социальной пато-

логии полезной или нейтральной деятельностью. Как справедливо от-

мечают социологи, если, например, потребление алкоголя выполняет

определённые социальные функции, то, следовательно, надо искать и

предоставлять желающим альтернативные средства и способы реали-

зации соответствующих функций. Это же относится и к потреблению

наркотиков;

2. дальнейшее создание обществ и групп взаимопомощи, помогающих

избавиться от алкогольной или наркотической зависимости (Аноним-

ные алкоголики, Анонимные наркоманы, Возрождение и т. д.), а также

организаций и служб социальной помощи (наркологической, суицидо-

логической, геронтологической), служб реабилитации лиц, оказавших-

ся на обочине общества;

3. отмена смертной казни;

4. сокращение доли приговоров к лишению свободы в системе правоох-

ранительной деятельности;

5. создание домов-приютов временного содержания для тех, кто вступил

в конфликт с семьёй;

6. оказание помощи жертвам преступлений (государственная помощь,

моральная и материальная поддержка).
13


Административно-правовые меры предполагают как совершенствова-

ние правовых норм и механизмов их реализации, так и улучшение деятель-

ности административно-правовых органов по борьбе с социальными откло-

нениями. В качестве примера можно привести известные изменения, внесён-

ные в уголовное и административное законодательство в 1991 г., – декрими-

нализацию потребления наркотиков, т. е. отказ от уголовного и администра-

тивного преследования лиц, потребляющих наркотические вещества, что да-

ёт возможность обращаться в медицинские учреждения, не опасаясь войти в

конфликт с законом. Кроме того, регламентация торговли спиртными напит-

ками, уменьшение практических возможностей для совершения преступле-

ния (патрулирование, охрана).

Специальные меры первую очередь опираются на медицинские и пси-

хологические методы: лечение наркоманов и алкоголиков в соответствую-

щих клиниках (диспансерах) и амбулаториях, психокоррекцию, психотера-

пию, индивидуальная работа по ресоциализации осуждённых непосредствен-

но в местах заключения, психологическую помощь жертвам преступления,

деятельность социологических служб по анализу «групп риска», телефонов

доверия и т. д.

В последующих главах будут более конкретно рассматриваться край-

ние формы девиантного поведения: пьянство, наркомания, бродяжничество,

проституция, преступность, самоубийства.
Контрольные вопросы

1. Что такое социальные ценности? социальные нормы?

2. Что такое дозволение? предписание? запрет?

3. Что такое нормы-правила? нормы-ожидания?

4. Какие нормы называются запрещающими? поощряющими?

5. Что такое право? мораль?

6. Какое поведение называется нормативным? ненормативным?

7. Что такое девиантное поведение?

8. Что такое социальное отклонение?

9. Что такое социальный контроль?

10.Какой контроль называется формальным? неформальным?

11.Какой контроль называется карательным? сдерживающим?

12.Что такое внешний контроль? внутренний контроль?
Литература


1.
2.
3.

4.

5.

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотиз-

ма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2007.

Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведе-

ния. М., 2008.

Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.

Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2005.

Основы социологии / Отв. ред. А. Г. Эфендиев. М., 1993.

14



6. Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.

М., 1990.

7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холосто-

вой. М., 1997.

8. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

9. Социальная работа: словарь-справочник / Под ред. В. И. Филоненко.

М., 1998.

10.Социальные отклонения. Введение в общую теорию / Под ред. В. Н.

Кудрявцева. М., 1989.

11.Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. Ростов-на-Дону,

2006.

12.Шапинский В. А., Мареев В. И. Девиантное поведение и социальный

контроль. Ростов-на-Дону, 1997.
15


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Скачать файл (3737.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru